бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра педагогического и специального образования

Рабочая программа

2020-21 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Н.С. Боталова директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Feb. 12, 2021
А.А. Ниязова заведующий кафедрой
согласовано April 9, 2021
В.В. Толмачева декан факультета

Б1.Б.02.08 Инновационные технологии в специальном образовании, 5 семестр

Б-08111, 44.03.03, Специальное (дефектологическое) образование, экзамен

Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов
И.Ю. Аллахвердиева ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
ОПК -5 способностью использовать в профессиональной деятельности современные компьютерные и информационные технологии Знание основных современных компьютерных и информационных технологий знаниевый
Владение способами действий по осуществлению профессиональной деятельности с использованием современных компьютерных и информационных технологий ориентировочный
Умение осуществлять профессиональную деятельность с использование современных компьютерных и информационных технологий операциональный
Опыт применения информационно-компьютерных технологий в профессиональной деятельности опыт

Цели изучения дисциплины

Формирование умения проектировать педагогическую деятельность с детьми с ОВЗ с использованием инновационных технологий в специальном образовании

Задачи

  1. Формировать знания о современных инновационных технологиях в процессе обучения и воспитания детей с ОВЗ
  2. Формировать умения проектировать занятия с детьми с ОВЗ с использованием современных инновационных технологий специального (дефектологического) образования

Числовые характеристики

Трудоемкость 108 ч.
Аудиторная работа 12.0 ч.
Лекция 8.0 ч.
Семинар 0 ч.
Практическая работа 4.0 ч.
КСР 0 ч.
Контроль 9.0 ч.
Самостоятельная работа студента 87.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 10.0 ч. из 10.0 ч.
Часов в неделю 0.6 ч. (2.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Теоретические особенности современных инновационных технологий в образовательном процессе детей с ОВЗ Формировать знания о современных инновационных технологиях в процессе обучения и воспитания детей с ОВЗ Знает историю возникновения и развития современных инновационныхтехнологий для обучающихся с ОВЗ; раскрывает сущность и специфику современных инновационных технологий; характеризует особенности организации образовательного процесса с использованием современных инновационных технологий для детей с ОВЗ, нормативно-правовую базу; раскрывает классификацию и специфику современных инновационных технологий в специальном (дефектологическом) образовании, требования выбора, использования.
  • Инновационные технологии в образовательном процессе
  • Образовательные технологии с использование ИКТ-оборудования
  • Технологии оказания психолого-педагогической помощи детям дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
  • Технологии оказания психолого-педагогической помощи детям младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья
  • Технологии дистанционного и он-лайн обучения как инструмент специального (дефектологического) и инклюзивного образования
  • Интерактивные технологии в системе специального (дефектологического) и инклюзивного образования
Проектирование занятия с детьми с ОВЗ с использованием современных инновационных технологий специального (дефектологического) образования Формировать умений проектировать занятия с детьми с ОВЗ с использованием современных инновационных технологий Знает требования к разработке занятий для детей с ОВЗ, структуру; сопоставляет опыт применения инновационных технологий на современном этапе работы с детьми с ОВЗ; проектирует занятия с детьми с ОВЗ с использованием современных инновационных технологий специального (дефектологического) образования; разрабатывает способы оценки результативности применяемых инновационных технологий на занятиях с детьми с ОВЗ.
  • Организация процесса обучения, воспитания и развития детей с особыми образовательными потребностями на основе использования инновационных технологий
  • Нормативно-праваовые документы, регламентирующие осуществления образовательной деятельностьи с детьми с ОВЗ
  • Проектирование занятия для детей с ОВЗ с использованием современных инновационных технологий специального (дефектологического) образования
  • Анализ и оценка организации образовательного процесса с применением инновационных технологий с детьми с ОВЗ.

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Инновационные технологии в образовательном процессе Лекция 2.0 1
2 Инновационные технологии в образовательном процессе Самостоятельное изучение 9.0 1
3 Образовательные технологии с использование ИКТ-оборудования Лекция 2.0 2
4 Образовательные технологии с использование ИКТ-оборудования Самостоятельное изучение 9.0 3
5 Образовательные технологии с использование ИКТ-оборудования Индивидуальная работа 1.0 3
6 Технологии оказания психолого-педагогической помощи детям дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья Лекция 2.0 4
7 Технологии оказания психолого-педагогической помощи детям дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья Самостоятельное изучение 9.0 5
8 Технологии оказания психолого-педагогической помощи детям младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья Лекция 2.0 6
9 Технологии дистанционного и он-лайн обучения как инструмент специального (дефектологического) и инклюзивного образования Самостоятельное изучение 10.0 7
10 Интерактивные технологии в системе специального (дефектологического) и инклюзивного образования Самостоятельное изучение 12.0 8
11 Организация процесса обучения, воспитания и развития детей с особыми образовательными потребностями на основе использования инновационных технологий Практическая работа 2.0 9
12 Нормативно-праваовые документы, регламентирующие осуществления образовательной деятельностьи с детьми с ОВЗ Самостоятельное изучение 16.0 10
13 Проектирование занятия для детей с ОВЗ с использованием современных инновационных технологий специального (дефектологического) образования Практическая работа 2.0 11
14 Анализ и оценка организации образовательного процесса с применением инновационных технологий с детьми с ОВЗ. Самостоятельное изучение 16.0 12
15 Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация (заоч.) 9.0 13

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Инновационные технологии в образовательном процессе Лекция Характеризует этапы возникновения и развития отечественных технологий образования лиц с ОВЗ в России Воспроизведение
2 Инновационные технологии в образовательном процессе Самостоятельное изучение Характеризует этапы возникновения и развития отечественных технологий образования лиц с ОВЗ в России Воспроизведение
Cоотносит опыт развития образовательных технологий в зарубежных странах и в России Воспроизведение
Объясняет сущность образовательных технологий Воспроизведение
Описывает в общих чертах основные образовательных технологиях Воспроизведение
3 Образовательные технологии с использование ИКТ-оборудования Лекция Раскрывает и сопоставляет образовательные технологии с использование ИКТ-оборудования Воспроизведение
Описывает требования к режимным моментам в соответствии с нормативно-правовыми требованиями Воспроизведение
4 Образовательные технологии с использование ИКТ-оборудования Самостоятельное изучение Раскрывает и сопоставляет образовательные технологии с использование ИКТ-оборудования Воспроизведение
Дает характеристику критерий выбора технических средств применительно к различным типам и методам обучения и воспитания, используемой информации Воспроизведение
Описывает требования к режимным моментам в соответствии с нормативно-правовыми требованиями Воспроизведение
Раскрывает требования к использованию современных компьютерных и информационных технологий, интеракивных досок в образовательном процессе детей с ОВЗ Воспроизведение
Демонстрирует знания различных способов применения современных инновационных технологий в образовательном процессе с детьми с ОВЗ. Воспроизведение
5 Образовательные технологии с использование ИКТ-оборудования Индивидуальная работа Раскрывает и сопоставляет образовательные технологии с использование ИКТ-оборудования Воспроизведение
Дает характеристику критерий выбора технических средств применительно к различным типам и методам обучения и воспитания, используемой информации Воспроизведение
Описывает требования к режимным моментам в соответствии с нормативно-правовыми требованиями Воспроизведение
Раскрывает требования к использованию современных компьютерных и информационных технологий, интеракивных досок в образовательном процессе детей с ОВЗ Воспроизведение
Демонстрирует знания различных способов применения современных инновационных технологий в образовательном процессе с детьми с ОВЗ. Воспроизведение
6 Технологии оказания психолого-педагогической помощи детям дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья Лекция Раскрывает особенности технологий оказания психолого-педагогической помощи детям дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья Воспроизведение
7 Технологии оказания психолого-педагогической помощи детям дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья Самостоятельное изучение Раскрывает особенности технологий оказания психолого-педагогической помощи детям дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья Воспроизведение
Разрабатывает план занятий с применением технологий психолого-педагогического помощи детьям с ОВЗ Применение
Демонстрирует использования современных технологий психолого-педагогической помощи детям дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья Воспроизведение
8 Технологии оказания психолого-педагогической помощи детям младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья Лекция Раскрывает особенности технологий оказания психолого-педагогической помощи детям младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья Воспроизведение
Дает краткую характеристику технологияи оказания психолого-педагогической помощи детям младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья Воспроизведение
9 Технологии дистанционного и он-лайн обучения как инструмент специального (дефектологического) и инклюзивного образования Самостоятельное изучение Раскрывает специфику ДОТ в работе с детьми с ОВЗ Воспроизведение
Описывает историю возникновения и развития ДОТ Воспроизведение
Систематизирует нормативные документы, регулирующие ДОТ лиц с ОВЗ Воспроизведение
Выделяет и объясняет риски использования технологии дистанционного обучения. Воспроизведение
10 Интерактивные технологии в системе специального (дефектологического) и инклюзивного образования Самостоятельное изучение Описывает в общих чертах особенности интерактивных технологий используемых в специальном (дефектологическом) образовании Воспроизведение
Раскрывает формы применения интерактивных технологий используемых в специальном (дефектологическом) образовании Воспроизведение
Демонстрируют использования современных интерактивных технологий при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Воспроизведение
11 Организация процесса обучения, воспитания и развития детей с особыми образовательными потребностями на основе использования инновационных технологий Практическая работа Характеризует систему образования лиц с ОВЗ в России и За рубежом Воспроизведение
Описывает процесс психолого-педагогического сопровождения лиц с ОВЗ в ОО Воспроизведение
12 Нормативно-праваовые документы, регламентирующие осуществления образовательной деятельностьи с детьми с ОВЗ Самостоятельное изучение Характеризует психолого-педагогические требования при организации образовательной деятельности с детьми с ОВЗ Воспроизведение
Составляет требования к организации образовательной деятельности с детьми с ОВЗ на основании СаНПиНа, ФГОС для обучающихся с ОВЗ, УО и др. Применение
Описывает значимость АООП, ИПР, СИПР, АОП при организации образовательной деятельности с детьми с ОВЗ Воспроизведение
13 Проектирование занятия для детей с ОВЗ с использованием современных инновационных технологий специального (дефектологического) образования Практическая работа Раскрывает особенности проектирования занятия для детей с ОВЗ с использованием современных инновационных технологий специального (дефектологического) Воспроизведение
Характеризует структуру и этапы проектирования образовательного занятия для детей с ОВЗ с использованием современных инновационных технологий специального (дефектологического) Воспроизведение
Проектирует занятие для детей с ОВЗ с использованием современных инновационных технологий специального (дефектологического) Применение
14 Анализ и оценка организации образовательного процесса с применением инновационных технологий с детьми с ОВЗ. Самостоятельное изучение Разрабатывает критерии оценки организации образовательного процесса с применением инновационных технологий с детьми с ОВЗ Применение
Осуществляет анализ и оценку организации образовательного процесса с применением инновационных технологий с детьми с ОВЗ Применение
15 Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация (заоч.) Характеризует этапы возникновения и развития отечественных технологий образования лиц с ОВЗ в России Воспроизведение
Cоотносит опыт развития образовательных технологий в зарубежных странах и в России Воспроизведение
Объясняет сущность образовательных технологий Воспроизведение
Описывает в общих чертах основные образовательных технологиях Воспроизведение
Раскрывает и сопоставляет образовательные технологии с использование ИКТ-оборудования Воспроизведение
Дает характеристику критерий выбора технических средств применительно к различным типам и методам обучения и воспитания, используемой информации Воспроизведение
Описывает требования к режимным моментам в соответствии с нормативно-правовыми требованиями Воспроизведение
Раскрывает требования к использованию современных компьютерных и информационных технологий, интеракивных досок в образовательном процессе детей с ОВЗ Воспроизведение
Демонстрирует знания различных способов применения современных инновационных технологий в образовательном процессе с детьми с ОВЗ. Воспроизведение
Раскрывает особенности технологий оказания психолого-педагогической помощи детям дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья Воспроизведение
Раскрывает особенности технологий оказания психолого-педагогической помощи детям младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья Воспроизведение
Дает краткую характеристику технологияи оказания психолого-педагогической помощи детям младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья Воспроизведение
Раскрывает специфику ДОТ в работе с детьми с ОВЗ Воспроизведение
Описывает историю возникновения и развития ДОТ Воспроизведение
Систематизирует нормативные документы, регулирующие ДОТ лиц с ОВЗ Воспроизведение
Выделяет и объясняет риски использования технологии дистанционного обучения. Воспроизведение
Характеризует программные и технические средства реализации технологии дистанционного обучения. Воспроизведение
Описывает в общих чертах особенности интерактивных технологий используемых в специальном (дефектологическом) образовании Воспроизведение
Раскрывает формы применения интерактивных технологий используемых в специальном (дефектологическом) образовании Воспроизведение
Характеризует систему образования лиц с ОВЗ в России и За рубежом Воспроизведение
Описывает процесс психолого-педагогического сопровождения лиц с ОВЗ в ОО Воспроизведение
Описывает специальные технические средства, учебные материалы, учебники для организации образовательной среды, отвечающей особым образовательным потребностям обучающихся с ОВЗ Воспроизведение
Характеризует психолого-педагогические требования при организации образовательной деятельности с детьми с ОВЗ Воспроизведение
Составляет требования к организации образовательной деятельности с детьми с ОВЗ на основании СаНПиНа, ФГОС для обучающихся с ОВЗ, УО и др. Применение
Описывает значимость АООП, ИПР, СИПР, АОП при организации образовательной деятельности с детьми с ОВЗ Воспроизведение
Раскрывает особенности проектирования занятия для детей с ОВЗ с использованием современных инновационных технологий специального (дефектологического) Воспроизведение
Характеризует структуру и этапы проектирования образовательного занятия для детей с ОВЗ с использованием современных инновационных технологий специального (дефектологического) Воспроизведение
Характеризует структуру и этапы проектирования занятия психолого-педагогической помощи для детей с ОВЗ с использованием современных инновационных технологий специального (дефектологического) Воспроизведение
Разрабатывает критерии оценки организации образовательного процесса с применением инновационных технологий с детьми с ОВЗ Применение
Дает характеристику организации образовательного процесса с применением инновационных технологий с детьми с ОВЗ Воспроизведение
Описывает требования к организации образовательного процесса с применением инновационных технологий с детьми с ОВЗ Воспроизведение

Литература

Основная

  1. Глухов, В. П. Специальная педагогика и специальная психология. Практикум : учеб. пособие для акад. бакалавриата : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по гуманитар. направлениям / В. П. Глухов ; Моск. пед. гос. ун-т. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Юрайт, 2017. - 311, [3] с. - (Бакалавр. Академический курс). - Гриф УМО. - ISBN 978-5-534-00653-7 : 643-71. – Текст непосредственный.
  2. Глухов, В.П. Специальная педагогика и специальная психология : учеб. для акад. бакалавриата : для студентов вузов, обучающихся по гуманитар. направлениям / В. П. Глухов ; Моск. пед. гос. ун-т. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Юрайт, 2017. - 262, [3] с. - (Бакалавр. Академический курс). - Гриф УМО. - ISBN 978-5-534-01037-4 : 559-15. – Текст непосредственный.
  3. Дементьева, Ю. В. Основы работы с электронными образовательными ресурсами : учебное пособие / Ю. В. Дементьева. — Саратов : Вузовское образование, 2017. — 80 c. — ISBN 978-5-906172-21-1. —URL: http://www.iprbookshop.ru/62066.html (дата обращения: 11.02.2021). – Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный.
  4. Киселев, Г.М. Информационные технологии в педагогическом образовании : учебник / Г.М. Киселев, Р.В. Бочкова. – 3-е изд., стер. – Москва : Дашков и К°, 2020. – 304 с. : ил. –ISBN 978-5-394-03468-8.– URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=573270 (дата обращения: 11.02.2021).– Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный.

Дополнительная

  1. Актуальные проблемы и инновационные подходы в образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья: материалы научно-практической конференции с международным участием, г. Москва, 18 февраля 2017 года / под ред. Е.Г. Речицкой ;учред. Московский педагогический государственный университет. – Москва : Московский педагогический государственный университет (МПГУ), 2017. – 195 с. : ил., табл. –ISBN 978-5-4263-0487-1. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=471772 (дата обращения: 11.02.2021). – Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный.
  2. Беляева, О. А. Педагогические технологии в профессиональной школе : учебно-методическое пособие / О. А. Беляева. — 10-е изд. — Минск : Республиканский институт профессионального образования (РИПО), 2018. — 61 c. — ISBN 978-985-503-793-5. —URL: http://www.iprbookshop.ru/93433.html (дата обращения: 11.02.2021). – Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный.
  3. Дрозд, К. В. Проектирование образовательной среды : учебное пособие для вузов / К. В. Дрозд, И. В. Плаксина. –2-е изд., испр. и доп. - Москва : Юрайт, 2020. - 437, [1] с. –(Высшее образование). - ISBN 978-5- 534-06592-3. –Текст: непосредственный.
  4. Колесникова, Г. И. Специальная психология и специальная педагогика :учебное пособие для вузов : для студентов, обучающихся по гуманитарным направлениям и специальностям / Г. И. Колесникова. – 3-е изд. перераб. и доп. - Москва :Юрайт, 2020. - 175, [2] с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-534-006814- 6 и предыдущие издания. –Текст: непосредственный.
  5. Мандель, Б.Р. Инновационные процессы в образовании и педагогическая инноватика: учебное пособие для обучающихся в магистратуре / Б.Р. Мандель. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2017. – 343 с. : ил., схем., табл. – ISBN 978-5-4475-9050-5. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=455509 (дата обращения: 11.02.2021).– Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный.
  6. Околелов, О.П. Искусственный интеллект и инновационные педагогические средства в образовании / О.П. Околелов. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2020. – 181 с. : ил., табл. – ISBN 978-5-4499-0776-9.– URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=572444 (дата обращения: 11.02.2021).– Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный.

Цифровые ресурсы

  1. http://school.yandex.ru Каталог детских ресурсов «Интернет для детей»
  2. Кушнарева, Т. С. Цифровые образовательные ресурсы в коррекционно-развивающем процессе дома-интерната / Т. С. Кушнарева, С. Н. Руднева. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материиалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). — Москва : Буки-Веди, 2016. — С. 166-168. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/191/9921/ (дата обращения: 12.06.2020).
  3. Портал дефектологической литературы. – Режим доступа: http://www.pedlib.ru/

Источники

  1. Федеральный портал «Дополнительное образование детей» Федеральные и межведомственные программы: www.vidod.edu.ru

Учебно-методические материалы

  1. Инновационные технологии в специальном образовании: Рабочая программа [Электронный ресурс]: Направление подготовки 44.03.03 – Специальное (дефектологическое) образование (направленность Дошкольная дефектология) / БУ ВО «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. О.А. Некрасова, И.Ю. Аллахвердиева – Электрон. дан. - Сургут: СурГПУ, 2021. – Режим доступа: http://els.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.