бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра социально-художественного образования

Рабочая программа

2021-22 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Н.С. Боталова директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Sept. 14, 2021 утверждено Oct. 26, 2021
Г.И. Белошапка заведующий кафедрой
согласовано Sept. 14, 2021
Р.А. Белошапка декан факультета
согласовано Sept. 14, 2021

Б1.В.02.06 Основы социокультурного проектирования, 5 семестр

Б-9201, 51.03.03, Социально-культурная деятельность, экзамен

Общая трудоемкость дисциплины составляет 216 часов
Р.А. Белошапка ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
ПК-1 Способен проектировать социально-культурную деятельность на основе изучения запросов различных социальных групп населения. характеризовать возрастные особенности аудитории различных социальных групп населения, на которых направлено проектирование ориентировочный
выделять актуальность запросов различных социальных групп населения операциональный
выделять способы проектирования социально-культурной деятельности операциональный
иметь опыт разработки и реализации проектов в сфере социально-культурной деятельности на основе изучения запросов различных социальных групп населения опыт

Цели изучения дисциплины

Формирование теоретических знаний и практических навыков по основам социокультурного проектирования.

Задачи

  1. Знать теоретические основы социокультурного проектирования.
  2. Применять практические навыки разработки и реализации социокультурных проектов на практике.

Числовые характеристики

Трудоемкость 216 ч.
Аудиторная работа 108.0 ч.
Лекция 20.0 ч.
Семинар 0 ч.
Практическая работа 68.0 ч.
КСР 20.0 ч.
Контроль 2.0 ч.
Самостоятельная работа студента 106.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 14.0 ч. из 14 ч.
Часов в неделю 6.35 ч. (5.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1. Теоретические основы социокультурного проектирования. Знать теоретические основы социокультурного проектирования. Давать определения понятий социокультурного проектирования; выделять отличительные особенности социокультурного проекта от программы, концепции; определять возможные области применения социокультурного проектирования; виды и направления социокультурных проектов; основные требования к социокультурным проектам; основные разделы, этапы проектирования. Уметь определять целеполагание и задачи в социокультурных проектах.
  • Дидактическая единица (1) Основы теории социокультурного проектирования.
  • Дидактическая единица (2) Понятийный аппарат социокультурного проектирования.
  • Дидактическая единица (3) Отличие проекта от программы.
  • Дидактическая единица (4) Сущность технологии социокультурного, программно-целевого проектирования.
  • Дидактическая единица (5) Выбор актуальной проблемы для проектирования.
  • Дидактическая единица (6) Исследовательское поле социокультурного проекта.
  • Дидактическая единица (7) Методы социологического опроса.
  • Дидактическая единица (8) Характеристика аудитории как основа разработки социокультурных проектов.
  • Дидактическая единица (9) Структура социокультурного проекта, его основные элементы.
  • Дидактическая единица (10) Рубежный контроль по модулю 1.
Модуль 2. Разработка и реализация социокультурных проектов. Применять практические навыки разработки и реализации социокультурных проектов на практике. Овладевать практическими навыками разработки и реализации социокультурных проектов: осуществлять процедуру разработки социокультурного проекта; фандрайзинговой деятельности; выбирать способы сбора, анализа информации, проблем проектов; отбирать формы и методы социокультурного проекта; уметь разрабатывать и презентовать социокультурный проект.
  • Дидактическая единица (1) Программа проекта: цель, задачи, методы проекта.
  • Дидактическая единица (2) Инструментарий социокультурного проектирования.
  • Дидактическая единица (3) Поиск социальных партнеров. Фандрайзинг.
  • Дидактическая единица (4) Разработка социокультурного проекта.
  • Дидактическая единица (5) Предполагаемые результаты и оценка эффективности проекта.
  • Дидактическая единица (6) Оформление текста проекта.
  • Дидактическая единица (7) Требования к защите социокультурного проекта.
  • Дидактическая единица (8) Этапы реализации социокультурного проекта.
  • Дидактическая единица (9) Подача проекта на конкурс.
  • Дидактическая единица (10) Рубежный контроль по модулю 2.
  • Дидактическая единица (11) Промежуточная аттестация. Экзамен

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Основы теории социокультурного проектирования. Лекция 2.0 1
2 Инструментарий социокультурного проектирования. Лекция 2.0 1
3 Разработка социокультурного проекта. Самостоятельное изучение 4.0 1
4 Характеристика аудитории как основа разработки социокультурных проектов. Самостоятельное изучение 2.0 1
5 Выбор актуальной проблемы для проектирования. Самостоятельное изучение 2.0 1
6 Понятийный аппарат социокультурного проектирования. Лекция 2.0 2
7 Понятийный аппарат социокультурного проектирования. Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 2
8 Отличие проекта от программы. Лекция 2.0 3
9 Отличие проекта от программы. Практическая работа (К-т. 50/50) 4.0 3
10 Сущность технологии социокультурного, программно-целевого проектирования. Лекция 2.0 4
11 Сущность технологии социокультурного, программно-целевого проектирования. Практическая работа (К-т. 50/50) 4.0 4
12 Выбор актуальной проблемы для проектирования. Лекция 2.0 5
13 Выбор актуальной проблемы для проектирования. Конференция (К-т - 50/50) 2.0 5
14 Исследовательское поле социокультурного проекта. Практическая работа (К-т. 50/50) 4.0 6
15 Исследовательское поле социокультурного проекта. Контрольная работа (К-т 50/50) 2.0 6
16 Исследовательское поле социокультурного проекта. Лекция 2.0 6
17 Методы социологического опроса. Лекция 2.0 7
18 Методы социологического опроса. Практическая работа (К-т. 50/50) 4.0 7
19 Методы социологического опроса. Индивидуальная работа 2.0 7
20 Характеристика аудитории как основа разработки социокультурных проектов. Лекция 2.0 8
21 Характеристика аудитории как основа разработки социокультурных проектов. Практическая работа (К-т. 50/50) 4.0 8
22 Характеристика аудитории как основа разработки социокультурных проектов. Индивидуальная работа 2.0 8
23 Структура социокультурного проекта, его основные элементы. Лекция 2.0 9
24 Структура социокультурного проекта, его основные элементы. Практическая работа (К-т. 50/50) 4.0 9
25 Рубежный контроль по модулю 1. Практическая работа (К-т. 50/50) 4.0 10
26 Рубежный контроль по модулю 1. Другое (Коэффициент - 50/50) 2.0 10
27 Программа проекта: цель, задачи, методы проекта. Конференция (К-т - 50/50) 2.0 11
28 Программа проекта: цель, задачи, методы проекта. Практическая работа (К-т. 50/50) 4.0 11
29 Программа проекта: цель, задачи, методы проекта. Индивидуальная работа 2.0 11
30 Инструментарий социокультурного проектирования. Практическая работа (К-т. 50/50) 4.0 12
31 Инструментарий социокультурного проектирования. Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 12
32 Поиск социальных партнеров. Конференция (К-т - 50/50) 2.0 13
33 Поиск социальных партнеров. Индивидуальная работа 2.0 13
34 Поиск социальных партнеров. Практическая работа (К-т. 50/50) 4.0 13
35 Разработка социокультурного проекта. Конференция (К-т - 50/50) 2.0 14
36 Разработка социокультурного проекта. Практическая работа (К-т. 50/50) 4.0 14
37 Предполагаемые результаты и оценка эффективности проекта. Практическая работа (К-т. 50/50) 4.0 15
38 Оформление текста проекта. Практическая работа (К-т. 50/50) 4.0 16
39 Требования к защите социокультурного проекта. Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 17
40 Требования к защите социокультурного проекта. Другое (Коэффициент - 50/50) 2.0 17
41 Требования к защите социокультурного проекта. Практическая работа (К-т. 50/50) 4.0 17
42 Этапы реализации социокультурного проекта. Индивидуальная работа 2.0 17
43 Промежуточная аттестация. Экзамен Индивидуальная работа 2.0 17
44 Этапы реализации социокультурного проекта. Другое (Коэффициент - 50/50) 2.0 18
45 Этапы реализации социокультурного проекта. Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 18
46 Рубежный контроль по модулю 2. Другое (Коэффициент - 50/50) 4.0 18
47 Подача проекта на конкурс. Практическая работа (К-т. 50/50) 4.0 18
48 Промежуточная аттестация. Экзамен Промежуточная аттестация (экз.) 2.0 18

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Основы теории социокультурного проектирования. Лекция Знать основы теории социокультурного проектирования. Воспроизведение
2 Инструментарий социокультурного проектирования. Лекция Описывать сущность инструментария социокультурного проектирования. Воспроизведение
3 Разработка социокультурного проекта. Самостоятельное изучение Составлять алгоритм разработки социокультурного проекта. Применение
Применять алгоритм разработки социокультурного проекта на практике. Применение
4 Характеристика аудитории как основа разработки социокультурных проектов. Самостоятельное изучение Охарактеризовывать аудиторию как основу разработки социокультурных проектов. Воспроизведение
5 Выбор актуальной проблемы для проектирования. Самостоятельное изучение Охарактеризовывать сущность актуальной проблемы для проектирования. Воспроизведение
Составлять классификацию актуальных проблем для проектирования. Воспроизведение
6 Понятийный аппарат социокультурного проектирования. Лекция Характеризовать определение понятий социокультурного проектирования. Воспроизведение
Описывать сущность социокультурного проектирования. Воспроизведение
7 Понятийный аппарат социокультурного проектирования. Практическая работа (К-т. 50/50) Характеризовать определение понятий социокультурного проектирования. Воспроизведение
Описывать сущность социокультурного проектирования. Воспроизведение
8 Отличие проекта от программы. Лекция Выделять отличия проекта от программы. Воспроизведение
9 Отличие проекта от программы. Практическая работа (К-т. 50/50) Выделять отличия проекта от программы. Воспроизведение
10 Сущность технологии социокультурного, программно-целевого проектирования. Лекция Описывать сущность технологии социокультурного, программно-целевого проектирования. Воспроизведение
11 Сущность технологии социокультурного, программно-целевого проектирования. Практическая работа (К-т. 50/50) Описывать сущность технологии социокультурного, программно-целевого проектирования. Воспроизведение
12 Выбор актуальной проблемы для проектирования. Лекция Охарактеризовывать сущность актуальной проблемы для проектирования. Воспроизведение
Составлять классификацию актуальных проблем для проектирования. Воспроизведение
13 Выбор актуальной проблемы для проектирования. Конференция (К-т - 50/50) Охарактеризовывать сущность актуальной проблемы для проектирования. Воспроизведение
Составлять классификацию актуальных проблем для проектирования. Воспроизведение
14 Исследовательское поле социокультурного проекта. Практическая работа (К-т. 50/50) Знать исследовательское поле социокультурного проекта. Воспроизведение
15 Исследовательское поле социокультурного проекта. Контрольная работа (К-т 50/50) Знать исследовательское поле социокультурного проекта. Воспроизведение
16 Исследовательское поле социокультурного проекта. Лекция Знать исследовательское поле социокультурного проекта. Воспроизведение
17 Методы социологического опроса. Лекция Описывать методы социального опроса. Воспроизведение
18 Методы социологического опроса. Практическая работа (К-т. 50/50) Описывать методы социального опроса. Воспроизведение
19 Методы социологического опроса. Индивидуальная работа Описывать методы социального опроса. Воспроизведение
20 Характеристика аудитории как основа разработки социокультурных проектов. Лекция Охарактеризовывать аудиторию как основу разработки социокультурных проектов. Воспроизведение
21 Характеристика аудитории как основа разработки социокультурных проектов. Практическая работа (К-т. 50/50) Охарактеризовывать аудиторию как основу разработки социокультурных проектов. Воспроизведение
22 Характеристика аудитории как основа разработки социокультурных проектов. Индивидуальная работа Охарактеризовывать аудиторию как основу разработки социокультурных проектов. Воспроизведение
23 Структура социокультурного проекта, его основные элементы. Лекция Охарактеризовывать структуру социокультурного проекта, его основные элементы. Воспроизведение
Составлять таблицу свойств элементов социокультурного проекта. Воспроизведение
24 Структура социокультурного проекта, его основные элементы. Практическая работа (К-т. 50/50) Охарактеризовывать структуру социокультурного проекта, его основные элементы. Воспроизведение
Составлять таблицу свойств элементов социокультурного проекта. Воспроизведение
25 Рубежный контроль по модулю 1. Практическая работа (К-т. 50/50) Давать характеристику понятий цель, задачи, методы проекта. Воспроизведение
Уметь формулировать цель, задачи, методы проекта. Воспроизведение
26 Рубежный контроль по модулю 1. Другое (Коэффициент - 50/50) Давать характеристику понятий цель, задачи, методы проекта. Воспроизведение
Уметь формулировать цель, задачи, методы проекта. Воспроизведение
27 Программа проекта: цель, задачи, методы проекта. Конференция (К-т - 50/50) Описывать сущность инструментария социокультурного проектирования. Воспроизведение
28 Программа проекта: цель, задачи, методы проекта. Практическая работа (К-т. 50/50) Описывать сущность инструментария социокультурного проектирования. Воспроизведение
29 Программа проекта: цель, задачи, методы проекта. Индивидуальная работа Описывать сущность инструментария социокультурного проектирования. Воспроизведение
30 Инструментарий социокультурного проектирования. Практическая работа (К-т. 50/50) Защищать проект фандрайзинговой деятельности. Творчество
Составлять программу поиска социальных партнеров. Применение
31 Инструментарий социокультурного проектирования. Практическая работа (К-т. 50/50) Защищать проект фандрайзинговой деятельности. Творчество
Составлять программу поиска социальных партнеров. Применение
32 Поиск социальных партнеров. Конференция (К-т - 50/50) Составлять алгоритм разработки социокультурного проекта. Применение
Применять алгоритм разработки социокультурного проекта на практике. Применение
33 Поиск социальных партнеров. Индивидуальная работа Составлять алгоритм разработки социокультурного проекта. Применение
Применять алгоритм разработки социокультурного проекта на практике. Применение
34 Поиск социальных партнеров. Практическая работа (К-т. 50/50) Составлять алгоритм разработки социокультурного проекта. Применение
Применять алгоритм разработки социокультурного проекта на практике. Применение
35 Разработка социокультурного проекта. Конференция (К-т - 50/50) Давать оценку эффективности проекта. Применение
36 Разработка социокультурного проекта. Практическая работа (К-т. 50/50) Давать оценку эффективности проекта. Применение
37 Предполагаемые результаты и оценка эффективности проекта. Практическая работа (К-т. 50/50) Применять алгоритм оформления текста проекта с учетом предъявляемых требований. Применение
38 Оформление текста проекта. Практическая работа (К-т. 50/50) Описывать требования к защите социокультурного проекта. Воспроизведение
39 Требования к защите социокультурного проекта. Практическая работа (К-т. 50/50) Разрабатывать и представлять к защите план реализации социокультурного проекта. Применение
40 Требования к защите социокультурного проекта. Другое (Коэффициент - 50/50) Разрабатывать и представлять к защите план реализации социокультурного проекта. Применение
41 Требования к защите социокультурного проекта. Практическая работа (К-т. 50/50) Разрабатывать и представлять к защите план реализации социокультурного проекта. Применение
42 Этапы реализации социокультурного проекта. Индивидуальная работа Разрабатывать и представлять к защите план реализации социокультурного проекта. Применение
43 Промежуточная аттестация. Экзамен Индивидуальная работа Применять теоретические и практические знания по основам социокультурного проектирования Применение
44 Этапы реализации социокультурного проекта. Другое (Коэффициент - 50/50) Разрабатывать и представлять к защите план реализации социокультурного проекта. Применение
45 Этапы реализации социокультурного проекта. Практическая работа (К-т. 50/50) Разрабатывать и представлять к защите план реализации социокультурного проекта. Применение
46 Рубежный контроль по модулю 2. Другое (Коэффициент - 50/50) Владеть навыками разработки и реализации социокультурных проектов. Применение
47 Подача проекта на конкурс. Практическая работа (К-т. 50/50) Представлять к защите оформленный проект для подачи на конкурс с учетом предъявляемых конкурсных требований. Применение
48 Промежуточная аттестация. Экзамен Промежуточная аттестация (экз.) Применять теоретические и практические знания по основам социокультурного проектирования Применение

Литература

Основная

  1. Астахов, О. Ю. Теория и методика социокультурного проектирования : практикум для обучающихся по направлению подготовки 51.03.01 «Культурология», профиль подготовки «Социокультурное проектирование», квалификация (степень) выпускника «бакалавр» / О. Ю. Астахов. — Кемерово : Кемеровский государственный институт культуры, 2020. — 56 c. — ISBN 978-5-8154-0536-3. —URL: https://www.iprbookshop.ru/108581.html (дата обращения: 09.09.2021). — Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный
  2. Баканов, Е. А. Проектный менеджмент в социально-культурной деятельности : практикум по дисциплине для обучающихся по направлению подготовки 51.03.03 «Социально-культурная деятельность», профиль подготовки «Менеджмент социально-культурной деятельности», квалификация (степень) выпускника «бакалавр» / Е. А. Баканов. — Кемерово : Кемеровский государственный институт культуры, 2018. — 56 c. — ISBN 978-5-8154-0423-6. —URL: https://www.iprbookshop.ru/93517.html (дата обращения: 09.09.2021). — Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный
  3. Пирогов, С. В.Социальное прогнозирование и проектирование : учеб. пособие [для бакалавров по специальностям "Социология", "Социальная работа", "Менеджмент" и магистров по специальности "Социология управления"] / С. В. Пирогов. - М. : Проспект, 2017. - 371 с. - ISBN 978-5-392-23408-0.- Текст: непосредственный
  4. Социальное проектирование в образовании и практике социальной работы : учебное пособие / А. В. Старшинова, С. Н. Панкова, Е. Б. Архипова [и др.] ; под редакцией А. В. Старшиновой. — Екатеринбург : Издательство Уральского университета, 2018. — 160 c. — ISBN 978-5-7996-2313-5. —URL: https://www.iprbookshop.ru/106519.html (дата обращения: 07.09.2021). — Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный
  5. Стегний, В. Н. Социальное прогнозирование и проектирование : учебник для вузов / В. Н. Стегний. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 182 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07184-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/473066 (дата обращения: 09.09.2021). — Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный

Дополнительная

  1. Асанова, И. М. Организация культурно-досуговой деятельности : учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлениям "Туризм" и "Гостиничное дело" / И. М. Асанова, С. О. Дерябина, В. В. Игнатьева. - 3-е изд., стер. - М. : Академия, 2013. - 191, [1] с. - (Высшее профессиональное образование) (Бакалавриат. Туризм). - Гриф МО. - ISBN 978-5-4468-0139-8.- Текст: непосредственный
  2. Астахов, О. Ю. Теория и методика социокультурного проектирования : учебное пособие для обучающихся по направлению подготовки 51.03.01 «Культурология», профилю подготовки «Социокультурное проектирование», квалификация (степень) выпускника «бакалавр» / О. Ю. Астахов, А. С. Двуреченская. — Кемерово : Кемеровский государственный институт культуры, 2020. — 152 c. — ISBN 978-5-8154-0517-2. —URL: https://www.iprbookshop.ru/108582.html (дата обращения: 07.09.2021). — Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный
  3. Гончарук, А.Ю. Теория и методика социально-педагогического проектирования и прогнозирования : учебно-методическое пособие и практикум по III Государственному стандарту / А.Ю. Гончарук. - М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2020. - 235 с. - ISBN 978-5-4475-3814-9. – URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=276489 (дата обращения: 09.09.2020). – Режим доступа: по подписке. – Текст: электронный
  4. Новаторов, В. Е. Социально-культурный маркетинг: история, теория, технология : учеб. пособие [для студентов вузов] / В. Е. Новаторов. - СПб. [и др.] : Лань [и др.], [2015]. - 381, [2] с. - (Учебники для вузов. Специальная литература). - ISBN 978-5-8114-1771-1.- Текст: непосредственный
  5. Основы культурной политики : учебное пособие / под ред. В.Н. Грузкова ; Министерство образования и науки РФ, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Кавказский федеральный университет». – Ставрополь : СКФУ, 2021. – 198 с. – ISBN 978-5-9765-1173-6.- URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=93458 (дата обращения: 09.09.2020). – Режим доступа: по подписке. – Текст: электронный
  6. Теория и методика социокультурного проектирования. Часть I : учебно-методический комплекс дисциплины «Теория и методика социокультурного проектирования» по направлению подготовки 033000.62 «Культурология», профилю подготовки «Социокультурное проектирование», квалификация (степень) выпускника – «бакалавр» / составители П. И. Балабанов. — Кемерово : Кемеровский государственный институт культуры, 2013. — 64 c. — URL: https://www.iprbookshop.ru/55264.html (дата обращения: 09.09.2021). — Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный

Цифровые ресурсы

  1. Как написать проект /[Электронный ресурс] – Режим доступа: http://rc.vopros-otvet.kz/kak-napisat-proekt.html
  2. Как создать эффективный социальный проект /[Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.dvaga.ru/socpro/kak-sozdat-effektivnyj-socialnyj-proekt-ponyatie-socialnogo-proekta.html
  3. Клепинин, Д.А. Социальное проектирование как способ активного изменения мира / [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ilgatto.livejournal.com/121187.html
  4. Что такое грант и как его получить? / [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.homearchive.ru/other/o0041.html

Источники

  1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2019 - 2025 годы [Электронный ресурс] https://docs.edu.gov.ru/document/3a928e13b4d292f8f71513a2c02086a3/download/1337/
  2. Национальный проект «Культура» [Электронный ресурс] https://strategy24.ru/rf/culture/projects/natsional-nyy-proyekt-kul-tura
  3. Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года [Электронный ресурс] http://static.government.ru/media/files/AsA9RAyYVAJnoBuKgH0qEJA9IxP7f2xm.pdf
  4. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс] https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. Б1.В.02.06 Основы социокультурного проектирования [Электронный ресурс]: Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 51.03.03 Социально-культурная деятельность / БУ ВО «Сургут. гос. пед. ун-т»; сост. Р.А.Белошапка. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2021. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.