бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра теории и методики дошкольного и начального образования

Рабочая программа*

2020-21 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Н.С. Боталова директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано March 1, 2021
Н.В. Абрамовских заведующий кафедрой
В.В. Толмачева декан факультета

Б1.О.03.04 Проектирование современных образовательных ресурсов организации воспитательной работы в начальной школе, 2 семестр

М-0021, 44.04.01, Педагогическое образование (направленность Инновационная начальная школа), экзамен

Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов
О.В. Алексеева ____________
* — данная рабочая программа еще не согласована, содержание может меняться.

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
Способен осуществлять проектирование образовательных ресурсов с применением инновационных технологий в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования ПК-1 Актуальных проблем развития НОО Теоретических подходов к организации инновационной деятельности в НОО Этапов реализации новшеств в деятельности НОО Сущностных характеристик инновационных методов и технологий организации образовательного процесса в НОО Состав и последовательность действий по проектированию образовательных ресурсов с применением инновационных технологий в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования Критериев оценки результативности реализации инновационных методов и технологий в образовательном процессе НОО знаниевый
Способами определения актуальных проблем развития НОО Способами обоснования требований к организации инновационной деятельности в НОО Умением определять последовательность и состав действий при проектировании образовательных ресурсов с применением инновационных технологий в НОО Умением определять последовательность и состав действий при оценке результативности образовательных ресурсов с применением инновационных технологий в НОО ориентировочный
Способен планировать и организовывать взаимодействия участников образовательных отношений ОПК-7; Сущность и условия взаимодействия участников образовательных отношений (по компонентам) Способы взаимодействия участников образовательных отношений Состав и последовательность действий по планированию взаимодействия участников образовательных отношений Состав и последовательность действий по организации участников - учебный процесс, воспитательный процесс знаниевый
Умение определять состав и последовательность действий по планированию взаимодействия участников образовательных отношений Владение способами организации взаимодействия отдельных участников образовательных отношений (по компонентам процесса – учебный процесс, воспитательный процесс) ориентировочный
Анализировать условия реализации образовательного процесса для определения всех участников отношений Планировать процесс взаимодействия - учебный процесс, воспитательный процесс, взаимодействие в педагогическом коллективе, взаимодействие с родителями операциональный
Способен проектировать и использовать эффективные психолого-педагогические, в том числе инклюзивные, технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания обучающихся с особыми образовательными потребностями ОПК-6; Условия образовательного процесса для достижения образовательных результатов обучающихся с особыми образовательными потребностями знаниевый
Способен проектировать организацию совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями ОПК-3 Последовательность и способы проектирования организации совместной и индивидуальной учебной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями знаниевый
Владение способами проектирования индивидуальной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями (определение результата, способов его достижения, последовательность действий, критерии оценки и т.д.) ориентировочный
Способен проектировать основные и дополнительные образовательные программы и разрабатывать научно-методическое обеспечение их реализации ОПК-2; Назначение и структура основных и дополнительных образовательных программ с учётом их уровня и направленности Этапы и способы проектирования основных и дополнительных образовательных программ в соответствии с требованиями к проектированию Назначение, структура, качество научно-методического обеспечения реализации основных и дополнительных образовательных программ в соответствии с уровнем образования Способы оценки качества и способы разработки научно-методического обеспечения реализации основных и дополнительных образовательных программ в соответствии с их уровнем и направленностью знаниевый
Владение способами проектирования основных и дополнительных образовательных программ с учётом их уровня и направленности Владение способами разработки научно-методического обеспечения реализации основных и дополнительных образовательных программ в соответствии с их уровнем и направленностью ориентировочный
Проектировать компоненты основных и дополнительных образовательных программ с учётом их уровня и направленности (цели, способы, содержание и т.д.) операциональный
Способен реализовывать образовательные программы в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов ПКО-1; Знание способов реализации образовательного процесса в предметной области; знаниевый
Способен создавать и реализовывать условия и принципы духовно-нравственного воспитания обучающихся на основе базовых национальных ценностей ОПК-4 Современные требования к реализации духовно-нравственного воспитания обучающихся на основе базовых национальных ценностей, отраженных в нормативных документах РФ по организации воспитания (в соответствии с уровнем образования) Состав и последовательность действий по выявлению и созданию условий духовно-нравственного воспитания, обучающихся на основе базовых национальных ценностей (в соответствии с уровнем образования) Способы оценки условий духовно-нравственного воспитания обучающихся на основе базовых национальных ценностей (в соответствии с уровнем образования) знаниевый
Владение способами создания условий духовно – нравственного воспитания обучающихся на основе соответствующих базовых национальных ценностей, отраженных в нормативных документах РФ по организации воспитания (определение требований, отбор методов и формы в соответствии с целью, обоснование критериев оценки результатов) Владение способами организации воспитательного процесса - планирования, реализации, оценки) ориентировочный
ОПК 4.3.1. Определять современные требования к организации духовно – нравственного воспитания обучающихся в соответствии с имеющимися условиями обучения на основе соответствующих базовых национальных ценностей, отраженных в нормативных документах РФ по организации воспитания Ставить цели и задачи духовно – нравственного воспитания обучающихся в соответствии с современными требованиями и базовыми национальными ценностями Определять состав и последовательность действий для достижения поставленных целей воспитания в соответствии с имеющимися условиями обучения (формы и методы, участники и т. д.) Обосновывать способы оценки достижения результатов духовно-нравственного воспитания обучающихся на основе базовых национальных ценностей операциональный
Анализа нормативных документов РФ (определения целей, отбора методов и форм и т.д.) для создания условий духовно – нравственного воспитания обучающихся на основе соответствующих базовых национальных ценностей Анализа воспитательной деятельности учителя (реализация условий духовно-нравственного воспитания) опыт

Цели изучения дисциплины

формировать умения проектирования работу педагога с родителями обучающихся в начальной школе в рамках инновационных подходов

Задачи

  1. Формирование теоретических основ проектирования современных образовательных ресурсов организации воспитательной работы в начальной школе
  2. Развитие умений определять последовательность действий при проектировании и оценке образовательных ресурсов организации воспитательной работы с применением инновационных технологий в НОО

Числовые характеристики

Трудоемкость 108 ч.
Аудиторная работа 18.0 ч.
Лекция 4.0 ч.
Семинар 0 ч.
Практическая работа 10.0 ч.
КСР 4.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 54.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 6.0 ч. из 5.0 ч.
Часов в неделю 1.2 ч. (3.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1. Теоретические основы проектирования современных образовательных ресурсов организации воспитательной работы в начальной школе Формирование теоретических основ проектирования современных образовательных ресурсов организации воспитательной работы в начальной школе. Применение теоретических основ проектирования современных образовательных ресурсов организации воспитательной работы в начальной школе в профессиональной деятельности педагога
  • Современные требования к реализации духовно-нравственного воспитания обучающихся на основе базовых национальных ценностей, отраженных в нормативных документах РФ по организации воспитания в НОО
  • Способы организации взаимодействия отдельных участников образовательных отношений в организации воспитательной работы в начальной школе (взаимодействие в педагогическом коллективе, взаимодействие с родителями)
  • Подходы к организации инновационной деятельности в НОО в воспитательной работе
  • Виды современных образовательных ресурсов организации воспитательной работы в начальной школе
Модуль 2. Практикум по проектированию современных образовательных ресурсов организации воспитательной работы в начальной школе Развитие умений определять последовательность действий при проектировании и оценке образовательных ресурсов организации воспитательной работы с применением инновационных технологий в НОО. Сформированность умений определять последовательность действий при проектировании и оценке образовательных ресурсов организации воспитательной работы с применением инновационных технологий в НОО.
  • Состав и последовательность действий по проектированию образовательных ресурсов воспитательной работы с применением инновационных технологий в соответствии с требованиями ФГОС НОО
  • Проектирование современных образовательных ресурсов организации воспитательной работы в начальной школе по направлению «Гражданское и патриотическое воспитание»
  • Проектирование современных образовательных ресурсов организации воспитательной работы в начальной школе по направлению «Духовно-нравственное развитие»
  • Проектирование современных образовательных ресурсов организации воспитательной работы в начальной школе по направлению «Приобщение детей к культурному наследию»
  • Проектирование современных образовательных ресурсов организации воспитательной работы в начальной школе по направлению «Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение»

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Современные требования к реализации духовно-нравственного воспитания обучающихся на основе базовых национальных ценностей, отраженных в нормативных документах РФ по организации воспитания в НОО Лекция 2.0 1
2 Способы организации взаимодействия отдельных участников образовательных отношений в организации воспитательной работы в начальной школе (взаимодействие в педагогическом коллективе, взаимодействие с родителями) Практическая работа (М) 2.0 1
3 Подходы к организации инновационной деятельности в НОО в воспитательной работе Контрольная работа 2.0 2
4 Особенности организации работы педагога с родителями обучающихся в начальной школе Лекция 2.0 2
5 Методы и средства реализации инновационных подходов к организации работы педагога начального общего образования с родителями Практическая работа (М) 2.0 3
6 Методы и средства реализации инновационных подходов к организации работы педагога начального общего образования с родителями Практическая работа (М) 2.0 3
7 Методы и средства реализации инновационных подходов к организации работы педагога начального общего образования с родителями Индивидуальная работа 2.0 4
8 Инновационные формы работы педагога начального общего образования с родителями Практическая работа (М) 2.0 5
9 Инновационные формы работы педагога начального общего образования с родителями Индивидуальная работа 2.0 5
10 Проектирование работы работы педагога начального общего образования с родителями Практическая работа (М) 2.0 6
11 Проектирование работы работы педагога начального общего образования с родителями Индивидуальная работа 2.0 6
12 Проектирование работы работы педагога начального общего образования с родителями Самостоятельное изучение 24.0 6
13 Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация (зачет) 2.0 7

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Современные требования к реализации духовно-нравственного воспитания обучающихся на основе базовых национальных ценностей, отраженных в нормативных документах РФ по организации воспитания в НОО Лекция Описывает содержание работы педагога по реализации духовно-нравственного воспитания обучающихся на основе базовых национальных ценностей, отраженных в нормативных документах РФ по организации воспитания в НОО Воспроизведение
2 Способы организации взаимодействия отдельных участников образовательных отношений в организации воспитательной работы в начальной школе (взаимодействие в педагогическом коллективе, взаимодействие с родителями) Практическая работа (М) описывает нормативные правовые документы, регламентирующие требования к профессиональной деятельности; перечень и содержание нормативно- правовых актов и локальных актов образовательной организации, регламентирующих виды документации и требования к ее ведению по реализации духовно-нравственного воспитания обучающихся начальной школы на основе базовых национальных ценностей Воспроизведение
владеет способами использования нормативных правовых актов и норм профессиональной этики при планировании и реализации профессиональной деятельности и при взаимодействии с обучающимися в инновационной начальной школе Воспроизведение
3 Подходы к организации инновационной деятельности в НОО в воспитательной работе Контрольная работа Умеет планировать, анализировать, оценивать, оптимизировать профессиональную деятельность педагога начального образования на основе положений нормативно-правовых актов в области образования по реализации духовно-нравственного воспитания обучающихся начальной школы на основе базовых национальных ценностей Применение
4 Особенности организации работы педагога с родителями обучающихся в начальной школе Лекция Описывает содержание работы педагога по реализации духовно-нравственного воспитания обучающихся на основе базовых национальных ценностей, отраженных в нормативных документах РФ по организации воспитания в НОО Воспроизведение
Умеет проектировать компоненты основных и дополнительных образовательных программ по направлению "Гражданское и патриотическое воспитание" (цели, способы, содержание и т.д. Применение
Владеет критериями анализа существующих проблем в сложившейся практике проектирования современных образовательных ресурсов организации воспитательной работы в начальной школе по направлению «Гражданское и патриотическое воспитание» Применение
Умеет ставить цели и задачи духовно – нравственного воспитания обучающихся в соответствии с современными требованиями и базовыми национальными ценностями при проектировании современных образовательных ресурсов организации воспитательной работы в начальной школе по направлению «Гражданское и патриотическое воспитание» Применение
Умеет определять состав и последовательность действийпо проектированию современных образовательных ресурсов воспитательной работы для достижения поставленных целей воспитания по направлению "Гражданское и патриотическое воспитание"(формы и методы, участники и т.д.) Применение
5 Методы и средства реализации инновационных подходов к организации работы педагога начального общего образования с родителями Практическая работа (М) Описывает состав действий по проектированию образовательных ресурсов воспитательной работы Воспроизведение
Описывает последовательность действий по проектированию образовательных ресурсов воспитательной работы в НОО Воспроизведение
Умеет обосновать выбор инновационных технологий в соответствии с требованием ФГОС НОО для проектирования образовательных ресурсов воспитательной работы в НОО Применение
6 Методы и средства реализации инновационных подходов к организации работы педагога начального общего образования с родителями Практическая работа (М) Умеет проектировать компоненты основных и дополнительных образовательных программ по направлению "Гражданское и патриотическое воспитание" (цели, способы, содержание и т.д. Применение
Умеет ставить цели и задачи духовно – нравственного воспитания обучающихся в соответствии с современными требованиями и базовыми национальными ценностями при проектировании современных образовательных ресурсов организации воспитательной работы в начальной школе по направлению «Гражданское и патриотическое воспитание» Применение
Умеет определять состав и последовательность действийпо проектированию современных образовательных ресурсов воспитательной работы для достижения поставленных целей воспитания по направлению "Гражданское и патриотическое воспитание"(формы и методы, участники и т.д.) Применение
7 Методы и средства реализации инновационных подходов к организации работы педагога начального общего образования с родителями Индивидуальная работа Владеет критериями анализа существующих проблем в сложившейся практике проектирования современных образовательных ресурсов организации воспитательной работы в начальной школе по направлению «Гражданское и патриотическое воспитание» Применение
8 Инновационные формы работы педагога начального общего образования с родителями Практическая работа (М) Умеет обосновывать способы оценки достижения результатов духовно-нравственного воспитания обучающихся на основе базовых национальных ценностей по направлению "Гражданское и патриотическое воспитание" Воспроизведение
9 Инновационные формы работы педагога начального общего образования с родителями Индивидуальная работа Умеет проектировать компоненты основных и дополнительных образовательных программ по направлению "Гражданское и патриотическое воспитание" (цели, способы, содержание и т.д. Воспроизведение
Умеет ставить цели и задачи духовно – нравственного воспитания обучающихся в соответствии с современными требованиями и базовыми национальными ценностями при проектировании современных образовательных ресурсов организации воспитательной работы в начальной школе по направлению «Гражданское и патриотическое воспитание» Применение
Умеет определять состав и последовательность действийпо проектированию современных образовательных ресурсов воспитательной работы для достижения поставленных целей воспитания по направлению "Гражданское и патриотическое воспитание"(формы и методы, участники и т.д.) Воспроизведение
10 Проектирование работы работы педагога начального общего образования с родителями Практическая работа (М) Владеет критериями анализа существующих проблем в сложившейся практике проектирования современных образовательных ресурсов организации воспитательной работы в начальной школе по направлению «Гражданское и патриотическое воспитание» Применение
Умеет ставить цели и задачи духовно – нравственного воспитания обучающихся в соответствии с современными требованиями и базовыми национальными ценностями при проектировании современных образовательных ресурсов организации воспитательной работы в начальной школе по направлению «Гражданское и патриотическое воспитание» Применение
11 Проектирование работы работы педагога начального общего образования с родителями Индивидуальная работа Умеет проектировать компоненты основных и дополнительных образовательных программ по направлению "Гражданское и патриотическое воспитание" (цели, способы, содержание и т.д. Воспроизведение
Умеет ставить цели и задачи духовно – нравственного воспитания обучающихся в соответствии с современными требованиями и базовыми национальными ценностями при проектировании современных образовательных ресурсов организации воспитательной работы в начальной школе по направлению «Гражданское и патриотическое воспитание» Применение
Умеет определять состав и последовательность действийпо проектированию современных образовательных ресурсов воспитательной работы для достижения поставленных целей воспитания по направлению "Гражданское и патриотическое воспитание"(формы и методы, участники и т.д.) Воспроизведение
12 Проектирование работы работы педагога начального общего образования с родителями Самостоятельное изучение Владеет критериями анализа существующих проблем в сложившейся практике проектирования современных образовательных ресурсов организации воспитательной работы в начальной школе по направлению «Гражданское и патриотическое воспитание» Применение
Умеет ставить цели и задачи духовно – нравственного воспитания обучающихся в соответствии с современными требованиями и базовыми национальными ценностями при проектировании современных образовательных ресурсов организации воспитательной работы в начальной школе по направлению «Гражданское и патриотическое воспитание» Применение
13 Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация (зачет) Умеет проектировать компоненты основных и дополнительных образовательных программ по направлению "Гражданское и патриотическое воспитание" (цели, способы, содержание и т.д. Воспроизведение
Владеет критериями анализа существующих проблем в сложившейся практике проектирования современных образовательных ресурсов организации воспитательной работы в начальной школе по направлению «Гражданское и патриотическое воспитание» Применение
Умеет ставить цели и задачи духовно – нравственного воспитания обучающихся в соответствии с современными требованиями и базовыми национальными ценностями при проектировании современных образовательных ресурсов организации воспитательной работы в начальной школе по направлению «Гражданское и патриотическое воспитание» Применение
Умеет определять состав и последовательность действийпо проектированию современных образовательных ресурсов воспитательной работы для достижения поставленных целей воспитания по направлению "Гражданское и патриотическое воспитание"(формы и методы, участники и т.д.) Творчество

Литература

Основная

  1. Беликова, Е. В. Теория и методика воспитания : учебное пособие / Е. В. Беликова, О. И. Битаева, Л. В. Елисеева. — 2-е изд. — Саратов : Научная книга, 2019. — 159 c. — ISBN 978-5-9758-1787-7. — URL: http://www.iprbookshop.ru/81057.html (дата обращения: 25.02.2021) .– Режим доступа: по подписке. – Текст: электронный
  2. Землянская, Е. Н. Теория и методика воспитания младших школьников : учеб. и практикум для акад. бакалавриата : учеб. для студентов, [магистрантов, аспирантов] вузов, обучающихся по пед. направлениям и специальностям / Е. Н. Землянская ; Моск. пед. гос. ун-т. - Москва : Юрайт, 2017. - 506, [2] с. - (Бакалавр. Академический курс). - ISBN 978-5-9916-4046-6.- Текст: непосредственный
  3. Котова, С. А.  Педагогика начального образования : [учеб. для студентов педагог. вузов] : для бакалавров / [Котова С. А., Савинова Л. Ю., Денисова А. А.] ; под ред. С. А. Котовой. - Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2017. - 332, [1] с. : ил. - (Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения). - ISBN 978-5-496-02285-9.- Текст: непосредственный
  4. Ходусов, А. Н. Педагогика воспитания: теория, методология, технология, методика : учеб. для осуществления образоват. деятельности по направлению 44.03.01 "Педагогическое образование" / А. Н. Ходусов. - 2-е изд., доп. - Москва : ИНФPA-M, 2017. - 404, [1] с. - (Высшее образование. Бакалавриат). - Гриф УМО. - ISBN 978-5-16-012849-8.- Текст: непосредственный

Дополнительная

  1. Канке, В. А. Теория обучения и воспитания : учеб. и практикум для студентов, [магистрантов и аспирантов] высш. учеб. заведений, обучающихся по гуманитар. направлениям и специальностям / В. А. Канке. - Москва : Юрайт, 2018. - 293, [5] с. - (Авторский учебник). - Гриф УМО. - ISBN 978-5-534-01217-0.- Текст: непосредственный
  2. Орлов, А.А. Педагогика начального образования: традиции и инновации: материалы международной научно-практической конференции 27–28 апреля 2017 года / А.А. Орлов ; Московский педагогический государственный университет, Институт детства, Кафедра теории и практики начального образования. – Москва : Московский педагогический государственный университет (МПГУ), 2017. – 360 с. – ISBN 978-5-4263-0488-8. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=471112 (дата обращения: 25.02.2021) .– Режим доступа: по подписке. – Текст: электронный
  3. Цибульникова, В. Е. Педагогические технологии. Здоровьесберегающие технологии в общем образовании : учебное пособие (с практикумом) для студентов педагогических вузов / В. Е. Цибульникова, Е. А. Леванова ; под редакцией Е. А. Леванова. — Москва : Московский педагогический государственный университет, 2017. — 148 c. — ISBN 978-5-4263-0490-1. —URL: http://www.iprbookshop.ru/75815.html (дата обращения: 25.02.2021) .– Режим доступа: по подписке. – Текст: электронный

Цифровые ресурсы

  1. Формы внеклассной воспитательной работы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.p-lib.ru/pedagogika/pedagogika_selivanov/selivanov75.html
  2. Шаповал М. КТД как личностно-ориентированная воспитательная технология [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/508046/

Источники

  1. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" http://www.consultant.ru/law/hotdocs/30085.html
  2. Примерная основная образовательная программа начального общего образования. ОДОБРЕНА решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://legalacts.ru/doc/primernaja-osnovnaja-obrazovatelnaja-programma-nachalnogo-obshchego-obrazovanija-odobrena-resheniem/
  3. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа Б1.О.03.04 Проектирование современных образовательных ресурсов организации воспитательной работы в начальной школе [Электронный ресурс]: Направление подготовки 44.04.01 Педагогическое образование, зачет/ БУ «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. О.В.Алексеева – Электрон. дан. – Сургут: БУ ВО«Сургутский государственный педагогический университет», 2020. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.