бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра медико-биологических дисциплин и безопасности жизнедеятельности

Рабочая программа

2021-22 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Н.С. Боталова директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Sept. 21, 2021 утверждено Oct. 21, 2021
А.А. Говорухина заведующий кафедрой
согласовано Sept. 30, 2021
Р.А. Белошапка декан факультета
согласовано Sept. 30, 2021

Б1.О.01.08 Современная научная картина мира, 3 семестр

Б-0201, 51.03.03, Социально-культурная деятельность, зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
Л.Ю. Апокина ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
УК-1- Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач. Знание критериев научной картины мира знаниевый
Знание особенностей применения методов и принципов системного подхода в различных сферах деятельности знаниевый
Знание содержания и структуры исследовательской деятельности, формирующей научную картину мира знаниевый
Владение алгоритмом оценки научности картины мира ориентировочный
Знание вариантов системного подхода вразличных облостях знания ориентировочный
Умение выделять в объекте характерные свойства систем и учитывать их при изучении объекта операциональный
Умение применять системный подход при анализе научных картин мира операциональный
Иметь опыт применения принципов и методов системного подхода для решения разного рода задач опыт

Цели изучения дисциплины

Формироваие естественнонаучных и социогуманитарных знаний для формирования научного мировоззрения

Задачи

  1. Научиться использовать представления о научной картине мира и ее месте в современном естествознании для формирования научного мировоззрения
  2. Научиться описывать концепции естественнонаучного познания

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 38.0 ч.
Лекция 18.0 ч.
Семинар 8.0 ч.
Практическая работа 8.0 ч.
КСР 4.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 36.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 7.5 ч. из 7.0 ч.
Часов в неделю 2.24 ч. (2.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1. Научная картина мира и ее место в современном естествознании Научиться использовать представления о научной картине мира и ее месте в современном естествознании для формирования научного мировоззрения Уметь использовать представления о научной картине мира и ее месте в современном естествознании для формирования научного мировоззрения
  • Понятие науки и научной картины мира
  • Методологические основы научного познания
  • История естествознания и тенденции развития
Модуль 2. Становление и развитие научного мировоззрения Научиться описывать концепции естественнонаучного познания Уметь описывать концепции естественнонаучного познания
  • Пространство и время
  • Структурные уровни и системная организация материи
  • Космология и общая космогония
  • Происхождение и эволюция жизни на Земле
  • Материя, движение, взаимодействие
  • Происхождение и эволюция человека
  • Экосистемы и биосфера

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Понятие науки и научной картины мира Лекция 2.0 1
2 Понятие науки и научной картины мира Вариативное задание 4.0 1
3 Промежуточная аттестация Лекция 2.0 1
4 Промежуточная аттестация Индивидуальная работа 1.0 1
5 Методологические основы научного познания Семинар (Коэффициент - 50/50) 2.0 2
6 Рубежный контроль 1 Реферат 2.0 3
7 Методологические основы научного познания Лекция 2.0 3
8 Рубежный контроль 1 Индивидуальная работа 2.0 3
9 История естествознания и тенденции развития Семинар (Коэффициент - 50/50) 2.0 4
10 История естествознания и тенденции развития Лекция 2.0 4
11 Структурные уровни и системная организация материи Вариативное задание 4.0 4
12 Происхождение и эволюция жизни на Земле Индивидуальная работа 2.0 5
13 Космология и общая космогония Самостоятельное изучение 4.0 5
14 Происхождение и эволюция жизни на Земле Самостоятельное изучение 3.0 5
15 Развитие представлений о материи, движении и взаимодействии Лекция 2.0 6
16 Экосистемы и биосфера Индивидуальная работа 1.5 6
17 Развитие представлений о материи, движении и взаимодействии Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 7
18 Структурные уровни и системная организация материи Лекция 2.0 8
19 Космология и общая космогония Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 9
20 Происхождение и эволюция жизни на Земле Семинар (Коэффициент - 50/50) 2.0 10
21 Экосистемы и биосфера Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 11
22 Экосистемы и биосфера Лекция 2.0 12
23 Происхождение и эволюция человека Лекция 2.0 13
24 Происхождение и эволюция человека Семинар (Коэффициент - 50/50) 2.0 14
25 Развитие представлений о пространстве и времени Лекция 2.0 15
26 Развитие представлений о пространстве и времени Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 16
27 Рубежный контроль 2 Другое (Коэффициент - 50/50) 2.0 17
28 Рубежный контроль 2 Индивидуальная работа 1.0 17
29 Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация (зачет) 2.0 17

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Понятие науки и научной картины мира Лекция Дать определение понятиям «концепция», «СНКМ», «научная картина мира» Узнавание
2 Понятие науки и научной картины мира Вариативное задание Описать специфику науки, естественнонаучной и гуманитарной культур Воспроизведение
3 Промежуточная аттестация Лекция Дать определение понятиям «концепция», «СНКМ», «научная картина мира» Узнавание
Описать специфику науки, естественнонаучной и гуманитарной культур Воспроизведение
Обсудить понятие «научный метод» Воспроизведение
Сравнить эмпирические и теоретические методы Воспроизведение
Охарактеризовать содержание и сущность научных исследовательских программ и картин мира Узнавание
4 Промежуточная аттестация Индивидуальная работа Дать определение понятиям «концепция», «СНКМ», «научная картина мира» Узнавание
Описать специфику науки, естественнонаучной и гуманитарной культур Воспроизведение
Обсудить понятие «научный метод» Воспроизведение
Сравнить эмпирические и теоретические методы Воспроизведение
Охарактеризовать содержание и сущность научных исследовательских программ и картин мира Узнавание
Дать определение НКР Узнавание
Сравнить основные элементы исторической и современной НКР Воспроизведение
Сопоставлять конкретный закон сохранения с соответствующей симметрией пространства-времени Воспроизведение
Пересказать историю развития представлений о пространстве и времени Узнавание
5 Методологические основы научного познания Семинар (Коэффициент - 50/50) Обсудить понятие «научный метод» Воспроизведение
Сравнить эмпирические и теоретические методы Воспроизведение
6 Рубежный контроль 1 Реферат Описать специфику науки, естественнонаучной и гуманитарной культур Воспроизведение
Обсудить понятие «научный метод» Воспроизведение
Сравнить основные элементы исторической и современной НКР Воспроизведение
7 Методологические основы научного познания Лекция Охарактеризовать содержание и сущность научных исследовательских программ и картин мира Узнавание
8 Рубежный контроль 1 Индивидуальная работа Описать специфику науки, естественнонаучной и гуманитарной культур Воспроизведение
Сравнить эмпирические и теоретические методы Воспроизведение
9 История естествознания и тенденции развития Семинар (Коэффициент - 50/50) Сравнить основные элементы исторической и современной НКР Воспроизведение
10 История естествознания и тенденции развития Лекция Дать определение НКР Узнавание
11 Структурные уровни и системная организация материи Вариативное задание Проанализировать иерархическую организацию уровней живого Применение
12 Происхождение и эволюция жизни на Земле Индивидуальная работа Дать определения основным понятиям генетики (изменчивость, наследственность, мутации) Узнавание
13 Космология и общая космогония Самостоятельное изучение Назвать предмет исследования и методы космогонии Узнавание
Пересказать состав и основные особенности устройства Солнечной системы Узнавание
Изобразить схематически внутреннее строение и историю геологического развития Земли Применение
14 Происхождение и эволюция жизни на Земле Самостоятельное изучение Описать исторические концепции происхождения жизни Воспроизведение
15 Развитие представлений о материи, движении и взаимодействии Лекция Описать в общих чертах формы материи Узнавание
Повторить представления о движении в исторической ретроспективе Узнавание
16 Экосистемы и биосфера Индивидуальная работа Составить примеры пищевых цепей Применение
Соотнести конкретные примеры с типами веществ биосферы Применение
Охарактеризовать современные концепции биосферы Узнавание
17 Развитие представлений о материи, движении и взаимодействии Практическая работа (К-т. 50/50) Выбрать среди предложенных объекты, стабильность которых обеспечивается конкретным видом взаимодействия Применение
18 Структурные уровни и системная организация материи Лекция Назвать системные уровни организации материи Узнавание
Дать определения основным понятиям химических систем Узнавание
19 Космология и общая космогония Практическая работа (К-т. 50/50) Изобразить схематически внутреннее строение и историю геологического развития Земли Применение
20 Происхождение и эволюция жизни на Земле Семинар (Коэффициент - 50/50) Обсудить теории эволюции живых систем Воспроизведение
21 Экосистемы и биосфера Практическая работа (К-т. 50/50) Составить примеры пищевых цепей Применение
22 Экосистемы и биосфера Лекция Охарактеризовать современные концепции биосферы Узнавание
23 Происхождение и эволюция человека Лекция Перечислить и охарактеризовать основные этапы эволюции рода Homо и его предшественников Узнавание
24 Происхождение и эволюция человека Семинар (Коэффициент - 50/50) Описать соотношение биологической и социальной эволюции на разных этапах антропогенеза Воспроизведение
25 Развитие представлений о пространстве и времени Лекция Пересказать историю развития представлений о пространстве и времени Узнавание
26 Развитие представлений о пространстве и времени Практическая работа (К-т. 50/50) Привести примеры, для которых предсказания СТО и классической механики совпадают и не совпадают Применение
27 Рубежный контроль 2 Другое (Коэффициент - 50/50) Описать основные вехи развития натурфилософских и научных космологических представлений Воспроизведение
Назвать предмет исследования и методы космогонии Узнавание
Описать исторические концепции происхождения жизни Воспроизведение
Перечислить и охарактеризовать основные этапы эволюции рода Homо и его предшественников Узнавание
28 Рубежный контроль 2 Индивидуальная работа Сопоставлять конкретный закон сохранения с соответствующей симметрией пространства-времени Воспроизведение
Пересказать историю развития представлений о пространстве и времени Узнавание
Привести примеры, для которых предсказания СТО и классической механики совпадают и не совпадают Применение
29 Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация (зачет) Сравнить эмпирические и теоретические методы Воспроизведение
Охарактеризовать содержание и сущность научных исследовательских программ и картин мира Узнавание
Сравнить основные элементы исторической и современной НКР Воспроизведение
Выявить соответствие ОТО и классической механики Воспроизведение
Составить иерархию структур микромира и классификацию элементарных частиц Творчество
Дать определения основным понятиям химических систем Узнавание
Изобразить схематически внутреннее строение и историю геологического развития Земли Применение
Дать определения основным понятиям генетики (изменчивость, наследственность, мутации) Узнавание

Литература

Основная

  1. Кащеев, С. И. Концепции современного естествознания : учебное пособие / С. И. Кащеев. – 2-е изд. – Саратов : Ай Пи Эр Медиа, 2019. – 107 c. – ISBN 978-5-4486-0418-8. – URL: http://www.iprbookshop.ru/79800.html (дата обращения: 03.09.2021). – Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный.
  2. Концепции современного естествознания : учебник / под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва : Юнити, 2015. – 319 с. – ISBN 978-5-238-01225-4.– URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115169 (дата обращения: 03.09.2021). – Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный.
  3. Тулинов, В.Ф. Концепции современного естествознания : учебник / В.Ф. Тулинов, К.В. Тулинов. – 3-е изд. – Москва : Дашков и К°, 2018. – 483 с. – ISBN 978-5-394-01999-9. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=573158 (дата обращения: 03.09.2021). – Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный.
  4. Филин, С. П. Концепция современного естествознания : учебное пособие / С. П. Филин. – 2-е изд. – Саратов : Научная книга, 2019. – 159 c. – ISBN 978-5-9758-1739-6. – URL: http://www.iprbookshop.ru/81015.html (дата обращения: 03.09.2021). – Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный.

Дополнительная

  1. Карпенков, С.Х. Концепции современного естествознания : практикум / С.Х. Карпенков. – 6-е изд., испр. и доп. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2016. – 487 с. – ISBN 978-5-4475-6089-8. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=435808 (дата обращения: 03.09.2021). – Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный.
  2. Рыбалов, Л.Б. Концепции современного естествознания : учебное пособие / Л.Б. Рыбалов, А.П. Садохин. – Москва : Юнити, 2015. – 415 с. – ISBN 978-5-238-01688-7. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115179 (дата обращения: 03.09.2021). – Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный.
  3. Садохин, А. П. Концепции современного естествознания : учебник для студентов вузов / А. П. Садохин. – 2-е изд. – Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. – 446 c. – ISBN 978-5-238-01314-5. – URL: http://www.iprbookshop.ru/83035.html (дата обращения: 03.09.2021). – Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный.

Цифровые ресурсы

  1. Иванов В.А. Концепции современного естествознания: курс лекций. – Ижевск: ИЭиУ ФГБОУ ВО «УдГУ», 2018. – 167с. – URL: http://elibrary.udsu.ru/xmlui/bitstream/handle/123456789/17086/91%D0%BB%D0%B1_1000932812_15.02.2018.pdf?sequence=1 (дата обращения: 04.09.2021). – Режим доступа: свободный. – Текст: электронный.
  2. Филин, С. П. Концепции современного естествознания. – URL: https://ur-consul.ru/Bibli/Kontsyeptsii-sovryemyennogo-yestyestvoznaniya.html (дата обращения: 04.09.2021). – Режим доступа: свободный. – Текст: электронный.

Источники

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.11.2013) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2014) [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_148547

Учебно-методические материалы

  1. Современная научная картина мира : Рабочая программа: АРМ преподавателя [Электронный ресурс]Б1.О.01.06 Современная научная картина мира, 2 семестр 2 полусеместр Б-0063, 44.03.05, Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (направленность Дошкольное образование и Начальное образование), зачёт БУ «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. Л.Ю. Апокина – Электрон. дан. – Сургут: БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2021. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.
  2. Современная научная картина мира : Рабочая программа: Учебно-методическое обеспечение дисциплины // Образовательный портал [Электронный ресурс]:Б1.О.01.06 Современная научная картина мира, 2 семестр 2 полусеместр Б-0063, 44.03.05, Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (направленность Дошкольное образование и Начальное образование) / БУ «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост.Л.Ю. Апокина. – Электрон. дан. - Сургут: БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2021. – Режим доступа: http://els.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.