бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра социально-художественного образования

Рабочая программа

2021-22 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Н.С. Боталова директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Sept. 14, 2021 утверждено Oct. 26, 2021
Г.И. Белошапка заведующий кафедрой
согласовано Sept. 21, 2021
Р.А. Белошапка декан факультета
согласовано Sept. 21, 2021

Б1.В.13 Методика и практика проведения экскурсионных мероприятий, 7 семестр

Б-8201, 51.03.03, Социально-культурная деятельность, экзамен

Общая трудоемкость дисциплины составляет 180 часов
Р.А. Белошапка ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
ПК-2 - готовность к использованию технологий социально-культурной деятельности (средств, форм, методов) для проведения информационно-просветительской работы, организации досуга, обеспечения условий для реализации социально-культурных инициатив населения, патриотического воспитания. Знать особенности экскурсионного процесса как технологии социально-культурной деятельности. знаниевый
Знать о средствах, формах, методах проведения экскурсии в формате информационно-просветительcкой работы знаниевый
Уметь выделять основные методы и приемы экскурсионной работы. ориентировочный
Уметь выделять особенности проведения обзорных, городских, природоведческих, автобусных экскурсий в процессе организации досуга населения. ориентировочный
Уметь разрабатывать экскурсионный маршрут. операциональный
Иметь опыт разработки и проведения экскурсии. опыт

Цели изучения дисциплины

Научить студентов использовать методы и приемы экскурсионной работы в разработке экскурсионных маршрутов и проведении экскурсий.

Задачи

  1. Знать содержательные аспекты экскурсионной работы.
  2. Овладеть методикой и практическими навыками разработки и проведения экскурсий.

Числовые характеристики

Трудоемкость 180 ч.
Аудиторная работа 72.0 ч.
Лекция 18.0 ч.
Семинар 18.0 ч.
Практическая работа 18.0 ч.
КСР 18.0 ч.
Контроль 2.0 ч.
Самостоятельная работа студента 106.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 13.0 ч. из 11 ч.
Часов в неделю 4.24 ч. (4.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1. Содержательные аспекты экскурсионной работы. Знать содержательные аспекты экскурсионной работы. Знать историю развития экскурсионной работы в России; понятия, признаки и принципы экскурсионной работы. Знать признаки классификации экскурсий; особенности видов и типов экскурсий; этапы и содержание экскурсионного процесса; имидж современного экскурсовода, особенности взаимодействия экскурсовода и экскурсантов.
  • Дидактическая единица (1) История развития экскурсионной деятельности в России.
  • Дидактическая единица (2) Принципы экскурсионной деятельности.
  • Дидактическая единица (3) Функции экскурсионной деятельности.
  • Дидактическая единица (4) Классификация экскурсий.
  • Дидактическая единица (5) Экскурсионный процесс.
  • Дидактическая единица (6) Особенности проведения различных видов экскурсий.
  • Дидактическая единица (7) Имидж современного экскурсовода.
  • Дидактическая единица (8) Особенности взаимодействия экскурсовода и экскурсантов.
  • Дидактическая единица (9) Рубежный контроль по модулю 1.
Модуль 2. Методика и практика разработки и проведения экскурсий. Овладеть методикой и практическими навыками разработки и проведения экскурсий. Владеть основными методами и приемами экскурсионной работы. Применять алгоритм разработки экскурсии. Применять алгоритм формирования «портфеля экскурсовода». Владеть техникой проведения экскурсии. Разрабатывать проект экскурсионного маршрута по территории ХМАО. Разрабатывать и проводить пробную учебную экскурсию.
  • Дидактическая единица (1) Постановка цели, задач экскурсии. Определение темы экскурсии.
  • Дидактическая единица (2) Анализ литературы и разработка текста тематической экскурсии.
  • Дидактическая единица (3) Комплектование дополнительного материала.
  • Дидактическая единица (4) Выбор экскурсионных объектов. Обход, объезд экскурсионного маршрута.
  • Дидактическая единица (5) Разработка экскурсионного маршрута.
  • Дидактическая единица (6) Методы и приемы проведения экскурсии.
  • Дидактическая единица (7) Выбор техники проведения экскурсии.
  • Дидактическая единица (8) Применение на практике методов и приемов рассказа и показа.
  • Дидактическая единица (9) Технологическая карта учебной экскурсии.
  • Дидактическая единица (10) Разработка и проведение учебной экскурсии.
  • Дидактическая единица (11) Рубежный контроль по модулю 2.

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 История развития экскурсионной деятельности в России. Лекция 2.0 1
2 История развития экскурсионной деятельности в России. Семинар 2.0 1
3 Принципы экскурсионной деятельности. Лекция 2.0 2
4 Принципы экскурсионной деятельности. Семинар 2.0 2
5 Функции экскурсионной деятельности. Лекция 2.0 3
6 Функции экскурсионной деятельности. Семинар 2.0 3
7 Классификация экскурсий. Лекция 2.0 4
8 Классификация экскурсий. Семинар 2.0 4
9 Классификация экскурсий. Индивидуальная работа 2.0 4
10 Экскурсионный процесс. Практическая работа 2.0 5
11 Экскурсионный процесс. Индивидуальная работа 2.0 5
12 Особенности проведения различных видов экскурсий. Практическая работа 2.0 6
13 Особенности проведения различных видов экскурсий. Индивидуальная работа 2.0 6
14 Особенности проведения различных видов экскурсий. Контрольная работа 2.0 6
15 Особенности проведения различных видов экскурсий. Самостоятельное изучение 2.0 6
16 Имидж современного экскурсовода. Лекция 2.0 7
17 Имидж современного экскурсовода. Практическая работа 2.0 7
18 Имидж современного экскурсовода. Самостоятельное изучение 2.0 7
19 Особенности взаимодействия экскурсовода и экскурсантов. Практическая работа 2.0 8
20 Особенности взаимодействия экскурсовода и экскурсантов. Другое 2.0 8
21 Рубежный контроль по модулю 1. Другое 2.0 9
22 Постановка цели, задач экскурсии. Определение темы экскурсии. Лекция 2.0 10
23 Постановка цели, задач экскурсии. Определение темы экскурсии. Семинар 2.0 10
24 Анализ литературы и разработка текста тематической экскурсии. Лекция 2.0 12
25 Анализ литературы и разработка текста тематической экскурсии. Семинар 2.0 12
26 Комплектование дополнительного материала. Практическая работа 2.0 13
27 Комплектование дополнительного материала. Индивидуальная работа 2.0 13
28 Разработка экскурсионного маршрута. Практическая работа 2.0 13
29 Разработка экскурсионного маршрута. Конференция 2.0 13
30 Методы и приемы проведения экскурсии. Лекция 2.0 14
31 Методы и приемы проведения экскурсии. Семинар 2.0 14
32 Методы и приемы проведения экскурсии. Индивидуальная работа 1.0 14
33 Методы и приемы проведения экскурсии. Практическая работа 2.0 14
34 Выбор техники проведения экскурсии. Практическая работа 2.0 15
35 Выбор техники проведения экскурсии. Семинар 2.0 15
36 Выбор техники проведения экскурсии. Самостоятельное изучение 2.0 15
37 Применение на практике методов и приемов рассказа и показа. Лекция 2.0 16
38 Применение на практике методов и приемов рассказа и показа. Семинар 2.0 16
39 Технологическая карта учебной экскурсии. Практическая работа 2.0 17
40 Технологическая карта учебной экскурсии. Конференция 2.0 17
41 Технологическая карта учебной экскурсии. Самостоятельное изучение 2.0 17
42 Разработка и проведение экскурсии. Другое 2.0 18
43 Разработка и проведение экскурсии. Другое 2.0 18
44 Разработка и проведение экскурсии. Индивидуальная работа 2.0 18
45 Рубежный контроль по модулю 2. Другое 4.0 18
46 Рубежный контроль по модулю 2. Промежуточная аттестация (экз.) 2.0 18
47 Разработка и проведение экскурсии. Самостоятельное изучение 3.0 18
48 Рубежный контроль по модулю 2. Самостоятельное изучение 2.0 18

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 История развития экскурсионной деятельности в России. Лекция Давать характеристику истории развития экскурсионной деятельности в России. Воспроизведение
2 История развития экскурсионной деятельности в России. Семинар Давать характеристику истории развития экскурсионной деятельности в России. Воспроизведение
3 Принципы экскурсионной деятельности. Лекция Описывать принципы экскурсионной деятельности. Воспроизведение
4 Принципы экскурсионной деятельности. Семинар Описывать принципы экскурсионной деятельности. Воспроизведение
5 Функции экскурсионной деятельности. Лекция Охарактеризовывать функции экскурсионной деятельности. Воспроизведение
6 Функции экскурсионной деятельности. Семинар Охарактеризовывать функции экскурсионной деятельности. Воспроизведение
7 Классификация экскурсий. Лекция Описывать основные свойства классификации экскурсий. Воспроизведение
8 Классификация экскурсий. Семинар Описывать основные свойства классификации экскурсий. Воспроизведение
9 Классификация экскурсий. Индивидуальная работа Описывать основные свойства классификации экскурсий. Воспроизведение
10 Экскурсионный процесс. Практическая работа Выделять особенности экскурсионного процесса. Применение
11 Экскурсионный процесс. Индивидуальная работа Выделять особенности экскурсионного процесса. Применение
12 Особенности проведения различных видов экскурсий. Практическая работа Выделять особенности проведения различных видов экскурсий и применять их на практике. Применение
13 Особенности проведения различных видов экскурсий. Индивидуальная работа Выделять особенности проведения различных видов экскурсий и применять их на практике. Применение
14 Особенности проведения различных видов экскурсий. Контрольная работа Выделять особенности проведения различных видов экскурсий и применять их на практике. Применение
15 Особенности проведения различных видов экскурсий. Самостоятельное изучение Выделять особенности проведения различных видов экскурсий и применять их на практике. Применение
16 Имидж современного экскурсовода. Лекция Описывать имидж современного экскурсовода. Воспроизведение
17 Имидж современного экскурсовода. Практическая работа Описывать имидж современного экскурсовода. Воспроизведение
18 Имидж современного экскурсовода. Самостоятельное изучение Описывать имидж современного экскурсовода. Воспроизведение
19 Особенности взаимодействия экскурсовода и экскурсантов. Практическая работа Определять особенности взаимодействия экскурсовода и экскурсантов, применять их на практике. Применение
20 Особенности взаимодействия экскурсовода и экскурсантов. Другое Определять особенности взаимодействия экскурсовода и экскурсантов, применять их на практике. Применение
21 Рубежный контроль по модулю 1. Другое Рубежный контроль по модулю 1. Воспроизведение
22 Постановка цели, задач экскурсии. Определение темы экскурсии. Лекция Уметь ставить цели, задачи экскурсии и определять темы экскурсии. Воспроизведение
23 Постановка цели, задач экскурсии. Определение темы экскурсии. Семинар Уметь ставить цели, задачи экскурсии и определять темы экскурсии. Воспроизведение
24 Анализ литературы и разработка текста тематической экскурсии. Лекция Анализировать литературу для разработки текста тематической экскурсии. Воспроизведение
25 Анализ литературы и разработка текста тематической экскурсии. Семинар Анализировать литературу для разработки текста тематической экскурсии. Воспроизведение
26 Комплектование дополнительного материала. Практическая работа Составлять разработку комплектования дополнительного материала. Применение
27 Комплектование дополнительного материала. Индивидуальная работа Составлять разработку комплектования дополнительного материала. Применение
28 Разработка экскурсионного маршрута. Практическая работа Применять навыки разработки экскурсионного маршрута. Применение
29 Разработка экскурсионного маршрута. Конференция Применять навыки разработки экскурсионного маршрута. Применение
30 Методы и приемы проведения экскурсии. Лекция Характеризовать методы и приемы проведения экскурсии. Воспроизведение
31 Методы и приемы проведения экскурсии. Семинар Характеризовать методы и приемы проведения экскурсии. Воспроизведение
32 Методы и приемы проведения экскурсии. Индивидуальная работа Характеризовать методы и приемы проведения экскурсии. Воспроизведение
33 Методы и приемы проведения экскурсии. Практическая работа Характеризовать методы и приемы проведения экскурсии. Воспроизведение
34 Выбор техники проведения экскурсии. Практическая работа Применять навыки выбора техники проведения экскурсии. Применение
35 Выбор техники проведения экскурсии. Семинар Применять навыки выбора техники проведения экскурсии. Применение
36 Выбор техники проведения экскурсии. Самостоятельное изучение Применять навыки выбора техники проведения экскурсии. Применение
37 Применение на практике методов и приемов рассказа и показа. Лекция Характеризовать методы и приемы рассказа и показа. Воспроизведение
38 Применение на практике методов и приемов рассказа и показа. Семинар Характеризовать методы и приемы рассказа и показа. Воспроизведение
39 Технологическая карта учебной экскурсии. Практическая работа Разрабатывать технологическую карту учебной экскурсии. Применение
40 Технологическая карта учебной экскурсии. Конференция Разрабатывать технологическую карту учебной экскурсии. Применение
41 Технологическая карта учебной экскурсии. Самостоятельное изучение Разрабатывать технологическую карту учебной экскурсии. Применение
42 Разработка и проведение экскурсии. Другое Самостоятельно разрабатывать и проводить учебную экскурсию. Творчество
43 Разработка и проведение экскурсии. Другое Самостоятельно разрабатывать и проводить учебную экскурсию. Творчество
44 Разработка и проведение экскурсии. Индивидуальная работа Самостоятельно разрабатывать и проводить учебную экскурсию. Творчество
45 Рубежный контроль по модулю 2. Другое Рубежный контроль по модулю 2. Применение
46 Рубежный контроль по модулю 2. Промежуточная аттестация (экз.) Рубежный контроль по модулю 2. Применение
47 Разработка и проведение экскурсии. Самостоятельное изучение Самостоятельно разрабатывать и проводить учебную экскурсию. Творчество
48 Рубежный контроль по модулю 2. Самостоятельное изучение Рубежный контроль по модулю 2. Применение

Литература

Основная

  1. Белошапка, Р. А.Методика и практика проведения экскурсий : учеб.-метод. пособие [для студентов вузов] : направление подгот. 51.03.03 - Социально-культурная деятельность (уровень бакалавриата) / Р. А. Белошапка ; Департамент образования и молодёж. политики Ханты-Манс. авт. округа - Югры, Бюджет. учреждение высш. образования Ханты-Манс. авт. округа - Югры "Сургут. гос. пед. ун-т". - Сургут : РИО СурГПУ, 2017. - 175, [4] с. - Гриф УМО. - ISBN 978-5-93190-348-4.- Сведения доступны также по URL: https://lib.rucont.ru/efd/670823/info- Текст: непосредственный
  2. Жираткова, Ж. В. Организация экскурсионной деятельности : учебник и практикум для вузов / Ж. В. Жираткова, Т. В. Рассохина, Х. Ф. Очилова. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 189 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12370-8. — URL: https://urait.ru/bcode/476412 (дата обращения: 09.09.2021). — Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный
  3. Седова, Н.А. Профессиональное мастерство экскурсовода : учебное пособие / Н.А. Седова. - Омск : Омский государственный институт сервиса, 2020. - 50 c.- ISBN 978-8-93252-293-6. — URL: http://www.iprbookshop.ru/26690.html (дата обращения: 09.09.2020). — Режим доступа: по подписке. – Текст: электронный

Дополнительная

  1. Александрова, А. Ю. Тематические парки мира : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подгот. "Туризм" / А. Ю. Александрова, О. Н. Сединкина. - М. : КноРус, 2013. - 206, [1] с. - Гриф УМО. - ISBN 978-5-406-02818-6.- Текст: непосредственный
  2. Балюк, Н.А. Экскурсоведение : учебное пособие / Н.А. Балюк ; Тюменский государственный университет. – 2-е изд., перераб. и доп. – Тюмень : Тюменский государственный университет, 2018. – 236 с. – ISBN 978-5-400-01457-4. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=571879 (дата обращения: 09.09.2020). – Режим доступа: по подписке. – Текст: электронный
  3. Инновации в экскурсионной работе: концепции, технологии, практика : в 2 частях / О. Е. Афанасьев, К. В. Агнаева, К. А. Лебедев и др. ; под ред. О. Е. Афанасьева ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2021. – Ч. 1. – 593 с. : ил., табл. –URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=600585 (дата обращения: 07.09.2021). – ISBN 978-5-4499-1485-9 (ч. 1). - ISBN 978-5-4499-1484-2. – DOI 10.23681/600585. – Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный
  4. Инновации в экскурсионной работе: концепции, технологии, практика : в 2 частях / О. Е. Афанасьев, К. В. Агнаева, К. А. Лебедев и др. ; под ред. О. Е. Афанасьева ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2021. – Ч. 2. – 497 с. : ил., табл. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=600589 (дата обращения: 07.09.2021). – ISBN 978-5-4499-1486-6 (ч. 2). - ISBN 978-5-4499-1484-2. – DOI 10.23681/600589. – Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный
  5. Крепс, Т. В. Организация экскурсионного обслуживания в туристской деятельности : учебное пособие для обучающихся по направлению подготовки бакалавриата «Туризм» / Т. В. Крепс. — Краснодар, Саратов : Южный институт менеджмента, Ай Пи Эр Медиа, 2019. — 99 c. — ISBN 978-5-93926-331-3. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/81859.html (дата обращения: 07.09.2021).
  6. Потапова, С.А. Экскурсионно-выставочная деятельность : учебное пособие / С.А. Потапова. - Москва : Московский гуманитарный университет, 2012. - 99 c.- ISBN 978-5-98079-824-6. — URL: http://www.iprbookshop.ru/14533.html (дата обращения: 09.09.2020). – Режим доступа: по подписке. – Текст: электронный
  7. Скобельцына, А. С. Технологии и организация экскурсионных услуг : учеб. для акад. бакалавриата : для студентов вузов, обучающихся по экон. направлениям / А. С. Скобельцына, А. П. Шарухин. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2019. - 261, [2] с. - (Бакалавр. Академический курс). - ISBN 978-5-534-06902-0.- Текст: непосредственный

Цифровые ресурсы

  1. Журавлева, М.М., Шиш, Е.А. Экскурсоведение. Курс лекций / М.М.Журавлева, Е.А.Шиш / [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.ifrgufk.ru/files/images/9f396d4fea0b5b8f790a78d207eb96a2.pdf

Источники

  1. Национальный проект «Культура» [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://strategy24.ru/rf/culture/projects/natsional-nyy-proyekt-kul-tura
  2. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 4 августа 2014 г. N 539н "Об утверждении профессионального стандарта "Экскурсовод (гид)" [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://fgosvo.ru/04.005.pdf
  3. Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/420340006
  4. Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/AsA9RAyYVAJnoBuKgH0qEJA9IxP7f2xm.pdf
  5. Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019 - 2025 ГОДЫ)» [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.russiatourism.ru/contents/deyatelnost/programmy-i-proekty/federalnaya-tselevaya-programma-razvitie-vnutrennego-i-vezdnogo-turizma-v-rossiyskoy-federatsii-2019-2025-gody-/

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. Б1.В.13 Методика и практика проведения экскурсионных мероприятий [Электронный ресурс]: Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 51.03.03 Социально-культурная деятельность /БУ ВО «Сургут. гос. пед. ун-т»; сост. Р.А.Белошапка. – Элек-трон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2021. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.