бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра общей психологии

Рабочая программа*

2019-20 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Н.С. Боталова директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
Л.Н. Носова заведующий кафедрой
В.В. Толмачева декан факультета

К.М.10.01 Психопрофилактика нервно-психических нарушений, 2 семестр

Б-9271, 44.03.02, Психолого-педагогическое образование, экзамен

Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов
С.С. Богдан ____________
* — данная рабочая программа еще не согласована, содержание может меняться.

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
Психолого-педагогическое сопровождение создания комфортной и безопасной образовательной среды образовательной организации и программ ее развития (ПК -2); Знать превентивные методы работы с обучающимися «группы риска» (из неблагополучных семей, находящихся в состоянии посттравматического стрессового расстройства, попавших в трудную жизненную ситуацию, склонных к суициду и другим формам аутоагрессии знаниевый
Ориентироваться в диагностических методах по изучению посттравматического синдрома; ориентировочный
Уметь определять состав и последовательность действий по реализации профилактических работт; операциональный
Владеть навыками проведения консультативной сессии и технологиями процесса консультирования в кризисных ситуациях. опыт
Разработка и реализация профилактических и просветительских мер, направленных на сохранение и укрепление психического здоровья учащихся в учебном процессе, поддержку детей, испытывающих трудности в освоении образовательной программы, недопущение нарушений поведения и отклонений в развитии лиц с ограниченными возможностями здоровья (ПК – 5). знать назначение и характеристику профилактической деятельности педагога – психолога знаниевый
уметь оценивать результаты профилактической работы ориентировочный
владеть способами планирования и реализации совместно с педагогом программ по профилактике возникновения трудностей в освоении образовательной программы, социальной дезадаптации, аддикций и девиаций поведения обучающихся и воспитанников операциональный
иметь опыт остановки целей, планирования и реализации совместно с педагогами психопрофилактических мер возникновения нервно - психических нарушений у детей и подростков. опыт
Способность организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями ФГОС (ОПК – 3); Знать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся, в том числе с ОВЗ знаниевый
уметь определять состав и последовательность действий по реализации профилактических работ ориентировочный

Цели изучения дисциплины

Научиться планировать и реализовывать совместно с педагогом программы по психопрофилактике нервно - психических нарушений детей и подростков.

Задачи

  1. освоить психопрофилактическую деятельность педагога-психолога
  2. научиться выявлять формы нервно - психических нарушений детей и подростков;
  3. научиться осуществлять психопрофилактику нервно - психических нарушений детей и подростков.

Числовые характеристики

Трудоемкость 108 ч.
Аудиторная работа 42.0 ч.
Лекция 12.0 ч.
Семинар 20.0 ч.
Практическая работа 0 ч.
КСР 10.0 ч.
Контроль 2.0 ч.
Самостоятельная работа студента 64.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 9.0 ч. из 9.5 ч.
Часов в неделю 2.47 ч. (3.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Психопрофилактическая деятельность педагога-психолога Освоить психопрофилактическую деятельность педагога-психолога знать: - Превентивные методы работы с обучающимися «группы риска» (из неблагополучных семей, находящихся в состоянии посттравматического стрессового расстройства, попавших в трудную жизненную ситуацию, склонных к суициду и другим формам аутоагрессии) - Содержание профилактических мер при возникновении трудностей в освоении образовательной программы, социальной дезадаптации, аддикций и девиаций поведения обучающихся и воспитанников - Назначение и характеристику профилактической деятельности педагога – психолога - Способы реализации профилактических мер при возникновении трудностей в освоении образовательной программы, социальной дезадаптации, аддикций и девиаций поведения обучающихся и воспитанников уметь: - ставить цели профилактической работы - определять состав и последовательность действий по реализации профилактических работ владеть: - способами планирования и реализации совместно с педагогом программ по профилактике возникновения трудностей в освоении образовательной программы, социальной дезадаптации, аддикций и девиаций поведения обучающихся и воспитанников иметь опыт: - Постановки целей, планирования и реализации совместно с педагогами психопрофилактических мер возникновения нервно - психических нарушений у детей и подростков.
  • Психопрофилактическая деятельность педагога-психолога
Теоретические аспекты выявления нервно - психических нарушений детей и подростков научиться выявлять формы нервно - психических нарушений детей и подростков; знать: - Возрастные и индивидуальные особенности обучающихся, в том числе с ОВЗ - Психолого - педагогические основы социализации обучающихся, в том числе с ОВЗ уметь: - анализировать и оценивать взаимодействие с субъектами образовательного процесса по созданию комфортной и безопасной образовательной среды в ОО - определять состав и последовательность действий по просвещению педагогов и родителей в вопросах воспитания и обучения детей и подростков, а также сохранения и укрепления их психического здоровья 5.2.8. оценивать результаты профилактической работы владеть: - способами осуществления взаимодействия с участниками образовательного процесса по созданию комфортной и безопасной образовательной среды иметь опыт: - Постановки целей, планирования и реализации совместно с педагогами психопрофилактических мер возникновения нервно - психических нарушений у детей и подростков.
  • Теоретические аспекты выявления нервно - психических нарушений детей и подростков
Методы психопрофилактики нервно - психических нарушений детей и подростков научиться осуществлять психопрофилактику нервно - психических нарушений детей и подростков. уметь: - определять состав и последовательность действий по просвещению педагогов и родителей в вопросах воспитания и обучения детей и подростков, а также сохранения и укрепления их психического здоровья 5.2.8. оценивать результаты профилактической работы владеть: - способами планирования и реализации совместно с педагогом программ по профилактике возникновения трудностей в освоении образовательной программы, социальной дезадаптации, аддикций и девиаций поведения обучающихся и воспитанников иметь опыт: - Постановки целей, планирования и реализации совместно с педагогами психопрофилактических мер возникновения нервно - психических нарушений у детей и подростков.
  • Методы психопрофилактики нервно - психических нарушений детей и подростков

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Психопрофилактическая работа педагога-психолога. Лекция 2.0 1
2 Психопрофилактическая работа педагога-психолога. Семинар 2.0 2
3 Особенности психопрофилактической работы с детьми и подростками в образовательных учреждениях. Лекция 2.0 2
4 Формы и методы проведения психопрофилактических мероприятий Семинар 2.0 3
5 Формы и методы проведения психопрофилактических мероприятий Индивидуальная работа 2.0 3
6 Рубежный контроль 1 Конференция 2.0 4
7 Формы НПН у детей и подростков: классификация, этиология, клиника. Семинар 2.0 5
8 Формы НПН у детей и подростков: классификация, этиология, клиника. Самостоятельное изучение 3.0 5
9 Подходы к трактовке НПН в русле классического фрэйдизма (З.Фрейд) и неофрейдизма (А.Адлер, К.Хорни, К.Юнг). Самостоятельное изучение 2.0 6
10 Подходы к трактовке НПН в русле классического фрэйдизма (З.Фрейд) и неофрейдизма (А.Адлер, К.Хорни, К.Юнг). Лекция 2.0 6
11 Подходы к трактовке НПН в русле классического фрэйдизма (З.Фрейд) и неофрейдизма (А.Адлер, К.Хорни, К.Юнг). Индивидуальная работа 2.0 6
12 Подходы к трактовке НПН в русле гуманистической психологии (К.Роджерс) и бихевиоризма (на примере РЭТ А.Эллиса), методы выявления. Семинар 2.0 7
13 Подходы к трактовке НПН в русле гуманистической психологии (К.Роджерс) и бихевиоризма (на примере РЭТ А.Эллиса), методы выявления. Конференция 2.0 8
14 Трактовка НПН в русле отечественного подхода. Семинар 2.0 9
15 Трактовка НПН в русле отечественного подхода. Индивидуальная работа 2.0 9
16 Факторы способствующие развитию НПН. Семинар 2.0 10
17 НПН в структуре соматических болезней детей и подростков разных нозологических групп. Семинар 2.0 10
18 Особенности развития и дифференциальная диагностика НПН в дошкольном детстве и младшешкольном возрасте. Лекция 2.0 11
19 Особенности развития и дифференциальная диагностика НПН в дошкольном детстве и младшешкольном возрасте. Самостоятельное изучение 2.0 11
20 Особенности развития и дифференциальная диагностика НПН в подростковом возрасте Лекция 2.0 12
21 Особенности развития и дифференциальная диагностика НПН в дошкольном детстве и младшешкольном возрасте. Другое 2.0 12
22 Особенности развития и дифференциальная диагностика НПН в подростковом возрасте Самостоятельное изучение 1.0 12
23 Рубежный контроль 2 Конференция 2.0 13
24 Рубежный контроль 2 Индивидуальная работа 1.0 13
25 Методы психопрофилактики НПН в дошкольном детстве. Методы психопрофилактики НПН в младшешкольном возрасте. Лекция 2.0 14
26 Методы психопрофилактики НПН в дошкольном детстве. Методы психопрофилактики НПН в младшешкольном возрасте. Семинар 2.0 14
27 Методы психопрофилактики НПН в подростковом возрасте. Семинар 2.0 15
28 Составление программы психопрофилактики в рамках первичной профилактики. Составление программы в рамках вторичной профилактики Семинар 2.0 15
29 Составление программы психопрофилактики в рамках первичной профилактики. Составление программы в рамках вторичной профилактики Самостоятельное изучение 2.0 15
30 Рубежный контроль 3 Конференция 2.0 16
31 Промежуточная аттестация (экзамен) Промежуточная аттестация (экз.) 2.0 17

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Психопрофилактическая работа педагога-психолога. Лекция уметь давать определение: Психопрофилактическая работа педагога-психолога. Воспроизведение
уметь объяснять закономерности психопрофилактики, как направление деятельности практического психолога и вид психологической помощи Воспроизведение
2 Психопрофилактическая работа педагога-психолога. Семинар уметь давать определение: Психопрофилактическая работа педагога-психолога. Воспроизведение
уметь объяснять закономерности психопрофилактики, как направление деятельности практического психолога и вид психологической помощи Воспроизведение
3 Особенности психопрофилактической работы с детьми и подростками в образовательных учреждениях. Лекция уметь давать определение: Психопрофилактическая работа педагога-психолога. Воспроизведение
уметь объяснять закономерности психопрофилактики, как направление деятельности практического психолога и вид психологической помощи Воспроизведение
4 Формы и методы проведения психопрофилактических мероприятий Семинар уметь объяснять особенности психопрофилактической работы с детьми и подростками в образовательных учреждениях. Воспроизведение
уметь раскрывать сущность компетенций психолога при работе с нервно-психическими нарушениями. Воспроизведение
5 Формы и методы проведения психопрофилактических мероприятий Индивидуальная работа уметь объяснять особенности психопрофилактической работы с детьми и подростками в образовательных учреждениях. Воспроизведение
уметь раскрывать сущность компетенций психолога при работе с нервно-психическими нарушениями. Воспроизведение
6 Рубежный контроль 1 Конференция уметь объяснять особенности психопрофилактической работы с детьми и подростками в образовательных учреждениях. Воспроизведение
уметь раскрывать сущность компетенций психолога при работе с нервно-психическими нарушениями. Воспроизведение
уметь характеризовать формы и методы проведения психопрофилактических мероприятий. Воспроизведение
7 Формы НПН у детей и подростков: классификация, этиология, клиника. Семинар уметь описывать физическое и психическое страдание, и другие чувство возникающие при кризисных ситуациях Воспроизведение
уметь характеризовать особенности шока и отрицания утраты Воспроизведение
уметь раскрыть феномен "работы горя" как постепенного принятия утраты Воспроизведение
8 Формы НПН у детей и подростков: классификация, этиология, клиника. Самостоятельное изучение уметь описывать физическое и психическое страдание, и другие чувство возникающие при кризисных ситуациях Воспроизведение
уметь характеризовать особенности шока и отрицания утраты Воспроизведение
уметь раскрыть феномен "работы горя" как постепенного принятия утраты Воспроизведение
9 Подходы к трактовке НПН в русле классического фрэйдизма (З.Фрейд) и неофрейдизма (А.Адлер, К.Хорни, К.Юнг). Самостоятельное изучение уметь характеризовать формы и методы проведения психопрофилактических мероприятий. Воспроизведение
уметь описывать способы привлечения родителей и педагогов для повышения эффективности психопрофилактической работы. Воспроизведение
уметь раскрывать сущность диагностики семьи и семейного воспитания. Воспроизведение
уметь характеризовать особенности структуры и содержания психопрофилактических мероприятий Воспроизведение
10 Подходы к трактовке НПН в русле классического фрэйдизма (З.Фрейд) и неофрейдизма (А.Адлер, К.Хорни, К.Юнг). Лекция уметь описывать подходы к трактовке НПН в русле классического фрэйдизма (З.Фрейд). Воспроизведение
уметь раскрывать сущность методов работы с НПН в классическом психоанализе. Применение
уметь раскрывать сущность подходы к трактовке НПН в русле неофрейдизма (А.Адлер, К.Хорни, К.Юнг). Применение
уметь характеризовать методы работы в русле неопсихоанализа. А.Адлер о комплексах неполноценности как факторов возникновения невротических состояний. Воспроизведение
11 Подходы к трактовке НПН в русле классического фрэйдизма (З.Фрейд) и неофрейдизма (А.Адлер, К.Хорни, К.Юнг). Индивидуальная работа уметь описывать подходы к трактовке НПН в русле классического фрэйдизма (З.Фрейд). Воспроизведение
уметь раскрывать сущность методов работы с НПН в классическом психоанализе. Применение
уметь раскрывать сущность подходы к трактовке НПН в русле неофрейдизма (А.Адлер, К.Хорни, К.Юнг). Применение
уметь характеризовать методы работы в русле неопсихоанализа. А.Адлер о комплексах неполноценности как факторов возникновения невротических состояний. Воспроизведение
уметь раскрывать сущность значение работы с ранними воспоминаниями для характеристики индивидуального стиля человека. Воспроизведение
уметь характеризовать особенности возникновения невротических состояний в подходе К. Хорни Воспроизведение
12 Подходы к трактовке НПН в русле гуманистической психологии (К.Роджерс) и бихевиоризма (на примере РЭТ А.Эллиса), методы выявления. Семинар владеть методами аутогенной тренировки. Воспроизведение
владеть разработкой подросткового тренинга, как модели эффективного взаимодействия. Применение
уметь описывать модель эффективного взросления через освоение эго-позиций (Э.Берн). Применение
13 Подходы к трактовке НПН в русле гуманистической психологии (К.Роджерс) и бихевиоризма (на примере РЭТ А.Эллиса), методы выявления. Конференция уметь характеризовать формы и методы проведения психопрофилактических мероприятий. Воспроизведение
уметь описывать способы привлечения родителей и педагогов для повышения эффективности психопрофилактической работы. Воспроизведение
уметь раскрывать сущность диагностики семьи и семейного воспитания. Воспроизведение
уметь характеризовать особенности структуры и содержания психопрофилактических мероприятий Воспроизведение
14 Трактовка НПН в русле отечественного подхода. Семинар уметь описывать физическое и психическое страдание, и другие чувство возникающие при кризисных ситуациях Воспроизведение
уметь характеризовать особенности шока и отрицания утраты Воспроизведение
уметь раскрыть феномен "работы горя" как постепенного принятия утраты Воспроизведение
15 Трактовка НПН в русле отечественного подхода. Индивидуальная работа уметь характеризовать особенности НПН, как структурное звено психопатии и акцентуации характера (А.Е.Личко, П.Б.Ганнушкин). Воспроизведение
уметь характеризовать особенности смысловой сферы личности (Б.С.Братусь) в рамках профилактики НПН. Воспроизведение
16 Факторы способствующие развитию НПН. Семинар уметь описывать подходы к трактовке НПН в русле классического фрэйдизма (З.Фрейд). Воспроизведение
уметь раскрывать сущность методов работы с НПН в классическом психоанализе. Применение
уметь раскрывать сущность подходы к трактовке НПН в русле неофрейдизма (А.Адлер, К.Хорни, К.Юнг). Применение
уметь характеризовать методы работы в русле неопсихоанализа. А.Адлер о комплексах неполноценности как факторов возникновения невротических состояний. Воспроизведение
17 НПН в структуре соматических болезней детей и подростков разных нозологических групп. Семинар уметь раскрывать сущность работы в родительской подсистеме Применение
владеть разработкой программы коррекции эмоционального состояния: психогимнастика, игры и упражнения. Применение
владеть схемой оценки карты внутренней страны (Зинкевич-Евстигнеева), для профилактики эмоциональной лабильности и НПН. Воспроизведение
владеть разработкой программы повышения стрессоустойчивости детей. уметь раскрывать сущность преодоления выученной беспомощности среди детей и младших школьников. Воспроизведение
18 Особенности развития и дифференциальная диагностика НПН в дошкольном детстве и младшешкольном возрасте. Лекция владеть разработкой программы коррекции эмоционального состояния: психогимнастика, игры и упражнения. Применение
владеть схемой оценки карты внутренней страны (Зинкевич-Евстигнеева), для профилактики эмоциональной лабильности и НПН. Воспроизведение
владеть разработкой программы повышения стрессоустойчивости детей. уметь раскрывать сущность преодоления выученной беспомощности среди детей и младших школьников. Воспроизведение
19 Особенности развития и дифференциальная диагностика НПН в дошкольном детстве и младшешкольном возрасте. Самостоятельное изучение уметь описывать периодизацию психического развития детей, нормативы развития, особенности ВТД, ССР, новообразований возраста дошкольника и младшего школьника Воспроизведение
уметь раскрывать сущность маркеров НПН в дошкольном и младшешкольном возрасте. Воспроизведение
уметь характеризовать комплекс методик для первичной психодиагностки детей дошкольного возраста в кабинете педагога-психолога в дошкольном детстве на предмет выявления НПН. Воспроизведение
20 Особенности развития и дифференциальная диагностика НПН в подростковом возрасте Лекция уметь характеризовать место НПН в русле гуманистической психологии (К.Роджерс). Воспроизведение
уметь раскрывать сущность состояния «нонконгруэнтности» как проявление НПН, направления его преодоления. Творчество
уметь раскрывать сущность совместной деятельности и проектной формы работы, как формы профилактики НПН. Воспроизведение
уметь раскрывать сущность работы в родительской подсистеме Применение
владеть разработкой программы коррекции эмоционального состояния: психогимнастика, игры и упражнения. Применение
21 Особенности развития и дифференциальная диагностика НПН в дошкольном детстве и младшешкольном возрасте. Другое уметь раскрывать сущность совместной деятельности и проектной формы работы, как формы профилактики НПН. Воспроизведение
уметь раскрывать сущность работы в родительской подсистеме Применение
владеть разработкой программы коррекции эмоционального состояния: психогимнастика, игры и упражнения. Применение
владеть схемой оценки карты внутренней страны (Зинкевич-Евстигнеева), для профилактики эмоциональной лабильности и НПН. Воспроизведение
владеть разработкой программы повышения стрессоустойчивости детей. уметь раскрывать сущность преодоления выученной беспомощности среди детей и младших школьников. Воспроизведение
22 Особенности развития и дифференциальная диагностика НПН в подростковом возрасте Самостоятельное изучение уметь раскрывать сущность периодизации психического развития подростков, нормативы развития, особенности ВТД, ССР, новообразований возраста. Воспроизведение
уметь характеризовать особенности подросткового возраста, как фактора возникновения НПН. Воспроизведение
владеть схемой оценки маркеров НПН в подростковом возрасте. Применение
уметь характеризовать особенности контакта с девиантными подростками. Воспроизведение
23 Рубежный контроль 2 Конференция уметь описывать физическое и психическое страдание, и другие чувство возникающие при кризисных ситуациях Воспроизведение
уметь характеризовать особенности шока и отрицания утраты Воспроизведение
уметь характеризовать место НПН в русле гуманистической психологии (К.Роджерс). Воспроизведение
уметь раскрывать сущность состояния «нонконгруэнтности» как проявление НПН, направления его преодоления. Творчество
владеть схемой оценки карты внутренней страны (Зинкевич-Евстигнеева), для профилактики эмоциональной лабильности и НПН. Воспроизведение
владеть разработкой программы повышения стрессоустойчивости детей. уметь раскрывать сущность преодоления выученной беспомощности среди детей и младших школьников. Воспроизведение
владеть методами аутогенной тренировки. Воспроизведение
владеть разработкой подросткового тренинга, как модели эффективного взаимодействия. Применение
уметь описывать модель эффективного взросления через освоение эго-позиций (Э.Берн). Применение
24 Рубежный контроль 2 Индивидуальная работа уметь описывать физическое и психическое страдание, и другие чувство возникающие при кризисных ситуациях Воспроизведение
уметь раскрыть феномен "работы горя" как постепенного принятия утраты Воспроизведение
уметь раскрывать сущность подходы к трактовке НПН в русле неофрейдизма (А.Адлер, К.Хорни, К.Юнг). Применение
уметь характеризовать особенности возникновения невротических состояний в подходе К. Хорни Воспроизведение
уметь раскрывать сущность состояния «нонконгруэнтности» как проявление НПН, направления его преодоления. Творчество
уметь характеризовать эмотивную терапию А.Эллиса и применения с детьми и подростками. Воспроизведение
уметь раскрывать сущность понятия об иррациональных убеждениях, ограничивающих возможности адекватного восприятия в сложных жизненных ситуациях. Воспроизведение
уметь характеризовать спектр ограничивающих убеждений: «катастрофизация», «долженствование в отношении себя», «долженствование в отношении других», «оценочные установки». Воспроизведение
уметь описывать периодизацию психического развития детей, нормативы развития, особенности ВТД, ССР, новообразований возраста дошкольника и младшего школьника Воспроизведение
владеть схемой оценки написания психологического заключения. Применение
уметь характеризовать особенности подросткового возраста, как фактора возникновения НПН. Воспроизведение
владеть схемой оценки маркеров НПН в подростковом возрасте. Применение
уметь характеризовать особенности контакта с девиантными подростками. Воспроизведение
уметь описывать комплекс методик для первичной психодиагностки детей подросткового возраста в кабинете педагога-психолога на предмет выявления НПН. Воспроизведение
владеть схемой оценки написания психологического заключения. Воспроизведение
25 Методы психопрофилактики НПН в дошкольном детстве. Методы психопрофилактики НПН в младшешкольном возрасте. Лекция уметь раскрывать сущность совместной деятельности и проектной формы работы, как формы профилактики НПН. Воспроизведение
уметь раскрывать сущность работы в родительской подсистеме Применение
владеть разработкой программы коррекции эмоционального состояния: психогимнастика, игры и упражнения. Применение
владеть схемой оценки карты внутренней страны (Зинкевич-Евстигнеева), для профилактики эмоциональной лабильности и НПН. Воспроизведение
26 Методы психопрофилактики НПН в дошкольном детстве. Методы психопрофилактики НПН в младшешкольном возрасте. Семинар уметь раскрывать сущность совместной деятельности и проектной формы работы, как формы профилактики НПН. Воспроизведение
уметь раскрывать сущность работы в родительской подсистеме Применение
владеть разработкой программы коррекции эмоционального состояния: психогимнастика, игры и упражнения. Применение
владеть схемой оценки карты внутренней страны (Зинкевич-Евстигнеева), для профилактики эмоциональной лабильности и НПН. Воспроизведение
27 Методы психопрофилактики НПН в подростковом возрасте. Семинар владеть методами аутогенной тренировки. Воспроизведение
владеть разработкой подросткового тренинга, как модели эффективного взаимодействия. Применение
уметь описывать модель эффективного взросления через освоение эго-позиций (Э.Берн). Применение
уметь характеризовать особенности продуктивных видов деятельности и совместной деятельность в образовательной среде. Воспроизведение
28 Составление программы психопрофилактики в рамках первичной профилактики. Составление программы в рамках вторичной профилактики Семинар уметь характеризовать структурные компоненты программы профилактики НПН. Воспроизведение
уметь описывать особенности программы профилактики в рамках первичного уровня. Воспроизведение
уметь раскрывать сущность программы психопрофилактики в рамках вторичного уровня. Применение
уметь характеризовать особенности коррекционно-развивающей работы с детьми и их родителями. Воспроизведение
29 Составление программы психопрофилактики в рамках первичной профилактики. Составление программы в рамках вторичной профилактики Самостоятельное изучение уметь характеризовать структурные компоненты программы профилактики НПН. Воспроизведение
уметь описывать особенности программы профилактики в рамках первичного уровня. Воспроизведение
30 Рубежный контроль 3 Конференция уметь раскрывать сущность совместной деятельности и проектной формы работы, как формы профилактики НПН. Воспроизведение
уметь раскрывать сущность работы в родительской подсистеме Применение
владеть разработкой программы коррекции эмоционального состояния: психогимнастика, игры и упражнения. Применение
владеть схемой оценки карты внутренней страны (Зинкевич-Евстигнеева), для профилактики эмоциональной лабильности и НПН. Воспроизведение
31 Промежуточная аттестация (экзамен) Промежуточная аттестация (экз.) уметь давать определение: Психопрофилактическая работа педагога-психолога. Воспроизведение
уметь объяснять закономерности психопрофилактики, как направление деятельности практического психолога и вид психологической помощи Воспроизведение
уметь объяснять понятие о первичной, вторичной и третичной профилактике Воспроизведение
уметь характеризовать формы и методы проведения психопрофилактических мероприятий. Воспроизведение
уметь описывать подходы к трактовке НПН в русле классического фрэйдизма (З.Фрейд). Воспроизведение
уметь раскрывать сущность подходы к трактовке НПН в русле неофрейдизма (А.Адлер, К.Хорни, К.Юнг). Применение
уметь характеризовать методы работы в русле неопсихоанализа. А.Адлер о комплексах неполноценности как факторов возникновения невротических состояний. Воспроизведение
уметь характеризовать особенности возникновения невротических состояний в подходе К. Хорни Воспроизведение
уметь характеризовать эмотивную терапию А.Эллиса и применения с детьми и подростками. Воспроизведение
уметь раскрывать сущность понятия об иррациональных убеждениях, ограничивающих возможности адекватного восприятия в сложных жизненных ситуациях. Воспроизведение
уметь характеризовать спектр ограничивающих убеждений: «катастрофизация», «долженствование в отношении себя», «долженствование в отношении других», «оценочные установки». Воспроизведение
уметь характеризовать особенности НПН, как структурное звено психопатии и акцентуации характера (А.Е.Личко, П.Б.Ганнушкин). Воспроизведение
уметь характеризовать особенности смысловой сферы личности (Б.С.Братусь) в рамках профилактики НПН. Воспроизведение
уметь характеризовать аддиктивное поведение, как причину и следствие НПН. Воспроизведение
уметь описывать «Гемблинг», как элемент иллюзорно-компенсаторной деятельности детей и подростков (игровое расстройство, интернет зависимость, зависимость от гаджетов). Воспроизведение
уметь характеризовать особенности детей и подростков из группы риска: девиантное и делинквентное поведение, нарушение социальной адаптации, проявление суицидальных тенденций в структуре НПН. Воспроизведение
владеть разработкой программы коррекции эмоционального состояния: психогимнастика, игры и упражнения. Применение
владеть схемой оценки карты внутренней страны (Зинкевич-Евстигнеева), для профилактики эмоциональной лабильности и НПН. Воспроизведение
владеть разработкой программы повышения стрессоустойчивости детей. уметь раскрывать сущность преодоления выученной беспомощности среди детей и младших школьников. Воспроизведение

Литература

Основная

  1. Кочюнас, Р. Психологическое консультирование : учебное пособие для вузов / Р. Кочюнас. — Москва : Академический Проект, Трикса, 2015. — 224 c. — ISBN 978-5-8291-1789-4. — URL: http://www.iprbookshop.ru/36513.html (дата обращения: 10.09.2020). — Режим доступа: по подписке. - Текст : электронный
  2. Хухлаева, О. В. Групповое психологическое консультирование : учеб. пособие для вузов : для студентов, обучающихся по гуманитар. направлениям, [аспирантов, преподавателей] / О. В. Хухлаева, О. Е. Хухлаев. - Москва : Юрайт, 2020. - 194, [2] с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-534-08434-4.-Текст: непосредственный.
  3. Хухлаева, О. В. Психологическое консультирование и психологическая коррекция : учеб. и практикум для акад. бакалавриата : учеб. для студентов и [аспирантов] вузов, обучающихся по гуманитар. направлениям и специальностям / О. В. Хухлаева, О. Е. Хухлаев. - Москва : Юрайт, 2016. - 422, [2] с. : ил. - (Бакалавр. Академический курс). - Гриф УМО. - ISBN 978-5-9916-7746-2.-Текст: непосредственный.
  4. Шарапов, А. О. Технологии психологического консультирования : учебное пособие для вузов / А. О. Шарапов, О. В. Матвеев. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Юрайт, 2020. - 177, [2] с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-534-12011-0. - Текст: непосредственный.

Дополнительная

  1. Абрамова, Г.С. Психологическое консультирование: теория и практика: учебное пособие / Г.С. Абрамова. – Москва : Прометей, 2018. – 362 с. : ил.– URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=483175 (дата обращения: 22.01.2021). – ISBN 978-5-906879-71-4. – Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный.
  2. Айсина, Р. М. Индивидуальное психологическое консультирование: основы теории и практики : учеб. пособие [для студентов вузов, обучающихся по направлениям "Психология" (бакалавр) и "Психология" (магистр)] / Р. М. Айсина. - Москва : РИОР [и др.], 2020. - 146, [2] с. : табл. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-369-01467-7. - ISBN 978-5-16-011359-3. -Текст: непосредственный.
  3. Козьяков, Р.В. Организация и содержание специальной психологической помощи: учебник и практикум / Р.В. Козьяков, И.И. Поташова, М.А. Басин. - Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2017. - 357 с.- ISBN 978-5-4475-9081-9. -URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=469116– Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный.
  4. Леденцова, С. Л. Психологическое консультирование как метод исследования развития личности : монография / С. Л. Леденцова ; Сургут гос. ун-т. - Сургут : Печатный мир г. Сургут, 2017. - 233, [1] с. - (25 лет СурГУ). - ISBN 978-5-6040249-0-4. -Текст: непосредственный.
  5. Хухлаева, О. В. Психологическая служба в образовании. Школьный психолог : учебное пособие для вузов : для студентов, обучающихся по гуманитарным направлениям / О. В. Хухлаева. - Москва : Юрайт, 2020. - 352, [2] с. - (Высшее образование). - Гриф УМО. - ISBN 978-5-534-06780-4. - Текст: непосредственный.

Цифровые ресурсы

  1. Психология и психиатрия . – URL: https://psihomed.com/psihologicheskoe-konsultirovanie/ -Режим доступа: свободный

Источники

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // «КонсультантПлюс». - Москва, 2013. - 238 с. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/edu/, свободный. – Загл. с экрана.

Учебно-методические материалы

  1. Учебная программа К.М.10.01 Психопрофилактика нервно-психических нарушений [Электронный ресурс]: Б-9271, 44.03.02, Психолого-педагогическое образование / ГОУ ВПО "Сургут.пед.ун-т"; сост. Майстренко В.И. - Электрон.дан. - Сургут: СурГПУ, 2020. - Режим доступа: http://wp.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. - Загл. с экрана