бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра педагогического и специального образования

Рабочая программа

2021-22 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Н.С. Боталова директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Oct. 4, 2021 утверждено Oct. 26, 2021
А.А. Ниязова заведующий кафедрой
согласовано Oct. 4, 2021
О.Н. Стафеев декан факультета
согласовано Oct. 12, 2021

Б1.В.ДВ.04.01 ДВ: Организация образовательного процесса для обучения студентов инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, 3 семестр

М-0171, 46.04.02, Документоведение и архивоведение, зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
Э.П. Бакшеева ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
ПК-31-способность и готовность читать лекции и вести практические занятия в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования Знание нормативно-правовых документов, регламентирующих работу со студентами-инвалидами и обучающимися с ОВЗ в вузе знаниевый
Знание особенностей организации образовательного процесса для обучения студентов – инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья в вузе знаниевый
Знание структуры и отличительных особенностей адаптированных образовательных программ для студентов инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в вузе знаниевый
Умение учитывать особенности психофизического развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью различной нозологии при проектировании, организации и реализации образовательного процесса в вузе ориентировочный
Умение проектировать адаптированные образовательные программы для обучения студентов – инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья в вузе операциональный

Цели изучения дисциплины

Формирование профессиональных компетенций магистрантов в области организации психолого-педагогического, социально-правового сопровождения образовательного процесса для обучения студентов-инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья в вузе

Задачи

  1. Формировать умения осуществлять обучение студентов-инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья в вузе с опорой на нормативно-правовые документы
  2. Формировать умений проектировать образовательный процесс на основе учета особенностей психофизического развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью различной нозологии
  3. Формировать умения проектировать адаптированные образовательные программы для обучения студентов – инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья в вузе

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 18.0 ч.
Лекция 0 ч.
Семинар 0 ч.
Практическая работа 14.0 ч.
КСР 4.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 54.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 4.5 ч. из 4.0 ч.
Часов в неделю 1.29 ч. (2.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1. Нормативно-правовые основы инклюзивного образования студентов-инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья в вузе Формирование умения осуществлять обучение студентов-инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья в вузе с опорой на нормативно-правовые документы Знание федеральных и региональных нормативно-правовых документов, и локальных актов СурГПУ, регламентирующие работу со студентами-инвалидами и обучающимися с ОВЗ
  • Федеральные и региональные нормативно-правовые документы, и локальные акты вуза, регламентирующие работу со студентами-инвалидами и обучающимися с ОВЗ
Модуль 2. Особенности организации образовательного процесса для обучения студентов – инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья в вузе Формирование умений проектировать образовательный процесс на основе учета особенностей психофизического развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью различной нозологии в вузе Знание и умение учитывать особенности психофизического развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью различной нозологии при проектировании, организации и реализации образовательного процесса в вузе
  • Особенности организации учебного процесса для студентов с нарушениями слуха
  • Особенности организации учебного процесса для студентов с нарушениями зрения
  • Особенности организации учебного процесса для студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Модуль 3.Адаптированные образовательные программы и рабочие программы дисциплины для обучения студент и студентов с ограниченными возможностями здоровья в вузе Формирование умений проектировать адаптированные образовательные программы для обучения студентов – инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья в вузе Умение проектировать адаптированные образовательные программы для обучения студентов – инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья в вузе
  • Проектирование адаптированной рабочей программы учебной дисциплины
  • Рубежный контроль
  • Промежуточная аттестация

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Федеральные и региональные нормативно-правовые документы, и локальные акты вуза, регламентирующие работу со студентами-инвалидами и обучающимися с ОВЗ Практическая работа 4.0 1
2 Федеральные и региональные нормативно-правовые документы, и локальные акты вуза, регламентирующие работу со студентами-инвалидами и обучающимися с ОВЗ Индивидуальная работа 0.5 1
3 Особенности организации учебного процесса для студентов с нарушениями слуха Индивидуальная работа 1.0 1
4 Особенности организации учебного процесса для студентов с нарушениями слуха Практическая работа 2.0 2
5 Особенности организации учебного процесса для студентов с нарушениями слуха Вариативное задание 4.0 2
6 Особенности организации учебного процесса для студентов с нарушениями зрения Практическая работа 2.0 3
7 Особенности организации учебного процесса для студентов с нарушениями зрения Вариативное задание 8.0 3
8 Особенности организации учебного процесса для студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата Практическая работа 2.0 4
9 Особенности организации учебного процесса для студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата Вариативное задание 8.0 4
10 Проектирование адаптированной рабочей программы учебной дисциплины Практическая работа 4.0 5
11 Проектирование адаптированной рабочей программы учебной дисциплины Вариативное задание 8.0 5
12 Проектирование адаптированной рабочей программы учебной дисциплины Индивидуальная работа 1.0 5
13 Рубежный контроль Контрольная работа 2.0 6
14 Рубежный контроль Индивидуальная работа 2.0 6
15 Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация (зачет) 2.0 7

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Федеральные и региональные нормативно-правовые документы, и локальные акты вуза, регламентирующие работу со студентами-инвалидами и обучающимися с ОВЗ Практическая работа Знание нормативно-правовых документов, регламентирующих организацию образовательного процесса для обучения студентов инвалидами и студентов с ОВЗ в вузе Воспроизведение
Знание особенностей организации образовательного процесса для обучения студентов – инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья в вузе Воспроизведение
Знание структуры и отличительных особенностей адаптированных образовательных программ для студентов инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в вузе Воспроизведение
Умение учитывать особенности психофизического развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью различной нозологии при проектировании, организации и реализации образовательного процесса в вузе Применение
Умение проектировать адаптированные образовательные программы для обучения студентов – инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья в вузе Применение
2 Федеральные и региональные нормативно-правовые документы, и локальные акты вуза, регламентирующие работу со студентами-инвалидами и обучающимися с ОВЗ Индивидуальная работа Знание нормативно-правовых документов, регламентирующих организацию образовательного процесса для обучения студентов инвалидами и студентов с ОВЗ в вузе Воспроизведение
Знание особенностей организации образовательного процесса для обучения студентов – инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья в вузе Воспроизведение
Знание структуры и отличительных особенностей адаптированных образовательных программ для студентов инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в вузе Воспроизведение
Умение учитывать особенности психофизического развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью различной нозологии при проектировании, организации и реализации образовательного процесса в вузе Применение
Умение проектировать адаптированные образовательные программы для обучения студентов – инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья в вузе Применение
3 Особенности организации учебного процесса для студентов с нарушениями слуха Индивидуальная работа Знание особенностей организации учебного процесса для студентов с нарушениями слуха Узнавание
Умение учитывать особенности психофизического развития обучающихся с нарушениями слуха при проектировании, организации и реализации образовательного процесса в вузе Применение
4 Особенности организации учебного процесса для студентов с нарушениями слуха Практическая работа Знание особенностей организации учебного процесса для студентов с нарушениями слуха Узнавание
Умение учитывать особенности психофизического развития обучающихся с нарушениями слуха при проектировании, организации и реализации образовательного процесса в вузе Применение
5 Особенности организации учебного процесса для студентов с нарушениями слуха Вариативное задание Знание особенностей организации учебного процесса для студентов с нарушениями слуха Узнавание
Умение учитывать особенности психофизического развития обучающихся с нарушениями слуха при проектировании, организации и реализации образовательного процесса в вузе Применение
6 Особенности организации учебного процесса для студентов с нарушениями зрения Практическая работа Умение учитывать особенности психофизического развития обучающихся с нарушениями зрения при проектировании, организации и реализации образовательного процесса в вузе Применение
Знание специфики обучения слепых и слабовидящих студентов Воспроизведение
7 Особенности организации учебного процесса для студентов с нарушениями зрения Вариативное задание Умение учитывать особенности психофизического развития обучающихся с нарушениями зрения при проектировании, организации и реализации образовательного процесса в вузе Применение
Знание специфики обучения слепых и слабовидящих студентов Воспроизведение
8 Особенности организации учебного процесса для студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата Практическая работа Знание особенностей организации учебного процесса для студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата Воспроизведение
Умение учитывать особенности психофизического развития обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата при проектировании, организации и реализации образовательного процесса в вузе Применение
9 Особенности организации учебного процесса для студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата Вариативное задание Знание особенностей организации учебного процесса для студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата Воспроизведение
Умение учитывать особенности психофизического развития обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата при проектировании, организации и реализации образовательного процесса в вузе Применение
10 Проектирование адаптированной рабочей программы учебной дисциплины Практическая работа Умение проектировать адаптированные образовательные программы для обучения студентов инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья в вузе Применение
11 Проектирование адаптированной рабочей программы учебной дисциплины Вариативное задание Умение проектировать адаптированные образовательные программы для обучения студентов инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья в вузе Применение
12 Проектирование адаптированной рабочей программы учебной дисциплины Индивидуальная работа Умение проектировать адаптированные образовательные программы для обучения студентов инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья в вузе Применение
13 Рубежный контроль Контрольная работа Знание нормативно-правовых документов, регламентирующих организацию образовательного процесса для обучения студентов инвалидами и студентов с ОВЗ в вузе Воспроизведение
Знание особенностей организации учебного процесса для студентов с нарушениями слуха Узнавание
Умение учитывать особенности психофизического развития обучающихся с нарушениями слуха при проектировании, организации и реализации образовательного процесса в вузе Применение
Умение учитывать особенности психофизического развития обучающихся с нарушениями зрения при проектировании, организации и реализации образовательного процесса в вузе Применение
Знание специфики обучения слепых и слабовидящих студентов Воспроизведение
Знание особенностей организации учебного процесса для студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата Воспроизведение
Умение учитывать особенности психофизического развития обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата при проектировании, организации и реализации образовательного процесса в вузе Применение
Умение проектировать адаптированные образовательные программы для обучения студентов инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья в вузе Применение
14 Рубежный контроль Индивидуальная работа Знание нормативно-правовых документов, регламентирующих организацию образовательного процесса для обучения студентов инвалидами и студентов с ОВЗ в вузе Воспроизведение
Знание особенностей организации учебного процесса для студентов с нарушениями слуха Узнавание
Умение учитывать особенности психофизического развития обучающихся с нарушениями слуха при проектировании, организации и реализации образовательного процесса в вузе Применение
Умение учитывать особенности психофизического развития обучающихся с нарушениями зрения при проектировании, организации и реализации образовательного процесса в вузе Применение
Знание специфики обучения слепых и слабовидящих студентов Воспроизведение
Знание особенностей организации учебного процесса для студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата Воспроизведение
Умение учитывать особенности психофизического развития обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата при проектировании, организации и реализации образовательного процесса в вузе Применение
Умение проектировать адаптированные образовательные программы для обучения студентов инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья в вузе Применение
Знание особенностей организации образовательного процесса для обучения студентов – инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья в вузе Воспроизведение
Знание структуры и отличительных особенностей адаптированных образовательных программ для студентов инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в вузе Воспроизведение
Умение учитывать особенности психофизического развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью различной нозологии при проектировании, организации и реализации образовательного процесса в вузе Применение
Умение проектировать адаптированные образовательные программы для обучения студентов – инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья в вузе Применение
15 Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация (зачет) Знание нормативно-правовых документов, регламентирующих организацию образовательного процесса для обучения студентов инвалидами и студентов с ОВЗ в вузе Воспроизведение
Знание особенностей организации учебного процесса для студентов с нарушениями слуха Узнавание
Умение учитывать особенности психофизического развития обучающихся с нарушениями слуха при проектировании, организации и реализации образовательного процесса в вузе Применение
Умение учитывать особенности психофизического развития обучающихся с нарушениями зрения при проектировании, организации и реализации образовательного процесса в вузе Применение
Знание специфики обучения слепых и слабовидящих студентов Воспроизведение
Знание особенностей организации учебного процесса для студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата Воспроизведение
Умение учитывать особенности психофизического развития обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата при проектировании, организации и реализации образовательного процесса в вузе Применение
Умение проектировать адаптированные образовательные программы для обучения студентов инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья в вузе Применение
Знание особенностей организации образовательного процесса для обучения студентов – инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья в вузе Воспроизведение
Знание структуры и отличительных особенностей адаптированных образовательных программ для студентов инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в вузе Воспроизведение
Умение учитывать особенности психофизического развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью различной нозологии при проектировании, организации и реализации образовательного процесса в вузе Применение
Умение проектировать адаптированные образовательные программы для обучения студентов – инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья в вузе Применение
Знание нормативно-правовых документов, регламентирующих организацию образовательного процесса для обучения студентов инвалидов и студентов с ОВЗ в вузе Воспроизведение
Знание особенностей организации образовательного процесса для обучения студентов – инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья в вузе Воспроизведение
Знание структуры и отличительных особенностей адаптированных образовательных программ для студентов инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в вузе Воспроизведение
Умение учитывать особенности психофизического развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью различной нозологии при проектировании, организации и реализации образовательного процесса в вузе Применение
Умение проектировать адаптированные образовательные программы для обучения студентов – инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья в вузе Применение

Литература

Основная

  1. Лапп, Е. А. Коррекционная педагогика. Проектирование и реализация педагогического процесса : учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по гуманитар. направлениям / Е. А. Лапп, Е. В. Шипилова; Е. А. Лапп, Е. В. Шипилова ; Волгоград. гос. ун-т. - Москва : Юрайт, 2017. - 146, [2] с. - (Авторский учебник). - ISBN 978-5-534-00901-9. - Текст: непосредственный
  2. Подольская, О.А. Инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья : учебное пособие / О.А. Подольская. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2017. – 57 с. : ил. – ISBN 978-5-4475-8971-4. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=477607 (дата обращения: 25.06.2021). – Режим доступа: по подписке. – Текст: электронный
  3. Подольская, О.А. Теория и практика инклюзивного образования : учебное пособие / О.А. Подольская, И.В. Яковлева. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2018. – 202 с. –ISBN 978-5-4475-2780-8. –URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=494762 (дата обращения: 25.06.2021). – Режим доступа: по подписке. – Текст: электронный

Дополнительная

  1. Глухов, В. П. Дефектология. Специальная педагогика и специальная психология : курс лекций / В. П. Глухов. — Москва : Московский педагогический государственный университет, 2017. — 312 c. — ISBN 978-5-4263-0575-5. — URL: https://www.iprbookshop.ru/75801.html (дата обращения: 29.09.2021). Режим доступа: по подписке. – Текст: электронный
  2. Лемех, Е. А. Основы специальной психологии : учебное пособие / Е. А. Лемех. – Минск : РИПО, 2017. – 220 с. : схем., табл. -URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=487926 (дата обращения: 29.09.2021). – ISBN 978-985-503-718-8. Режим доступа: по подписке. – Текст: электронный
  3. Мандель, Б. Р. Коррекционная психология: модульный курс в соответствии с ФГОС-III+ / Б. Р. Мандель. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2015. – 468 с. : ил.– URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=275614 (дата обращения: 29.09.2021). – Библиогр.: с. 428-432. – ISBN 978-5-4475-4021-0. – DOI 10.23681/275614. – Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный.
  4. Михальчи, Е. В. Инклюзивное образование : учебник и практикум для вузов / Е. В. Михальчи. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 177 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-04943-5. — URL: https://urait.ru/bcode/473222 (дата обращения: 25.06.2021). – Режим доступа: по подписке. – Текст: электронный
  5. Педагогика инклюзивного образования : учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлениям подгот. 44.03.01 "Педагогическое образование", 44.03.02 "Психолого-педагогическое образование", 44.03.04 "Профессиональное обучение" (квалификация (степень) "бакалавр") / [Богданова Т. Г. и др.] ; под ред. Н. М. Назаровой. - М. : ИНФРА-М, 2017. - 333, [2] с. - Текст: непосредственный
  6. Подольская, О. А. Тьюторское сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования : учебное пособие / О. А. Подольская, И. В. Яковлева. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2019. – 79 с. : табл. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=500388 (дата обращения: 25.06.2021). – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-4475-9989-8. – Режим доступа: по подписке. – Текст: электронный
  7. Специальная психология : учеб. для бакалавриата и магистратуры : учеб. для студентов вузов, обучающихся по гуманитар. направлениям и специальностям : [в 2 т.]. Т. 1 / Моск. гор. пед. ун-т ; под ред. В. И. Лубовского. - 7-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2016. - 427, [2] с. - (Бакалавр и магистр. Академический курс). - Гриф УМО. - Текст: непосредственный

Цифровые ресурсы

  1. Закон об образовании РФ (полный текст) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: zakonbase.ru.
  2. Методические рекомендации Министерства Образования РФ от 27.03.2000 г. № 127/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://obraz-old.volganet.ru/ – Загл. с экрана
  3. Приложение к распоряжению Правительства ХМАО-Югры от 19.02.2010 № 91-рп Стратегия развития образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2020 года. – Режим доступа: http://school15ugansk.edusite.ru/DswMedia/strategiyarazvitiyaobrazovaniyaxmao-yu.
  4. Требования к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса. – Режим доступа: https://sudact.ru/law/pismo-minobrnauki-rossii-ot-18032014-n-06-281/prilozhenie/ – Загл. с экрана.

Источники

  1. Конвенция о правах инвалидов от 13 декабря 2006 года N 61/106 // Ратифицирована Федеральным законом от 03.05.2012 N 46-ФЗ [Электронный ресурс] : Режим доступа : http://docs.cntd.ru/document/902114182
  2. Методические рекомендации по обеспечению доступности зданий и сооружений образовательных учреждений среднего профессионального образования и образовательных учреждений высшего профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] : Режим доступа : http://proforient.fmcspo.ru/files/files/Metodrekomendacii_dostupnaya_sreda.pdf
  3. Методические рекомендации по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса (утв. Министерством образования и науки РФ 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) [Электронный ресурс] : Режим доступа : https://base.garant.ru/70680520/
  4. Сизганова Е.Ю. Нормативно-правовое обеспечение образования [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Сизганова Е.Ю.— Электрон. текстовые данные.— Орск: Оренбургский государственный университет, ЭБС АСВ, Орский гуманитарно-технологический институт (филиал) Оренбургского государственного университета, 2011.— 208 c.— Доступ с сайта ЭБС «IPRbooks». Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/51590.html.— Загл. с экрана

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа Б1.В.ДВ.04.01 Организация образовательного процесса для обучения студентов инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях [Электронный ресурс]: Направление подготовки 46.04.02 Документоведение и архивоведение (Направленность Информационные технологии в документационном обеспечении управления и архивном деле), зачет / БУ «Сургут. гос. пед. ун-т» ; О.Ф. Богатая, Э.П. Бакшеева, Н.П. Рассказова – Электрон. дан. – Сургут: БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2021. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.