бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра педагогического и специального образования

Рабочая программа

2021-22 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Н.С. Боталова директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Oct. 2, 2021
А.А. Ниязова заведующий кафедрой
согласовано Oct. 12, 2021
Н.В. Ганущак декан факультета

Б1.В.ДВ.25.01 ДВ: Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с особыми образовательными потребностями в ОУ, 10 семестр

Б-07081, 44.03.05, Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (направленность Русский язык и литература), зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
О.Ф. Богатая ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
Способность проектировать индивидуальные образовательные маршруты обучающихся (ПК-9) Знание сущности понятия «индивидуальный образовательный маршрут» знаниевый
Владение схемой проектирования индивидуального образовательного маршрута обучающихся ориентировочный
Умение проектировать индивидуальный образовательный маршрут обучающихся операциональный

Цели изучения дисциплины

Формирование умения проектировать психолого-педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательной организации в условиях инклюзивного образования на основе знаний особенностей их психофизического развития.

Задачи

  1. Формировать знания об организации психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями с учетом их психофизического развития
  2. Формировать умения проектировать психолого-педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного образования на основе знаний особенностей их психофизического развития

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 8.0 ч.
Лекция 0 ч.
Семинар 0 ч.
Практическая работа 8.0 ч.
КСР 0 ч.
Контроль 4.0 ч.
Самостоятельная работа студента 60.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 4.0 ч. из 4.0 ч.
Часов в неделю 2.0 ч. (7.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Теоретико-методологические основы психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями Формирование знаний о психофизических особенностях детей с особыми образовательными потребностями и специфике организации образования детей в общеобразовательной организации Знает психофизические особенности детей с особыми образовательными потребностями и систему организации психолого-педагогического сопровождение детей в общеобразовательной организации
  • Становление и развитие системы образования за рубежом и в России
  • Психолого-педагогические особенности детей с особыми образовательными потребностями
  • Нормативно-правовое обеспечение образования детей с особыми образовательными потребностями
  • Специфика организации инклюзивного образования детей с ос обыми образовательными потребностями
  • Организация образования детей с особыми образовательными потребностями
Проектирование психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного образования Формирование умений проектировать психолого-педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного образования на основе знаний их психофизических особенностей развития Умеет проектировать программы психолого-педагогического сопровождения обучающихся с особыми образовательными потребностями с учетом особенностей психофизического развития детей
  • Система психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями
  • Взаимодействие специалистов системы психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями
  • Проектирование программы психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями
  • Организация психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Становление и развитие системы образования за рубежом и в России Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 1
2 Становление и развитие системы образования за рубежом и в России Самостоятельное изучение 6.0 1
3 Нормативно-правовое обеспечение образования детей с особыми образовательными потребностями Самостоятельное изучение 6.0 1
4 Психолого-педагогические особенности детей с особыми образовательными потребностями. Самостоятельное изучение 6.0 1
5 Специфика организации инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 2
6 Специфика организации инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями Самостоятельное изучение 6.0 2
7 Организация образования детей с особыми образовательными потребностями Самостоятельное изучение 5.0 2
8 Организация психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного образования Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 3
9 Организация психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного образования Самостоятельное изучение 6.0 3
10 Взаимодействие специалистов системы психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями Самостоятельное изучение 6.0 3
11 Система психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями Самостоятельное изучение 6.0 3
12 Проектирование программы психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями Самостоятельное изучение 4.0 3
13 Проектирование программы психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями Практическая работа 2.0 4
14 Промежуточная аттестация (зачет) Промежуточная аттестация (заоч.) 4.0 4

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Становление и развитие системы образования за рубежом и в России Практическая работа (К-т. 50/50) Перечислить основные этапы эволюции отношения государства и общества к инвалидам. Описать периоды становления и развития специального образования в России. Воспроизведение
Сравнить педагогические системы образования детей с ОВЗ. Применение
Описать организацию и содержание дифференцированного, интегрированного и инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями Воспроизведение
Дать определение понятий «дети с ограниченными возможностями здоровья», «дети с отклонениями в развитии», «дети-инвалиды». Узнавание
2 Становление и развитие системы образования за рубежом и в России Самостоятельное изучение Перечислить основные этапы эволюции отношения государства и общества к инвалидам. Описать периоды становления и развития специального образования в России. Воспроизведение
Сравнить педагогические системы образования детей с ОВЗ. Применение
Дать определение понятий «дети с ограниченными возможностями здоровья», «дети с отклонениями в развитии», «дети-инвалиды». Узнавание
3 Нормативно-правовое обеспечение образования детей с особыми образовательными потребностями Самостоятельное изучение Описать правовое закрепление конституционного права лиц с ограниченными возможностями здоровья на получение специального образования, регламентированного в международных и федеральных законодательных актах. Воспроизведение
Анализировать содержание Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ Применение
4 Психолого-педагогические особенности детей с особыми образовательными потребностями. Самостоятельное изучение Перечислить основные этапы эволюции отношения государства и общества к инвалидам. Описать периоды становления и развития специального образования в России. Воспроизведение
Сравнить педагогические системы образования детей с ОВЗ. Применение
Дать определение понятий «дети с ограниченными возможностями здоровья», «дети с отклонениями в развитии», «дети-инвалиды». Узнавание
Объяснить сущность психолого-педагогической типологии нарушенного развития Воспроизведение
5 Специфика организации инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями Практическая работа (К-т. 50/50) Описать содержательные и методические основы инклюзивного образования детей с разными нарушениями развития Воспроизведение
Описать организацию деятельности учителя, реализующего ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ. Воспроизведение
Описать организацию дифференцированного и интегрированного образования обучающихся с ОВЗ. Воспроизведение
Раскрыть понятия: "дифференцированное образование", "интегрированное образование", "инклюзивное образование" Воспроизведение
6 Специфика организации инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями Самостоятельное изучение Описать организацию деятельности учителя, реализующего ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ. Воспроизведение
Описать организацию дифференцированного и интегрированного образования обучающихся с ОВЗ. Воспроизведение
Раскрыть понятия: "дифференцированное образование", "интегрированное образование", "инклюзивное образование" Воспроизведение
7 Организация образования детей с особыми образовательными потребностями Самостоятельное изучение Описать права детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, регламентированные Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации». Воспроизведение
Анализировать содержание Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ Применение
Описать содержательные и методические основы инклюзивного образования детей с разными нарушениями развития Воспроизведение
8 Организация психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного образования Практическая работа (К-т. 50/50) Описать взаимодействие специалистов при реализации сопровождения детей с нарушениями развития, их родителей и педагогов. Воспроизведение
Описать содержание и формы работы с родителями, воспитывающими детей с особыми образовательными потребностями Воспроизведение
Объяснить формы и организацию тьюторского сопровождения детей с ОВЗ Воспроизведение
Раскрыть сущность профессиональной и психологической готовности педагогов к работе с детьми, имеющими особенности развития. Воспроизведение
Описать цель, задачи принципы, сущность психолого-педагогического медико-социального сопровождения детей с разными нарушениями развития Воспроизведение
Анализировать заключения территориальной психолого-медико-педагогической комиссии и результаты обследования ребенка с особенностями развития для организации комплексного медико-психолого-педагогического сопровождения Применение
9 Организация психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного образования Самостоятельное изучение Описать содержание и формы работы с родителями, воспитывающими детей с особыми образовательными потребностями Воспроизведение
Объяснить формы и организацию тьюторского сопровождения детей с ОВЗ Воспроизведение
Раскрыть сущность профессиональной и психологической готовности педагогов к работе с детьми, имеющими особенности развития. Воспроизведение
Перечислить технологии сопровождения родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья Воспроизведение
10 Взаимодействие специалистов системы психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями Самостоятельное изучение Объяснить роль территориальной ТПМК в реализации АООП НОО и организации психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями. Воспроизведение
Перечислить технологии сопровождения родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья Воспроизведение
Анализировать заключения территориальной психолого-медико-педагогической комиссии и результаты обследования ребенка с особенностями развития для организации комплексного медико-психолого-педагогического сопровождения Применение
11 Система психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями Самостоятельное изучение Раскрыть понятия: "дифференцированное образование", "интегрированное образование", "инклюзивное образование" Воспроизведение
Описать критерии отбора детей для обучения в системе общего или специального образования. Воспроизведение
Объяснить роль территориальной ТПМК в реализации АООП НОО и организации психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями. Воспроизведение
Описать цель, задачи принципы, сущность психолого-педагогического медико-социального сопровождения детей с разными нарушениями развития Воспроизведение
Анализировать заключения территориальной психолого-медико-педагогической комиссии и результаты обследования ребенка с особенностями развития для организации комплексного медико-психолого-педагогического сопровождения Применение
12 Проектирование программы психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями Самостоятельное изучение Описать права детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, регламентированные Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации». Воспроизведение
Описать содержательные и методические основы инклюзивного образования детей с разными нарушениями развития Воспроизведение
Описать организацию деятельности учителя, реализующего ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ. Воспроизведение
Описать структуру, содержание и особенности реализации программ психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями. Воспроизведение
13 Проектирование программы психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями Практическая работа Описать права детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, регламентированные Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации». Воспроизведение
Описать содержательные и методические основы инклюзивного образования детей с разными нарушениями развития Воспроизведение
Описать организацию деятельности учителя, реализующего ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ. Воспроизведение
Раскрыть сущность профессиональной и психологической готовности педагогов к работе с детьми, имеющими особенности развития. Воспроизведение
Описать структуру, содержание и особенности реализации программ психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями. Воспроизведение
14 Промежуточная аттестация (зачет) Промежуточная аттестация (заоч.) Сравнить педагогические системы образования детей с ОВЗ. Применение
Называть кадры, обеспечивающие специальное образование детей с особыми образовательными потребностями Узнавание
Описать организацию и содержание дифференцированного, интегрированного и инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями Воспроизведение
Перечислить причины физических и интеллектуальных нарушений развития Узнавание
Описать правовое закрепление конституционного права лиц с ограниченными возможностями здоровья на получение специального образования, регламентированного в международных и федеральных законодательных актах. Воспроизведение
Описать содержательные и методические основы инклюзивного образования детей с разными нарушениями развития Воспроизведение
Описать организацию деятельности учителя, реализующего ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ. Воспроизведение
Описать организацию деятельности учителя, реализующего ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ. Воспроизведение
Объяснить формы и организацию тьюторского сопровождения детей с ОВЗ Воспроизведение
Описать организацию дифференцированного и интегрированного образования обучающихся с ОВЗ. Воспроизведение

Литература

Основная

  1. Глухов, В. П. Специальная педагогика и специальная психология. Практикум : учебное пособие для вузов / В. П. Глухов. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 330 с. – ISBN 978-5-534-07275-4. – URL: https://urait.ru/bcode/470163 (дата обращения: 30.09.2021). – Режим доступа: по подписке. – Есть печатный аналог. – Текст : электронный.
  2. Колесникова, Г. И. Специальная психология и специальная педагогика. Психокоррекция нарушений развития : учебное пособие для вузов / Г. И. Колесникова. – 2-е изд., стер. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 215 с. – ISBN 978-5-534-06551-0. – URL: https://urait.ru/bcode/470828 (дата обращения: 30.09.2021). – Режим доступа: по подписке. – Есть печатный аналог. – Текст : электронный.
  3. Лапп, Е. А. Коррекционная педагогика. Проектирование и реализация педагогического процесса : учебное пособие для вузов / Е. А. Лапп, Е. В. Шипилова. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 147 с. – ISBN 978-5-534-08411-5. – URL: https://urait.ru/bcode/472223 (дата обращения: 30.09.2021). – Режим доступа: по подписке. – Есть печатный аналог. – Текст : электронный.
  4. Педагогика инклюзивного образования : учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлениям подгот. 44.03.01 "Педагогическое образование", 44.03.02 "Психолого-педагогическое образование", 44.03.04 "Профессиональное обучение" (квалификация (степень) "бакалавр") / Т. Г. Богданова, А. А. Гусейнова, Н. М. Назарова [и др.]; [Богданова Т. Г. и др.] ; под ред. Н. М. Назаровой. - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 333, [2] с. - ISBN 978-5-16-011182-7. – Текст: непосредственный.

Дополнительная

  1. Богатая О.Ф. Организация деятельности службы сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в современных образовательных условиях : методические рекомендации / Департамент образования и молодеж. политики Ханты-Манс. авт. округа-Югры, Гос. образоват. учреждение высшего проф. образования ХМАО-Югры "Сургут. гос. пед ун-т" ; авт.-сост. О.Ф. Богатая. - Сургут : РИО СурГПУ, 2015 г. – 142 [1] с. – Текст: непосредственный.
  2. Инклюзивное образование детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья : метод. рекомендации / Департамент образования и молодёж. политики Ханты-Манс. авт. округа - Югры, Бюджет. учреждение высш. образования Ханты-Манс. авт. округа - Югры "Сургут. гос. пед. ун-т", Науч.-исслед. лаб. инновац. образоват. технологий ; [авт.-сост.: Богатая О. Ф., Рассказова Н. П.]. - Сургут : РИО СурГПУ, 2016. - 140, [1] с. - Сведения доступны также по URL: https://lib.rucont.ru/efd/543517/info. – Текст: непосредственный.
  3. Организация инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных образовательных учреждениях : метод. рекомендации / Департамент образования и молодёж. политики Ханты-Манс. авт. округа - Югры, ГОУ ВПО ХМАО - Югры "Сургут. гос. пед. ун-т " ; [авт.-сост.: Богатая О. Ф., Павалаки И. Ф., Рассказова, Н. П.]. - Тюмень : Аксиома, 2013. - 89, [3] с. - Сведения доступны также по URL: https://lib.rucont.ru/efd/313530/info. – Текст: непосредственный.
  4. Подольская, О. А. Тьюторское сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования : учебное пособие / О. А. Подольская, И. В. Яковлева. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2019. – 79 с. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=500388 (дата обращения: 01.10.2021). – Режим доступа: по подписке. – ISBN 978-5-4475-9989-8. – Текст : электронный.
  5. Психолого-педагогическая диагностика детей с ограниченными возможностями здоровья : учеб. пособие : [направление подгот. - Специальное (дефектологическое) образование (уровень бакалавриата), психолого-педагогическое образование, магистер. прогр. "Педагогика и психология инклюзивного образования"] / [БУ ВО ХМАО - Югры, "Сургут. гос. пед. ун-т"] ; [сост.: Болгарова М. А. и др.]. - М. : [Перо], 2016. - 229, [1] с.
  6. Региональный ресурсный центр образовательных технологий по работе с детьми, имеющими особенности развития : метод. рекомендации / Бюджет. учреждение высш. образования Ханты-Манс. авт. округа - Югры "Сургут. гос. пед. ун-т", Регион. ресурс. центр образоват. технологий по работе с детьми, имеющими особенности развития ; [авт.-сост.: О. Ф. Богатая, Н. П. Рассказова, А. В. Сорокина]. - Сургут : РИО СурГПУ, 2018. - 105, [1] с. - Сведения доступны также по URL: https://lib.rucont.ru/efd/715061. – Текст: непосредственный.

Цифровые ресурсы

Источники

  1. Закон об образовании РФ (полный текст) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: zakonbase.ru.
  2. Методические рекомендации Министерства Образования РФ от 27.03.2000 г. № 127/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://obraz-old.volganet.ru/ – Загл. с экрана
  3. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. N АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами».
  4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26 Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-1 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
  5. Приказ от 20 сентября 2013 г. N 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/11/01/medkomissia-dok.html – Загл. с экрана.
  6. Приложение к распоряжению Правительства ХМАО-Югры от 19.02.2010 № 91-рп Стратегия развития образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2020 года. – Режим доступа: http://school15ugansk.edusite.ru/DswMedia/strategiyarazvitiyaobrazovaniyaxmao-yu.
  7. Распоряжение Министерства просвещения РФ от 9 сентября 2019 г. N Р-93 "Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации"

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа Б1.В.ДВ.25.01 Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с особыми образовательными потребностями в ОУ [Электронный ресурс]: Направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), направленность Русский язык и Литература, зачёт / БУ «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. О.Ф. Богатая – Электрон. дан. – Сургут , 2019. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.