бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра общей психологии

Рабочая программа

2021-22 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Н.С. Боталова директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Sept. 9, 2021 утверждено Oct. 21, 2021
Л.Н. Носова заведующий кафедрой
согласовано Sept. 15, 2021
Р.А. Белошапка декан факультета
согласовано Sept. 21, 2021

Б1.В.ДВ.17.01 ДВ: Психология взаимодействия педагога с обучающимися, 1 семестр

Б-8031, 44.03.01, Педагогическое образование (направленность Изобразительное искусство), зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
Е.И. Алферова ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
Готовность к взаимодействию с участниками образовательного процесса (ПК-6) знать основы организации психолого-педагогического взаимодействия участников образовательного процесса знаниевый
знать ошибки в организации взаимодействия участников образовательного процесса знаниевый
уметь выделять показатели эффективной организации взаимодействия участников образовательного процеса ориентировочный
владеть практическими приемами выявления проблем в организации учебно-воспитательного процесса операциональный
владеть способами организации взаимодействия участников образовательного процесса операциональный

Цели изучения дисциплины

Освоить способы организации взаимодействия педагога с обучающимися

Задачи

  1. Научиться выявлять психологические показатели эффективной организации взаимодействия участников образовательного процесса
  2. Научиться выявлять психолого-педагогическими методами проблему во взаимодействия участников учебно-воспитательного процесса и планировать способы ее решения

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 36.0 ч.
Лекция 16.0 ч.
Семинар 16.0 ч.
Практическая работа 0 ч.
КСР 4.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 36.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 6.0 ч. из 5.5 ч.
Часов в неделю 2.12 ч. (2.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1 Психологические особенности взаимодействия участников образовательного процесса Научиться выявлять психологические показатели эффективной организации взаимодействия участников образовательного процесса знать основы организации психолого-педагогического взаимодействия участников образовательного процесса; уметь выделять показатели эффективной организации взаимодействия участников образовательного процесса; владеть способами организации взаимодействия. участников образовательного процесса
  • Сущность и характеристика психолого-педагогического ваимодействия
  • Формы и стратегии психолого-педагогического взаимодействия педагогас обучающимися
  • Организация взаимодействия обучающихся в совместной деятельности и в самоуправлении
  • Семья как специфическая педагогическая система и социальный институт
  • Взаимодействие семьи, школы и социума
  • Психолого-педагогическое взаимодействие в образовательных системах
Модуль 2. Выявление проблем в организации взаимодействия в учебно-воспитательном процессе и поиск их решения Научиться выявлять психолого-педагогическими методами проблему во взаимодействия участников учебно-воспитательного процесса и планировать способы ее решения знать ощибки в организации взаимодействия участников образовательного процесса; уметь выявлять показатели эффективной организации взаимодействия участников образовательного процесса; владеть способами организации взаимодействия участников образовательного процеса. иметь опыт планирования организации взаимодействия педагога с родителями по вопросам социализации и профессионального самоопределения обучающихся.
  • Методы изучения особенностей взаимодействия в учебно-воспитательном процессе
  • Основные психологические трудности педагогического взаимодействия
  • Методы преодоления основных психологических трудностей педагогического взаимодействия

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Сущность и характеристика психолого-педагогического взаимодействия Лекция 2.0 1
2 Формы и стратегии психолого-педагогического взаимодействия Лекция 2.0 2
3 Сущность и характеристика психолого-педагогического взаимодействия Семинар 2.0 2
4 Формы и стратегии психолого-педагогического взаимодействия Семинар (Коэффициент - 50/50) 2.0 3
5 Формы и стратегии психолого-педагогического взаимодействия Самостоятельное изучение 4.0 3
6 Организация взаимодействия обучающихся в совместной деятельности и в самоуправлении Лекция 2.0 4
7 Организация взаимодействия обучающихся в совместной деятельности и в самоуправлении Семинар (Коэффициент - 50/50) 2.0 4
8 Семья как специфическая педагогическая система и социальный институт Лекция 2.0 5
9 Семья как специфическая педагогическая система и социальный институт Семинар 2.0 6
10 Семья как специфическая педагогическая система и социальный институт Индивидуальная работа 2.0 6
11 Семья как специфическая педагогическая система и социальный институт Самостоятельное изучение 4.0 7
12 Взаимодействие семьи, школы и социума Лекция 2.0 7
13 Взаимодействие семьи, школы и социума Семинар 2.0 8
14 Психолого-педагогическое взаимодействие в образовательных системах Лекция 2.0 9
15 Психолого-педагогическое взаимодействие в образовательных системах Семинар (Коэффициент - 50/50) 2.0 9
16 Рубежный контроль по модулю 1 Контрольная работа (К-т 50/50) 2.0 10
17 Методы изучения особенностей взаимодействия в учебно-воспитательном процессе Лекция 2.0 11
18 Методы изучения особенностей взаимодействия в учебно-воспитательном процессе Самостоятельное изучение 2.0 11
19 Методы изучения особенностей взаимодействия в учебно-воспитательном процессе Индивидуальная работа 2.0 12
20 Основные психологические трудности педагогического взаимодействия Семинар 2.0 13
21 Основные психологические трудности педагогического взаимодействия Самостоятельное изучение 2.0 13
22 Методы преодоления основных психологических трудностей педагогического взаимодействия Лекция 2.0 14
23 Методы преодоления основных психологических трудностей педагогического взаимодействия Семинар 2.0 15
24 Методы преодоления основных психологических трудностей педагогического взаимодействия Индивидуальная работа 2.0 16
25 Промежуточная аттестация (зачет) Промежуточная аттестация (зачет) 2.0 17

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Сущность и характеристика психолого-педагогического взаимодействия Лекция знание подходов к анализу взаимодействия в зарубежной и отечественной психологии Воспроизведение
знание понятия и сущности психолого-педагогического взаимодействия: сущность полисубъектного взаимодействия Воспроизведение
знание интерактивной стороны общения как организация обмена действиями (в т.ч. коммуникативными действиями) Воспроизведение
2 Формы и стратегии психолого-педагогического взаимодействия Лекция знание понятия и условий применения форм взаимодействия педагога с участниками образовательного процесса Воспроизведение
знание стратегий психолого-педагогического взаимодействия педагога с обучающимися; Воспроизведение
знание мотивов социального взаимодействия Воспроизведение
3 Сущность и характеристика психолого-педагогического взаимодействия Семинар уметь анализировать специфику процесса обмена информации как субъект-субъектные отношения Применение
уметь анализировать и оценивать типы взаимодействия между педагогами и обучающимися Применение
уметь анализировать связь типа взаимодействия и личностных установок Применение
4 Формы и стратегии психолого-педагогического взаимодействия Семинар (Коэффициент - 50/50) уметь выбирать формы взаимодействия педагога с обучающимися Применение
уметь анализировать стратегии педагогического воздействия и взаимодействия педагога с обучающимися Применение
знание форм общения обучающихся на разных возрастных этапах: дошкольник, младший школьник, подросток, старшеклассник Воспроизведение
5 Формы и стратегии психолого-педагогического взаимодействия Самостоятельное изучение знание форм общения обучающихся на разных возрастных этапах: дошкольник, младший школьник, подросток, старшеклассник Воспроизведение
6 Организация взаимодействия обучающихся в совместной деятельности и в самоуправлении Лекция знание понятия и содержание совместной деятельности в учебно-воспитательном процессе Воспроизведение
знание понятия и характеристики "школьного самоуправления" Воспроизведение
знание способов организации взаимодейстия в совместной деятельности обучающихя Воспроизведение
знание особенностей организации школьного самоуправления обучающихся Воспроизведение
7 Организация взаимодействия обучающихся в совместной деятельности и в самоуправлении Семинар (Коэффициент - 50/50) знание педагогического опыта организации совместной деятельности обучающихся в учебно-воспитательном процессе Воспроизведение
знание особенностей организации школьного самоуправления обучающихся Воспроизведение
умение анализировать и оценивать способы организации школьного самоуправления (в подростковом возрасте, старшеклассников) Применение
8 Семья как специфическая педагогическая система и социальный институт Лекция знание характеристики семьи как системы Воспроизведение
знание форм и методов повышения психологической и педагогической культуры родителей Воспроизведение
знание психологических стилей семейного воспитания Воспроизведение
9 Семья как специфическая педагогическая система и социальный институт Семинар знание особенностей развития и проблем воспитания в современной семье Воспроизведение
умение выбирать методы повышения педагогической культуры родителей Применение
умение выделять признаки психологически "благополучной" и "неблагополучной" семьи Применение
умение выбирать и оценивать психолого-педагогические методы для изучения семьи классным руководителем Применение
10 Семья как специфическая педагогическая система и социальный институт Индивидуальная работа знание форм и методов повышения психологической и педагогической культуры родителей Воспроизведение
умение выбирать методы повышения педагогической культуры родителей Применение
умение выделять признаки психологически "благополучной" и "неблагополучной" семьи Применение
умение выбирать и оценивать психолого-педагогические методы для изучения семьи классным руководителем Применение
11 Семья как специфическая педагогическая система и социальный институт Самостоятельное изучение знание особенностей развития и проблем воспитания в современной семье Воспроизведение
12 Взаимодействие семьи, школы и социума Лекция знание этических принципов общения и взаимодействия педагога с семьей Воспроизведение
знание направлений работы школы с родителями Воспроизведение
знание направлений и содержания взаимодействия педагога с родителями Воспроизведение
13 Взаимодействие семьи, школы и социума Семинар умение анализировать ошибки взаимодействия, возникающие по причине нарушения педагогической этики Применение
умение определить цель, задачи и направление психолого-педагогического взаимодействия с родителями обучающихся среднего и старшего звена обучения (на выбор - класс обучения) Применение
знание форм психолого-педагогического просвещения родителей по вопросам воспитания обучающихся Воспроизведение
14 Психолого-педагогическое взаимодействие в образовательных системах Лекция знание форм и методов работы классного руководителя с родителями Воспроизведение
знание целей и основ организации педагогического консилиума Воспроизведение
знание направлений работы специалистов образовательного учреждения Воспроизведение
знание психологических составляющих публичного выступления; Воспроизведение
15 Психолого-педагогическое взаимодействие в образовательных системах Семинар (Коэффициент - 50/50) умение анализировать формы и методы взаимодействия классного руководителя с родителями на родительском собрании Применение
умение анализировать и оценивать публичное выступление по педагогической теме Применение
16 Рубежный контроль по модулю 1 Контрольная работа (К-т 50/50) знание интерактивной стороны общения как организация обмена действиями (в т.ч. коммуникативными действиями) Воспроизведение
уметь анализировать и оценивать типы взаимодействия между педагогами и обучающимися Применение
знание стратегий психолого-педагогического взаимодействия педагога с обучающимися; Воспроизведение
уметь анализировать стратегии педагогического воздействия и взаимодействия педагога с обучающимися Применение
знание форм и методов повышения психологической и педагогической культуры родителей Воспроизведение
знание типичных причин возникновения конфликтного взаимодействия педагогов с участниками образовательного процесса (коммуникативные барьеры) Воспроизведение
знание структуры беседы педагога с родителем Воспроизведение
умение анализировать приемы разрешения конфликта педагога с участниками образовательного процесса с позиции критериев конструктивного общения Применение
умение анализировать и оценивать способы организации школьного самоуправления (в подростковом возрасте, старшеклассников) Применение
17 Методы изучения особенностей взаимодействия в учебно-воспитательном процессе Лекция знание целей и задач исследования взаимодействия в учебно-воспитательном процессе Воспроизведение
знание классификации психологических методов Б.Г. Ананьева Воспроизведение
знание схемы регистрации карты наблюдения взаимодействия Бейлса Воспроизведение
знание целей использования опросных методов для изучения взаимодействия Воспроизведение
18 Методы изучения особенностей взаимодействия в учебно-воспитательном процессе Самостоятельное изучение умение выбирать, проводить и анализировать результаты опросных методов (беседа, анкетирование, тесты) Применение
умение анализировать взаимодействие обучающихся по результатам социометрического исследования Применение
умение составить план беседы (с разными типами вопросов) по проблемам взаимодействия обучающихся с участниками образовательного процесса Применение
19 Методы изучения особенностей взаимодействия в учебно-воспитательном процессе Индивидуальная работа умение выбирать, проводить и анализировать результаты опросных методов (беседа, анкетирование, тесты) Применение
умение анализировать взаимодействие обучающихся по результатам социометрического исследования Применение
умение составить план беседы (с разными типами вопросов) по проблемам взаимодействия обучающихся с участниками образовательного процесса Применение
20 Основные психологические трудности педагогического взаимодействия Семинар умение анализировать и оценивать стиль общения и коммуникативной компетенции педагога Применение
умение анализировать приемы разрешения конфликта педагога с участниками образовательного процесса с позиции критериев конструктивного общения Применение
21 Основные психологические трудности педагогического взаимодействия Самостоятельное изучение знание специфики педагогического общения: цель, функции педагогического общения Воспроизведение
знание сущности "стиля общения" и классификации стилей общения Воспроизведение
знание типичных причин возникновения конфликтного взаимодействия педагогов с участниками образовательного процесса (коммуникативные барьеры) Воспроизведение
знание факторов, влияющих на формирование стиля общения Воспроизведение
22 Методы преодоления основных психологических трудностей педагогического взаимодействия Лекция знание структуры беседы педагога с родителем Воспроизведение
знание методов и приемов организации совместной деятельности участников образовательного процесса Воспроизведение
23 Методы преодоления основных психологических трудностей педагогического взаимодействия Семинар умение приводить примеры приемов конструктивного общения и взаимодействия педагога с обучающимися, обучающихся друг с другом Применение
умение подбирать и оценивать игровые методы повышения эффективности взаимодействия обучающихся в учебно-воспитательном процессе (в зависимости от возраста обучающихся и целей учебно-воспитательного процесса) Творчество
24 Методы преодоления основных психологических трудностей педагогического взаимодействия Индивидуальная работа умение составить, проанализировать и оценить план-конспект беседы педагога с родителем (тема на выбор) Применение
25 Промежуточная аттестация (зачет) Промежуточная аттестация (зачет) знание понятия и условий применения форм взаимодействия педагога с участниками образовательного процесса Воспроизведение
уметь выбирать формы взаимодействия педагога с обучающимися Применение
знание мотивов социального взаимодействия Воспроизведение
знание понятия и содержание совместной деятельности в учебно-воспитательном процессе Воспроизведение
знание целей и задач исследования взаимодействия в учебно-воспитательном процессе Воспроизведение
знание классификации психологических методов Б.Г. Ананьева Воспроизведение
умение составить, проанализировать и оценить план-конспект беседы педагога с родителем (тема на выбор) Применение
знание особенностей организации школьного самоуправления обучающихся Воспроизведение
знание форм общения обучающихся на разных возрастных этапах: дошкольник, младший школьник, подросток, старшеклассник Воспроизведение
умение анализировать и оценивать способы организации школьного самоуправления (в подростковом возрасте, старшеклассников) Применение

Литература

Основная

  1. Панфилова, А. П. Взаимодействие участников образовательного процесса : учебник и практикум для вузов / А. П. Панфилова, А. В. Долматов ; под редакцией А. П. Панфиловой. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 487 с. – ISBN 978-5-534-03402-8. – URL: https://urait.ru/bcode/468767 (дата обращения: 08.09.2021). – Режим доступа: по подписке. – Текст: электронный.
  2. Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса : учебник и практикум для вузов / А. С. Обухов [и др.] ; под общей редакцией А. С. Обухова. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 422 с. – ISBN 978-5-534-02531-6. – URL: https://urait.ru/bcode/469109 (дата обращения: 08.09.2021). – Режим доступа: по подписке. – Текст: электронный.

Дополнительная

  1. Александрова, З.А. Профессиональная этика / З.А. Александрова, С.Б. Кондратьева ; Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва : МПГУ, 2016. – 136 с).– ISBN 978-5-4263-0462-8— URL : http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=469398 (дата обращения: 01.09.2021). – Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный.
  2. Беличева, С.А. Социально-педагогическая диагностика и сопровождение социализации несовершеннолетних / С.А. Беличева, А.Б. Белинская. – Ростов-на-Дону : Издательство «Феникс», 2013. – 383 с. – ISBN 978-5-222-21118-2. – (Высшее образование).— URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=256429 (дата обращения: 03.09.2021). – Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный.
  3. Ким, Т. К. Семья как субъект взаимодействия со школой : учебное пособие / Т. К. Ким. — М. : Прометей, 2013. — 166 c. — ISBN 978-5-7042-2460-0. — URL: http://www.iprbookshop.ru/24025.html (дата обращения: 08.09.2021). — Режим доступа: по подписке. — Текст : электронный
  4. Коротаева, Е. В. Теория и практика педагогических взаимодействий : учебник и практикум для вузов / Е. В. Коротаева. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 242 с. – ISBN 978-5-534-10437-0. – URL: https://urait.ru/bcode/475286 (дата обращения: 08.09.2021). – Режим доступа: по подписке. – Текст: электронный.
  5. Кулаченко, М. П. Педагогическое общение : учебное пособие для вузов / М. П. Кулаченко. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 152 с. – ISBN 978-5-534-12042-4. – URL: https://urait.ru/bcode/476494 (дата обращения: 08.09.2021). – Режим доступа: по подписке. – Текст: электронный.
  6. Мандель, Б.Р. Современная педагогическая психология. Полный курс: иллюстрированное учебное пособие для студентов всех форм обучения / Б.Р. Мандель. – Изд. 2-е, стер. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2019. – 829 с. – ISBN 978-5-4499-0061-6. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=330471 (дата обращения: 01.09.2021). –Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный.
  7. Мельникова, И. В. Психология восприятия и понимания ребенка педагогом. Практикум : учебное пособие для вузов / И. В. Мельникова. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 46 с. – ISBN 978-5-534-14669-1. – URL: https://urait.ru/bcode/478321 (дата обращения: 08.09.2021). – Режим доступа: по подписке. – Текст: электронный.
  8. Социально-психологические и духовно-нравственные аспекты семьи и семейного воспитания в современном мире / В. А. Абабков, М. А. Абрамова, Т. Г. Авдеева [и др.] ; под ред. В. А. Кольцова. — М. : Институт психологии РАН, 2013. — 960 c. — ISBN 978-5-9270-0259-7. — URL : http://www.iprbookshop.ru/32152.html (дата обращения: 08.09.2021). — Режим доступа: по подписке. — Текст : электронный
  9. Шаповаленко, И. В. Психология развития и возрастная психология : учебник и практикум для вузов / И. В. Шаповаленко. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 457 с. – ISBN 978-5-534-11341-9. – URL: https://urait.ru/bcode/468606 (дата обращения: 08.09.2021). – Режим доступа: по подписке. – Текст: электронный.

Цифровые ресурсы

  1. Вестник практической психологии образования. http://psyjournals.ru/vestnik_psyobr/
  2. Книжный архив / http://www.klex.ru/

Источники

Учебно-методические материалы

  1. Подковко, Е. Н. Взаимодействие педагога с родителями : учебно-методическое пособие: направление подготовки 050100.62 Педагогическое образование, 050700.62 Специальное (дефектологическое) образование / Е. Н. Подковко. — Сургут : Сургутский государственный педагогический университет, 2014. — 104 c. — ISBN 2227-8397. – Сведения доступны также по URL: https://lib.rucont.ru/efd/624003/info. - Текст непосредственный
  2. Рабочая программа Б1.В.ДВ.17.01ДВ: Психология взаимодействия педагога с обучающимися: [Электронный ресурс]: Направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование Направленность: Изобразительное искусство/, зачет / БУ ВО «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. Алферова Е.И. - Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2021. – Режим доступа: http://els.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.