бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра теории и методики дошкольного и начального образования

Рабочая программа

2021-22 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Н.С. Боталова директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Sept. 14, 2021 утверждено Oct. 21, 2021
Н.В. Абрамовских заведующий кафедрой
согласовано Sept. 15, 2021
В.В. Толмачева декан факультета
согласовано Oct. 1, 2021

Б1.О.01.03 Современные подходы в научных исследованиях в предметной области (научный семинар), 1 семестр

М-1021, 44.04.01, Педагогическое образование (направленность Инновационная начальная школа), зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
Н.В. Абрамовских ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
Способен определять и реализовывать приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки (УК-6) Умение анализировать результаты собственной профессиональной деятельности операциональный
Способен осуществлять и оптимизировать профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики (ОПК-1) Критерии и способы оптимизации профессиональной деятельности для достижения соответствующих результатов знаниевый
Критерии оценки условий достижения образовательных результатов знаниевый
Современные нормативные правовые акты в профессиональной деятельности знаниевый
Современные условия реализации образовательного процесса знаниевый
Условия достижения результатов образования в соответствии нормативными правовыми актами в сфере образования знаниевый
Владение способами анализа, оценки и выбора нормативно- правовых актов для реализации и оптимизации профессиональной деятельности ориентировочный
Владение способами анализа, планирования, оценки профессиональной деятельности ориентировочный
Владение способами оценки качества планируемых действий ориентировочный
Владение способами планирования процесса оптимизации профессиональной деятельности ориентировочный
Анализировать нормативные правовые акты в сфере образования операциональный
Выбирать соответствующие способы оптимизации операциональный
Отбирать соответствующие нормативные документы для реализации профессиональной деятельности операциональный
Планировать оптимизацию образовательного процесса операциональный
Планирования процесса оптимизации профессиональной деятельности опыт
Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий (УК-1) Методов критического анализа знаниевый
Способов организации деятельности по решению проблемы знаниевый
Способов оценки результатов деятельности знаниевый
Способов постановки и решения научной и практической проблемы знаниевый
Сущности проблемной ситуации знаниевый
Владение способом определения состава и последовательности действий по разработке стратегии решения проблемы и проблемной ситуации ориентировочный
Владение способом осуществления критического анализа проблемы и проблемных ситуаций на основе системного подхода ориентировочный
Владение способом постановки проблемы ориентировочный
Умение осуществлять стратегическое планирование деятельности по решению проблемных ситуаций в рамках научной и практической деятельности операциональный
Планирования, анализа, оценки результатов организации деятельности по решению проблемных ситуаций опыт
Способен осуществлять совместно с другими участниками процесса научно-исследовательскую деятельность для решения профессиональных задач (ПК-2) Знание компонентов научно-исследовательской деятельности в области психолого-педагогических и гуманитарных исследованиях знаниевый
Знание методологических основ организации научно-исследовательской деятельности в области психолого-педагогических и гуманитарных исследованиях знаниевый
Знание сущностных характеристик теоретических и эмпирических методов организации научно-исследовательской деятельности в области психолого-педагогических и гуманитарных исследованиях знаниевый
Знание требований к планированию научно-исследовательской деятельности в области психолого-педагогических и гуманитарных исследованиях знаниевый
Умение определять последовательность и состав действий при планировании совместно с другими участниками научно-исследовательской деятельности в области психолого-педагогических и гуманитарных исследованиях ориентировочный
Умение определять последовательность и состав действий совместно с другими участниками при выборе методов организации научно-исследовательской деятельности в области психолого-педагогических и гуманитарных исследованиях ориентировочный
Умение определять последовательность и состав действий совместно с другими участниками при оценке результативности научно-исследовательской деятельности в области психолого-педагогических и гуманитарных исследованиях ориентировочный
Способен реализовывать образовательные программы в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов (ПК-1) Знание теоретико-методологических основ развития содержания образования в предметной области знаниевый
Умение определять последовательность и состав действий при оценке результативности реализации образовательных программ в предметной области ориентировочный

Цели изучения дисциплины

научить проектировать содержание исследовательских методов для решения профессиональных задач в начальной школе

Задачи

  1. Научить проектировать методологическую основу инновационной исследовательской деятельности в системе начального общего образования
  2. Научить применять методы исследовательской деятельности для решения профессиональных задач в начальном общем образовании

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 18.0 ч.
Лекция 0 ч.
Семинар 14.0 ч.
Практическая работа 0 ч.
КСР 4.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 54.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 6.0 ч. из 5.5 ч.
Часов в неделю 1.29 ч. (2.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1 Модернизационные процессы в системе начального общего образования научится выделять проблемное поле для организации инновационной исследовательской деятельности в системе начального общего образования определение актуальных проблем для организации инновационной исследовательской деятельности в системе начального общего образования
  • Современные тенденции развития системы начального образования в РФ
  • Особенности инновационных изменений в системе начального общего образования
Модуль 2 Исследовательская деятельность как основа оптимизации системы начального общего образования научится применять методы исследовательской деятельности для решения профессиональных задач в начальном общем образовании применение методов исследовательской деятельности для решения профессиональных задач в начальном общем образовании
  • Проблема оптимизации профессиональной деятельности в НОО
  • Научные характеристики педагогических технологий в системе НОО

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Современные тенденции развития системы начального образования РФ Семинар (М) 2.0 1
2 Современные тенденции развития системы начального образования РФ Самостоятельное изучение 2.0 2
3 Современные тенденции развития системы начального образования РФ Индивидуальная работа 2.0 3
4 Особенности инновационных изменений в системе начального общего образования Семинар (М) 4.0 4
5 Особенности инновационных изменений в системе начального общего образования Самостоятельное изучение 2.0 5
6 Особенности инновационных изменений в системе начального общего образования Индивидуальная работа 2.0 5
7 Проблема оптимизации профессиональной деятельности в НОО Семинар (М) 4.0 6
8 Проблема оптимизации профессиональной деятельности в НОО Самостоятельное изучение 2.0 6
9 Проблема оптимизации профессиональной деятельности в НОО Коллоквиум 2.0 7
10 Научные характеристики педагогических технологий в системе НОО Семинар (М) 4.0 8
11 Научные характеристики педагогических технологий в системе НОО Самостоятельное изучение 4.0 8
12 Научные характеристики педагогических технологий в системе НОО Индивидуальная работа 2.0 8
13 Промежуточная аттестация Самостоятельное изучение 4.0 10
14 Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация (зачет) 2.0 11

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Современные тенденции развития системы начального образования РФ Семинар (М) Умение выделять способы постановки исследовательских задач в области начального общего образования Применение
умение анализа соответствия педагогической деятельности в начальной школе требованиям профессионального стандарта педагога Применение
опыт формулирования исследовательских задач по актуальным направлениям развития системы начального общего образования Творчество
2 Современные тенденции развития системы начального образования РФ Самостоятельное изучение знание актуальных исследовательских задач в области развития системы начального общего образования,знание основных направлений развития инновационной образовательной политики в современном обществе Воспроизведение
умение обосновывать критерии эффективности образовательной деятельности в начальной школе в соответствии с требованиями инновационной образовательной политики, знание предмета, структуры, источников методологических исследований. Применение
3 Современные тенденции развития системы начального образования РФ Индивидуальная работа умение обоснованного выбора критериев оценки эффективности деятельности организаций начального общего образования Применение
знание основных положений ФГОС НОО, профессионального стандарта педагога как основы оценки деятельности педагога начальной школы Воспроизведение
умение обосновывать перспективные направления развития конкретной образовательной организации начального общего образования в соответствии с требованиями нормативно-законодательных документов в области образования Применение
4 Особенности инновационных изменений в системе начального общего образования Семинар (М) умение обоснованного выбора критериев оценки результатов образовательного процесса в начальной школе Применение
умение анализировать и оценивать опыт экспериментальной деятельности учителей начальной школы в соответствии с требованиями, предъявляемыми к психолого-педагогическому исследованию Применение
5 Особенности инновационных изменений в системе начального общего образования Самостоятельное изучение знание особенностей инновационной деятельности педагога начальной школы Воспроизведение
знание основных требований к реализации психолого-педагогического исследования в системе начального общего образования Воспроизведение
6 Особенности инновационных изменений в системе начального общего образования Индивидуальная работа знание основных нормативных требований к результатам обучения в начальной школе,умение использовать методологические подходы в психолого-педагогических исследованиях в области начального общего образования Применение
7 Проблема оптимизации профессиональной деятельности в НОО Семинар (М) Умение определять последовательность и состав действий при оценке результативности реализации образовательных программ в предметной области Применение
Владение способами оценки качества планируемых действий Применение
Выбирать соответствующие способы оптимизации Применение
8 Проблема оптимизации профессиональной деятельности в НОО Самостоятельное изучение знание критериев и способов оптимизации профессиональной деятельности для достижения соответствующих результатов Воспроизведение
Знание теоретико-методологических основ развития содержания образования в предметной области Воспроизведение
9 Проблема оптимизации профессиональной деятельности в НОО Коллоквиум Умение выбора оптимальных методов организации научного исследования в области начального общего образования Применение
Опыт оценки результатов применения научных методов при решении исследовательских задач в области начального общего образования Применение
10 Научные характеристики педагогических технологий в системе НОО Семинар (М) Владение способами анализа, планирования, оценки профессиональной деятельности Применение
11 Научные характеристики педагогических технологий в системе НОО Самостоятельное изучение знание современных условий реализации образовательного процесса на основе применения современных образовательных технологий Воспроизведение
12 Научные характеристики педагогических технологий в системе НОО Индивидуальная работа Владение способами анализа, планирования, оценки профессиональной деятельности Применение
13 Промежуточная аттестация Самостоятельное изучение знание актуальных исследовательских задач в области развития системы начального общего образования,знание основных направлений развития инновационной образовательной политики в современном обществе Воспроизведение
умение обосновывать критерии эффективности образовательной деятельности в начальной школе в соответствии с требованиями инновационной образовательной политики, знание предмета, структуры, источников методологических исследований. Применение
умение обоснованного выбора критериев оценки эффективности деятельности организаций начального общего образования Применение
умение применять способы постановки исследовательских задач по актуальным проблемам начального общего образования Применение
знание критериев и способов оптимизации профессиональной деятельности для достижения соответствующих результатов Воспроизведение
Знание теоретико-методологических основ развития содержания образования в предметной области Воспроизведение
Умение определять последовательность и состав действий при оценке результативности реализации образовательных программ в предметной области Применение
14 Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация (зачет) Владение способами оценки качества планируемых действий Применение
Выбирать соответствующие способы оптимизации Применение
Умение выбора оптимальных методов организации научного исследования в области начального общего образования Применение
Опыт оценки результатов применения научных методов при решении исследовательских задач в области начального общего образования Применение

Литература

Основная

  1. Загвязинский, В. И. Методология педагогического исследования : учебное пособие для вузов / В. И. Загвязинский. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 105 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07865-7. — URL: https://urait.ru/bcode/471973 (дата обращения: 13.09.2021). — Режим доступа: по подписке. — Текст : электронный
  2. Мандель, Б.Р. Методология и методы организации научного исследования в педагогике : учебное пособие для обучающихся в магистратуре / Б.Р. Мандель. - Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2018. - 340 с.- ISBN 978-5-4475-9665-1. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=486259 (дата обращения: 08.09.2021). – Режим доступа: по подписке. – Текст: электронный
  3. Старикова, Л. Д. Методология педагогического исследования : учебник для вузов / Л. Д. Старикова, С. А. Стариков. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 287 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06813-9. — URL: https://urait.ru/bcode/470458 (дата обращения: 13.09.2021). — Режим доступа: по подписке. — Текст : электронный

Дополнительная

  1. Бордовская, Н. В. Диалектика педагогического исследования : монография / Н. В. Бордовская. - М. : КноРус, 2018. - 511 с. - ISBN 978-5-406-06040-7. – Текст: непосредственный.
  2. Виноградова, Н.И. Акмеология профессиональной деятельности педагогов дошкольного и начального общего образования / Н.И. Виноградова, А.И. Улзытуева, Н.М. Шибанова. - 2-е изд., стер. - Москва : Издательство «Флинта», 2017. - 255 с. - ISBN 978-5-9765-1324-2 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=103492 (дата обращения: 08.09.2021). – Режим доступа: по подписке. – Текст: электронный
  3. Карандашев, В. Н. Методология и методы психологического исследования. Выполнение квалификационных работ : учебное пособие для вузов / В. Н. Карандашев. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 132 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06897-9. — URL: https://urait.ru/bcode/474298 (дата обращения: 13.09.2021). — Режим доступа: по подписке. — Текст : электронный
  4. Крулехт, М. В. Методология и методы психолого-педагогических исследований. Практикум : учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры : для студентов вузов, обучающихся по гуманитар. направлениям / М. В. Крулехт. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2019. - 192, [4] с. - ISBN 978-5-534-05461-3 – Текст: непосредственный.
  5. Кузнецов, И.Н. Основы научных исследований : учебное пособие / И.Н. Кузнецов. – 5-е изд. – Москва : Дашков и К°, 2020. – 282 с. – (Учебные издания для бакалавров). – 978-5-394-03684-2 Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=573392 (дата обращения: 08.09.2021). – Режим доступа: по подписке. – Текст: электронный.
  6. Методология педагогики : монография [для студентов вузов, обучающихся по направлениям подгот. 44.03.01 "Педагогическое образование", 44.03.05 "Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)" ] / [Е. А. Александрова и др.] ; под общ. ред. В. Г. Рындак. - М. : ИНФРА-М, 2018. - 294, [2] с. ISBN 978-5-16-012947-1– Текст: непосредственный.
  7. Образцов, П. И. Методология педагогического исследования : учебное пособие для вузов / П. И. Образцов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 156 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08332-3. — URL: https://urait.ru/bcode/472280 (дата обращения: 13.09.2021). — Режим доступа: по подписке. — Текст : электронный
  8. Основы научных исследований : учебное пособие / М. Ф. Шкляр. - 6-е изд. – Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2019. – 208 с. – ISBN 978-5-394-03375-9. – URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=573356 (дата обращения: 10.09.2021). – Режим доступа: по подписке. – Текст: электронный
  9. Шипилина, Л.А. Методология психолого-педагогических исследований: учебное пособие для аспирантов и магистрантов по направлению «Педагогика» / Л.А. Шипилина. - 7-е изд., стер. - Москва : Издательство «Флинта», 2021. - 204 с. - ISBN 978-5-9765-1173-6 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=93458 (дата обращения: 08.09.2021). – Режим доступа: по подписке. – Текст: электронный

Цифровые ресурсы

Источники

  1. Федеральный Закон "Об образовании в Российской Федерации". В редакции, вступающий в силу с 1 сентября 2013 г. - М. : КНОРУС, 2013, - 176 с.

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. Б.1.0.01 . 03 Современные подходы в научных исследованиях в предметной области (научный семинар) [Электронный ресурс]: М-0021 Направление подготовки 44.04.01 Педагогическое образование, направленность «Начальное образование», зачет / БУ ВО «Сургут, гос, пед, ун-т» ; сост. Н.В. Абрамовских. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2021. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.
  2. Учебная программа. Б.1.0.01 . 03 Современные подходы в научных исследованиях в предметной области (научный семинар) (научный семинар) [Электронный ресурс]: Направление подготовки 44.04.01 Педагогическое образование, направленность «Начальное образование» / БУ ВО «Сургут, гос, пед, ун-т» ; сост. Н.В. Абрамовских. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2021. – Режим доступа: http://els.surgpu.ru, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.