бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра теории и методики дошкольного и начального образования

Рабочая программа

2021-22 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Н.С. Боталова директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Oct. 4, 2021
Н.В. Абрамовских заведующий кафедрой
согласовано Oct. 12, 2021
В.В. Толмачева декан факультета

Б1.В.18 Методика преподавания предмета "Основы религиозных культур и светской этики", 7 семестр 1 полусеместр

Б-8021, 44.03.01, Педагогическое образование (направленность Начальное образование), зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
А.Т. Асланова ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
Способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности (ПК-3) Знание основ религиозных культур и светской этики. знаниевый
Знание особенностей методики преподавания предмета ОРКСЭ. знаниевый
Знание особенностей организации внеурочной деятельности по ОРКСЭ. знаниевый
Знание педагогического потенциала предмета ОРКСЭ в воспитании и духовно-нравственном развитии обучающихся начальной школы знаниевый
Владение схемой выбора, проектирования и использования современных методов и технологий обучения в решении задач воспитания и духовно-нравственного развития на уроках ОРКСЭ. ориентировочный
Владение схемой организации взаимодействия семьи и школы в духовно-нравственном воспитании младшего школьника в рамках уроков ОРКСЭ. ориентировочный
Владение схемой проектирования содержания уроков (фрагментов уроков) ОРКСЭ. ориентировочный
Владение схемой разработки учебной программы по предмету ОРКСЭ. ориентировочный
Владение схемой разработки учебно-тематического плана курса ОРКСЭ для начальной школы. ориентировочный
Умение проектировать содержание уроков ОРКСЭ в начальной школе. операциональный
Умение разрабатывать учебно-тематический план по предмету ОРКСЭ. операциональный
Умение разрабатывать учебную программу по предмету ОРКСЭ. операциональный
Иметь опыт анализа содержания уроков ОРКСЭ с точки зрения потенциала в решении задач духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся при получении начального общего образования. опыт
Иметь опыт проектирования уроков и фрагментов уроков ОРКСЭ с использованием современных методов и технологий обучения на основе деятельностного подхода. опыт

Цели изучения дисциплины

Формирование умений по проектированию содержания и технологии учебного курса по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» в начальной школе на основе знаний методики преподавания предмета и с учётом деятельностного подхода.

Задачи

  1. Формировать знания методики преподавания предмета «Основы религиозных культур и светской этики».
  2. Формировать умение проектировать содержание и технологию учебного процесса по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», проектировать решение задач воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности с использованием современных методов и технологий обучения на основе деятельностного подхода.

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 36.0 ч.
Лекция 8.0 ч.
Семинар 0 ч.
Практическая работа 24.0 ч.
КСР 4.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 36.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 14.0 ч. из 14.0 ч.
Часов в неделю 4.0 ч. (3.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Теоретические основы преподавания предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в свете духовно-нравственного воспитания, развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности Формировать знания методики преподавания предмета «Основы религиозных культур и светской этики». Сформированность знаний методики преподавания предмета «Основы религиозных культур и светской этики».
  • Духовно-нравственное воспитание и изучение основ мировых религиозных культур в общеобразовательных организациях. Государственная политика.
  • Духовно-нравственное воспитание младших школьников в контексте ФГОС НОО.
  • Основы знаний учащихся и учителя о мировых религиях и культуре религий. Светский характер образования.
  • Основы духовно-нравственной культуры народов России.
Методические основы преподавания предмета «Основы религиозных культур и светской этики». Формировать умение проектировать содержание и технологию учебного процесса по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», проектировать решение задач воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности с использованием современных методов и технологий обучения на основе деятельностного подхода. Сформированность умений проектировать содержание и технологию учебного процесса по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», проектировать решение задач воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся на уроках с использованием современных методов и технологий обучения на основе деятельностного подхода.
  • Методические особенности курса «Основы религиозных культур и светской этики».
  • Разработка программы, учебно-тематического плана курса, содержания уроков ОРКСЭ.
  • Взаимодействие семьи и школы в духовно-нравственном воспитании младшего школьника.

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Духовно-нравственное воспитание и изучение основ мировых религиозных культур в общеобразовательных организациях. Государственная политика Лекция 4.0 1
2 Духовно-нравственное воспитание и изучение основ мировых религиозных культур в общеобразовательных организациях. Государственная политика Самостоятельное изучение 2.0 1
3 Духовно-нравственное воспитание младших школьников в контексте ФГОС НОО. Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 2
4 Основы знаний обучающихся и учителя о мировых религиях и культуре религий. Светский характер образования. Практическая работа (К-т. 50/50) 4.0 2
5 Духовно-нравственное воспитание младших школьников в контексте ФГОС НОО. Индивидуальная работа 2.0 2
6 Основы духовно-нравственной культуры народов России. Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 3
7 Рубежный контроль по модулю 1. Контрольная работа 1.0 3
8 Основы духовно-нравственной культуры народов России. Индивидуальная работа 2.0 3
9 Основы духовно-нравственной культуры народов России. Самостоятельное изучение 2.0 3
10 Методические особенности курса «Основы религиозных культур и светской этики». Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 4
11 Методические особенности курса «Основы религиозных культур и светской этики». Самостоятельное изучение 2.0 4
12 Внеурочная деятельность по ОРКСЭ в рамках ФГОС НОО. Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 5
13 Методы, технологии, формы учебной деятельности, рекомендуемые для организации занятий в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики». Практическая работа (К-т. 50/50) 4.0 5
14 Внеурочная деятельность по ОРКСЭ в рамках ФГОС НОО. Индивидуальная работа 2.0 5
15 Методы, технологии, формы учебной деятельности, рекомендуемые для организации занятий в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики». Индивидуальная работа 2.0 5
16 Методы, технологии, формы учебной деятельности, рекомендуемые для организации занятий в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики». Самостоятельное изучение 2.0 5
17 Разработка программы, учебно-тематического плана курса. Практическая работа (К-т. 50/50) 4.0 6
18 Разработка программы, учебно-тематического плана курса. Лекция 2.0 6
19 Разработка программы, учебно-тематического плана курса. Индивидуальная работа 2.0 6
20 Разработка содержания уроков ОРКСЭ. Проектирование уроков ОРКСЭ. Индивидуальная работа 2.0 7
21 Разработка содержания уроков ОРКСЭ. Проектирование уроков ОРКСЭ. Лекция 2.0 7
22 Разработка содержания уроков ОРКСЭ. Проектирование уроков ОРКСЭ. Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 7
23 Взаимодействие семьи и школы в духовно-нравственном воспитании младших школьников. Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 8
24 Взаимодействие семьи и школы в духовно-нравственном воспитании младших школьников. Индивидуальная работа 2.0 8
25 Рубежный контроль по модулю 2. Контрольная работа (К-т 50/50) 1.0 9
26 Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация (зачет) 2.0 9

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Духовно-нравственное воспитание и изучение основ мировых религиозных культур в общеобразовательных организациях. Государственная политика Лекция Соотносить цель, задачи, направления духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся при получении начального образования и цель, задачи курса ОРКСЭ. Воспроизведение
2 Духовно-нравственное воспитание и изучение основ мировых религиозных культур в общеобразовательных организациях. Государственная политика Самостоятельное изучение Соотносить цель, задачи, направления духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся при получении начального образования и цель, задачи курса ОРКСЭ. Воспроизведение
3 Духовно-нравственное воспитание младших школьников в контексте ФГОС НОО. Практическая работа (К-т. 50/50) Выделять , интерпретировать задачи формирования общечеловеческих, общегосударственных и духовно-нравственных ценностей учащихся. Воспроизведение
4 Основы знаний обучающихся и учителя о мировых религиях и культуре религий. Светский характер образования. Практическая работа (К-т. 50/50) Объяснить принцип добровольного характера углубленного изучения истории религий в образовательных учреждениях. Воспроизведение
Объяснить изучение исторических и культурных основ мировых религий в системе школьного образования как основу духовно-нравственного воспитания. Воспроизведение
5 Духовно-нравственное воспитание младших школьников в контексте ФГОС НОО. Индивидуальная работа Выделять , интерпретировать задачи формирования общечеловеческих, общегосударственных и духовно-нравственных ценностей учащихся. Воспроизведение
6 Основы духовно-нравственной культуры народов России. Практическая работа (К-т. 50/50) Анализировать проблемы духовно-нравственного воспитания в современной России. Применение
7 Рубежный контроль по модулю 1. Контрольная работа Выделить основные нормативно-правовые документы, регулирующих процесс преподавания предмета ОРКСЭ. Воспроизведение
Выразить главные положения основных нормативно-правовых документов, регулирующих процесс преподавания предмета ОРКСЭ. Воспроизведение
Соотносить цель, задачи, направления духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся при получении начального образования и цель, задачи курса ОРКСЭ. Воспроизведение
Анализировать возможности реализации задач духовно-нравственного развития и воспитания в соответствии с Программой духовно-нравственного воспитания, развития обучающихся в процессе обучения и в курсе ОРКСЭ. Применение
Привести примеры тем из курса ОРКСЭ, решающих задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Применение
8 Основы духовно-нравственной культуры народов России. Индивидуальная работа Анализировать проблемы духовно-нравственного воспитания в современной России. Применение
9 Основы духовно-нравственной культуры народов России. Самостоятельное изучение Анализировать проблемы духовно-нравственного воспитания в современной России. Применение
10 Методические особенности курса «Основы религиозных культур и светской этики». Практическая работа (К-т. 50/50) Объяснить цель и задачи, структуру курса, назначение и особенности каждого модуля. Воспроизведение
Охарактеризовать методические основы курса «Основы религиозных культур и светской этики» в рамках ФГОС НОО. Воспроизведение
Охарактеризовать организационные условия реализации курса «Основы религиозных культур и светской этики». Воспроизведение
11 Методические особенности курса «Основы религиозных культур и светской этики». Самостоятельное изучение Объяснить цель и задачи, структуру курса, назначение и особенности каждого модуля. Воспроизведение
Охарактеризовать методические основы курса «Основы религиозных культур и светской этики» в рамках ФГОС НОО. Воспроизведение
Выделять, описать методы обучения на уроках ОРКСЭ в рамках ФГОС НОО. Воспроизведение
Спроектировать урок (фрагменты уроков) ОРКСЭ с использованием современных методов обучения на основе деятельностного подхода. Применение
12 Внеурочная деятельность по ОРКСЭ в рамках ФГОС НОО. Практическая работа (К-т. 50/50) Объяснить возможности, цель, задачи, примерное содержание внеурочной деятельности по ОРКСЭ в рамках ФГОС НОО. Воспроизведение
Привести примеры программ внеурочной деятельности (ВД), тем занятий по ВД , углубляющих представления детей об ОРКСЭ. Применение
Проанализировать программы ВД с точки зрения связей с содержанием, целью, задачами уроков ОРКСЭ и их преемственности. Применение
13 Методы, технологии, формы учебной деятельности, рекомендуемые для организации занятий в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики». Практическая работа (К-т. 50/50) Выделять, описать методы обучения на уроках ОРКСЭ в рамках ФГОС НОО. Воспроизведение
Спроектировать урок (фрагменты уроков) ОРКСЭ с использованием современных методов обучения на основе деятельностного подхода. Применение
Выделять, описать технологии обучения на уроках ОРКСЭ в рамках ФГОС НОО. Воспроизведение
Спроектировать урок (фрагменты уроков) ОРКСЭ с использованием современных технологий обучения на основе деятельностного подхода. Применение
Выделять, описать формы организации урока ОРКСЭ в рамках ФГОС НОО, виды учебной деятельности обучающихся на уроках. Воспроизведение
Отобрать форму и виды учебной деятельности при проектировании уроков ОРКСЭ. Применение
14 Внеурочная деятельность по ОРКСЭ в рамках ФГОС НОО. Индивидуальная работа Объяснить возможности, цель, задачи, примерное содержание внеурочной деятельности по ОРКСЭ в рамках ФГОС НОО. Воспроизведение
Привести примеры программ внеурочной деятельности (ВД), тем занятий по ВД , углубляющих представления детей об ОРКСЭ. Применение
Проанализировать программы ВД с точки зрения связей с содержанием, целью, задачами уроков ОРКСЭ и их преемственности. Применение
15 Методы, технологии, формы учебной деятельности, рекомендуемые для организации занятий в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики». Индивидуальная работа Выделять, описать методы обучения на уроках ОРКСЭ в рамках ФГОС НОО. Воспроизведение
Спроектировать урок (фрагменты уроков) ОРКСЭ с использованием современных методов обучения на основе деятельностного подхода. Применение
Выделять, описать технологии обучения на уроках ОРКСЭ в рамках ФГОС НОО. Воспроизведение
Спроектировать урок (фрагменты уроков) ОРКСЭ с использованием современных технологий обучения на основе деятельностного подхода. Применение
Выделять, описать формы организации урока ОРКСЭ в рамках ФГОС НОО, виды учебной деятельности обучающихся на уроках. Воспроизведение
Отобрать форму и виды учебной деятельности при проектировании уроков ОРКСЭ. Применение
16 Методы, технологии, формы учебной деятельности, рекомендуемые для организации занятий в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики». Самостоятельное изучение Выделять, описать методы обучения на уроках ОРКСЭ в рамках ФГОС НОО. Воспроизведение
Спроектировать урок (фрагменты уроков) ОРКСЭ с использованием современных методов обучения на основе деятельностного подхода. Применение
Выделять, описать технологии обучения на уроках ОРКСЭ в рамках ФГОС НОО. Воспроизведение
Спроектировать урок (фрагменты уроков) ОРКСЭ с использованием современных технологий обучения на основе деятельностного подхода. Применение
Выделять, описать формы организации урока ОРКСЭ в рамках ФГОС НОО, виды учебной деятельности обучающихся на уроках. Воспроизведение
Отобрать форму и виды учебной деятельности при проектировании уроков ОРКСЭ. Применение
17 Разработка программы, учебно-тематического плана курса. Практическая работа (К-т. 50/50) Объяснить требования к разработке учебной программы по курсу ОРКСЭ, структуру, основное содержание примерной программы по предмету "ОРКСЭ". Воспроизведение
Объяснить требования к разработке учебно-тематического плана по курсу ОРКСЭ. Воспроизведение
Объяснить схему разработки учебной программы по курсу ОРКСЭ для начальной школы. Воспроизведение
Анализировать учебную программу по предмету ОРКСЭ с точки зрения соответствия требованиям к разработке учебной программы. Применение
Объяснить схему разработки учебно-тематического плана курса ОРКСЭ для начальной школы. Воспроизведение
18 Разработка программы, учебно-тематического плана курса. Лекция Объяснить требования к разработке учебной программы по курсу ОРКСЭ, структуру, основное содержание примерной программы по предмету "ОРКСЭ". Воспроизведение
Объяснить требования к разработке учебно-тематического плана по курсу ОРКСЭ. Воспроизведение
Объяснить схему разработки учебной программы по курсу ОРКСЭ для начальной школы. Воспроизведение
Разрабатотать учебную программу (фрагмент учебной программы) по предмету ОРКСЭ. Творчество
Анализировать учебную программу по предмету ОРКСЭ с точки зрения соответствия требованиям к разработке учебной программы. Применение
19 Разработка программы, учебно-тематического плана курса. Индивидуальная работа Объяснить требования к разработке учебной программы по курсу ОРКСЭ, структуру, основное содержание примерной программы по предмету "ОРКСЭ". Воспроизведение
Объяснить требования к разработке учебно-тематического плана по курсу ОРКСЭ. Воспроизведение
Объяснить схему разработки учебной программы по курсу ОРКСЭ для начальной школы. Воспроизведение
Анализировать учебную программу по предмету ОРКСЭ с точки зрения соответствия требованиям к разработке учебной программы. Применение
Объяснить схему разработки учебно-тематического плана курса ОРКСЭ для начальной школы. Воспроизведение
Разрабатотать учебно-тематический план (фрагмент плана) по предмету ОРКСЭ. Творчество
20 Разработка содержания уроков ОРКСЭ. Проектирование уроков ОРКСЭ. Индивидуальная работа Выделить особенности, компоненты, входящие в состав УМК, определять подходы к изложению содержания. Воспроизведение
Описать схему проектирования содержания уроков ОРКСЭ. Воспроизведение
Разработать проект урока ОРКСЭ по определённой теме. Творчество
Анализировать содержание уроков ОРКСЭ с точки зрения потенциала в решении задач духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся при получении начального общего образования. Применение
Отбирать типы учебных заданий, направленных на достижение планируемых результатов при изучении предмета "ОРКСЭ" Применение
21 Разработка содержания уроков ОРКСЭ. Проектирование уроков ОРКСЭ. Лекция Выделить особенности, компоненты, входящие в состав УМК, определять подходы к изложению содержания. Воспроизведение
Описать схему проектирования содержания уроков ОРКСЭ. Воспроизведение
Разработать проект урока ОРКСЭ по определённой теме. Творчество
Анализировать содержание уроков ОРКСЭ с точки зрения потенциала в решении задач духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся при получении начального общего образования. Применение
Отбирать типы учебных заданий, направленных на достижение планируемых результатов при изучении предмета "ОРКСЭ" Применение
22 Разработка содержания уроков ОРКСЭ. Проектирование уроков ОРКСЭ. Практическая работа (К-т. 50/50) Выделить особенности, компоненты, входящие в состав УМК, определять подходы к изложению содержания. Воспроизведение
Описать схему проектирования содержания уроков ОРКСЭ. Воспроизведение
Разработать проект урока ОРКСЭ по определённой теме. Творчество
Анализировать содержание уроков ОРКСЭ с точки зрения потенциала в решении задач духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся при получении начального общего образования. Применение
Отбирать типы учебных заданий, направленных на достижение планируемых результатов при изучении предмета "ОРКСЭ" Применение
23 Взаимодействие семьи и школы в духовно-нравственном воспитании младших школьников. Практическая работа (К-т. 50/50) Описать в общих чертах работу с родителями и членами семей учеников в рамках учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики». Воспроизведение
Проиллюстрировать примерами из содержания курса ОРКСЭ возможности взаимодействия семьи и школы по проблеме духовно-нравственного воспитания, развития обучающихся. Применение
Привести примеры литературного творчества писателей разных народов, используемых на уроках с целью воспитания у обучающихся семейных ценностей. Применение
24 Взаимодействие семьи и школы в духовно-нравственном воспитании младших школьников. Индивидуальная работа Описать в общих чертах работу с родителями и членами семей учеников в рамках учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики». Воспроизведение
Проиллюстрировать примерами из содержания курса ОРКСЭ возможности взаимодействия семьи и школы по проблеме духовно-нравственного воспитания, развития обучающихся. Применение
Привести примеры литературного творчества писателей разных народов, используемых на уроках с целью воспитания у обучающихся семейных ценностей. Применение
25 Рубежный контроль по модулю 2. Контрольная работа (К-т 50/50) Разрабатотать учебно-тематический план (фрагмент плана) по предмету ОРКСЭ. Творчество
Описать схему проектирования содержания уроков ОРКСЭ. Воспроизведение
Разработать проект урока ОРКСЭ по определённой теме. Творчество
Анализировать содержание уроков ОРКСЭ с точки зрения потенциала в решении задач духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся при получении начального общего образования. Применение
Отбирать типы учебных заданий, направленных на достижение планируемых результатов при изучении предмета "ОРКСЭ" Применение
26 Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация (зачет) Объяснить цель и задачи, структуру курса, назначение и особенности каждого модуля. Воспроизведение
Интерпретировать связь содержания предмета ОРКСЭ с базовыми национальными ценностями (Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России), с принципами духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников ( Программа духовно-нравственного воспитания, развития обучающихся). Применение
Описать в общих чертах мировые религиозные культуры. Воспроизведение
Охарактеризовать методические основы курса «Основы религиозных культур и светской этики» в рамках ФГОС НОО. Воспроизведение
Выделять, описать формы организации урока ОРКСЭ в рамках ФГОС НОО, виды учебной деятельности обучающихся на уроках. Воспроизведение

Литература

Основная

  1. Дивногорцева, С.Ю. Основы православной педагогической культуры: учеб.пособие / С.Ю. Дивногорцева ; Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет. – Москва : ПСТГУ, 2017. – 243 с. – ISBN 978-5-7429-1124-1. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=494960 (дата обращения: 04.09.2021). – Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный.
  2. Основы православной культуры: учебное пособие / Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северо-Кавказский федеральный университет» ; сост. М.В. Махортова. - Ставрополь : СКФУ, 2015. - 352 с. - ISBN 978-5-9296-0773-8. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=458161 (дата обращения: 04.09.2021). – Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный.

Дополнительная

  1. Виноградова, Н.Ф. Основы религиозных культур и светской этики. 4 класс : учеб. для учащихся общеобразоват. орг. : в 2 ч. Ч. 1 / Н. Ф. Виноградова, В. И. Власенко, А. В. Поляков. - 5-е изд., стер. - М. : Вентана-Граф, 2018. - 157 с. – ISBN 978-5-360-05273-6 . - Текст: непосредственный.
  2. Виноградова, Н.Ф. Основы религиозных культур и светской этики. Основы исламской культуры. 4 класс : учеб. для учащихся общеобразоват. орг. : в 2 ч. Ч. 2 / Н. Ф. Виноградова. - . - М. : Вентана-Граф, 2018. – 126 с. – ISBN 978-5-360-05270-8. - Текст: непосредственный.
  3. Виноградова, Н.Ф. Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур. 4 класс : учеб. для учащихся общеобразоват. орг. : в 2 ч. Ч. 2 / Н.В. Виноградова. - 3-е изд., стер. - М. : Вентана-Граф, 2018. - 143 с. – ISBN 978-5-360-08261-3 . - Текст: непосредственный
  4. Виноградова, Н. Ф. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4 класс : учеб. для учащихся общеобразоват. орг. : в 2 ч. Ч. 2 / Н. Ф. Виноградова. - 3-е изд., стер. - М. : Вентана-Граф, 2018. – 142 с. – ISBN 978-5-360-10206-9. - Текст: непосредственный
  5. Виноградова, Н. Ф. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4 класс : учеб. для учащихся общеобразоват. орг. : в 2 ч. Ч. 2 / Н. Ф. Виноградова. - 3-е изд., стер. - М. : Вентана-Граф, 2018. - 143 с. – ISBN 978-5-360-06149-6. - Текст: непосредственный
  6. Ворожейкина, Н. И. Основы религиозных культур и светской этики. 4 класс : [учеб. пособие] / Н. И. Ворожейкина, Д. В. Заяц. - Смоленск : Ассоциация XXI век, 2017. - 71 с. – ISBN 978-5-418-01037-7. - Текст: непосредственный
  7. Кураев, А.В. «Основы православной культуры» в школе: для чего и как?: пособие для учителей и родителей /диакон Андрей Кураев. – М.: Проспект, 2018. – 270 с. – ISBN 978-5-392-26398-1. - Текст: непосредственный
  8. Кураев, А. В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4 класс : учеб. для общеобразоват. орг. / А. В. Кураев. - 4-е изд., перераб. - М. : Просвещение, 2017. – 144 с. – ISBN 978-5-09-046579-3. - Текст: непосредственный
  9. Мацыяка, Е. В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур. 4 класс : рабочая тетр. : учеб. пособие для общеобразоват. орг. / Е. В. Мацыяка ; под ред. Г. А. Обернихиной. - 4-е изд. - М. : Просвещение, 2018. – 91 с. – ISBN 978-5-09-053602-8. - Текст: непосредственный
  10. Шемшурина, А. И. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4 класс : учеб. для общеобразоват. орг. / А. И. Шемшурина. - 5-е изд. - М. : Просвещение, 2018. - 159 с. – ISBN 978-5-09-055110-6. - Текст: непосредственный

Цифровые ресурсы

  1. Основы религиозных культур и светской этики. – URL: htpp: http://orkce.apkpro.ru(дата обращения: 14.09.2021). – Текст : электронный

Источники

  1. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Ю. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011. – 23 c. – ISBN 978-5-09-022138-2. – URL: http://schoo1.ru/fgos/koncepcija_dukhovno-nravstv-vospitanija.pdf (дата обращения: 14.09.2021). – Текст : электронный
  2. Примерная основная образовательная программа начального общего образования. ОДОБРЕНА решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15) – URL: https://legalacts.ru/doc/primernaja-osnovnaja-obrazovatelnaja-programma-nachalnogo-obshchego-obrazovanija-odobrena-resheniem/ (дата обращения: 14.09.2021).– Текст : электронный

Учебно-методические материалы

  1. Учебная программа Б1. В. 18 Методика преподавания предмета «Основы религиозных культур и светской этики»: Направление подготовки 44.03.01. «Педагогическое образование» (направленность Начальное образование) / БУ ВО «Сургут. гос. пед. ун-т»; сост. М.Г. Худенева, С.М. Зырянова – Электрон. дан. - Сургут: СурГПУ, 2020. – URL: http://els.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. - Текст : электронный.