бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра лингвистического образования и межкультурной коммуникации

Рабочая программа

2021-22 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Н.С. Боталова директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Oct. 5, 2021
Ю.В. Волобуева заведующий кафедрой
согласовано Oct. 7, 2021
Н.В. Ганущак декан факультета

Б1.В.ДВ.57 ДВ: Стилистика английского языка, 7 семестр

Б-8041, 44.03.05, Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (направленность Иностранные языки), зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
Д.А. Акулинина ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
ПК-15 Способность и готовность воспринимать, понимать и анализировать устную и письменную речь на изучаемых иностранных языках владение методикой комплексного анализа художественного текста ориентировочный
Владение набором действий по анализу и интерпретации устного и письменного высказывания на изучаемых иностранных языках (включая структурирование, компрессию и декомпрессию текста) ориентировочный
Владение методами силистического анализа применительно к особенностям текущего коммуникативного контекста и применение их в обучении иностранным языкам операциональный
ПК-16 Способность и готовностью использовать языковые средства для достижения коммуникативных целей в конкретной ситуации общения в соответствии с социокультурными особенностями изучаемых иностранных языков Анализирует, оценивает и отбирает необходимые средства для деловой коммуникации в рамках избранной стратегии взаимодействия операциональный
Использует различные формы, виды устной и письменной коммуникации на английском языке операциональный

Цели изучения дисциплины

ознакомление с теорией стилистических закономерностей системы английского языка и овладение базовыми компетенциями в области анализа и интерпретации текстов различной стилистической направленности

Задачи

  1. формирование навыков различать и интерпретировать фонетические, лексические и синтаксические выразительные средства и стилистические приемы современного английского языка
  2. развитие умения интерпретировать англоязычные тексты различных функциональных стилей

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 36.0 ч.
Лекция 0 ч.
Семинар 0 ч.
Практическая работа 32.0 ч.
КСР 4.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 36.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 8.0 ч. из 8.0 ч.
Часов в неделю 2.57 ч. (2.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Стилистические приемы и выразительные средства современного английского языка Ознакомление студентов с общими характеристиками стилистических приемов и выразительных средств современного английского языка · формирование навыка корректного использования специальной терминологии; · формирование и развитие лингвистического мышления; · формирование знаний об основных законах и закономерностях развития английского языка, закономерностях его словарного запаса, морфорлогического строя и фонетической системы; · развитие умений филологического анализа текстов различных жанров; · развитие умений аналитически осмысливать и обобщать полученные теоретические знания.
  • Фоно-графические стилистические средства
  • Лексические стилистические средства
  • Синтаксические стилистические средства
  • Лексико-синтаксические стилистические средства
Стилистическая интерпретация художественного текста Применение навыков различать и интерпретировать фонетические, лексические и синтаксические выразительные средства и стилистические приемы в процессе интерпретации текстов разных стилей · формирование умений корректного использования специальной терминологии; · формирование и развитие лингвистического мышления; · формирование навыка объяснять основные законы и закономерности развития английского языка, закономерностях его словарного запаса, синтаксического строя и фонетической системы; · формирование умений и навыков филологического анализа текстов различных жанров; · формирование и развитие умений аналитически осмысливать и обобщать полученные теоретические знания.
  • Стиль художественной прозы
  • Методика комплексного анализа текста

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Стилистические приемы и выразительные средства современного английского языка. Практическая работа (К-т. 50/50) 4.0 1
2 Стилистические приемы и выразительные средства современного английского языка. Практическая работа (К-т. 50/50) 4.0 2
3 Фоно-графические стилистические средства Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 3
4 Фоно-графические стилистические средства Индивидуальная работа 1.0 3
5 Лексические стилистические средства Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 4
6 Лексические стилистические средства Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 4
7 Лексические стилистические средства Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 5
8 Лексические стилистические средства Индивидуальная работа 1.0 5
9 Синтаксические стилистические средства Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 6
10 Синтаксические стилистические средства Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 6
11 Лексико-синтаксические стилистические средства Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 7
12 Лексико-синтаксические стилистические средства Индивидуальная работа 2.0 8
13 Лексико-синтаксические стилистические средства Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 8
14 Стиль художественной прозы Индивидуальная работа 2.0 9
15 Стиль художественной прозы Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 9
16 Стиль художественной прозы Коллоквиум (Коэффициент - 50/50) 2.0 10
17 Стиль художественной прозы Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 10
18 Идиостиль автора Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 11
19 Идиостиль автора Индивидуальная работа 2.0 11
20 Идиостиль автора Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 12
21 Рубежный контроль. Самостоятельное изучение 1.0 13
22 Рубежный контроль. Промежуточная аттестация (зачет) 2.0 14

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Стилистические приемы и выразительные средства современного английского языка. Практическая работа (К-т. 50/50) Научиться выявлять существенные характеристики фонетических стилистических средств английского языка. Применение
Научиться выявлять существенные характеристики графических стилистических средств английского языка. Применение
2 Стилистические приемы и выразительные средства современного английского языка. Практическая работа (К-т. 50/50) Научиться выявлять существенные характеристики фонетических стилистических средств английского языка. Применение
Научиться выявлять существенные характеристики графических стилистических средств английского языка. Применение
3 Фоно-графические стилистические средства Практическая работа (К-т. 50/50) Научиться распознавать и интерпретировать фонетические стилистические средства английского языка. Применение
Научиться распознавать и интерпретировать графические стилистические средства английского языка. Применение
4 Фоно-графические стилистические средства Индивидуальная работа Научиться распознавать и интерпретировать фонетические стилистические средства английского языка. Применение
Научиться распознавать и интерпретировать графические стилистические средства английского языка. Применение
5 Лексические стилистические средства Практическая работа (К-т. 50/50) Научиться выявлять существенные характеристики метафоры в английском языке. Воспроизведение
Научиться выявлять существенные характеристики метонимии в английском тексте. Воспроизведение
Научиться выявлять существенные характеристики эпитетов в английском языке. Воспроизведение
Научиться выявлять существенные характеристики иронии в английском языке. Воспроизведение
Научиться выявлять существенные характеристики игры слов в английском языке. Воспроизведение
6 Лексические стилистические средства Практическая работа (К-т. 50/50) Научиться распознавать и интерпретировать метафору в английском тексте. Применение
Научиться распознавать и интерпретировать метонимию в английском тексте. Применение
Научиться выявлять существенные характеристики игры слов в английском языке. Воспроизведение
Научиться распознавать и интерпретировать иронию в английском тексте. Применение
7 Лексические стилистические средства Практическая работа (К-т. 50/50) Научиться распознавать и интерпретировать метафору в английском тексте. Применение
Научиться распознавать и интерпретировать метонимию в английском тексте. Применение
Научиться распознавать и интерпретировать эпитеты в английском тексте. Применение
Научиться распознавать и интерпретировать иронию в английском тексте. Применение
Научиться распознавать и интерпретировать иронию в английском тексте. Применение
8 Лексические стилистические средства Индивидуальная работа Научиться выявлять существенные характеристики метафоры в английском языке. Воспроизведение
Научиться распознавать и интерпретировать метафору в английском тексте. Применение
Научиться выявлять существенные характеристики метонимии в английском тексте. Воспроизведение
Научиться распознавать и интерпретировать метонимию в английском тексте. Применение
Научиться выявлять существенные характеристики эпитетов в английском языке. Воспроизведение
Научиться распознавать и интерпретировать эпитеты в английском тексте. Применение
Научиться выявлять существенные характеристики иронии в английском языке. Воспроизведение
Научиться распознавать и интерпретировать иронию в английском тексте. Применение
Научиться выявлять существенные характеристики игры слов в английском языке. Воспроизведение
Научиться распознавать и интерпретировать иронию в английском тексте. Применение
9 Синтаксические стилистические средства Практическая работа (К-т. 50/50) Научиться выявлять существенные характеристики инверсии английского языка. Воспроизведение
Научиться выявлять существенные характеристики парантезы английского языка. Воспроизведение
Научиться выявлять существенные характеристики инверсии английского языка. Воспроизведение
Научиться выявлять существенные характеристики инверсии английского языка. Воспроизведение
10 Синтаксические стилистические средства Практическая работа (К-т. 50/50) Научиться распознавать и интерпретировать инверсию в английском тексте. Применение
Научиться распознавать и интерпретировать парантезу в английском тексте. Применение
Научиться распознавать и интерпретировать параллельные конструкции в английском тексте. Применение
Научиться распознавать и интерпретировать хиазм в английском тексте. Применение
Научиться распознавать и интерпретировать повтор в английском тексте. Применение
11 Лексико-синтаксические стилистические средства Практическая работа (К-т. 50/50) Научиться распознавать и интерпретировать литоту в английском тексте. Применение
12 Лексико-синтаксические стилистические средства Индивидуальная работа Научиться распознавать и интерпретировать литоту в английском тексте. Применение
Научиться распознавать и интерпретировать зевгму в английском тексте. Применение
13 Лексико-синтаксические стилистические средства Практическая работа (К-т. 50/50) Научиться распознавать и интерпретировать зевгму в английском тексте. Применение
14 Стиль художественной прозы Индивидуальная работа Научиться распознавать и интерпретировать параллельные конструкции в английском тексте. Применение
15 Стиль художественной прозы Практическая работа (К-т. 50/50) Научиться выявлять существенные характеристики иронии в английском языке. Воспроизведение
Научиться распознавать и интерпретировать иронию в английском тексте. Применение
Научиться распознавать и интерпретировать хиазм в английском тексте. Применение
Научиться распознавать и интерпретировать повтор в английском тексте. Применение
Освоить способы построения и употребления различных функциональных стилей английского языка. Воспроизведение
Научиться составлять тексты различных функциональных стилей английского языка Творчество
Освоить способы построения и употребления стиля художественной прозы в английском языке. Воспроизведение
Научиться составлять тексты стиля художественной пролзы на английском языке. Применение
16 Стиль художественной прозы Коллоквиум (Коэффициент - 50/50) Научиться распознавать и интерпретировать параллельные конструкции в английском тексте. Применение
Освоить способы построения и употребления различных функциональных стилей английского языка. Воспроизведение
Научиться составлять тексты различных функциональных стилей английского языка Творчество
17 Стиль художественной прозы Практическая работа (К-т. 50/50) Научиться распознавать и интерпретировать функциональные стили английского языка. Применение
Освоить способы построения и употребления различных функциональных стилей английского языка. Воспроизведение
Научиться составлять тексты различных функциональных стилей английского языка Творчество
Научиться выявлять существенные характеристики стиля художественной прозы английского языка. Применение
Научиться распознавать и интерпретировать особенности построения текстов стиля художсетвенной прозы. Применение
Научиться составлять тексты стиля художественной пролзы на английском языке. Применение
18 Идиостиль автора Практическая работа (К-т. 50/50) Научиться распознавать и интерпретировать стилистические приемы и средства в художественном тексте на английском языке. Применение
Освоить способы построения методики анализа идиостиля автора. Применение
19 Идиостиль автора Индивидуальная работа Научиться распознавать и интерпретировать стилистические приемы и средства в художественном тексте на английском языке. Применение
Освоить способы построения методики анализа идиостиля автора. Применение
Научиться оценивать правильность и корректировать неверные выводы в анализе идиостиля автора на английском языке. Применение
20 Идиостиль автора Практическая работа (К-т. 50/50) Научиться выявлять существенные характеристики авторского текста на английском языке. Применение
Научиться распознавать и интерпретировать стилистические приемы и средства в художественном тексте на английском языке. Применение
Освоить способы построения методики анализа идиостиля автора. Применение
21 Рубежный контроль. Самостоятельное изучение Научиться интерпретировать употребление стилистических средств в художественных текстах на английском языке. Применение
22 Рубежный контроль. Промежуточная аттестация (зачет) Научиться анализировать структуру художественного текста на английском языке. Применение
Научиться интерпретировать употребление стилистических средств в художественных текстах на английском языке. Применение

Литература

Основная

  1. Арнольд, И. В. Стилистика: современный английский язык / И. В. Арнольд ; науч. ред. П. Е. Бухаркин. – 14-е изд., стер. – Москва : ФЛИНТА, 2021. – 384 с. : ил.– URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=364035 (дата обращения: 10.09.2021). – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-89349-363-4. – Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный.
  2. Гуревич, В.В. English Stylistics: Стилистика английского языка / В.В. Гуревич. – 8-е изд., стер. – Москва : Флинта, 2017. – 69 с. – ISBN 978-5-89349-814-1. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=93714 (дата обращения: 21.09.2021). - Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный.
  3. Кухаренко, В. А. Практикум по стилистике английского языка=Seminars in Stylistics : учебное пособие / В. А. Кухаренко. – 10-е изд. стер. – Москва : ФЛИНТА, 2020. – 184 с.– URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=83381 (дата обращения: 10.09.2021). – ISBN 978-5-9765-0325-0. – – Режим доступа: по подписке. - Текст : электронный

Дополнительная

  1. Modern english stylistics = Стилистика современного английского языка : учеб.-метод. пособие [для студентов, магистрантов, аспирантов] направления подгот. 44.03.05 "Педагогическое образование" (с двумя профилями подгот.), направленность "Иностранные языки", уровень бакалавриата / В. В. Карнюшина .— Сургут : РИО СурГПУ, 2018 .— 109 с. Сведения доступны также по URL: https://rucont.ru/efd/684002 (дата обращения: 09.09.2021). - Текст: непосредственный
  2. Байдикова, Н. Л. Стилистика английского языка : учебник и практикум для вузов / Н. Л. Байдикова, О. В. Слюсарь. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 260 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11799-8. — URL: https://urait.ru/bcode/476008 (дата обращения: 09.09.2021). – Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный
  3. Кузнецова, Л. Э. Стилистика английского языка : учебно- методическое пособие для студентов факультета иностранных языков, обучающихся по направлениям подготовки «Педагогическое образование» и «Лингвистика» / Л. Э. Кузнецова. — Армавир : Армавирский государственный педагогический университет, 2014. — 261 c. — ISBN 2227-8397. — URL: http://www.iprbookshop.ru/54536.html (дата обращения: 21.09.2021). - Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный.
  4. Нелюбин, Л. Л. Лингвостилистика современного английского языка : учеб. пособие [для студентов, аспирантов вузов, преподавателей филол., лингвист., переводч. фак. и фак. иностр. яз.] / Л. Л. Нелюбин. - 7-е изд., стер. - Москва : Флинта [и др.], 2015. - 125, [3] с. - ISBN 978-5-89349-722-9. - Текст: непосредственный.

Цифровые ресурсы

  1. Русский филологический портал. - Режим доступа: www.philology.ru

Источники

  1. ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями) / направленность Иностранные языки (приказ Министерства образования и науки от 09.02.2016 №91)

Учебно-методические материалы

  1. Стилистика: Рабочая программа Направления подготовки: 44.05.03 Педагогическое образование / БУ «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. В.В, Карнюшина – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2021. – URL: http://wp.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.