бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра теории и методики дошкольного и начального образования

Рабочая программа

2021-22 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Н.С. Боталова директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Sept. 16, 2021 утверждено Oct. 21, 2021
Н.В. Абрамовских заведующий кафедрой
согласовано Sept. 16, 2021
В.В. Толмачева декан факультета
согласовано Oct. 1, 2021

Б1.О.06.07 Теория и методика математического развития детей дошкольного возраста, 5 семестр 1 полусеместр

Б-9063, 44.03.05, Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (направленность Дошкольное образование и начальное образование), зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
В.В. Абашина ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
Способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями (ОПК-6) Знать педагогические технологии, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания детей дошкольного возраста средствами математики знаниевый
Владеть способами индивидуализации обучения , развития и воспитания детей на материале математики ориентировочный
Уметь использовать современные технологии обучения, необходимые для индивидуализации образовательной деятельности по формированию математических представлений у детей операциональный
Иметь опыт разработки и анализа фрагментов образовательной деятельности с детьми по формированию математических представлений с учётом их индивидуальных особенностей опыт
Способен организовывать и оценивать различные виды деятельности детей дошкольного возраста (ПК-4) Знать способы организации и оценки разных видов деятельности детей дошкольного возраста, направленных на их математическое развитие знаниевый
Владеть способами организации и оценки разных видов деятельности детей, направленных на их математическое развитие ориентировочный
Уметь проектировать различные виды детской деятельности, направленные на формирование математических представлений у детей дошкольного возраста операциональный
Иметь опыт проектирования различных видов детской деятельности, направленной на формирование математических представлений дошкольников опыт
Способен осуществлять обучение по образовательной программе на основе использования современных подходов и образовательных технологий (ПК-1) Знать современные подходы и образовательные технологии формирования математических представлений у детей дошкольного возраста знаниевый
Владеть способами использования современных подходов и образовательных технологий формирования математических представлений у детей по образовательной программе ориентировочный
Уметь проектировать образовательную деятельность по формированию математических представлений на основе использования современных подходов и образовательных технологий операциональный
Иметь опыт проектирования образовательной деятельности по формированию математических представлений на основе использования современных подходов и образовательных технологий опыт

Цели изучения дисциплины

Научиться проектировать образовательную деятельность по формированию математических представлений на основе знания теоретических и методических подходов к данному процессу у детей детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями образовательного стандарта дошкольного образования

Задачи

  1. Сформировать у студентов знания о теоретических и дидактических основах формирования математических представлений у дошкольников в соответствии стребованиями образовательного стандарта дошкольного образования
  2. Сформировать готовность к проектированию образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по формированию математических (количественных) представлений

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 36.0 ч.
Лекция 8.0 ч.
Семинар 6.0 ч.
Практическая работа 18.0 ч.
КСР 4.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 36.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 16.0 ч. из 13.0 ч.
Часов в неделю 2.4 ч. (2.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Теоретические и дидактические основы математического образования дошкольников Сформировать у студентов знания о теоретических и дидактических основах формирования математических представлений у дошкольников Ориентация студентов в теоретических и дидактических основах формирования математических представлений у детей, в многообразии подходов к проблеме математического развития дошкольников
  • Теория и методика развития математических представлений у детей дошкольного возраста как наука
  • Теоретические и дидактические основы формирования математических представлений у дошкольников
Развитие количественных представлений у детей дошкольного возраста Сформировать готовность к управлению процессом развития представлений о множестве, числе и вычислительной деятельности у детей дошкольного возраста Освоение задач, содержания и методических приёмов формирования количественных представлений.Формирование способности к разработкее и анализу фрагментов образовательной деятельности с детьми, творческому использованию рекомендаций различных авторов.
  • Методические системы ознакомления детей младшего и среднего дошкольного возраста с количеством и числом
  • Методические системы ознакомления старших дошкольников с числом и вычислительной деятельностью

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Теория и методика развития математических представлений у дошкольников как научная и учебная область Лекция 2.0 1
2 История становления и развития науки "Теория и методика формирования математических представлений у дошкольников" Семинар (Коэффициент - 50/50) 2.0 2
3 История становления и развития науки "Теория и методика формирования математических представлений у дошкольников" Индивидуальная работа 2.0 2
4 Теоретические и дидактические основы формирования математических представлений у дошкольников Лекция 2.0 3
5 Характеристика содержания математического развития дошкольников на основе анализа современных образовательных программ Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 4
6 Характеристика содержания математического развития дошкольников на основе анализа современных образовательных программ Индивидуальная работа 2.0 4
7 Теоретические основы формирования математических представлений у детей дошкольного возраста Контрольная работа (К-т 50/50) 2.0 5
8 Теоретические основы формирования математических представлений у детей дошкольного возраста Индивидуальная работа 2.0 5
9 Генезис представлений о множестве и числе у детей раннего и дошкольного возраста. Лекция 2.0 6
10 Содержание и методика формирования количественных представлений у детей дошкольного возраста Лекция 2.0 7
11 Содержание и методика формирования количественных представлений у детей дошкольного возраста Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 8
12 Формирование количественных представлений у детей младшего дошкольного возраста Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 9
13 Формирование количественных представлений у детей младшего дошкольного возраста Индивидуальная работа 2.0 9
14 Формирование количественных представлений у детей среднего дошкольного возраста Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 10
15 Формирование количественных представлений у детей среднего дошкольного возраста Индивидуальная работа 2.0 10
16 Формирование количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 11
17 Формирование количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста Индивидуальная работа 2.0 11
18 Освоение дошкольниками арифметических действий в процессе решения арифметических задач Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 12
19 "Цветные цифры Кюизенера", "Стосчёт" Зайцева, "Вычислительные машины" А.А. Столяра как средство познания чисел, цифр, арифметических действий Семинар (Коэффициент - 50/50) 4.0 13
20 "Цветные цифры Кюизенера", "Стосчёт" Зайцева, "Вычислительные машины" А.А. Столяра как средство познания чисел, цифр, арифметических действий Реферат 4.0 13
21 Проектирование работы по формированию количественных представлений у детей разных возрастных групп Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 13
22 Деловая игра "Показательное занятие в детском саду" Практическая работа (К-т. 50/50) 4.0 14
23 Деловая игра "Показательное занятие в детском саду" Вариативное задание 2.0 14
24 Деловая игра "Показательное занятие в детском саду" Индивидуальная работа 2.0 14
25 Методические системы ознакомления дошкольников с числом и вычислительной деятельностью Коллоквиум (Коэффициент - 50/50) 2.0 15
26 Методические системы ознакомления дошкольников с числом и вычислительной деятельностью Индивидуальная работа 2.0 15

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Теория и методика развития математических представлений у дошкольников как научная и учебная область Лекция Знать предмет, цель и задачи "Теории и методики развития математических представлений у детей дошкольного возраста" Воспроизведение
Составлять схему связи "Теории и методики развития математических представлений у детей дошкольного возраста" с другими науками Применение
2 История становления и развития науки "Теория и методика формирования математических представлений у дошкольников" Семинар (Коэффициент - 50/50) Характеризовать этапы становления и развития науки "Теория и методика развития математических представлений у детей дошкольного возраста" Воспроизведение
3 История становления и развития науки "Теория и методика формирования математических представлений у дошкольников" Индивидуальная работа Характеризовать этапы становления и развития науки "Теория и методика развития математических представлений у детей дошкольного возраста" Воспроизведение
4 Теоретические и дидактические основы формирования математических представлений у дошкольников Лекция Знать предмет, цель и задачи "Теории и методики развития математических представлений у детей дошкольного возраста" Воспроизведение
Составлять схему связи "Теории и методики развития математических представлений у детей дошкольного возраста" с другими науками Применение
5 Характеристика содержания математического развития дошкольников на основе анализа современных образовательных программ Практическая работа (К-т. 50/50) Характеризовать содержание математического образования дошкольников. Воспроизведение
Давать сравнительную характеристику вариативных образовательных программ дошкольного образования (раздел "Математика"). Применение
6 Характеристика содержания математического развития дошкольников на основе анализа современных образовательных программ Индивидуальная работа Характеризовать содержание математического образования дошкольников. Воспроизведение
Давать сравнительную характеристику вариативных образовательных программ дошкольного образования (раздел "Математика"). Применение
7 Теоретические основы формирования математических представлений у детей дошкольного возраста Контрольная работа (К-т 50/50) Знать предмет, цель и задачи "Теории и методики развития математических представлений у детей дошкольного возраста" Воспроизведение
Составлять схему связи "Теории и методики развития математических представлений у детей дошкольного возраста" с другими науками Применение
Характеризовать этапы становления и развития науки "Теория и методика развития математических представлений у детей дошкольного возраста" Воспроизведение
Определять основные понятия, формируемые у дошкольников Воспроизведение
Определять цель и задачи математического развития дошкольников Воспроизведение
Характеризовать классификации методов математического развития дошкольников Воспроизведение
Определять требования к различным дидактическим средствам Применение
Характеризовать современную модель организации образовательного процесса по формированию математических представлений у детей дошкольного возраста Воспроизведение
Определять виды деятельности, способствующие освоению математических представлений Воспроизведение
8 Теоретические основы формирования математических представлений у детей дошкольного возраста Индивидуальная работа Знать предмет, цель и задачи "Теории и методики развития математических представлений у детей дошкольного возраста" Воспроизведение
Составлять схему связи "Теории и методики развития математических представлений у детей дошкольного возраста" с другими науками Применение
Характеризовать этапы становления и развития науки "Теория и методика развития математических представлений у детей дошкольного возраста" Воспроизведение
Определять основные понятия, формируемые у дошкольников Воспроизведение
Определять требования к различным дидактическим средствам Применение
Характеризовать современную модель организации образовательного процесса по формированию математических представлений у детей дошкольного возраста Воспроизведение
Определять виды деятельности, способствующие освоению математических представлений Воспроизведение
9 Генезис представлений о множестве и числе у детей раннего и дошкольного возраста. Лекция Анализировать задачи и содержание работы по формированию количественных представлений у дошкольников Воспроизведение
Обосновывать способы обучения детей выделению "одного" и "много" предметов, приёмы сравнения численности предметов в группах Применение
10 Содержание и методика формирования количественных представлений у детей дошкольного возраста Лекция Обосновывать способы обучения детей выделению "одного" и "много" предметов, приёмы сравнения численности предметов в группах Применение
Обосновывать методику формирования деятельности счёта (количественного, порядкового, с участием различных анализаторов),независимости числа от пространственных признаков у детей дошкольного возраста Воспроизведение
Обосновывать методические приёмы обучения детей составу числа из единиц и из двух меньших чисел Воспроизведение
Определять методические приёмы ознакомления с цифрами Воспроизведение
11 Содержание и методика формирования количественных представлений у детей дошкольного возраста Практическая работа (К-т. 50/50) Обосновывать способы обучения детей выделению "одного" и "много" предметов, приёмы сравнения численности предметов в группах Применение
Обосновывать методику формирования деятельности счёта (количественного, порядкового, с участием различных анализаторов),независимости числа от пространственных признаков у детей дошкольного возраста Воспроизведение
Обосновывать методические приёмы обучения детей составу числа из единиц и из двух меньших чисел Воспроизведение
Определять методические приёмы ознакомления с цифрами Воспроизведение
12 Формирование количественных представлений у детей младшего дошкольного возраста Практическая работа (К-т. 50/50) Обосновывать способы обучения детей выделению "одного" и "много" предметов, приёмы сравнения численности предметов в группах Применение
Составлять и анализировать фрагменты непосредственно образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста Творчество
13 Формирование количественных представлений у детей младшего дошкольного возраста Индивидуальная работа Анализировать задачи и содержание работы по формированию количественных представлений у дошкольников Воспроизведение
Обосновывать способы обучения детей выделению "одного" и "много" предметов, приёмы сравнения численности предметов в группах Применение
Составлять и анализировать фрагменты непосредственно образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста Творчество
14 Формирование количественных представлений у детей среднего дошкольного возраста Практическая работа (К-т. 50/50) Обосновывать методику формирования деятельности счёта (количественного, порядкового, с участием различных анализаторов),независимости числа от пространственных признаков у детей дошкольного возраста Воспроизведение
Обосновывать методические приёмы обучения детей составу числа из единиц и из двух меньших чисел Воспроизведение
Определять методические приёмы ознакомления с цифрами Воспроизведение
Демонстрировать методические приёмы формирования количественных отношений у детей среднего дошкольного возраста Творчество
15 Формирование количественных представлений у детей среднего дошкольного возраста Индивидуальная работа Обосновывать методику формирования деятельности счёта (количественного, порядкового, с участием различных анализаторов),независимости числа от пространственных признаков у детей дошкольного возраста Воспроизведение
Обосновывать методические приёмы обучения детей составу числа из единиц и из двух меньших чисел Воспроизведение
Определять методические приёмы ознакомления с цифрами Воспроизведение
Демонстрировать самостоятельно разработанные игровые материалы по формированию количественных представлений у дошкольников Творчество
16 Формирование количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста Практическая работа (К-т. 50/50) Определять виды арифметических задач, их структуру Воспроизведение
Обосновывать этапы работы над арифметической задачей Воспроизведение
Составлять тексты арифметических задач для дошкольников, фрагменты образовательных ситуаций по решению арифметических задач Применение
Обосновывать методические приёмы изучения состава числа из единиц и из двух меньших, деления целого на части. Воспроизведение
17 Формирование количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста Индивидуальная работа Определять виды арифметических задач, их структуру Воспроизведение
Обосновывать этапы работы над арифметической задачей Воспроизведение
Составлять тексты арифметических задач для дошкольников, фрагменты образовательных ситуаций по решению арифметических задач Применение
Обосновывать методические приёмы изучения состава числа из единиц и из двух меньших, деления целого на части. Воспроизведение
18 Освоение дошкольниками арифметических действий в процессе решения арифметических задач Практическая работа (К-т. 50/50) Обосновывать методические приёмы изучения состава числа из единиц и из двух меньших, деления целого на части. Воспроизведение
Демонстрировать фрагменты занятий для детей старшего дошкольного возраста по формированию количественных представлений.Результат (593406) Творчество
19 "Цветные цифры Кюизенера", "Стосчёт" Зайцева, "Вычислительные машины" А.А. Столяра как средство познания чисел, цифр, арифметических действий Семинар (Коэффициент - 50/50) Характеризовать современные дидактические средства формирования количественных представлений у дошкольников Воспроизведение
Демонстрировать способы использования современных дидактических средств дл я формирования количественных представлений Применение
20 "Цветные цифры Кюизенера", "Стосчёт" Зайцева, "Вычислительные машины" А.А. Столяра как средство познания чисел, цифр, арифметических действий Реферат Демонстрировать способы использования современных дидактических средств дл я формирования количественных представлений Применение
21 Проектирование работы по формированию количественных представлений у детей разных возрастных групп Практическая работа (К-т. 50/50) Анализировать задачи и содержание работы по формированию количественных представлений у дошкольников Воспроизведение
Составлять и анализировать фрагменты непосредственно образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста Творчество
Демонстрировать самостоятельно разработанные игровые материалы по формированию количественных представлений у дошкольников Творчество
Демонстрировать методические приёмы формирования количественных отношений у детей среднего дошкольного возраста Творчество
Демонстрировать фрагменты занятий для детей старшего дошкольного возраста по формированию количественных представлений.Результат (593406) Творчество
22 Деловая игра "Показательное занятие в детском саду" Практическая работа (К-т. 50/50) Анализировать задачи и содержание работы по формированию количественных представлений у дошкольников Воспроизведение
Обосновывать способы обучения детей выделению "одного" и "много" предметов, приёмы сравнения численности предметов в группах Применение
Составлять и анализировать фрагменты непосредственно образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста Творчество
Обосновывать методику формирования деятельности счёта (количественного, порядкового, с участием различных анализаторов),независимости числа от пространственных признаков у детей дошкольного возраста Воспроизведение
23 Деловая игра "Показательное занятие в детском саду" Вариативное задание Составлять и анализировать фрагменты непосредственно образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста Творчество
24 Деловая игра "Показательное занятие в детском саду" Индивидуальная работа Демонстрировать самостоятельно разработанные игровые материалы по формированию количественных представлений у дошкольников Творчество
Демонстрировать методические приёмы формирования количественных отношений у детей среднего дошкольного возраста Творчество
Демонстрировать фрагменты занятий для детей старшего дошкольного возраста по формированию количественных представлений.Результат (593406) Творчество
Демонстрировать способы использования современных дидактических средств дл я формирования количественных представлений Применение
25 Методические системы ознакомления дошкольников с числом и вычислительной деятельностью Коллоквиум (Коэффициент - 50/50) Анализировать задачи и содержание работы по формированию количественных представлений у дошкольников Воспроизведение
Составлять и анализировать фрагменты непосредственно образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста Творчество
Обосновывать методику формирования деятельности счёта (количественного, порядкового, с участием различных анализаторов),независимости числа от пространственных признаков у детей дошкольного возраста Воспроизведение
26 Методические системы ознакомления дошкольников с числом и вычислительной деятельностью Индивидуальная работа Обосновывать методические приёмы обучения детей составу числа из единиц и из двух меньших чисел Воспроизведение
Определять методические приёмы ознакомления с цифрами Воспроизведение
Демонстрировать самостоятельно разработанные игровые материалы по формированию количественных представлений у дошкольников Творчество
Определять виды арифметических задач, их структуру Воспроизведение
Обосновывать этапы работы над арифметической задачей Воспроизведение
Составлять тексты арифметических задач для дошкольников, фрагменты образовательных ситуаций по решению арифметических задач Применение

Литература

Основная

  1. Габова, М.А. Математическое развитие детей дошкольного возраста: теория и технологии : учебное пособие / М.А. Габова. – 2-е изд., стер. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2019. – 535 с. : ил., табл.– Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-4499-0123-1. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=575244 (дата обращения: 31.08.2021). – Режим доступа: по подписке.– Текст : электронный.
  2. Микляева, Н. В. Теория и технологии развития математических представлений у детей : учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлению "Педагогическое образование" / Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева. - М. : Академия, 2015. - 346, [2] с. - (Высшее образование. Бакалавриат). - Гриф УМО. - ISBN 978-5-4468-0122-0. – Текст непосредственный.

Дополнительная

  1. Абашина, В. В. Теория и технология развития математических представлений у детей дошкольного возраста : учеб.-метод. пособие для студентов пед. вузов по направлению подгот. 44.03.01 "Педагогическое образование" (уровень бакалавриата) / В. В. Абашина ; Департамент образования и молодеж. политики ХМАО-Югры, Бюджет. учреждение высш. образования Ханты-Манс. авт. округа - Югры "Сургут. гос. пед. ун-т". - Сургут : РИО СурГПУ, 2016. - 117, [1] с. - Гриф УМО. - ISBN 978-5-93190-340-8. – Текст непосредственный.
  2. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения : учеб. для бакалавров по направлению 050100 "Педагогическое образование" / под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб. [и др.] : Питер, 2016. - 460, [1] с. - (Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения). - Гриф УМО. - ISBN 978-5-496-01194-5. и предыдущие издания. – Текст непосредственный.
  3. Павлова, Л. И. Теория и методика развития математических представлений у дошкольников : учебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов / Л. И. Павлова. — Москва : Московский педагогический государственный университет, 2017. — 108 c. – Библиогр. в кн..— ISBN 978-5-4263-0531-1. — URL: http://www.iprbookshop.ru/75827.html (дата обращения: 31.08.2021).— Режим доступа: по подписке. - Текст : электронный

Цифровые ресурсы

  1. Мендыгалиева А. К., Фонда М. А. Логические задачи как средство развития математических представлений у детей дошкольного возраста //. – URL: http://e-koncept.ru/2017/770303.htm. (дата обращения: 10.09.2021). – Текст: электронный.
  2. Ремнева Н.А., Стожарова М.Ю. — Влияние математической деятельности на формирование познавательных процессов старших дошкольников // DOI: 10.7256/2306-4188.2012.1.211 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=211 (дата обращения 08.09.2021). – Текст: электронный.

Источники

  1. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 N 30550). - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.krippo.ru/files/Attestac/ord544.pdf

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. Б1.О.06.07. Теория и методика развития математических представлений у детей дошкольного возраста: Направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование направленность Дошкольное образование и Дополнительное образование / БУ ВО «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. В.В.Абашина. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2021. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.– Текст : электронный.
  2. Учебная программа. Б1.О.06.07 Теория и методика развития математических представлений у детей дошкольного возраста. Направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование направленность Дошкольное образование/ БУ ВО«Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. В.В.Абашина. – Электрон. дан. - Сургут: СурГПУ, 2021. – Режим доступа: http://els.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана. -– Текст : электронный.