бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра педагогического и специального образования

Рабочая программа

2021-22 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Н.С. Боталова директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Sept. 29, 2021
А.А. Ниязова заведующий кафедрой
согласовано Sept. 30, 2021
О.В. Власова декан факультета
согласовано Oct. 26, 2021

Б1.О.05.05 Специальная педагогика и психология, 5 семестр

Б-9051, 44.03.05, Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (направленность Математика и информатика), экзамен

Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов
А.А. Боброва ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов (ОПК-3) знать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся с ОВЗ знаниевый
знать назначение, структуру ФГОС, в том числе специальных ФГОС для обучающихся с ОВЗ, ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью и ТМН знаниевый
знать образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) знаниевый
знать требования к образовательным результатам и условиям реализации ФГОС, в том числе специальных ФГОС для обучающихся с ОВЗ знаниевый
уметь планировать профессиональную деятельность исходя из нормативно - правовых актов в области образования обучающихся с ОВЗ (в том числе ФГОС) и с учетом их особенностей развития и особых образовательных потребностей операциональный
Способен осуществлять контроль и оценку формирования результатов образования обучающихся, выявлять и корректировать трудности в обучении (ОПК-5) знать способы выбора форм и методов контроля и оценки результатов образовательной деятельности обучающихся с ОВЗ с учетом их особенностей развития и особых образовательных потребностей знаниевый
знать способы выявления причин учебной неуспешности обучающихся с ОВЗ знаниевый
знать способы планирования действий по контролю и оценке результатов образовательной деятельности обучающихся с ОВЗ с учетом их особенностей развития и особых образовательных потребностей знаниевый
знать требования к образовательным результатам обучающихся с ОВЗ знаниевый
уметь осуществлять выбор средств контроля и оценки результатов образовательной деятельности обучающихся с ОВЗ с учетом их особенностей развития и особых образовательных потребностей операциональный
Способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики (ОПК-1) знать законодательство в области образования обучающихся с ОВЗ; Конвенции о правах ребенка в том числе с ОВЗ и инвалидностью знаниевый
знать правовые нормативные акты, регламентирующие сферу образования лиц с ОВЗ и инвалидов - назначение, структуры специальных ФГОС, этапы развития образования лиц с ОВЗ знаниевый
уметь планировать профессиональную деятельность исходя из нормативно - правовых актов в области образования обучающихся с ОВЗ и с учетом их особенностей развития и особых образовательных потребностей ориентировочный
уметь анализировать и оценивать взаимодействие с участниками образовательного процесса (обучающиеся с ОВЗ, родители, законные представители обучающихся с ОВЗ, коллеги) исходя из правовых и этических норм операциональный
уметь анализировать профессиональную деятельность исходя из правовых и этических норм операциональный
уметь оценивать профессиональную деятельность на соответствие нормативно - правовым актам в области образования лиц с ОВЗ операциональный
Способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий (ОПК-2) знать назначение, структуру основной образовательной программы, адаптированной для детей и обучающихся с ОВЗ и требований к содержанию ее компонентов знаниевый
знать способы разработки адаптированных дополнительных образовательных программ для обучающихся с ОВЗ знаниевый
знать способы разработки основных компонентов адаптированной основной образовательной программы знаниевый
уметь определять состав и последовательность действий по разработке отдельных компонентов адапатированной основной образовательной программы для обучающихся с ОВЗ операциональный

Цели изучения дисциплины

Формирование умений решать профессиональные задачи по обучению, воспитанию и развитию обучающихся с ОВЗ с учетом их особых образовательных потребностей и специфики организации инклюзивного образовательного процесса.

Задачи

  1. Формировать умения выявлять особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ на основе знаний закономерностей развития и типологии дизонтогенеза
  2. Формировать умения проектировать педагогический процесс с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ и специфики организации инклюзивного образования.

Числовые характеристики

Трудоемкость 108 ч.
Аудиторная работа 44.0 ч.
Лекция 12.0 ч.
Семинар 10.0 ч.
Практическая работа 12.0 ч.
КСР 10.0 ч.
Контроль 2.0 ч.
Самостоятельная работа студента 62.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 8.0 ч. из 7.0 ч.
Часов в неделю 3.14 ч. (3.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1. Образовательные потребности лиц с ограниченными возможностями здоровья Формировать умения первичного выявления детей с особыми образовательными потребностями на основе знаний типологии дизонтогенеза и закономерностей развития лиц с ОВЗ Знать: законы и закономерности развития психики и личности при различных нарушениях; знать законы развития личности и проявления личностных свойств, психологические законы периодизации и кризисов развития; типологию лиц с особыми образовательными потребностями; знать понятие структуры дефекта и его значение для определения образовательных потребностей ребенка с ОВЗ; методы выявления . Уметь: анализировать документацию различных специалистов (психологов, дефектологов, логопедав и др.); сотавлять психолого-педагогическую характеристику обучающегося совместно сдругими специалистами; выявлять образовательные потребности обучающегося с ОВЗ; выстраивать взаимодействие со специалистами в рамках ПМПк.
  • Закономерности развития психики и деятельности лиц с ограниченными возможностями здоровья
  • Классификация психического дизонтогенеза
  • Особые образовательные потребности лиц с ОВЗ
Модуль 2. Организация процесса обучения, воспитания и развития детей с особыми образовательными потребностями на основе технологии индвидуализации обучения Формирование умений проектировать педагогический процесс с учетом особых образовательных потребностей детей с ОВЗ и современных тенденций инклюзивного образования. Знать: основы применения психолого-педагогические технологии для адресной помощи обучающимся с ОВЗ в инклюзивном образовании; психолого-педагогические технологии индивидуализации обучения, воспитания и развития обучающихся с ОВЗ; специфику организации образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса в ОО, осуществляющей инклюзивное образование; нормативные документы, регламентирующие организацию и содержание образования лиц с ОВЗ. Уметь: анализировать требования к образовательной среде; - проектировать образовательную среду соответствующую особым образовательным потребностям обучающихся с ОВЗ; осуществлять выбор содержания образования обучающихся с ОВЗ; использовать знания об индивидуальных особенностях развития обучающихся с ОВЗ для планирования и проектирования учебных и воспитательных мероприятий; осуществлять выбор предметного содержания обучения и воспитания лиц с ОВЗ в соответствии с ФГОС, ФГОС НО для обучающихся с ОВЗ, ФГОС для обучающихся с УО и ТМН и примерными АООП; составлять индивидуальные программы развития, образовательные маршруты обучающихся с ОВЗ; описывать рольпедагога в психолого-педагогическом сопровождении обучающегося с ОВЗ, совместно с другими специалистами; адаптировать ОП и содержания учебного предмета с учетом вида нарушения и особых образовательных потребностей обучающегося с ОВЗ.
  • Теория и история специальной педагогики
  • Процессы дифференцированного, интегрированного и инклюзивного образования лиц с ОВЗ
  • Основы психолого-педагогического сопровождения и адресной помощи обучающимся с особыми образовательными потребностями
  • Организация образовательного процесса обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Теоретические основы специальной психологии Лекция 2.0 1
2 Закономерности развития психики и деятельности лиц с ограниченными возможностями здоровья Лекция 2.0 1
3 Закономерности развития психики и деятельности лиц с ограниченными возможностями здоровья Практическая работа 2.0 2
4 Классификация психического дизонтогенеза Лекция 2.0 2
5 Классификация психического дизонтогенеза Практическая работа 2.0 3
6 Психологические особенности обучающихся с дефицитарным развитием Семинар 2.0 3
7 Психологические особенности обучающихся со стойким недоразвитием, задержанным и поврежденным развитием Семинар 2.0 4
8 Психологические особенности обучающихся с искаженным и дисгармоничным развитием Семинар 2.0 5
9 Особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ Самостоятельное изучение 2.0 5
10 Рубежный контроль по М.1 Контрольная работа 2.0 6
11 Рубежный контроль по М.1 Индивидуальная работа 2.0 6
12 Теория и история специальной педагогики Лекция 2.0 7
13 Теория и история специальной педагогики Другое 2.0 7
14 Процессы дифференцированного, интегрированного и инклюзивного образования лиц с ОВЗ Лекция 2.0 8
15 Процессы дифференцированного, интегрированного и инклюзивного образования лиц с ОВЗ Другое 2.0 8
16 Основы психолого-педагогического сопровождения и адресной помощи обучающимся с особыми образовательными потребностями Лекция 2.0 9
17 Основы психолого-педагогического сопровождения и адресной помощи обучающимся с особыми образовательными потребностями Семинар 2.0 9
18 Личность педагога в педагогической деятельности с детьми с ОВЗ Семинар 2.0 10
19 Содержание деятельности ПМП консилиума в образовательной организации Другое 2.0 10
20 Содержание деятельности ПМП консилиума в образовательной организации Индивидуальная работа 2.0 10
21 Рубежный контроль М.2 Другое 2.0 11
22 Рубежный контроль М.2 Индивидуальная работа 2.0 11
23 Специфика использования образовательных технологий в обучения и воспитания детей с ОВЗ Практическая работа 2.0 12
24 Специфика использования образовательных технологий в обучения и воспитания детей с ОВЗ Самостоятельное изучение 2.0 12
25 Требования к адаптированным образовательным программам (АОП) и индивидуальным образовательным маршрутам (ИОМ) для обучающихся с ОВЗ Практическая работа 2.0 13
26 Проектирование АОП для обучающихся с ОВЗ Практическая работа 2.0 13
27 Требования к адаптированным образовательным программам (АОП) и индивидуальным образовательным маршрутам (ИОМ) для обучающихся с ОВЗ Самостоятельное изучение 2.0 13
28 Проектирование АОП для обучающихся с ОВЗ Самостоятельное изучение 2.0 14
29 Проектирование АОП для обучающихся с ОВЗ Практическая работа 2.0 14
30 Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация (экз.) 2.0 14

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Теоретические основы специальной психологии Лекция Раскрывать сущность понятий "норма", "онтогенез", "дизонтогенез" Воспроизведение
Перечислять общие, модально-неспецифические и модально-специфические закономерности психического развития Воспроизведение
2 Закономерности развития психики и деятельности лиц с ограниченными возможностями здоровья Лекция Раскрывать сущность понятий "норма", "онтогенез", "дизонтогенез" Воспроизведение
Перечислять общие, модально-неспецифические и модально-специфические закономерности психического развития Воспроизведение
3 Закономерности развития психики и деятельности лиц с ограниченными возможностями здоровья Практическая работа Анализировать соотношение биологических и социальных факторов в развитии лиц с ОВЗ Воспроизведение
Характеризовать взаимоотношения между первичными и вторичными нарушениями в развитии лиц с ОВЗ Воспроизведение
Объяснять причины возникновения трудностей в деятельности обучающихся на основе анализа структуры дефекта Применение
4 Классификация психического дизонтогенеза Лекция Перечислять и описывать параметры дизонтогенеза Воспроизведение
5 Классификация психического дизонтогенеза Практическая работа Определять тип дизонтогенеза на основе оценки представленных данных о развитии ребенка Применение
6 Психологические особенности обучающихся с дефицитарным развитием Семинар Перечислять и описывать параметры дизонтогенеза Воспроизведение
Демонстрировать правильное определение типа дизонтогенеза на основе анализа характеристики развития обучающегося с ОВЗ Применение
Определять тип дизонтогенеза на основе оценки представленных данных о развитии ребенка Применение
Дать развернутую характеристику психических процессов, свойств и состояний детей с нарушениями зрения Воспроизведение
Определять категорию нарушения, группу в данной категории и особые образовательные потребности обучающегося с нарушением зрения на основе анализа и оценки данных о развитии ребенка Применение
Описать психические процессы и состояния детей с нарушениями слуха Воспроизведение
Определять категорию нарушения, группу в данной категории и особые образовательные потребности обучающегося с нарушением слуха на основе анализа и оценки данных о развитии ребенка Применение
Описать своеобразие развития детей с нарушениями речи Воспроизведение
Определять категорию нарушения, группу в данной категории и особые образовательные потребности обучающегося с нарушением речи на основе анализа и оценки данных о развитии ребенка Применение
Описать своеобразие развития познавательной и личностной сферы ребенка с нарушениями функций ОДА Воспроизведение
Определять категорию нарушения, группу в данной категории и особые образовательные потребности обучающегося с нарушением функций опорно-двигательного аппарата на основе анализа и оценки данных о развитии ребенка Применение
7 Психологические особенности обучающихся со стойким недоразвитием, задержанным и поврежденным развитием Семинар Перечислять и описывать параметры дизонтогенеза Воспроизведение
Демонстрировать правильное определение типа дизонтогенеза на основе анализа характеристики развития обучающегося с ОВЗ Применение
Описывать основные особенности замедленного темпа развития психики Воспроизведение
Демонстрировать правильное определение типа дизонтогенеза на основе анализа характеристики развития обучающегося с ОВЗ Применение
Определять тип дизонтогенеза на основе оценки представленных данных о развитии ребенка Применение
Дать развернутую характеристику психических процессов, свойств и состояний детей с нарушениями интеллекта Воспроизведение
Определять категорию нарушения, группу в данной категории и особые образовательные потребности обучающегося с нарушением интеллекта на основе анализа и оценки данных о развитии ребенка Применение
Дать развернутую характеристику психических процессов, свойств и состояний детей с ЗПР Воспроизведение
Определять категорию нарушения, группу в данной категории и особые образовательные потребности обучающегося с задержкой психического развития на основе анализа и оценки данных о развитии ребенка Применение
Описать своеобразие развития ребенка при осложненном нарушении развития Воспроизведение
8 Психологические особенности обучающихся с искаженным и дисгармоничным развитием Семинар Перечислять и описывать параметры дизонтогенеза Воспроизведение
Демонстрировать правильное определение типа дизонтогенеза на основе анализа характеристики развития обучающегося с ОВЗ Применение
Демонстрировать правильное определение типа дизонтогенеза на основе анализа характеристики развития обучающегося с ОВЗ Применение
Определять тип дизонтогенеза на основе оценки представленных данных о развитии ребенка Применение
Раскрыть своеобразие развития детей с ранним детским аутизмом и нарушениями поведения Воспроизведение
Определять категорию нарушения, группу в данной категории и особые образовательные потребности обучающегося с расстройством аутистического спектра или нарушением эмоционально-волевой сферы на основе анализа и оценки данных о развитии ребенка Применение
9 Особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ Самостоятельное изучение Описывать особенности развития ребенка в зависимости от типа дизонтогенеза Воспроизведение
Раскрывать взаимосвязь трудностей в обучении и деятельности обучающегося с типом нарушенного развития и структурой дефекта Применение
Определять категорию нарушения, группу в данной категории и особые образовательные потребности обучающегося с нарушением интеллекта на основе анализа и оценки данных о развитии ребенка Применение
Определять категорию нарушения, группу в данной категории и особые образовательные потребности обучающегося с задержкой психического развития на основе анализа и оценки данных о развитии ребенка Применение
Определять категорию нарушения, группу в данной категории и особые образовательные потребности обучающегося с нарушением зрения на основе анализа и оценки данных о развитии ребенка Применение
Определять категорию нарушения, группу в данной категории и особые образовательные потребности обучающегося с нарушением слуха на основе анализа и оценки данных о развитии ребенка Применение
Определять категорию нарушения, группу в данной категории и особые образовательные потребности обучающегося с нарушением речи на основе анализа и оценки данных о развитии ребенка Применение
Определять категорию нарушения, группу в данной категории и особые образовательные потребности обучающегося с нарушением функций опорно-двигательного аппарата на основе анализа и оценки данных о развитии ребенка Применение
Определять категорию нарушения, группу в данной категории и особые образовательные потребности обучающегося с расстройством аутистического спектра или нарушением эмоционально-волевой сферы на основе анализа и оценки данных о развитии ребенка Применение
10 Рубежный контроль по М.1 Контрольная работа Раскрывать сущность понятий "норма", "онтогенез", "дизонтогенез" Воспроизведение
Перечислять общие, модально-неспецифические и модально-специфические закономерности психического развития Воспроизведение
Анализировать соотношение биологических и социальных факторов в развитии лиц с ОВЗ Воспроизведение
Характеризовать взаимоотношения между первичными и вторичными нарушениями в развитии лиц с ОВЗ Воспроизведение
Объяснять причины возникновения трудностей в деятельности обучающихся на основе анализа структуры дефекта Применение
Перечислять и описывать параметры дизонтогенеза Воспроизведение
Демонстрировать правильное определение типа дизонтогенеза на основе анализа характеристики развития обучающегося с ОВЗ Применение
Описывать основные особенности замедленного темпа развития психики Воспроизведение
Демонстрировать правильное определение типа дизонтогенеза на основе анализа характеристики развития обучающегося с ОВЗ Применение
Демонстрировать правильное определение типа дизонтогенеза на основе анализа характеристики развития обучающегося с ОВЗ Применение
Демонстрировать правильное определение типа дизонтогенеза на основе анализа характеристики развития обучающегося с ОВЗ Применение
Демонстрировать правильное определение типа дизонтогенеза на основе анализа характеристики развития обучающегося с ОВЗ Применение
Определять тип дизонтогенеза на основе оценки представленных данных о развитии ребенка Применение
Описывать особенности развития ребенка в зависимости от типа дизонтогенеза Воспроизведение
Раскрывать взаимосвязь трудностей в обучении и деятельности обучающегося с типом нарушенного развития и структурой дефекта Применение
Дать развернутую характеристику психических процессов, свойств и состояний детей с нарушениями интеллекта Воспроизведение
Определять категорию нарушения, группу в данной категории и особые образовательные потребности обучающегося с нарушением интеллекта на основе анализа и оценки данных о развитии ребенка Применение
Дать развернутую характеристику психических процессов, свойств и состояний детей с ЗПР Воспроизведение
Определять категорию нарушения, группу в данной категории и особые образовательные потребности обучающегося с задержкой психического развития на основе анализа и оценки данных о развитии ребенка Применение
Дать развернутую характеристику психических процессов, свойств и состояний детей с нарушениями зрения Воспроизведение
Определять категорию нарушения, группу в данной категории и особые образовательные потребности обучающегося с нарушением зрения на основе анализа и оценки данных о развитии ребенка Применение
Описать своеобразие развития детей с нарушениями речи Воспроизведение
Описать своеобразие развития ребенка при осложненном нарушении развития Воспроизведение
Описать своеобразие развития познавательной и личностной сферы ребенка с нарушениями функций ОДА Воспроизведение
Раскрыть своеобразие развития детей с ранним детским аутизмом и нарушениями поведения Воспроизведение
Определять категорию нарушения, группу в данной категории и особые образовательные потребности обучающегося с расстройством аутистического спектра или нарушением эмоционально-волевой сферы на основе анализа и оценки данных о развитии ребенка Применение
11 Рубежный контроль по М.1 Индивидуальная работа Раскрыть своеобразие развития детей с ранним детским аутизмом и нарушениями поведения Воспроизведение
Определять категорию нарушения, группу в данной категории и особые образовательные потребности обучающегося с расстройством аутистического спектра или нарушением эмоционально-волевой сферы на основе анализа и оценки данных о развитии ребенка Применение
12 Теория и история специальной педагогики Лекция Раскрывать сущность понятий: "коррекция","компенсация", "реабилитация", "адаптация", "социализация" Воспроизведение
Давать сравнительную характеристику протекания процессов коррекции,компенсации, реабилитации, адаптации и социализации Воспроизведение
13 Теория и история специальной педагогики Другое Характеризовать этапы развития специального образования Воспроизведение
Анализировать основные этапы становления специального образования Применение
Сопоставлять этапы отношения общества к лицам с ОВЗ с этапами становления специальной педагогики в России и зарубежом Применение
Раскрывать сущность понятий: "коррекция","компенсация", "реабилитация", "адаптация", "социализация" Воспроизведение
Дифференцировать процессы коррекции, компенсации, абилитации, реабилитации, адаптации и социолизации на основе анализа содержания работы Применение
Давать сравнительную характеристику протекания процессов коррекции,компенсации, реабилитации, адаптации и социализации Воспроизведение
Соотносить виды специальных (коррекционных) образовательных учреждений с типами нарушений обучающихся Применение
Характеризовать систему образования лиц с ОВЗ в России Воспроизведение
Описывать систему ранней помощи, дошкольного и общего образования лиц с ОВЗ в России Воспроизведение
14 Процессы дифференцированного, интегрированного и инклюзивного образования лиц с ОВЗ Лекция Описывать особенности развития ребенка в зависимости от типа дизонтогенеза Воспроизведение
Перечислять нормативные документы, регулирующие образование лиц с ОВЗ Узнавание
15 Процессы дифференцированного, интегрированного и инклюзивного образования лиц с ОВЗ Другое Описывать особенности развития ребенка в зависимости от типа дизонтогенеза Воспроизведение
Раскрывать взаимосвязь трудностей в обучении и деятельности обучающегося с типом нарушенного развития и структурой дефекта Применение
Соотносить виды специальных (коррекционных) образовательных учреждений с типами нарушений обучающихся Применение
Перечислять нормативные документы, регулирующие образование лиц с ОВЗ Узнавание
Решать педагогические задачи, опираясь на нормативные документы (Декларация о правах ребенка, Декларация о правах инвалида, Закон об образовании РФ, ФГОС НО, ФГОС ОО, ФГОС НО для обучающихся с ОВЗ, ФГОС для обучающихся с УО и ТМН, Примерные АОП для лиц с различными нарушениями и др.) Применение
Давать сравнительную характеристику дифференцированному, интегрированному и инклюзивному образованию на основе анализа положительных и отрицательных факторов для лиц с ОВЗ и других участников образовательного процесса Воспроизведение
Дискутировать на тему "Инклюзивное образование в России: польза и вред для субъектов образовательных отношений", аргументируя и научно обосновывая собственную профессиональную позицию Творчество
Осуществлять выбор ОО для ребенка с ОВЗ на основе анализа его психолого-педагогической характеристики и нормативных документов, давая профессиональное обоснование своего выбора Применение
16 Основы психолого-педагогического сопровождения и адресной помощи обучающимся с особыми образовательными потребностями Лекция Описывать процесс психолого-педагогического сопровождения лиц с ОВЗ в ОО Воспроизведение
Описывать функции педагога в процессе сопровождения обучающихся с ОВЗ Воспроизведение
17 Основы психолого-педагогического сопровождения и адресной помощи обучающимся с особыми образовательными потребностями Семинар Осуществлять выбор методов первичного выявления лиц с ОВЗ Применение
Составлять план психолого-педагогического изучения педагогом особенностей развития ребенка с ОВЗ Применение
Планировать содержание адресной помощи обучающемуся с особыми образовательными потребностями и его родителям в процессе сопровождения Применение
18 Личность педагога в педагогической деятельности с детьми с ОВЗ Семинар Осуществлять рефлексию и анализировать состояние сформированности собственных профессиональных умений и профессионально значимых свойств и качеств личности для осуществления педагогической деятельности с обучающимися с ОВЗ Применение
Ставить цели и задачи собственного профессионального и личностного развития для осуществления педагогической деятельности с лицами с ОВЗ Применение
19 Содержание деятельности ПМП консилиума в образовательной организации Другое Раскрывать задачи ПМПк в ОО Воспроизведение
Перечислять участников ПМПк в ОО Воспроизведение
Определять роль и задачи педагога в деятельности ПМПк Воспроизведение
Перечислять основную документацию участников ПМПк ОО Воспроизведение
Осуществлять анализ документации участников ПМПк с целью разработки индивидуальных образовательных потребностей обучающегося Применение
Составлять психолого-педагогическую характеристику (представление) обучающегося для ПМПк Применение
Планировать учебную и воспитательную деятельность с обучающимся на основе заключения ПМПк Применение
20 Содержание деятельности ПМП консилиума в образовательной организации Индивидуальная работа Осуществлять анализ документации участников ПМПк с целью разработки индивидуальных образовательных потребностей обучающегося Применение
Составлять психолого-педагогическую характеристику (представление) обучающегося для ПМПк Применение
Планировать учебную и воспитательную деятельность с обучающимся на основе заключения ПМПк Применение
21 Рубежный контроль М.2 Другое Описывать особенности развития ребенка в зависимости от типа дизонтогенеза Воспроизведение
Раскрывать взаимосвязь трудностей в обучении и деятельности обучающегося с типом нарушенного развития и структурой дефекта Применение
Характеризовать этапы развития специального образования Воспроизведение
Анализировать основные этапы становления специального образования Применение
Сопоставлять этапы отношения общества к лицам с ОВЗ с этапами становления специальной педагогики в России и зарубежом Применение
Раскрывать сущность понятий: "коррекция","компенсация", "реабилитация", "адаптация", "социализация" Воспроизведение
Дифференцировать процессы коррекции, компенсации, абилитации, реабилитации, адаптации и социолизации на основе анализа содержания работы Применение
Давать сравнительную характеристику протекания процессов коррекции,компенсации, реабилитации, адаптации и социализации Воспроизведение
Соотносить виды специальных (коррекционных) образовательных учреждений с типами нарушений обучающихся Применение
Характеризовать систему образования лиц с ОВЗ в России Воспроизведение
Описывать систему ранней помощи, дошкольного и общего образования лиц с ОВЗ в России Воспроизведение
Перечислять нормативные документы, регулирующие образование лиц с ОВЗ Узнавание
Решать педагогические задачи, опираясь на нормативные документы (Декларация о правах ребенка, Декларация о правах инвалида, Закон об образовании РФ, ФГОС НО, ФГОС ОО, ФГОС НО для обучающихся с ОВЗ, ФГОС для обучающихся с УО и ТМН, Примерные АОП для лиц с различными нарушениями и др.) Применение
Осуществлять выбор нормативных документов, необходимых для решения профессиональных задач образования лиц с ОВЗ Воспроизведение
Давать сравнительную характеристику дифференцированному, интегрированному и инклюзивному образованию на основе анализа положительных и отрицательных факторов для лиц с ОВЗ и других участников образовательного процесса Воспроизведение
Дискутировать на тему "Инклюзивное образование в России: польза и вред для субъектов образовательных отношений", аргументируя и научно обосновывая собственную профессиональную позицию Творчество
Осуществлять выбор ОО для ребенка с ОВЗ на основе анализа его психолого-педагогической характеристики и нормативных документов, давая профессиональное обоснование своего выбора Применение
Осуществлять выбор методов первичного выявления лиц с ОВЗ Применение
Составлять план психолого-педагогического изучения педагогом особенностей развития ребенка с ОВЗ Применение
Планировать содержание адресной помощи обучающемуся с особыми образовательными потребностями и его родителям в процессе сопровождения Применение
Ставить коррекционно-образовательные и коррекционно-воспитательные задачи в процессе сопровождения обучающегося с ОВЗ Применение
Проектировать образовательную среду для обучающихся с ОВЗ различной нозологии (оснащенности рабочего места обучающегося, помещения класса, специальными техническими средствами, учебными материалами, учебниками) Применение
22 Рубежный контроль М.2 Индивидуальная работа Адаптировать содержание учебного предмета для обучающихся с ОВЗ различной нозологии Применение
23 Специфика использования образовательных технологий в обучения и воспитания детей с ОВЗ Практическая работа Перечислять технологии приемлемые для образования лиц с ОВЗ Воспроизведение
Анализировать образовательные технологии на предмет возможности использования в образовании лиц с ОВЗ Применение
24 Специфика использования образовательных технологий в обучения и воспитания детей с ОВЗ Самостоятельное изучение Раскрывать специфику применения и реализации различных образовательных технологий в обучении и воспитании лиц с ОВЗ Применение
25 Требования к адаптированным образовательным программам (АОП) и индивидуальным образовательным маршрутам (ИОМ) для обучающихся с ОВЗ Практическая работа Называет отличительные особенности АООП и АОП, ИОМ и ИПР Узнавание
Определяет структуру АОП, ИОМ на основе анализа примерных АООП Воспроизведение
Описывает требования к разработке АОП, ИОМ Воспроизведение
26 Проектирование АОП для обучающихся с ОВЗ Практическая работа Дать развернутую характеристику психических процессов, свойств и состояний детей с ЗПР Воспроизведение
Дать развернутую характеристику психических процессов, свойств и состояний детей с нарушениями зрения Воспроизведение
Описать психические процессы и состояния детей с нарушениями слуха Воспроизведение
Описать своеобразие развития познавательной и личностной сферы ребенка с нарушениями функций ОДА Воспроизведение
Решать педагогические задачи, опираясь на нормативные документы (Декларация о правах ребенка, Декларация о правах инвалида, Закон об образовании РФ, ФГОС НО, ФГОС ОО, ФГОС НО для обучающихся с ОВЗ, ФГОС для обучающихся с УО и ТМН, Примерные АОП для лиц с различными нарушениями и др.) Применение
Осуществлять выбор нормативных документов, необходимых для решения профессиональных задач образования лиц с ОВЗ Воспроизведение
Проектировать образовательную среду для обучающихся с ОВЗ различной нозологии (оснащенности рабочего места обучающегося, помещения класса, специальными техническими средствами, учебными материалами, учебниками) Применение
Называть требования к организации материально-технической образовательной среды для обучающихся с ОВЗ, соответствующую образовательным потребностям Воспроизведение
Перечислять специальные технические средства, учебные материалы, учебники для организации образовательной среды, отвечающей особым образовательным потребностям обучающихся с ОВЗ Воспроизведение
Проектировать результаты (в том числе коррекционные), отбирать содержание, формы, методы, технологии, средства реализации АОП для обучающихся с ОВЗ различной нозологии Применение
Разрабатывать критерии оценки достижений и планируемых результатов реализации АОП Применение
Адаптировать содержание учебного предмета для обучающихся с ОВЗ различной нозологии Применение
27 Требования к адаптированным образовательным программам (АОП) и индивидуальным образовательным маршрутам (ИОМ) для обучающихся с ОВЗ Самостоятельное изучение Создает алгоритм разработки АОП, ИОМ в соответствии с нормативно-правовыми документами, регламентирующими образование обучающихся с ОВЗ Применение
28 Проектирование АОП для обучающихся с ОВЗ Самостоятельное изучение Адаптировать содержание учебного предмета для обучающихся с ОВЗ различной нозологии Применение
29 Проектирование АОП для обучающихся с ОВЗ Практическая работа Разрабатывать критерии оценки образовательной среды (оснащенности рабочего места обучающегося, помещения класса, специальными техническими средствами, учебными материалами, учебниками) Применение
Осуществлять оценку АОП по разработанным требованиям Применение
Адаптировать содержание учебного предмета для обучающихся с ОВЗ различной нозологии Применение
30 Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация (экз.) Перечислять общие, модально-неспецифические и модально-специфические закономерности психического развития Воспроизведение
Характеризовать взаимоотношения между первичными и вторичными нарушениями в развитии лиц с ОВЗ Воспроизведение
Перечислять и описывать параметры дизонтогенеза Воспроизведение
Демонстрировать правильное определение типа дизонтогенеза на основе анализа характеристики развития обучающегося с ОВЗ Применение
Описать своеобразие развития ребенка при осложненном нарушении развития Воспроизведение
Дифференцировать процессы коррекции, компенсации, абилитации, реабилитации, адаптации и социолизации на основе анализа содержания работы Применение
Осуществлять выбор методов первичного выявления лиц с ОВЗ Применение
Осуществлять оценку АОП по разработанным требованиям Применение

Литература

Основная

  1. Основы специальной педагогики и психологии : учебное пособие / составители О. В. Липунова. — Комсомольск-на-Амуре, Саратов : Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет, Ай Пи Ар Медиа, 2019. — 126 c. — ISBN 978-5-4497-0094-0. —URL: http://www.iprbookshop.ru/86450.html (дата обращения:01.09.2021). —Режим доступа: по подписке.-Текст: электронный
  2. Подольская, О.А. Основы коррекционной педагогики и психологии : учебное пособие / О.А. Подольская, И.В. Яковлева. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2018. – 169 с.– URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=495845 (дата обращения: 01.09.2021). – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-4475-9772-6. – Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный

Дополнительная

  1. Захарова, Н.Л. Специальная психология : учебное пособие / Н.Л. Захарова ; Технологический университет. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2019. – 39 с. : табл.– URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=572199 (дата обращения: 01.09.2021). – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-4499-0548-2. – Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный.
  2. Инклюзивное образование детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья : метод. рекомендации / Департамент образования и молодёж. политики Ханты-Манс. авт. округа - Югры, Бюджет. учреждение высш. образования Ханты-Манс. авт. округа - Югры "Сургут. гос. пед. ун-т", Науч.-исслед. лаб. инновац. образоват. технологий ; [авт.-сост.: Богатая О. Ф., Рассказова Н. П.]. - Сургут : РИО СурГПУ, 2016. - 140, [1] с. : ил.- Сведения доступны также по URL: https://lib.rucont.ru/efd/543517/info.- Текст: непосредственный
  3. Инклюзивное образование: настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ : [16+] / под ред. М.С. Староверовой. – Москва : Владос, 2014. – 168 с. –URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=234851 (дата обращения: 01.09.2021). — Режим доступа: по подписке.- Текст: электронный
  4. Ковалева, А. С. Специальная педагогика и психология: аспекты воспитания толерантности в условиях инклюзии : учебное пособие / А. С. Ковалева. — Барнаул : Алтайский государственный педагогический университет, 2018. — 105 c. — ISBN 978-5-88210-909-6. —URL: http://www.iprbookshop.ru/102780.html (дата обращения: 01.09.2021). —Режим доступа: по подписке.-Текст: электронный
  5. Неретина, Т.Г. Специальная педагогика и коррекционная психология : учебно-методический комплекс / Т.Г. Неретина. – 4-е изд., стер. – Москва : Флинта, 2019. – 376 с. – (Библиотека психолога). – ISBN 978-5-9765-0127-0. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=83393 (дата обращения: 01.09.2021).– Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный
  6. Подольская, О.А. Теория и практика инклюзивного образования : учебное пособие / О.А. Подольская, И.В. Яковлева. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2018. – 202 с. – ISBN 978-5-4475-2780-8.– URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=494762 (дата обращения: 01.09.2021). – Библиогр. в кн. – Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный

Цифровые ресурсы

Источники

  1. Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы // утверждена распоряжением правительства Российской федерации от 22 ноября 2012 г. № - 2148-р. http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B?keywords=114
  2. Государственная программа Ханты – Мансийского автономного округа - Югры «Развитие образования в Ханты – Мансийском автономном округе – Югре на 2014 – 2020 годы». Постановление правительства от 9 октября 2013 г. № 413-п
  3. Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 13.12.2013 года № 543-п «Положение об организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре».
  4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55070507/#ixzz3nrmfT400
  5. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2015 N 35847)
  6. Профессиональный стандарт. Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель) [Электронный ресурс] : Режим доступа : http://www.ug.ru/new_standards/6
  7. ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс]: http://fgos-ovz.herzen.spb.ru/
  8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) утвержденный Министерством образования и науки Российской Федерации, приказ от 17 октября 2013 г. № 1155. http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55070507/
  9. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» [Текст]. В редакции, вступающей в силу с 1 сентября 2013г. - М.: - КНОРУС, 2013. - 176с.

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. Б1.Б.24 Основы специальной педагогики и психологии [Электронный ресурс]: Направление подготовки 44.03.05.5-2 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), направленность Математика и начальное образование) / БУ ВО «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. А.А. Боброва – Электрон. дан. - Сургут: СурГПУ, 2021. – Режим доступа: http://els.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.