бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра теории и методики дошкольного и начального образования

Рабочая программа

2021-22 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Н.С. Боталова директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Sept. 28, 2021 утверждено Oct. 21, 2021
Н.В. Абрамовских заведующий кафедрой
согласовано Sept. 28, 2021
О.В. Власова декан факультета
согласовано Oct. 1, 2021

Б1.В.02.11 Технологии педагогического сопровождения социализации ребенка, 7 семестр 2 полусеместр

Б-7022, 44.03.05, Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (направленность Математика и Начальное образование), экзамен

Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов
О.В. Алексеева ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
- способность осуществлять педагогическое сопровождение социализации младших школьников (ПК-5) знать особенности педагогического сопровождения социализации младших школьников знаниевый
владеть способами разработки модели педагогического сопровождения социализации младшего школьника. Владеть способом описания деятельностного компонента педагогического сопровождения социализации младших школьников в соответствии с решаемой профессиональной задачей (этапы, вид ситуации, субъекты ситуации, приемы и методы организации педагогического сопровождения, планируемые результаты) ориентировочный
уметь отбирать содержание, методы, формы педагогического сопровождения социализации младших школьников в соответствии с решаемой профессиональной задачей. Уметь проектировать содержание педагогического сопровождения социализации младших школьников в зависимости от решаемой профессиональной задачи операциональный
иметь опыт анализа типичных педагогических ситуаций с целью определения возможностей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучающимися начальной. Иметь опыт в разработке содержания педагогического сопровождения социализации младшего школьника в зависимости от решаемой профессиональной задачи опыт

Цели изучения дисциплины

Формирование умений по проектированию содержания педагогического сопровождения социализации младших школьников

Задачи

  1. Овладеть способами обоснования методологической основы технологии педагогического сопровождения социализации младших школьников
  2. Научиться осуществлять обоснованный выбор форм, методов и средств педагогического сопровождения социализации младшего школьника в зависимости от решения профессиональной проблемы

Числовые характеристики

Трудоемкость 108 ч.
Аудиторная работа 44.0 ч.
Лекция 12.0 ч.
Семинар 6.0 ч.
Практическая работа 16.0 ч.
КСР 10.0 ч.
Контроль 2.0 ч.
Самостоятельная работа студента 62.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 8.0 ч. из 8.0 ч.
Часов в неделю 2.44 ч. (2.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1. Теоретико-методологические основы технологии педагогического сопровождения социализации детей младшего школьного возраста Овладеть способами обоснования методологической основы технологии педагогического сопровождения социализации детей младшего школьного возраста Обоснование методологической осовы технологии педагогического сопровождения социализации детей младшего школьного возраст
  • Социализация как проблема современной педагогической науки
  • Феномен «педагогическое сопровождение» в актуальных педагогических исследованиях
  • Развитие идеи сопровождения в истории и теории отечественного и зарубежного образования (педагогика сотрудничества, педагогическая поддержка, сопровождение)
  • Педагогическая поддержка младшего школьника — основа про­фессиональной культуры педагога НОО
Модуль 2. Практические основы реализации технологии педагогического сопровождения социализации младших школьников Научиться осуществлять обоснованный выбор форм, методов и средств педагогического сопровождения социализации младшего школьника в зависимости от решения профессиональной проблемы Осуществление обоснованного выбора форм, методов и средств педагогического сопровождения социализации младшего школьника в зависимости от решения профессиональной проблемы
  • Модели педагогического сопровождения
  • Организационно-педагогическое сопровождение: специфика, субъекты и их функции
  • Тьюторское сопровождение социализации младших школьников
  • Педагогическое сопровождение детей с разным уровнем возможностей
  • Проектирование педагогического сопровождения социализации младших школьников

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Социализация как проблема современной педагогической науки Лекция 2.0 1
2 Феномен «педагогическое сопровождение» в актуальных педагогических исследованиях отечественного и зарубежного образования (педагогика сотрудничества, педагогическая поддержка, сопровождение) Лекция 2.0 1
3 Социализация как проблема современной педагогической науки Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 1
4 Феномен «педагогическое сопровождение» в актуальных педагогических исследованиях отечественного и зарубежного образования (педагогика сотрудничества, педагогическая поддержка, сопровождение) Семинар (Коэффициент - 50/50) 2.0 1
5 Феномен «педагогическое сопровождение» в актуальных педагогических исследованиях отечественного и зарубежного образования (педагогика сотрудничества, педагогическая поддержка, сопровождение) Семинар (Коэффициент - 50/50) 2.0 1
6 Педагогическая поддержка младшего школьника — основа про­фессиональной культуры педагога НОО Лекция 2.0 2
7 Педагогическая поддержка младшего школьника — основа про­фессиональной культуры педагога НОО Конференция (К-т - 50/50) 2.0 3
8 Рубежный контроль модуля 1 Другое (Коэффициент - 50/50) 2.0 3
9 Педагогическая поддержка младшего школьника — основа про­фессиональной культуры педагога НОО Семинар (Коэффициент - 50/50) 2.0 3
10 Рубежный контроль модуля 1 Индивидуальная работа 2.0 3
11 Модели педагогического сопровождения Лекция 2.0 4
12 Модели педагогического сопровождения Конференция 4.0 4
13 Организационно-педагогическое сопровождение: специфика, субъекты и их функции Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 5
14 Организационно-педагогическое сопровождение: специфика, субъекты и их функции Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 5
15 Тьюторское сопровождение социализации младших школьников Лекция 2.0 6
16 Тьюторское сопровождение социализации младших школьников Практическая работа (К-т. 50/50) 4.0 6
17 Тьюторское сопровождение социализации младших школьников Индивидуальная работа 2.0 6
18 Проектирование педагогического сопровождения социальной адаптации школьников Лекция 2.0 7
19 Проектирование педагогического сопровождения социальной адаптации школьников Практическая работа 2.0 7
20 Тьюторское сопровождение социализации младших школьников Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 7
21 Тьюторское сопровождение социализации младших школьников Самостоятельное изучение 19.0 7
22 Рубежный контроль модуля 2 Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 8
23 Проектирование педагогического сопровождения социальной адаптации школьников Индивидуальная работа 2.0 8
24 Проектирование педагогического сопровождения социальной адаптации школьников Другое 2.0 8
25 Рубежный контроль модуля 2 Промежуточная аттестация (экз.) 2.0 9

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Социализация как проблема современной педагогической науки Лекция Описывать общее понятие о социализации личности младшего школьника. Воспроизведение
Выявлять особенности социализации младшего школьника Воспроизведение
2 Феномен «педагогическое сопровождение» в актуальных педагогических исследованиях отечественного и зарубежного образования (педагогика сотрудничества, педагогическая поддержка, сопровождение) Лекция Выявлять сущность сопровождения, цель и задачи сопровождения. Функции и принципы сопровождения Воспроизведение
Описывать этапы процесса сопровождения, классификации ситуации сопровождения Воспроизведение
Выявлять интерпретацию понятия «педагогическое сопровождение» в современной науке Воспроизведение
Уметь описывать взаимосвязь и различия педагогического сопровождения и педагогической поддержки Применение
3 Социализация как проблема современной педагогической науки Практическая работа (К-т. 50/50) Умеет описать социально-педагогический потенциал в развитии младшего школьника, полученный им по наследству, проблемы его сохранения и приумножения Применение
Уметь определять роль среды в социализации личности младшего школьника Применение
4 Феномен «педагогическое сопровождение» в актуальных педагогических исследованиях отечественного и зарубежного образования (педагогика сотрудничества, педагогическая поддержка, сопровождение) Семинар (Коэффициент - 50/50) Описывать этапы процесса сопровождения, классификации ситуации сопровождения Воспроизведение
Выявлять интерпретацию понятия «педагогическое сопровождение» в современной науке Воспроизведение
Уметь описывать этапы процесса сопровождения, виды ситуаций сопровождения Применение
5 Феномен «педагогическое сопровождение» в актуальных педагогических исследованиях отечественного и зарубежного образования (педагогика сотрудничества, педагогическая поддержка, сопровождение) Семинар (Коэффициент - 50/50) Описывать формы и направления педагогического сопровождения Применение
Уметь описывать этапы процесса сопровождения, виды ситуаций сопровождения Применение
6 Педагогическая поддержка младшего школьника — основа про­фессиональной культуры педагога НОО Лекция Выявлять основные характеристики вариантов педагогической поддержки социализации младших школьников Воспроизведение
Описывать способы выделения групп школьников имеющих проблемы в социализации в начальной школе Применение
7 Педагогическая поддержка младшего школьника — основа про­фессиональной культуры педагога НОО Конференция (К-т - 50/50) Уметь описывать основные теоретические и инструментальные представления о поддержке как особой педагогической деятельности, механизмы ее реализации. Применение
Выделять критерии отбора видов педагогической поддержки в соответствии с решаемой профессиональной задачей Применение
Уметь выбирать варианты педагогической поддержки в соответствии с решаемой профессиональной задачей Применение
8 Рубежный контроль модуля 1 Другое (Коэффициент - 50/50) Умеет описать социально-педагогический потенциал в развитии младшего школьника, полученный им по наследству, проблемы его сохранения и приумножения Применение
Выявлять факторы влияющие на социализацию младшего школьника Воспроизведение
Выделять характеристические признаки технологи педагогического сопровождения социализации младших школьников Применение
Уметь описывать модели педагогического сопровождения в НОО Применение
Уметь анализировать педагогические ситуации, требующи педагогического сопровождения социализации младшего школьника Применение
Описывать способы выделения групп школьников имеющих проблемы в социализации в начальной школе Применение
Выделять критерии отбора видов педагогической поддержки в соответствии с решаемой профессиональной задачей Применение
9 Педагогическая поддержка младшего школьника — основа про­фессиональной культуры педагога НОО Семинар (Коэффициент - 50/50) Уметь анализировать педагогические ситуации, требующи педагогического сопровождения социализации младшего школьника Применение
Выявлять знанчение позиции педагога в социализации младших школьников Воспроизведение
10 Рубежный контроль модуля 1 Индивидуальная работа Описывать общее понятие о социализации личности младшего школьника. Воспроизведение
Выявлять особенности социализации младшего школьника Воспроизведение
11 Модели педагогического сопровождения Лекция Описывать классификацию моделей педагогического сопровождения Воспроизведение
12 Модели педагогического сопровождения Конференция Описывать критерии оценивания моделей педагогического сопровождения в соответствии с требованиями социализации младших школьников в контексте реализации ФГОС НОО Применение
Уметь оценивать эффективность моделей педагогического сопровождения в соответствии с требованиями социализации младших школьников в контексте реализации ФГОС НОО Применение
Описывать компоненты модели педагогического сопровождения Применение
13 Организационно-педагогическое сопровождение: специфика, субъекты и их функции Практическая работа (К-т. 50/50) Выявлять специфику, субъектов и их функции организационно-педагогического сопровождения Применение
14 Организационно-педагогическое сопровождение: специфика, субъекты и их функции Практическая работа (К-т. 50/50) Уметь выделять критерии для обоснования эффективности модели организационно-педагогического сопровождения социализации младшего школьника в зависимости отрешаемой профессиональной задачи Применение
15 Тьюторское сопровождение социализации младших школьников Лекция Описывать содержание, формы и техники тьюторского сопровождения социализации младшего школьника Воспроизведение
Умение описывать критерии отбора содержания, форм и техники тьюторского сопровождения социализации младшего школьника в соответствии с решаемой профессиональной задачей Применение
16 Тьюторское сопровождение социализации младших школьников Практическая работа (К-т. 50/50) Уметь осуществлять отбор содержания, формы и техники тьюторского сопровождения социализации младшего школьника в соответствии с решаемой профессиональной задачей Применение
Описывать ресурсную схему тьюторского сопровождения, этапы тьюторского сопровождения, масштаб тьюторской деятельности. (Т.М. Ковалева) Воспроизведение
Описывать нормативно-правовые акты сферы образования, регламетирующие деятельность тьютора в общеобразовательной школе Воспроизведение
17 Тьюторское сопровождение социализации младших школьников Индивидуальная работа Описывать основные схемы тьюторского сопровождения Воспроизведение
Описывать нормативно-правовые акты сферы образования, регламетирующие деятельность тьютора в общеобразовательной школе Воспроизведение
18 Проектирование педагогического сопровождения социальной адаптации школьников Лекция Описывать нормативно-правовые документы в сфере педагогического сопровождения социализации младших школьников Воспроизведение
Описывать требования к проектированию содержания педагогического сопровождения социализации младших школьников Применение
19 Проектирование педагогического сопровождения социальной адаптации школьников Практическая работа Владеть способом описания деятельностного компонента педагогического сопровождения социализации младших школьников в соответствии с решаемой профессиональной задачей (этапы, вид ситуации, субъекты ситуации, приемы и методы организации педагогического сопровождения, планируемые результаты) Применение
Уметь выделять проблемы младших школьников в социализации Применение
Уметь обосновывать правильность выбора методов и форм сопровождения социализации младших школьников с особыми образовательными потребностями (с высоким уровнем возможностей, слабоуспевающих и неуспевающих обучающихся) Применение
20 Тьюторское сопровождение социализации младших школьников Практическая работа (К-т. 50/50) Описывать содержание, формы и техники тьюторского сопровождения социализации младшего школьника Воспроизведение
Умение описывать критерии отбора содержания, форм и техники тьюторского сопровождения социализации младшего школьника в соответствии с решаемой профессиональной задачей Применение
Уметь осуществлять отбор содержания, формы и техники тьюторского сопровождения социализации младшего школьника в соответствии с решаемой профессиональной задачей Применение
Описывать ресурсную схему тьюторского сопровождения, этапы тьюторского сопровождения, масштаб тьюторской деятельности. (Т.М. Ковалева) Воспроизведение
21 Тьюторское сопровождение социализации младших школьников Самостоятельное изучение Описывать нормативно-правовые акты сферы образования, регламетирующие деятельность тьютора в общеобразовательной школе Воспроизведение
22 Рубежный контроль модуля 2 Практическая работа (К-т. 50/50) Уметь проектировать содержание педагогического сопровождения социализации младших школьников в зависимости от решаемой профессиональной задачи Применение
Уметь осуществлять выбор методов и видов педагогического сопровождения социализации младших школьников в соответствии с решаемой профессиональной задачей Применение
Иметь опыт в разработке содержания педагогического сопровождения социализации младшего школьника в зависимости от решаемой профессиональной задачи Творчество
Опыт анализа типичных педагогических ситуаций с целью определения возможностей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучающимися начальной школы Применение
23 Проектирование педагогического сопровождения социальной адаптации школьников Индивидуальная работа Описывать нормативно-правовые документы в сфере педагогического сопровождения социализации младших школьников Воспроизведение
Описывать требования к проектированию содержания педагогического сопровождения социализации младших школьников Применение
24 Проектирование педагогического сопровождения социальной адаптации школьников Другое Владеть способом описания деятельностного компонента педагогического сопровождения социализации младших школьников в соответствии с решаемой профессиональной задачей (этапы, вид ситуации, субъекты ситуации, приемы и методы организации педагогического сопровождения, планируемые результаты) Применение
Уметь выделять проблемы младших школьников в социализации Применение
Владение способом обоснования условий для сопровождения социализации младших школьниковс особыми образовательными потребностями (высоким уровнем возможностей, слабоуспевающих и неуспевающих обучающихся) Применение
25 Рубежный контроль модуля 2 Промежуточная аттестация (экз.) Описывать нормативно-правовые документы в сфере педагогического сопровождения социализации младших школьников Воспроизведение
Описывать требования к проектированию содержания педагогического сопровождения социализации младших школьников Применение
Владеть способом описания деятельностного компонента педагогического сопровождения социализации младших школьников в соответствии с решаемой профессиональной задачей (этапы, вид ситуации, субъекты ситуации, приемы и методы организации педагогического сопровождения, планируемые результаты) Применение
Уметь проектировать содержание педагогического сопровождения социализации младших школьников в зависимости от решаемой профессиональной задачи Применение
Уметь осуществлять выбор методов и видов педагогического сопровождения социализации младших школьников в соответствии с решаемой профессиональной задачей Применение
Иметь опыт в разработке содержания педагогического сопровождения социализации младшего школьника в зависимости от решаемой профессиональной задачи Творчество
Уметь выделять проблемы младших школьников в социализации Применение

Литература

Основная

  1. Альжев, Д. В. Социальная педагогика : Учебное пособие / Д. В. Альжев. - Саратов : Научная книга, 2019. - 126 с. - ISBN 978-5-9758-1777-8. – URL:http://www.iprbookshop.ru/81049.html (дата обращения: 23.09.2021). – Режим доступа: по подписке. – Текст: электронный.
  2. Мардахаев, Л. В. Социальная педагогика: теоретико-методологические основы : учебник / Л.В. Мардахаев. - Москва|Берлин : Директ-Медиа, 2019. - 222 с. - ISBN 978-5-4475-9739-9. – URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=493547 (дата обращения: 23.09.2021). – Режим доступа: по подписке. – Текст: электронный.

Дополнительная

  1. Беличева, С. А. Социально-педагогическая диагностика и сопровождение социализации несовершеннолетних : учебное пособие для вузов / С. А. Беличева, А. Б. Белинская. – 2-е изд. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 304 с. – ISBN 978-5-534-10433-2. – URL: https://urait.ru/bcode/475045 (дата обращения: 23.09.2021). – Режим доступа: по подписке. – Текст: электронный.
  2. Землянская, Е. Н. Теория и методика воспитания младших школьников : учеб. и практикум для акад. бакалавриата : учеб. для студентов, [магистрантов, аспирантов] вузов, обучающихся по пед. направлениям и специальностям / Е. Н. Землянская ; Моск. пед. гос. ун-т. - М. : Юрайт, 2017. - 506, [2] с. - (Бакалавр. Академический курс). - ISBN 978-5-9916-4046-6 . - Текст: непосредственный
  3. Теория и методика игры : учебник и практикум для вузов / О. А. Степанова, М. Э. Вайнер, Н. Я. Чутко ; под редакцией Г. Ф. Кумариной, О. А. Степановой. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 265 с. – ISBN 978-5-534-06397-4. – URL: https://urait.ru/bcode/469939 (дата обращения: 23.09.2021). – Режим доступа: по подписке. – Текст: электронный.
  4. Цибульникова, В.Е. Тьюторство в образовании : учебно-методическое пособие / В.Е. Цибульникова. - Москва : Московский педагогический государственный университет, 2016. - 40 c. - ISBN 978-5-4263-0403-1. URL:http://www.iprbookshop.ru/72522.html (дата обращения: 23.09.2021). – Режим доступа: по подписке. – Текст: электронный.
  5. Шакурова, М. В. Социальное воспитание в школе : учебное пособие для вузов / М. В. Шакурова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 280 с. – ISBN 978-5-534-06728-6.– URL: https://urait.ru/bcode/473163 (дата обращения: 23.09.2021). – Режим доступа: по подписке. – Текст: электронный

Цифровые ресурсы

  1. Александрова Е. А. Виды педагогической поддержки и сопровождения индивидуального образования // Институт системных исследований и координации социальных процессов [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL:http://isiksp.ru/library/aleksandrova_ea/aleks-000001.html
  2. Амузинская Е. А. Педагогическая поддержка учащихся младших классов на основе учета уровня и характера их школьной тревожности // Молодой ученый. — 2014. — №1. — С. 470-473. — URL https://moluch.ru/archive/60/8701/
  3. Дьячкова М. А. Психолого-педагогическое сопро - вождение одаренных детей в образовательных учрежде - ниях : учебное пособие. – Екатеринбург : Издательско-по - лиграфическое предприятие «Макс-Инфо» , 2015: [Электронный ресурс].-Режим доступа: http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/4112/1/uch00090.pdf
  4. Забоева М.А., К вопросу о соотношении понятий «педагогическое сопровождение» и «педагогическая поддержка»: [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://shgpi.edu.ru/files/nauka/vestnik/2013/2013-3-9.pdf
  5. Змиева С. И., Свиридов А. Н. Инновационные технологии в деятельности учителей начальных классов Алтайского края // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № S23. – С. 21–25. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14780.htm
  6. Змиева С.И. Социализированность младших школьников в сфере финансовой грамотности: [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://obs.altspu.ru/dc/pdf/sheptenko3.pdf
  7. Исакова Е.К., Лазаренко Д.В. К определению понятия педагогическое сопровождение // [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.rusnauka.com/9_NND_2012/Pedagogica/2_105510.doc.htm
  8. Камалова О.Н. Технологии сопровождения развития и социально-педагогической поддержки одаренных детей в образовательном учреждении: [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://obs.altspu.ru/dc/pdf/sheptenko3.pdf
  9. Сильченкова С.В. Формы и направления педагогического сопровождения : [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://web.snauka.ru/issues/2013/10/27827
  10. Соколова, Е. А. Педагогическое сопровождение и педагогическая поддержка: взаимосвязь и различия. // [Электронный ресурс] / Режим доступа: conference.osu.ru

Источники

  1. Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" : приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н " : (зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 N 30550). –URL: http://www.krippo.ru/files/Attestac/ord544.pdf (дата обращения: 27.08.2021). - Режим доступа: свободный. – Текст: электронный

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. Б1.В.02.11 Технологии педагогического сопровождения социализации ребенка [Электронный ресурс]: Направление подготовки 44.03.05 "Педагогическое образование" направленность «Математика и Начальное образование» / БУ ВО ХМАО-Югры «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. Алексеева О.В.. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2021. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.
  2. Учебная программа. Б1.В.02.11 Технологии педагогического сопровождения социализации ребенка [Электронный ресурс]: Направление подготовки 44.03.05 "Педагогическое образование" направленность «Математика и Начальное образование»/ БУ ВО ХМАО- Югры «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. О.В.Алексеева – Электрон. дан. - Сургут: СурГПУ, 2021. – Режим доступа: http://els.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.