бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра теории и методики дошкольного и начального образования

Рабочая программа

2021-22 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Н.С. Боталова директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Sept. 27, 2021 утверждено Oct. 21, 2021
Н.В. Абрамовских заведующий кафедрой
согласовано Oct. 1, 2021
В.В. Толмачева декан факультета
согласовано Oct. 1, 2021

Б1.В.ДВ.18.01 ДВ: Методические основы преподавания раздела "Человек и общество" в курсе "Окружающий мир" в начальной школе, 9 семестр 1 полусеместр

Б-07021, 44.03.01, Педагогическое образование (направленность Начальное образование), зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
А.А. Арасланова ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
ПК -1 готовностью реализовывать образовательные программы по предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов специфику проектирования содержания образовательной деятельности раздела "Человек и общество" в курсе "Окружающий мир" в начальной школе в соответствии с достижениями современной науки для обеспечения качества образования знаниевый
способами выбора методов контроля и оценки результативности различных видов учебной деятельности при изучении раздела "Человек и общество" в курсе "Окружающий мир" в начальной школе ориентировочный
способами выбора форм и методов организации учебной деятельности при изучении раздела "Человек и общество" в курсе "Окружающий мир" в начальной школе ориентировочный
выбирать методы контроля и оценки результативности различных видов учебной деятельности при изучении раздела "Человек и общество" в курсе "Окружающий мир" в начальной школе операциональный
выбирать формы и методы организации различных видов учебной деятельности при изучении раздела "Человек и общество" в курсе "Окружающий мир" в начальной школе операциональный
обосновывать цель, задачи организации учебной и деятельности обучающихся при изучении раздела "Человек и общество" в курсе "Окружающий мир" в начальной школе операциональный
опыт организации работы по формированию понятийной сферы у детей младшего школьного возраста при обучении раздела "Человек и общество" опыт
проектирования целей и задач учебной деятельности обучающихся при изучении раздела "Человек и общество" в курсе "Окружающий мир" в начальной школе. опыт

Цели изучения дисциплины

Научиться проектировать учебную деятельность школьников по разделу "Человек и общество" в курсе "Окружающий мир"

Задачи

  1. Научиться отбирать и применять эффективные методы и приемы обучения разделу "Человек и общество".
  2. Научиться организовывать учебную деятельность школьников по формированию обществоведческих понятий у детей младшего школьного возраста.

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 8.0 ч.
Лекция 0 ч.
Семинар 0 ч.
Практическая работа 8.0 ч.
КСР 0 ч.
Контроль 4.0 ч.
Самостоятельная работа студента 60.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 4.0 ч. из 5.0 ч.
Часов в неделю 1.0 ч. (4.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Особенности обучения раздела "Человек и общество" в курсе "Окружающий мир". Научиться отбирать эффективные методы, приемы обучения раздела "Человек и общество". Знать: основное содержание раздела "Человек и общество" в курсе "Окружающий мир": понятия, термины, даты, события, явления и процессы всемирной и отечественной истории. Уметь: отбирать методы и приемы обучения для достижения поставленной цели урока. Владеть: способностями применять наиболее эффективные методы и приемы обучения при проектировании учебных занятий.
  • Методы, приемы отбора и изучения обществоведческого материала
  • Основные понятия по курсу, методы их объяснения
Разработка конспектов уроков по разделу "Человек и общество" в курсе "Окружающий мир". Научиться организовывать учебную деятельность школьников по разделу "Человек и общество". Знать: методы и технологии преподавания раздела "Человек и общество" в курсе "Окружающий мир" Уметь: организовывать учебную деятельность школьников в зависимости от педагогической задачи. Владеть: методикой разработки и проведения учебных занятий по разделу "Человек и общество" в курсе "Окружающий мир".
  • Подготовка учителя к уроку, разработка разных типов заданий
  • Формы, методы и приемы обучения раздела "Человек и общество"

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Предмет и задачи методики преподавания раздела "Человек и общество" в предмете "Окружающий мир" Самостоятельное изучение 6.0 1
2 Содержание, принципы отбора учебного материала по разделу "Человек и общество" Самостоятельное изучение 6.0 1
3 Специфика методов, технологий, приемов изучения обществоведческого материала. Практическая работа 2.0 2
4 Составление глоссария по разделу "Человек и общество" Самостоятельное изучение 5.0 2
5 Методические приемы объяснения терминов и понятий. Практическая работа 2.0 3
6 Подготовка учителя к уроку Самостоятельное изучение 6.0 3
7 Основные требования к уровню знаний младших школьников по разделу "Человек и общество" Самостоятельное изучение 6.0 4
8 Разработка разных типов заданий, в зависимости от цели, методов и форм организации обучения Практическая работа 2.0 4
9 Формы, методы и приемы обучения раздела "Человек как член общества" Практическая работа 2.0 5
10 Формы, методы и приемы обучения раздела "Наша безопасность" Самостоятельное изучение 4.0 5
11 Формы, методы и приемы обучения раздела "Чему учит экономика" Самостоятельное изучение 4.0 6
12 Формы, методы и приемы обучения раздела "Путешествия по городам и странам" Самостоятельное изучение 6.0 6
13 Формы, методы и приемы обучения раздела "Страницы Всемирной истории и Истории Отечества" Самостоятельное изучение 5.0 7
14 Разработка и защита технологической карты пробного урока с самоанализом и самооценкой Промежуточная аттестация (заоч.) 4.0 8

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Предмет и задачи методики преподавания раздела "Человек и общество" в предмете "Окружающий мир" Самостоятельное изучение Знать значение и основные задачи курса методика преподавания раздела "Человек и общество" в предмете "Окружающий мир" в начальной школе Узнавание
Понимать значимость раздела "Человек и общество" для развития личных качеств школьников Применение
2 Содержание, принципы отбора учебного материала по разделу "Человек и общество" Самостоятельное изучение Знать основные современные подходы к отбору материала по разделу "Человек и общество" Узнавание
Уметь различать разные подходы к конструированию историко-обществоведческого содержания Применение
Знать основные принципы отбора учебного материала по разделу "Человек и общество" Узнавание
3 Специфика методов, технологий, приемов изучения обществоведческого материала. Практическая работа Уметь применять разные приемы изложения исторических фактов по разделу "Человек и общество". Применение
Знать технологии изучения основных компонентов историко-обществоведческого содержания раздела "Человек и общество". Узнавание
4 Составление глоссария по разделу "Человек и общество" Самостоятельное изучение Уметь выделять основные понятия по курсу "Человек и общество", объяснять их содержание в доступной для младших школьников форме. Применение
5 Методические приемы объяснения терминов и понятий. Практическая работа Знать основные приемы объяснеия обществоведческих терминов и понятий для младших школьников Узнавание
Уметь применять разные приемы объяснения терминов и понятий в зависимости от цели урока Применение
6 Подготовка учителя к уроку Самостоятельное изучение Знать основные требования к планированию уроков по предмету "Окружающий мир" Узнавание
Уметь подбирать виды домашних заданий в зависимости от планируемых целей обучения Применение
Знать основные компоненты и принципы заполнения технологической карты урока Узнавание
7 Основные требования к уровню знаний младших школьников по разделу "Человек и общество" Самостоятельное изучение Знать необходимый объем знаний для младших школьников по разделу "Человек и общество" в курсе "Окружающий мир". Узнавание
8 Разработка разных типов заданий, в зависимости от цели, методов и форм организации обучения Практическая работа Знать основные типы заданий для младших школьников Узнавание
Знать основные требования к типовым школьным заданиям Узнавание
Уметь применять разные виды заданий для достижения поставленной цели урока Применение
9 Формы, методы и приемы обучения раздела "Человек как член общества" Практическая работа Уметь дать определение что такое Родина, малая родина. народ, различать государственную символику России Воспроизведение
Иметь представление о праздниках народов России, их религиозных верованиях. Применение
Уметь давать определение что такое семья, роль семьи в современном обществе. Воспроизведение
10 Формы, методы и приемы обучения раздела "Наша безопасность" Самостоятельное изучение Знать основные правила безопасного поведения в быту, на улице и природе. Узнавание
Уметь объяснять младшим школьникам основныеправила безопасного поведения на дороге, быту и обществе, природе. Воспроизведение
11 Формы, методы и приемы обучения раздела "Чему учит экономика" Самостоятельное изучение Уметь дать определение понятиям: товары и услуги; что такое деньги; государственный бюджет, расходы и доходы; семейный бюджет, доходы и расходы семьи. Воспроизведение
12 Формы, методы и приемы обучения раздела "Путешествия по городам и странам" Самостоятельное изучение Иметь представление об истории и достопримечательностях Москвы и Санк-Петербурга, городов Золотого кольца, а также приграничных стран Воспроизведение
13 Формы, методы и приемы обучения раздела "Страницы Всемирной истории и Истории Отечества" Самостоятельное изучение Знать основные тенденции и закономерности разития России и Стран Европы с древности до наших дней. Узнавание
Уметь расказывать младшим школьникам основные вехи в развитии нашего государства и стран Европы. Воспроизведение
14 Разработка и защита технологической карты пробного урока с самоанализом и самооценкой Промежуточная аттестация (заоч.) Составление технологической карты и защита пробного урока Творчество

Литература

Основная

  1. Алексеева, О. В. Окружающий мир: особенности изучения предмета в начальной школе : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подгот. 44.03.01 - Педагогическое образование / О. В. Алексеева, А. А. Арасланова. - М. : Академия Естествознания, 2017. - 143, [1] с. : ил. - ISBN 978-5-91327-456-4. - Текст: непосредственный
  2. Методика преподавания предмета «Окружающий мир» : учебник и практикум для вузов / Д. Ю. Добротин [и др.] ; под общей редакцией М. С. Смирновой. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 306 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06988-4. —URL: https://urait.ru/bcode/469370 (дата обращения: 24.09.2021). – Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный.
  3. Смирнова, М. С. Методика преподавания предмета "окружающий мир" в начальной школе. Изучение историко-обществоведческого материала : учебное пособие для вузов / М. С. Смирнова, А. Н. Россинская, Л. Е. Штанова ; под редакцией М. С. Смирновой. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 196 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14895-4. —URL: https://urait.ru/bcode/485409 (дата обращения: 24.09.2021). – Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный.

Дополнительная

  1. Арасланова, А. А. Методика обучения предмету "Окружающий мир" в начальном общем образовании в кроссвордах : учебно-методическое пособие по организации самостоятельной работы студентов заочной формы обучения: направление 44.03.05 Педагогическое образование, направленность «Дошкольное образование и Начальное образование» / А. А. Арасланова ; А. А. Арасланова; рецензенты: Н. В. Абрамовских, В. А. Арасланова; Департамент образования и молодёжной политики ХМАО – Югры, Бюджетное учреждение высшего образования ХМАО – Югры «Сургутский государственный педагогический университет». – Сургут : Сургутский государственный педагогический университет, 2021. – 63 с. – Текст : непосредственный.
  2. Григорьева, Е. В. Методика преподавания естествознания в начальной школе : учебник для вузов / Е. В. Григорьева. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 194 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12025-7. —URL: https://urait.ru/bcode/474238 (дата обращения: 24.09.2021). – Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный.
  3. Миронов, А. В. Технологии изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе (Образовательные технологии овладения младшими школьниками основами естествознания и обществознания) : учебное пособие для студентов / А. В. Миронов. — Набережные Челны : Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2014. — 578 c. — ISBN 2227-8397. —URL: http://www.iprbookshop.ru/49940.html (дата обращения: 24.09.2021). – Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный.
  4. Миронов, А. В. Традиции и инновации естествоведческого и обществоведческого образования младших школьников : пособие для магистрантов по направлению «Педагогическое образование», (профиль «Инновационное начальное образование»), учителей начальной школы / А. В. Миронов. — Набережные Челны : Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2017. — 97 c. — URL: https://www.iprbookshop.ru/73548.html (дата обращения: 24.09.2021). – Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный.

Цифровые ресурсы

  1. Живой журнал «Педагогика и воспитание» [Электронный ресурс] / URL: www.livejournal.ru/communities/ (дата обращения: 24.09.2021). - Режим доступа: свободный.
  2. Сеть творческих учителей / URL: http://window.edu.ru/resource/355/41355 (дата обращения: 24.09.2021). - Режим доступа: свободный

Источники

  1. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании" [Текст] (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 31, ст. 3295; 2004, N 8, ст. 663; 2004, N 47, ст. 4666; 2005, N 39, ст. 3953).

Учебно-методические материалы

  1. Инструкция методическая о порядке разработки и требованиях к структуре, содержанию и оформлению рабочей программы учебной дисциплины (модуля)- СМК ИМ 04.