бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра медико-биологических дисциплин и безопасности жизнедеятельности

Рабочая программа

2021-22 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Н.С. Боталова директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Sept. 29, 2021
А.А. Говорухина заведующий кафедрой
согласовано Oct. 4, 2021
А.В. Фурсов декан факультета

Б1.В.01.01 Неорганическая химия, 1 семестр

Б-1261, 44.03.05, Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)(направленность Биология и География), зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
Л.Ю. Апокина ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
ПК-4-Способен формировать целостное представление у обучающихся о единстве, многообразии и взаимодействиях органического и нерорганического мира, закономерностях и путях эволюции живых организмов знать общие закономерности протекания химических реакций в растворах и твердой фазе знаниевый
знать основы химической термодинамики и кинетики. знаниевый
Технику безопасности выполнения и проведения лабораторных работ знаниевый
использовать Периодическую систему элементов для характеристики веществ и прогнозирования химических свойств простых и сложных веществ операциональный
применять теоретические знания о строении, изменении состава и реакционной способности реагирующих веществ для предсказания особенностей протекания реакций, состава, строения и свойств продуктов; операциональный
владения основными законами общей химии, готовность интерпретировать закономерности в изменении свойств элементов в связи с их электронным строением (положением в периодической системе) опыт
иметь опыт анализа результатов эксперимента и обоснованных прогностических выводов. опыт
прогнозировать свойства веществ на примере однотипных соединений опыт

Цели изучения дисциплины

Формирование у студентов понятий о теоретических основах неорганической химии, ее особенностях, связи с другими науками и ее практической значимости

Задачи

  1. изучить строение атома , переодическую таблицу элементов , номенклатуру,на основе теоретических представлений, законов и понятий неорганической химии;
  2. сформировать понятия о химическом процессе на основе фундаментальных законов и закономерностей химической термодинамики и кинетики; концепции квантово-механической теории строения атома и химической связи, способствовать развитию химического мышления, необходимого для изучения естественнонаучных дисциплин

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 36.0 ч.
Лекция 16.0 ч.
Семинар 0 ч.
Практическая работа 16.0 ч.
КСР 4.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 36.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 10.0 ч. из 10.0 ч.
Часов в неделю 2.12 ч. (2.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1. Классификация, строение и номенклатура химических соеденений, переодический закон формирование знаний по общетеоретическим вопросам неорганической химии, по свойствам элементов и их соединений владение основными законами неорганической химии, готовность интерпретировать закономерности в изменении свойств элементов в связи с их электронным строением (положением в периодической системе)
  • Понятие о материи. Вещество и поле как конкретные виды материи. Предмет и задачи неорганическойхимии. Основные понятия и законы химии
  • Классификация и номенклатура неорганических соединений
  • Строение атома. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева
Модуль 2. Химические соединения и процессы. изучить скорость реакции, свиды и свойства химической связи,комплексных соединений,окислительно-востановительные реакции. делать обоснованные прогностические выводы о свойствах и характеристиках комплексных и простых соединений, видах и характеристиках химических реакций.
  • Химическая связь. Понятие о комплексных соединениях.
  • Энергетика и направленность химических процессов. Скорость химических реакций. Химическое равновесие
  • Растворы. Теория электролитической диссоциации. Основные положения ТЭД.
  • Ионное произведение воды. Гидролиз солей.
  • Окислительно- восстановительные реакции.

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Понятие о материи. Вещество и поле как конкретные виды материи. Предмет и задачи неорганическойхимии. Основные понятия и законы химии Лекция 2.0 1
2 Понятие о материи. Вещество и поле как конкретные виды материи. Предмет и задачи неорганическойхимии. Основные понятия и законы химии Вариативное задание 4.0 1
3 Понятие о материи. Вещество и поле как конкретные виды материи. Предмет и задачи неорганическойхимии. Основные понятия и законы химии Самостоятельное изучение 2.0 1
4 Понятие о материи. Вещество и поле как конкретные виды материи. Предмет и задачи неорганическойхимии. Основные понятия и законы химии Практическая работа 2.0 2
5 Классификация и номенклатура неорганических соединений Лекция 2.0 3
6 Классификация и номенклатура неорганических соединений Индивидуальная работа 2.0 3
7 Строение атома. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева Практическая работа (АК) 2.0 4
8 Классификация и номенклатура неорганических соединений Практическая работа (ПК) 2.0 4
9 Строение атома. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева Лекция 2.0 5
10 Растворы. Теория электролитической диссоциации. Основные положения ТЭД. Индивидуальная работа 2.0 5
11 Растворы. Теория электролитической диссоциации. Основные положения ТЭД. Самостоятельное изучение 3.0 5
12 Строение атома. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева Самостоятельное изучение 1.0 5
13 рубежный контроль №1 Контрольная работа 2.0 6
14 рубежный контроль №1 Индивидуальная работа 2.0 6
15 Ионное произведение воды. Гидролиз солей. Индивидуальная работа 2.0 6
16 Химическая связь. Понятие о комплексных соединениях. Лекция 2.0 7
17 Химическая связь. Понятие о комплексных соединениях. Практическая работа (АК) 2.0 8
18 Энергетика и направленность химических процессов. Скорость химических реакций. Химическое равновесие Самостоятельное изучение 4.0 9
19 Энергетика и направленность химических процессов. Скорость химических реакций. Химическое равновесие Лекция 2.0 9
20 Энергетика и направленность химических процессов. Скорость химических реакций. Химическое равновесие Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 10
21 Растворы. Теория электролитической диссоциации. Основные положения ТЭД. Лекция 2.0 10
22 Ионное произведение воды. Гидролиз солей. Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 11
23 Растворы. Теория электролитической диссоциации. Основные положения ТЭД. Практическая работа 2.0 11
24 Ионное произведение воды. Гидролиз солей. Лекция 2.0 12
25 Окислительно- восстановительные реакции. Лекция 2.0 13
26 Окислительно- восстановительные реакции. Практическая работа (АК) 2.0 14
27 Рубежный контроль 2 Коллоквиум 2.0 15
28 Рубежный контроль 2 Индивидуальная работа 2.0 16

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Понятие о материи. Вещество и поле как конкретные виды материи. Предмет и задачи неорганическойхимии. Основные понятия и законы химии Лекция знают содержание понятий, определения и законы неорганичес кой химии Узнавание
2 Понятие о материи. Вещество и поле как конкретные виды материи. Предмет и задачи неорганическойхимии. Основные понятия и законы химии Вариативное задание Определяют атомно-молекулярное учение. Основные законы химии. Эквивалент. Закон эквивалентов Воспроизведение
3 Понятие о материи. Вещество и поле как конкретные виды материи. Предмет и задачи неорганическойхимии. Основные понятия и законы химии Самостоятельное изучение знают содержание понятий, определения и законы неорганичес кой химии Узнавание
Определяют атомно-молекулярное учение. Основные законы химии. Эквивалент. Закон эквивалентов Воспроизведение
4 Понятие о материи. Вещество и поле как конкретные виды материи. Предмет и задачи неорганическойхимии. Основные понятия и законы химии Практическая работа знают содержание понятий, определения и законы неорганичес кой химии Узнавание
Определяют атомно-молекулярное учение. Основные законы химии. Эквивалент. Закон эквивалентов Воспроизведение
5 Классификация и номенклатура неорганических соединений Лекция умеют составлять химические реакции для получения оксидов, гидроксидов и солей. Применение
6 Классификация и номенклатура неорганических соединений Индивидуальная работа знают классификацию, химические свойства, номенклатуру неорганических соеденений Воспроизведение
умеют составлять химические реакции для получения оксидов, гидроксидов и солей. Применение
7 Строение атома. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева Практическая работа (АК) характеризуют теорию строения и свойства атомов Воспроизведение
анализирует закономерности изменения свойств атомов и химических соединений элементов. Воспроизведение
Использует закономерности изменения свойств атомов и химических соединений элементов для построения химических формул Творчество
применяет полученые знания для характеристики химических соединений Применение
8 Классификация и номенклатура неорганических соединений Практическая работа (ПК) знают классификацию, химические свойства, номенклатуру неорганических соеденений Воспроизведение
9 Строение атома. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева Лекция характеризуют теорию строения и свойства атомов Воспроизведение
10 Растворы. Теория электролитической диссоциации. Основные положения ТЭД. Индивидуальная работа Умеет определять водородный показатель Применение
11 Растворы. Теория электролитической диссоциации. Основные положения ТЭД. Самостоятельное изучение охарактеризовать точные характеристики электролитов. Воспроизведение
12 Строение атома. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева Самостоятельное изучение характеризуют теорию строения и свойства атомов Воспроизведение
анализирует закономерности изменения свойств атомов и химических соединений элементов. Воспроизведение
Использует закономерности изменения свойств атомов и химических соединений элементов для построения химических формул Творчество
13 рубежный контроль №1 Контрольная работа характеризует основные понятия и типы окислительно-востановительных реакций Узнавание
составлять уравнения ОВР. Применение
14 рубежный контроль №1 Индивидуальная работа определять электрохимический ряд напряжений металлов Воспроизведение
15 Ионное произведение воды. Гидролиз солей. Индивидуальная работа охарактеризовать точные характеристики электролитов. Воспроизведение
умеет определять степень и константу гидролиза Применение
Умеет определять водородный показатель Применение
16 Химическая связь. Понятие о комплексных соединениях. Лекция определять типы химических реакций Применение
определение основных понятий химических систем Узнавание
17 Химическая связь. Понятие о комплексных соединениях. Практическая работа (АК) применять законы протеканмия химических реакций для составления химических реакций Применение
18 Энергетика и направленность химических процессов. Скорость химических реакций. Химическое равновесие Самостоятельное изучение анализирует классификацию электролитов Воспроизведение
Способны охарактеризовать свойства классов соединений в свете ТЭД Применение
применяет качественные характеристики соединений в свете ТЭД Применение
19 Энергетика и направленность химических процессов. Скорость химических реакций. Химическое равновесие Лекция охарактеризует основные виды растворов Воспроизведение
анализирует классификацию электролитов Воспроизведение
Способны охарактеризовать свойства классов соединений в свете ТЭД Применение
20 Энергетика и направленность химических процессов. Скорость химических реакций. Химическое равновесие Практическая работа (К-т. 50/50) охарактеризует основные виды растворов Воспроизведение
анализирует классификацию электролитов Воспроизведение
Способны охарактеризовать свойства классов соединений в свете ТЭД Применение
применяет качественные характеристики соединений в свете ТЭД Применение
21 Растворы. Теория электролитической диссоциации. Основные положения ТЭД. Лекция охарактеризовать точные характеристики электролитов. Воспроизведение
умеет определять степень и константу гидролиза Применение
22 Ионное произведение воды. Гидролиз солей. Практическая работа (К-т. 50/50) охарактеризовать точные характеристики электролитов. Воспроизведение
умеет определять степень и константу гидролиза Применение
Умеет определять водородный показатель Применение
23 Растворы. Теория электролитической диссоциации. Основные положения ТЭД. Практическая работа охарактеризовать точные характеристики электролитов. Воспроизведение
умеет определять степень и константу гидролиза Применение
Умеет определять водородный показатель Применение
24 Ионное произведение воды. Гидролиз солей. Лекция охарактеризовать точные характеристики электролитов. Воспроизведение
25 Окислительно- восстановительные реакции. Лекция охарактеризует основные виды растворов Воспроизведение
анализирует классификацию электролитов Воспроизведение
Способны охарактеризовать свойства классов соединений в свете ТЭД Применение
26 Окислительно- восстановительные реакции. Практическая работа (АК) охарактеризует основные виды растворов Воспроизведение
анализирует классификацию электролитов Воспроизведение
Способны охарактеризовать свойства классов соединений в свете ТЭД Применение
применяет качественные характеристики соединений в свете ТЭД Применение
27 Рубежный контроль 2 Коллоквиум знают содержание понятий, определения и законы неорганичес кой химии Узнавание
Определяют атомно-молекулярное учение. Основные законы химии. Эквивалент. Закон эквивалентов Воспроизведение
знают классификацию, химические свойства, номенклатуру неорганических соеденений Воспроизведение
умеют составлять химические реакции для получения оксидов, гидроксидов и солей. Применение
характеризуют теорию строения и свойства атомов Воспроизведение
анализирует закономерности изменения свойств атомов и химических соединений элементов. Воспроизведение
Использует закономерности изменения свойств атомов и химических соединений элементов для построения химических формул Творчество
применяет полученые знания для характеристики химических соединений Применение
28 Рубежный контроль 2 Индивидуальная работа знают содержание понятий, определения и законы неорганичес кой химии Узнавание
Определяют атомно-молекулярное учение. Основные законы химии. Эквивалент. Закон эквивалентов Воспроизведение
знают классификацию, химические свойства, номенклатуру неорганических соеденений Воспроизведение
умеют составлять химические реакции для получения оксидов, гидроксидов и солей. Применение
характеризуют теорию строения и свойства атомов Воспроизведение
анализирует закономерности изменения свойств атомов и химических соединений элементов. Воспроизведение

Литература

Основная

  1. Ларичкина, Н. И. Неорганическая химия. Лабораторный практикум : учебное пособие / Н. И. Ларичкина, А. В. Кадимова, Д. В. Шутилова. — Новосибирск : Новосибирский государственный технический университет, 2017. — 56 c. — ISBN 978-5-7782-3401-7. —URL: https://www.iprbookshop.ru/91253.html (дата обращения: 28.08.2021). — Режим доступа: по подписке. — Текст : электронный
  2. Росин, И. В. Общая и неорганическая химия в 3 т. Т. 1. Общая химия : учебник для вузов / И. В. Росин, Л. Д. Томина. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 426 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-9916-3816-6. —URL: https://urait.ru/bcode/450390 (дата обращения: 28.08.2021). — Режим доступа: по подписке. — Текст : электронный
  3. Росин, И. В. Общая и неорганическая химия в 3 т. Т. 2. Химия s-, d- и f- элементов : учебник для вузов / И. В. Росин, Л. Д. Томина. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 492 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-02292-6. — URL: https://urait.ru/bcode/450388 (дата обращения: 28.85.2021). — Режим доступа: по подписке. — Текст : электронный
  4. Росин, И. В. Общая и неорганическая химия в 3 т. Т. 3. Химия p-элементов : учебник для вузов / И. В. Росин, Л. Д. Томина. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 436 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-02294-0. —URL: https://urait.ru/bcode/450389 (дата обращения: 28.08.2021). — Режим доступа: по подписке. — Текст : электронный
  5. Суворов, А. В. Общая и неорганическая химия. Вопросы и задачи : учебное пособие для вузов / А. В. Суворов, А. Б. Никольский. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 308 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07902-9. —URL: https://urait.ru/bcode/474068 (дата обращения: 28.08.2021). — Режим доступа: по подписке. — Текст : электронный

Дополнительная

  1. Дроздов, А. А. Неорганическая химия : учебное пособие / А. А. Дроздов. — 2-е изд. — Саратов : Научная книга, 2019. — 158 c. — ISBN 978-5-9758-1753-2. — URL: https://www.iprbookshop.ru/81031.html (дата обращения: 28.08.2021). — Режим доступа: по подписке. — Текст : электронный
  2. Ларичкина, Н. И. Неорганическая химия : практикум / Н. И. Ларичкина, А. В. Кадимова, Д. В. Шутилова ; Новосибирский государственный технический университет. – Новосибирск : Новосибирский государственный технический университет, 2017. – 56 с. : ил., табл. – ISBN 978-5-7782-3401-7. –URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=574811 (дата обращения: 28.08.2021). — Режим доступа: по подписке. — Текст : электронный
  3. Никитина, Н. Г. Общая и неорганическая химия в 2 ч. Часть 2. Химия элементов : учебник и практикум для вузов / Н. Г. Никитина, В. И. Гребенькова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 322 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-04787-5. — URL: https://urait.ru/bcode/472752 (дата обращения: 28.08.2021). — Режим доступа: по подписке. — Текст : электронный
  4. Общая и неорганическая химия. Лабораторный практикум : учебное пособие для вузов / И. Б. Аликина [и др.]. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 477 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-1868-7. —URL: https://urait.ru/bcode/425256 (дата обращения: 28.08.2021). — Режим доступа: по подписке. — Текст : электронный
  5. Тупикин, Е. И. Химия. В 2 ч. Часть 1. Общая и неорганическая химия : учебник для вузов / Е. И. Тупикин. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 385 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-02226-1. —URL: https://urait.ru/bcode/471551 (дата обращения: 28.08.2021). — Режим доступа: по подписке. — Текст : электронный

Цифровые ресурсы

Источники

  1. Инструкция методическая о порядке разработки и требованиях к структуре, содержанию и оформлению рабочей программы учебной дисциплины (модуля)- СМК ИМ 04.

Учебно-методические материалы

  1. Б1.В.01.01 Неорганическая химия, 1 семестр Б-1261, 44.03.05, Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)(направленность Биология и География), зачётРабочая программа: АРМ преподавателя [Электронный ресурс]: Направление подготовки 46.03.02, Психолого-педагогическое образование, зачёт/ БУ ВО «Сургут. гос. пед. ун-т»; сост. Апокина Л.Ю. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2020. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru/. – Загл. с экрана.
  2. Б1.В.01.01 Неорганическая химия, 1 семестр Б-1261, 44.03.05, Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)(направленность Биология и География), зачёт: Учебно-методическое обеспечение дисциплины // Образовательный портал [Электронный ресурс]: Б1.В.01.01 Неорганическая химия: АРМ