бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра педагогического и специального образования

Рабочая программа

2021-22 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Н.С. Боталова директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Sept. 15, 2021 утверждено Oct. 25, 2021
А.А. Ниязова заведующий кафедрой
согласовано Sept. 16, 2021
В.В. Толмачева декан факультета
согласовано Oct. 1, 2021

К.М.06.05 Специальная психология, 3 семестр

Б-0271, 46.03.02, Психолого-педагогическое образование, экзамен

Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов
Е.М. Багнетова ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
ОПК-1 Способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики Знать базовые национальные ценности в отношении инклюзии и интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья знаниевый
Знать законодательство в области образования лиц с ограниченными возможностями здоровья; правовые нормативные акты, регламентирующие сферу образования лиц с ограниченными возможностями здоровья знаниевый
Владеть умением планирования профессиональную деятельность исходя из нормативно-правовых актов в области образования ориентировочный
Владеть умением анализировать профессиональную деятельность исходя из правовых и этических норм операциональный
Уметь оценивать профессиональную деятельность на соответствие нормам профессиональной этики операциональный
Уметь оценивать профессиональную деятельность на соответствие нормативно - правовым актам операциональный
ОПК-3 Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов Знать основные классификации нарушений развития знаниевый
Знать особенности, механизмы и закономерности развития детей с нарушениями различной нозологии в разных возрастных периодах знаниевый
Знать особенности организации совместной и индивидуальной деятельности детей с разными типами нарушенного развития в соответствии с их возрастными, сенсорными и интеллектуальными особенностями знаниевый
Ориентироваться в основных классификациях, механизмах и закономерностей развития детей с ОВЗ ориентировочный
Уметь анализировать и оценивать взаимодействие с участниками образовательного (обучающиеся, родители, коллеги) процесса исходя из правовых и этических норм ориентировочный
Иметь опыт решения профессиональных задач по организации совместной и индивидуальной деятельности детей с разными типами нарушенного развития в соответствии с их возраста и учетом особых потребностей операциональный
Уметь выявлять и анализировать возрастные и индивидуальные особенности и возможности детей с различными нарушениями в разные возрастные периоды развития операциональный
Уметь планировать содержание и условия организации совместной и индивидуальной деятельности детей с разными типами нарушенного развития в соответствии с их возрастными, сенсорными и интеллектуальными особенностями операциональный
ОПК-4 Способен осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей Знать базовые национальные ценности в отношении инклюзии и интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья знаниевый
Знать способы выбора различных технологий обучения, направленных на развитие обучающихся с ОВЗ знаниевый
Уметь планировать и осуществлять психолого-педагогическое просвещение педагогов и родителей по вопросам воспитания и обучения детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья ориентировочный
Владеть умением планировать индивидуальное сопровождение обучающимся с особыми образовательными потребностями операциональный
ОПК-6 Способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями Знать особенности реализации технологий обучения и воспитания обучающихся с особыми образовательными потребностями знаниевый
Знать способы выбора различных технологий обучения, направленных на развитие обучающихся с ОВЗ; знаниевый
Ориентироваться в выборе адекватных коррекционных способов и средств для детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении образовательной программы, развитии и социальной адаптации с ОВЗ ориентировочный
Уметь планировать индивидуальное сопровождение обучающимся с особыми образовательными потребностями операциональный
ОПК-8 Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний Знать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья знаниевый
Знать психолого - педагогические основ воспитания, обучения и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья знаниевый
Планироваться индивидуальную учебную деятельность в соответствии с индивдуальными особенностями и возможностями ориентировочный
Выявление причин возникновения трудностей в освоении образовательной программы, развитии и социальной адаптации детей и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья операциональный
Планировать содержание коррекционно–развивающих программ для детей и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, испытывающих трудности в освоении образовательной программы, развитии и социальной адаптации; операциональный
ПК - 4 Способен осуществлять разработку и реализацию коррекционно - развивающих занятий с детьми и учащимися, мер психологической коррекции поведения и развития детей и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, испытывающих трудности в освоении образовательных программ и социальной адаптации Знать методологические основы научного знания в области специальной психологии знаниевый
Знать методы организации индивидуальной и совместной учебной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья знаниевый
Планировать содержание коррекционно–развивающих программ для детей и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, испытывающих трудности в освоении образовательной программы, развитии и социальной адаптации ориентировочный
Владеть способами разработки коррекционно–развивающих программ для детей и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, испытывающих трудности в освоении образовательной программы, развитии и социальной адаптации операциональный
Владеть умением определять состав и последовательность действий коррекционно – развивающей работы для детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении образовательной программы, развитии и социальной адаптации, в том числе с ОВЗ операциональный
Владеть умением ставить цели коррекционно–развивающей работы с детьми и обучающимися с ОВЗ операциональный

Цели изучения дисциплины

Формирование умений решать профессиональнех задачи в условиях образовательного пространств на основе знаний закономерностей психофизического и индивидуального развития лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи

  1. Формировать знания причин, определяющих трудности в освоении образовательных программ, социальной адаптации и деятельности лиц с ограниченными возможностями здоровья на основе анализа механизмов и закономерностей дизонтогенеза;
  2. Освоение способов организации совместной и индивидуальной деятельности детей и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, испытывающими трудности в освоении образовательных программ, социальной адаптации и деятельности в процессе реализации коррекционно-развивающей работы с ними;
  3. Освоение способов разработки и реализации профилактических и просветительских мер, направленных на сохранение и укрепление психического здоровья детей и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Числовые характеристики

Трудоемкость 108 ч.
Аудиторная работа 44.0 ч.
Лекция 12.0 ч.
Семинар 10.0 ч.
Практическая работа 12.0 ч.
КСР 10.0 ч.
Контроль 2.0 ч.
Самостоятельная работа студента 62.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 12.0 ч. из 11.0 ч.
Часов в неделю 2.75 ч. (3.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1. Модуль 1. Психолого-педагогические проблемы развития и функционирования в деятельности лиц с ограниченными возможностями здоровья Формирование умений выявлять причины основных проблем развития и деятельности лиц с ОВЗ на основе знаний механизмов и закономерностей дизонтогенеза Владеть теоретико-методологическими основами специальной психологии. Знать основные виды дизонтогенеза и их характеристики. Знать классификации нарушений развития. Знать механизмы и закономерности развития детей с нарушениями различной нозологии. Уметь анализировать особенности психофизического развития при различных нарушениях, определять тип нарушения и вид дизонтогенеза по психолого-педагогической характеристике. Владеть навыками дифференциации нарушений в развитии. Владеть схемой организации деятельности детей с нарушениями развития. Уметь планировать индивидуальную и совместную деятельность детей с нарушениями развития в различные возратсные периоды.
  • Классификация лиц с ограниченными возможностями здоровья и психического дизонтогенеза
  • Характеристика психического развития при умственной отсталости и деменции
  • Клиническая и психолого-педагогическая характеристика различных вариантов ЗПР
  • Нарушения зрения. Классификация, этиология, компенсаторные процессы и специфика развития лиц с нарушениями зрения
  • Нарушения слуха. Классификация, этиология, компенсаторные процессы и специфика развития лиц с нарушениями слуха
  • Нарушения речи. Классификация, этиология и специфика развития при нарушениях речи
  • Специфика развития при нарушениях функций ОДА
  • Специфика развития при расстройствах аутистического спектра
Модуль 2. Организация совместной и индивидуальной деятельности детей с разными типами нарушенного развития в процессе реализации коррекционно-развивающей работы Формирование практических умений разработки и реализации коррекционно-развивающей работы с детьми и обучающимися с ограниченными возможностями здоровья Знать нормативные документы, регламентирующие образование лиц с ОВЗ. Владеть этическими нормами профессиональной деятельности педагога-психолога Уметь разработывать и реализовывать направления коррекционно-развивающей работы с детьми и обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Осуществлять организацию совместной и индивидуальной деятельности детей с разными типами нарушенного развития в соответствии с их возрастными, сенсорными и интеллектуальными особенностями. Уметь осуществлять подбор необходимых технологий, методик и методов в работе с детьми с отклонениями в развитии.
  • Нормативные документы, регламентирующие образование лиц с ОВЗ
  • Этические нормы профессиональной деятельности педагога-психолога
  • Разработка и реализации коррекционно-развивающей работы с детьми и обучающимися с ограниченными возможностями здоровья
Модуль 3. Разработка и реализация профилактических и просветительских мер, направленных на сохранение и укрепление психического здоровья детей и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Формирование умений планирования деятельности психологического просвещения педагогических работников и родителей (законных представителей) по вопросам особенностей психического развития детей с разными типами нарушенного развития Владеет способыами контролирования стабильности своего эмоционального состояния во взаимодействии с детьми, имеющими ОВЗ и их родителями (законными представителями). Знает содержание деятельности психологического просвещения педагогических работников и родителей (законных представителей) по вопросам особенностей психического развития детей с разными типами нарушенного развития. Умеет подбирать нужные формы, методы, способы и знает алгоритм психологического просвещения педагогических работников и родителей (законных представителей) по вопросам особенностей психического развития детей с разными типами нарушенного развития
  • Проектирование мероприятий просветительской направленности для участников образовательного процесса по вопросам особенностей психического развития детей с ОВЗ и включения их в деятельность
  • Проектирование взаимодействия педагога-психолога с родителями, воспитывающими детей с ОВЗ

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Классификация лиц с ограниченными возможностями здоровья и психического дизонтогенеза Лекция 2.0 1
2 Классификация лиц с ограниченными возможностями здоровья и психического дизонтогенеза Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 1
3 Классификация лиц с ограниченными возможностями здоровья и психического дизонтогенеза Самостоятельное изучение 6.0 1
4 Характеристика психического развития при умственной отсталости и деменции Лекция 2.0 2
5 Характеристика психического развития при умственной отсталости и деменции Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 2
6 Клиническая и психолого-педагогическая характеристика различных вариантов ЗПР Семинар (Коэффициент - 50/50) 2.0 3
7 Нарушения зрения. Классификация, этиология, компенсаторные процессы и специфика развития лиц с нарушениями зрения Лекция 2.0 3
8 Нарушения зрения. Классификация, этиология, компенсаторные процессы и специфика развития лиц с нарушениями зрения Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 3
9 Нарушения зрения. Классификация, этиология, компенсаторные процессы и специфика развития лиц с нарушениями зрения Самостоятельное изучение 2.0 3
10 Нарушения слуха. Классификация, этиология, компенсаторные процессы и специфика развития лиц с нарушениями слуха Лекция 2.0 4
11 Нарушения слуха. Классификация, этиология, компенсаторные процессы и специфика развития лиц с нарушениями слуха Другое 2.0 4
12 Нарушения слуха. Классификация, этиология, компенсаторные процессы и специфика развития лиц с нарушениями слуха Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 4
13 Нарушения слуха. Классификация, этиология, компенсаторные процессы и специфика развития лиц с нарушениями слуха Самостоятельное изучение 2.0 4
14 Нарушения речи. Классификация, этиология и специфика развития при нарушениях речи Другое 2.0 5
15 Нарушения речи. Классификация, этиология и специфика развития при нарушениях речи Коллоквиум (Коэффициент - 50/50) 2.0 5
16 Специфика развития при нарушениях функций ОДА Лекция 2.0 6
17 Специфика развития при нарушениях функций ОДА Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 6
18 Специфика развития при расстройствах аутистического спектра Индивидуальная работа 2.0 7
19 Специфика развития при расстройствах аутистического спектра Лекция 2.0 7
20 Специфика развития при расстройствах аутистического спектра Контрольная работа (К-т 50/50) 2.0 7
21 Специфика развития при расстройствах аутистического спектра Самостоятельное изучение 3.0 7
22 Рубежный контроль - тест Реферат 2.0 8
23 Нормативные документы, регламентирующие образование лиц с ОВЗ Семинар (Коэффициент - 50/50) 2.0 8
24 Нормативные документы, регламентирующие образование лиц с ОВЗ Самостоятельное изучение 2.0 8
25 Этические нормы профессиональной деятельности педагога-психолога Семинар (Коэффициент - 50/50) 2.0 9
26 Этические нормы профессиональной деятельности педагога-психолога Реферат 2.0 9
27 Этические нормы профессиональной деятельности педагога-психолога Индивидуальная работа 2.0 10
28 Разработка и реализации коррекционно-развивающей работы с детьми и обучающимися с ограниченными возможностями здоровья Семинар (Коэффициент - 50/50) 2.0 11
29 Разработка и реализации коррекционно-развивающей работы с детьми и обучающимися с ограниченными возможностями здоровья Индивидуальная работа 2.0 11
30 Разработка и реализации коррекционно-развивающей работы с детьми и обучающимися с ограниченными возможностями здоровья Самостоятельное изучение 2.0 11
31 Разработка и реализации коррекционно-развивающей работы с детьми и обучающимися с ограниченными возможностями здоровья Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 11
32 Рубежный контроль – проект Реферат 2.0 12
33 Проектирование мероприятий просветительской направленности для участников образовательного процесса по вопросам особенностей психического развития детей с ОВЗ и включения их в деятельность Семинар (Коэффициент - 50/50) 2.0 13
34 Проектирование мероприятий просветительской направленности для участников образовательного процесса по вопросам особенностей психического развития детей с ОВЗ и включения их в деятельность Индивидуальная работа 2.0 13
35 Проектирование взаимодействия педагога-психолога с родителями, воспитывающими детей с ОВЗ Индивидуальная работа 2.0 14
36 Рубежный контроль – контрольная работа Конференция (К-т - 50/50) 2.0 15
37 Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация (экз.) 2.0 16

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Классификация лиц с ограниченными возможностями здоровья и психического дизонтогенеза Лекция Анализировать современные классификации нарушений в психическом развитии Узнавание
Сравнивать современные классификации нарушений в психическом развитии Воспроизведение
2 Классификация лиц с ограниченными возможностями здоровья и психического дизонтогенеза Практическая работа (К-т. 50/50) Объяснять закономерности развития лиц с нарушениями общие, модально-специфические, модально-неспецифические Воспроизведение
Объяснять параметры дизонтогенеза на основе анализа психологических и физиологических механизмов развития Воспроизведение
3 Классификация лиц с ограниченными возможностями здоровья и психического дизонтогенеза Самостоятельное изучение Объяснять закономерности развития лиц с нарушениями общие, модально-специфические, модально-неспецифические Воспроизведение
Объяснять параметры дизонтогенеза на основе анализа психологических и физиологических механизмов развития Воспроизведение
4 Характеристика психического развития при умственной отсталости и деменции Лекция Анализировать современные классификации нарушений в психическом развитии Узнавание
Сравнивать современные классификации нарушений в психическом развитии Воспроизведение
Описывать этиологию нарушений интеллекта Воспроизведение
5 Характеристика психического развития при умственной отсталости и деменции Практическая работа (К-т. 50/50) Анализировать современные классификации нарушений в психическом развитии Узнавание
Сравнивать современные классификации нарушений в психическом развитии Воспроизведение
Описывать этиологию нарушений интеллекта Воспроизведение
Раскрывать имеющиеся классификации нарушений интеллекта Воспроизведение
Характеризовать психофизическое развитие лиц с нарушениями интеллекта Воспроизведение
Анализировать развитие детей с различными нарушениями интеллекта с целью выявлениея недостатков и возможностей их жизнедеятельности и функционирования Применение
6 Клиническая и психолого-педагогическая характеристика различных вариантов ЗПР Семинар (Коэффициент - 50/50) Анализировать понятия "ЗПР" Узнавание
Описывать этиологию ЗПР Воспроизведение
Типы ЗПР Узнавание
Характеризовать методы изучения лиц с ЗПР Воспроизведение
7 Нарушения зрения. Классификация, этиология, компенсаторные процессы и специфика развития лиц с нарушениями зрения Лекция Описывать этиологию нарушений зрения Воспроизведение
Характеризовать особенности развития лиц с нарушениями зрения Применение
Описывать классификацию нарушений зрения Узнавание
8 Нарушения зрения. Классификация, этиология, компенсаторные процессы и специфика развития лиц с нарушениями зрения Практическая работа (К-т. 50/50) Описывать классификацию нарушений зрения Узнавание
Социально - личностное развитие лиц с нарушениями зрения Узнавание
Значение компенсаторных возможностей для лиц с нарушениями зрения Воспроизведение
Компенсация. Виды компенсаций при нарушение зрения Воспроизведение
9 Нарушения зрения. Классификация, этиология, компенсаторные процессы и специфика развития лиц с нарушениями зрения Самостоятельное изучение Описывать этиологию нарушений зрения Воспроизведение
Характеризовать особенности развития лиц с нарушениями зрения Применение
Описывать классификацию нарушений зрения Узнавание
Социально - личностное развитие лиц с нарушениями зрения Узнавание
10 Нарушения слуха. Классификация, этиология, компенсаторные процессы и специфика развития лиц с нарушениями слуха Лекция Описывать этиологию нарушений слуха Воспроизведение
Характеризовать особенности развития лиц с нарушениями слуха Воспроизведение
Описывать классификацию нарушений слуха Воспроизведение
Особенности психических процессов при нарушениях слуха Узнавание
11 Нарушения слуха. Классификация, этиология, компенсаторные процессы и специфика развития лиц с нарушениями слуха Другое Описывать этиологию нарушений слуха Воспроизведение
Характеризовать особенности развития лиц с нарушениями слуха Воспроизведение
Описывать классификацию нарушений слуха Воспроизведение
Особенности психических процессов при нарушениях слуха Узнавание
12 Нарушения слуха. Классификация, этиология, компенсаторные процессы и специфика развития лиц с нарушениями слуха Практическая работа (К-т. 50/50) Описывать этиологию нарушений слуха Воспроизведение
Характеризовать особенности развития лиц с нарушениями слуха Воспроизведение
Описывать классификацию нарушений слуха Воспроизведение
Особенности психических процессов при нарушениях слуха Узнавание
13 Нарушения слуха. Классификация, этиология, компенсаторные процессы и специфика развития лиц с нарушениями слуха Самостоятельное изучение Описывать этиологию нарушений слуха Воспроизведение
Характеризовать особенности развития лиц с нарушениями слуха Воспроизведение
Описывать классификацию нарушений слуха Воспроизведение
Особенности психических процессов при нарушениях слуха Узнавание
Разрабатывать критерии оценки и анализа деятельности в различные возрастные этапы развития Воспроизведение
Роль компенсаторных возможностей Воспроизведение
14 Нарушения речи. Классификация, этиология и специфика развития при нарушениях речи Другое Описывать этиологию нарушений речи Узнавание
Раскрывать классификацию нарушений речи Воспроизведение
Характеризовать психофизичекое развитие лиц с нарушениями речи Воспроизведение
Раскрывать особенности развития лиц с нарушениями речи в онтогенезе Узнавание
описывать механизмы патологического развития эмоциональной сферы, личностной сферы лиц с нарушениями речи Узнавание
15 Нарушения речи. Классификация, этиология и специфика развития при нарушениях речи Коллоквиум (Коэффициент - 50/50) Описывать этиологию нарушений речи Узнавание
Раскрывать классификацию нарушений речи Воспроизведение
Характеризовать психофизичекое развитие лиц с нарушениями речи Воспроизведение
16 Специфика развития при нарушениях функций ОДА Лекция Описывать этиологию нарушений Воспроизведение
Раскрывать классификацию Воспроизведение
Характеризовать особенности психофизического развития лиц с нарушениями функций ОДА Воспроизведение
17 Специфика развития при нарушениях функций ОДА Практическая работа (К-т. 50/50) Раскрывать классификацию Воспроизведение
Характеризовать особенности психофизического развития лиц с нарушениями функций ОДА Воспроизведение
Характерные двигательные нарушения при ДЦП Узнавание
Нарушения психической деятельности при ДЦП Узнавание
18 Специфика развития при расстройствах аутистического спектра Индивидуальная работа Уровни эмоциональной регуляции деятельности Узнавание
МКБ-10 Узнавание
Полиэтиология РАС Узнавание
Особенности психического развития РАС Воспроизведение
Проблема диагностики РАС Воспроизведение
19 Специфика развития при расстройствах аутистического спектра Лекция МКБ-10 Узнавание
Полиэтиология РАС Узнавание
Особенности психического развития РАС Воспроизведение
20 Специфика развития при расстройствах аутистического спектра Контрольная работа (К-т 50/50) Уровни эмоциональной регуляции деятельности Узнавание
МКБ-10 Узнавание
Полиэтиология РАС Узнавание
Особенности психического развития РАС Воспроизведение
Проблема диагностики РАС Воспроизведение
21 Специфика развития при расстройствах аутистического спектра Самостоятельное изучение Уровни эмоциональной регуляции деятельности Узнавание
МКБ-10 Узнавание
Полиэтиология РАС Узнавание
Особенности психического развития РАС Воспроизведение
Проблема диагностики РАС Воспроизведение
22 Рубежный контроль - тест Реферат Объяснять закономерности развития лиц с нарушениями общие, модально-специфические, модально-неспецифические Воспроизведение
Объяснять параметры дизонтогенеза на основе анализа психологических и физиологических механизмов развития Воспроизведение
23 Нормативные документы, регламентирующие образование лиц с ОВЗ Семинар (Коэффициент - 50/50) Международные нормативные документы, регулирующие образование лиц с ОВЗ Узнавание
Федеральные нормативные документы, регулирующие образование лиц с ОВЗ Узнавание
Ведомтсвенные нормативные документы, регулирующие образование лиц с ОВЗ Узнавание
Региональные нормативные документы, регулирующие образование лиц с ОВЗ Узнавание
24 Нормативные документы, регламентирующие образование лиц с ОВЗ Самостоятельное изучение Международные нормативные документы, регулирующие образование лиц с ОВЗ Узнавание
Федеральные нормативные документы, регулирующие образование лиц с ОВЗ Узнавание
Ведомтсвенные нормативные документы, регулирующие образование лиц с ОВЗ Узнавание
Региональные нормативные документы, регулирующие образование лиц с ОВЗ Узнавание
25 Этические нормы профессиональной деятельности педагога-психолога Семинар (Коэффициент - 50/50) Планировать работу по сопровождению развития лиц с нарушениями речи и коррекции недостатков эмоционально-волевой, личностной сферы и деятельности Узнавание
Перспективы преодоления Применение
26 Этические нормы профессиональной деятельности педагога-психолога Реферат Этический кодекс Узнавание
Принципы работы педагога - психолога Узнавание
Личность и этика педагога - психолога, раотающего с детьми с проблемами в развитии и их родителями (законными представителями) Воспроизведение
Обьяснять механизмы регуляции психических состояний Применение
Оценка собственных возможностей самоконтроля и саморегуляции Применение
27 Этические нормы профессиональной деятельности педагога-психолога Индивидуальная работа Этический кодекс Узнавание
Принципы работы педагога - психолога Узнавание
Личность и этика педагога - психолога, раотающего с детьми с проблемами в развитии и их родителями (законными представителями) Воспроизведение
Обьяснять механизмы регуляции психических состояний Применение
Оценка собственных возможностей самоконтроля и саморегуляции Применение
28 Разработка и реализации коррекционно-развивающей работы с детьми и обучающимися с ограниченными возможностями здоровья Семинар (Коэффициент - 50/50) Игротерапия Воспроизведение
Музыкотерапия и танцевальная терапия Воспроизведение
Изотерапия Воспроизведение
Сказкотерапия Воспроизведение
Куклотерапия Воспроизведение
Телесноориентированная терапия Воспроизведение
29 Разработка и реализации коррекционно-развивающей работы с детьми и обучающимися с ограниченными возможностями здоровья Индивидуальная работа Теоретико - методологические особенности коррекционно-развивающей работы на разных возрастных этапах развития детей с ОВЗ Узнавание
Классификация запросов Узнавание
Планирование коррекционно - развивающей работы Воспроизведение
30 Разработка и реализации коррекционно-развивающей работы с детьми и обучающимися с ограниченными возможностями здоровья Самостоятельное изучение Классификация запросов Узнавание
Планирование коррекционно - развивающей работы Воспроизведение
Игротерапия Воспроизведение
Музыкотерапия и танцевальная терапия Воспроизведение
Изотерапия Воспроизведение
Сказкотерапия Воспроизведение
Куклотерапия Воспроизведение
Телесноориентированная терапия Воспроизведение
31 Разработка и реализации коррекционно-развивающей работы с детьми и обучающимися с ограниченными возможностями здоровья Практическая работа (К-т. 50/50) Планирование коррекционно - развивающей работы Воспроизведение
Игротерапия Воспроизведение
Музыкотерапия и танцевальная терапия Воспроизведение
Изотерапия Воспроизведение
Сказкотерапия Воспроизведение
Куклотерапия Воспроизведение
Телесноориентированная терапия Воспроизведение
32 Рубежный контроль – проект Реферат Международные нормативные документы, регулирующие образование лиц с ОВЗ Узнавание
Федеральные нормативные документы, регулирующие образование лиц с ОВЗ Узнавание
Ведомтсвенные нормативные документы, регулирующие образование лиц с ОВЗ Узнавание
33 Проектирование мероприятий просветительской направленности для участников образовательного процесса по вопросам особенностей психического развития детей с ОВЗ и включения их в деятельность Семинар (Коэффициент - 50/50) Проектировать мероприятия просветительской направленности для педагогических работников Воспроизведение
Разрабатывать рекомендации просветительского характера Воспроизведение
Проектировать мероприятия просветительской направленности для родителей Воспроизведение
Разрабатывать рекомендации просветительского характера Воспроизведение
34 Проектирование мероприятий просветительской направленности для участников образовательного процесса по вопросам особенностей психического развития детей с ОВЗ и включения их в деятельность Индивидуальная работа Цель и задачи Узнавание
Выбор форм и методов, средств просвещения педагогических работников Узнавание
35 Проектирование взаимодействия педагога-психолога с родителями, воспитывающими детей с ОВЗ Индивидуальная работа Типы воспитания Узнавание
Узнавание
Техники эффективного общения с ребенком Воспроизведение
36 Рубежный контроль – контрольная работа Конференция (К-т - 50/50) Разрабатывать рекомендации просветительского характера Воспроизведение
Технологии, направленные на поиск ресурсов семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ Воспроизведение
Методы изучения семьи Воспроизведение
Формы работы с родителями Воспроизведение
37 Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация (экз.) Технологии, направленные на поиск ресурсов семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ Воспроизведение
Методы изучения семьи Воспроизведение
Формы работы с родителями Воспроизведение

Литература

Основная

  1. Глухов, В. П. Специальная педагогика и специальная психология : учеб. для акад. бакалавриата : для студентов вузов, обучающихся по гуманитар. направлениям / В. П. Глухов ; Моск. пед. гос. ун-т. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Юрайт, 2017. - 262, [3] с. - ISBN 978-5-534-01037-4. - (Бакалавр. Академический курс).– Текст : непосредственный.
  2. Колесникова, Г. И. Специальная психология и специальная педагогика. Психокоррекция нарушений развития : учеб. пособие для акад. бакалавриата : [для студентов гуманитар. фак. высш. учеб. заведений] / Г. И. Колесникова; Г. И. Колесникова. - 2-е изд., стер. - Москва : Юрайт, 2019. - 214, [2] с. - (Университеты России). - ISBN 978-5-534-06551-0. и предыдущие издания. – Текст : непосредственный
  3. Поливара, З. В. Введение в специальную психологию : учеб. пособие для бакалавров направления "Психология" / З. В. Поливара. – 3-е изд., стер. - М. : Флинта [и др.], 2016. - 268, [3] с. - ISBN 978-5-9765-1666-3.– Текст : непосредственный.
  4. Специальная психология в 2 т. Том 1 : учебник для вузов / В. И. Лубовский [и др.] ; ответственный редактор В. И. Лубовский. — 7-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 428 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-01961-2. — URL: https://urait.ru/bcode/470748 (дата обращения: 14.09.2021). – Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный.

Дополнительная

  1. Ахутина, Т. В. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подгот. "Психология" (бакалавриат), (магистратура), "Клиническая психология" (специалитет) ФГОС ВО / Т. В. Ахутина, Н. М. Пылаева. - М. : Академия, 2015. - 282, [2] с . - ISBN 978-5-4468-0317-0.- ил. - (Высшее образование. Бакалавриат). - Гриф УМО. – Текст : непосредственный.
  2. Зверева, Н. В. Клиническая психология детей и подростков : учеб. Для студентов вузов, обучающихся по направлению подгот. "Психолого-педагогическое образование" / Н. В. Зверева, Т. Г. Горячева. - 2-е изд., испр. - М. : Академия, 2015. - 270, [2] с. - ISBN 978-5-4468-1784-9.- (Высшее образование. Бакалавриат).– Текст : непосредственный.
  3. Лазарев, В. С. Психология развивающего образования : учеб. для студентов [бакалавриата и магистратуры] по направлениям подгот. 44.00.00 "Образование и педагогические науки" и "Психолого-педагогическое образование" / В. С. Лазарев ; Департамент образования и молодеж. политики Ханты-Манс. авт. округа - Югры, Бюджет. учреждение высш. образования Ханты-Манс. авт. округа - Югры "Сургут. гос. пед. ун-т". - Сургут : РИО БУ "Сургут. гос. пед. ун-т", 2018. - 182 с. : ил. - ISBN 978-5-93190-370-5. –Сведения доступны также по URL: https://rucont.ru/efd/683824. – Текст : непосредственный.
  4. Левченко, И.Ю. Психологическая помощь в специальном образовании: учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлениям подгот. 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование», 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование» (квалификация (степень) «бакалавр») /И.Ю. Левченко, Т.Н. Волковская, Г.А. Ковалева. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 313, [1] с. - ISBN 978-5-16-011199-5. – Текст : непосредственный.
  5. Никольская, О.С. Аутичный ребенок: пути помощи / О.С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг. - Изд. 8-е. - М.: Теревинф, 2014. - 284, [3] с. - ISBN 978-5-4212-0186-1. и предыдущие издания.– Текст : непосредственный.
  6. Патопсихология: теория и практика : учеб. для студентов учреждений высш.проф. образования / [И. Ю. Левченко и др.] ; под ред. И. Ю. Левченко. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Академия, 2013. - 222, [2] с. - ISBN 978-5-7695-8840-2. - (Высшее профессиональное образование) (Бакалавриат. Специальное (дефектологическое) образование). - Авт. указаны на обороте тит. л. - Гриф МО. – Текст : непосредственный.
  7. Педагогика инклюзивного образования : учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлениям подгот. 44.03.01 "Педагогическое образование", 44.03.02 "Психолого-педагогическое образование", 44.03.04 "Профессиональное обучение" (квалификация (степень) "бакалавр") / [Богданова Т. Г. и др.] ; под ред. Н. М. Назаровой. - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 333, [2] с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-16-011182-7. – Текст : непосредственный.
  8. Психолого-педагогическая диагностика детей с ограниченными возможностями здоровья : учеб. пособие : [направление подгот. - Специальное (дефектологическое) образование (уровень бакалавриата), психолого-педагогическое образование, магистер. прогр. "Педагогика и психология инклюзивного образования"] / [БУ ВО ХМАО - Югры, "Сургут. гос. пед. ун-т"] ; [сост.: Болгарова М. А. и др.]. - Москва : [Перо], 2016. - 229, [1] с. - ISBN 978-5-906851-17-8. – Текст : непосредственный.
  9. Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья : учеб. для студентов учреждений высш. проф. образования, обучающихся по направлению подготовки 050700 Специальное (дефектологическое) образование / [И.Ю. Левченко и др.] ; под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. - 7-е изд. ; стер. - М. : Академия, 2013. - 333, [3] с. - ISBN 978-5-7695-9767-1. - (Высшее профессиональное образование) (Бакалавриат. Специальное (дефектологическое) образование). - Авт. указаны на обороте тит. л. - Гриф МО. – Текст : непосредственный.
  10. Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса: учеб. и практикум для акад. баклавриата: учеб. для студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по гуманитар. направлениям и специальностям /под общ. ред. А.С. Обухова; Моск. пед. гос. ун-т. - М.: Юрайт, 2016. - 421, [2] с. - ISBN 978-5-9916-5232-2. - (Бакалавр. Академический курс). - Гриф УМО. – Текст : непосредственный.
  11. Специальная психология в 2 т. Том 2 : учебник для вузов / В. И. Лубовский [и др.] ; ответственный редактор В. И. Лубовский. — 7-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 274 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-01963-6. — URL: https://urait.ru/bcode/470749 (дата обращения: 14.09.2021). – Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный.

Цифровые ресурсы

  1. Альманах института коррекционной педагогики. – Режим доступа: http://almanah.ikprao.ru
  2. Библиотека института коррекционной педагогики РАО – Режим доступа: http://http://childrens-needs.com/

Источники

  1. <Письмо> Минобрнауки России от 10.02.2015 N ВК-268/07 "О совершенствовании деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи" (вместе с "Рекомендациями Министерства образования и науки РФ органам государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования по совершенствованию деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи") http://www.consultant.ru/search/?q=%D0%9F%D0%9C%D0%9F%D0%9A © КонсультантПлюс, 1992-2015
  2. <Письмо> Минобрнауки РФ от 24.09.2009 N 06-1216 "О совершенствовании комплексной многопрофильной психолого-педагогической и медико-социально-правовой помощи обучающимся, воспитанникам" (вместе с "Методическими рекомендациями по расчету бюджетных ассигнований на оказание государственным (муниципальным) учреждением для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) на основе государственного (муниципального) задания"). Психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК) http://www.consultant.ru/search/?q=%D0%9F%D0%9C%D0%9F%D0%9A © КонсультантПлюс, 1992-2015
  3. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 июля 2015 г. N 514н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)" /https://base.garant.ru/71166760/
  4. Приказ Минобрнауки России от 20.09.2013 N 1082 "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии" (Зарегистрировано в Минюсте России 23.10.2013 N 30242) http://www.consultant.ru/search/?q=%D0%9F%D0%9C%D0%9F%D0%9A © КонсультантПлюс, 1992-2015

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программ К.М.06.05 Специальная психология [Электронный ресурс]: Направление подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование Психология образования / БУ ВО "Сургут. гос.пед.ун-т" ; сост. Н.С. Кожанова - электрон. дан. - Сургут : СурГПУ, 2021. - Режим доступа: // els.surgpu.ru/ , ограничен: необходима авторизация. - Загл. с экрана.