бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра педагогического и специального образования

Рабочая программа

2021-22 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Н.С. Боталова директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Sept. 15, 2021 утверждено Oct. 25, 2021
А.А. Ниязова заведующий кафедрой
согласовано Sept. 16, 2021
В.В. Толмачева декан факультета
согласовано Oct. 1, 2021

Б1.В.02.05 Образование и реабилитация детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, 5 семестр

Б-09111, 44.03.03, Специальное (дефектологическое) образование, экзамен

Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов
Е.М. Багнетова ____________
О.А. Некрасова ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
– ПК-1 Способен осуществлять обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в разных институциональных условиях с использованием специальных методик и современных образовательных технологий  методами и приемами дифференциальной диагностики нарушений функций ОДА знаниевый
 объяснить пути обогащения представлений об окружающем мире детей с ДЦП и объяснить работу по коррекции личностных установок детей с ДЦП операциональный
 методами и приемами дифференциальной диагностики нарушений функций ОДА опыт
ПК-3 Способен дифференцированно использовать в коррекционно-развивающем процессе современные методики и технологии с учетом особенностей развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья образовательные потребности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата; знаниевый
применение методы организации занятий с обучающимися с нарушениями опорнодвигательного аппарат операциональный
осуществлять планирование коррекционно-образовательного/реабилитационного процесса с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата; опыт

Цели изучения дисциплины

Формирование умений проектировать и осуществлять коррекционнопедагогическую и реабилитационную работу с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата на основе знаний специальных методик, современных педагогических технологий и особенностей организации развивающей предметно-пространственной среды

Задачи

  1. Научить осуществлять выбор содержания, методов, приемов и средств коррекционно-педагогической и реабилитационной работы с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата
  2. Научить проектировать коррекционную и реабилитационную деятельность, разрабатывать конспекты занятий, опираясь на образовательные программы и индивидуальные особенности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Числовые характеристики

Трудоемкость 108 ч.
Аудиторная работа 12.0 ч.
Лекция 4.0 ч.
Семинар 0 ч.
Практическая работа 8.0 ч.
КСР 0 ч.
Контроль 9.0 ч.
Самостоятельная работа студента 87.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 14.5 ч. из 15.5 ч.
Часов в неделю 3.0 ч. (11.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1 1. Сформировать знания об особенностях организации коррекционно- образовательного процесса лиц с нарушениями ОДА Способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики
  • Принципы построения и организации коррекционно- педагогического процесса в ДОУ для детей с нарушениями ОДА
  • Организация коррекционно- педагогической и медицинской помощи детям с нарушениями функций ОДА
  • Задачи и содержание коррекционно-педагогической работы с детьми с ДЦП
Модуль 2 2. Научить проектировать образовательный процесс и коррекционно- педагогическую работу с детьми с ДЦП с учетом их индивидуальных образовательных потребностей и возможностей развития Способен осуществлять обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в разных институциональных условиях с использованием специальных методик и современных образовательных технологий
  • Организация коррекционно- педагогической работы с детьми с ДЦП
  • Особенности содержания и организации помощи детям младенческого и раннего возраста
  • Содержание физического воспитания детей с ДЦП
  • Развитие познавательной деятельности и обогащение представлений об окружающем
  • Развитие эмоционально- волевой сферы, коррекция личностных установок, совершенствование межличностных процессов
  • Коррекционная работа по формированию игровой и продуктивных видов деятельности
  • Промежуточная аттестация – экзамен

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Принципы построения и организации коррекционно-педагогического процесса в ДОУ для детей с нарушениями ОДА Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 1
2 Организация коррекционно-педагогической и медицинской помощи детям с нарушениями функций ОДА Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 1
3 Принципы построения и организации коррекционно-педагогического процесса в ДОУ для детей с нарушениями ОДА Лекция 4.0 1
4 Принципы построения и организации коррекционно-педагогического процесса в ДОУ для детей с нарушениями ОДА Самостоятельное изучение 10.0 1
5 Организация коррекционно-педагогической и медицинской помощи детям с нарушениями функций ОДА Самостоятельное изучение 10.0 1
6 Содержание физического воспитания детей с ДЦП Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 2
7 Особенности содержания и организации помощи детям младенческого и раннего возраста Индивидуальная работа 1.5 2
8 Развитие познавательной деятельности и обогащение представлений об окружающем Индивидуальная работа 2.0 2
9 Задачи и содержание коррекционно-педагогической работы с детьми с ДЦП Самостоятельное изучение 10.0 2
10 Организация коррекционно- педагогической работы с детьми с ДЦП Самостоятельное изучение 12.0 2
11 Особенности содержания и организации помощи детям младенческого и раннего возраста Самостоятельное изучение 8.0 2
12 Содержание физического воспитания детей с ДЦП Самостоятельное изучение 10.0 2
13 Развитие познавательной деятельности и обогащение представлений об окружающем Самостоятельное изучение 8.0 2
14 Развитие эмоционально- волевой сферы, коррекция личностных установок, совершенствование межличностных процессов Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 3
15 Коррекционная работа по формированию игровой и продуктивных видов деятельности Индивидуальная работа 2.0 3
16 Коррекционная работа по формированию игровой и продуктивных видов деятельности Самостоятельное изучение 6.0 3
17 Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация (экз.) 9.0 4
18 Социализация и интеграция детей с ДЦП Самостоятельное изучение 5.0 4

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Принципы построения и организации коррекционно-педагогического процесса в ДОУ для детей с нарушениями ОДА Практическая работа (К-т. 50/50) Виды специальных дошкольных учреждений, основные направления коррекционной работы Узнавание
Общеразвивающие и коррекционные задачи Узнавание
2 Организация коррекционно-педагогической и медицинской помощи детям с нарушениями функций ОДА Практическая работа (К-т. 50/50) Общеразвивающие и коррекционные задачи Узнавание
Основные направления коррекционно-педагогической работы при ДЦП. Воспроизведение
3 Принципы построения и организации коррекционно-педагогического процесса в ДОУ для детей с нарушениями ОДА Лекция Принципы и направления коррекционной работы Воспроизведение
Виды специальных дошкольных учреждений, основные направления коррекционной работы Узнавание
4 Принципы построения и организации коррекционно-педагогического процесса в ДОУ для детей с нарушениями ОДА Самостоятельное изучение Виды специальных дошкольных учреждений, основные направления коррекционной работы Узнавание
Общеразвивающие и коррекционные задачи Узнавание
Основные направления коррекционно-педагогической работы при ДЦП. Воспроизведение
5 Организация коррекционно-педагогической и медицинской помощи детям с нарушениями функций ОДА Самостоятельное изучение Принципы и направления коррекционной работы Воспроизведение
Виды специальных дошкольных учреждений, основные направления коррекционной работы Узнавание
Общеразвивающие и коррекционные задачи Узнавание
6 Содержание физического воспитания детей с ДЦП Практическая работа (К-т. 50/50) Основные направления коррекционной работы по преодолению двигательных нарушений: Воспроизведение
Средства коррекции двигательных нарушений Применение
7 Особенности содержания и организации помощи детям младенческого и раннего возраста Индивидуальная работа Создание предметно-развивающей среды. Применение
Общая характеристика развития детей раннего возраста с церебральным параличом. Узнавание
8 Развитие познавательной деятельности и обогащение представлений об окружающем Индивидуальная работа Содержание, методы и формы ознакомления с окружающей действительностью. Значение отдельных методов коррекционной работы в формировании и закреплении представлений об окружающем мире Применение
9 Задачи и содержание коррекционно-педагогической работы с детьми с ДЦП Самостоятельное изучение Организация коррекционно-педагогической и медицинской помощи детям с нарушениями функций ОДА. Воспроизведение
Принципы психокоррекции ребенка с ДЦП Узнавание
Реабилитация и обучение детей с тяжелыми формами ДЦП. Применение
10 Организация коррекционно- педагогической работы с детьми с ДЦП Самостоятельное изучение Значение организации ранней психолого-педагогической помощи детям с ДЦП Узнавание
Основные направления коррекционно-педагогической работы Воспроизведение
Создание предметно-развивающей среды. Применение
11 Особенности содержания и организации помощи детям младенческого и раннего возраста Самостоятельное изучение Значение организации ранней психолого-педагогической помощи детям с ДЦП Узнавание
Основные направления коррекционно-педагогической работы Воспроизведение
Создание предметно-развивающей среды. Применение
12 Содержание физического воспитания детей с ДЦП Самостоятельное изучение Медицинский и психолого- педагогический аспекты восстановления движений при ДЦП. Узнавание
Основные направления коррекционной работы по преодолению двигательных нарушений: Воспроизведение
Средства коррекции двигательных нарушений Применение
13 Развитие познавательной деятельности и обогащение представлений об окружающем Самостоятельное изучение Психолого-педагогические основы формирования представлений об окружающей действительности Узнавание
Особенности познавательной деятельности и состояния представлений об окружающем у детей с церебральным параличом Воспроизведение
14 Развитие эмоционально- волевой сферы, коррекция личностных установок, совершенствование межличностных процессов Практическая работа (К-т. 50/50) Своеобразие личностного развития при ДЦП. Структура личностного недоразвития. Воспроизведение
Особенности межличностных процессов в группе детей с церебральным параличом. Узнавание
15 Коррекционная работа по формированию игровой и продуктивных видов деятельности Индивидуальная работа Тенденции развития игровой деятельности у детей с церебральным параличом при спонтанном развитии и целенаправленном обучении Узнавание
Роль взрослого в развитии игровой деятельности дошкольника с ДЦП. Содержание этапов обучения игровой деятельности. Организация и содержание коррекционной работы на этапе развития предметной игры. Организация и содержание коррекционной работы на этапе развития ролевой игры. Воспроизведение
Задачи коррекционной работы Применение
16 Коррекционная работа по формированию игровой и продуктивных видов деятельности Самостоятельное изучение Тенденции развития игровой деятельности у детей с церебральным параличом при спонтанном развитии и целенаправленном обучении Узнавание
17 Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация (экз.) Особенности организации коррекционно-образовательного процесса с детьми с нарушениями ОДА Узнавание
Проектирование образовательного процесса и коррекционно-педагогической работы с детьми с ДЦП Применение
18 Социализация и интеграция детей с ДЦП Самостоятельное изучение Принципы и направления коррекционной работы Воспроизведение
Виды специальных дошкольных учреждений, основные направления коррекционной работы Узнавание
Общеразвивающие и коррекционные задачи Узнавание
Основные направления коррекционно-педагогической работы при ДЦП. Воспроизведение

Литература

Основная

  1. Завьялова, Т. П. Физическая реабилитация дошкольников с нарушениями осанки и стопы средствами плавания : учебное пособие для вузов / Т. П. Завьялова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 184 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07422-2. — URL: https://urait.ru/bcode/472867 (дата обращения: 14.09.2021). – Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный.
  2. Колесникова, Г. И. Специальная психология и специальная педагогика. Психокоррекция нарушений развития : учеб. пособие для акад. бакалавриата : [для студентов гуманитар. фак. высш. учеб. заведений] / Г. И. Колесникова. - 2-е изд., стер. - Москва : Юрайт, 2019. - 214, [2] с. - (Университеты России). - ISBN 978-5-534-06551-0. и предыдущие издания. -–Текст: непосредственный.
  3. Левченко, И. Ю. Психологическая помощь в специальном образовании : учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлениям подгот. 44.03.02 "Психолого- педагогическое образование", 44.03.03 "Специальное (дефектологическое) образование" (квалификация (степень) "бакалавр") / И. Ю. Левченко, Т. Н. Волковская, Г. А. Ковалева. - М. : ИНФРА-М, 2017. - 313, [1]. – Текст: непосредственный.

Дополнительная

  1. Артпедагогика и арттерапия в специальном и инклюзивном образовании : учебник для вузов / Е. А. Медведева [и др.] ; под редакцией Е. А. Медведевой. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 274 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06713-2. — URL: https://urait.ru/bcode/473231 (дата обращения: 14.09.2021). – Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный.
  2. Глухов, В. П. Дефектология Специальная педагогика и специальная психология : учеб. для акад. бакалавриата : для студентов вузов, обучающихся по гуманитар. направлениям / В. П. Глухов ; Моск. пед. гос. ун-т. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Юрайт, 2017. - 262, [3] с. - (Бакалавр. Академический курс). - Гриф УМО. - ISBN 978-5- 534-01037-4.– URL: http://biblioclub.ru/index.php? page=book&id=598940. (дата обращения: 14.09.2021). – Текст : электронный. – Режим доступа: по подписке.
  3. Черепахин, Д. А. Коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата средствами атлетической гимнастики : учебное пособие / Д. А. Черепахин, А. А. Щанкин. – 2-е изд., стер. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2019. – 93 с. : ил., табл. - URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=577696 (дата обращения: 14.09.2021). – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-4499-0149-1. – Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный.

Цифровые ресурсы

  1. Альманах института коррекционной педагогики РАО – URL: http://almanah.ikprao.ru/ru. – Режим доступа: свободный. –Текст: электронный
  2. Библиотека института коррекционной педагогики РАО. – URL: http://childrens- needs.com/katalogs. – Режим доступа: свободный. –Текст: электронный

Источники

  1. Сайт для родителей, желающих узнать больше о развитии своего ребенка – Режим доступа: http://www.defectolog.ru. – Режим доступа: свободный. –Текст: электронный

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программ Б1.O.08.04 Воспитание и обучение детей с нарушениями опорно – двигательного аппарата[Электронный ресурс]: Направление подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование / БУ ВО "Сургут. гос.пед.ун-т" ; сост. А.В. Сорокина- электрон. дан. - Сургут: СурГПУ, 2021. - Режим доступа: // els.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. - Загл. с экрана.