бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра теории и методики дошкольного и начального образования

Рабочая программа

2021-22 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Н.С. Боталова директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Sept. 28, 2021 утверждено Oct. 21, 2021
Н.В. Абрамовских заведующий кафедрой
согласовано Sept. 28, 2021
В.В. Толмачева декан факультета
согласовано Oct. 1, 2021

Б1.О.06.01 Введение в профессию, 1 семестр 1 полусеместр

Б-1063, 44.03.05, Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)(направленность Дошкольное образование и Начальное образование), зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
О.В. Алексеева ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
Способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики (ОПК-1) знать нормативно - правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность в Российской Федерации; федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного, начального общего; нормы профессиональной этики знаниевый
владеть действиями по реализации образовательной деятельности на основе нормативно-правовых актов в области дошкольного и начального общего образования; способами взаимодействия с участниками образовательного процесса исходя из норм профессиональной этики ориентировочный
уметь планировать, анализировать, оценивать профессиональную деятельность педагогов дошкольного образования и начального общего образования, исходя из нормативно – правовых актов и норм профессиональной этики операциональный
имеет опыт анализа нормативно - правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность в Российской Федерации; федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного, начального общего; нормы профессиональной этики опыт
Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни (УК-6) Сущности категорий «субъект учебной деятельности», «субъект деятельности» и «субъект труда». Содержания деятельности в избранной профессиональной сфере и требований к представителю избранной профессии. . Путей и способов самосовершенствования в учебной и профессиональной деятельности. Принципов планирования саморазвития. Способов оценки результатов самосовершенствования в личностной сфере, учебной и профессиональной деятельности. знаниевый
Способом постановки цели, отбора средств и методов для саморазвития. Способом оценки результатов саморазвития ориентировочный
Обосновывать значимость саморазвития в течение всей жизни. Ставить цель саморазвития. Выделять качества, необходимые для личностного и профессионального развития. Отбирать средства и методы саморазвития. Разрабатывать план самосовершенствования как субъекта учебной деятельности. Разрабатывать план профессионального самосовершенствования. Оценивать достижимость плана саморазвития операциональный
Постановки целей саморазвития. Отбора средств и методов саморазвития. Построения траектории своего профессионального развития опыт

Цели изучения дисциплины

Формирование образа будущей профессии (выделение качественных характеристик профессионала).

Задачи

  1. Формировать у студентов представление о педагогической профессии и степени своего соответствия ей.
  2. Сформировать знания о сущности педагогической профессии, её значении в жизни человека и общества.
  3. Формировать у студентов профессиональное самосознание и осознанность необходимости систематического самовоспитания и самообразования для овладения педагогической профессией

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 36.0 ч.
Лекция 16.0 ч.
Семинар 0 ч.
Практическая работа 16.0 ч.
КСР 4.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 36.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 9.0 ч. из 9.0 ч.
Часов в неделю 2.0 ч. (2.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1. Характеристика основных тенденций развития отрасли Сформировать у студентов представления о профессии учителя начальных классов и степени своего соответствия ей Знать этапы развития педагогической профессии. Уметь выделять основные виды и особенности педагогической деятельности. Знать требования к профессионально-значимым личностным качествам учителя начальных классов.
  • Общая характеристика и перспективы развития профессии учителя
  • Профессиональная деятельность и личность педагога ДО и НОО
  • Требования рынка труда. Профессиональный стандарт педагога ДО и НОО
Модуль 2. Модель профессиональной компетентности педагога ДО и НОО Охарактеризовать основные компетенции, которыми должен владеть педагог ДО и НОО Владеть понятиями компетенции и компетентности. Иметь представление о модели профессиональной компетентности педагога. Понимать требования к профессиональной культуре педагога ДО и НОО
  • Модель профессиональной компетентности педагога
  • Общая и профессиональная культура педагога
Модуль 3. Особенности профессионально-личностного развития педагога Способствовать начальному формированию у студентов профессионального самосознания и повышению степени осознанности необходимости систематического самовоспитания и самообразования для овладения педагогической профессией Знать и понимать возможности развития профессиональной карьеры учителя начальных классов и способы повышения профессиональной подготовки.
  • Профессиональное становление и развитие педагога ДО и НОО

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Общая характеристика и перспективы развития профессии педагога Лекция 2.0 1
2 Социальная роль и значимость профессии. Лекция 2.0 1
3 Социальная роль и значимость профессии. Лекция 2.0 1
4 Требования к личности учителя (А. Дистервег, И.Г. Песталоцци, Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили, В.А. Караковский). Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 1
5 Общая характеристика и перспективы развития профессии педагога Самостоятельное изучение 8.0 1
6 Требования к личности учителя (А. Дистервег, И.Г. Песталоцци, Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили, В.А. Караковский). Индивидуальная работа 2.0 1
7 Требования рынка труда к специалистам данного профиля. Профессиональный стандарт педагога Лекция 2.0 2
8 Требования рынка труда к специалистам данного профиля. Профессиональный стандарт педагога Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 2
9 Рубежный контроль по модулю 1 Минизачет (программы с 2019 г.) 2.0 3
10 Сущность и специфика педагогической деятельности Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 4
11 Педагогическое мастерство. Лекция 2.0 4
12 Педагогическое мастерство. Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 4
13 Сущность и специфика педагогической деятельности Лекция 2.0 4
14 Профессиональная компетентность и культура учителя начальных классов Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 5
15 Рубежный контроль по модулю 2 Вариативное задание 2.0 6
16 Федеральный государственный образовательный стандарт. Учебный план подготовки выпускника Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 7
17 Профессиональное становление и развитие учителя начальных классов Лекция 2.0 7
18 Программа профессионально-личностного самосовершенствования и пути и её реализации. Лекция 2.0 7
19 Образ учителя-профессионала. Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 7
20 Программа профессионально-личностного самосовершенствования и пути и её реализации. Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 7
21 Программа профессионально-личностного самосовершенствования и пути и её реализации. Индивидуальная работа 2.0 7
22 Образ учителя-профессионала. Индивидуальная работа 2.0 7
23 Федеральный государственный образовательный стандарт. Учебный план подготовки выпускника Индивидуальная работа 1.0 7
24 Профессиональное становление и развитие учителя начальных классов Индивидуальная работа 2.0 7
25 Образ учителя-профессионала. Самостоятельное изучение 7.0 7
26 Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация (зачет) 2.0 8

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Общая характеристика и перспективы развития профессии педагога Лекция Дает общую характеристику профессии педагога Применение
Знает перспективы развития педагогической профессии Воспроизведение
2 Социальная роль и значимость профессии. Лекция Описывает социальную роль и значимость профессии учителя начальных классов Применение
3 Социальная роль и значимость профессии. Лекция Определяет значение деятельности учителя начальной школы как субъекта педагогической деятельности Применение
Умеет определять стиль педагогической деятельности Применение
4 Требования к личности учителя (А. Дистервег, И.Г. Песталоцци, Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили, В.А. Караковский). Практическая работа (К-т. 50/50) Описывает требования к личности учителя отечественных и зарубежных педагогов (А. Дистервег, И.Г. Песталоцци, Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили, В.А. Караковский). Применение
5 Общая характеристика и перспективы развития профессии педагога Самостоятельное изучение Характеризует специфику условий труда и деятельности учителя начальных классов Применение
6 Требования к личности учителя (А. Дистервег, И.Г. Песталоцци, Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили, В.А. Караковский). Индивидуальная работа Знает основные этапы развития педагогической профессии Воспроизведение
7 Требования рынка труда к специалистам данного профиля. Профессиональный стандарт педагога Лекция Знает требования к педагогу ДО, педагогу НОО профессионального стандарта педагога, основные положения Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", ФГОС ДО и ФГОС НОО Воспроизведение
8 Требования рынка труда к специалистам данного профиля. Профессиональный стандарт педагога Практическая работа (К-т. 50/50) Владеет схемой анализа нормативно-правовых актов сферы образования, предъявляющих требования к педагогу ДО и НОО Применение
Умеет анализировать требования к педагогу ДО и педагогу НОО, предусмотренные профессиональным стандартом педагога, ориентируясь на требования нормативно-правовых актов сферы образования Применение
9 Рубежный контроль по модулю 1 Минизачет (программы с 2019 г.) Характеризует специфику условий труда и деятельности учителя начальных классов Применение
10 Сущность и специфика педагогической деятельности Практическая работа (К-т. 50/50) Описывает основные виды педагогической деятельности Воспроизведение
11 Педагогическое мастерство. Лекция Знает структурные компоненты педагогического мастерства Воспроизведение
12 Педагогическое мастерство. Практическая работа (К-т. 50/50) Характеризует место педагогического мастерства в деятельности учителя Применение
Описывает этапы формирования педагогического мастерства Применение
13 Сущность и специфика педагогической деятельности Лекция Характеризует профессионально обусловленные требования к личности педагога Применение
Описывает характеристики целей и содержания педагогической деятельности Применение
14 Профессиональная компетентность и культура учителя начальных классов Практическая работа (К-т. 50/50) Знает основные структурные компоненты профессиональной компетентности педагога Воспроизведение
Умеет определять различие между понятиями компетенции и компетентности Применение
Описывает основные компоненты педагогической культуры Применение
15 Рубежный контроль по модулю 2 Вариативное задание Знает основные структурные компоненты профессиональной компетентности педагога Воспроизведение
Умеет определять различие между понятиями компетенции и компетентности Применение
Владеет понятиями общей и педагогической культуры Применение
16 Федеральный государственный образовательный стандарт. Учебный план подготовки выпускника Практическая работа (К-т. 50/50) Характеризует критерии отбора и приема на работу педагога в системе образования Применение
Характеризует уровни профессиональной подготовки педагогов Применение
17 Профессиональное становление и развитие учителя начальных классов Лекция Знает основные пути овладения профессиями педагог ДО и педагог НОО Воспроизведение
18 Программа профессионально-личностного самосовершенствования и пути и её реализации. Лекция Определяет факторы и движущие силы становления педагога Применение
Знает содержание понятия профессиональное саморазвитие Воспроизведение
19 Образ учителя-профессионала. Практическая работа (К-т. 50/50) Дает характеристику компонентам педагогической деятельности Применение
Умеет конкретизировать педагогическую деятельность учителя начальных классов Применение
20 Программа профессионально-личностного самосовершенствования и пути и её реализации. Практическая работа (К-т. 50/50) Определяет факторы и движущие силы становления педагога Применение
Знает основные пути овладения профессиями педагог ДО и педагог НОО Воспроизведение
Владеет схемой анализа нормативно-правовых актов сферы образования, предъявляющих требования к педагогу ДО и педагогу НОО Применение
21 Программа профессионально-личностного самосовершенствования и пути и её реализации. Индивидуальная работа Знает основные пути овладения профессиями педагог ДО и педагог НОО Воспроизведение
Строит собственную программу профессионального обучения, ориентируясь на требования нормативно-правовых актов сферы образования Творчество
22 Образ учителя-профессионала. Индивидуальная работа Умеет определять предназначение педагогической профессии Применение
23 Федеральный государственный образовательный стандарт. Учебный план подготовки выпускника Индивидуальная работа Характеризует критерии отбора и приема на работу педагога в системе образования Применение
24 Профессиональное становление и развитие учителя начальных классов Индивидуальная работа Умеет описывать пути овладения профессией педагог Применение
Умеет подбирать методы диагностики, позволяющие определить уровень собственного профессионального развития Применение
25 Образ учителя-профессионала. Самостоятельное изучение Знает классификацию педагогических ценностей Воспроизведение
Описывает основные виды педагогической деятельности Воспроизведение
26 Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация (зачет) Описывает основные виды педагогической деятельности Воспроизведение
Описывает типологию современных педагогических специальностей Воспроизведение
Характеризует профессионально обусловленные требования к личности педагога Применение
Описывает характеристики целей и содержания педагогической деятельности Применение
Дает характеристику компонентам педагогической деятельности Применение
Знает содержание понятия профессиональное саморазвитие Воспроизведение
Владеет схемой анализа нормативно-правовых актов сферы образования, предъявляющих требования к педагогу ДО и педагогу НОО Применение
Строит собственную программу профессионального обучения, ориентируясь на требования нормативно-правовых актов сферы образования Творчество

Литература

Основная

  1. Андриади, И. П. Основы педагогического мастерства : учеб. для студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по направлениям подгот. 44.03.01 "Педагогическое образование", 44.03.02 "Психолого-педагогическое образование", 44.03.05 "Педагогическое образование" (с двумя профилями подгот.) (квалификация (степень) "бакалавр"), [непедагогическим направлениям подготовки (квалификация "магистр")] / И. П. Андриади. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : ИНФРА-М, 2016. - 208, [1] с. - (Высшее образование. Бакалавриат). - ISBN 978-5-16-011222-0 - Текст: непосредственный
  2. Блинов, В. И. Введение в педагогическую деятельность : учебное пособие для вузов / В. И. Блинов. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 129 с. – ISBN 978-5-534-08088-9. – URL: https://urait.ru/bcode/472373 (дата обращения: 23.09.2021). – Режим доступа: по подписке. – Текст: электронный.
  3. Кузнецов, В. В. Введение в профессионально-педагогическую специальность : учебник и практикум для вузов / В. В. Кузнецов. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 222 с. – ISBN 978-5-534-07426-0. – URL: https://urait.ru/bcode/470665 (дата обращения: 23.09.2021). – Режим доступа: по подписке. – Текст: электронный.
  4. Старикова, Л. Д. Введение в педагогическую деятельность : учебное пособие для вузов / Л. Д. Старикова, М. Л. Вайнштейн. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 125 с. – ISBN 978-5-534-07379-9. – URL: https://urait.ru/bcode/470456 (дата обращения: 23.09.2021). – Режим доступа: по подписке. – Текст: электронный.

Дополнительная

  1. Бермус,А.Г. Введение в педагогическую деятельность : учебник / А.Г. Бермус. - Москва : Директ-Медиа, 2013. - 112 с. - ISBN 978-5-4458-3047-4. URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=209242 (дата обращения: 23.09.2021). – Режим доступа: по подписке. – Текст: электронный.
  2. Задорина, О. С. Индивидуальность педагога : учебное пособие для вузов / О. С. Задорина. – 2-е изд., стер. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 111 с. – ISBN 978-5-534-08263-0. – URL: https://urait.ru/bcode/471356 (дата обращения: 23.09.2021). – Режим доступа: по подписке. – Текст: электронный.
  3. Кашапов, М. М. Профессиональное становление педагога. Психолого-акмеологические основы : учебное пособие для вузов / М. М. Кашапов, Т. В. Огородова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 183 с. – ISBN 978-5-534-08306-4. – URL: https://urait.ru/bcode/473111 (дата обращения: 23.09.2021). – Режим доступа: по подписке. – Текст: электронный.
  4. Попов,Е.Б. Основы педагогики : учебное пособие / Е.Б. Попов. - Оренбург : Оренбургский институт (филиал) Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина, 2017. - 132 c. URL:http://www.iprbookshop.ru/60178.html (дата обращения: 23.09.2021). – Режим доступа: по подписке. – Текст: электронный.

Цифровые ресурсы

  1. Журнал «Начальная школа» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsc.1september.ru/
  2. Мотивация педагогической деятельности (схема). – [Электронный ресурс] - Режим доступа: bugabooks.com

Источники

  1. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/30085.html
  2. Проект: национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (Приложение к письму Департамента Государственной Политики в Образовании Минобрнауки России 13.03.09 № 03 - 451) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nmc-pushkin.spb.ru/DOCS/Development/HS/OER/AKT2.htm

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. Б1.О.06.01 Введение в профессию [Электронный ресурс]: Б-1063 Направление 44.03.05 Педагогическое образование (направленность Дошкольное образование и Начальное образование), зачет / БУ ВО «Сургут. гос. пед. ун-т»; сост. О.В.Алексеева. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2021. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.
  2. Учебная программа. Б1.О.06.01 Введение в профессию [Электронный ресурс]: Б-1063 Направление 44.03.05 Педагогическое образование (направленность Дошкольное образование и Начальное образование), зачет / БУ ВО «Сургут. гос. пед. ун-т»; сост. О.В.Алексеева. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2021. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.