бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра социально-художественного образования

Рабочая программа

2021-22 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Н.С. Боталова директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Sept. 14, 2021 утверждено Oct. 26, 2021
Г.И. Белошапка заведующий кафедрой
согласовано Sept. 21, 2021
Р.А. Белошапка декан факультета
согласовано Sept. 21, 2021

Б1.В.02.ДВ.01.02 ДВ: Основы режиссерского искусства, 5 семестр

Б-9201, 51.03.03, Социально-культурная деятельность, зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
Г.И. Белошапка ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
ПК-3 Способен к разработке сценарной основы, постановке и продюсированию социально-культурных программ, в том числе с использованием технических средств. Знать сценарно-драматургическую основу социально-культурных программ знаниевый
Владеть технологией разработки сценарно-драматургической основы в сценарно-режиссерской работе над социально-культурными программами ориентировочный
Уметь разрабатывать сценарно-режиссерский план социально-культурных программ на сценарно-драматургической основе операциональный
Опыт разработки сценарно-режиссерского плана социально-культурной программы на сценарно-драматургической основе опыт

Цели изучения дисциплины

Обеспечить необходимый теоретический и практический уровень подготовки режиссерского мастерства, необходимого для создания социокультурных программ

Задачи

  1. Сформировать теоретические знания о постановке и режиссуре социокультурных программ
  2. Сформировать умения осуществлять постановку и воплощать режиссерские задачи в социокультурных программах

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 36.0 ч.
Лекция 0 ч.
Семинар 0 ч.
Практическая работа 32.0 ч.
КСР 4.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 36.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 7.0 ч. из 7.0 ч.
Часов в неделю 2.12 ч. (2.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1 Теоретические основы режиссерского искусства Сформировать теоретические знания о постановке и режиссуре социокультурных программ Знать сценарно-драматургическую основу социально-культурных программ (ПК-6). Уметь разрабатывать сценарно-режиссерский план социально-культурных программ на сценарно-драматургической основе (ПК-6). Уметь разрабатывать сценарно-режиссерский план в осуществлении технологий продюсирования концертов, фестивалей, конкурсов, смотров, праздников и форм массовой социально-культурной деятельности (ПК-13). Уметь выделять структурные элементы сценарно-режиссерской основы в осуществлении технологий продюсирования концертов, фестивалей, конкурсов, смотров, праздников и форм массовой социально-культурной деятельности (ПК-13). Знать сущность разработки и обоснования сценарно-режиссерского плана в осуществлении технологий продюсирования концертов, фестивалей, конкурсов, смотров, праздников и форм массовой социально-культурной деятельности (ПК-13). Владеть способами разработки и обоснования сценарно-режиссерского плана в осуществлении технологий продюсирования концертов, фестивалей, конкурсов, смотров, праздников и форм массовой социально-культурной деятельности (ПК-13).
  • Дидактическая единица (1) Система К.С. Станиславского – основа воспитания мастерства актера и режиссера
  • Дидактическая единица (2) Режиссерский анализ пьесы
  • Дидактическая единица (3) Предлагаемые обстоятельства пьесы
  • Дидактическая единица (4) Действенный анализ пьесы и роли
Модуль 2 Работа режиссера с актером над ролью Сформировать умения осуществлять постановку и воплощать режиссерские задачи в социокультурных программах Уметь разрабатывать сценарно-режиссерский план социально-культурных программ на сценарно-драматургической основе (ПК-6). Уметь разрабатывать сценарно-режиссерский план в осуществлении технологий продюсирования концертов, фестивалей, конкурсов, смотров, праздников и форм массовой социально-культурной деятельности (ПК-13). Уметь выделять структурные элементы сценарно-режиссерской основы в осуществлении технологий продюсирования концертов, фестивалей, конкурсов, смотров, праздников и форм массовой социально-культурной деятельности (ПК-13). Опыт разработки сценарно-режиссерского плана социально-культурной программы на сценарно-драматургической основе (ПК-6). Знать сущность разработки и обоснования сценарно-режиссерского плана в осуществлении технологий продюсирования концертов, фестивалей, конкурсов, смотров, праздников и форм массовой социально-культурной деятельности (ПК-13). Владеть способами разработки и обоснования сценарно-режиссерского плана в осуществлении технологий продюсирования концертов, фестивалей, конкурсов, смотров, праздников и форм массовой социально-культурной деятельности (ПК-13). Опыт разработки сценарно-режиссерской основы в осуществлении технологий продюсирования концертов, фестивалей, конкурсов, смотров, праздников и форм массовой социально-культурной деятельности (ПК-13).
  • Дидактическая единица (5) Содержание этапов работы режиссера над спектаклем
  • Дидактическая единица (6) Роль предлагаемых обстоятельств в работе над ролью
  • Дидактическая единица (7) Режиссерская трактовка ролей
  • Дидактическая единица (8) Репетиционная работа режиссера

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Система К.С. Станиславского – основа воспитания мастерства актера и режиссера Практическая работа (АК) 4.0 2
2 Система К.С. Станиславского – основа воспитания мастерства актера и режиссера Индивидуальная работа 2.0 2
3 Режиссерский анализ пьесы Практическая работа (К-т. 50/50) 4.0 3
4 Режиссерский анализ пьесы Индивидуальная работа 2.0 3
5 Предлагаемые обстоятельства пьесы Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 3
6 Предлагаемые обстоятельства пьесы Индивидуальная работа 2.0 3
7 Действенный анализ пьесы и роли Практическая работа (К-т. 50/50) 4.0 4
8 Действенный анализ пьесы и роли Контрольная работа 2.0 4
9 Действенный анализ пьесы и роли Индивидуальная работа 1.0 4
10 Содержание этапов работы режиссера над спектаклем Практическая работа (К-т. 50/50) 4.0 5
11 Роль предлагаемых обстоятельств в работе над ролью Практическая работа 6.0 6
12 Режиссерская трактовка ролей Практическая работа (К-т. 50/50) 4.0 7
13 Репетиционная работа режиссера Практическая работа (К-т. 50/50) 4.0 7
14 Репетиционная работа режиссера Промежуточная аттестация (зачет) 2.0 9

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Система К.С. Станиславского – основа воспитания мастерства актера и режиссера Практическая работа (АК) Владеть технологией разработки сценарно-драматургической основы в сценарно-режиссерской работе над социально-культурными программами Применение
2 Система К.С. Станиславского – основа воспитания мастерства актера и режиссера Индивидуальная работа Охарактеризовывать систему К.С. Станиславского – основа воспитания мастерства актера и режиссера Воспроизведение
Владеть технологией разработки сценарно-драматургической основы в сценарно-режиссерской работе над социально-культурными программами Применение
3 Режиссерский анализ пьесы Практическая работа (К-т. 50/50) Уметь разрабатывать сценарно-режиссерский план социально-культурных программ на сценарно-драматургической основе Применение
4 Режиссерский анализ пьесы Индивидуальная работа Охарактеризовывать сущность разработки и обоснования сценарно-режиссерского плана в осуществлении технологий продюсирования концертов, фестивалей, конкурсов, смотров, праздников и форм массовой социально-культурной деятельности Воспроизведение
Уметь разрабатывать сценарно-режиссерский план социально-культурных программ на сценарно-драматургической основе Применение
5 Предлагаемые обстоятельства пьесы Практическая работа (К-т. 50/50) Разработать обосновать сценарно-режиссерский план пьесы Творчество
6 Предлагаемые обстоятельства пьесы Индивидуальная работа Разработать обосновать сценарно-режиссерский план пьесы Творчество
7 Действенный анализ пьесы и роли Практическая работа (К-т. 50/50) Составить анализ пьесы и роли в театрализованном представлении Применение
8 Действенный анализ пьесы и роли Контрольная работа Составить анализ пьесы и роли в театрализованном представлении Применение
9 Действенный анализ пьесы и роли Индивидуальная работа Составить анализ пьесы и роли в театрализованном представлении Применение
10 Содержание этапов работы режиссера над спектаклем Практическая работа (К-т. 50/50) Разработать режиссерский план спектакля Творчество
11 Роль предлагаемых обстоятельств в работе над ролью Практическая работа Разработать и представить художественное решение театрализованного представления Творчество
12 Режиссерская трактовка ролей Практическая работа (К-т. 50/50) Разработать сценарно-режиссерскую основу спектакля Применение
13 Репетиционная работа режиссера Практическая работа (К-т. 50/50) Разработать репетиционный план работы режиссера над спектаклем Применение
14 Репетиционная работа режиссера Промежуточная аттестация (зачет) Разработать репетиционный план работы режиссера над спектаклем Применение

Литература

Основная

  1. Грибова, О. П. Особенности режиссуры спектакля передвижного театра : учебное пособие / О.П. Грибова, А.В. Лещенко. - Москва|Берлин : Директ-Медиа, 2020. - 88 с. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-4499-0738-7.- URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=574767 (дата обращения: 13.09.2021). – Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный
  2. Козодаев, П. И. Теория и практика организационно-творческой деятельности руководителя любительского театрального коллектива : учебное пособие / П.И. Козодаев. - Москва|Берлин : Директ-Медиа, 2020. - 113 с. : схем. - ISBN 978-5-4499-1316-6.- URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=578409 (дата обращения: 13.09.2021). – Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный
  3. Сахновский, В. Г. Режиссура и методика преподавания : учебник / В. Г. Сахновский. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 222 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-09910-2. —URL: https://urait.ru/bcode/475405 (дата обращения: 10.09.2021). — Режим доступа: по подписке. — Текст : электронный

Дополнительная

  1. Коленько, С. Г. Менеджмент в сфере культуры и искусства : учеб. и практикум для акад. бакалавриата : учеб. для студентов вузов, обучающихся по экон. и гуманитар. направлениям и специальностям / С. Г. Коленько. - Москва : Юрайт, 2017. - 369, [2] с. - (Бакалавр. Академический курс). - Гриф УМО. - ISBN 978-5-534-01521-8 : 896-58. Текст: непосредственный - 10 экз.
  2. Куксов, А. Н. Драматургия и режиссура массовых театрализованных представлений : учебно-методическое пособие / А.Н. Куксов. - Москва|Берлин : Директ-Медиа, 2018. - 148 с. - ISBN 978-5-4475-9699-6.- URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=493599 (дата обращения: 13.09.2021). – Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный
  3. Филонов, В. Ф. Событие как первооснова сценического действия: учебное пособие по дисциплинам «Мастерство артиста драматического театра», «Режиссура и актерское мастерство» : учебное пособие / В.Ф. Филонов. - Челябинск : ЧГИК, 2016. - 132 с. - Библиогр.: с. 101-104. - ISBN 978-5-94839-533-3.- URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=491935 (дата обращения: 13.09.2021). – Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный
  4. Фоменко Н.К. Технологии ведения культурно-досуговых программ. Часть 1. Конферанс и конферансье : учебное пособие для обучающихся по направлению подготовки 51.03.03 «Социально-культурная деятельность», профиль «Постановка и продюсирование культурно-досуговых программ» / Н.К. Фоменко. — Кемерово: Кемеровский государственный институт культуры, 2016. — 167 c. - ISBN 978-5-8154-0363-5. — URL: http://www.iprbookshop.ru/66370.html (дата обращения: 13.09.2021). – Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный

Цифровые ресурсы

  1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2019 - 2025 годы [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://docs.edu.gov.ru/document/3a928e13b4d292f8f71513a2c02086a3/download/1337/
  2. Культура.РФ Официальный сайт [Электронный ресурс]: Режим доступа https://www.culture.ru/
  3. Национальный проект «Культура» [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://strategy24.ru/rf/culture/projects/natsional-nyy-proyekt-kul-tura

Источники

  1. Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/AsA9RAyYVAJnoBuKgH0qEJA9IxP7f2xm.pdf

Учебно-методические материалы

  1. Инструкция методическая о порядке разработки и требованиях к структуре, содержанию и оформлению рабочей программы учебной дисциплины (модуля) - СМК ИМ 04