бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра теории и методики дошкольного и начального образования

Рабочая программа

2020-21 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Feb. 17, 2021
Н.В. Абрамовских заведующий кафедрой
согласовано Feb. 18, 2021
В.В. Толмачева декан факультета
согласовано March 2, 2021

Б1.О.07.10 Методические основы решения конструкторских задач в начальном общем образовании, 4 семестр

Б-09021, 44.03.01, Педагогическое образование (направленность Начальное образование), экзамен

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
А.Т. Асланова ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
способен организовывать и оценивать различные виды учебной и внеучебной деятельности обучающихся начальной школы (ПК-1) знать основные положения по организации и оценке различных видов учебной и внеучебной деятельности обучающихся начальной школы знаниевый
владеть основными положениями по организации и оценке различных видов учебной и внеучебной деятельности обучающихся начальной школы ориентировочный
уметь проектировать и оценивать различные виды учебной и внеучебной деятельности обучающихся начальной школы операциональный
иметь опыт по проектированию и оценке различных видов учебной и внеучебной деятельности обучающихся начальной школы опыт
способен осуществлять обучение по образовательной программе на основе использования современных подходов и образовательных технологий (ПКО-1) знать основные положения по организации обучения младщих школьников по образовательной программе на основе использования современных подходов и образовательных технологий знаниевый
владеть основными положениями организации обучения младщих школьников по образовательной программе на основе использования современных подходов и образовательных технологий ориентировочный
уметь проектировать компоненты образовательного процесса с младщими школьниками по образовательной программе на основе использования современных подходов и образовательных технологий операциональный
иметь опыт проектирования компонентов образовательного процесса с младщими школьниками по образовательной программе на основе использования современных подходов и образовательных технологий опыт

Цели изучения дисциплины

формирование у студентов готовности организовывать деятельность обучающихся по легоконструированию и робототехники в НОО

Задачи

  1. сформировать представления о направлениях развития легоконструирования и образовательной робототехники и освоить нормативно-правовую базу внедрения легоконструирования и робототехники в образовательный процесс НОО
  2. сформировать умение самостоятельно проектировать и разрабатывать методическое обеспечение процесса реализации программ по легоконструированию и робототехники в НОО.

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 8.0 ч.
Лекция 4.0 ч.
Семинар 0 ч.
Практическая работа 4.0 ч.
КСР 0 ч.
Контроль 9.0 ч.
Самостоятельная работа студента 55.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 9.0 ч. из 5.5 ч.
Часов в неделю 2.0 ч. (7.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 2. Основы легоконструирования и образовательной робототехники в НОО (теоретический) сформировать знания о технологии разрабтки методического обеспечения процесса реализации программ по легоконструированию и робототехники в НОО знать технологию разрабтки методического обеспечения процесса реализации программ по легоконструированию и робототехники в НОО
  • Дидактическая единица (1) Основы легоконструирования и образовательной робототехники в НОО
  • Дидактическая единица (2) Основы конструирования и программирования в среде LEGO
Модуль 2. Основы легоконструирования и образовательной робототехники в НОО (практический) сформировать умение самостоятельно разрабатывать методическое обеспечение процесса реализации программ по легоконструированию и робототехники в НОО уметь самостоятельно разрабатывать методическое обеспечение процесса реализации программ по легоконструированию и робототехники в НОО
  • Дидактическая единица (1) Проектирование программ учебной деятельности детей младшего школьного возраста по легоконструированию и робототехнике
  • Дидактическая единица (2) Проектирование занятий внеучебной деятельности детей младшего школьного возраста по легоконструированию и робототехнике

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Основы конструирования и программирования в среде LEGO Лекция 4.0 1
2 Основы конструирования и программирования в среде LEGO Самостоятельное изучение 14.0 1
3 Проектирование программ учебной деятельности детей младшего школьного возраста по легоконструированию и робототехнике Самостоятельное изучение 14.0 2
4 Проектирование программ учебной деятельности детей младшего школьного возраста по легоконструированию и робототехнике Практическая работа 2.0 2
5 Проектирование занятий внеучебной деятельности детей младшего школьного возраста по легоконструированию и робототехнике Самостоятельное изучение 14.0 3
6 Проектирование занятий внеучебной деятельности детей младшего школьного возраста по легоконструированию и робототехнике Практическая работа 2.0 3
7 Промежуточная аттестация Самостоятельное изучение 7.0 4
8 Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация (заоч.) 9.0 4

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Основы конструирования и программирования в среде LEGO Лекция знать основные положения по легоконструированию Воспроизведение
знать основные положения по образовательной робототехнике Воспроизведение
знать технологию проектирования программ учебной деятельности детей младшего школьного возраста по легоконструированию и робототехнике Воспроизведение
2 Основы конструирования и программирования в среде LEGO Самостоятельное изучение знать основные положения по легоконструированию Воспроизведение
знать основные положения по образовательной робототехнике Воспроизведение
3 Проектирование программ учебной деятельности детей младшего школьного возраста по легоконструированию и робототехнике Самостоятельное изучение знать методические основы по программированию образовательных программ для начального общего образования Воспроизведение
уметь анализировать и оценивать образовательные программы уроков и программ дополнительного образования детей младшего школьного возраста по легоконструированию и робототехнике. Применение
знать технологию проектирования программ учебной деятельности детей младшего школьного возраста по легоконструированию и робототехнике Воспроизведение
уметь проектировать элементы программ учебной деятельности детей младшего школьного возраста по легоконструированию и робототехнике Применение
4 Проектирование программ учебной деятельности детей младшего школьного возраста по легоконструированию и робототехнике Практическая работа знать методические основы по программированию образовательных программ для начального общего образования Воспроизведение
уметь анализировать и оценивать образовательные программы уроков и программ дополнительного образования детей младшего школьного возраста по легоконструированию и робототехнике. Применение
знать технологию проектирования программ учебной деятельности детей младшего школьного возраста по легоконструированию и робототехнике Воспроизведение
уметь проектировать элементы программ учебной деятельности детей младшего школьного возраста по легоконструированию и робототехнике Применение
5 Проектирование занятий внеучебной деятельности детей младшего школьного возраста по легоконструированию и робототехнике Самостоятельное изучение знать методические основы по программированию образовательных программ для начального общего образования Воспроизведение
знать технологию проектирования занятий внеучебной деятельности детей младшего школьного возраста по легоконструированию и робототехнике Воспроизведение
6 Проектирование занятий внеучебной деятельности детей младшего школьного возраста по легоконструированию и робототехнике Практическая работа знать методические основы по программированию образовательных программ для начального общего образования Воспроизведение
уметь анализировать и оценивать образовательные программы уроков и программ дополнительного образования детей младшего школьного возраста по легоконструированию и робототехнике. Применение
знать технологию проектирования занятий внеучебной деятельности детей младшего школьного возраста по легоконструированию и робототехнике Воспроизведение
уметь проектировать занятия внеучебной деятельности детей младшего школьного возраста по легоконструированию и робототехнике Применение
7 Промежуточная аттестация Самостоятельное изучение знать основные положения по легоконструированию Воспроизведение
знать основные положения по образовательной робототехнике Воспроизведение
уметь моделировать объектны с использованием конструкторов Применение
знать методические основы по программированию образовательных программ для начального общего образования Воспроизведение
уметь анализировать и оценивать образовательные программы уроков и программ дополнительного образования детей младшего школьного возраста по легоконструированию и робототехнике. Применение
знать технологию проектирования программ учебной деятельности детей младшего школьного возраста по легоконструированию и робототехнике Воспроизведение
уметь проектировать элементы программ учебной деятельности детей младшего школьного возраста по легоконструированию и робототехнике Применение
знать технологию проектирования занятий внеучебной деятельности детей младшего школьного возраста по легоконструированию и робототехнике Воспроизведение
уметь проектировать занятия внеучебной деятельности детей младшего школьного возраста по легоконструированию и робототехнике Применение
8 Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация (заоч.) знать основные положения по легоконструированию Воспроизведение
знать основные положения по образовательной робототехнике Воспроизведение
уметь моделировать объектны с использованием конструкторов Применение
знать методические основы по программированию образовательных программ для начального общего образования Воспроизведение
уметь анализировать и оценивать образовательные программы уроков и программ дополнительного образования детей младшего школьного возраста по легоконструированию и робототехнике. Применение
знать технологию проектирования программ учебной деятельности детей младшего школьного возраста по легоконструированию и робототехнике Воспроизведение
уметь проектировать элементы программ учебной деятельности детей младшего школьного возраста по легоконструированию и робототехнике Применение
знать технологию проектирования занятий внеучебной деятельности детей младшего школьного возраста по легоконструированию и робототехнике Воспроизведение
уметь проектировать занятия внеучебной деятельности детей младшего школьного возраста по легоконструированию и робототехнике Применение

Литература

Основная

  1. Киселёв,М.М. Робототехника в примерах и задачах: Курс программирования механизмов и роботов / М. М. Киселёв, М. М. Киселёв. - Робототехника в примерах и задачах; 2020-12-25. - Москва: СОЛОН-ПРЕСС, 2017. - 136 с. - ISBN 978-5-91359-235-4. URL: http://www.iprbookshop.ru/80564.html (дата обращения 16.09.2020). – Режим доступа: по подписке. – Текст: электронный.
  2. Никитина, Т. В. Образовательная робототехника как направление инженерно-технического творчества школьников : учебное пособие / Т. В. Никитина. – Челябинск : Челябинский государственный педагогический университет, 2014. – 171 c. – ISBN 978-5-906777-21-8. – URL: http://www.iprbookshop.ru/31920.html (дата обращения: 23.09.2020). – Режим доступа: для авторизир. пользователей. – Текст : электронный.

Дополнительная

  1. Конструирование и оснащение технологических комплексов: монография / В.С. Крутько; Н.Н. Попок; С.А. Клименко; Р.А. Киселев; А.М. Русецкий; В.А. Данилов; П.А. Витязь; М.Л. Хейфец; ред. А.М. Русецкий. - Минск : Белорусская наука, 2014. - 317 c. - ISBN 978-985-08-1656-6. - URL: http://www.iprbookshop.ru/29463.html - (дата обращения 16.09.2020). – Режим доступа: по подписке. – Текст: электронный
  2. Кузьмичёв, А. Э. Программирование для Windows Phone для начинающих / А. Э. Кузьмичёв. – 3-е изд. – Москва : Интернет-Университет Информационных Технологий (ИНТУИТ), Ай Пи Эр Медиа, 2019. – 165 c. – ISBN 978-5-4486-0508-6. – URL: http://www.iprbookshop.ru/79729.html (дата обращения: 22.09.2020). – Режим доступа: для авторизир. пользователей. – Текст : электронный.
  3. Митина,О.А. Программирование: учебно-методическое пособие / Т.Л. Борзунова; О.А. Митина. - Программирование; 2018-06-21. - Москва: Московская государственная академия водного транспорта, 2015. - 61 c. - URL: http://www.iprbookshop.ru/46511.html (дата обращения 16.09.2020). – Режим доступа: по подписке. – Текст: электронный.
  4. Образовательная робототехника : учебно-методический комплекс дисциплины / составители А. С. Соболевский, Э. Ф. Шарипова. – Челябинск : Челябинский государственный педагогический университет, 2014. – 32 c. – ISBN 2227-8397. – URL: http://www.iprbookshop.ru/31915.html (дата обращения: 23.09.2020). – Режим доступа: для авторизир. пользователей. – Текст : электронный.
  5. Павлов,Д.И. Робототехника. 2 - 4 классы : учеб. пособие для общеобразоват. орг. : в 4 ч. Ч. 1 / Д. И. Павлов, М. Ю. Ревякин ; под ред. Л. Л. Босовой. - Москва : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. - 80 с. : ил. - (Внеурочная деятельность). - ISBN 978-5-9963-4652-3 : 288-00. – Текст: непосредственный.
  6. Павлов,Д.И. Робототехника. 2 - 4 классы : учеб. пособие для общеобразоват. орг. : в 4 ч. Ч. 2 / Д. И. Павлов, М. Ю. Ревякин ; под ред. Л. Л. Босовой. - Москва : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. - 64 с. : ил. - (Внеурочная деятельность). - ISBN 978-5-9963-4653-0 : 288-00. – Текст: непосредственный.
  7. Павлов,Д.И. Робототехника. 2 - 4 классы : учеб. пособие для общеобразоват. орг. : в 4 ч. Ч. 3 / Д. И. Павлов, М. Ю. Ревякин ; под ред. Л. Л. Босовой. - Москва : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. - 80 с. : ил. - (Внеурочная деятельность). - ISBN 978-5-9963-4654-7 : 288-00. – Текст: непосредственный.
  8. Павлов,Д.И. Робототехника. 2 - 4 классы : учеб. пособие для общеобразоват. орг. : в 4 ч. Ч. 4 / Д. И. Павлов, М. Ю. Ревякин ; под ред. Л. Л. Босовой. - Москва : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. - 64 с. : ил. - (Внеурочная деятельность). - ISBN 978-5-9963-4655-4 : 288-00. – Текст: непосредственный.
  9. Поляков,А.Ю. Программирование: практикум / Е.Н. Перышкова; А.Ю. Полякова; А.Ю. Поляков. - Новосибирск: Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики, 2015. - 55 c. - URL: http://www.iprbookshop.ru/55494.html (дата обращения 16.09.2020). – Режим доступа: по подписке. – Текст: электронный.

Цифровые ресурсы

  1. Гейман, Л.К., Титова, М.В. Образовательная робототехника в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста // Вестник ПНИПУ. Проблемы языкознания и педагогики. 2015. №4 (14): – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnaya-robototehnika-v-rabote-s-detmi-doshkolnogo-i-mladshego-shkolnogo-vozrasta
  2. Орехов,а О. Н. Внедрение робототехники в образовательный процесс как один из способов развития конструктивной деятельности удетей дошкольного возраста // Символ науки. 2015. №11-2: – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/vnedrenie-robototehniki-v-obrazovatelnyy-protsess-kak-odin-iz-sposobov-razvitiya-konstruktivnoy-deyatelnosti-udetey-doshkolnogo
  3. Робототехника в образовании – Режим доступа: http://фгос-игра.рф

Источники

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. Б.1.О.07.10 Методические основы решения конструкторских задач в начальном общем образовании [Электронный ресурс]: Направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), направленность Дошкольное образование и Начальное образование, зачет / БУ ВО «Сургут. гос. пед. ун-т»; Автор-сост. В.Л.Синебрюхова. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2021. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана