бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра теории и методики дошкольного и начального образования

Рабочая программа

2020-21 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Feb. 26, 2021
Н.В. Абрамовских заведующий кафедрой
согласовано March 4, 2021
В.В. Толмачева декан факультета

Б1.В.20 Мониторинг результатов освоения основной образовательной программы начального образования, 8 семестр

Б-07021, 44.03.01, Педагогическое образование (направленность Начальное образование), экзамен

Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов
О.В. Алексеева ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
способностью использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета (ПК-4) возможности образовательной среды для достижения планируемых результатов обучения знаниевый
умение анализа результатов мониторга ООП НОО ориентировочный
Умеет оценить правильности выбора современных методик и технологий, в том числе и информационных, в зависимости от конкретной образовательной ступени и конкретного образовательного учреждения. операциональный
опытсоставления диагностичсекой программы в рамках мониторинга уровня основения ООП НОО опыт
способностью использовать современные методы и технологии обучения и диагностики (ПК-2) знать способы самоанализа и анализа полученных результатов в сопоставлении с поставленной целью; знать методики оценивания образовательной среды, уровня развития, воспитанности и обученности ребенка в разных моделях начального образования, в том числе с использованием информационных технологий знаниевый
владеть анализом результатов методов диагностирования, навыками анализа, оценивания и прогнозирования возможностей, потребностей, достижений обучающихся; ориентировочный
умение осуществлять отбор методов исследования для изучения и оценки уровня освоения ООП НОО операциональный
Имеет опыт изучения возможностей образовательной среды, в том числе с применением информационных технологий для обеспечения качества образования на основе логической схемы. опыт

Цели изучения дисциплины

Научить реализовывать технологию мониторинга результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования

Задачи

  1. Овладеть умениями выделять проблемы развития современной начальной школы и пути их решения посредством использования технологии мониторинга;
  2. Научить разрабатывать программу мониторинга качества образовательного процесса в начальной школе.

Числовые характеристики

Трудоемкость 108 ч.
Аудиторная работа 12.0 ч.
Лекция 4.0 ч.
Семинар 0 ч.
Практическая работа 8.0 ч.
КСР 0 ч.
Контроль 9.0 ч.
Самостоятельная работа студента 87.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 9.0 ч. из 5.0 ч.
Часов в неделю 1.0 ч. (4.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1. Научно-методические основы мониторинговых исследований в современном начальном образовании Овладеть знаниями об особенностях управления образовательной организацией на основе внедрения мониторинговой технологии в образовательный процесс Знание особенностей управления образовательной организацией на основе внедрения мониторинговой технологии в образовательный процесс
  • Управление качеством современного начального образования
  • Мониторинг как технология оценки качества образования
Модуль 2. Практикум по разработке программы мониторинга Научить разрабатывать программу мониторинга качества образовательного процесса в начальной школе. Уумения выделять проблемы развития современной начальной школы и пути их решения посредством использования технологии мониторинга. Овладение функциями, видами и этапами реализации технологии мониторинга в образовательном процессе начальной школы
  • Технология разработки и проведения мониторинга качества начаольного образования
  • Методы диагностики, используемые в мониторинговой оценке качества НШ
  • Педагогическое наблюдение как метод мониторинга в начальном образовании
  • Технология разработки программы мониторинга качества образовательного процесса в НШ

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Управление качеством современного начального образования Лекция 2.0 1
2 Управление качеством современного начального образования Самостоятельное изучение 10.0 1
3 Мониторинг как технология оценки качества образования Лекция 2.0 2
4 Мониторинг как технология оценки качества образования Самостоятельное изучение 10.0 2
5 Рубежный контроль по модулю 1 Вариативное задание 10.0 3
6 Технология разработки и проведения мониторинга качества начального образования Практическая работа 2.0 4
7 Технология разработки и проведения мониторинга качества начального образования Самостоятельное изучение 10.0 4
8 Методы диагностики, используемые в мониторинговой оценке качества НОО Практическая работа 2.0 5
9 Методы диагностики, используемые в мониторинговой оценке качества НОО Самостоятельное изучение 10.0 5
10 Педагогическое наблюдение как метод мониторинга в начальники образовании Практическая работа 2.0 6
11 Педагогическое наблюдение как метод мониторинга в начальники образовании Самостоятельное изучение 6.0 6
12 Практикум по разработке программы мониторинга качества образовательного процесса в НШ Практическая работа 2.0 7
13 Практикум по разработке программы мониторинга качества образовательного процесса в НШ Самостоятельное изучение 19.0 7
14 Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация (заоч.) 9.0 8

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Управление качеством современного начального образования Лекция хараткеризует понятие "качество образования", "система оценки качества образования", "управление", "образовательный процесс" Воспроизведение
2 Управление качеством современного начального образования Самостоятельное изучение выделяет особенности организации образовательного процесса на разных уровнях Воспроизведение
3 Мониторинг как технология оценки качества образования Лекция характеризует понятие "мониторинг качества образования" Воспроизведение
наполняет сущностным содержанием направлениямониторинга в системе оценки качества образования Воспроизведение
4 Мониторинг как технология оценки качества образования Самостоятельное изучение определяет особенности видов мониторинга в системе оценки качества образования Воспроизведение
умеет обосновывать принципы управления начальным общим образованием Применение
5 Рубежный контроль по модулю 1 Вариативное задание выделяет особенности организации образовательного процесса на разных уровнях Воспроизведение
наполняет сущностным содержанием направлениямониторинга в системе оценки качества образования Воспроизведение
6 Технология разработки и проведения мониторинга качества начального образования Практическая работа выделяет этапы и их наполнение при реализации программы мониторинга Воспроизведение
осуществляет выбор средств мониторинга в зависимости от поставленных задач Применение
7 Технология разработки и проведения мониторинга качества начального образования Самостоятельное изучение выделяет компоненты системы мониторинга в образовательной организации Воспроизведение
характеризует объект и предмет мониторинга Воспроизведение
8 Методы диагностики, используемые в мониторинговой оценке качества НОО Практическая работа осуществляет выбор диагностических методик и составлении программы диагностики в зависимости от поставленных целей Применение
9 Методы диагностики, используемые в мониторинговой оценке качества НОО Самостоятельное изучение характеризует сущность диагностической программы мониторнга Воспроизведение
определяет значение комплексности оценки при реализации технологии мониторинга Воспроизведение
10 Педагогическое наблюдение как метод мониторинга в начальники образовании Практическая работа составлляет программы педагогического наблюдения Применение
владеть умением анализировать результаты педагогчиеского наблюдения и формулировать выводы Применение
11 Педагогическое наблюдение как метод мониторинга в начальники образовании Самостоятельное изучение знать основные диагностические методики для определения возможностей, потребностей, достижений обучающихся Воспроизведение
12 Практикум по разработке программы мониторинга качества образовательного процесса в НШ Практическая работа выделяет критерии оценки результатов освоения предметных областей Применение
владеет методическими приемами составления экспертных таблиц Применение
умеет составлять элементы экспертных таблиц для проведения мониторинга в начальной школе Применение
13 Практикум по разработке программы мониторинга качества образовательного процесса в НШ Самостоятельное изучение хараткеризует этапы разаработки прграммы мониторинга качества образовательного процесса в НШ Воспроизведение
14 Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация (заоч.) хараткеризует этапы разаработки прграммы мониторинга качества образовательного процесса в НШ Воспроизведение
выделяет критерии оценки результатов освоения предметных областей Применение
владеет методическими приемами составления экспертных таблиц Применение
умеет составлять элементы экспертных таблиц для проведения мониторинга в начальной школе Применение

Литература

Основная

  1. Вергелес, Г. И. Система формирования учебной деятельности младших школьников : учеб. пособие для студентов вузов, ведущих подгот. по направлению 44.03.01 "Педагогическое образование" / Г. И. Вергелес. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва : ИНФPA-M, 2016. - 172, [2] с. - (Высшее образование. Бакалавриат). - ISBN 978-5-16-011636-5.- Текст: непосредственный
  2. Образовательный процесс в профессиональном образовании : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по гуманитар. направлениям [и аспирантов] / [В. И. Блинов и др.] ; под общ. ред. В. И. Блинова. - Москва : Юрайт, 2018. - 313, [2] с. - (Образовательный процесс). - Гриф УМО. - ISBN 978-5-534-00080-1.- Текст: непосредственный
  3. Управление качеством образования : учебное пособие / Е. А. Опфер, Е. И. Сахарчук, Е. В. Сергеева [и др.]. — Волгоград : Волгоградский государственный социально-педагогический университет, «Перемена», 2016. — 122 c. — ISBN 978-5-9935-0357-8. — URL: http://www.iprbookshop.ru/58328.html (дата обращения: 25.02.2021) .– Режим доступа: по подписке. – Текст: электронный

Дополнительная

  1. Гордиенко, О. В. Современные средства оценивания результатов обучения : практикум : учеб. пособие для акад. бакалавриата, студентов учеб. заведений, обучающихся по гуманитар. направлениям, [по направлению "Русский язык и Литература"] / О. В. Гордиенко ; Моск. пед. гос. ун-т. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Юрайт, 2018. - 122, [2] c. - (Бакалавр. Академический курс). - Гриф УМО. - ISBN 978-5-534-02267-4.- Текст: непосредственный
  2. Гордиенко, О. В. Современные средства оценивания результатов обучения : учеб. для акад. бакалавриата, студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по гуманитар. направлениям, [по направлению "Русский язык и Литература"] / О. В. Гордиенко. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Юрайт, 2018. - 176, [2] c. - (Бакалавр. Академический курс). - Гриф УМО. - ISBN 978-5-534-06396-7.- Текст: непосредственный
  3. Звонников, В.И. Оценка качества результатов обучения при аттестации: (компетентностный подход) / В.И. Звонников, М.Б. Челышкова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Логос, 2012. – 279 с. – ISBN 978-5-98704-623-4. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=119434 (дата обращения: 25.02.2021) .– Режим доступа: по подписке. – Текст: электронный
  4. Планируемые результаты начального общего образования : пособие / [Л. Л. Алексеева и др.] ; под ред. Г. С. Ковалёвой, О. Б. Логиновой. - 3-е изд. - Москва : Просвещение, 2011. - 119, [2] с. - (Стандарты второго поколения). - ISBN 978-5-09-025236-2.- Текст: непосредственный

Цифровые ресурсы

  1. Российский образовательный портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.school.edu.ru/

Источники

  1. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (вступает в силу с 01.09.2013, за исключением отдельных положений). - М. : КНОРУС, 2013. – 175 с.

Учебно-методические материалы

  1. Учебна программа. Мониторинг результатов освоения ООП НОО [Электронный ресурс]: Направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, направленность «Начальное образование» / БУ ВО «Сургут, гос, пед, ун-т» ; сост. Е.Л.Запольских, О.В. Алексеева. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2020. – Режим доступа: http://els.surgpu.ru, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.