бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра социально-гуманитарного образования

Рабочая программа

2021-22 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Н.С. Боталова директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Sept. 26, 2021 утверждено Oct. 21, 2021
Е.П. Шульга заведующий кафедрой
согласовано Oct. 4, 2021
О.Н. Стафеев декан факультета
согласовано Oct. 14, 2021

Б1.В.ДВ.16.01 ДВ: Преддипломный семинар, 9 семестр

Б-07171, 46.03.02, Документоведение и архивоведение, зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
В.А. Арасланова ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
ПК-1: способность применять научные методы при исследовании объектов профессиональной деятельности знать основные научные методы, применяемые при исследовании объектов профессиональной деятельности знаниевый
уметь применять научные методы при исследовании объектов профессиональной деятельности операциональный

Цели изучения дисциплины

сформировать навыки научно-исследовательской деятельности

Задачи

  1. овладеть методологией научно-исследовательской деятельности
  2. сформировать навыки планирования и выполнения дипломного исследования

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 12.0 ч.
Лекция 0 ч.
Семинар 0 ч.
Практическая работа 8.0 ч.
КСР 4.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 60.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 3.0 ч. из 3.0 ч.
Часов в неделю 0.86 ч. (2.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1. Методы и теория научного исследования Умение ставить проблему и применять эмпирические методы исследования Умение выявлять проблему в исследовательской работе, найти источники информации и составить библиографию
  • Постановка проблемы
  • Методы поиска информации
Модуль 2. Применения методов научного исследования при выполнении ВКР Умение применять теоретическую информацию о методах исследования для решения практических задач Умение планировать использование теоретических методов исследования и применить их
  • Методы первоначальной обработки информации
  • Системный подход
  • Методы анализа и синтеза
  • Методы представления информации

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Постановка проблемы и планирование исследования. Формулирование научного аппарата. Методы сбора информации Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 1
2 Постановка проблемы и планирование исследования. Формулирование научного аппарата. Методы сбора информации Самостоятельное изучение 6.0 1
3 Методы первоначальной обработки информации. Системный подход к исследовательской тематике. Методы анализа: хронологический и проблемно-хронологический методы Самостоятельное изучение 7.0 4
4 Методы первоначальной обработки информации. Системный подход к исследовательской тематике. Методы анализа: хронологический и проблемно-хронологический методы Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 5
5 Способы синтезирования полученной информации. Способы написания тезисов доклада по теме ВКР Самостоятельное изучение 12.0 7
6 Способы синтезирования полученной информации. Способы написания тезисов доклада по теме ВКР Индивидуальная работа 3.0 8
7 Способы синтезирования полученной информации. Способы написания тезисов доклада по теме ВКР Практическая работа (К-т. 50/50) 4.0 10
8 Рубежный контроль Самостоятельное изучение 12.0 10
9 Рубежный контроль Конференция (К-т - 50/50) 2.0 12
10 Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация (зачет) 2.0 14
11 Промежуточная аттестация Самостоятельное изучение 12.0 14

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Постановка проблемы и планирование исследования. Формулирование научного аппарата. Методы сбора информации Практическая работа (К-т. 50/50) знать определение понятия "проблема" Узнавание
знать алгоритм выявления проблемы Узнавание
знать виды наблюдения Узнавание
знать способы организации наблюдения для поиска информации Узнавание
знать теоретическую информацию о методах Узнавание
знать способы организации опроса, интервью, беседы Узнавание
знать теоретическую информацию о методе анкетирования Узнавание
знать способы применения метода анкетирования Узнавание
уметь спланировать способы использования метода анкетирования для сбора информации Применение
знать способы поиска информации в библиотеке Узнавание
знать способы поиска информации в архиве Узнавание
уметь спланировать собственную деятельность для поиска информации в архиве Применение
знать способы поиска информации в интернете Узнавание
знать способы сбора информации Узнавание
2 Постановка проблемы и планирование исследования. Формулирование научного аппарата. Методы сбора информации Самостоятельное изучение знать определение понятия "проблема" Узнавание
знать алгоритм выявления проблемы Узнавание
знать виды наблюдения Узнавание
знать способы организации наблюдения для поиска информации Узнавание
знать теоретическую информацию о методах Узнавание
знать способы организации опроса, интервью, беседы Узнавание
знать способы поиска информации в библиотеке Узнавание
знать способы поиска информации в архиве Узнавание
знать способы поиска информации в интернете Узнавание
знать способы сбора информации Узнавание
3 Методы первоначальной обработки информации. Системный подход к исследовательской тематике. Методы анализа: хронологический и проблемно-хронологический методы Самостоятельное изучение знать содержание понятий "классификация", "типология" Узнавание
знать способы выделения признаков для классификации и составления типологии Узнавание
знать содержание понятия и способы проведения контент-анализа Узнавание
знать теоретические положения и признаки системного подхода Узнавание
знать теорию метода проблемно-хронологического анализа Узнавание
4 Методы первоначальной обработки информации. Системный подход к исследовательской тематике. Методы анализа: хронологический и проблемно-хронологический методы Практическая работа (К-т. 50/50) знать содержание понятий "классификация", "типология" Узнавание
знать способы выделения признаков для классификации и составления типологии Узнавание
знать содержание понятия и способы проведения контент-анализа Узнавание
знать теоретические положения и признаки системного подхода Узнавание
знать теорию хронологического метода Узнавание
знать теорию метода проблемно-хронологического анализа Узнавание
5 Способы синтезирования полученной информации. Способы написания тезисов доклада по теме ВКР Самостоятельное изучение знать способы составления тезисного текста по конкретной теме работы Узнавание
уметь составить доклад на защиту ВКР Применение
6 Способы синтезирования полученной информации. Способы написания тезисов доклада по теме ВКР Индивидуальная работа знать способы составления тезисного текста по конкретной теме работы Узнавание
уметь применить теоретические знания на практике - составить тезисы доклада Применение
уметь составить доклад на защиту ВКР Применение
7 Способы синтезирования полученной информации. Способы написания тезисов доклада по теме ВКР Практическая работа (К-т. 50/50) знать способы составления тезисного текста по конкретной теме работы Узнавание
уметь применить теоретические знания на практике - составить тезисы доклада Применение
уметь составить доклад на защиту ВКР Применение
8 Рубежный контроль Самостоятельное изучение знать определение понятия "проблема" Узнавание
знать алгоритм выявления проблемы Узнавание
знать виды наблюдения Узнавание
знать способы организации наблюдения для поиска информации Узнавание
знать теоретическую информацию о методах Узнавание
знать способы организации опроса, интервью, беседы Узнавание
знать теоретическую информацию о методе анкетирования Узнавание
знать способы применения метода анкетирования Узнавание
знать способы поиска информации в библиотеке Узнавание
знать способы поиска информации в архиве Узнавание
знать способы сбора информации Узнавание
знать содержание понятий "классификация", "типология" Узнавание
знать способы выделения признаков для классификации и составления типологии Узнавание
9 Рубежный контроль Конференция (К-т - 50/50) знать способы организации опроса, интервью, беседы Узнавание
уметь спланировать использоание методов для сбора информации Применение
знать теоретическую информацию о методе анкетирования Узнавание
знать способы применения метода анкетирования Узнавание
уметь спланировать способы использования метода анкетирования для сбора информации Применение
уметь спланировать собственную деятельность для поиска информации в архиве Применение
знать способы поиска информации в интернете Узнавание
уметь использовать на практике способы поиска информации в интернете для сбора информации по теме ВКР Применение
знать способы сбора информации Узнавание
уметь отцифровать собранную информацию и подготовить ее к хранению и использованию Применение
знать содержание понятий "классификация", "типология" Узнавание
знать способы выделения признаков для классификации и составления типологии Узнавание
уметь составить классификацию, типологию в рамках предмета исследования в ВКР Применение
10 Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация (зачет) знать содержание понятия и способы проведения контент-анализа Узнавание
уметь провести контент-анализ информации по теме ВКР Применение
знать теорию методов Узнавание
уметь применить на практике метод проблемно-хронологического анализа для оценки степени изученности темы Применение
знать теоретические основы применения сравнительного метода Узнавание
уметь использовать на практике метод сравнительного анализа по материалам ВКР Применение
знать теоретическую основу методов Узнавание
уметь приметь теоретическую информацию для разработки темы ВКР Применение
знать теоретические основы описательного метода Узнавание
уметь составить описание процессов, характеристик, особенностей и т.д. Творчество
знать способы составления тезисного текста по конкретной теме работы Узнавание
уметь применить теоретические знания на практике - составить тезисы доклада Применение
уметь составить доклад на защиту ВКР Применение
знать способы составления доклада для защиты ВКР Узнавание
уметь составить доклад для защиты ВКР Воспроизведение
11 Промежуточная аттестация Самостоятельное изучение знать содержание понятия и способы проведения контент-анализа Узнавание
знать теорию методов Узнавание
знать теоретические основы применения сравнительного метода Узнавание
знать теоретическую основу методов Узнавание
знать теоретические основы описательного метода Узнавание
знать способы составления тезисного текста по конкретной теме работы Узнавание
знать способы составления доклада для защиты ВКР Узнавание

Литература

Основная

  1. Горелов, Н. А. Методология научных исследований : учебник и практикум для вузов / Н. А. Горелов, Д. В. Круглов, О. Н. Кораблева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 365 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-03635-0. — URL: https://urait.ru/bcode/468856 (дата обращения: 23.09.2021). — Режим доступа: по подписке. — Текст : электронный.
  2. Кузнецов, И.Н. Основы научных исследований: Учебное пособие для бакалавров учеб. Для бакалавров : / И.Н. Кузнецов.- 2-е изд. - М. : Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2016 - 284 с. ISBN 978-5-394-02653-9.- Текст : непосредственный.
  3. Мокий, М. С. Методология научных исследований : учебник для вузов / М. С. Мокий, А. Л. Никифоров, В. С. Мокий ; под редакцией М. С. Мокия. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 254 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-13313-4. — URL: https://urait.ru/bcode/468947 (дата обращения: 23.09.2021). — Режим доступа: по подписке. — Текст : электронный.

Дополнительная

  1. Арасланова, В.А. Документационное обеспечение управления: учебно-практическое пособие в схемах, таблицах, образцах / В.А. Арасланова. – 2-е изд., доп. и перераб. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2020. – 265 с. – ISBN 978-5-4499-1454-5. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=578394 (дата обращения: 08.09.2021). – Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный.
  2. Арасланова, В. А. Документационное обеспечение управления : учеб.-практ. пособие в схемах, таблицах, образцах : учеб. пособие для студентов, обучающихся по направлению подгот. "Документоведение и архивоведение" / В. А. Арасланова ; Департамент образования и молодёж. политики Ханты-Манс. авт. округа - Югры, Бюджет. учреждение высш. образования Ханты-Манс. авт. округа - Югры "Сургут. гос. пед. ун-т". – 3-е изд., доп. и перераб. – Сургут : РИО БУ «Сургут. гос. пед. ун-т», 2019. – 239, [1] с. – ISBN 978-5-93190-385-9. – Текст : непосредственный.
  3. Шкляр, М.Ф. Основы научных исследований: Учебное пособие для бакалавров / М.Ф. Шкляр. - 6-е изд.. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2016 - 208 с. ISBN 978-5-394-02518-1.- Текст : непосредственный.

Цифровые ресурсы

  1. Арасланова В. А. Документы и документационное обеспечение управления в Российской Федерации: эволюция и трансформация в современном информационном обществе / В. А. Арасланова, Е. С. Бурмистрова. // Информационное общество и глобальная информационная телекоммуникационная инфраструктура : монография. – Нижний Новгород, 2018. – С. 91-117. – ISBN 978-5-6040739-5-7. – URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_34854785_57102181.pdf (дата обращения: 08.09.2021). – Режим доступа: для авторизир. пользователей. – Текст: электронный.
  2. Арасланова, В. А. Системы документационного обеспечения управления в современном информационном обществе / В. А. Арасланова, Е. С. Бурмистрова. – // Современные социально-экономические процессы: проблемы, закономерности, перспективы : монография / под общ. ред. Г. Ю. Гуляева. – Пенза, 2018. – С. 155–171. – ISBN 978-5-907046-53-5. – URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_32589916_41255776.pdf (дата обращения: 08.09.2021). – Режим доступа: для авторизир. пользователей. – Текст: электронный.
  3. Всероссийский научно-исследовательский институт документоведения и историко-архивного дела : сайт – . – URL: www.vniidad.ru
  4. Федеральное архивное агентство : официальный сайт Федерального архивного агенства (Росархива) : сайт – . – URL: www.archives.ru

Источники

  1. Об утверждении Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения : приказ Федерального архивного агентства от 20 дек. 2019 г. № 236.). – URL: https://base.garant.ru/73524230/
  2. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения : национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 7.0.8-2013 : (утв. Приказом Росстандарта от 17.10.2013 № 1185-ст). – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163800/ (дата обращения: 14.06.2020). – Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный.
  3. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Информация и документация. Управление документами. Ч. 1. Понятия и принципы : национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р ИСО 15489-1-2019 : (утв. Приказом Росстандарта от 26.03.2019 № 101-ст). – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_329486/– Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный.
  4. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов : национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 7.0.97-2016 : (утв. Приказом Федер. агентства по техническому регулированию и метрологии от 8 дек. 2016 г. № 2004-ст) : (с изм. и доп.). – URL: https://base.garant.ru/71634352/– Текст : электронный

Учебно-методические материалы

  1. Арасланова, В.А. Преддипломный семинар. Рабочая программа: АРМ преподавателя СурГПУ [Электронный ресурс] // http://wp.surgpu.ru/wp/24017/
  2. Арасланова, В.А. Служебные документы: формуляры и примеры оформления. Альбом: учебно-практическое пособие : [12+] / В.А. Арасланова, Е.С. Бурмистрова. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2020. – 108 с. – ISBN 978-5-4499-1453-8. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=578396 (дата обращения: 28.09.2020). – Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный.
  3. Арасланова, В. А. Формуляры и образцы служебных документов : альбом : учеб.-практ. пособие [для студентов, обучающихся по направлениям подгот.: Документоведение и архивоведение, Управление персоналом и др.] / В. А. Арасланова, Е. С. Бурмистрова ; Бюджет. учреждение высш. образования Ханты-Манс. авт. округа - Югры "Сургут. гос. пед. ун-т" ; Авт. учреждение проф. образования Ханты-Манс. авт. округа - Югры "Сургут. политехн. колледж". – Сургут : РИО СурГПУ, 2019. – 96 с. – ISBN 978-5-93190-383-5. – Текст : непосредственный.