бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра педагогического и специального образования

Рабочая программа

2020-21 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Feb. 9, 2021
А.А. Ниязова заведующий кафедрой
согласовано Feb. 10, 2021
Н.В. Ганущак декан факультета
согласовано March 23, 2021

Б1.О.05.03 Педагогика, 4 семестр

Б-9081, 44.03.05, Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (направленность Русский язык и Литература), экзамен

Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов
Э.П. Бакшеева ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
ОПК-1: Способность осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики; Знание законодательства в области образования. Конвенции о правах ребенка знаниевый
Знание назначения, структуры «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Базовые национальные ценности знаниевый
Знание назначения, структуры основной образовательной программы и требований к содержанию ее компонентов знаниевый
Знание назначения, структуры системы образования. Особенностей образования как социального института; Особенностей функционирования системы образования как социального института знаниевый
Знание назначения, структуры ФГОС, требований к образовательным результатам и условиям реализации ФГОС знаниевый
Знание способов использования нормативных правовых актов при анализе, планировании образовательного процесса в ОО знаниевый
Умение анализировать и оценивать взаимодействие с участниками образовательного (обучающиеся, родители, коллеги) процесса исходя из правовых и этических норм ориентировочный
Умение анализировать профессиональную деятельность исходя из правовых и этических норм ориентировочный
Умение оценивать профессиональную деятельность на соответствие нормам профессиональной этики ориентировочный
Умение планировать профессиональную деятельность исходя из нормативно-правовых актов в области образования ориентировочный
Умение осуществлять поиск актуальных нормативных актов в области образования операциональный
ОПК-2: Способность участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационно – коммуникационных технологий); Знание назначения, структуры ФГОС, требований к образовательным результатам и условиям реализации ФГОС знаниевый
Знание содержания и структуры образовательных программ по ступеням образования знаниевый
Знание способов разработки дополнительных образовательных программ знаниевый
Знание способов разработки основной образовательной программы знаниевый
Умение анализа и оценки основных и дополнительных образовательных программ ориентировочный
Умение анализировать и оценивать компоненты основной образовательной программы ориентировочный
Умение определять состав и последовательность действий по разработке основных и дополнительных образовательных программ ориентировочный
Умение определять состав и последовательность действий по разработке отдельных компонентов основной образовательной программы ориентировочный
ОПК-3: Способность организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями ФГОС; Знание методов организации индивидуальной и совместной учебной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья знаниевый
Знание назначения, структуры образовательной системы (воспитательной, учебной) знаниевый
Знание направлений воспитательной деятельности в ОО знаниевый
Знание особенностей индивидуальной учебной деятельности. Методов организации индивидуальной учебной деятельности знаниевый
Знание особенностей коллективной учебной деятельности. Методов организации коллективной учебной деятельности знаниевый
Знание способов анализа и оценки результатов проведения учебного занятия, воспитательного мероприятия знаниевый
Знание способов выбора организационных форм проведения учебных занятий, воспитательных мероприятий знаниевый
Знание способов планирования учебных занятий в различных формах, воспитательных мероприятий знаниевый
Знание теорий обучения. Технологий обучения. знаниевый
Знание требований ФГОС к результатам, структуре и условиям освоения основной образовательной программы знаниевый
Умение анализировать и оценивать результаты выбранной формы организации учебного занятия ориентировочный
Умение анализировать эффективность применения различных форм воспитательных занятий в зависимости от решаемых воспитательных задач ориентировочный
Умение выбирать организационные формы проведения учебных занятий и воспитательных мероприятий ориентировочный
Умение контролировать процесс реализации учебного и воспитательного процесса ориентировочный
Умение определять состав и последовательность действий по разработке воспитательных занятий в различных формах в соответствии с воспитательными задачами и направлениями воспитательной деятельности ориентировочный
Умение определять состав и последовательность действий по разработке учебных занятий в различных формах в соответствии с учебными задачами ориентировочный
Умение оценивать результаты выбранной формы организации воспитательного занятия ориентировочный
ОПК-4: Способность осуществлять духовно – нравственное воспитание обучающихся в учебной и внеучебной деятельности; Знание базовых национальных ценностей. Знание основ духовно-нравственного воспитания обучающихся знаниевый
Знание методов организации учебной деятельности для решения задач духовно-нравственного развития обучающихся знаниевый
Знание назначения, структуры «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» знаниевый
Знание способов анализа учебно-воспитательного процесса исходя из задач духовно-нравственного воспитания обучающихся знаниевый
Знание способов выбора методов воспитания для решения задач духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности знаниевый
Знание способов духовно-нравственного воспитания в учебной и внеучебной деятельности знаниевый
Знание способов планирования, организации, оценки результатов духовно- нравственного воспитания ребенка в учебной и внеучебной деятельности знаниевый
Знание условий социализации детей на разных возрастных этапах знаниевый
Знание характеристики и условий реализации воспитательной деятельности. Методов организации воспитательной работы в школьном, классном коллективе для решения задач духовно-нравственного развития обучающихся знаниевый
Понимание значимости духовно-нравственного воспитания личности ориентировочный
Умение анализировать образовательный процесс исходя из задач духовно-нравственного воспитания обучающихся ориентировочный
Умение выбирать адекватные методы воспитания для решения задач духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности ориентировочный
Умение оценивать результаты духовно-нравственного воспитания обучающихся в учебной и внеучебной деятельности ориентировочный
Умение планировать духовно-нравственное воспитание ребенка в учебной и внеучебной деятельности ориентировочный
Умение реализовать действия, необходимые для решения задач духовно-нравственного воспитания в учебной и внеучебной деятельности ориентировочный
Умение ставить задачи духовно-нравственного воспитания обучающихся ориентировочный
ОПК-5: Способность осуществлять контроль и оценку формирования результатов образования обучающихся, и выявлять и корректировать трудности в обучении; Знание назначения, структуры системы контроля и оценки знаниевый
Знание способов выбора средств контроля и оценки результатов образовательной деятельности знаниевый
Знание способов выбора форм и методов контроля и оценки результатов образовательной деятельности знаниевый
Знание способов выявления причин и преодоления учебной неуспешности знаниевый
Знание способов планирования действий по контролю и оценке результатов образовательной деятельности знаниевый
Знание форм и методов контроля и оценки результатов образовательной деятельности знаниевый
Умение выбирать адекватные средства оценки и контроля результатов образовательной деятельности ориентировочный
Умение выбирать формы и методы контроля и оценки результатов образовательной деятельности ориентировочный
Умение планировать действия по контролю и оценке результатов образовательной деятельности ориентировочный
ОПК-6: Способность использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями; Знание особенностей реализации технологий обучения и воспитания знаниевый
Знание способов выбора различных технологий обучения, направленных на развитие обучающихся знаниевый
Знание способов оценки эффективности технологий воспитания в решении задач развития обучающихся знаниевый
Знание способов оценки эффективности технологий обучения в решении задач развития обучающихся знаниевый
Знание способов планирования воспитательных занятий с использованием различных технологий, направленных на развитие обучающихся знаниевый
Знание способов планирования учебных занятий с использованием технологий обучения, направленных на развитие обучающихся знаниевый
Знание характеристики и условий реализации индивидуальных форм обучения и воспитания. Методов и форм индивидуализации обучения и воспитания знаниевый
Умение оценивать эффективность технологий воспитания в решении задач развития обучающихся ориентировочный
Умение оценивать эффективность технологий обучения в решении задач развития обучающихся ориентировочный
Умение планировать воспитательные занятия с использованием различных технологий, направленных на развитие обучающихся ориентировочный
Умение планировать учебные занятия с использованием технологий обучения, направленных на развитие обучающихся ориентировочный
ПКО-1: Способен осуществлять обучение по образовательной программе на основе использования современных подходов и образовательных технологий; Знание современных образовательных технологий и методики преподавания по программам общего образования знаниевый
Знание современных требований к образовательным результатам, отраженным в нормативной документации знаниевый
Знание современных условий реализации учебного процесса в образовательной организации знаниевый
ПКО-2: Способен осуществлять целенаправленную воспитательную деятельность. Знание сущности педагогического сопровождения социализации: целей, задач, направлений. знаниевый
Знание теоретико-методических основ организации воспитательной (внеучебной) деятельности в соответствии с требованиями ФГОС, ООП и с учетом культурных различий, половозрастных и индивидуальных особенностей обучающихся знаниевый
Владение действиями по конструированию содержания воспитательной (внеучебной) деятельности в соответствии с требованиями ФГОС, ООП и с учетом культурных различий, половозрастных и индивидуальных особенностей обучающихся ориентировочный

Цели изучения дисциплины

Формирование умений по проектированию образовательного процесса на основе знаний о его сущности, структурных компонентах и особенностях его организации с учетом требований деятельностного подхода

Задачи

  1. Формировать ориентировочные умения по проектированию воспитательного процесса на основе знаний о его сущности, особенностях, принципах, содержании, формах и методах организации с учетом требований деятельностного подхода
  2. Формировать систему знаний и умений по отбору современного содержания, методов, форм, средств и технологий обучения при проектировании учебного процесса и системы контроля его результатов в образовательных организациях общего образования

Числовые характеристики

Трудоемкость 108 ч.
Аудиторная работа 44.0 ч.
Лекция 16.0 ч.
Семинар 12.0 ч.
Практическая работа 6.0 ч.
КСР 10.0 ч.
Контроль 2.0 ч.
Самостоятельная работа студента 62.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 14.0 ч. из 13.0 ч.
Часов в неделю 2.44 ч. (2.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Методические и технологические основы воспитательного процесса Формирование умений по проектированию воспитательной работы с различными участниками образовательного процесса. Сформированы умения по проектированию и осуществлению воспитательной работы с различными участниками педагогического процесса (ребенок, детский коллектив, семья, социальная среда)
  • Методика формирования детского коллектива как социальной среды воспитания
  • Моделирование воспитательной системы школьного класса
  • Планирование классным руководителем воспитательного процесса в школьном классе
  • Целеполагание и постановка задач воспитания и развития обучающихся
  • Методы воспитания как способы достижения задач духовно-нравственного воспитания, развития обучающихся в воспитательном процессе школы.Выбор методов воспитания и особенности их реализации в воспитательном процессе.
  • Формы организации воспитательного процесса
  • Средства воспитания.
  • Технологии воспитания.
  • Технология КТД как способ организации коллективных форм совместной деятельности детей и взрослых, обеспечения активности и самостоятельности воспитанников.
  • Технология педагогической поддержки
  • Психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса
  • Технология подготовки и проведения классного часа
  • Самовоспитание и перевоспитание
  • Современные детско-юношеские организации. Неформальные объединения детей и молодежи. РДШ, Сообщество "Школа-центр социума"
  • Изучение и анализ результатов эффективности воспитательной работы
Теоретические основы учебного процесса Формирование системы знаний и умений по отбору современного содержания, методов, форм, средств и технологий обучения при проектировании и осуществлении педагогического процесса в образовательных организациях. Понимание специфики процесса обучения; знание современных требований к содержанию образования, формам, методам и средствам обучения; умение отбирать соответствующее содержание, формы, методы и средства учебной и внеучебной деятельности.
  • Сущность и логика учебного процесса
  • Современные дидактические концепции
  • Закономерности и принципы обучения
  • Современные методы обучения
  • Современные средства обучения
  • Интерактивные методы и формы обучения
  • Урок как основная организационная форма учебного процесса
  • Современные технологии обучения
  • Педагогическая диагностика, контроль и оценка качества обучения
  • Современные формы обучения

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Детский коллектив как объект и субъект воспитания Лекция 2.0 1
2 Моделирование воспитательной системы школьного класса Лекция 2.0 2
3 Планирование классным руководителем воспитательного процесса в школьном классе Лекция 2.0 3
4 Целеполагание и постановка задач воспитания и развития обучающихся Семинар 2.0 3
5 Выбор методов воспитания и особенности их реализации в воспитательном процессе Практическая работа 2.0 4
6 Выбор методов воспитания и особенности их реализации в воспитательном процессе Индивидуальная работа 1.0 4
7 Формы организации воспитательного процесса Самостоятельное изучение 2.0 5
8 Средства воспитания Самостоятельное изучение 1.0 6
9 Технологии воспитания Лекция 2.0 6
10 Технология КТД Лекция 2.0 7
11 Технология КТД Практическая работа 2.0 7
12 Технология КТД Индивидуальная работа 2.0 7
13 Технология педагогической поддержки. Психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса Лекция 2.0 8
14 Самовоспитание и перевоспитание Самостоятельное изучение 2.0 9
15 Технология подготовки и проведения классного часа Другое 2.0 9
16 Технология педагогической поддержки. Психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса Коллоквиум 2.0 9
17 Современные детско-юношеские организации. Неформальные объединения детей и молодежи. РДШ. Сообщество "Школа-центр социума". Самостоятельное изучение 3.0 10
18 Изучение и анализ результатов эффективности воспитательной работы Практическая работа 2.0 10
19 Рубежный контроль 1 Контрольная работа 2.0 11
20 Сущность и логика учебного процесса Лекция 2.0 11
21 Рубежный контроль 1 Индивидуальная работа 2.0 11
22 Сущность и логика учебного процесса Индивидуальная работа 1.0 11
23 Современные дидактические концепции Самостоятельное изучение 1.0 12
24 Закономерности и принципы обучения Семинар 2.0 12
25 Современные дидактические концепции Индивидуальная работа 1.0 12
26 Современные методы обучения Лекция 2.0 13
27 Современные формы обучения Самостоятельное изучение 1.0 13
28 Современные методы обучения Семинар 2.0 13
29 Современные формы обучения Индивидуальная работа 2.0 13
30 Современные средства обучения Самостоятельное изучение 1.0 14
31 Интерактивные формы и средства обучения Семинар 2.0 14
32 Современные средства обучения Индивидуальная работа 2.0 14
33 Современные технологии обучения Конференция 2.0 15
34 Урок как основная организационная форма обучения Семинар 2.0 15
35 Педагогическая диагностика, контроль качества обучения Семинар 2.0 16
36 Рубежный контроль 2 Контрольная работа 2.0 16
37 Рубежный контроль 2 Индивидуальная работа 1.0 16
38 Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация (экз.) 2.0 16

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Детский коллектив как объект и субъект воспитания Лекция Знает и называет основные признаки коллектива, его структуру. Воспроизведение
2 Моделирование воспитательной системы школьного класса Лекция Выделяет сущность понятия "воспитательная система", ее функции и структуру. Воспроизведение
Характеризует различные модели воспитательной системы. Воспроизведение
Анализирует структурные элементы воспитательной системы класса и школы Применение
Характеризует основные этапы развития воспитательных систем, методику их становления, а также критерии оценки Воспроизведение
Называет основные этапы технологии моделирования воспитательной системы. Воспроизведение
Выделяет характерные особенности той или иной воспитательной системы, умеет ее оценивать. Воспроизведение
3 Планирование классным руководителем воспитательного процесса в школьном классе Лекция Называет основные требования к целям и результатам воспитания и развития обучающихся Воспроизведение
Анализирует основные нормативные документы, отражающие современные требования к организации воспитательного процесса (Программа духовно-нравственного воспитания, развития, ФГОС и др.) Применение
Выделяет сущностные отличия понятий "воспитание", "воспитательный процесс", "воспитательная дятельность", "воспитательная работа". Воспроизведение
Обосновывает основные требования и принципы планирования и организации воспитательной работы. Воспроизведение
Называет основные виды планов воспитательной работы, основные ошибки при планировании воспитательной работы. Воспроизведение
Умеет планировать воспитательную деятельность. Применение
4 Целеполагание и постановка задач воспитания и развития обучающихся Семинар Перечисляет основные источники формирования целей воспитания, виды и типы целей. Воспроизведение
Характеризует современные цели и задачи воспитания в соответствии с нормативными документами Воспроизведение
Объясняет особенности процесса целеполагания и постановки задач при организации воспитательной деятельности в условиях реализации ФГОС Воспроизведение
Владеет методикой целеполагагия, умеет планировать действия по целеполаганию и постановке задач воспитания Применение
Отбирает критерии оценки и оценивает план действий по постановке целей и задач воспитания Применение
5 Выбор методов воспитания и особенности их реализации в воспитательном процессе Практическая работа Раскрывает сущность понятия "метод воспитания" и различные классификации методов воспитания Воспроизведение
Характеризует различные методы воспитания Воспроизведение
Характеризует факторы, определяющие выбор методов воспитания Воспроизведение
Объясняет особенности реализации методов воспитания в работе с различными категориями обучающихся. Воспроизведение
Умеет отбирать методы воспитания в соответствии с педагогическими задачами Применение
6 Выбор методов воспитания и особенности их реализации в воспитательном процессе Индивидуальная работа Раскрывает сущность понятия "метод воспитания" и различные классификации методов воспитания Воспроизведение
Характеризует различные методы воспитания Воспроизведение
Характеризует факторы, определяющие выбор методов воспитания Воспроизведение
Объясняет особенности реализации методов воспитания в работе с различными категориями обучающихся. Воспроизведение
Умеет отбирать методы воспитания в соответствии с педагогическими задачами Применение
7 Формы организации воспитательного процесса Самостоятельное изучение Раскрывает сущность понятия "форма воспитания" и различные классификации форм Воспроизведение
Умеет характеризовать различные традиционные и нетрадиционные формы воспитательной работы Воспроизведение
Умеет выбирать форму воспитательной работы в соответствии с педагогическими задачами Применение
8 Средства воспитания Самостоятельное изучение Раскрывает сущность понятия "средства воспитания" Воспроизведение
Характеризует различные средства воспитания Воспроизведение
9 Технологии воспитания Лекция Раскрывает содержание понятия "технология воспитания", его уровни Воспроизведение
Умеет характеризовать различные технологии воспитания Воспроизведение
Определяет и характеризует конкретные диалоговые и игровые технологии Воспроизведение
Владеет конкретными диалоговыми и игровыми технологиями (владеет алгоритмом) Воспроизведение
10 Технология КТД Лекция Раскрывает сущность КТД, его воспитательные возможности,этапы, виды, условия эффективности Воспроизведение
Объясняет возможности КТД как средства поддержания активности, инициативности и самостоятельности детей Воспроизведение
Характеризует конкретные КТД Воспроизведение
Владеет методикой организации каждого этапа КДТ в соотвествии с технологической картой Применение
11 Технология КТД Практическая работа Раскрывает сущность КТД, его воспитательные возможности,этапы, виды, условия эффективности Воспроизведение
Объясняет возможности КТД как средства поддержания активности, инициативности и самостоятельности детей Воспроизведение
Характеризует конкретные КТД Воспроизведение
Владеет методикой организации каждого этапа КДТ в соотвествии с технологической картой Применение
12 Технология КТД Индивидуальная работа Раскрывает сущность КТД, его воспитательные возможности,этапы, виды, условия эффективности Воспроизведение
Объясняет возможности КТД как средства поддержания активности, инициативности и самостоятельности детей Воспроизведение
Характеризует конкретные КТД Воспроизведение
Владеет методикой организации каждого этапа КДТ в соотвествии с технологической картой Применение
13 Технология педагогической поддержки. Психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса Лекция Знает теоретко-методологические основы организации педагогической поддержки: этапы, правила, нормы, критерии эффективности Воспроизведение
Знает особенности организации педагогической поддержки с детьми разного возраста Воспроизведение
Знает сущность и содержание понятия "психолого-педагогическое сопровождение", его цель и задачи Воспроизведение
Характеризует основные направления и уровни организации психолого-педагогического сопровождения Воспроизведение
14 Самовоспитание и перевоспитание Самостоятельное изучение Объясняет сущность понятия "самовоспитание", отличие от воспитания Воспроизведение
Характеризует этапы реализации процесса самовоспитания Воспроизведение
Объясняет сущность понятия "перевоспитание", его причины Воспроизведение
Характеризует алгоритм процесса перевоспитания и условия его эффективности Воспроизведение
15 Технология подготовки и проведения классного часа Другое Выделяет специфику классного часа как формы организации воспитательного процесса, его задачи Воспроизведение
Характеризует разновидности классных часов Воспроизведение
Объясняет взаимозависимость формы и содержания классного часа Воспроизведение
Владеет технологией подготовки и проведения классного часа Творчество
Умеет выделять критерии эффективности классного часа Применение
16 Технология педагогической поддержки. Психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса Коллоквиум Знает теоретко-методологические основы организации педагогической поддержки: этапы, правила, нормы, критерии эффективности Воспроизведение
Знает особенности организации педагогической поддержки с детьми разного возраста Воспроизведение
Знает сущность и содержание понятия "психолого-педагогическое сопровождение", его цель и задачи Воспроизведение
Характеризует основные направления и уровни организации психолого-педагогического сопровождения Воспроизведение
17 Современные детско-юношеские организации. Неформальные объединения детей и молодежи. РДШ. Сообщество "Школа-центр социума". Самостоятельное изучение Объясняет важность общения ребенка со сверстниками в формальных и неформальных условиях Воспроизведение
Перечисляет функции детско-юношеских организаций; характеризует их разновидности Воспроизведение
Объясняет влияние неформальных объединений детей и молодежи на воспитание, приводит примеры неформальных объединений Воспроизведение
Раскрывает специфику, цели и направления деятельности РДШ как разновидности детско-юношеской общественной организации Воспроизведение
18 Изучение и анализ результатов эффективности воспитательной работы Практическая работа Раскрывает особенности изучения результатов и эффективности воспитания Воспроизведение
Знает требования к изучению результатов и эффективности воспитания Воспроизведение
Характеризует основные методы изучения результатов и эффективности воспитательного процесса Воспроизведение
Умеет отбирать и использовать методики для определения уровня воспитанности обучающихся Применение
Владеет методами диагностики классного сообщества Применение
19 Рубежный контроль 1 Контрольная работа Умеет определять роли и статусы в детском коллективе. Воспроизведение
Объясняет особенности моделей взаимоотношений между коллективом и личностью. Воспроизведение
Анализирует структурные элементы воспитательной системы класса и школы Применение
Характеризует основные этапы развития воспитательных систем, методику их становления, а также критерии оценки Воспроизведение
Обосновывает основные требования и принципы планирования и организации воспитательной работы. Воспроизведение
Объясняет особенности процесса целеполагания и постановки задач при организации воспитательной деятельности в условиях реализации ФГОС Воспроизведение
Владеет методикой целеполагагия, умеет планировать действия по целеполаганию и постановке задач воспитания Применение
Отбирает критерии оценки и оценивает план действий по постановке целей и задач воспитания Применение
Раскрывает сущность понятия "метод воспитания" и различные классификации методов воспитания Воспроизведение
Характеризует различные методы воспитания Воспроизведение
Раскрывает сущность понятия "форма воспитания" и различные классификации форм Воспроизведение
Умеет характеризовать различные технологии воспитания Воспроизведение
20 Сущность и логика учебного процесса Лекция Раскрывает сущность основных понятий дидактики: "дидактика", "обучение", "учение", "преподавание", "учебная деятельность" и т.д. Воспроизведение
Знает особенности процесса обучения, характеризует его компоненты и функции Воспроизведение
Объясняет логику процесса обучения, характеризует этапы усвоения учебной информации Воспроизведение
Сравнивает и объясняет деятельность учителя и обучающихся на различных этапах организации учебного процесса Воспроизведение
Дает сравнительную характеристику взаимодействия преподавателя и обучающихся в различных моделях обучения Воспроизведение
21 Рубежный контроль 1 Индивидуальная работа Умеет использовать методические приемы по развитию детского коллектива и организации коллективной деятельности. Воспроизведение
Объясняет особенности моделей взаимоотношений между коллективом и личностью. Воспроизведение
Анализирует структурные элементы воспитательной системы класса и школы Применение
Характеризует основные этапы развития воспитательных систем, методику их становления, а также критерии оценки Воспроизведение
Обосновывает основные требования и принципы планирования и организации воспитательной работы. Воспроизведение
Отбирает критерии оценки и оценивает план действий по постановке целей и задач воспитания Применение
Раскрывает сущность понятия "метод воспитания" и различные классификации методов воспитания Воспроизведение
Характеризует различные методы воспитания Воспроизведение
Раскрывает сущность понятия "форма воспитания" и различные классификации форм Воспроизведение
Умеет характеризовать различные технологии воспитания Воспроизведение
22 Сущность и логика учебного процесса Индивидуальная работа Раскрывает сущность основных понятий дидактики: "дидактика", "обучение", "учение", "преподавание", "учебная деятельность" и т.д. Воспроизведение
Знает особенности процесса обучения, характеризует его компоненты и функции Воспроизведение
Объясняет логику процесса обучения, характеризует этапы усвоения учебной информации Воспроизведение
Сравнивает и объясняет деятельность учителя и обучающихся на различных этапах организации учебного процесса Воспроизведение
Дает сравнительную характеристику взаимодействия преподавателя и обучающихся в различных моделях обучения Воспроизведение
23 Современные дидактические концепции Самостоятельное изучение Раскрывает сущность понятия "дидактическая концепция", "дидактическая система" Воспроизведение
Характеризует различные дидактические концепции Воспроизведение
24 Закономерности и принципы обучения Семинар Умеет трактовать основные закономерности обучения Воспроизведение
Объясняет соотношение закономерностей, принципов и правил обучения Воспроизведение
Характеризует основные принципы обучения Воспроизведение
25 Современные дидактические концепции Индивидуальная работа Раскрывает сущность понятия "дидактическая концепция", "дидактическая система" Воспроизведение
Характеризует различные дидактические концепции Воспроизведение
26 Современные методы обучения Лекция Объясняет сущность понятия "метод обучения", "прием обучения" Воспроизведение
Раскрывает эволюцию методов обучения Воспроизведение
Выделяет ведущий признак для классификации методов и характеризует различные классификации методов Воспроизведение
Определяет и характеризует факторы (условия), влияющие на выбор методов обучения Применение
27 Современные формы обучения Самостоятельное изучение Раскрывает сущностные признаки урока Воспроизведение
Характеризует типологию уроков в современной школе Воспроизведение
Выделяет и дает характеристику основных структурных элементов урока Применение
Обосновывает требования к современному уроку Воспроизведение
Анализирует и характеризует нетрадиционные уроки Применение
Раскрывает сущность понятия "форма обучения", классифицирует формы Воспроизведение
Выделяет преимущества и недостатки различных форм обучения Воспроизведение
Характеризует традиционные и нетрадиционные формы обучения Воспроизведение
28 Современные методы обучения Семинар Объясняет сущность понятия "метод обучения", "прием обучения" Воспроизведение
Выделяет ведущий признак для классификации методов и характеризует различные классификации методов Воспроизведение
Определяет и характеризует факторы (условия), влияющие на выбор методов обучения Применение
Владеет алгоритмом выбора методов обучения Применение
Умеет анализировать педагогические ситуации, связанные с выбором методов обучения Применение
29 Современные формы обучения Индивидуальная работа Раскрывает сущностные признаки урока Воспроизведение
Характеризует типологию уроков в современной школе Воспроизведение
Выделяет и дает характеристику основных структурных элементов урока Применение
Обосновывает требования к современному уроку Воспроизведение
Анализирует и характеризует нетрадиционные уроки Применение
Раскрывает сущность понятия "форма обучения", классифицирует формы Воспроизведение
Выделяет преимущества и недостатки различных форм обучения Воспроизведение
Характеризует традиционные и нетрадиционные формы обучения Воспроизведение
30 Современные средства обучения Самостоятельное изучение Знает сущность понятия "средства обучения", классификацию средст Воспроизведение
Умеет характеризовать различные средства обучения Воспроизведение
Выбирает необходимые средства обучения для решения педагогических задач Применение
31 Интерактивные формы и средства обучения Семинар Объясняет необходимость активизации обучения Воспроизведение
Раскрывает сущность и принципы интерактивного обучения Воспроизведение
Характеризует психолого-педагогческие условия использования интерактивных методов и средств обучения Воспроизведение
Приводит примеры и дает характеристику конкретным методам (средствам) интерактивного обучения Применение
32 Современные средства обучения Индивидуальная работа Знает сущность понятия "средства обучения", классификацию средст Воспроизведение
Умеет характеризовать различные средства обучения Воспроизведение
Выбирает необходимые средства обучения для решения педагогических задач Применение
33 Современные технологии обучения Конференция Раскрывает понятие "технология обучения", выделяет его сущностные характеристики Воспроизведение
Выделяет признаки, уровни, классификации педагогических технологий Воспроизведение
Характеризует современные технологии обучения Воспроизведение
34 Урок как основная организационная форма обучения Семинар Раскрывает сущностные признаки урока Воспроизведение
Характеризует типологию уроков в современной школе Воспроизведение
Выделяет и дает характеристику основных структурных элементов урока Применение
Обосновывает требования к современному уроку Воспроизведение
Анализирует и характеризует нетрадиционные уроки Применение
35 Педагогическая диагностика, контроль качества обучения Семинар Объясняет сущность базовых понятий "диагностика", "контроль", "оценка" Воспроизведение
Характеризует функции, содержания и требования, предъявляемые к диагностике Воспроизведение
Называет виды, формы и методы диагностики Воспроизведение
Раскрывает сущность понятия "качество обучения" Воспроизведение
Характеризует современные требования к качеству обучения и его результатам Воспроизведение
36 Рубежный контроль 2 Контрольная работа Раскрывает сущность основных понятий дидактики: "дидактика", "обучение", "учение", "преподавание", "учебная деятельность" и т.д. Воспроизведение
Знает особенности процесса обучения, характеризует его компоненты и функции Воспроизведение
Объясняет логику процесса обучения, характеризует этапы усвоения учебной информации Воспроизведение
Объясняет соотношение закономерностей, принципов и правил обучения Воспроизведение
Раскрывает сущностные признаки урока Воспроизведение
Характеризует типологию уроков в современной школе Воспроизведение
Характеризует современные технологии обучения Воспроизведение
Выделяет сущность понятия "контроль" и трактует педагогичекие требования к контролю Воспроизведение
Характеризует виды, формы, методы контроля Воспроизведение
37 Рубежный контроль 2 Индивидуальная работа Раскрывает сущность основных понятий дидактики: "дидактика", "обучение", "учение", "преподавание", "учебная деятельность" и т.д. Воспроизведение
Знает особенности процесса обучения, характеризует его компоненты и функции Воспроизведение
Объясняет логику процесса обучения, характеризует этапы усвоения учебной информации Воспроизведение
Объясняет соотношение закономерностей, принципов и правил обучения Воспроизведение
Умеет характеризовать различные средства обучения Воспроизведение
Раскрывает сущностные признаки урока Воспроизведение
Характеризует типологию уроков в современной школе Воспроизведение
Выделяет сущность понятия "контроль" и трактует педагогичекие требования к контролю Воспроизведение
Характеризует виды, формы, методы контроля Воспроизведение
38 Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация (экз.) Умеет определять роли и статусы в детском коллективе. Воспроизведение
Знает и называет особенности организации коллективной деятельности, объясняет роль педагога в организации и развитии детского коллектива Воспроизведение
Умеет использовать методические приемы по развитию детского коллектива и организации коллективной деятельности. Воспроизведение
Объясняет особенности моделей взаимоотношений между коллективом и личностью. Воспроизведение
Выделяет сущность понятия "воспитательная система", ее функции и структуру. Воспроизведение
Характеризует различные модели воспитательной системы. Воспроизведение
Анализирует структурные элементы воспитательной системы класса и школы Применение
Характеризует основные этапы развития воспитательных систем, методику их становления, а также критерии оценки Воспроизведение
Выделяет характерные особенности той или иной воспитательной системы, умеет ее оценивать. Воспроизведение
Называет основные виды планов воспитательной работы, основные ошибки при планировании воспитательной работы. Воспроизведение
Умеет планировать воспитательную деятельность. Применение
Перечисляет основные источники формирования целей воспитания, виды и типы целей. Воспроизведение
Характеризует современные цели и задачи воспитания в соответствии с нормативными документами Воспроизведение
Раскрывает сущность понятия "метод воспитания" и различные классификации методов воспитания Воспроизведение
Характеризует различные методы воспитания Воспроизведение
Раскрывает сущность понятия "форма воспитания" и различные классификации форм Воспроизведение
Раскрывает сущность понятия "средства воспитания" Воспроизведение
Определяет и характеризует конкретные диалоговые и игровые технологии Воспроизведение
Владеет конкретными диалоговыми и игровыми технологиями (владеет алгоритмом) Воспроизведение
Раскрывает сущность КТД, его воспитательные возможности,этапы, виды, условия эффективности Воспроизведение
Объясняет возможности КТД как средства поддержания активности, инициативности и самостоятельности детей Воспроизведение
Характеризует конкретные КТД Воспроизведение
Владеет методикой организации каждого этапа КДТ в соотвествии с технологической картой Применение
Знает теоретко-методологические основы организации педагогической поддержки: этапы, правила, нормы, критерии эффективности Воспроизведение
Знает особенности организации педагогической поддержки с детьми разного возраста Воспроизведение
Знает сущность и содержание понятия "психолого-педагогическое сопровождение", его цель и задачи Воспроизведение
Характеризует основные направления и уровни организации психолого-педагогического сопровождения Воспроизведение
Владеет технологией подготовки и проведения классного часа Творчество
Умеет выделять критерии эффективности классного часа Применение
Объясняет влияние неформальных объединений детей и молодежи на воспитание, приводит примеры неформальных объединений Воспроизведение
Раскрывает особенности изучения результатов и эффективности воспитания Воспроизведение
Знает требования к изучению результатов и эффективности воспитания Воспроизведение
Характеризует основные методы изучения результатов и эффективности воспитательного процесса Воспроизведение
Умеет отбирать и использовать методики для определения уровня воспитанности обучающихся Применение
Владеет методами диагностики классного сообщества Применение
Раскрывает сущность основных понятий дидактики: "дидактика", "обучение", "учение", "преподавание", "учебная деятельность" и т.д. Воспроизведение
Знает особенности процесса обучения, характеризует его компоненты и функции Воспроизведение
Характеризует различные дидактические концепции Воспроизведение
Объясняет сущность понятия "метод обучения", "прием обучения" Воспроизведение
Раскрывает эволюцию методов обучения Воспроизведение
Определяет и характеризует факторы (условия), влияющие на выбор методов обучения Применение
Владеет алгоритмом выбора методов обучения Применение
Умеет анализировать педагогические ситуации, связанные с выбором методов обучения Применение
Умеет характеризовать различные средства обучения Воспроизведение
Выбирает необходимые средства обучения для решения педагогических задач Применение
Раскрывает сущность и принципы интерактивного обучения Воспроизведение
Характеризует психолого-педагогческие условия использования интерактивных методов и средств обучения Воспроизведение
Приводит примеры и дает характеристику конкретным методам (средствам) интерактивного обучения Применение
Раскрывает сущностные признаки урока Воспроизведение
Характеризует типологию уроков в современной школе Воспроизведение
Раскрывает понятие "технология обучения", выделяет его сущностные характеристики Воспроизведение
Выделяет признаки, уровни, классификации педагогических технологий Воспроизведение
Объясняет сущность базовых понятий "диагностика", "контроль", "оценка" Воспроизведение
Характеризует функции, содержания и требования, предъявляемые к диагностике Воспроизведение
Называет виды, формы и методы диагностики Воспроизведение
Раскрывает сущность понятия "качество обучения" Воспроизведение
Характеризует современные требования к качеству обучения и его результатам Воспроизведение

Литература

Основная

  1. Канке, В. А. Теория обучения и воспитания : учеб. и практикум для студентов, [магистрантов и аспирантов] высш. учеб. заведений, обучающихся по гуманитар. направлениям и специальностям / В. А. Канке. - М. : Юрайт, 2018. - 293, [5] с. - ISBN 978-5-534-01217-0 . – предыдущие издания.-Текст: непосредственный.
  2. Педагогика : учеб. и практикум для акад. бакалавриата : для студентов вузов, обучающихся по гуманитар. направлениям и специальностям / [Подымова Л. С. и др.] ; Моск. пед. гос. ун-т ; под общ. ред. Л. С. Подымовой, В. А. Сластёнина. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Юрайт, 2018. - 245, [2] с. : ил. - (Бакалавр. Академический курс). - Гриф МО. - Гриф УМО. - ISBN 978-5-534-01032-9 : и предыдущие издания.- Текст: непосредственный.
  3. Столяренко, А. М. Общая педагогика : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям (030000) / А. М. Столяренко. — Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 479 c. — ISBN 5-238-00972-0.— URL: http://www.iprbookshop.ru/71029.html (дата обращения: 16.09.2020). — Режим доступа: по подписке.- Текст : электронный

Дополнительная

  1. Беликова, Е. В. Теория и методика воспитания : Учебное пособие / Е. В. Беликова, О. И. Битаева, Л. В. Елисеева. - Теория и методика воспитания ; 2020-02-05. - Саратов : Научная книга, 2019. - 159 с. - ISBN 978-5-9758-1787-7. URL:http://www.iprbookshop.ru/81057.html (дата обращения: 17.09.2020). — Режим доступа: по подписке.- Текст : электронный
  2. Засобина, Г. А. Педагогика : учебное пособие / Г.А. Засобина, И.И. Корягина, Л.В. Куклина. - Москва|Берлин : Директ-Медиа, 2015. - 250 с. : ил. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-4475-3744-9. URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=272316 (дата обращения: 17.09.2020). – Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный
  3. Марусева, И.В. Современная педагогика (с элементами педагогической психологии) : учебное пособие / И.В. Марусева. - Саратов : Вузовское образование, 2016. - 418 c.- ISBN 2227-8397. — URL: http://www.iprbookshop.ru/39001.html (дата обращения: 17.09.2020). — Режим доступа: по подписке.- Текст : электронный
  4. Практикум по решению профессиональных задач : учебно-методическое пособие : [16+] / авт.-сост. С.В. Курашева. – 2-е изд., стер. – Москва : Флинта, 2020. – 155 с. : табл. –URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=272514 . – ISBN 978-5-9765-2194-0 (дата обращения: 12. 06.2020).- Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный

Цифровые ресурсы

  1. Воспитательная система класса – что это? В форуме «Секреты классного руководителя. – URL:http://klass.resobr.ru/forum/forum2/topic590/messages/ Режим доступа: свободный.- Текст : электронный
  2. Иванов, И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. – URL:http://www.kommunarstvo.ru/index.html?/biblioteka/bibivaent.html. - Режим доступа: свободный. - Текст: электронный

Источники

  1. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М. : Просвещение, 2011. – 23, [1] с. ISBN 978-5-09-022138-2. – Текст: непосредственный.
  2. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва. – URL:http://www.rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html - Режим доступа: свободный. Текст: электронный.
  3. Федеральные государственные образовательные стандарты / М-во просвещения. Министерство науки и высшего образования. - URL:https://fgos.ru/. – Режим доступа: свободный. Текст: электронный.
  4. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации». - URL:http://static.kremlin.ru/media/acts/files/0001201212300007.pdf - Режим доступа: свободный. Текст: электронный.

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа Б1.О.05.03 Педагогика [Электронный ресурс]: Направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (Направленность: Иностранные языки), экзамен / БУ «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. Э.П. Бакшеева, О.Г. Балина, Т.А. Власова, А.А. Ниязова, Е.Н. Подковко, М.Г. Худенева, И.В. Чуйкова. – Электрон. дан. – Сургут: БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2020. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.