бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра педагогического и специального образования

Рабочая программа

2021-22 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Н.С. Боталова директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Sept. 15, 2021 утверждено Oct. 25, 2021
А.А. Ниязова заведующий кафедрой
согласовано Sept. 16, 2021
В.В. Толмачева декан факультета
согласовано Oct. 1, 2021

Б1.О.06.03 Специальная психология, 3 семестр

Б-00111, 44.03.03, Специальное (дефектологическое) образование (направленность Дошкольная дефектология), экзамен

Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов
Е.М. Багнетова ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
ОПК-1 - способность осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики; Законодательство в области образования. Конвенцию о правах ребенка знаниевый
Ценностные ориентиры образования ориентировочный
Осуществлять поиск актуальных нормативных актов в области образования операциональный
Анализировать профессиональную деятельность исходя из правовых и этических норм опыт
ОПК-2 - способность участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий); Правовые нормативные акты, регламентирующие сферу образования - назначение, структуры ФГОС, этапы развития знаниевый
Способы использования нормативных правовых актов при анализе образовательного процесса в ОО ориентировочный
Реализовывать учебную и воспитательную деятельность исходя из правовых и этических норм операциональный
Оценивать профессиональную деятельность на соответствие нормативно - правовым актам опыт
ОПК-3 - способность организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов; Концепцию воспитания и развития личности гражданина России знаниевый
Осуществлять взаимодействие с участниками образовательного процесса исходя из правовых и этических норм операциональный
Умением анализировать и оценивать взаимодействие с участниками образовательного (обучающиеся, родители, коллеги) процесса исходя из правовых и этических норм опыт
ОПК-8 - способность осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний; Требования к образовательным результатам и условиям реализации ФГОС знаниевый
Способы разработки основных компонентов основной образовательной программ ориентировочный
Умением планировать профессиональную деятельность исходя из нормативно - правовых актов в области образования операциональный
Планирования, анализа, оценки и реализации образовательной деятельности на основе применения положений нормативно-правовых актов в области образования. опыт
ПК-2 - способность проводить профилактические мероприятия, диагностическую, коррекционную и консультативно- просветительскую работу с обучающимися с ОВЗ, их родителями (законными представителями) или членами семей, участниками психологопедагогического консилиума Назначение, структуру основной образовательной программы и требований к содержанию ее компонентов, а также направления работы знаниевый
Особенности индивидуальной учебной деятельности. Методов организации индивидуальной учебной деятельности ориентировочный
Осуществлять поиск актуального научного знания для решения профессиональных задач операциональный
Анализировать и оценивать взаимодействие с участниками образовательного (обучающиеся, родители, коллеги) процесса исходя из правовых и этических норм опыт

Цели изучения дисциплины

формирование готовности студентов к учету в профессиональной деятельности особых образовательных потребностей и особенностей развития детей с ОВЗ в условиях образовательного пространства.

Задачи

  1. Сформировать у студентов научные знания о теоретико-методологических основах специальной психологии

Числовые характеристики

Трудоемкость 108 ч.
Аудиторная работа 12.0 ч.
Лекция 4.0 ч.
Семинар 0 ч.
Практическая работа 8.0 ч.
КСР 0 ч.
Контроль 9.0 ч.
Самостоятельная работа студента 87.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 12.0 ч. из 13.5 ч.
Часов в неделю 3.0 ч. (11.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1 Сформировать у студентов научные знания о теоретико-методологических основах специальной психологии Способен проводить профилактические мероприятия, диагностическую, коррекционную и консультативно- просветительскую работу с обучающимися с ОВЗ, их родителями (законными представителями) или членами семей, участниками психологопедагогического консилиума
  • Основные понятия специальной психологии (предмет, задачи, принципы, межпредметные связи)
  • Классификации нарушений в психическом развитии
  • Структура нарушенного развития (понятие о первичном и вторичном дефектах развития).
  • Общие и специфические закономерности отклоняющегося развития
  • Компенсация, коррекция, реабилитация, абилитация как категории специальной психологии

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Основные понятия специальной психологии (предмет, задачи, принципы, межпредметные связи) Лекция 2.0 1
2 Основные понятия специальной психологии (предмет, задачи, принципы, межпредметные связи) Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 1
3 Классификации нарушений в психическом развитии Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 1
4 Структура нарушенного развития (понятие о первичном и вторичном дефектах развития). Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 1
5 Основные понятия специальной психологии (предмет, задачи, принципы, межпредметные связи) Индивидуальная работа 2.0 1
6 Основные понятия специальной психологии (предмет, задачи, принципы, межпредметные связи) Самостоятельное изучение 16.0 1
7 Классификации нарушений в психическом развитии Самостоятельное изучение 18.0 1
8 Структура нарушенного развития (понятие о первичном и вторичном дефектах развития). Самостоятельное изучение 16.0 1
9 Общие и специфические закономерности отклоняющегося развития Лекция 2.0 2
10 Общие и специфические закономерности отклоняющегося развития Индивидуальная работа 1.0 2
11 Общие и специфические закономерности отклоняющегося развития Самостоятельное изучение 14.0 2
12 Компенсация, коррекция, реабилитация, абилитация как категории специальной психологии Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 3
13 Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация (заоч.) 9.0 3
14 Компенсация, коррекция, реабилитация, абилитация как категории специальной психологии Самостоятельное изучение 15.0 3

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Основные понятия специальной психологии (предмет, задачи, принципы, межпредметные связи) Лекция История специальной психологии Воспроизведение
2 Основные понятия специальной психологии (предмет, задачи, принципы, межпредметные связи) Практическая работа (К-т. 50/50) Предмет, объект специальной психологии Узнавание
Связь специальной психологии с другими науками Воспроизведение
3 Классификации нарушений в психическом развитии Практическая работа (К-т. 50/50) Соотношение симптомов дизонтогенез Воспроизведение
ипы классификаций психического дизонтогенеза (Г.Е. Сухарева, Л. Каннер, Я. Лутц). Узнавание
4 Структура нарушенного развития (понятие о первичном и вторичном дефектах развития). Практическая работа (К-т. 50/50) Соотношение симптомов дизонтогенез Воспроизведение
ипы классификаций психического дизонтогенеза (Г.Е. Сухарева, Л. Каннер, Я. Лутц). Узнавание
Понятийный аппарат темы Узнавание
Понятие о структуре нарушенного развития Воспроизведение
Основные параметры Воспроизведение
5 Основные понятия специальной психологии (предмет, задачи, принципы, межпредметные связи) Индивидуальная работа История специальной психологии Воспроизведение
Предмет, объект специальной психологии Узнавание
Связь специальной психологии с другими науками Воспроизведение
6 Основные понятия специальной психологии (предмет, задачи, принципы, межпредметные связи) Самостоятельное изучение История специальной психологии Воспроизведение
Предмет, объект специальной психологии Узнавание
Связь специальной психологии с другими науками Воспроизведение
7 Классификации нарушений в психическом развитии Самостоятельное изучение Соотношение симптомов дизонтогенез Воспроизведение
ипы классификаций психического дизонтогенеза (Г.Е. Сухарева, Л. Каннер, Я. Лутц). Узнавание
8 Структура нарушенного развития (понятие о первичном и вторичном дефектах развития). Самостоятельное изучение Понятийный аппарат темы Узнавание
Понятие о структуре нарушенного развития Воспроизведение
Основные параметры Воспроизведение
9 Общие и специфические закономерности отклоняющегося развития Лекция Соотношение симптомов дизонтогенез Воспроизведение
ипы классификаций психического дизонтогенеза (Г.Е. Сухарева, Л. Каннер, Я. Лутц). Узнавание
Понятийный аппарат темы Узнавание
10 Общие и специфические закономерности отклоняющегося развития Индивидуальная работа Понятие о структуре нарушенного развития Воспроизведение
Основные параметры Воспроизведение
бщие закономерности психического развития в норме и патологии. Узнавание
Модально-специфические нарушения. Модальнонеспецифические закономерности отклоняющегося развития Узнавание
11 Общие и специфические закономерности отклоняющегося развития Самостоятельное изучение ипы классификаций психического дизонтогенеза (Г.Е. Сухарева, Л. Каннер, Я. Лутц). Узнавание
Понятийный аппарат темы Узнавание
Понятие о структуре нарушенного развития Воспроизведение
Основные параметры Воспроизведение
12 Компенсация, коррекция, реабилитация, абилитация как категории специальной психологии Практическая работа (К-т. 50/50) Понятийный аппарат темы Узнавание
Проблема социально-трудовой адаптации и интеграции лиц с отклонениями в развитии Воспроизведение
13 Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация (заоч.) История специальной психологии Воспроизведение
Предмет, объект специальной психологии Узнавание
Связь специальной психологии с другими науками Воспроизведение
Соотношение симптомов дизонтогенез Воспроизведение
ипы классификаций психического дизонтогенеза (Г.Е. Сухарева, Л. Каннер, Я. Лутц). Узнавание
Понятийный аппарат темы Узнавание
Понятие о структуре нарушенного развития Воспроизведение
Основные параметры Воспроизведение
14 Компенсация, коррекция, реабилитация, абилитация как категории специальной психологии Самостоятельное изучение Понятийный аппарат темы Узнавание
Проблема социально-трудовой адаптации и интеграции лиц с отклонениями в развитии Воспроизведение

Литература

Основная

  1. Артпедагогика и арттерапия в специальном и инклюзивном образовании : учебник для вузов / Е. А. Медведева [и др.] ; под редакцией Е. А. Медведевой. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 274 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06713-2. — URL: https://urait.ru/bcode/473231 (дата обращения: 14.09.2021). – Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный.
  2. Колесникова, Г. И. Специальная психология и специальная педагогика. Психокоррекция нарушений развития : учеб. пособие для акад. бакалавриата : [для студентов гуманитар. фак. высш. учеб. заведений] / Г. И. Колесникова. - 2-е изд., стер. - Москва : Юрайт, 2019. - 214, [2] с. - (Университеты России). - ISBN 978-5-534-06551-0. и предыдущие издания. -–Текст: непосредственный.
  3. Левченко, И. Ю. Психологическая помощь в специальном образовании : учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлениям подгот. 44.03.02 "Психолого- педагогическое образование", 44.03.03 "Специальное (дефектологическое) образование" (квалификация (степень) "бакалавр") / И. Ю. Левченко, Т. Н. Волковская, Г. А. Ковалева. - М. : ИНФРА-М, 2017. - 313, [1]. – Текст: непосредственный.

Дополнительная

  1. Глухов, В. П. Дефектология Специальная педагогика и специальная психология : учеб. для акад. бакалавриата : для студентов вузов, обучающихся по гуманитар. направлениям / В. П. Глухов ; Моск. пед. гос. ун-т. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Юрайт, 2017. - 262, [3] с. - (Бакалавр. Академический курс). - Гриф УМО. - ISBN 978-5- 534-01037-4.– URL: http://biblioclub.ru/index.php? page=book&id=598940. (дата обращения: 14.09.2021). – Текст : электронный. – Режим доступа: по подписке.
  2. Завьялова, Т. П. Физическая реабилитация дошкольников с нарушениями осанки и стопы средствами плавания : учебное пособие для вузов / Т. П. Завьялова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 184 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07422-2. — URL: https://urait.ru/bcode/472867 (дата обращения: 14.09.2021). – Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный.
  3. Черепахин, Д. А. Коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата средствами атлетической гимнастики : учебное пособие / Д. А. Черепахин, А. А. Щанкин. – 2-е изд., стер. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2019. – 93 с. : ил., табл. - URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=577696 (дата обращения: 14.09.2021). – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-4499-0149-1. – Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный.

Цифровые ресурсы

  1. Альманах института коррекционной педагогики РАО – URL: http://almanah.ikprao.ru/ru. – Режим доступа: свободный. –Текст: электронный
  2. Библиотека института коррекционной педагогики РАО. – URL: http://childrens- needs.com/katalogs. – Режим доступа: свободный. –Текст: электронный

Источники

  1. Сайт для родителей, желающих узнать больше о развитии своего ребенка – Режим доступа: http://www.defectolog.ru. – Режим доступа: свободный. –Текст: электронный

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программ Б1.O.06.03 Специальная психология [Электронный ресурс]: Направление подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование / БУ ВО "Сургут. гос.пед.ун-т" ; сост. А.А. Боброва - электрон. дан. - Сургут: СурГПУ, 2021. - Режим доступа: // els.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. - Загл. с экрана.