бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра педагогического и специального образования

Рабочая программа

2021-22 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Н.С. Боталова директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Sept. 16, 2021 утверждено Oct. 25, 2021
А.А. Ниязова заведующий кафедрой
согласовано Sept. 16, 2021
В.В. Толмачева декан факультета
согласовано Oct. 1, 2021

Б1.О.05.01 Введение в профессию, 1 семестр 1 полусеместр

Б-01111, 44.03.03, Специальное (дефектологическое) образование (направленность Дошкольная дефектология), зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
Е.М. Багнетова ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
Способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики (ОПК - 1) Знание сущности образования как социального института знаниевый
Понимание значимости соблюдения правовых и этических норм в профессиональной деятельности ориентировочный
Понимание ценности образования для развития человека и общества ориентировочный
Умение анализировать профессиональную деятельность исходя из правовых и этических норм ориентировочный
Умение оценивать профессиональную деятельность на соответствие нормам профессиональной этики операциональный
Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни (УК-6) Знание значения профессиональной деятельности педагога-дефектолога для лиц с ОВЗ знаниевый
определение основных направлений самообразования ориентировочный
Понимание социальной значимости своей будущей профессии ориентировочный

Цели изучения дисциплины

Влияние на профессионально-личностное становление студента через формирование умений анализировать значимость, содержание и особенности профессиональной деятельности педагога-дефектолога, на основе знаний профессиональных компетенций и осмысления собственного выбора

Задачи

  1. Формировать умения взаимодействовать и сотрудничать с педагогами специальных образовательных организаций и детьми с ОВЗ на основе знаний основных этических и социальных норм в социальной и профессиональной сферах.
  2. Формировать умения анализировать профессиональную деятельность педагога-дефектолога, опираясь на знание регламентирующих ее нормативно-правовых документов.

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 8.0 ч.
Лекция 4.0 ч.
Семинар 0 ч.
Практическая работа 4.0 ч.
КСР 0 ч.
Контроль 4.0 ч.
Самостоятельная работа студента 60.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 13.5 ч. из 12.0 ч.
Часов в неделю 2.67 ч. (10.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Основы педагогической деятельности и профессионального взаимодействия Формирование умений взаимодействовать и сотрудничать с педагогами специальных образовательных организаций и детьми с ОВЗ на основе знаний основных этических и социальных норм взаимодействия в социальной и профессиональной сферах. Знать: - этические и социальные нормы взаимодействия и сотрудничества в профессиональной и социальной сферах; - личностные и профессиональные качества педагога-дефектолога; - знать классификацию детей с ОВЗ; - знать перечень специалистов, работающих с детьми с ОВЗ; - знать систему образовательных организайий для детей с ОВЗ. Уметь: - анализировать на основе наблюдений профессиональную деятельность педагога-дефектолога в дошкольной образовательной организации; - анализировать собственные ресурсы для формирования и коррекции личностных качеств с целью соответствия профессиональному стандарту педагога; - разрабатывать программу профессионального и личностного саморазвития; - взаимодействовать с педагогами специальных образовательных организаций, соблюдая этические и социальные нормы профессионального взаимодействия; - взаимодействовать с детьми дошкольного возраста с ОВЗ, соблюдая этические нормы и правила социального взаимодействия.
  • Основы профессиональной деятельность педагога-дефектолога
  • Дети с ОВЗ как субъекты образовательного процесса
Нормативно-правовые документы, регламентирующие профессиональную деятельность педагога-дефектолога Формирование умений анализировать на основе наблюдений профессиональную деятельность педагога-дефектолога, опираясь на нормативно-правовые документы. Знать: - основные нормативно-правовые документы регламентирующие профессиональную деятельность педагога-дефектолога; - тарифно-квалификационные требования к должности педагога-дефектолога; - профессиональный стандарт педагогического работника. Уметь: - анализировать нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность педагога-дефектолога; - анализировать, на основе наблюдений, профессиональную деятельность педагога-дефектолога, опираясь на знание регламентирующих ее нормативно-правовых документов. нормативно-правовых документов.
  • Нормативно-правовые документы федерального, окружного и муниципального значения, регламентирующие деятельность педагога-дефектолога
  • Система образовательных и социальных организаций осуществляющих работу с детьми с ОВЗ

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Профессиональные и личностные качества педагога, работающего с детьми с ОВЗ Лекция 2.0 1
2 Дети с ОВЗ как субъекты образовательного процесса Лекция 2.0 1
3 Профессиональные и личностные качества педагога, работающего с детьми с ОВЗ Самостоятельное изучение 14.0 1
4 Дети с ОВЗ как субъекты образовательного процесса Самостоятельное изучение 10.0 1
5 Профессиональные и личностные качества педагога, работающего с детьми с ОВЗ Индивидуальная работа 4.0 1
6 Дети с ОВЗ как субъекты образовательного процесса Индивидуальная работа 4.0 1
7 Нормативно-правовые документы федерального, окружного и муниципального значения, регламентирующие деятельность педагога-дефектолога Практическая работа 2.0 2
8 Нормативно-правовые документы федерального, окружного и муниципального значения, регламентирующие деятельность педагога-дефектолога Самостоятельное изучение 10.0 2
9 Нормативно-правовые документы федерального, окружного и муниципального значения, регламентирующие деятельность педагога-дефектолога Индивидуальная работа 1.5 2
10 Система образовательных и социальных организаций осуществляющих работу с детьми с ОВЗ Практическая работа 2.0 3
11 Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация (заоч.) 4.0 3
12 Промежуточная аттестация Самостоятельное изучение 8.0 3
13 Система образовательных и социальных организаций осуществляющих работу с детьми с ОВЗ Самостоятельное изучение 12.0 3

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Профессиональные и личностные качества педагога, работающего с детьми с ОВЗ Лекция называет задачи деятельности педагога-дефектолога, основные направления работы Узнавание
называет мотивы выбора педагогической профессии и профессии педагога-дефектолога на основе самоанализа и рефлексии Узнавание
называет основные нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность педагога-дефектолога Воспроизведение
2 Дети с ОВЗ как субъекты образовательного процесса Лекция перечисляет категории нарушений в развитии Воспроизведение
называет группы нарушений в развитии Воспроизведение
дает определение понятию "норма" Воспроизведение
3 Профессиональные и личностные качества педагога, работающего с детьми с ОВЗ Самостоятельное изучение называет задачи деятельности педагога-дефектолога, основные направления работы Узнавание
называет мотивы выбора педагогической профессии и профессии педагога-дефектолога на основе самоанализа и рефлексии Узнавание
называет компетенции педагога-дефектолога Узнавание
4 Дети с ОВЗ как субъекты образовательного процесса Самостоятельное изучение дает характеристику детей с ОВЗ на основе собственных наблюдений Применение
дает определение понятию "норма" Воспроизведение
5 Профессиональные и личностные качества педагога, работающего с детьми с ОВЗ Индивидуальная работа называет задачи деятельности педагога-дефектолога, основные направления работы Узнавание
называет мотивы выбора педагогической профессии и профессии педагога-дефектолога на основе самоанализа и рефлексии Узнавание
называет компетенции педагога-дефектолога Узнавание
называет основные нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность педагога-дефектолога Воспроизведение
формулирует профессиональные задачи, на основе анализа содержания нормативных документов Применение
6 Дети с ОВЗ как субъекты образовательного процесса Индивидуальная работа дает характеристику детей с ОВЗ на основе собственных наблюдений Применение
дает определение понятию "норма" Воспроизведение
приводит примеры нормального и аномального развития Применение
7 Нормативно-правовые документы федерального, окружного и муниципального значения, регламентирующие деятельность педагога-дефектолога Практическая работа называет основные нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность педагога-дефектолога Воспроизведение
формулирует профессиональные задачи, на основе анализа содержания нормативных документов Применение
решает профессиональные задачи на основе знаний нормативно-правовых документов, регламентирующих профессиональную деятельность педагога-дефектолога Применение
8 Нормативно-правовые документы федерального, окружного и муниципального значения, регламентирующие деятельность педагога-дефектолога Самостоятельное изучение формулирует профессиональные задачи, на основе анализа содержания нормативных документов Применение
9 Нормативно-правовые документы федерального, окружного и муниципального значения, регламентирующие деятельность педагога-дефектолога Индивидуальная работа формулирует профессиональные задачи, на основе анализа содержания нормативных документов Применение
10 Система образовательных и социальных организаций осуществляющих работу с детьми с ОВЗ Практическая работа дает характеристику детей с ОВЗ на основе собственных наблюдений Применение
перечисляет образовательные организации города Сургута и Сургутского р-на, осуществляющие коррекционно-образовательную деятельность детей с ОВЗ Применение
11 Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация (заоч.) называет задачи деятельности педагога-дефектолога, основные направления работы Узнавание
называет мотивы выбора педагогической профессии и профессии педагога-дефектолога на основе самоанализа и рефлексии Узнавание
называет компетенции педагога-дефектолога Узнавание
12 Промежуточная аттестация Самостоятельное изучение называет задачи деятельности педагога-дефектолога, основные направления работы Узнавание
называет мотивы выбора педагогической профессии и профессии педагога-дефектолога на основе самоанализа и рефлексии Узнавание
называет компетенции педагога-дефектолога Узнавание
13 Система образовательных и социальных организаций осуществляющих работу с детьми с ОВЗ Самостоятельное изучение перечисляет категории нарушений в развитии Воспроизведение
называет группы нарушений в развитии Воспроизведение
дает характеристику детей с ОВЗ на основе собственных наблюдений Применение
перечисляет основные виды коррекционно-образовательных учреждений для детей с ОВЗ в РФ Воспроизведение

Литература

Основная

  1. Глухов, В. П. Специальная педагогика и специальная психология. Практикум : учеб. пособие для акад. бакалавриата : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по гуманитар. направлениям / В. П. Глухов ; Моск. пед. гос. ун-т. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Юрайт, 2017. - 311, [3] с. - (Бакалавр. Академический курс). - Гриф УМО. - ISBN 978-5-534-00653-7. -Текст: непосредственный.
  2. Кузнецов, В. В. Введение в профессионально-педагогическую специальность : учеб. и практикум для акад. бакалавриата, студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по гуманитар. направлениям, по специальности "Профессиональное обучение" (по отраслям) / В. В. Кузнецов. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Юрайт, 2018. - 174, [2] с. - ISBN 978-5-534-00732-9.– Текст : непосредственный
  3. Лапп, Е. А. Коррекционная педагогика. Проектирование и реализация педагогического процесса : учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по гуманитар. направлениям / Е. А. Лапп, Е. В. Шипилова ; Волгоград. гос. ун-т. - М. : Юрайт, 2017. - 146, [2] с. - (Авторский учебник). - Гриф УМО. - ISBN 978-5-534-00901-9. -Текст: непосредственный.
  4. Михальчи, Е. В. Инклюзивное образование : учеб. и практикум для вузов, [для студентов бакалавриата и магистратуры психолого-педагог. направлений подгот., аспирантов] / Е. В. Михальчи. - Москва : Юрайт, 2020. - 176, [2] с. - (Высшее образование). - Гриф УМО. - ISBN 978-5-534-04943-5. -Текст: непосредственный.
  5. Наджарян, А. Г. Основы дефектологии. Курс лекций : учебное пособие / А. Г. Наджарян, Ф. К. Тубеева, Л. И. Доева. — Владикавказ : Северо-Осетинский государственный педагогический институт, 2017. — 151 c. — ISBN 2227-8397.— URL: http://www.iprbookshop.ru/76967.html (дата обращения: 05.09.2021). — Режим доступа: по подписке. — Текст : электронный

Дополнительная

  1. Бермус, А.Г. Введение в педагогическую деятельность: учебник / А.Г. Бермус. – Москва : Директ-Медиа, 2013. – 112 с. – ISBN 978-5-4458-3047-4. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=209242 (дата обращения: 05.09.2021).– Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный.
  2. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ : [метод. пособие] / Староверова М. С., Ковалев Е. В., Захарова А. В. [и др.] ; под ред. М. С. Староверовой. - Изд. 3-е, испр. и доп. - Москва : Владос, 2019. - 166, [1] с. : табл. - (Инклюзивное образование). - ISBN 978-5-00136-033-9.-Текст: непосредственный
  3. Мандель, Б.Р. Коррекционная психология: модульный курс в соответствии с ФГОС-III+ / Б.Р. Мандель. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2015. – 468 с. – ISBN 978-5-4475-4021-0.– URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=275614 (дата обращения: 14.09.2021). – Библиогр.: с. 428-432. – ISBN 978-5-4475-4021-0. – DOI 10.23681/275614. – Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный.
  4. Обучение и воспитание детей с ЗПР: проектирование и реализация процесса подготовки будущих дефектологов : учебное пособие / Е. А. Лапп, М. Н. Серенко, В. Г. Яриков, С. Г. Ярикова. — Волгоград : Волгоградский государственный социально-педагогический университет, 2018. — 424 c. — ISBN 978-5-9669-1774-6. — URL: http://www.iprbookshop.ru/84397.html (дата обращения: 05.09.2021). — Режим доступа: по подписке. — Текст : электронный
  5. Специальная педагогика : учеб. для бакалавров, студентов вузов, обучающихся по гуманитар. направлениям и специальностям / [Л. В. Мардахаев и др.] ; под ред. Л. В. Мардахаева, Е. А. Орловой. - Москва : Юрайт, 2015. - 447, [1] с. - (Бакалавр. Базовый курс). - Гриф МО. - ISBN 978-5-9916-1894-6. -Текст: непосредственный.
  6. Специальная психология : учеб. для бакалавриата и магистратуры : учеб. для студентов вузов, обучающихся по гуманитар. направлениям и специальностям : [в 2 т.]. Т. 1 / Моск. гор. пед. ун-т ; под ред. В. И. Лубовского. - 7-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2016. - 427, [2] с. - (Бакалавр и магистр. Академический курс). - Гриф УМО. -ISBN 978-5-9916-7286-3. -Текст: непосредственный.

Цифровые ресурсы

  1. Логопедия. Ру : цифровой ресурс: Актуальные вопросы современной логопедии и дефектологии.- URL: - http://logopedia.by/ (дата обращения: 05.09.2021). – Режим доступа: по подписке. – Текст: электронный.

Источники

  1. Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы // утверждена распоряжением правительства Российской федерации от 22 ноября 2012 г. № - 2148-р.
  2. Государственная программа Ханты – Мансийского автономного округа - Югры «Развитие образования в Ханты – Мансийском автономном округе – Югре на 2014 – 2020 годы». Постановление правительства от 9 октября 2013 г. № 413-п
  3. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н "Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70435556/#ixzz3lFegqy6K
  4. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2013 г. №. 273-ФЗ

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа Б1.О.05.01 Введение в профессию [Электронный ресурс]: Направление подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование / БУ ВО ХМАО-Югры "Сургут. гос.пед.ун-т" ; сост. А.А. Боброва. - электрон. дан. - Сургут : СурГПУ, 2019. - Режим доступа: // els.surgpu.ru/ , ограничен: необходима авторизация. - Загл. с экрана.