бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра медико-биологических дисциплин и безопасности жизнедеятельности

Рабочая программа

2020-21 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Feb. 8, 2021
А.А. Говорухина заведующий кафедрой
согласовано Feb. 11, 2021
А.В. Фурсов декан факультета

Б1.В.01.02 Инновационные технологии преподавания дисциплин направления подготовки, 2 семестр

А-0261, 06.06.01, Биологические науки (направленность Физиология), зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
Н.В. Абрамовских ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
готовностью к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования (ОПК-2); знать историю развития педагогических технологий в России и за рубежом, современные теории и модели профессионального образования знаниевый
знать харакетристику современные технологии обучения и их составляющих компонентов знаниевый
владеть критериями выбора современных технологий организации образовательного процесса в системе профессионального образования ориентировочный
владеть умениями осуществлять сравнительную характеристику различных видов обучения в системе профессиональной подготовки обучающихся операциональный
уметь обосновывать выбор современных педагогических технологий при решении задач организации профессиональной подготовки обучающихся операциональный
иметь опыт обоснованного выбора технологий организации профессиональной подготовки обучающихся при проектировании педагогических ситуаций; постановке и решении педагогических задач; опыт

Цели изучения дисциплины

формирование профессиональной готовности аспирантов к осознанному выбору технологий преподавания дисциплин предметной подготовки студентов

Задачи

  1. формирование представлений о сущности инновационных технологий реализации педагогического процесса в профессиональном образовании
  2. формирование умений обоснованного выбора педагогических технологий в целостном образовательном процессе профессионального образования

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 18.0 ч.
Лекция 4.0 ч.
Семинар 10.0 ч.
Практическая работа 0 ч.
КСР 4.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 54.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 2.0 ч. из 2.0 ч.
Часов в неделю 2.25 ч. (4.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1 Психолого-педагогические основы построения современной системы образования формирование знаний теоретических основ организации педагогического процесса в профессиональном образовании умение определять цели, структуру, формы организации учебного процесса, требования к результатам образования в соответствии с современными нормативно - правовыми требованиями к организации профессионального образования
  • Модернизация системы образования
  • Характеристика профессиональной деятельности в системе образования
  • Технологический подход и специфика его реализации в современной системе образования
Модуль 2 Практические основы реализации технологий в современной системе образования формирование умений обоснованного выбора педагогических технологий в целостном образовательном процессе профессионального образования сформированность практических умений аспирантов по обоснованному выбору современных образовательных технологий в учебном процессе профессионального образования
  • Технологии модульного обучения
  • Технологии развивающего обучения
  • Технологии проблемного обучения
  • Технологии активного обучения
  • Промежуточная аттестация

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Модернизация системы образования Лекция 2.0 1
2 Модернизация системы образования Самостоятельное изучение 4.0 1
3 Модернизация системы образования Самостоятельное изучение 4.0 1
4 Характеристика профессиональной деятельности в системе образования Семинар (АК) 2.0 2
5 Характеристика профессиональной деятельности в системе образования Самостоятельное изучение 6.0 2
6 Технологический подход и специфика его реализации в современной системе образования Семинар (АК) 2.0 3
7 Технологический подход и специфика его реализации в современной системе образования Самостоятельное изучение 6.0 3
8 Технологический подход и специфика его реализации в современной системе образования Коллоквиум 2.0 3
9 Технологии модульного обучения Семинар (АК) 2.0 4
10 Технологии модульного обучения Самостоятельное изучение 6.0 4
11 Технологии развивающего обучения Лекция 2.0 5
12 Технологии развивающего обучения Самостоятельное изучение 6.0 5
13 Технологии проблемного обучения Семинар (АК) 2.0 6
14 Технологии проблемного обучения Самостоятельное изучение 6.0 6
15 Технологии активного обучения Семинар (АК) 2.0 7
16 Технологии активного обучения Самостоятельное изучение 6.0 8
17 Промежуточная аттестация Самостоятельное изучение 5.0 8
18 Промежуточная аттестация Индивидуальная работа 2.0 8
19 Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация (зачет) 2.0 8

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Модернизация системы образования Лекция знание основных направлений инновационных преобразований в системе профессионального образования Воспроизведение
2 Модернизация системы образования Самостоятельное изучение знание истории развития профессионального образования Воспроизведение
3 Модернизация системы образования Самостоятельное изучение умение обобщать опыт развития системы профессионального образования Применение
4 Характеристика профессиональной деятельности в системе образования Семинар (АК) умение выделить особенности основных видов профессиональной деятельности преподавателя Применение
5 Характеристика профессиональной деятельности в системе образования Самостоятельное изучение умение составить профессиограмму преподавателя вуза Применение
6 Технологический подход и специфика его реализации в современной системе образования Семинар (АК) умение выделить отличительные признаки образовательной технологии в профессиональном образовании Применение
7 Технологический подход и специфика его реализации в современной системе образования Самостоятельное изучение знание сущности реализации технологического подхода в системе профессионального образования Воспроизведение
8 Технологический подход и специфика его реализации в современной системе образования Коллоквиум умение обосновать выбор педагогической технологии в соответствующей педагогической ситуации Творчество
9 Технологии модульного обучения Семинар (АК) знание отличительных признаков модульной технологии Воспроизведение
владение навыками выбора и проектирования модульной технологии Применение
10 Технологии модульного обучения Самостоятельное изучение умение применять модульную технологию к проектированию содержания конкретной дисциплины Творчество
11 Технологии развивающего обучения Лекция знание основных характеристик технологий развивающего обучения Воспроизведение
умение выделять свойства технологий развивающего обучения Применение
12 Технологии развивающего обучения Самостоятельное изучение умение проектировать занятие с применением технологии развивающего обучения Творчество
13 Технологии проблемного обучения Семинар (АК) знание особенностей построения образовательного процесса на основе технологии проблемного обучения Воспроизведение
умение формулировать цели занятия на основе технологии проблемного обучения Применение
14 Технологии проблемного обучения Самостоятельное изучение умение применять технологии проблемного обучения при проектировании содержания образовательного процесса в профессиональном образовании (при разработке конспекта занятия) Творчество
15 Технологии активного обучения Семинар (АК) умение соотносить конкретные методы активного обучения с этапами организации процесса обучения студентов в профессиональном образовании Применение
16 Технологии активного обучения Самостоятельное изучение умение выделять принципы организации деловой игры в процессе обучения Воспроизведение
17 Промежуточная аттестация Самостоятельное изучение умение обосновывать выбор технологии организации образовательного процесса в системе профессионального образования Применение
18 Промежуточная аттестация Индивидуальная работа знание основных инновационных технологий преподавания дисциплин направления подготовки Воспроизведение
19 Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация (зачет) знание основных инновационных технологий преподавания дисциплин направления подготовки Воспроизведение
умение обосновывать выбор технологии организации образовательного процесса в системе профессионального образования Применение
умение разрабатывать фрагмент конспекта занятия с применением инновационных технологий организации образовательного процесса в профессиональном образовании Творчество

Литература

Основная

  1. Блинов, В. И. Методика преподавания в высшей школе : учеб.-практ. пособие : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по гуманитар. направлениям и специальностям / В. И. Блинов, В. Г. Виненко, И. С. Сергеев ; Моск. пед. гос. ун-т. - Москва : Юрайт, 2017. - 315, [1] с. - (Образовательный процесс). - Гриф УМО. - ISBN 978-5-534-02190-5.- Текст непосредственный
  2. Канке, В.А. Теория обучения и воспитания: учебник и практикум / В.А. Канке. – М.: Издательство Юрайт, 2018. - 297 с. ISBN 978-5-9916-7703-5. – Текст: непосредственный.
  3. Мандель, Б.Р. Инновационные технологии педагогической деятельности: учебное пособие для магистрантов / Б.Р. Мандель. – Изд. 2-е, стер. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2019. – 261 с. – ISBN 978-5-4499-0066-1. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=429392 (дата обращения: 08.02.2021). – Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный.
  4. Мандель, Б.Р. Методика преподавания педагогики в современном высшем учебном заведении: учебное пособие для обучающихся в магистратуре / Б.Р. Мандель. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2018. – 403 с. – ISBN 978-5-4475-9534-0. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=480428 (дата обращения: 08.02.2021). – Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный.

Дополнительная

  1. Дудина, М. Н. Дидактика высшей школы: от традиций к инновациям : учеб. пособие для вузов : [студентам, магистрантам, аспирантам] / М. Н. Дудина ; Урал. федерал. ун-т им. первого Президента России Б. Н. Ельцина. - Москва : Юрайт, 2018. - 150, [2] c. - (Университеты России). - ISBN 978-5-534-00830-2.- Текст непосредственный
  2. Мандель, Б.Р. Инновационные процессы в образовании и педагогическая инноватика: учебное пособие для обучающихся в магистратуре / Б.Р. Мандель. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2017. – 343 с. – ISBN 978-5-4475-9050-5. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=455509 (дата обращения: 08.02.2021). – Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный.
  3. Профессионально-личностные ориентации в современном высшем образовании : учеб. пособие [для аспирантов, студентов, преподавателей вузов] / [Пузанов Ю. П. и др.] ; под ред. В. В. Рубцова и А. М. Столяренко. - М. : ИНФPA-M, 2018. - 303, [1] с. ISBN: 978-5-16-006583-0. - Текст: непосредственный.
  4. Управление качеством образования : учебное пособие / Е.А. Опфер [и др.]. – Волгоград: Волгоградский государственный социально-педагогический университет, «Перемена», 2016. – 122 c. ISBN: 978-5-9935-0357-8. URL: http://www.iprbookshop.ru/58328.html - Режим доступа: по подписке. – Текст: электронный.
  5. Усманов, В.В. Профессиональная педагогика : учебное пособие / В.В. Усманов, Ю.В. Слесарев, И.В. Марусева. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2017. – 295 с. – ISBN 978-5-4475-9237-0. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=474292 (дата обращения: 15.01.2021). – Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный.

Цифровые ресурсы

  1. Живой журнал «Педагогика и воспитание» / Режим доступа: www.livejournal.ru/communities/
  2. Министерство образования и науки РФ . – Режим доступа: http://mon.gov.ru/obr/pri/4508/
  3. Розин В.М.Традиционные и современные идеи (стратегии) построения учебных и образовательных предметов / В.М. Розин. – Режим доступа: http://www.fondgp.ru/lib/chteniya/xiv/abstracts/3

Источники

  1. Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы // утверждена распоряжением правительства Российской федерации от 22 ноября 2012 г. № - 2148-р.
  2. Государственная программа Ханты – Мансийского автономного округа - Югры «Развитие образования в Ханты – Мансийском автономном округе – Югре на 2014 – 2020 годы». Постановление правительства от 9 октября 2013 г. № 413-п
  3. Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования (Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 11 января 2011 г. N 1н г. Москва "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих".
  4. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2013 г. №. 273-ФЗ;

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. «Инновационные технологии преподавания дисциплин направления подготовки»» : Направление подготовки 06.06.01 Биологические науки / ГОУ ВО «Сургут. гос. пед. ун-т»; сост. Н.В. Абрамовских – Электрон. дан. - Сургут: СурГПУ, 2021. – Режим доступа: http://els.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.