бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра теории и методики дошкольного и начального образования

Рабочая программа

2021-22 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Н.С. Боталова директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Sept. 27, 2021 утверждено Oct. 21, 2021
Н.В. Абрамовских заведующий кафедрой
согласовано Sept. 28, 2021
В.В. Толмачева декан факультета
согласовано Oct. 1, 2021

Б1.В.22 Организация научно-исследовательской работы в образовательных учреждениях региона, 9 семестр

Б-07021, 44.03.01, Педагогическое образование (направленность Начальное образование), зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
А.А. Арасланова ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
Готовность использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования (ПК-11) знание теоретических основ организации научно-исследовательской работы в образовательных учреждениях знаниевый
владение способами организации научно-исследовательской деятельности ориентировочный
умение определять цель, задачи, осуществлять планирование педагогического исследования с целью оптимизации деятельности образовательного учреждения операциональный
опыт анализа научно-исследовательской работы в образовательных учреждениях региона опыт
Способность руководить учебно-исследовательской деятельностью обучающихся (ПК-12) знание теоретических основ организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся знаниевый
владение способами организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся ориентировочный
умение определять цель, задачи, формы организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся, осуществлять её планирование операциональный
опыт проектирования учебно-исследовательской деятельности обучающихся опыт

Цели изучения дисциплины

Сформировать умение проектировать научно-исследовательскую работу в образовательных учреждениях

Задачи

  1. формировать знания об особенностях организации научно-исследовательской работы в образовательных учреждениях региона
  2. научиться планировать этапы научно-исследовательской работы в образовательных учреждениях

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 8.0 ч.
Лекция 4.0 ч.
Семинар 4.0 ч.
Практическая работа 0 ч.
КСР 0 ч.
Контроль 4.0 ч.
Самостоятельная работа студента 60.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 4.0 ч. из 5.0 ч.
Часов в неделю 0.44 ч. (2.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Теоретические основы организации научно-исследовательской работы в образовательных учреждениях региона Сформировать представление о сущности научно-исследовательской работы в образовательных учреждениях региона Знание особенностей организации, функций,структуры, методов исследовательской работы
  • Педагогическое исследование и научно-исследовательская деятельность
  • Оформление результатов исследования
Практические основы организации научно-исследовательской работы в образовательных учреждениях региона Сформировать готовность разрабатывать и анализировать продукты научно-исследовательской работы в образовательных учреждениях региона Умение проектировать научно-исследовательскую работу в образовательных учреждениях региона
  • Организация педагогических исследований в образовательных учреждениях
  • Методика изучения опыта организации научно-исследовательской деятельности в образовательных учреждениях региона
  • Реализация проектной деятельности в образовательных учреждениях региона
  • Особенности организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Педагогическое исследование и научно-исследовательская деятельность: сущность, основные характеристики, классификации Лекция 2.0 1
2 Педагогическое исследование и научно-исследовательская деятельность: сущность, основные характеристики, классификации Самостоятельное изучение 12.0 2
3 Оформление результатов научно-исследовательской деятельности Самостоятельное изучение 8.0 3
4 Планирование и организация педагогических исследований в образовательных учреждениях региона Самостоятельное изучение 8.0 4
5 Методика изучения опыта организации научно-исследовательской деятельности в образовательных учреждениях региона Семинар 2.0 6
6 Методика изучения опыта организации научно-исследовательской деятельности в образовательных учреждениях региона Самостоятельное изучение 10.0 7
7 Реализация проектной деятельности в образовательных учреждениях региона Лекция 2.0 8
8 Реализация проектной деятельности в образовательных учреждениях региона Самостоятельное изучение 8.0 9
9 Организация учебно-исследовательской деятельности обучающихся Самостоятельное изучение 8.0 10
10 Организация учебно-исследовательской деятельности обучающихся Семинар 2.0 11
11 Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация (заоч.) 4.0 18

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Педагогическое исследование и научно-исследовательская деятельность: сущность, основные характеристики, классификации Лекция знать сущность научно-исследовательской компетентности педагога Воспроизведение
2 Педагогическое исследование и научно-исследовательская деятельность: сущность, основные характеристики, классификации Самостоятельное изучение характеризовать понятие "педагогическое исследование", определять виды научных исследований и их функции Воспроизведение
выделять этапы научно-исследовательской деятельности педагога Воспроизведение
уметь применять методы научно-исследовательской деятельности Применение
осуществлять анализ профессионального стандарта педагога и стандарта высшего образования с позиций требований к научно-исследовательской компетентности педагога Применение
владеть общей схемой анализа научно-исследовательской деятельности в образовательном учреждении Применение
выделять проблемы в организации научно-исследовательской деятельности в образовательных учреждениях региона Применение
3 Оформление результатов научно-исследовательской деятельности Самостоятельное изучение характеризовать формы оформления результатов научно-исследовательской деятельности Воспроизведение
анализировать примеры оформления результатов научно-исследовательской деятельности в регионе Применение
обосновывать выбор формы оформления результатов научно-исследовательской деятельности Воспроизведение
структурировать материал, отражающий собственный опыт организации научно-исследовательской работы по направлению близкому к курсовой работе или ВКР Применение
разрабатывать содержание научных тезисов в соответствии с требованиями к научному изложению результатов научно-исследовательской деятельности Творчество
4 Планирование и организация педагогических исследований в образовательных учреждениях региона Самостоятельное изучение знать особенности организации руководства научно-исследовательской деятельностью в образовательных учреждениях Воспроизведение
определять пути, типы стратегии организации научно-исследовательской деятельность в образовательных учреждениях Применение
иметь представления об условиях для организации научно-исследовательской деятельностью в образовательных организациях Воспроизведение
уметь анализировать планы и полученные результаты научно-исследовательской деятельности в образовательных учреждениях региона Применение
5 Методика изучения опыта организации научно-исследовательской деятельности в образовательных учреждениях региона Семинар уметь выделять признаки передового педагогического опыта Воспроизведение
иметь опыт подбора содержания таких методов исследования как беседы, анкетирования при изучении педагогического опыта в образовательных учреждениях региона Применение
характеризовать педагогическое мастерство и новаторство как составляющие педагогического опыта Воспроизведение
6 Методика изучения опыта организации научно-исследовательской деятельности в образовательных учреждениях региона Самостоятельное изучение владеть критериями анализа педагогического опыта Воспроизведение
анализировать передовой педагогический опыт организации научно-исследовательской работы в образовательных учреждениях региона Применение
знать особенностии системы работы методической службы образовательного учреждения по работе с передовым педагогическим опытом Воспроизведение
уметь использовать формы представления передового педагогического опыта в образовательных учреждениях Творчество
7 Реализация проектной деятельности в образовательных учреждениях региона Лекция знать понятие и сущность проектной деятельности Воспроизведение
8 Реализация проектной деятельности в образовательных учреждениях региона Самостоятельное изучение характеризовать типологию проектов в современном образовании Воспроизведение
владеть технологией разработки проекта Применение
выделяет критерии оценки жизнеспособности проекта Воспроизведение
характеризовать особенности проектной деятельности в образовательных учреждениях региона Воспроизведение
9 Организация учебно-исследовательской деятельности обучающихся Самостоятельное изучение характеризовать виды учебно-исследовательской деятельности обучающихся Воспроизведение
10 Организация учебно-исследовательской деятельности обучающихся Семинар определять сущность и значение учебно-исследовательской деятельности обучающихся Воспроизведение
характеризовать виды учебно-исследовательской деятельности обучающихся Воспроизведение
уметь проектировать учебно-исследовательскую деятельность обучающихся в соответствии со структурными компонентами Творчество
знать технологию организации учебно-исследовательской деятельности Воспроизведение
11 Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация (заоч.) владеть общей схемой анализа научно-исследовательской деятельности в образовательном учреждении Применение
выделять проблемы в организации научно-исследовательской деятельности в образовательных учреждениях региона Применение
характеризовать особенности проектной деятельности в образовательных учреждениях региона Воспроизведение

Литература

Основная

  1. Кузнецов, И. Н. Основы научных исследований : учебное пособие / И. Н. Кузнецов. – 5-е изд., перераб. – Москва : Дашков и К°, 2020. – 282 с. – ISBN 978-5-394-03684-2. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=573392 (дата обращения: 24.09.2021). – Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный.
  2. Мокий, М. С. Методология научных исследований : учебник для вузов / М. С. Мокий, А. Л. Никифоров, В. С. Мокий ; под редакцией М. С. Мокия. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 254 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-13313-4. —URL: https://urait.ru/bcode/468947 (дата обращения: 24.09.2021). – Режим доступа: по подписке. – Текст: электронный.
  3. Старикова, Л. Д. Методология педагогического исследования : учебник для вузов / Л. Д. Старикова, С. А. Стариков. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 287 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06813-9. —URL: https://urait.ru/bcode/470458 (дата обращения: 24.09.2021). – Режим доступа: по подписке. – Текст: электронный.

Дополнительная

  1. Афанасьев, В. В. Методология и методы научного исследования : учебное пособие для вузов / В. В. Афанасьев, О. В. Грибкова, Л. И. Уколова. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 154 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-02890-4. —URL: https://urait.ru/bcode/472343 (дата обращения: 24.09.2021). – Режим доступа: по подписке. – Текст: электронный.
  2. Байбородова, Л. В. Методология и методы научного исследования : учебное пособие для вузов / Л. В. Байбородова, А. П. Чернявская. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 221 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06257-1. — URL: https://urait.ru/bcode/471112 (дата обращения: 24.09.2021). – Режим доступа: по подписке. – Текст: электронный.
  3. Виноградова, Н. И. Акмеология профессиональной деятельности педагогов дошкольного и начального общего образования / Н. И. Виноградова, А. И. Улзытуева, Н. М. Шибанова. – 2-е изд., стер. – Москва : ФЛИНТА, 2017. – 255 с. – ISBN 978-5-9765-1324-2. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=103492 (дата обращения: 24.09.2021). – Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный.
  4. Горелов, Н. А. Методология научных исследований : учебник и практикум для вузов / Н. А. Горелов, Д. В. Круглов, О. Н. Кораблева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 365 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-03635-0. — URL: https://urait.ru/bcode/468856 (дата обращения: 24.09.2021). – Режим доступа: по подписке. – Текст: электронный.
  5. Дрещинский, В. А. Методология научных исследований : учебник для вузов / В. А. Дрещинский. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 274 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07187-0. —URL: https://urait.ru/bcode/472413 (дата обращения: 24.09.2021). – Режим доступа: по подписке. – Текст: электронный.
  6. Загвязинский, В. И. Методология педагогического исследования : учебное пособие для вузов / В. И. Загвязинский. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 105 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07865-7. —URL: https://urait.ru/bcode/471973 (дата обращения: 24.09.2021). – Режим доступа: по подписке. – Текст: электронный.
  7. Колесникова, Г. И. Методология психолого-педагогических исследований : учебное пособие для вузов / Г. И. Колесникова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 261 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11560-4. —URL: https://urait.ru/bcode/470829 (дата обращения: 24.09.2021). – Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный.
  8. Крулехт, М. В. Методология и методы психолого-педагогических исследований. Практикум : учебное пособие для вузов / М. В. Крулехт. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 195 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-05461-3. — URL: https://urait.ru/bcode/473188 (дата обращения: 24.09.2021). – Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный.
  9. Образцов, П. И. Методология педагогического исследования : учебное пособие для вузов / П. И. Образцов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 156 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08332-3. —URL: https://urait.ru/bcode/472280 (дата обращения: 24.09.2021). – Режим доступа: по подписке. – Текст: электронный.
  10. Теория решения изобретательских задач: научное творчество : учебное пособие для вузов / М. М. Зиновкина, Р. Т. Гареев, П. М. Горев, В. В. Утемов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 124 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11140-8. —URL: https://urait.ru/bcode/474838 (дата обращения: 24.09.2021). – Режим доступа: по подписке. – Текст: электронный.

Цифровые ресурсы

  1. Образовательный портал департамента образования г. Сургута. - URL http://www.surwiki.ru/wiki/index.php (дата обращения: (24.09.2021). – Текст : электронный
  2. Портал Федеральных государственных образовательных стандартов [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://fgosvo.ru/- Загл. с экрана.
  3. Российский образовательный портал. – URL:http://www.school-detsad.ru/(дата обращения: 24.09.2021). – Текст : электронный.

Источники

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа.Б1.В.22 Организация научно-исследовательской работы в образовательной организации [Электронный ресурс], Направление подготовки 44.03.01. Педагогическое образование, направленность "Начальное образование", зачет /БУ ВО «Сургут, гос, пед, ун-т»; Автор-сост. А.А.Арасланова. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2021. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.