бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра медико-биологических дисциплин и безопасности жизнедеятельности

Рабочая программа

2021-22 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Н.С. Боталова директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Sept. 21, 2021 утверждение отклонено Oct. 1, 2021
А.А. Говорухина заведующий кафедрой
согласовано Oct. 4, 2021
В.В. Толмачева декан факультета
согласование отклонено Oct. 1, 2021

Б1.О.05.01 Возрастная анатомия и физиология, 3 семестр

Б-1063, 44.03.05, Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)(направленность Дошкольное образование и Начальное образование), зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
Л.Ю. Апокина ____________
А.С. Максимова ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
ОПК-6- Способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями знать закономерности индивидуального роста и развития человека; возрастные особенности строения и функционирования регуляторных и висцеральных органов человека знаниевый
владеет знаниями об особенностях строения и функционирования организма человека на разных возрастных этапах развития; умеет объяснить значение и особенности возрастных изменений регелуторных и исполнительных систем ориентировочный
владеет приемами оценки физического развития и функционального развития детей; приемами анализа закономерностей индивидуального развития организма человека операциональный
имеет опыт применять методы оценки физического развития и функционального состояния организма; анализа возрастных особенностей строено-функциональной организации опыт

Цели изучения дисциплины

Формировать способность анализировать закономерности роста и развития организма человека с учетом возрастных особенностей.

Задачи

  1. Углубить знания о закономерностях роста, развития и механизмах регуляции организма в разные возрастные периоды
  2. Формировать понимание о возрастной изменчивости структурно-функциональной организации исполнительных систем организма человека

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 36.0 ч.
Лекция 16.0 ч.
Семинар 4.0 ч.
Практическая работа 12.0 ч.
КСР 4.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 36.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 9.0 ч. из 9.0 ч.
Часов в неделю 2.12 ч. (2.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1. Закономерности роста, развития и регуляции организма Углубить знания о закономерностях роста, развития и механизмах регуляции организма в разные возрастные периоды Знают основные закономерности роста, развития и механизмов регуляции организма в разные возрастные периоды
  • Введение в возрастную анатомию, физиологию
  • Закономерности роста и развития организма человека
  • Возрастные особенности структурно-функциональной организации нервной и сенсорных систем
  • Возрастные особенности строения, развития и функционирования эндокринного аппарата
Модуль 2. Возрастные особенности строения и функционирования систем организма Формировать понимание о возрастной изменчивости структурно-функциональной организации исполнительных систем организма человека Умеют анализировать и объяснить возрастную изменчивость структурно-функциональной организации исполнительных систем организма человека
  • Возрастные особенности структурно-функциональной организации сердечно-сосудистой системы
  • Возрастные особенности строения и функционирования дыхательной системы
  • Возрастные особенности строения и функционирования ОДА
  • Возрастные особенности строения и функционирования пищеварительной и выделительной системы
  • Особенности полового созревания мальчиков и девочек

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Введение в возрастную анатомию и физиологию Лекция 2.0 1
2 Закономерности индивидуального роста и развития организма человека Лекция 2.0 1
3 Введение в возрастную анатомию и физиологию Самостоятельное изучение 1.0 1
4 Введение в возрастную анатомию и физиологию Реферат 2.0 1
5 Закономерности индивидуального роста и развития организма человека Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 2
6 Возрастные особенности строения и функционирования нервной системы Лекция 2.0 2
7 Возрастные особенности строения и функционирования нервной системы Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 2
8 Закономерности индивидуального роста и развития организма человека Самостоятельное изучение 1.0 2
9 Возрастные особенности строения и функционирования анализаторов Лекция 2.0 3
10 Возрастные особенности строения и функционирования анализаторов Семинар (Коэффициент - 50/50) 2.0 3
11 Возрастные особенности строения и функционирования нервной системы Самостоятельное изучение 2.0 3
12 Возрастные особенности строения и функционирования эндокринного аппарата Лекция 2.0 4
13 Возрастные особенности строения и функционирования эндокринного аппарата Индивидуальная работа 1.0 4
14 Возрастные особенности строения и функционирования эндокринного аппарата Самостоятельное изучение 2.0 4
15 Рубежный контроль по модулю 1 Индивидуальная работа 2.0 4
16 Возрастные особенности строения и функционирования сердечно-сосудистой системы Лекция 2.0 5
17 Возрастные особенности строения и функционирования сердечно-сосудистой системы Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 5
18 Возрастные особенности строения и функционирования дыхательной системы Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 6
19 Возрастные особенности строения и функционирования дыхательной системы Индивидуальная работа 2.0 6
20 Возрастные особенности строения и функционирования опорно-двигательного аппарата Лекция 2.0 7
21 Возрастные особенности строения и функционирования опорно-двигательного аппарата Самостоятельное изучение 2.0 7
22 Возрастные особенности строения и функционирования опорно-двигательного аппарата Семинар (Коэффициент - 50/50) 2.0 7
23 Возрастные особенности строения и функционирования пищеварительной и выделительной систем. Обмен веществ Лекция 2.0 7
24 Возрастные особенности строения и функционирования пищеварительной и выделительной систем. Обмен веществ Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 7
25 Особенности полового развития мальчиков и девочек Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 8
26 Особенности полового развития мальчиков и девочек Самостоятельное изучение 2.0 8
27 Особенности полового развития мальчиков и девочек Индивидуальная работа 1.0 8
28 Рубежный контроль по модулю 2 Контрольная работа 2.0 9
29 Рубежный контроль по модулю 2 Индивидуальная работа 1.0 9
30 Промежуточная аттестация Минизачет (программы с 2019 г.) 2.0 9
31 Промежуточная аттестация Индивидуальная работа 2.0 9

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Введение в возрастную анатомию и физиологию Лекция Перечислить предмет и методы исследования возрастной анатомии и физиологии Воспроизведение
2 Закономерности индивидуального роста и развития организма человека Лекция Перечислить закономерности индивидуального развития человека. Дать опеределение: Возрастная периодизация. Акселерация и ретардация. Воспроизведение
3 Введение в возрастную анатомию и физиологию Самостоятельное изучение Перечислять и характеризовать содержание основных понятий курса. Объяснить важность изучения анатомо-физиологических особенностей детей и подростков для работников образовательных учреждений. Воспроизведение
4 Введение в возрастную анатомию и физиологию Реферат Реферировать историю становления ВАФ Воспроизведение
5 Закономерности индивидуального роста и развития организма человека Практическая работа (К-т. 50/50) Определить уровень индивидуального здоровья и провести анализ отклонений, провести оценку биологического возраста обследуемого. Применение
Объяснить факторы, влияющие на рост и развитие организма человека. Формирование здорового образа жизни. Воспроизведение
6 Возрастные особенности строения и функционирования нервной системы Лекция Назвать особенноости строения и функций центрального и переферического отделов нервной системы, нервной ткани и нейронов Воспроизведение
7 Возрастные особенности строения и функционирования нервной системы Практическая работа (К-т. 50/50) Изобразить схему строение нейрона и рефлекторной дуги Творчество
8 Закономерности индивидуального роста и развития организма человека Самостоятельное изучение Перечислить закономерности индивидуального развития человека. Дать опеределение: Возрастная периодизация. Акселерация и ретардация. Воспроизведение
Проанализировать возрастные периоды роста и развития человеческого организма, охарактеризовать их особенности их специфику Воспроизведение
9 Возрастные особенности строения и функционирования анализаторов Лекция Знать методы оценки зрительной и слуховой сенсорной системы. Знать методы оценки вкусовой, обонятельной и осязательной сенсорных систем. Воспроизведение
10 Возрастные особенности строения и функционирования анализаторов Семинар (Коэффициент - 50/50) Применить методы оценки зрительной и слуховой сенсорной системы. интерпретировать гигиенические аспекты зрения и слуха. Применение
Применить методы оценки вкусовой, обонятельной и осязательной сенсорных систем. Применение
Знать методы оценки зрительной и слуховой сенсорной системы. Знать методы оценки вкусовой, обонятельной и осязательной сенсорных систем. Воспроизведение
11 Возрастные особенности строения и функционирования нервной системы Самостоятельное изучение Назвать рефлекторный принцип деятельности мозга при реализации адаптивного поведения. Типология ВНД. Возрастные особенности ВНД Воспроизведение
Объяснить особенности функционирования первой и второй сигнальной системы Воспроизведение
12 Возрастные особенности строения и функционирования эндокринного аппарата Лекция Соотнести строение и расположение желез внутренней и внешней секреции с их функциями в регуляции органихма Воспроизведение
13 Возрастные особенности строения и функционирования эндокринного аппарата Индивидуальная работа Соотнести строение и расположение желез внутренней и внешней секреции с их функциями в регуляции органихма Воспроизведение
Классифицировать гормоны по действию на системы организма человека Воспроизведение
14 Возрастные особенности строения и функционирования эндокринного аппарата Самостоятельное изучение Соотнести строение и расположение желез внутренней и внешней секреции с их функциями в регуляции органихма Воспроизведение
Классифицировать гормоны по действию на системы организма человека Воспроизведение
15 Рубежный контроль по модулю 1 Индивидуальная работа Перечислить предмет и методы исследования возрастной анатомии и физиологии Воспроизведение
Определить уровень индивидуального здоровья и провести анализ отклонений, провести оценку биологического возраста обследуемого. Применение
Назвать особенноости строения и функций центрального и переферического отделов нервной системы, нервной ткани и нейронов Воспроизведение
Соотнести строение и расположение желез внутренней и внешней секреции с их функциями в регуляции органихма Воспроизведение
16 Возрастные особенности строения и функционирования сердечно-сосудистой системы Лекция Дать определение сердечно-сосудистой системы. Назвать круги кровобращения. Назвать компонентны крови. Воспроизведение
17 Возрастные особенности строения и функционирования сердечно-сосудистой системы Практическая работа (К-т. 50/50) Применять на практике методики диагностики функционального состояния кардиосистемы. Применение
18 Возрастные особенности строения и функционирования дыхательной системы Практическая работа (К-т. 50/50) применять на практике методы оценки основных параметров функционального состония дыхательной системы Применение
19 Возрастные особенности строения и функционирования дыхательной системы Индивидуальная работа Предложить ментальную карту соотношение положительных и отрицательных факторов, влияющих на дыхательную систему человека с учетом возрастных факторов Творчество
20 Возрастные особенности строения и функционирования опорно-двигательного аппарата Лекция Назвать основыные стректурные и функциональные преобразования в ОДА растущего организма Воспроизведение
21 Возрастные особенности строения и функционирования опорно-двигательного аппарата Самостоятельное изучение Обсудить факторы, влияющие на на развитие ОДА. Наиболее часто встречающиеся нарушения опорно-двигательного аппарата у детей и их профилактика. Воспроизведение
Описать гигиенические требования к оборудованию школ. Анатомо-физиологическое обоснование правильной посадки за партой. Воспроизведение
22 Возрастные особенности строения и функционирования опорно-двигательного аппарата Семинар (Коэффициент - 50/50) применить методы оценки уровня физического развития и степени его гармоничности по антропометрическим и физиометрическим показателям Применение
Описать гигиенические требования к оборудованию школ. Анатомо-физиологическое обоснование правильной посадки за партой. Воспроизведение
23 Возрастные особенности строения и функционирования пищеварительной и выделительной систем. Обмен веществ Лекция Перечислить основные структуры и свойства органов ЖКТ и соотнести их с ролью в пищеварительной системе; назвать структурно-функциональные особенности выделительные системы Воспроизведение
24 Возрастные особенности строения и функционирования пищеварительной и выделительной систем. Обмен веществ Практическая работа (К-т. 50/50) Сопоставить работу пищеварительных отделов и их роль в пищеварении, перечислить структуры мочевыдельной системы Воспроизведение
Сопоставить качественное содержание продуктов питания с полноценным развитием организма и терморегуляцией Применение
25 Особенности полового развития мальчиков и девочек Практическая работа (К-т. 50/50) Морфологические, функциональные и психологические изменения в период полового созревания. Особенности полового развития мальчиков и девочек от рождения до подросткового возраста. Воспроизведение
26 Особенности полового развития мальчиков и девочек Самостоятельное изучение Морфологические, функциональные и психологические изменения в период полового созревания. Особенности полового развития мальчиков и девочек от рождения до подросткового возраста. Воспроизведение
Причины возникновения нарушений репродуктивной системы у детей. Профилактика заболеваний органов репродуктивной системы. Воспроизведение
Рекомендации для родителей по проблемам полового воспитания детей. Творчество
27 Особенности полового развития мальчиков и девочек Индивидуальная работа Причины возникновения нарушений репродуктивной системы у детей. Профилактика заболеваний органов репродуктивной системы. Воспроизведение
Рекомендации для родителей по проблемам полового воспитания детей. Творчество
28 Рубежный контроль по модулю 2 Контрольная работа Применить методы оценки зрительной и слуховой сенсорной системы. интерпретировать гигиенические аспекты зрения и слуха. Применение
Применить методы оценки вкусовой, обонятельной и осязательной сенсорных систем. Применение
Дать определение сердечно-сосудистой системы. Назвать круги кровобращения. Назвать компонентны крови. Воспроизведение
Проанализировать строения сердечно-сосудистой системы в зависитмости от возраста. Воспроизведение
Применять на практике методики диагностики функционального состояния кардиосистемы. Применение
Перечислить структурно-функциональные и возрастные особенности системы дыхания человека Воспроизведение
Дать общую оценку возрастных изменений в дыхательной системе Воспроизведение
Предложить ментальную карту соотношение положительных и отрицательных факторов, влияющих на дыхательную систему человека с учетом возрастных факторов Творчество
Назвать основыные стректурные и функциональные преобразования в ОДА растущего организма Воспроизведение
Обсудить факторы, влияющие на на развитие ОДА. Наиболее часто встречающиеся нарушения опорно-двигательного аппарата у детей и их профилактика. Воспроизведение
применить методы оценки уровня физического развития и степени его гармоничности по антропометрическим и физиометрическим показателям Применение
Описать гигиенические требования к оборудованию школ. Анатомо-физиологическое обоснование правильной посадки за партой. Воспроизведение
Перечислить основные структуры и свойства органов ЖКТ и соотнести их с ролью в пищеварительной системе; назвать структурно-функциональные особенности выделительные системы Воспроизведение
Сопоставить работу пищеварительных отделов и их роль в пищеварении, перечислить структуры мочевыдельной системы Воспроизведение
Сопоставить качественное содержание продуктов питания с полноценным развитием организма и терморегуляцией Применение
Морфологические, функциональные и психологические изменения в период полового созревания. Особенности полового развития мальчиков и девочек от рождения до подросткового возраста. Воспроизведение
Причины возникновения нарушений репродуктивной системы у детей. Профилактика заболеваний органов репродуктивной системы. Воспроизведение
Рекомендации для родителей по проблемам полового воспитания детей. Творчество
29 Рубежный контроль по модулю 2 Индивидуальная работа Дать определение сердечно-сосудистой системы. Назвать круги кровобращения. Назвать компонентны крови. Воспроизведение
Проанализировать строения сердечно-сосудистой системы в зависитмости от возраста. Воспроизведение
Применять на практике методики диагностики функционального состояния кардиосистемы. Применение
Перечислить структурно-функциональные и возрастные особенности системы дыхания человека Воспроизведение
Дать общую оценку возрастных изменений в дыхательной системе Воспроизведение
применять на практике методы оценки основных параметров функционального состония дыхательной системы Применение
Предложить ментальную карту соотношение положительных и отрицательных факторов, влияющих на дыхательную систему человека с учетом возрастных факторов Творчество
Назвать основыные стректурные и функциональные преобразования в ОДА растущего организма Воспроизведение
Обсудить факторы, влияющие на на развитие ОДА. Наиболее часто встречающиеся нарушения опорно-двигательного аппарата у детей и их профилактика. Воспроизведение
применить методы оценки уровня физического развития и степени его гармоничности по антропометрическим и физиометрическим показателям Применение
Описать гигиенические требования к оборудованию школ. Анатомо-физиологическое обоснование правильной посадки за партой. Воспроизведение
Перечислить основные структуры и свойства органов ЖКТ и соотнести их с ролью в пищеварительной системе; назвать структурно-функциональные особенности выделительные системы Воспроизведение
Сопоставить работу пищеварительных отделов и их роль в пищеварении, перечислить структуры мочевыдельной системы Воспроизведение
Сопоставить качественное содержание продуктов питания с полноценным развитием организма и терморегуляцией Применение
Морфологические, функциональные и психологические изменения в период полового созревания. Особенности полового развития мальчиков и девочек от рождения до подросткового возраста. Воспроизведение
Причины возникновения нарушений репродуктивной системы у детей. Профилактика заболеваний органов репродуктивной системы. Воспроизведение
Рекомендации для родителей по проблемам полового воспитания детей. Творчество
30 Промежуточная аттестация Минизачет (программы с 2019 г.) Перечислить предмет и методы исследования возрастной анатомии и физиологии Воспроизведение
Перечислять и характеризовать содержание основных понятий курса. Объяснить важность изучения анатомо-физиологических особенностей детей и подростков для работников образовательных учреждений. Воспроизведение
Реферировать историю становления ВАФ Воспроизведение
Объяснить факторы, влияющие на рост и развитие организма человека. Формирование здорового образа жизни. Воспроизведение
Проанализировать возрастные периоды роста и развития человеческого организма, охарактеризовать их особенности их специфику Воспроизведение
Назвать особенноости строения и функций центрального и переферического отделов нервной системы, нервной ткани и нейронов Воспроизведение
Изобразить схему строение нейрона и рефлекторной дуги Творчество
Применить методы оценки зрительной и слуховой сенсорной системы. интерпретировать гигиенические аспекты зрения и слуха. Применение
Применить методы оценки вкусовой, обонятельной и осязательной сенсорных систем. Применение
Назвать рефлекторный принцип деятельности мозга при реализации адаптивного поведения. Типология ВНД. Возрастные особенности ВНД Воспроизведение
Объяснить особенности функционирования первой и второй сигнальной системы Воспроизведение
Соотнести строение и расположение желез внутренней и внешней секреции с их функциями в регуляции органихма Воспроизведение
Классифицировать гормоны по действию на системы организма человека Воспроизведение
Дать определение сердечно-сосудистой системы. Назвать круги кровобращения. Назвать компонентны крови. Воспроизведение
Проанализировать строения сердечно-сосудистой системы в зависитмости от возраста. Воспроизведение
Применять на практике методики диагностики функционального состояния кардиосистемы. Применение
Перечислить структурно-функциональные и возрастные особенности системы дыхания человека Воспроизведение
Дать общую оценку возрастных изменений в дыхательной системе Воспроизведение
применять на практике методы оценки основных параметров функционального состония дыхательной системы Применение
Предложить ментальную карту соотношение положительных и отрицательных факторов, влияющих на дыхательную систему человека с учетом возрастных факторов Творчество
Назвать основыные стректурные и функциональные преобразования в ОДА растущего организма Воспроизведение
Перечислить основные структуры и свойства органов ЖКТ и соотнести их с ролью в пищеварительной системе; назвать структурно-функциональные особенности выделительные системы Воспроизведение
Сопоставить работу пищеварительных отделов и их роль в пищеварении, перечислить структуры мочевыдельной системы Воспроизведение
Сопоставить качественное содержание продуктов питания с полноценным развитием организма и терморегуляцией Применение
Морфологические, функциональные и психологические изменения в период полового созревания. Особенности полового развития мальчиков и девочек от рождения до подросткового возраста. Воспроизведение
Причины возникновения нарушений репродуктивной системы у детей. Профилактика заболеваний органов репродуктивной системы. Воспроизведение
Рекомендации для родителей по проблемам полового воспитания детей. Творчество
31 Промежуточная аттестация Индивидуальная работа Перечислить предмет и методы исследования возрастной анатомии и физиологии Воспроизведение
Перечислять и характеризовать содержание основных понятий курса. Объяснить важность изучения анатомо-физиологических особенностей детей и подростков для работников образовательных учреждений. Воспроизведение
Реферировать историю становления ВАФ Воспроизведение
объяснить особенности организации здоровьесберегающего пространства образовательного учреждения. Профилактика травматизма Воспроизведение
Перечислить закономерности индивидуального развития человека. Дать опеределение: Возрастная периодизация. Акселерация и ретардация. Воспроизведение
Определить уровень индивидуального здоровья и провести анализ отклонений, провести оценку биологического возраста обследуемого. Применение
Объяснить факторы, влияющие на рост и развитие организма человека. Формирование здорового образа жизни. Воспроизведение
Проанализировать возрастные периоды роста и развития человеческого организма, охарактеризовать их особенности их специфику Воспроизведение
Назвать особенноости строения и функций центрального и переферического отделов нервной системы, нервной ткани и нейронов Воспроизведение
Изобразить схему строение нейрона и рефлекторной дуги Творчество
Применить методы оценки зрительной и слуховой сенсорной системы. интерпретировать гигиенические аспекты зрения и слуха. Применение
Применить методы оценки вкусовой, обонятельной и осязательной сенсорных систем. Применение
Знать методы оценки зрительной и слуховой сенсорной системы. Знать методы оценки вкусовой, обонятельной и осязательной сенсорных систем. Воспроизведение
Назвать рефлекторный принцип деятельности мозга при реализации адаптивного поведения. Типология ВНД. Возрастные особенности ВНД Воспроизведение
Объяснить особенности функционирования первой и второй сигнальной системы Воспроизведение
Соотнести строение и расположение желез внутренней и внешней секреции с их функциями в регуляции органихма Воспроизведение
Классифицировать гормоны по действию на системы организма человека Воспроизведение
Дать определение сердечно-сосудистой системы. Назвать круги кровобращения. Назвать компонентны крови. Воспроизведение
Проанализировать строения сердечно-сосудистой системы в зависитмости от возраста. Воспроизведение
Применять на практике методики диагностики функционального состояния кардиосистемы. Применение
Перечислить структурно-функциональные и возрастные особенности системы дыхания человека Воспроизведение
Дать общую оценку возрастных изменений в дыхательной системе Воспроизведение
применять на практике методы оценки основных параметров функционального состония дыхательной системы Применение
Предложить ментальную карту соотношение положительных и отрицательных факторов, влияющих на дыхательную систему человека с учетом возрастных факторов Творчество
Назвать основыные стректурные и функциональные преобразования в ОДА растущего организма Воспроизведение
Обсудить факторы, влияющие на на развитие ОДА. Наиболее часто встречающиеся нарушения опорно-двигательного аппарата у детей и их профилактика. Воспроизведение
применить методы оценки уровня физического развития и степени его гармоничности по антропометрическим и физиометрическим показателям Применение
Описать гигиенические требования к оборудованию школ. Анатомо-физиологическое обоснование правильной посадки за партой. Воспроизведение
Перечислить основные структуры и свойства органов ЖКТ и соотнести их с ролью в пищеварительной системе; назвать структурно-функциональные особенности выделительные системы Воспроизведение
Сопоставить работу пищеварительных отделов и их роль в пищеварении, перечислить структуры мочевыдельной системы Воспроизведение
Сопоставить качественное содержание продуктов питания с полноценным развитием организма и терморегуляцией Применение
Морфологические, функциональные и психологические изменения в период полового созревания. Особенности полового развития мальчиков и девочек от рождения до подросткового возраста. Воспроизведение
Причины возникновения нарушений репродуктивной системы у детей. Профилактика заболеваний органов репродуктивной системы. Воспроизведение
Рекомендации для родителей по проблемам полового воспитания детей. Творчество

Литература

Основная

  1. Возрастная анатомия, физиология и школьная гигиена : учебное пособие / Н. Ф. Лысова, Р. И. Айзман, Я. Л. Завьялова, В. М. Ширшова. — Новосибирск : Сибирское университетское издательство, 2017. — 398 c. — ISBN 978-5-379-02027-9. —URL: http://www.iprbookshop.ru/65272.html (дата обращения: 01.09.2021). – Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный.
  2. Красноперова, Н. А. Возрастная анатомия и физиология : практикум / Н. А. Красноперова. — Москва : Московский педагогический государственный университет, 2016. — 216 c. — ISBN 978-5-4263-0459-8. — URL: http://www.iprbookshop.ru/72485.html (дата обращения: 01.09.2021). – Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный.
  3. Щанкин, А.А. Краткий курс лекций по возрастной анатомии и физиологии : учебное пособие : [16+] / А.А. Щанкин. – 2-е изд., стер. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2019. – 59 с. : ил. – ISBN 978-5-4499-0142-2. – DOI 10.23681/577657. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=577657 (дата обращения: 01.09.2021). – Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный.
  4. Яковлев, М. В. Нормальная анатомия человека : учебное пособие / М. В. Яковлев. — 2-е изд. — Саратов : Научная книга, 2019. — 159 c. — ISBN 978-5-9758-1804-1. — URL: http://www.iprbookshop.ru/80992.html (дата обращения: 01.09.2021). – Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный.

Дополнительная

  1. Варич, Л.А. Возрастная анатомия и физиология / Л.А. Варич, Н.Г. Блинова. – Кемерово : Кемеровский государственный университет, 2012. – 168 с. –– ISBN 978-5-8353-1283-2. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=232821 (дата обращения: 01.09.202`). – Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный.
  2. Дробинская, А. О. Анатомия и возрастная физиология : учебник для вузов / А. О. Дробинская. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 414 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-04086-9. — URL: https://urait.ru/bcode/468502 (дата обращения: 15.09.2021).- Режим доступа: по подписке. — Текст : электронный
  3. Корнякова, В. В. Возрастная анатомия : учебное пособие / В. В. Корнякова. — Омск : Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, 2012. — 56 c. — ISBN 2227-8397. —URL: http://www.iprbookshop.ru/64945.html (дата обращения: 01.09.2021). – Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный.
  4. Любошенко, Т.М. Возрастная анатомия, физиология и гигиена : учебное пособие : в 2-х ч. / Т.М. Любошенко, Н.И. Ложкина ; Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта. – Омск : Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, 2012. – Ч. 1. – 200 с. : табл., схем., ил. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=274683 (дата обращения: 01.09.2021). – Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный.
  5. Щанкин, А.А. . Возрастная анатомия и физиология : тесты : [16+] / А.А. Щанкин. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2015. – 59 с. : ил. – 85 с. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-4475-4861-2. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=362807 (дата обращения: 01.09.2021). – Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный.
  6. Югова, Е. А. Возрастная физиология и психофизиология : учеб. для студентов учреждений высш. проф. образования / Е. А. Югова, Т. Ф. Турова. - 2-е изд., стер. - М. : Академия, 2012. - 333, [2] с. - (Бакалавриат. Профессиональное обучение) (Высшее профессиональное образование). - ISBN 978-5-7695-9020-7 : 662-20. – Текст : непосредственный.

Цифровые ресурсы

Источники

Учебно-методические материалы

  1. Возрастная анатомия и физиология (КМ.02.01) Рабочая программа: АРМ преподавателя [Электронный ресурс]: Направление подготовки 46.03.02, Психолого-педагогическое образование, зачёт, зачет / БУ ВО «Сургут. гос. пед. ун-т»; сост. Апокина Л.Ю. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2020. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru/. – Загл. с экрана.
  2. Возрастная анатомия и физиология (КМ.0201): Рабочая программа: Учебно-методическое обеспечение дисциплины // Образовательный портал [Электронный ресурс]: (КМ.02.01) Рабочая программа: АРМ преподавателя [Электронный ресурс]: Направление подготовки 46.03.02, Психолого-педагогическое образование, зачет / БУ «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. Апокина Л.Ю.. – Электрон. дан. – Сургут: БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2020. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.