бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра теории и методики дошкольного и начального образования

Рабочая программа

2013-14 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки Т.М. Захожая проректор по УР
В.В. Толмачева заведующий кафедрой
согласовано 27 сентября 2013 г.
Л.Г. Бортникова декан факультета

В.3.15 Введение в профессию, 1 семестр 1 полусеместр

Б-3022, 44.03.01, Педагогическое образование (направленность Начальное образование), зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
О.В. Алексеева ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенции не сформулированы

Цели изучения дисциплины

Сформировать у студентов понимание избранной профессии учителя начальных классов и способов достижения профессинального мастерства.

Задачи

  1. Сформировать у студентов представления о профессии учителя начальных классов и степени своего соответствия ей
  2. Способствовать начальному формированию у студентов профессионального самосознания и повышению степени осознанности в необходимости систематического самовоспитания и самообразования для овладения профессией учителя начальных классов.

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 28,0 ч. (38,89%)
Контроль самостоятельной работы 14,0 ч.
Самостоятельная работа студента 44,0 ч. (61,11%)
Процент выполнения нагрузки 100,0%
Индивидуальная работа со студентами 12,0 ч. из 9,5 ч.
Часов в неделю 4,0 ч. (4,0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1. Характеристика основных тенденций развития отрасли Сформировать у студентов представления о профессии учителя начальных классов и степени своего соответствия ей Выделяет проблемы ценностей образования в историческом аспекте и на современном уровне развития общества. Характеризует общие положения Федерального образовательного стандарта. Определяет тарифно-квалификационные требования к современному учителю начальной школы. Характеризует профессионально значимые личностные качества педагога. Анализирует особенности саморазвития личности педагога.
  • Требования рынка труда к специалистам данного профиля.
  • Профессиональные стандарты.
  • Социальная роль и значимость профессии.
  • Опыт лучших представителей профессии.
Модуль 2. Регламентация в организации современной системы подготовки выпускника высшей школы Способствовать начальному формированию у студентов профессионального самосознания и повышению степени осознанности в необходимости систематического самовоспитания и самообразования для овладения профессией учителя начальных классов. Анализирует особенности структуры педагогического образования в России. Характеризует профессионально значимые компетенции педагога. Анализирует ФГОС ВПО третьего поколения, учебный план подготовки направления "Начальное образование". Характеризует организацию обучения в системе кредитно-зачетных единиц. Описывает педагога начального образования как субъект педагогической деятельности. Анализирует особенности системы непрерывного педагогического образования.
  • Компетентностная модель выпускника.
  • Формирование компетенций выпускника.
  • Требования к системе подготовки специалистов в высшей школе.
  • ФГОС ВПО третьего поколения, учебный план подготовки выпускника
  • Индивидуальная траектория обучения.

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Современное образование в контексте модернизации и инновационного развития НОО Лекция 2,0 1
2 Возникновение и становление педагогической профессии Лекция 2,0 1
3 Требования к личности учителя (А. Дистервег, И.Г. Песталоцци, Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили, В.А. Караковский). Индивидуальная работа 2,0 1
4 Сущность педагогической деятельности Конференция 2,0 2
5 Профессиональная Я-концепция учителя Лекция 2,0 2
6 Педагогическая культура учителя Практическая работа 2,0 3
7 Современные требования общества к личностным и профессиональным качествам учителя Индивидуальная работа 2,0 3
8 Профессиональная компетентность педагога Другое 2,0 3
9 Требования рынка труда к специалистам данного профиля Другое 2,0 4
10 Общение как основа педагогической деятельности. Практическая работа 2,0 4
11 Профессионально-личностное самоопределение, самосовершенствование и саморазвитие в становлении личности педагога Индивидуальная работа 2,0 4
12 Карьера педагога Контрольная работа 2,0 5
13 Формирование компетенций выпускника. Индивидуальная работа 2,0 5
14 Рубежный контроль. Требования к современному учителю начальной школы. Контрольная работа 2,0 5
15 Профессиональное становление учителя Практическая работа 2,0 6
16 Требования Государственного образовательного стандарта к личности и профессиональной компетентности педагога Индивидуальная работа 2,0 6
17 Организация обучения в системе кредитно-зачетных единиц Практическая работа 2,0 6
18 Рубежный контроль. Организация современной системы подготовки педагогов в в высшей школе Другое 2,0 7
19 Профессиональная подготовка, становление и развитие педагога Контрольная работа 2,0 7
20 Своеобразие педагогической профессии и ее гуманистический характер Индивидуальная работа 2,0 7

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Современное образование в контексте модернизации и инновационного развития НОО Лекция Знание многоуровневой системы подготовки в педагогическом вузе учителя начальных классов на уровне бакалавриата. Узнавание
2 Возникновение и становление педагогической профессии Лекция Знает этапы возникновения профессии учитель Узнавание
3 Требования к личности учителя (А. Дистервег, И.Г. Песталоцци, Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили, В.А. Караковский). Индивидуальная работа Знает этапы возникновения профессии учитель Узнавание
4 Сущность педагогической деятельности Конференция Уметь соотносить свои возможности и требования профессиограммы учителя начальной школы Применение
Понимают конкретное направление, в котором происходит развитие личности с присущими ей своеобразными, неповторимыми чертами в процессе образования по направлению "Начальное образование" Узнавание
5 Профессиональная Я-концепция учителя Лекция Понимают конкретное направление, в котором происходит развитие личности с присущими ей своеобразными, неповторимыми чертами в процессе образования по направлению "Начальное образование" Узнавание
6 Педагогическая культура учителя Практическая работа Уметь соотносить свои возможности и требования профессиограммы учителя начальной школы Применение
Анализирует особенности саморазвития личности педагога. Воспроизведение
Понимают конкретное направление, в котором происходит развитие личности с присущими ей своеобразными, неповторимыми чертами в процессе образования по направлению "Начальное образование" Узнавание
7 Современные требования общества к личностным и профессиональным качествам учителя Индивидуальная работа Уметь соотносить свои возможности и требования профессиограммы учителя начальной школы Применение
8 Профессиональная компетентность педагога Другое Анализирует особенности саморазвития личности педагога. Воспроизведение
Понимают конкретное направление, в котором происходит развитие личности с присущими ей своеобразными, неповторимыми чертами в процессе образования по направлению "Начальное образование" Узнавание
Умеет составлять индивидуальную троекторию обучения Применение
9 Требования рынка труда к специалистам данного профиля Другое Определяет тарифно-квалификационные требования к современному учителю начальной школы. Узнавание
10 Общение как основа педагогической деятельности. Практическая работа Анализирует особенности саморазвития личности педагога. Воспроизведение
11 Профессионально-личностное самоопределение, самосовершенствование и саморазвитие в становлении личности педагога Индивидуальная работа Понимают конкретное направление, в котором происходит развитие личности с присущими ей своеобразными, неповторимыми чертами в процессе образования по направлению "Начальное образование" Узнавание
Умеет составлять индивидуальную троекторию обучения Применение
12 Карьера педагога Контрольная работа Определяет тарифно-квалификационные требования к современному учителю начальной школы. Узнавание
13 Формирование компетенций выпускника. Индивидуальная работа Характеризует профессионально значимые компетенции будущего педагога. Воспроизведение
Анализирует ФГОС ВПО третьего поколения направления "Начальное образование" Узнавание
14 Рубежный контроль. Требования к современному учителю начальной школы. Контрольная работа Определяет тарифно-квалификационные требования к современному учителю начальной школы. Узнавание
Уметь соотносить свои возможности и требования профессиограммы учителя начальной школы Применение
Характеризует профессионально значимые личностные качества педагога. Воспроизведение
Анализирует особенности саморазвития личности педагога. Воспроизведение
15 Профессиональное становление учителя Практическая работа Анализирует особенности саморазвития личности педагога. Воспроизведение
16 Требования Государственного образовательного стандарта к личности и профессиональной компетентности педагога Индивидуальная работа Анализирует ФГОС ВПО третьего поколения направления "Начальное образование" Узнавание
Анализирует учебный план подготовки выпускника направления "Начальное образование" Узнавание
17 Организация обучения в системе кредитно-зачетных единиц Практическая работа Характеризует организацию обучения в системе кредитно-зачетных единиц. Воспроизведение
18 Рубежный контроль. Организация современной системы подготовки педагогов в в высшей школе Другое Понимают конкретное направление, в котором происходит развитие личности с присущими ей своеобразными, неповторимыми чертами в процессе образования по направлению "Начальное образование" Узнавание
Умеет составлять индивидуальную троекторию обучения Применение
19 Профессиональная подготовка, становление и развитие педагога Контрольная работа Анализирует особенности саморазвития личности педагога. Воспроизведение
Анализирует учебный план подготовки выпускника направления "Начальное образование" Узнавание
Понимают конкретное направление, в котором происходит развитие личности с присущими ей своеобразными, неповторимыми чертами в процессе образования по направлению "Начальное образование" Узнавание
20 Своеобразие педагогической профессии и ее гуманистический характер Индивидуальная работа Результаты не указаны

Литература

Основная

  1. Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие для студ. Высш. учеб. заведений / А.С. Роботова, Т.В. Леонтьева, И.Г. Шапошникова и др; Под ред. А.С. Роботовой. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 208 с.
  2. Касицина Н.В., Михайлова Н.Н., Юсфин С.М. Четыре тактики педагогической поддержки. Эффективные способы взаимодействия учителя и ученика. – СПб.: Агенство образовательного сотрудничества, Образовательные проекты, Речь; М.: Сфера, 2010. – 158 с.

Дополнительная

  1. Антохина В.А. Подготовка будущих учителей к педагогической деятельности диалогического типа // Начальная школа. - №4. – 2005. – С. 4-7.
  2. Байметова М.С. Диалоговая компетентность в профессиональном развитии учителя начальных классов // Начальная школа. - №12. – 2004. – С.12-15.
  3. Белякова Н.В. Гуманитаризация подготовки учителей начальных классов в свете перехода на стандарты нового поколения // Начальная школа плюс до и после. - №8. – 2011. – С.3-6.
  4. Бурякова Т.С. Индивидуально-творческий стиль учителя начальных классов и работа по новым ФГОС // Начальная школа плюс до и после. – 2011. - №12. – С.52-55.
  5. Виноградова Л.А., Олейник О.В. Человек, влюбленный в профессию // Начальная школа. - №4. – 2003. – С.15 - 17.
  6. Козлова Г.Н., Дмитриченко Г.Ю. Вы блестящий учитель, у вас прекрасные ученики! Методические и диагностические материалыв помощь учителю / Г.Н. Козлова. – 2-е изд. – М.: Глобус, Волгоград: Панорама, 2007.
  7. Кузнецова В.С., Позднякова Е.В. Новые подходы в организации педагогической деятельности учителя начальных классов // Начальная школа. – №2. – 2007. – С.11-12.
  8. Кукушкин В.С. Введение в педагогическую деятельность: Учебное пособие. Серия «Педагогическое образование». – Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2002
  9. Морозова О.П. Педагогический практикум: Учебные задания, задачи и вопросы: Учеб. пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 320 с.
  10. Мурашов А.А. Профессиональное общение: воздействие, взаимодействие, успех. Общая риторика в компактном изложении. – М.: Педагогическое общество России, 2000.
  11. Никитин Н.Н. Введение в педагогическую деятельность: Теория и практика: Учеб.пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений / Н.Н. Никитин, Н.В. Кислинская. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.
  12. Орлов А.А., Агафонова А.С. Введение в педагогическую деятельность: Практикум: Учеб.-метод. пособие для студ. Высш. пед. учеб. заведений / Под ред. А.А. Орлова. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.

Цифровые ресурсы

  1. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - Ростов-на-Дону: Феникс,1997. – [Электронный ресурс[ - Режим доступа: http://www.pedlib.ru/Books/2/0309/index.shtm.
  2. Кощеева А. Э. Требования к современному учителю начальной школы. – [Электронный ресурс[ - Режим доступа: http://sibac.info/files/2011_10_24_Pedagogy%20and%20Psychology/1.9_Koshzeeva.doc
  3. Педагогика. Дидактическая единица «Введение в педагогическую деятельность»: Учебно-методический комплекс. // Автор-составитель к.п.н., доц.
  4. ПЕШКОВА В.Е. Педагогика. Ч.1. Введение в педагогическую деятельность (учебное пособие). (2010).doc – [Электронный ресурс[ - Режим доступа: http://www.eva.org.ru/discussion_club/viewtopic.php?f=62&t=1372
  5. ФГОС ВПО направление подготовки "Начальное образование" – [Электронный ресурс[ - Режим доступа: http://www.surgpu.ru/Sites/demo/Uploads/050100%20b_pedagogicheskoe_obrazovanie.B31B715E845844D288E2197FAF9A2DEA.pdf
  6.   Вандышев М.Н., Петрова Л.Е. Работодатели: ожидания от выпускников вузов: Отчет по результатам социологического исследования – [Электронный ресурс[ - Режим доступа: http://www.isito.org/u_files/Vandishev_Petrova_rabotodateli_o_kachestve_obrazovania.doc?PHPSESSID=7a5547238b4f6b2bd05f03ac6fefd159

Источники

Учебно-методические материалы