бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра теории и методики дошкольного и начального образования

Рабочая программа

2021-22 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Н.С. Боталова директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Oct. 4, 2021
Н.В. Абрамовских заведующий кафедрой
согласовано Oct. 12, 2021
В.В. Толмачева декан факультета

Б1.В.ДВ.12.01 ДВ: Легоконструирование и робототехника в ДОО, 7 семестр

Б-08061, 44.03.01, Педагогическое образование (направленность Дошкольное образование), зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
А.Т. Асланова ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
способностью использовать современные методы и технологии обучения и диагностики (ПК-2) знать современные методы и технологии обучения и диагностики детей дошкольного возраста; основные закономерности развития и социального становления личности ребенка дошкольного возраста, особенности моделирования образовательного процесса в соответствии с современными концепциями дошкольного образования знаниевый
владеть критериями отбора методов и технологий обучения детей дошкольного возраста в соответствии с решаемой профессиональной задачей; критериями отбора содержания образования по легоконструированию и робототехнике с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей раннего и дошкольного возраста ориентировочный
уметь отбирать методы и технологии обучения детей дошкольного возраста в соответствии с решаемой профессиональной задачей; уметь моделировать образовательный процесс на занятиях по легоконструированию и робототехнике в соответствии с закономерностями возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста операциональный
иметь опыт отбора методов и технологий обучения детей дошкольного возраста в соответствии с решаемой профессиональной задачей; разработки занятий по легоконструированию и робототехнике в соответствии с ФГОС дошкольного образования и другими нормативно-правовыми документами, определяющими деятельность современных дошкольных образовательных организаций опыт
способностью организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, развивать их творческие способности (ПК-7) знать формы, методы организации сотрудничества детей дошкольного возраста; средства поддерживания активности и инициативности, самостоятельности детей дошкольного возраста; методы развития творческих способностей детей дошкольного возраста знаниевый
владеть методами и средствами организации сотрудничества детей дошкольного возраста, поддержания активности и инициативности, самостоятельность детей; методами развития творческими способностей детей дошкольного возраста на занятиях ориентировочный
уметь проектировать сотрудничество детей дошкольного возраста; поддерживать активность и инициативность, самостоятельность детей дошкольного возраста, развивать их творческие способности на занятиях операциональный
иметь опыт отбора методов и технологий обучения детей дошкольного возраста в соответствии с решаемой профессиональной задачей; разработки занятий по легоконструированию и робототехнике в соответствии с ФГОС дошкольного образования и другими нормативно-правовыми документами, определяющими деятельность современных дошкольных образовательных организаций опыт

Цели изучения дисциплины

Научить проектировать образовательную деятельность детей дошкольного возраста на занятях по легоконструированию и робототехнике

Задачи

  1. Научиться выделять основные нормативно-правовые требования к содержанию и реализации програм по легоконструированию и робототехнике в ДОО
  2. Научиться проектировать занятия по легоконструированию и робототехнике, оценивать их качество с позиции требований ФГОС ДО

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 8.0 ч.
Лекция 0 ч.
Семинар 0 ч.
Практическая работа 8.0 ч.
КСР 0 ч.
Контроль 4.0 ч.
Самостоятельная работа студента 60.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 13.0 ч. из 13.0 ч.
Часов в неделю 0.89 ч. (3.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1. Нормативно-правовые документы регламентирующие реализацию основ легоконструирования и робототехники в ДОО Научиться выделять основные нормативно-правовые требования к содержанию и реализации програм по легоконструированию и робототехнике в ДОО Сформировать умение выделять основные нормативно-правовые требования к содержанию и реализации програм по легоконструированию и робототехнике в ДОО
  • Нормативно-правовая база реализации программ по легоконструированию и робототехнике в ДОО
Модуль 2. Проектирование работы по легоконструированию и робототехнике в ДОО Научиться проектировать, фрагмент программы, занятия по легоконструированию и робототехнике, оценивать их качество с позиции требований ФГОС ДО Сформировать умение проектировать фрагмент программы, занятия по легоконструированию и робототехнике, оценивать их качество с позиции требований ФГОС ДО
  • Психолого-педагогическое сопровождение познавательного развития технических способностей детей дошкольного возраста при реализации легоконструирования и робототехники в ДОО
  • Организация предметно- пространственной развивающей среды для реализации программ по лего-конструированию и робототехнике в ДОО
  • Основы легоконструирования в ДОО
  • Программирование роботов
  • Проектирование программ дополнительного образования для детей дошкольного возраста по легоконструированию и робототехнике
  • Проектирование занятий по легоконструированию и робототехнике в ДОО

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Нормативно-правовая база внедрения легоконструирования и робототехники в образовательный процесс ДО Самостоятельное изучение 10.0 1
2 Психолого-педагогическое сопровождение познавательного развития технических способностей детей дошкольного возраста Самостоятельное изучение 9.0 1
3 Психолого-педагогическое сопровождение познавательного развития технических способностей детей дошкольного возраста Индивидуальная работа 2.0 1
4 Построение образовательного процесса средствами лего и робототехнических конструкторов в ДОО Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 2
5 Основы легоконструирования в ДОО Самостоятельное изучение 9.0 2
6 Программирование роботов Самостоятельное изучение 10.0 2
7 Программирование роботов Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 2
8 Проектирование программ дополнительного образования детей дошкольного возраста по легоконструированию и робототехнике Самостоятельное изучение 10.0 2
9 Проектирование программ дополнительного образования детей дошкольного возраста по легоконструированию и робототехнике Вариативное задание 2.0 2
10 Проектирование занятий по легоконструированию и робототехнике в ДОО Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 2
11 Проектирование занятий по легоконструированию и робототехнике в ДОО Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 2
12 Основы легоконструирования в ДОО Индивидуальная работа 2.0 2
13 Проектирование программ дополнительного образования детей дошкольного возраста по легоконструированию и робототехнике Индивидуальная работа 2.0 2
14 Программирование роботов Индивидуальная работа 2.0 2
15 Рубежный контроль по модулю 1 Вариативное задание 2.0 3
16 Рубежный контроль по модулю 1 Индивидуальная работа 1.0 3
17 Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация (заоч.) 4.0 9

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Нормативно-правовая база внедрения легоконструирования и робототехники в образовательный процесс ДО Самостоятельное изучение описывает нормативно-правовые документы регламентирующие внедрение легоконструирования и робототехники в ДО Воспроизведение
2 Психолого-педагогическое сопровождение познавательного развития технических способностей детей дошкольного возраста Самостоятельное изучение описывает средства поддерживания активности и инициативности, самостоятельности детей дошкольного возраста Воспроизведение
описывает содержание понятия "технические способности детей дошкольного возраста" Воспроизведение
умеет отбирать диагностический инструментарий для выявления технических способностей детей дошкольного возраста Применение
3 Психолого-педагогическое сопровождение познавательного развития технических способностей детей дошкольного возраста Индивидуальная работа описывает современные методы и технологии обучения и диагностики детей дошкольного возраста Воспроизведение
4 Построение образовательного процесса средствами лего и робототехнических конструкторов в ДОО Практическая работа (К-т. 50/50) описывает существующую линейка конструкторов LEGO для ДО Воспроизведение
описывает предметно-пространственную развивающую среду для реализации программ по легоконструированию и робототехнике в ДОО Воспроизведение
моделирует предметно-пространственную развивающую среду для реализации программ по легоконструированию и робототехнике в ДОО Применение
анализирует предметно-пространственную развивающую среду вв соответствии с требованиями для реализации программ полегоконструированию и робототехнике в ДОО Применение
5 Основы легоконструирования в ДОО Самостоятельное изучение описывает модификации обучающих наборов LEGO (ПРИМА – для детей от 6 мес. до 2 лет; ДУПЛА – для детей от 2 до 5 лет; ФРИСТАЙЛ – старше 5 лет) Воспроизведение
умеет моделировать учебную ситуацию на основе лего-моделей Применение
6 Программирование роботов Самостоятельное изучение описывает содержание понятий программирования (исполнитель, обстановка исполнителя, алгоритм, алгоритмический язык, программа, среда программирования, логические блоки) Воспроизведение
описывает основные конструкции алгоритмического языка Воспроизведение
7 Программирование роботов Практическая работа (К-т. 50/50) умеет составлять линейный, циклический и разветвляющийся алгоритмы Применение
умеет реализовывать разные виды алгоритмов при помощи робота-симулятора Применение
умеет программировать движение робота в визуальной среде программирования LEGO Применение
8 Проектирование программ дополнительного образования детей дошкольного возраста по легоконструированию и робототехнике Самостоятельное изучение описывает требования к программам дополнительного образования для детей дошкольного возраста по легоконструированию и робототехнике Воспроизведение
умеет анализировать программы дополнительного образования для детей дошкольного возраста по легоконструированию и робототехнике на соответствие требованиям ФГОС ДО Применение
умеет отбирать содержание программы по легоконструированию и робототехнике с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста Применение
9 Проектирование программ дополнительного образования детей дошкольного возраста по легоконструированию и робототехнике Вариативное задание умеет отбирать методы развития творческих способностей детей дошкольного возраста для занятий по легоконструированию и робототехнике Применение
умеет проектировать фрагмент программы дополнительного образования для детей дошкольного возраста по легоконструированию и робототехнике Применение
10 Проектирование занятий по легоконструированию и робототехнике в ДОО Практическая работа (К-т. 50/50) описывает требования к занятиям по легоконструированию и робототехнике в ДОО Воспроизведение
11 Проектирование занятий по легоконструированию и робототехнике в ДОО Практическая работа (К-т. 50/50) умеет отбирать методы и средства обучения детей дошкольного возраста легоконструированию и робототехнике в соответствии с решаемой профессиональной задачей Применение
умеет проектировать сотрудничество детей дошкольного возраста на занятиях по легоконструированию и робототехнике Применение
умеет моделировать образовательный процесс на занятиях полегоконструированию и робототехнике в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей дошкольного возраста Творчество
12 Основы легоконструирования в ДОО Индивидуальная работа описывает роль лего-конструирования в развитии детей дошкольного возраста Воспроизведение
13 Проектирование программ дополнительного образования детей дошкольного возраста по легоконструированию и робототехнике Индивидуальная работа умеет отбирать методы развития творческих способностей детей дошкольного возраста для занятий по легоконструированию и робототехнике Применение
умеет проектировать фрагмент программы дополнительного образования для детей дошкольного возраста по легоконструированию и робототехнике Применение
14 Программирование роботов Индивидуальная работа описывает содержание понятий программирования (исполнитель, обстановка исполнителя, алгоритм, алгоритмический язык, программа, среда программирования, логические блоки) Воспроизведение
описывает основные конструкции алгоритмического языка Воспроизведение
умеет составлять линейный, циклический и разветвляющийся алгоритмы Применение
15 Рубежный контроль по модулю 1 Вариативное задание умеет анализировать нормативно-правовые документы регламентирующие внедрение легоконструирования и робототехники в ДО Применение
умеет проектировать организацию мониторинга технических способностей детей дошкольного возраста Применение
16 Рубежный контроль по модулю 1 Индивидуальная работа описывает нормативно-правовые документы регламентирующие внедрение легоконструирования и робототехники в ДО Воспроизведение
умеет анализировать нормативно-правовые документы регламентирующие внедрение легоконструирования и робототехники в ДО Применение
17 Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация (заоч.) описывает нормативно-правовые документы регламентирующие внедрение легоконструирования и робототехники в ДО Воспроизведение
умеет анализировать нормативно-правовые документы регламентирующие внедрение легоконструирования и робототехники в ДО Применение
описывает требования к программам дополнительного образования для детей дошкольного возраста по легоконструированию и робототехнике Воспроизведение
умеет отбирать методы и средства обучения детей дошкольного возраста легоконструированию и робототехнике в соответствии с решаемой профессиональной задачей Применение
умеет проектировать сотрудничество детей дошкольного возраста на занятиях по легоконструированию и робототехнике Применение
умеет моделировать образовательный процесс на занятиях полегоконструированию и робототехнике в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей дошкольного возраста Творчество

Литература

Основная

  1. Галигузова, Л. Н. Дошкольная педагогика : учебник и практикум для вузов / Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова-Замогильная. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 253 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06283-0. — URL: https://urait.ru/bcode/469844 (дата обращения: 28.09.2021). – Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный.
  2. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения : учеб. для бакалавров по направлению 050100 "Педагогическое образование" / под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. - 2-е изд., перераб. и доп. - Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2016. - 460, [1] с. - (Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения). - ISBN 978-5-496-01194-5 . и предыдущие издания - Текст: непосредственный
  3. Киселёв, М. М. Робототехника в примерах и задачах : курс программирования механизмов и роботов : учебное пособие / М. М. Киселёв, М. М. Киселёв. – Москва : СОЛОН-ПРЕСС, 2017. – 136 c. – ISBN 978-5-91359-235-4. – URL: http://www.iprbookshop.ru/80564.html (дата обращения: 23.09.2021). – Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный
  4. Рачков, М. Ю. История науки и техники : учебник для вузов / М. Ю. Рачков. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 297 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-15022-3. — URL: https://urait.ru/bcode/486417 (дата обращения: 28.09.2021). – Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный.

Дополнительная

  1. Волкова, Т.И. Введение в программирование : учебное пособие / Т.И. Волкова. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2018. – 139 с. – ISBN 978-5-4475-9723-8. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=493677 (дата обращения: 23.09.2021). – Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный.
  2. Гайсина, С. Робототехника, ЗD-моделирование, прототипирование: реализация современных направлений в дополнительном образовании / С. Гайсина, И. Князева, Е. Огановская. – Санкт-Петербург : КАРО, 2017. – 208 с. : ил. – (Педагогический взгляд). URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=574521 (дата обращения: 28.09.2021). – ISBN 978-5-9925-1251-9. – Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный.
  3. Крежевских, О.В. Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации: учебное пособие для бакалавров педагогики / О.В. Крежевских. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2016. – 221 с. – ISBN 978-5-4475-7452-9. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=436156 (дата обращения: 23.09.2021). – Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный.
  4. Лубашева, Т.В. Основы алгоритмизации и программирования : учебное пособие / Т.В. Лубашева, Б.А. Железко. – Минск : РИПО, 2016. – 378 с. – ISBN 978-985-503-625-9. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=463632 (дата обращения: 03.09.2021). – Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный.
  5. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования : учебно-методическое пособие / составители Н. Л. Беляева, К. М. Мурзакаева. – Набережные Челны : Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2018. – 68 c. – ISBN 2227-8397. – URL: http://www.iprbookshop.ru/83833.html (дата обращения: 23.09.2021). – Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный.
  6. Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста : учеб. пособие / С. М. Зырянова, Н. А. Каратаева, Г. М. Киселева [и др.]; С. М. Зырянова, Н. А. Каратаева, Г. М. Киселева [и др.] ; Департамент образования и молодеж. политики Ханты-Манс. авт. округа - Югры, Бюджет. учреждение высш. образования ХМАО - Югры "Сургут. гос. пед. ун-т", Фак. психологии и педагогики, Каф. теории и методики дошк. и нач. образования. - 4-е изд., испр. и доп. - Сургут : РИО БУ "Сургутский государственный педагогический университет", 2019. - 230, [1] с. - Сведения доступны также по URL: https://lib.rucont.ru/efd/708260/info. - Текст: непосредственный

Цифровые ресурсы

  1. Гейман, Л.К., Титова, М.В. Образовательная робототехника в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста // Вестник ПНИПУ. Проблемы языкознания и педагогики. 2015. №4 (14): [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnaya-robototehnika-v-rabote-s-detmi-doshkolnogo-i-mladshego-shkolnogo-vozrasta
  2. Журнал «Начальная школа» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsc.1september.ru/

Источники

  1. Кодексы и законы РФ. Правовая навигационная система. Закон «Об образовании в РФ» // [Электронный ресурс] / Режим доступа: по подписке http://www. zakonrf. info/zakon – ob – obrazovanii/14.
  2. Концепция долгосрочного социально – экономического развития Российской Федерации (2008 – 2020 гг.) Утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662 – р. Распоряжение Правительства РФ. // [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=90601&fld=134 &dst=100007,0&rnd=0.8851308523749224
  3. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016 – 2020 годы. Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2014 № 2765 – р. // [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173677/
  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
  5. Приказ Минтруда России № 544н от 18 октября 2013 г. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа Легоконструирование и робототехника в ДОО [Электронный ресурс]: Направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, зачет/ БУ «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. А.Асланова, О.В.Алексеева.– Электрон. дан. – Сургут: БУ «Сургут. гос. пед. ун-т» , 2019. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.