бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра теории и методики дошкольного и начального образования

Рабочая программа

2021-22 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Н.С. Боталова директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Sept. 14, 2021 утверждено Oct. 21, 2021
Н.В. Абрамовских заведующий кафедрой
согласовано Sept. 15, 2021
В.В. Толмачева декан факультета
согласовано Oct. 1, 2021

Б1.О.06.01 Введение в профессию, 1 семестр 1 полусеместр

Б-1062, 44.03.05, Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)(направленность Дошкольное образование и Дополнительное образование), зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
Н.В. Абрамовских ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
Способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики (ОПК-1); Законодательства в области образования. Конвенции о правах ребенка знаниевый
Концепции воспитания и развития личности гражданина России знаниевый
Назначения, структуры системы образования. Особенностей образования как социального института знаниевый
Норм и принципов профессиональной этики педагогических работников знаниевый
Правовых нормативных актов, регламентирующих сферу образования - назначение, структуры ФГОС, этапы развития знаниевый
Требований к образовательным результатам и условиям реализации ФГОС знаниевый
Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни (УК-6) Принципов планирования саморазвития знаниевый
Путей и способов самосовершенствования в учебной и профессиональной деятельности знаниевый
Содержания деятельности в избранной профессиональной сфере и требований к представителю избранной профессии знаниевый
Способов оценки результатов самосовершенствования в личностной сфере, учебной и профессиональной деятельности знаниевый
Сущности категорий «субъект учебной деятельности», «субъект деятельности» и «субъект труда» знаниевый
Способом оценки результатов саморазвития ориентировочный
Способом постановки цели, отбора средств и методов для саморазвития ориентировочный
Выделять качества, необходимые для личностного и профессионального развития операциональный
Обосновывать значимость саморазвития в течение всей жизни операциональный
Отбирать средства и методы саморазвития операциональный
Оценивать достижимость плана саморазвития операциональный
Разрабатывать план профессионального самосовершенствования операциональный
Ставить цель саморазвития операциональный
Отбора средств и методов саморазвития опыт
Постановки целей саморазвития опыт
Построения траектории своего профессионального развития опыт

Цели изучения дисциплины

Научится выделять качественные характеристики профессиональной деятельности педагога системы дошкольного и дополнительного образования

Задачи

  1. Научится обосновывать социальную роль педагогической профессии
  2. Научится выделять компетенции, которыми должен владеть педагог
  3. Научится осуществлять осознанный выбор способов самовоспитания и самообразования для овладения педагогической профессией

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 36.0 ч.
Лекция 16.0 ч.
Семинар 0 ч.
Практическая работа 16.0 ч.
КСР 4.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 36.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 12.0 ч. из 12.0 ч.
Часов в неделю 4.0 ч. (3.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1. Общая характеристика педагогической профессии и перспектив ее развития научится обосновывать социальную роль педагогической профессии умение обосновывать социальную роль педагогической профессии
  • Характеристика основных тенденций развития педагогической профессии
  • Профессиональная деятельность и личность педагога.
модуль 2. Профессиональная компетентность и культура педагога научится выделять компетенции, которыми должен владеть педагог умение систематизировать содержание компетенций, которыми должен обладать педагог
  • Модель профессиональной компетентности педагога
  • Общая и профессиональная культура педагога
модуль 3. Особенности профессионально-личностного развития педагога научится осуществлять осознанный выбор способов самовоспитания и самообразования для овладения педагогической профессией умение проектировать способы самовоспитания и самообразования для овладения педагогической профессией
  • Профессиональное становление и развитие педагога

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Педагогическая профессия: общая характеристика и перспективы развития Лекция 2.0 1
2 Педагогическая профессия: общая характеристика и перспективы развития Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 1
3 Педагогическая профессия: общая характеристика и перспективы развития Самостоятельное изучение 2.0 1
4 Педагогическая профессия: общая характеристика и перспективы развития Индивидуальная работа 2.0 2
5 Сущность и специфика педагогической деятельности. Профессиональный стандарт педагога. Лекция 2.0 2
6 Сущность и специфика педагогической деятельности. Профессиональный стандарт педагога. Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 2
7 Сущность и специфика педагогической деятельности. Профессиональный стандарт педагога. Индивидуальная работа 2.0 3
8 Сущность и специфика педагогической деятельности. Профессиональный стандарт педагога. Самостоятельное изучение 2.0 3
9 Социальная миссия и функции воспитателя. Педагогическое мастерство. Лекция 4.0 3
10 Социальная миссия и функции воспитателя. Педагогическое мастерство. Самостоятельное изучение 2.0 3
11 Социальная миссия и функции воспитателя. Педагогическое мастерство. Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 4
12 Социальная миссия и функции воспитателя. Педагогическое мастерство. Индивидуальная работа 2.0 4
13 Профессиональная компетентность и культура педагога Лекция 4.0 4
14 Профессиональная компетентность и культура педагога Индивидуальная работа 2.0 5
15 Профессиональная компетентность и культура педагога Самостоятельное изучение 2.0 5
16 Профессиональная компетентность и культура педагога Контрольная работа 2.0 5
17 Федеральный государственный образовательный стандарт. Учебный план подготовки выпускника. Практическая работа (К-т. 50/50) 4.0 5
18 Федеральный государственный образовательный стандарт. Учебный план подготовки выпускника. Самостоятельное изучение 2.0 5
19 Профессиональное становление и развитие педагога Лекция 2.0 6
20 Профессиональное становление и развитие педагога Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 6
21 Профессиональное становление и развитие педагога Самостоятельное изучение 2.0 6
22 Профессиональное становление и развитие педагога Индивидуальная работа 2.0 6
23 Программа профессионально-личностного самосовершенствования и пути ее реализации. Индивидуальная траектория обучения. Практическая работа (К-т. 50/50) 4.0 7
24 Программа профессионально-личностного самосовершенствования и пути ее реализации. Индивидуальная траектория обучения. Индивидуальная работа 2.0 7
25 Программа профессионально-личностного самосовершенствования и пути ее реализации. Индивидуальная траектория обучения. Самостоятельное изучение 2.0 7
26 Профессионально значимые качества личности педагога Лекция 2.0 8
27 Профессионально значимые качества личности педагога Самостоятельное изучение 1.0 8
28 Образ учителя-профессионала. Промежуточная аттестация (зачет) 2.0 9

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Педагогическая профессия: общая характеристика и перспективы развития Лекция Знать основные этапы развития педагогической профессии Воспроизведение
2 Педагогическая профессия: общая характеристика и перспективы развития Практическая работа (К-т. 50/50) уметь определять тенденции развития педагогической профессии в истории развития человеческой цивилизации Применение
3 Педагогическая профессия: общая характеристика и перспективы развития Самостоятельное изучение уметь определять тенденции развития педагогической профессии в истории развития человеческой цивилизации Применение
4 Педагогическая профессия: общая характеристика и перспективы развития Индивидуальная работа уметь определять тенденции развития педагогической профессии в истории развития человеческой цивилизации Применение
5 Сущность и специфика педагогической деятельности. Профессиональный стандарт педагога. Лекция знать основные виды педагогической деятельности Воспроизведение
знать типологию современных педагогических специальностей Воспроизведение
6 Сущность и специфика педагогической деятельности. Профессиональный стандарт педагога. Практическая работа (К-т. 50/50) дать характеристику целей и содержания педагогической деятельности Воспроизведение
7 Сущность и специфика педагогической деятельности. Профессиональный стандарт педагога. Индивидуальная работа знать требования нормативно-законодательных актов к профессиональной деятельности педагога Воспроизведение
8 Сущность и специфика педагогической деятельности. Профессиональный стандарт педагога. Самостоятельное изучение знать требования нормативно-законодательных актов к профессиональной деятельности педагога Воспроизведение
9 Социальная миссия и функции воспитателя. Педагогическое мастерство. Лекция определять значение деятельности воспитателя как субъекта педагогической деятельности Применение
10 Социальная миссия и функции воспитателя. Педагогическое мастерство. Самостоятельное изучение уметь определять стиль педагогической деятельности Применение
11 Социальная миссия и функции воспитателя. Педагогическое мастерство. Практическая работа (К-т. 50/50) описывать социальную роль и значимость профессии воспитатель Творчество
12 Социальная миссия и функции воспитателя. Педагогическое мастерство. Индивидуальная работа уметь определять стиль педагогической деятельности Применение
13 Профессиональная компетентность и культура педагога Лекция знать основные структурный компоненты профессиональной компетентности педагога Воспроизведение
знать основные структурные компоненты педагогической культуры Воспроизведение
14 Профессиональная компетентность и культура педагога Индивидуальная работа знать правила профессиональной этики педагога Воспроизведение
15 Профессиональная компетентность и культура педагога Самостоятельное изучение уметь соотносить требования к профессиональной компетентности педагога с актуальным уровнем развития собственной личности Применение
16 Профессиональная компетентность и культура педагога Контрольная работа владеть понятиями компетенции и компетентности Воспроизведение
уметь соотносить требования к профессиональной компетентности педагога с актуальным уровнем развития собственной личности Применение
определять значение культурологической подготовки будущего педагога Воспроизведение
17 Федеральный государственный образовательный стандарт. Учебный план подготовки выпускника. Практическая работа (К-т. 50/50) знать требования к подготовке обучающихся в системе профессионального педагогического образования Воспроизведение
знать составляющие компоненты системы профессиональной подготовки педагогов Воспроизведение
характеризовать требования Федерального государственного образовательного стандарта ВО, Профессионального стандарта педагога Воспроизведение
18 Федеральный государственный образовательный стандарт. Учебный план подготовки выпускника. Самостоятельное изучение характеризовать требования Федерального государственного образовательного стандарта ВО, Профессионального стандарта педагога Воспроизведение
19 Профессиональное становление и развитие педагога Лекция знать требования, предъявляемые к современному педагогу ДО Воспроизведение
20 Профессиональное становление и развитие педагога Практическая работа (К-т. 50/50) определять факторы и движущие силы становления педагога Воспроизведение
21 Профессиональное становление и развитие педагога Самостоятельное изучение уметь подбирать методы диагностики, позволяющие определить уровень собственного профессионального развития Применение
22 Профессиональное становление и развитие педагога Индивидуальная работа уметь подбирать методы диагностики, позволяющие определить уровень собственного профессионального развития Применение
23 Программа профессионально-личностного самосовершенствования и пути ее реализации. Индивидуальная траектория обучения. Практическая работа (К-т. 50/50) знать основные пути овладения педагогической профессией Воспроизведение
разрабатывать программы профессионально-личностного становления и развития Творчество
24 Программа профессионально-личностного самосовершенствования и пути ее реализации. Индивидуальная траектория обучения. Индивидуальная работа уметь подбирать способы профессионального саморазвития Применение
25 Программа профессионально-личностного самосовершенствования и пути ее реализации. Индивидуальная траектория обучения. Самостоятельное изучение разрабатывать программы профессионально-личностного становления и развития Творчество
26 Профессионально значимые качества личности педагога Лекция уметь выделять ПЗЛК педагога Применение
27 Профессионально значимые качества личности педагога Самостоятельное изучение уметь подбирать способы профессионального саморазвития Применение
28 Образ учителя-профессионала. Промежуточная аттестация (зачет) владение понятиями общей и педагогической культуры Воспроизведение
умение выделять на основе анализа педагогического опыта лучших педагогов современные подходы к организации педагогического процесса в ДО Творчество

Литература

Основная

  1. Кузнецов, В. В. Введение в профессионально-педагогическую специальность : учеб. и практикум для акад. бакалавриата, студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по гуманитар. направлениям, по специальности "Профессиональное обучение" (по отраслям) / В. В. Кузнецов. - 3-е изд., испр. и доп. - Москва : Юрайт, 2018. - 174, [2] с. - (Бакалавр. Академический курс). - Гриф УМО. - ISBN 978-5-534-00732-9 : 386-58. Текст непосредственный. - 30 экз.
  2. Педагогика : учебник и практикум для вузов / Л. С. Подымова [и др.] ; под общей редакцией Л. С. Подымовой, В. А. Сластенина. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 246 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-01032-9. — URL: https://urait.ru/bcode/468553 (дата обращения: 13.09.2021). — Режим доступа: по подписке. — Текст : электронный

Дополнительная

  1. Андриади, И. П. Основы педагогического мастерства : учеб. для студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по направлениям подгот. 44.03.01 "Педагогическое образование", 44.03.02 "Психолого-педагогическое образование", 44.03.05 "Педагогическое образование" (с двумя профилями подгот.) (квалификация (степень) "бакалавр"), [непедагогическим направлениям подготовки (квалификация "магистр")] / И. П. Андриади. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : ИНФРА-М, 2016. - 208, [1] с. - (Высшее образование. Бакалавриат). - ISBN 978-5-16-011222-0 : 524-90. Текст: непосредственный
  2. Виноградова, Н.И. Акмеология профессиональной деятельности педагогов дошкольного и начального общего образования [Электронный ресурс] / Н.И. Виноградова, А.И. Улзытуева, Н.М. Шибанова. - 2-е изд., стер. - Москва : Издательство «Флинта», 2017. - 255 с. - Доступ с сайта ЭБС «Университетская библиотека онлайн». – ISBN 978-5-9765-1324-2 URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=103492– . – (дата обращения: 13.09.2021). – Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный.
  3. Иванчикова, Т.В. Речевая компетентность в педагогической деятельности / Т.В. Иванчикова. – 2-е изд., стер. – Москва : Издательство «Флинта», 2017. – 224 с. – ISBN 978-5-9765-0336-6. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=103520 (дата обращения: 13.09.2021). - Режим доступа: по подписке. - Текст электронный.
  4. Кашапов, М. М. Профессиональное становление педагога. Психолого-акмеологические основы : учебное пособие для вузов / М. М. Кашапов, Т. В. Огородова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 183 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08306-4. — URL: https://urait.ru/bcode/473111 (дата обращения: 13.09.2021). — Режим доступа: по подписке. — Текст : электронный

Цифровые ресурсы

  1. Портал Федеральных государственных образовательных стандартов [Электронный ре-сурс]. Режим доступа: http://fgosvo.ru/- Загл. с экрана.

Источники

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
  2. ПРИКАЗ МИНОБРНАУКИ РОССИИ ОТ 4 ДЕКАБРЯ 2015 Г. № 1426 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 44.03.01 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (УРОВЕНЬ БАКАЛАВРИАТА)»
  3. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" http://www.consultant.ru/law/hotdocs/30085.html
  4. Проект: национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (Приложение к письму Департамента Государственной Политики в Образовании Минобрнауки России 13.03.09 № 03 - 451) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nmc-pushkin.spb.ru/DOCS/Development/HS/OER/AKT2.htm
  5. Федеральный Закон "Об образовании в Российской Федерации". В редакции, вступающий в силу с 1 сентября 2013 г. - М. : КНОРУС, 2013, - 176 с.

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. Б.1.Б7 Введение в профессию [Электронный ресурс]: Б-1062 Направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), направленность «Дошкольное образование и Дополнительное образование», зачет / БУ ВО «Сургут, гос, пед, ун-т» ; сост. Н.В. Абрамовских. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2021. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.
  2. Учебная программа. Б1.Б7 Введение в профессию [Электронный ресурс]: Направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование, профиль «Дошкольное образование и Дополнительное образование» / БУ ВО «Сургут, гос, пед, ун-т» ; сост. Н.В. Абрамовских. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2021. – Режим доступа: http://els.surgpu.ru, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.