бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра филологического образования и журналистики

Рабочая программа

2013-14 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки Т.М. Захожая проректор по УР
Н.В. Ганущак заведующий кафедрой
согласовано 25 декабря 2013 г.
Д.В. Ларкович декан факультета
согласовано 10 октября 2013 г.

М2.В.ОД.2 Лингвокультурология, 1 семестр

М-3081, 050100.68, Педагогическое образование (профиль Образование в области русского языка и Литературное образование), экзамен

Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов
Е.И. Бреусова ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенции не сформулированы

Цели изучения дисциплины

Формирование лингвокультурологической компетенции

Задачи

  1. Сформировать знания об основных видах лингвокультурем
  2. Научить извлекать культурную информацию из языковых единиц

Числовые характеристики

Трудоемкость 108 ч.
Аудиторная работа 32,0 ч. (29,63%)
Контроль самостоятельной работы 14,0 ч.
Самостоятельная работа студента 76,0 ч. (70,37%)
Процент выполнения нагрузки 100,0%
Индивидуальная работа со студентами 4,0 ч. из 3,5 ч.
Часов в неделю 1,88 ч. (3,0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Теоретические основы лингвокультурологии Сформировать знания об основных видах лингвокультурем Знать классификации лингвокультурем
  • Язык-культура-человек-этнос
  • Лингвокультурологическое поле
Лингвокультурный анализ языковых сущностей Научить извлекать культурную информацию из языковых единиц Уметь выполнять линвокультурный анализ языковых сущностей
  • Методология и методы лингвокультурологии
  • Язык как транслятор культуры

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Лингвокультурология как наука Лекция 2,0 1
2 Лингвокультурология как наука Другое 2,0 1
3 Язык и культура. Проблемы взаимодействия Семинар 2,0 2
4 Язык и культура. Проблемы взаимодействия Другое 2,0 2
5 Языковая картина мира Семинар 2,0 3
6 Языковая картина мира Вариативное задание 2,0 3
7 Семиотическая модель изучения языка и культуры Лекция 2,0 5
8 Семиотическая модель изучения языка и культуры Семинар 2,0 6
9 Семиотическая модель изучения языка и культуры Вариативное задание 2,0 6
10 Лингвокультурологическая компетенция Семинар 2,0 7
11 Рубежный контроль Индивидуальная работа 2,0 7
12 Лингвокультурологическая компетенция Вариативное задание 2,0 7
13 Рубежный контроль Коллоквиум 2,0 8
14 Методология и методы лингвокультурологии Лекция 2,0 8
15 Методология и методы лингвокультурологии Вариативное задание 3,0 8
16 "Русская идея" как лингвокультурологическое понятие Самостоятельное изучение 2,0 8
17 Рубежный контроль Вариативное задание 3,0 8
18 "Русская идея" как лингвокультурологическое понятие Вариативное задание 3,0 8
19 Лингвокультурологическое поле "русская национальная личность" Семинар 2,0 9
20 Национальная личность в сопоставительном описании Самостоятельное изучение 4,0 9
21 Лингвокультурологическое поле "русская национальная личность" Коллоквиум 2,0 10
22 Национальная личность в сопоставительном описании Вариативное задание 2,0 10
23 Лингвокультурный анализ языковых сущностей Семинар 2,0 11
24 Лингвокультурологическое поле "русская национальная личность" Вариативное задание 3,0 11
25 Лингвокультурный анализ языковых сущностей Конференция 2,0 12
26 Лингвокультурный анализ языковых сущностей Другое 2,0 12
27 Стереотипы Самостоятельное изучение 2,0 14
28 Стереотипы Вариативное задание 2,0 14
29 Рубежный контроль Индивидуальная работа 2,0 15
30 Рубежный контроль Контрольная работа (< 1 часа) 2,0 16

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Лингвокультурология как наука Лекция давать определение лингвокультурологии Узнавание
определять место лингвокульутрологии в кругу других дисциплин Узнавание
2 Лингвокультурология как наука Другое давать определение лингвокультурологии Узнавание
определять место лингвокульутрологии в кругу других дисциплин Узнавание
3 Язык и культура. Проблемы взаимодействия Семинар давать определение культуры Узнавание
знать различные подходы к изучению культуры Узнавание
описывать взаимодействие языка и культуры Воспроизведение
характеризовать языковую картину мира Воспроизведение
описывать культуру как форму бытия Воспроизведение
соотностить цивилизацию и культуру Воспроизведение
4 Язык и культура. Проблемы взаимодействия Другое описывать взаимодействие языка и культуры Воспроизведение
характеризовать языковую картину мира Воспроизведение
Различать языковую, культурную, национальную картины мира Воспроизведение
описывать культуру как форму бытия Воспроизведение
соотностить цивилизацию и культуру Воспроизведение
5 Языковая картина мира Семинар описывать взаимодействие языка и культуры Воспроизведение
характеризовать языковую картину мира Воспроизведение
Различать языковую, культурную, национальную картины мира Воспроизведение
6 Языковая картина мира Вариативное задание давать определение культуры Узнавание
знать различные подходы к изучению культуры Узнавание
описывать взаимодействие языка и культуры Воспроизведение
характеризовать языковую картину мира Воспроизведение
Различать языковую, культурную, национальную картины мира Воспроизведение
7 Семиотическая модель изучения языка и культуры Лекция давать определение базовым понятиям лингвокультурологии Узнавание
классифицировать лингвокультуремы Применение
8 Семиотическая модель изучения языка и культуры Семинар давать определение базовым понятиям лингвокультурологии Узнавание
классифицировать лингвокультуремы Применение
9 Семиотическая модель изучения языка и культуры Вариативное задание давать определение базовым понятиям лингвокультурологии Узнавание
классифицировать лингвокультуремы Применение
дать определение ЛП Узнавание
обнаруживать структуру ЛП Воспроизведение
демонстрировать функционирования ЛК Применение
10 Лингвокультурологическая компетенция Семинар давать определение базовым понятиям лингвокультурологии Узнавание
классифицировать лингвокультуремы Применение
дать определение ЛП Узнавание
обнаруживать структуру ЛП Воспроизведение
демонстрировать функционирования ЛК Применение
11 Рубежный контроль Индивидуальная работа давать определение лингвокультурологии Узнавание
определять место лингвокульутрологии в кругу других дисциплин Узнавание
давать определение культуры Узнавание
знать различные подходы к изучению культуры Узнавание
описывать взаимодействие языка и культуры Воспроизведение
характеризовать языковую картину мира Воспроизведение
Различать языковую, культурную, национальную картины мира Воспроизведение
описывать культуру как форму бытия Воспроизведение
соотностить цивилизацию и культуру Воспроизведение
давать определение базовым понятиям лингвокультурологии Узнавание
классифицировать лингвокультуремы Применение
дать определение ЛП Узнавание
обнаруживать структуру ЛП Воспроизведение
демонстрировать функционирования ЛК Применение
12 Лингвокультурологическая компетенция Вариативное задание давать определение базовым понятиям лингвокультурологии Узнавание
классифицировать лингвокультуремы Применение
дать определение ЛП Узнавание
обнаруживать структуру ЛП Воспроизведение
демонстрировать функционирования ЛК Применение
13 Рубежный контроль Коллоквиум давать определение лингвокультурологии Узнавание
определять место лингвокульутрологии в кругу других дисциплин Узнавание
давать определение культуры Узнавание
знать различные подходы к изучению культуры Узнавание
описывать взаимодействие языка и культуры Воспроизведение
характеризовать языковую картину мира Воспроизведение
Различать языковую, культурную, национальную картины мира Воспроизведение
описывать культуру как форму бытия Воспроизведение
соотностить цивилизацию и культуру Воспроизведение
давать определение базовым понятиям лингвокультурологии Узнавание
классифицировать лингвокультуремы Применение
дать определение ЛП Узнавание
обнаруживать структуру ЛП Воспроизведение
демонстрировать функционирования ЛК Применение
14 Методология и методы лингвокультурологии Лекция знать основные культурологические исследования национальной личности Узнавание
обнаруживать феномен личности Воспроизведение
интерпретировать фундаментальные особенности русской национальной личтости Применение
интерпретировать структурные компоненты поля "русская национальная личность" Применение
давать определение методам лингвокультурологии Узнавание
применять методы лингвокультурологии на практике Применение
выявлять особенности языка региона Применение
интепретировать фразеологизмы в позиций лингвокультурологии Применение
анализировать метафоры как способ представления русской культуры Применение
анализировать символы как стереотипизированное явление культуры Применение
демонстрировать стереотипы как явления культурного пространства Применение
15 Методология и методы лингвокультурологии Вариативное задание знать основные культурологические исследования национальной личности Узнавание
обнаруживать феномен личности Воспроизведение
интерпретировать фундаментальные особенности русской национальной личтости Применение
интерпретировать структурные компоненты поля "русская национальная личность" Применение
16 "Русская идея" как лингвокультурологическое понятие Самостоятельное изучение знать основные культурологические исследования национальной личности Узнавание
обнаруживать феномен личности Воспроизведение
интерпретировать фундаментальные особенности русской национальной личтости Применение
интерпретировать структурные компоненты поля "русская национальная личность" Применение
интепретировать фразеологизмы в позиций лингвокультурологии Применение
анализировать символы как стереотипизированное явление культуры Применение
демонстрировать стереотипы как явления культурного пространства Применение
17 Рубежный контроль Вариативное задание давать определение лингвокультурологии Узнавание
определять место лингвокульутрологии в кругу других дисциплин Узнавание
давать определение культуры Узнавание
знать различные подходы к изучению культуры Узнавание
описывать взаимодействие языка и культуры Воспроизведение
характеризовать языковую картину мира Воспроизведение
Различать языковую, культурную, национальную картины мира Воспроизведение
описывать культуру как форму бытия Воспроизведение
соотностить цивилизацию и культуру Воспроизведение
давать определение базовым понятиям лингвокультурологии Узнавание
классифицировать лингвокультуремы Применение
дать определение ЛП Узнавание
обнаруживать структуру ЛП Воспроизведение
демонстрировать функционирования ЛК Применение
18 "Русская идея" как лингвокультурологическое понятие Вариативное задание знать основные культурологические исследования национальной личности Узнавание
обнаруживать феномен личности Воспроизведение
интерпретировать фундаментальные особенности русской национальной личтости Применение
интерпретировать структурные компоненты поля "русская национальная личность" Применение
выявлять особенности языка региона Применение
интепретировать фразеологизмы в позиций лингвокультурологии Применение
анализировать метафоры как способ представления русской культуры Применение
анализировать символы как стереотипизированное явление культуры Применение
демонстрировать стереотипы как явления культурного пространства Применение
19 Лингвокультурологическое поле "русская национальная личность" Семинар знать основные культурологические исследования национальной личности Узнавание
обнаруживать феномен личности Воспроизведение
интерпретировать фундаментальные особенности русской национальной личтости Применение
интерпретировать структурные компоненты поля "русская национальная личность" Применение
применять методы лингвокультурологии на практике Применение
анализировать метафоры как способ представления русской культуры Применение
анализировать символы как стереотипизированное явление культуры Применение
демонстрировать стереотипы как явления культурного пространства Применение
20 Национальная личность в сопоставительном описании Самостоятельное изучение знать основные культурологические исследования национальной личности Узнавание
обнаруживать феномен личности Воспроизведение
интерпретировать структурные компоненты поля "русская национальная личность" Применение
применять методы лингвокультурологии на практике Применение
описывать речевое поведение мужчин и женщин как фундаментальную для человечества оппозицию Воспроизведение
21 Лингвокультурологическое поле "русская национальная личность" Коллоквиум знать основные культурологические исследования национальной личности Узнавание
обнаруживать феномен личности Воспроизведение
интерпретировать фундаментальные особенности русской национальной личтости Применение
интерпретировать структурные компоненты поля "русская национальная личность" Применение
давать определение методам лингвокультурологии Узнавание
применять методы лингвокультурологии на практике Применение
интепретировать фразеологизмы в позиций лингвокультурологии Применение
анализировать метафоры как способ представления русской культуры Применение
анализировать символы как стереотипизированное явление культуры Применение
демонстрировать стереотипы как явления культурного пространства Применение
22 Национальная личность в сопоставительном описании Вариативное задание знать основные культурологические исследования национальной личности Узнавание
обнаруживать феномен личности Воспроизведение
интерпретировать фундаментальные особенности русской национальной личтости Применение
интерпретировать структурные компоненты поля "русская национальная личность" Применение
давать определение методам лингвокультурологии Узнавание
применять методы лингвокультурологии на практике Применение
выявлять особенности языка региона Применение
интепретировать фразеологизмы в позиций лингвокультурологии Применение
анализировать метафоры как способ представления русской культуры Применение
анализировать символы как стереотипизированное явление культуры Применение
демонстрировать стереотипы как явления культурного пространства Применение
анализировать язык человека как носителя национальной ментальности Применение
описывать структуру языковой личности Воспроизведение
описывать речевое поведение мужчин и женщин как фундаментальную для человечества оппозицию Воспроизведение
23 Лингвокультурный анализ языковых сущностей Семинар выявлять особенности языка региона Применение
интепретировать фразеологизмы в позиций лингвокультурологии Применение
анализировать метафоры как способ представления русской культуры Применение
анализировать символы как стереотипизированное явление культуры Применение
демонстрировать стереотипы как явления культурного пространства Применение
анализировать язык человека как носителя национальной ментальности Применение
описывать структуру языковой личности Воспроизведение
описывать речевое поведение мужчин и женщин как фундаментальную для человечества оппозицию Воспроизведение
24 Лингвокультурологическое поле "русская национальная личность" Вариативное задание интерпретировать фундаментальные особенности русской национальной личтости Применение
интерпретировать структурные компоненты поля "русская национальная личность" Применение
применять методы лингвокультурологии на практике Применение
интепретировать фразеологизмы в позиций лингвокультурологии Применение
анализировать метафоры как способ представления русской культуры Применение
анализировать символы как стереотипизированное явление культуры Применение
демонстрировать стереотипы как явления культурного пространства Применение
25 Лингвокультурный анализ языковых сущностей Конференция выявлять особенности языка региона Применение
интепретировать фразеологизмы в позиций лингвокультурологии Применение
анализировать метафоры как способ представления русской культуры Применение
анализировать символы как стереотипизированное явление культуры Применение
демонстрировать стереотипы как явления культурного пространства Применение
анализировать язык человека как носителя национальной ментальности Применение
описывать структуру языковой личности Воспроизведение
описывать речевое поведение мужчин и женщин как фундаментальную для человечества оппозицию Воспроизведение
26 Лингвокультурный анализ языковых сущностей Другое выявлять особенности языка региона Применение
интепретировать фразеологизмы в позиций лингвокультурологии Применение
анализировать метафоры как способ представления русской культуры Применение
анализировать символы как стереотипизированное явление культуры Применение
демонстрировать стереотипы как явления культурного пространства Применение
анализировать язык человека как носителя национальной ментальности Применение
описывать структуру языковой личности Воспроизведение
описывать речевое поведение мужчин и женщин как фундаментальную для человечества оппозицию Воспроизведение
27 Стереотипы Самостоятельное изучение интепретировать фразеологизмы в позиций лингвокультурологии Применение
анализировать метафоры как способ представления русской культуры Применение
анализировать символы как стереотипизированное явление культуры Применение
демонстрировать стереотипы как явления культурного пространства Применение
анализировать язык человека как носителя национальной ментальности Применение
описывать структуру языковой личности Воспроизведение
описывать речевое поведение мужчин и женщин как фундаментальную для человечества оппозицию Воспроизведение
28 Стереотипы Вариативное задание демонстрировать стереотипы как явления культурного пространства Применение
анализировать язык человека как носителя национальной ментальности Применение
описывать структуру языковой личности Воспроизведение
описывать речевое поведение мужчин и женщин как фундаментальную для человечества оппозицию Воспроизведение
29 Рубежный контроль Индивидуальная работа знать основные культурологические исследования национальной личности Узнавание
обнаруживать феномен личности Воспроизведение
интерпретировать фундаментальные особенности русской национальной личтости Применение
интерпретировать структурные компоненты поля "русская национальная личность" Применение
давать определение методам лингвокультурологии Узнавание
применять методы лингвокультурологии на практике Применение
выявлять особенности языка региона Применение
интепретировать фразеологизмы в позиций лингвокультурологии Применение
анализировать метафоры как способ представления русской культуры Применение
анализировать символы как стереотипизированное явление культуры Применение
демонстрировать стереотипы как явления культурного пространства Применение
анализировать язык человека как носителя национальной ментальности Применение
описывать структуру языковой личности Воспроизведение
описывать речевое поведение мужчин и женщин как фундаментальную для человечества оппозицию Воспроизведение
30 Рубежный контроль Контрольная работа (< 1 часа) знать основные культурологические исследования национальной личности Узнавание
обнаруживать феномен личности Воспроизведение
интерпретировать фундаментальные особенности русской национальной личтости Применение
интерпретировать структурные компоненты поля "русская национальная личность" Применение
давать определение методам лингвокультурологии Узнавание
применять методы лингвокультурологии на практике Применение
выявлять особенности языка региона Применение
интепретировать фразеологизмы в позиций лингвокультурологии Применение
анализировать метафоры как способ представления русской культуры Применение
анализировать символы как стереотипизированное явление культуры Применение
демонстрировать стереотипы как явления культурного пространства Применение
анализировать язык человека как носителя национальной ментальности Применение

Литература

Основная

  1. Воробьев В.В. Лингвокультурология. – М., 2008. – 336 с.
  2. Маслова В.А. Лингвокультурология. ¬– М., 2001. – 208 с.

Дополнительная

  1. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. – М., 1999. – С. 896.
  2. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура. – М., 1990. – 246 с.
  3. Мечковская Н.Б. Семиотика: Язык. Природа. Культура. Курс лекций. – М., 2007. – 432 с.
  4. Русский язык конца ХХ столетия (1985 – 1995). – М., 1996. – 480 с.
  5. Сипко Й. Языковые концепты менталитета и патриотизма в русско-словацких сопоставлениях //В поисках эквивалентности II. Сб. научн. докладов, прочитанных на международной научной конференции русистов. – Прешов. – 2004. – С. 439–445.
  6. Стереотипы в языке, коммуникации и культуре: Сборник статей. ¬– М., 2009. – 598 с.
  7. Успенский Б.А. Избранные труды. Т. 2. Язык и культура. – М., 1994. – 688 с.
  8. Хроленко А.Т. Основы лингвокультурологии. – М., 2009. – 184 с.
  9. Язык. Культура. Общение: Сборник научных трудов в честь юбилея профессора С.Г. Тем-Минасовой. – М., 2008. – 540 с.
  10. Яковлева Е.С. Фрагменты русской языковой картины мира (модели пространства, времени и восприятия). – М., 1994. – 344 с.

Цифровые ресурсы

  1. Алефиренко Н.Ф. Лингвокультурология: Ценностно-смысловое пространство языка. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://lingvocult.ru/
  2. Маслова В.А. Лингвокультурология. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://free-kniga.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=1005&Itemid=131
  3. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://polbu.ru/terminasova_language/ch08_all.html.

Источники

Учебно-методические материалы