бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра социально-художественного образования

Рабочая программа

2021-22 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Н.С. Боталова директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Sept. 14, 2021 утверждено Oct. 26, 2021
Г.И. Белошапка заведующий кафедрой
согласовано Sept. 16, 2021
В.В. Толмачева декан факультета
согласовано Oct. 1, 2021

Б1.О.07.02 Теоретические основы дополнительного образования, 5 семестр

Б-9062, 44.03.05, Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (направленность Дошкольное образование и дополнительное образование), экзамен

Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов
Г.И. Белошапка ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
ОПК-2 - Способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий) Знать особенности организации образовательного процесса в системе дополнительного образования детей; знаниевый
Владеть методами, формами, средствами осуществления образовательных программ в системе дополнительного образования детей; а ориентировочный
Уметь разрабатывать и реализовывать образовательные программы по выбранному направлению в соответствии с требованиями современного обществ операциональный
ПК-3 Способен проектировать организацию учебного процесса по предмету, содержание учебных дисциплин, результатов образования, индивидуальных образовательных маршрутов и траектории профессионального роста Знать современные технологии образования, и специфику их применения в системе дополнительного образования детей, а также особенности диагностики в образовательном процессе знаниевый
Владеть методами, приемами диагностики и реализации технологий образования ориентировочный
Уметь применять современные технологии образования с учетом специфики системы дополнительного образования детей и проводить диагностику образовательного процесса операциональный

Цели изучения дисциплины

Сформировать теоретические знания и практические умения в организации дополнительного образования детей.

Задачи

  1. Сформировать теоретические знания об основах дополнительного образования детей
  2. Сформировать практические умения реализовывать программы дополнительного образования детей в соответствии с требованиями профессионального стандарта.

Числовые характеристики

Трудоемкость 108 ч.
Аудиторная работа 44.0 ч.
Лекция 12.0 ч.
Семинар 6.0 ч.
Практическая работа 16.0 ч.
КСР 10.0 ч.
Контроль 2.0 ч.
Самостоятельная работа студента 62.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 11.0 ч. из 10.5 ч.
Часов в неделю 2.93 ч. (3.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1 Теоретические основы дополнительного образования детей Сформировать теоретические знания об основах дополнительного образования детей Знать: теоретические подходы к отбору содержания, средств, форм, методов и приемов дополнительного образования; - источники, способы обобщения, представления и распространения педагогического опыта; - теоретические основы и методику планирования педагогического процесса в дополнительном образовании; - технологию разработки видов методической продукции, используемых в дополнительном образовании; - теоретические основы методической работы педагога дополнительного образования.
  • Дидактическая единица (1) Предмет, задачи, функции, особенности педагогики дополнительного образования детей
  • Дидактическая единица (2) Генезис системы дополнительного образования детей
  • Дидактическая единица (3) Принципы дополнительного образования детей
  • Дидактическая единица (4) Социально-педагогическая поддержка ребенка в учреждении дополнительного образования
  • Дидактическая единица (5) Виды и структура учреждений дополнительного образования детей
  • Дидактическая единица (6) Организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования
  • Дидактическая единица (7) Образовательный процесс в отдельных направлениях деятельности учреждения дополнительного образования
  • Дидактическая единица (8) Образовательный процесс в системе дополнительного образования детей (Рубежный контроль - Учебная конференция)
Модуль 2 Реализация программы дополнительного образования детей в соответствии с требованиями профессионального стандарта. Сформировать практические умения реализовывать программы дополнительного образования детей в соответствии с требованиями профессионального стандарта. Уметь: - организовывать обучение в системе дополнительного образования с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и потребностей; - определять цели и задачи, планировать дополнительное образование в избранной области деятельности; - определять педагогические проблемы методического характера и находить способы их решения; - создавать различные виды методической продукции, используемых в дополнительном образовании. Владеть: - различными технологиями в области дополнительного образования; - навыками использования педагогического аспекта в дополнительном образовании.
  • Дидактическая единица (1) Функции методического обеспечения деятельности учреждения дополнительного образования детей и структура методической службы
  • Дидактическая единица (2) Методическое сопровождение развития учреждения дополнительного образования детей
  • Дидактическая единица (3) Программно-методическое сопровождение образовательного процесса
  • Дидактическая единица (4) Теоретические основы управления дополнительным образованием детей
  • Дидактическая единица (5) Особенности управления учреждениями дополнительного образования детей
  • Дидактическая единица (6) Мониторинг эффективности деятельности учреждения дополнительного образования детей
  • Дидактическая единица (7) Управление системой дополнительного образования детей (Рубежный контроль – контрольная работа)
  • Дидактическая единица (8) Промежуточная аттестация - экзамен

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Предмет, задачи, функции, особенности педагогики дополнительного образования детей Лекция 2.0 1
2 Генезис системы дополнительного образования детей Лекция 2.0 2
3 Принципы дополнительного образования детей Лекция 2.0 3
4 Принципы дополнительного образования детей Семинар 2.0 3
5 Социально-педагогическая поддержка ребенка в учреждении дополнительного образования Практическая работа 2.0 5
6 Виды и структура учреждений дополнительного образования детей Практическая работа 2.0 6
7 Виды и структура учреждений дополнительного образования детей Индивидуальная работа 1.0 6
8 Виды и структура учреждений дополнительного образования детей Самостоятельное изучение 3.0 6
9 Организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования Практическая работа 2.0 7
10 Организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования Контрольная работа 2.0 7
11 Организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования Индивидуальная работа 2.0 7
12 Организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования Самостоятельное изучение 1.0 7
13 Образовательный процесс в отдельных направлениях деятельности учреждения дополнительного образования Практическая работа 2.0 8
14 Образовательный процесс в отдельных направлениях деятельности учреждения дополнительного образования Индивидуальная работа 2.0 8
15 Образовательный процесс в системе дополнительного образования детей (Рубежный контроль - Учебная конференция) Индивидуальная работа 2.0 9
16 Образовательный процесс в системе дополнительного образования детей (Рубежный контроль - Учебная конференция) Практическая работа 2.0 9
17 Функции методического обеспечения деятельности учреждения дополнительного образования детей и структура методической службы Лекция 2.0 10
18 Функции методического обеспечения деятельности учреждения дополнительного образования детей и структура методической службы Практическая работа 2.0 10
19 Функции методического обеспечения деятельности учреждения дополнительного образования детей и структура методической службы Контрольная работа 2.0 10
20 Функции методического обеспечения деятельности учреждения дополнительного образования детей и структура методической службы Индивидуальная работа 2.0 10
21 Функции методического обеспечения деятельности учреждения дополнительного образования детей и структура методической службы Семинар 2.0 10
22 Методическое сопровождение развития учреждения дополнительного образования детей Практическая работа 2.0 11
23 Программно-методическое сопровождение образовательного процесса Практическая работа 2.0 12
24 Теоретические основы управления дополнительным образованием детей Лекция 2.0 13
25 Теоретические основы управления дополнительным образованием детей Семинар 2.0 13
26 Особенности управления учреждениями дополнительного образования детей Лекция 2.0 14
27 Особенности управления учреждениями дополнительного образования детей Контрольная работа 2.0 14
28 Мониторинг эффективности деятельности учреждения дополнительного образования детей Контрольная работа 2.0 15
29 Управление системой дополнительного образования детей (Рубежный контроль) Контрольная работа 2.0 16
30 Промежуточная аттестация - экзамен Промежуточная аттестация (экз.) 2.0 18

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Предмет, задачи, функции, особенности педагогики дополнительного образования детей Лекция Охарактеризовать предмет, задачи, функции, особенности педагогики дополнительного образования детей Воспроизведение
2 Генезис системы дополнительного образования детей Лекция Охарактеризовывать генезис системы дополнительного образования детей Воспроизведение
3 Принципы дополнительного образования детей Лекция Озарактеризовывать принципы дополнительного образования детей Воспроизведение
4 Принципы дополнительного образования детей Семинар Озарактеризовывать принципы дополнительного образования детей Воспроизведение
Выделять особенности дополнительного образования детей Воспроизведение
5 Социально-педагогическая поддержка ребенка в учреждении дополнительного образования Практическая работа Владеть навыками использования социально-педагогическая поддержка ребенка в учреждении дополнительного образования Применение
6 Виды и структура учреждений дополнительного образования детей Практическая работа Уметь анализировать различные виды и структуры учреждений дополнительного образования детей Применение
7 Виды и структура учреждений дополнительного образования детей Индивидуальная работа Уметь анализировать различные виды и структуры учреждений дополнительного образования детей Применение
8 Виды и структура учреждений дополнительного образования детей Самостоятельное изучение Уметь анализировать различные виды и структуры учреждений дополнительного образования детей Применение
9 Организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования Практическая работа Охарактеризовывать особенности организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования Воспроизведение
10 Организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования Контрольная работа Охарактеризовывать особенности организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования Воспроизведение
Владеть методами организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования Применение
11 Организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования Индивидуальная работа Охарактеризовывать особенности организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования Воспроизведение
Владеть методами организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования Применение
12 Организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования Самостоятельное изучение Охарактеризовывать особенности организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования Воспроизведение
Владеть методами организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования Применение
13 Образовательный процесс в отдельных направлениях деятельности учреждения дополнительного образования Практическая работа Охарактеризовывать образовательный процесс в отдельных направлениях деятельности учреждения дополнительного образования Воспроизведение
14 Образовательный процесс в отдельных направлениях деятельности учреждения дополнительного образования Индивидуальная работа Уметь определять педагогические проблемы методического характера и находить способы их решения Применение
Охарактеризовывать образовательный процесс в отдельных направлениях деятельности учреждения дополнительного образования Воспроизведение
15 Образовательный процесс в системе дополнительного образования детей (Рубежный контроль - Учебная конференция) Индивидуальная работа Уметь анализировать теоретические основы и методику планирования педагогического процесса в дополнительном образовании Применение
Уметь выделять теоретические основы методической работы педагога дополнительного образования Воспроизведение
16 Образовательный процесс в системе дополнительного образования детей (Рубежный контроль - Учебная конференция) Практическая работа Уметь анализировать теоретические основы и методику планирования педагогического процесса в дополнительном образовании Применение
Уметь выделять теоретические основы методической работы педагога дополнительного образования Воспроизведение
17 Функции методического обеспечения деятельности учреждения дополнительного образования детей и структура методической службы Лекция Охарактеризовывать функции методического обеспечения деятельности учреждения дополнительного образования детей и структура методической службы Воспроизведение
18 Функции методического обеспечения деятельности учреждения дополнительного образования детей и структура методической службы Практическая работа Охарактеризовывать функции методического обеспечения деятельности учреждения дополнительного образования детей и структура методической службы Воспроизведение
Составить методику одну из технологий дополнительного образования детей Творчество
19 Функции методического обеспечения деятельности учреждения дополнительного образования детей и структура методической службы Контрольная работа Охарактеризовывать функции методического обеспечения деятельности учреждения дополнительного образования детей и структура методической службы Воспроизведение
Составить методику одну из технологий дополнительного образования детей Творчество
20 Функции методического обеспечения деятельности учреждения дополнительного образования детей и структура методической службы Индивидуальная работа Охарактеризовывать функции методического обеспечения деятельности учреждения дополнительного образования детей и структура методической службы Воспроизведение
Составить методику одну из технологий дополнительного образования детей Творчество
21 Функции методического обеспечения деятельности учреждения дополнительного образования детей и структура методической службы Семинар Охарактеризовывать функции методического обеспечения деятельности учреждения дополнительного образования детей и структура методической службы Воспроизведение
22 Методическое сопровождение развития учреждения дополнительного образования детей Практическая работа Продемонстрировать авторский проект развития учреждения дополнительного образования детей Творчество
23 Программно-методическое сопровождение образовательного процесса Практическая работа Охарактеризовывать программно-методическое сопровождение образовательного процесса Воспроизведение
Уметь составлять программно-методическое сопровождение образовательного процесса дополнительного образования Применение
24 Теоретические основы управления дополнительным образованием детей Лекция Охарактеризовывать теоретические основы управления дополнительным образованием детей Воспроизведение
25 Теоретические основы управления дополнительным образованием детей Семинар Охарактеризовывать теоретические основы управления дополнительным образованием детей Воспроизведение
26 Особенности управления учреждениями дополнительного образования детей Лекция Охарактеризовывать особенности управления учреждениями дополнительного образования детей Воспроизведение
27 Особенности управления учреждениями дополнительного образования детей Контрольная работа Охарактеризовывать особенности управления учреждениями дополнительного образования детей Воспроизведение
Уметь применять технологии управления учреждениями дополнительного образования детей Применение
28 Мониторинг эффективности деятельности учреждения дополнительного образования детей Контрольная работа Владеть технологией мониторинга эффективности деятельности учреждения дополнительного образования детей Применение
29 Управление системой дополнительного образования детей (Рубежный контроль) Контрольная работа Составит проект управленческой системы дополнительного образования детей Творчество
30 Промежуточная аттестация - экзамен Промежуточная аттестация (экз.) Охарактеризовывать генезис системы дополнительного образования детей Воспроизведение
Владеть навыками использования социально-педагогическая поддержка ребенка в учреждении дополнительного образования Применение
Продемонстрировать авторский проект развития учреждения дополнительного образования детей Творчество
Охарактеризовывать программно-методическое сопровождение образовательного процесса Воспроизведение
Уметь составлять программно-методическое сопровождение образовательного процесса дополнительного образования Применение
Охарактеризовывать теоретические основы управления дополнительным образованием детей Воспроизведение
Владеть технологиями управления дополнительным образованием детей Применение
Владеть технологией мониторинга эффективности деятельности учреждения дополнительного образования детей Применение

Литература

Основная

  1. Корытченкова, Н. И. Психология и педагогика профессиональной деятельности : учебное пособие/ Н. И. Корытченкова, Т. И. Кувшинова. – Кемерово : Кемеровский государственный университет, 2012. – 172 с.- ISBN 978-5-8353-1269-6. –URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=232660 (дата обращения: 10.09.2021). – Режим доступа: по подписке. — Текст : электронный
  2. Педагогика дополнительного образования. Психолого-педагогическое сопровождение детей : учебник для вузов / Л. В. Байбородова [и др.] ; ответственный редактор Л. В. Байбородова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 363 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06557-2. — URL: https://urait.ru/bcode/471109 (дата обращения: 10.09.2021). – Режим доступа: по подписке. — Текст : электронный
  3. Педагогика : учебник и практикум для вузов / Л. С. Подымова [и др.] ; под общей редакцией Л. С. Подымовой, В. А. Сластенина. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 246 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-01032-9. — URL: https://urait.ru/bcode/468553 (дата обращения: 10.09.2021). – Режим доступа: по подписке. — Текст : электронный
  4. Фиофанова, О. А. Психология взросления и воспитательные практики нового поколения : учебное пособие / О. А. Фиофанова. – 2-е изд., стер. – Москва : ФЛИНТА, 2017. – 120 с. – ISBN 978-5-9765-1236-8. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=114741 (дата обращения: 10.09.2021). – Режим доступа: по подписке. — Текст : электронный

Дополнительная

  1. Засобина, Г. А. Педагогика : учебное пособие / Г. А. Засобина, И. И. Корягина, Л. В. Куклина. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2015. – 250 с. : ил. – ISBN 978-5-4475-3744-9. –URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=272316 (дата обращения: 10.09.2021). – Режим доступа: по подписке. — Текст : электронный
  2. Зименкова, Ф. Н. Воспитание творческой личности школьника на уроках технологии и внеклассных занятиях / Ф. Н. Зименкова. – Москва : Прометей, 2013. – 94 с. – ISBN 978-5-7042-2399-3. –URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=212769 (дата обращения: 10.09.2021). – Режим доступа: по подписке. — Текст : электронный
  3. Золотарева, А. В. Методика преподавания по программам дополнительного образования детей : учебник и практикум для вузов / А. В. Золотарева, Г. М. Криницкая, А. Л. Пикина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 315 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06274-8. — URL: https://urait.ru/bcode/470894 (дата обращения: 10.09.2021). – Режим доступа: по подписке. — Текст : электронный
  4. Исаева И. Ю. Формирование готовности студентов педагогического вуза к управлению досуговой деятельностью подростков [Электронный ресурс] / И.Ю. Исаева – Электрон. Текстовые дан. - М.:Флинта, 2016.- Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=83439&sr=1
  5. Шмачилина-Цибенко, С. В. Образовательные технологии в дополнительном образовании детей : учебное пособие для вузов / С. В. Шмачилина-Цибенко. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 134 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-13925-9. — URL: https://urait.ru/bcode/477245 (дата обращения: 10.09.2021). – Режим доступа: по подписке. — Текст : электронный

Цифровые ресурсы

  1. Информационно-методический портал Допобразование [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dopedu.ru
  2. Информационно-методический портал о дополнительном (внешкольном) образовании «Внешкольник» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dop-obrazovanie.com
  3. Информационный портал «Дополнительное образование детей» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://edunews.ru/additional-education/dopolnitelnoe-obrazovanie-detej.html

Источники

  1. Профессиональный стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых" (Зарегистрировано в Минюсте России 28.08.2018 N 52016) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_305809/

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. Б1.О.07.02 Теоретические основы дополнительного образования [Электронный ресурс]: Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) / БУ ВО «Сургут. гос. пед. ун-т»; сост. Г.И. Белошапрка. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2021. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.