бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра филологического образования и журналистики

Рабочая программа

2021-22 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Н.С. Боталова директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Sept. 20, 2021 утверждено Oct. 21, 2021
Е.И. Бреусова заведующий кафедрой
согласовано Sept. 22, 2021
В.В. Толмачева декан факультета
согласовано Oct. 1, 2021

Б1.В.02.02 Детская литература с основами литературоведения, 1 семестр

Б-1062, 44.03.05, Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)(направленность Дошкольное образование и Дополнительное образование), экзамен

Общая трудоемкость дисциплины составляет 144 часов
Е.А. Авдеева ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
ПК-1. Способен осуществлять обучение по образовательной программе на основе использования современных подходов и образовательных технологий ПК. 1.1.1. Содержание преподаваемого предмета в соответствии с требованиями ФГОС, ООП и достижениями науки и педагогической практики, частично (с уточнениями); Знание содержания литературного образования дошкольников и младших школьников (в т.ч. знание ряда текстов детской литературы наизусть; знание текстов детской литературы как средства формирования культурных потребностей ребенка). знаниевый
Уметь конструировать содержание преподаваемого предмета в соответствии с требованиями ФГОС, ООП и достижениями науки и педагогической практики, планировать образова-тельную деятельность по программам ДОО и НОО). (Отбирать литературный материал в соответствии с возрастом, эстетическим потенциалом произведения и пр., составлять слово о писателе, создавать устные и письменные интерпретации произведений детской литерату-ры, выразительно исполнять произведения детской литературы). ориентировочный
Владеть действиями по конструированию содержания преподаваемого предмета в соответствии с требованиями ФГОС, ООП и достижениями науки и педагогической практики, действиями по планированию образовательной деятельности по программам ДОО и НОО (Отбирать литературный материал в соответствии с возрастом, эстетическим потенциалом про-изведения, учебными задачами и пр., составлять слово о писателе, создавать устные и письменные интерпретации произведений детской литературы, выразительно исполнять произведения детской литературы). операциональный
Опрыт по конструированию содержания преподаваемого предмета в соответствии с тре-бованиями ФГОС, ООП и достижениями науки и педагогической практики, планирования образовательной деятельности по программам ДОО и НОО (Отбора литературного материа-ла в соответствии с возрастом, эстетическим потенциалом произведения, учебными задачами и пр., Подготовки слова о писателе, Разработки устных и письменных интерпретаций произведений детской литературы, Выразительного исполнения произведений детской литературы) опыт
ПК-2. Способен осуществлять целенаправленную воспитательную деятельность ПК. 2.2.1. Действиями по конструированию содержания воспитательной (внеучебной) дея-тельности в соответствии с требованиями ФГОС, ООП и с учетом культурных различий, половозрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. Выявлять воспитательный потенциал художественных текстов по детскому чтению, раскрывать воспитательный потенциал для обучающихся. ориентировочный
ПК. 2.3.1. Конструировать содержание воспитательной (внеучебной) деятельности в соответствии с требованиями ФГОС, ООП и с учетом культурных различий, половозрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. Выявлять воспитательный потенциал художественных текстов по детскому чтению, раскрывать воспитательный потенциал для обучающихся. операциональный
УК-1. Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач Специфику различных видов деятельности и решаемых задач (математической, учебной, исследовательской, проектной деятельности) (Знание специфики детской литературы и детского чтения) знаниевый
Владеет способом оценки результатов поиска, анализа, синтеза и обработки информации ориентировочный
Умеет выбирать средства, необходимые для анализа и обобщения информации операциональный
Умеет оценивать результат поиска, критического анализа и синтеза информации (Умение определять возрастную предназначенность художественного произведения) операциональный
Анализа специальной литературы при решении учебных задач опыт
Поиска и критического анализа информации опыт

Цели изучения дисциплины

Научить студентов интерпретировать произведения детской литературы с точки зрения их художественной и воспитательной ценности.

Задачи

  1. Описать особенности литературы для детей, выделить существенные признаки ее стилей и направлений, сформировать навыки интерпретации фольклорного произведения для детей.
  2. Сформировать навыки интерпретации литературной сказки в ее жанровой специфике и индивидуальной поэтике
  3. Сформировать навыки интерпретации детской поэзии в ее жанровой специфике и индивидуальной поэтике
  4. Сформировать навыки интерпретации несказочной прозы для детей

Числовые характеристики

Трудоемкость 144 ч.
Аудиторная работа 58.0 ч.
Лекция 16.0 ч.
Семинар 6.0 ч.
Практическая работа 22.0 ч.
КСР 14.0 ч.
Контроль 2.0 ч.
Самостоятельная работа студента 84.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 24.0 ч. из 24 ч.
Часов в неделю 3.41 ч. (3.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль №1. Основные понятия литературоведения. Фольклор в детском чтении. Литературная сказка – базовый жанр детской литературы Описать особенности литературы для детей, выделить существенные признаки ее стилей и направлений, сформировать навыки комплексного анализа фольклорного произведения для детей. После освоения данного модуля студенты будут распознавать особенности книг, входящих в круг детского чтения, описывать тенденции развития русской и зарубежной литературы для детей, оперировать понятиями, описывающими фольклорные произведения для детей.
  • Особенности детского чтения. Система жанров детской литературы. Фольклорная и литературная сказки
Модуль №2. Эволюция жанровых форм литературной сказки Сформировать навыки анализа литературной сказки в ее жанровой специфике и индивидуальной поэтике После освоения данного модуля студенты будут анализировать литературные сказки в их жанровой специфике и индивидуальной поэтике, описывать вязь литературной сказки с фольклорной традицией, давать характеристику основных этапов и тенденций развития русской и зарубежной литературной сказки.
  • Эволюция жанровых форм отечественной и зарубежной литературной сказки XIX-XX вв.
Модуль № 3. Поэзия для детей. Закрепить навыки анализа литературной сказки, сказа и сформировать навыки анализа учебной книги, детской поэзии в их жанровой специфике и индивидуальной поэтике После изучения данного модуля студенты будут формулировать познавательную и воспитательную идею произведения для детей, анализировать его художественное своеобразие, соспоставлять художественный текст и произведение другог вида искусства на тот же сюжет.
  • Поэзия для детей.
Модуль № 4. Несказочная проза для детей Сформировать навыки анализа несказочной прозы для детей в ее жанровой специфике и индивидуальной поэтике Формирование аналитических подходов, дающих возможность системного изучения детской книги
  • Несказочная проза для детей.

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Литература как вид искусства. Художественный образ. Специфика и функции детской литературы. Лекция 2.0 1
2 Фольклор и миф в детском чтении. Жанры фольклора. Лекция 2.0 2
3 Автор. Читатель. Особенности детской книги Лекция 2.0 2
4 Автор. Читатель. Особенности детской книги Самостоятельное изучение 2.0 2
5 Фольклор и миф в детском чтении. Жанры фольклора. Практическая работа 2.0 2
6 Фольклор и миф в детском чтении. Жанры фольклора. Индивидуальная работа 2.0 3
7 Народная сказка Семинар 2.0 3
8 Литературная сказка. Ш.Перро - основоположник литературной сказки. Романтизм и развитие жанра сказки в Германии. Лекция 2.0 4
9 Литературная сказка. Ш.Перро - основоположник литературной сказки. Романтизм и развитие жанра сказки в Германии. Самостоятельное изучение 2.0 4
10 Рубежный контроль. Модуль 1 Минизачет (программы с 2019 г.) 2.0 5
11 Рубежный контроль. Модуль 1 Индивидуальная работа 4.0 5
12 Художественное своеобразие сказок Г.Х. Андерсена. Практическая работа 2.0 5
13 Художественное своеобразие сказок Г.Х. Андерсена. Самостоятельное изучение 2.0 5
14 Скандинавская литературная сказка Индивидуальная работа 2.0 5
15 Скандинавская литературная сказка Коллоквиум 2.0 5
16 Русская литературная сказка XIX-XX веков Лекция 2.0 6
17 Русская литературная сказка XIX-XX веков Практическая работа 2.0 7
18 Русская стихотворная литературная сказка (В.А. Жуковский, А.С. Пушкин) Практическая работа 2.0 8
19 Русская стихотворная литературная сказка (В.А. Жуковский, А.С. Пушкин) Индивидуальная работа 2.0 8
20 Художественный мир сказки П.П. Ершова "Конек-горбунок". Практическая работа 2.0 8
21 Философская сказка–притча А.Сент-Экзюпери «Маленький принц». Практическая работа 2.0 9
22 Сказки английских писателей в детском чтении. Сказка-нонсенс Л. Кэрролла "Алиса в стране чудес". Семинар 2.0 10
23 Сказки английских писателей в детском чтении. Сказка-нонсенс Л. Кэрролла "Алиса в стране чудес". Коллоквиум 2.0 10
24 Рубежный контроль. Модуль 2. Минизачет (программы с 2019 г.) 2.0 10
25 Рубежный контроль. Модуль 2. Индивидуальная работа 4.0 10
26 Рубежный контроль. Модуль 2. Самостоятельное изучение 2.0 10
27 Детская поэзия XIX-XX веков. Лекция 2.0 10
28 Детская поэзия XIX-XX веков. Практическая работа 2.0 11
29 Художественные открытия К.И. Чуковского Практическая работа 2.0 11
30 Стихи современных поэтов для детей Коллоквиум 2.0 11
31 Стихи современных поэтов для детей Самостоятельное изучение 2.0 11
32 Рубежный контроль. Модуль 3 (Стихи наизусть) Индивидуальная работа 4.0 11
33 Рубежный контроль. Модуль 3 (Стихи наизусть) Другое 2.0 11
34 Сказ в творчестве П. Бажова, Б. Шергина, С. Писахова. Самостоятельное изучение 2.0 12
35 Природоведческая литература в детском чтении. Лекция 2.0 15
36 Творчество М.М. Пришвина. Особенность пришвинского «природоведения». Практическая работа 2.0 15
37 Юмористическая литература для детей. Традиции русской смеховой культуры. Роль юмора в книгах для детей. Практическая работа 2.0 15
38 Юмористическая литература для детей. Традиции русской смеховой культуры. Роль юмора в книгах для детей. Лекция 2.0 15
39 Приключенческая литература, фантастика. Жанр фэнтези Семинар 2.0 15
40 Приключенческая литература, фантастика. Жанр фэнтези Практическая работа 2.0 16
41 Рубежный контроль. Модуль 4 (Собеседование по текстам) Индивидуальная работа 4.0 16
42 Рубежный контроль. Модуль 4 (Собеседование по текстам) Минизачет (программы с 2019 г.) 2.0 16
43 Рубежный контроль. Модуль 4 (Собеседование по текстам) Самостоятельное изучение 2.0 17
44 Промежуточная аттестация (экзамен) Промежуточная аттестация (экз.) 2.0 18

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Литература как вид искусства. Художественный образ. Специфика и функции детской литературы. Лекция Дает определение понятий "детская литература", "круг детского чтения", "детская литература как учебная дисциплина" Воспроизведение
Называет основные функции детской литературы. Воспроизведение
2 Фольклор и миф в детском чтении. Жанры фольклора. Лекция Дает определение фольклора как вида словесного творчества, детского фольклора. Воспроизведение
Описывает жанровую классификацию детского фольклора Воспроизведение
Описывает поэтику произведений детского фольклора. Воспроизведение
Перечисляет основные жанровые разновидности фольклорной сказки Воспроизведение
3 Автор. Читатель. Особенности детской книги Лекция Дает определение понятий "детская литература", "круг детского чтения", "детская литература как учебная дисциплина" Воспроизведение
Называет основные функции детской литературы. Воспроизведение
4 Автор. Читатель. Особенности детской книги Самостоятельное изучение Дает определение понятий "детская литература", "круг детского чтения", "детская литература как учебная дисциплина" Воспроизведение
Называет основные функции детской литературы. Воспроизведение
5 Фольклор и миф в детском чтении. Жанры фольклора. Практическая работа Дает определение фольклора как вида словесного творчества, детского фольклора. Воспроизведение
Описывает жанровую классификацию детского фольклора Воспроизведение
Описывает поэтику произведений детского фольклора. Воспроизведение
Перечисляет основные жанровые разновидности фольклорной сказки Воспроизведение
6 Фольклор и миф в детском чтении. Жанры фольклора. Индивидуальная работа Дает определение фольклора как вида словесного творчества, детского фольклора. Воспроизведение
Описывает жанровую классификацию детского фольклора Воспроизведение
Описывает поэтику произведений детского фольклора. Воспроизведение
Перечисляет основные жанровые разновидности фольклорной сказки Воспроизведение
Описывает жанровую специфику волшебной сказки Применение
Описывает систему сказочных персонажей Воспроизведение
7 Народная сказка Семинар Дает определение понятия "сказка" как фольклорного жанра Воспроизведение
Перечисляет основные жанровые разновидности фольклорной сказки Воспроизведение
Описывает жанровую специфику волшебной сказки Применение
Описывает систему сказочных персонажей Воспроизведение
Оценивает композиционное и стилистическое своеобразие волшебных сказок Применение
8 Литературная сказка. Ш.Перро - основоположник литературной сказки. Романтизм и развитие жанра сказки в Германии. Лекция Дает определение понятия "романтическая сказка" Воспроизведение
Перечисляет западноевропейских писателей-сказочников 18-19 вв.и их произведения Воспроизведение
9 Литературная сказка. Ш.Перро - основоположник литературной сказки. Романтизм и развитие жанра сказки в Германии. Самостоятельное изучение Дает определение понятию "литературная сказка" Воспроизведение
Называет отличия фольклорной и литературной сказки Воспроизведение
Дает определение понятия "романтическая сказка" Воспроизведение
Перечисляет западноевропейских писателей-сказочников 18-19 вв.и их произведения Воспроизведение
10 Рубежный контроль. Модуль 1 Минизачет (программы с 2019 г.) Дает определение понятий "детская литература", "круг детского чтения", "детская литература как учебная дисциплина" Воспроизведение
Дает определение фольклора как вида словесного творчества, детского фольклора. Воспроизведение
Описывает жанровую классификацию детского фольклора Воспроизведение
Описывает поэтику произведений детского фольклора. Воспроизведение
Дает определение понятия "сказка" как фольклорного жанра Воспроизведение
Перечисляет основные жанровые разновидности фольклорной сказки Воспроизведение
Описывает жанровую специфику волшебной сказки Применение
Описывает систему сказочных персонажей Воспроизведение
11 Рубежный контроль. Модуль 1 Индивидуальная работа Дает определение понятий "детская литература", "круг детского чтения", "детская литература как учебная дисциплина" Воспроизведение
Называет основные функции детской литературы. Воспроизведение
Дает определение фольклора как вида словесного творчества, детского фольклора. Воспроизведение
Описывает жанровую классификацию детского фольклора Воспроизведение
Описывает поэтику произведений детского фольклора. Воспроизведение
Дает определение понятия "сказка" как фольклорного жанра Воспроизведение
12 Художественное своеобразие сказок Г.Х. Андерсена. Практическая работа Интепретирует содержание сказок Андерсена Применение
Анализирует проблематику сказок Андерсена Применение
Выявляет стилистические особенности сказок Андерсена Применение
Выявляет особенности героев в сказках Андерсена Применение
Формулирует новаторский подход Г.Х. Андерсена к сказочному творчеству Применение
Выявляет традиции, которых придерживается Г.Х. Андерсен Применение
13 Художественное своеобразие сказок Г.Х. Андерсена. Самостоятельное изучение Дает определение понятию "литературная сказка" Воспроизведение
Дает определение понятия "романтическая сказка" Воспроизведение
Интепретирует содержание сказок Андерсена Применение
Анализирует проблематику сказок Андерсена Применение
Выявляет стилистические особенности сказок Андерсена Применение
Выявляет особенности героев в сказках Андерсена Применение
Формулирует новаторский подход Г.Х. Андерсена к сказочному творчеству Применение
Выявляет традиции, которых придерживается Г.Х. Андерсен Применение
14 Скандинавская литературная сказка Индивидуальная работа Анализирует специфику образов в сказочном творчестве скандинавских писателей. Применение
Описывает жанровую специфику скандинавских сказок Воспроизведение
15 Скандинавская литературная сказка Коллоквиум Дает определение понятию "литературная сказка" Воспроизведение
Пересказывает содержание произведений Т. Янссон, А.Линдгрен, С.Лагерлёф Воспроизведение
Анализирует специфику образов в сказочном творчестве скандинавских писателей. Применение
Описывает жанровую специфику скандинавских сказок Воспроизведение
Описывает сюжетно-композиционные особенности скандинавских сказок Воспроизведение
Описывает стилевые особенности скандинавских сказок Воспроизведение
16 Русская литературная сказка XIX-XX веков Лекция Дает определение понятия "романтическая сказка" Воспроизведение
Пересказывает содержание прозаических русских литературных сказок, входящих в список для обязательного чтения. Воспроизведение
17 Русская литературная сказка XIX-XX веков Практическая работа Комментирует жанровое своеобразие русской литературной прозаической сказки Применение
Описывает художественное своеобразие русской литературной прозаической сказки Применение
Обнаруживает фольклорные традиции в сказках В.Ф. Одоевского Узнавание
Пересказывает содержание произведений русских писателей-сказочников (Д.Н. Мамин-Сибиряк, В.М. Гаршин) Воспроизведение
18 Русская стихотворная литературная сказка (В.А. Жуковский, А.С. Пушкин) Практическая работа Описывает особенности художественного методав сказочном творчестве Жуковского, Ершова, Пушкина Применение
Описывает на конкретных примерах связь сказок Жуковского, Ершова, Пушкина с фольклорными традициями Применение
Описывает жанровые признаки сказок Воспроизведение
Анализирует проблематику сказочного творчества Жуковского, Ершова, Пушкина Применение
19 Русская стихотворная литературная сказка (В.А. Жуковский, А.С. Пушкин) Индивидуальная работа Дает определение понятию "литературная сказка" Воспроизведение
Пересказывает содержание произведений Жуковского, Ершова и Пушкина Воспроизведение
Описывает особенности художественного методав сказочном творчестве Жуковского, Ершова, Пушкина Применение
Описывает на конкретных примерах связь сказок Жуковского, Ершова, Пушкина с фольклорными традициями Применение
Описывает жанровые признаки сказок Воспроизведение
20 Художественный мир сказки П.П. Ершова "Конек-горбунок". Практическая работа Пересказывает содержание произведений Жуковского, Ершова и Пушкина Воспроизведение
Описывает на конкретных примерах связь сказок Жуковского, Ершова, Пушкина с фольклорными традициями Применение
Описывает жанровые признаки сказок Воспроизведение
Анализирует проблематику сказочного творчества Жуковского, Ершова, Пушкина Применение
21 Философская сказка–притча А.Сент-Экзюпери «Маленький принц». Практическая работа Дает определение понятия "сказка" как фольклорного жанра Воспроизведение
Дает определение понятию "литературная сказка" Воспроизведение
Называет отличия фольклорной и литературной сказки Воспроизведение
22 Сказки английских писателей в детском чтении. Сказка-нонсенс Л. Кэрролла "Алиса в стране чудес". Семинар Описывает в общих чертах традиции жанра нонсенса в английской детской литературе Воспроизведение
Анализирует проблематику сказок Д.Барри, П. Треверс, К. Льюиса Применение
Описывает своеобразие языковой игры Применение
Описывает способы организации художественного времени и пространства сказки-нонсенса Применение
23 Сказки английских писателей в детском чтении. Сказка-нонсенс Л. Кэрролла "Алиса в стране чудес". Коллоквиум Описывает в общих чертах традиции жанра нонсенса в английской детской литературе Воспроизведение
Анализирует проблематику сказок Д.Барри, П. Треверс, К. Льюиса Применение
Описывает своеобразие языковой игры Применение
Описывает способы организации художественного времени и пространства сказки-нонсенса Применение
24 Рубежный контроль. Модуль 2. Минизачет (программы с 2019 г.) Интепретирует содержание сказок Андерсена Применение
Анализирует проблематику сказок Андерсена Применение
Описывает жанровую специфику скандинавских сказок Воспроизведение
Комментирует жанровое своеобразие русской литературной прозаической сказки Применение
Описывает художественное своеобразие русской литературной прозаической сказки Применение
Описывает особенности художественного методав сказочном творчестве Жуковского, Ершова, Пушкина Применение
Описывает жанровые признаки сказок Воспроизведение
Анализирует проблематику сказочного творчества Жуковского, Ершова, Пушкина Применение
Описывает развитие литературной сказки в 20-60-е гг. (Ю. Олеша, Л. Лагин, В. Катаев, Е. Шварц) Воспроизведение
Описывает стилевое своеобразие сказочного творчества конкретного художника слова Воспроизведение
Описывает существенные признаки нонсенса как жанра и творческого метода Воспроизведение
Интерпретирует художественное своеобразие сказки Кэрролла (проблематика, способы организации художественного времени и пространства) Применение
Описывает в общих чертах традиции жанра нонсенса в английской детской литературе Воспроизведение
Анализирует проблематику сказок Д.Барри, П. Треверс, К. Льюиса Применение
Описывает способы организации художественного времени и пространства сказки-нонсенса Применение
25 Рубежный контроль. Модуль 2. Индивидуальная работа Дает определение понятия "романтическая сказка" Воспроизведение
Перечисляет западноевропейских писателей-сказочников 18-19 вв.и их произведения Воспроизведение
Интепретирует содержание сказок Андерсена Применение
Анализирует проблематику сказок Андерсена Применение
Выявляет стилистические особенности сказок Андерсена Применение
Выявляет особенности героев в сказках Андерсена Применение
Формулирует новаторский подход Г.Х. Андерсена к сказочному творчеству Применение
Выявляет традиции, которых придерживается Г.Х. Андерсен Применение
26 Рубежный контроль. Модуль 2. Самостоятельное изучение Анализирует проблематику сказок Андерсена Применение
Выявляет стилистические особенности сказок Андерсена Применение
Формулирует новаторский подход Г.Х. Андерсена к сказочному творчеству Применение
Описывает сюжетно-композиционные особенности скандинавских сказок Воспроизведение
Описывает художественное своеобразие русской литературной прозаической сказки Применение
Обнаруживает фольклорные традиции в сказках В.Ф. Одоевского Узнавание
27 Детская поэзия XIX-XX веков. Лекция Перечисляет поэтов 19-нач. 20 вв., писавших для детей и юношества Воспроизведение
28 Детская поэзия XIX-XX веков. Практическая работа Перечисляет поэтов 19-нач. 20 вв., писавших для детей и юношества Воспроизведение
Описывает жанровые особенности прочитанных стихотворений Воспроизведение
Анализирует идейное своеобразие стихотворения Применение
29 Художественные открытия К.И. Чуковского Практическая работа Пересказывает содержание детских произведений Чуковского , включенных в список для обязательного чтения. Воспроизведение
Описывает художественное своеобразие сказок Чуковского Воспроизведение
Сопоставляет художественный текст и мультипликацию. Применение
30 Стихи современных поэтов для детей Коллоквиум Описывает жанровые особенности, тематику и проблематику прочитанных стихотворений Воспроизведение
Описывает в общих чертах признаки "экспериментальной" поэзии Применение
Характеризует особенности стиля поэтов. Применение
31 Стихи современных поэтов для детей Самостоятельное изучение Описывает жанровые особенности, тематику и проблематику прочитанных стихотворений Воспроизведение
Характеризует особенности стиля поэтов. Применение
Готовит презентацию подборки стихотворений одного из авторов Применение
32 Рубежный контроль. Модуль 3 (Стихи наизусть) Индивидуальная работа Описывает жанровую классификацию детского фольклора Воспроизведение
Описывает поэтику произведений детского фольклора. Воспроизведение
Анализирует идейное своеобразие стихотворения Применение
Называет поэтов 20 века, пишущих для детей и юношества Воспроизведение
Описывает художественное своеобразие сказок Чуковского Воспроизведение
33 Рубежный контроль. Модуль 3 (Стихи наизусть) Другое Описывает жанровую классификацию детского фольклора Воспроизведение
Описывает поэтику произведений детского фольклора. Воспроизведение
Перечисляет поэтов 19-нач. 20 вв., писавших для детей и юношества Воспроизведение
Анализирует идейное своеобразие стихотворения Применение
Называет поэтов 20 века, пишущих для детей и юношества Воспроизведение
Описывает жанровые особенности прочитанных стихотворений Воспроизведение
Описывает особенности стиля поэтов. Применение
Характеризует героев сатирической и дидактической поэзии Применение
Пересказывает содержание детских произведений Чуковского , включенных в список для обязательного чтения. Воспроизведение
Описывает художественное своеобразие сказок Чуковского Воспроизведение
Сопоставляет художественный текст и мультипликацию. Применение
Описывает жанровые особенности, тематику и проблематику прочитанных стихотворений Воспроизведение
Описывает в общих чертах признаки "экспериментальной" поэзии Применение
Характеризует особенности стиля поэтов. Применение
34 Сказ в творчестве П. Бажова, Б. Шергина, С. Писахова. Самостоятельное изучение Знает жанровые признаки сказа Воспроизведение
Выделяет признаки жанра в художественном тексте Применение
Знает содержание сказов П.Бажова, С.Шергина Воспроизведение
35 Природоведческая литература в детском чтении. Лекция Перечисляет русских и зарубежных авторов, пишуших на природоведческие темы. Воспроизведение
Описывает жанровые особенности прочитанных произведений Воспроизведение
36 Творчество М.М. Пришвина. Особенность пришвинского «природоведения». Практическая работа Перечисляет русских и зарубежных авторов, пишуших на природоведческие темы. Воспроизведение
Описывает жанровые особенности прочитанных произведений Воспроизведение
Анализирует проблематику природоведческих книг Применение
Соотносит тематику и проблематику произведений с задачами экологического воспитания детей. Применение
37 Юмористическая литература для детей. Традиции русской смеховой культуры. Роль юмора в книгах для детей. Практическая работа Знает содержание юмористических книг, входящих в список для обязательного чтения. Воспроизведение
Описывает признаки различных видов комического и типов комизма. Воспроизведение
Распознает традиции смеховой культуры в юмористическом произведении для детей Воспроизведение
38 Юмористическая литература для детей. Традиции русской смеховой культуры. Роль юмора в книгах для детей. Лекция Знает содержание юмористических книг, входящих в список для обязательного чтения. Воспроизведение
39 Приключенческая литература, фантастика. Жанр фэнтези Семинар Пересказывает содержание приключенческих и фантастических произведений, входящих в список для обязательного чтения Воспроизведение
Формулирует познавательную и нравственную идею прочитанного произведения Применение
Называет существенные черты героя приключенческого произведения для детей Применение
Дает характеристикужанрам "фантастика" и "фэнтези" Воспроизведение
40 Приключенческая литература, фантастика. Жанр фэнтези Практическая работа Пересказывает содержание исторических книг, входящих в список для обязательного чтения. Воспроизведение
Описывает жанровые особенности, тематику и проблематику прочитанных произведений Воспроизведение
Формулирует познавательную и нравственную идею прочитанного произведения Применение
Называет существенные черты героя приключенческого произведения для детей Применение
41 Рубежный контроль. Модуль 4 (Собеседование по текстам) Индивидуальная работа Перечисляет русских и зарубежных авторов, пишуших на природоведческие темы. Воспроизведение
Описывает жанровые особенности прочитанных произведений Воспроизведение
Соотносит тематику и проблематику произведений с задачами экологического воспитания детей. Применение
Знает содержание юмористических книг, входящих в список для обязательного чтения. Воспроизведение
Пересказывает содержание исторических книг, входящих в список для обязательного чтения. Воспроизведение
Пересказывает содержание приключенческих и фантастических произведений, входящих в список для обязательного чтения Воспроизведение
Формулирует познавательную и нравственную идею прочитанного произведения Применение
42 Рубежный контроль. Модуль 4 (Собеседование по текстам) Минизачет (программы с 2019 г.) Перечисляет современных русских и зарубежных поэтов, пишущих для детей и юношества. Воспроизведение
Описывает жанровые особенности, тематику и проблематику прочитанных стихотворений Воспроизведение
Перечисляет русских и зарубежных авторов, пишуших на природоведческие темы. Воспроизведение
Анализирует проблематику природоведческих книг Применение
Соотносит тематику и проблематику произведений с задачами экологического воспитания детей. Применение
Знает содержание юмористических книг, входящих в список для обязательного чтения. Воспроизведение
Пересказывает содержание исторических книг, входящих в список для обязательного чтения. Воспроизведение
Описывает жанровые особенности, тематику и проблематику прочитанных произведений Воспроизведение
Соотносит историческую правду и художественный вымысел в историческом произведении для детей Творчество
Формулирует познавательную и нравственную идею прочитанного произведения Применение
Пересказывает содержание приключенческих и фантастических произведений, входящих в список для обязательного чтения Воспроизведение
Формулирует познавательную и нравственную идею прочитанного произведения Применение
43 Рубежный контроль. Модуль 4 (Собеседование по текстам) Самостоятельное изучение Описывает в общих чертах признаки "экспериментальной" поэзии Применение
Описывает жанровые особенности прочитанных произведений Воспроизведение
Анализирует проблематику природоведческих книг Применение
Соотносит тематику и проблематику произведений с задачами экологического воспитания детей. Применение
Описывает признаки различных видов комического и типов комизма. Воспроизведение
Распознает традиции смеховой культуры в юмористическом произведении для детей Воспроизведение
44 Промежуточная аттестация (экзамен) Промежуточная аттестация (экз.) Результаты не указаны

Литература

Основная

  1. Детская литература : учебник для вузов / В. К. Сигов [и др.]. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 532 с. – ISBN 978-5-534-12356-2. – URL: https://urait.ru/bcode/475864 (дата обращения: 17.09.2021). – Режим доступа: по подписке. – Текст: электронный.
  2. Минералова, И. Г. Детская литература + хрестоматия в ЭБС : учебник и практикум для вузов / И. Г. Минералова. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 333 с. – ISBN 978-5-534-00343-7. – URL: https://urait.ru/bcode/469512 (дата обращения: 17.09.2021). – Режим доступа: по подписке. – Есть печатный аналог. – Текст: электронный.
  3. Прозоров, В. В. Введение в литературоведение : учебное пособие / В. В. Прозоров. – 4-е изд., стер. – Москва : ФЛИНТА, 2017. – 224 с. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=103822 (дата обращения: 08.09.2021). – Библиогр.: с. 218-221. – ISBN 978-5-9765-1113-2. – Текст : электронный.
  4. Светловская, Н. Н. Методика обучения творческому чтению : учеб. пособие для вузов : для студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по гуманитар. направлениям и [аспирантов] / Н. Н. Светловская, Т. С. Пиче-оол. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Юрайт, 2018. - 292, [2] c. - ISBN 978-5-534-06561-9. – Текст: непосредственный.

Дополнительная

  1. Арзамасцева, И.Н. Детская литература : учеб. для студентов учреждений высш. проф. образования, обучающихся по направлению подгот. "Педагогическое образование" (профиль "Начальное образование") / И. Н. Арзамасцева, С. А. Николаева. - 9-е изд., стер. - М. : Академия, 2013. - 574, [2] с. - (Высшее профессиональное образование) (Бакалавриат. Педагогическое образование). - Гриф МО. - ISBN 978-5-4468-0421-4 : 591-80. !). - Текст: непосредственный.
  2. Кравцов, Н. И. Русское устное народное творчество : учеб. для студентов филол. специальностей ун-тов / Н. И. Кравцов, С. Г. Лазутин. - Изд. 2-е, испр. и доп. ; репр. изд. - М. : Альянс, 2016. - 446, [2] с. - (Издаём Учебники Прошлых Лет!). - ISBN 978-5-91872-052-3. – Текст: непосредственный.
  3. Неживая, Е. А. Детская литература: теоретический и практический материал : учебное пособие для студентов-иностранцев / Е. А. Неживая. – 2-е изд. – Комсомольск-на-Амуре, Саратов : Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет, Ай Пи Ар Медиа, 2019. – 162 c. – ISBN 978-5-85094-448-3, 978-5-4497-0113-8. – URL: https://www.iprbookshop.ru/85810.html (дата обращения: 07.09.2021). – Режим доступа: по подписке. – Текст: электронный.

Цифровые ресурсы

  1. Пропп, В.Я. Исторические корни волшебной сказки. [Электронный ресурс] -URL: http://www.lib.ru/CULTURE/PROPP/skazki.txt?/(дата обращения: 07.09.2021). – Режим доступа: свободный. – Загл. с экрана.

Источники

  1. Список детских книг по авторам [Электронный ресурс]. - URL: http://www.book-illustration.ru/book.html (дата обращения: 07.09.2021). – – Режим доступа: свободный. – Загл. с экрана.
  2. Тексты фольклорных сказок [Электронный ресурс] – URL: http://www.nskazi.narod.ru/(дата обращения: 07.09.2021). – – Режим доступа: свободный. – Загл. с экрана.
  3. Тексты художественных произведений [Электронный ресурс] – URL: http://www.kidsbook.ru/(дата обращения: 07.09.2021). – Режим доступа: свободный. – Загл. с экрана.

Учебно-методические материалы

  1. Учебная программа. Б1.В.02.02 Детская литература с основами литературоведения [Электронный ресурс]: Направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), направленность «Дошкольное образование и Дополнительное образование», экзамен / БУ «Сургут.гос. пед. ун-т» ; сост. Е.А. Авдеева. – Электрон.дан. - Сургут: СурГПУ, 2021. – URL: http://els.surgpu.ru// (дата обращения: 07.09.2021). – Режим доступа: ограничен, необходима авторизация. – Загл. с экрана.