бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра общей психологии

Рабочая программа

2021-22 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Н.С. Боталова директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Sept. 17, 2021 утверждено Oct. 29, 2021
Л.Н. Носова заведующий кафедрой
согласовано Sept. 17, 2021
В.В. Толмачева декан факультета
согласовано Oct. 1, 2021

Б1.В.05.06 Возрастное консультирование, 7 семестр

Б-8271, 44.03.02, Психолого-педагогическое образование, экзамен

Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов
А.Ф. Берестовая ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
ОПК - 1 способностью учитывать общие, специфические закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях знание особенностей функционирования психики человека знаниевый
умение выбирать методы исследования функционирования психики человека ориентировочный
умение ставить задачи исследования особенностей функционирования психики человека ориентировочный
умение планировать исследование особенностей функционирования психики человека операциональный
ОПК - 4готовностью использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для обучающихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов знать методы и приёмы консультирования и методы обследования в консультировании в различных теоретических подходах знаниевый
знать и понимать цели и теоретические основы возрастно-психологического консультирования ориентировочный
понимать целесообразность применения определенных методов обследования в практике консультирования ориентировочный
уметь отбирать и применять методы обследования на основе выделенных критериев в процессе консультирования операциональный
иметь опыт отбора и применения методов обследования в процессе консультирования опыт
ПК - 23 готовностью применять утвержденные стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи знание психологических характеристик возраста знаниевый
умение выбирать диагностические методы и средства ориентировочный
умение ставить задачи исследования личностных качеств индивида ориентировочный
умение планировать исследования личностных качеств индивида операциональный
ПК - 26 способностью осуществлять психологическое просвещение педагогических работников и родителей (законных представителей) по вопросам психического развития детей умение планировать психологическое просвещение педагогов и родитетлей ориентировочный
умение ставить цели психологического просвещения на основе диагностических исследований ориентировочный
ПК - 32 способность к реализации стандартных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, профессиональных рисков в различных видах деятельности; знать структуру и содержание этапов возрастного консультирования; знаниевый
знать и уметь объяснять содержание развития на разных возрастных этапах с целью актуализации психологического ресурса подопечного, в том числе и в кризисные периоды ориентировочный
уметь осуществлять возрастно-психологическое консультирование с учётом этапов процесса консультирования операциональный
иметь опыт реализации процесса (фрагментов) консультирования индивида и группы опыт

Цели изучения дисциплины

Научиться осуществлять консультативную деятельность по проблемам возрастного развития

Задачи

  1. научиться обосновывать выбор теоретических оснований возрастно-психологического консультирования и объяснять факторы , нарушающие нормальный процесс развития
  2. научиться отбирать основные методы обследования в практике консультирования; уметь осуществлять психологическое обследование в процессе возрастно-психологического консультирования
  3. овладеть приёмами консультирования по вопросам развития на разных возрастных этапах

Числовые характеристики

Трудоемкость 108 ч.
Аудиторная работа 44.0 ч.
Лекция 8.0 ч.
Семинар 10.0 ч.
Практическая работа 16.0 ч.
КСР 10.0 ч.
Контроль 2.0 ч.
Самостоятельная работа студента 62.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 10.5 ч. из 9.0 ч.
Часов в неделю 2.93 ч. (3.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1 Теоретические вопросы возрастно-психологического консультирования Знать и понимать цели и теоретические основы аозрастно-психологического консультирования; уметь объяснять факторы , нарушающие нормальный процесс развития Объяснять цели и теоретические проблемы возрастно-психологического консультирования; уметь объяснять выбор теоретических оснований возрастного консультирования; определять роль и место консультанта в процессе консультирования; знать структуру психологического консультирования
  • цели и предмет возрастно-психологического консультирования
  • возрастная психология как теоретическая основа возрастного консультирования
  • роль и место консультанта в консультировании
  • структура консультирования в практике консультативного процесса
  • консультативный контакт
Модуль 2 Психологическое обследование в практике консультирования Уметь отбирать основные методы обследования в практике консультирования; уметь осуществлять психологическое обследование в процессе возрастно-психологического консультирования Обосновыватьнеобходимость совместной деятельности в рамках психологической консультации; уметь выделять критерии и анализировать совместную деятельность в консультации; владеть схемой анализа развития игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста; критериями анализа рассказа и сказки; рисунка как средства выражения образа мира ребёнка; других продуктивных видов деятельности детей, подростков и подопчных других возрастных групп.
  • совместная деятельность в консультативном процессе
  • игра в психологическом консультировании
  • детское словесное творчество в психологическом консультировании
  • рисунок в психологическом консультировании
  • продуктивные виды деятельности в консультировании
Модуль 3 Психологическое консультирование в отдельных возрастных периодах Выделять содержание психологического консультирования в отдельных возрстных периодах; владеть приёмами консультирования по вопросам развития на разных возрастных этапах Ууметь организовывать консультирование по вопросам развития в различные возрастные периоды
  • психологическое консультирование по вопросам развития младенца
  • психологическое консультирование по вопросам развития ребёнка раннего возраста
  • психологическое консультирование по вопросам развития дошкольника
  • психологическое консультирование по вопросам развития младшего школьника
  • психологическое консультирование по вопросам развития подростка, юноши
  • психологическое консультирование подопечных различных периодов взрослости

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Цель и задачи возрастно-психологического консультирования Лекция 2.0 1
2 Роль и место консультанта в консультативном процессе Лекция 2.0 1
3 Структура консультирования Практическая работа 2.0 1
4 Промежуточный контроль Другое 2.0 1
5 Совместная деятельность в психологическом консультировании Семинар 2.0 1
6 Игра со сврстником в возрастном консультировании Практическая работа 2.0 1
7 Игра со сврстником в возрастном консультировании Индивидуальная работа 2.0 1
8 Детское словесное творчество в психологическом консультировании Лекция 2.0 1
9 Детское словесное творчество в психологическом консультировании Контрольная работа 2.0 1
10 Рисование в возрастном консультировании Практическая работа 2.0 1
11 Продуктивные виды деятельности в консультировании Самостоятельное изучение 1.0 1
12 Рубежный контроль Минизачет (программы с 2019 г.) 2.0 1
13 Психологическое консультирование по вопросам развития младенца Практическая работа 2.0 1
14 Психологическое консультирование по вопросам развития младенца Индивидуальная работа 3.0 1
15 Психологическое консультирование по вопросам развития ребёнка раннего и дошкольного возраста Лекция 2.0 1
16 Психологическое консультирование по вопросам развития ребёнка раннего и дошкольного возраста Семинар 2.0 1
17 Психологическое консультирование по вопросам развития ребёнка раннего и дошкольного возраста Контрольная работа 2.0 1
18 Психологическое консультирование по вопросам развития младшего школьника Семинар 2.0 1
19 Психологическое консультирование по вопросам развития младшего школьника Практическая работа 2.0 1
20 Психологическое консультирование по вопросам развития младшего школьника Индивидуальная работа 1.5 1
21 Психологическое консультирование по вопросам готовности к школе Семинар 2.0 1
22 Психологическое консультирование по вопросам готовности к школе Практическая работа 2.0 1
23 Психологическое консультирование по вопросам развития в подростковом и юношеском возрасте Практическая работа 2.0 1
24 Психологическое консультирование по вопросам развития в подростковом и юношеском возрасте Индивидуальная работа 1.0 1
25 Психологическое консультирование по основным проблемам различных периодов взрослости Семинар 2.0 1
26 Психологическое консультирование по основным проблемам различных периодов взрослости Практическая работа 2.0 1
27 Психологическое консультирование по основным проблемам различных периодов взрослости Индивидуальная работа 1.0 1
28 Рубежный контроль Контрольная работа 2.0 1
29 Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация (экз.) 2.0 1

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Цель и задачи возрастно-психологического консультирования Лекция Уметь определять предмет, цели и задачи возрастно психологического консультирования Применение
выделять принципы организации возрастного консультирования Воспроизведение
Уметь объяснять теоретические основы возрастного консультирования через содержание возрастной психологии Применение
2 Роль и место консультанта в консультативном процессе Лекция Уметь объяснять роль и место консультанта в консультативном процессе Воспроизведение
Уметь объяснять место и функции консультанта в консультативном процессе Воспроизведение
Понимать требования, предъявляемые к личности консультанта Воспроизведение
3 Структура консультирования Практическая работа определять структуру консультативного процесса Воспроизведение
Уметь объяснять содержание этапов консультативного процесса Воспроизведение
определять содержание этапов консультирования Воспроизведение
уметь устанавливать консультативный контакт Применение
4 Промежуточный контроль Другое Уметь определять предмет, цели и задачи возрастно психологического консультирования Применение
определять структуру консультативного процесса Воспроизведение
Уметь объяснять содержание этапов консультативного процесса Воспроизведение
Уметь объяснять роль и место консультанта в консультативном процессе Воспроизведение
выделять принципы организации возрастного консультирования Воспроизведение
Уметь объяснять теоретические основы возрастного консультирования через содержание возрастной психологии Применение
определять содержание этапов консультирования Воспроизведение
5 Совместная деятельность в психологическом консультировании Семинар Уметь орпределять виды и содержание совместной деятельности в консультативном процессе Воспроизведение
6 Игра со сврстником в возрастном консультировании Практическая работа Уметь анализировать игровую деятельность Применение
Владеть приёмами организации игры в консультативном процессе Применение
7 Игра со сврстником в возрастном консультировании Индивидуальная работа Уметь анализировать игровую деятельность Применение
Владеть приёмами организации игры в консультативном процессе Применение
8 Детское словесное творчество в психологическом консультировании Лекция определять содержание и виды детского словесного творчества Воспроизведение
9 Детское словесное творчество в психологическом консультировании Контрольная работа определять содержание и виды детского словесного творчества Воспроизведение
уметь выделять критерии анализа и анализировать словесное творчество ребёнка Применение
10 Рисование в возрастном консультировании Практическая работа Уметь выделять критерии анализа рисунка Воспроизведение
11 Продуктивные виды деятельности в консультировании Самостоятельное изучение уметь анализировать продуктивные виды деятльности Применение
12 Рубежный контроль Минизачет (программы с 2019 г.) Уметь орпределять виды и содержание совместной деятельности в консультативном процессе Воспроизведение
Уметь анализировать игровую деятельность Применение
Владеть приёмами организации игры в консультативном процессе Применение
Уметь выделять критерии анализа рисунка Воспроизведение
Уметь анализировать детский рисунок Применение
уметь анализировать продуктивные виды деятльности Применение
13 Психологическое консультирование по вопросам развития младенца Практическая работа обосновывать закономерности психического развития в младенческом возрасте Воспроизведение
Владеть приёмами и содержанием консультирования по вопросам развития младенца Применение
14 Психологическое консультирование по вопросам развития младенца Индивидуальная работа обосновывать закономерности психического развития в младенческом возрасте Воспроизведение
Владеть приёмами и содержанием консультирования по вопросам развития младенца Применение
15 Психологическое консультирование по вопросам развития ребёнка раннего и дошкольного возраста Лекция обосновывать закономерности развития в раннем возрасте Воспроизведение
объяснять закономерности развития в дошкольном возрасте Воспроизведение
16 Психологическое консультирование по вопросам развития ребёнка раннего и дошкольного возраста Семинар обосновывать закономерности развития в раннем возрасте Воспроизведение
объяснять закономерности развития в дошкольном возрасте Воспроизведение
уметь анализировать различные закономерности развития видов деятельности дошкольника Применение
17 Психологическое консультирование по вопросам развития ребёнка раннего и дошкольного возраста Контрольная работа уметь выделять критерии анализа процесса развития в раннем возрасте Применение
18 Психологическое консультирование по вопросам развития младшего школьника Семинар уметь выделять содержание и проводить консультирование по вопросам развития в младшем школьном возрасте Применение
19 Психологическое консультирование по вопросам развития младшего школьника Практическая работа уметь выделять содержание и проводить консультирование по вопросам развития в младшем школьном возрасте Применение
20 Психологическое консультирование по вопросам развития младшего школьника Индивидуальная работа уметь выделять содержание и проводить консультирование по вопросам развития в младшем школьном возрасте Применение
21 Психологическое консультирование по вопросам готовности к школе Семинар уметь проводить консультацию по вопросам развития дошкольника Применение
уметь консультировать по вопросам готовности к школе Применение
22 Психологическое консультирование по вопросам готовности к школе Практическая работа уметь проводить консультацию по вопросам развития дошкольника Применение
уметь консультировать по вопросам готовности к школе Применение
23 Психологическое консультирование по вопросам развития в подростковом и юношеском возрасте Практическая работа уметь выделять содержание и консультировать по вопросам развития подростка Применение
уметь определять содержание и консультировать по вопросам развития в юношеском возрасте Применение
24 Психологическое консультирование по вопросам развития в подростковом и юношеском возрасте Индивидуальная работа уметь выделять содержание и консультировать по вопросам развития подростка Применение
уметь определять содержание и консультировать по вопросам развития в юношеском возрасте Применение
25 Психологическое консультирование по основным проблемам различных периодов взрослости Семинар уметь выделять содержание и консультировать по основным проблемам взрослости Применение
26 Психологическое консультирование по основным проблемам различных периодов взрослости Практическая работа уметь выделять содержание и консультировать по основным проблемам взрослости Применение
27 Психологическое консультирование по основным проблемам различных периодов взрослости Индивидуальная работа уметь выделять содержание и консультировать по основным проблемам взрослости Применение
28 Рубежный контроль Контрольная работа Владеть приёмами и содержанием консультирования по вопросам развития младенца Применение
уметь консультировать по вопросам развития ребёнка раннего возраста Применение
уметь проводить консультацию по вопросам развития дошкольника Применение
уметь выделять содержание и консультировать по основным проблемам взрослости Применение
29 Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация (экз.) Уметь орпределять виды и содержание совместной деятельности в консультативном процессе Воспроизведение
уметь анализировать продуктивные виды деятльности Применение
уметь проводить консультацию по вопросам развития дошкольника Применение
уметь консультировать по вопросам готовности к школе Применение
уметь выделять содержание и проводить консультирование по вопросам развития в младшем школьном возрасте Применение
уметь выделять содержание и консультировать по вопросам развития подростка Применение

Литература

Основная

  1. Абрамова, Г.С. Психологическое консультирование: теория и практика / Г.С. Абрамова. – Москва : Прометей, 2018. – 362 с. – ISBN 978-5-906879-71-4. -URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=483175 (дата обращения: 09.09.2021).– Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный
  2. Неумоева-Колчеданцева, Е. В. Возрастно-педагогическое консультирование : практическое пособие / Е. В. Неумоева-Колчеданцева. — 2-е изд., стер. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 307 с. — (Профессиональная практика). — ISBN 978-5-534-11301-3. — URL: https://urait.ru/bcode/476037 (дата обращения: 16.09.2021). — Режим доступа: по подписке. — Текст : электронный
  3. Хухлаева, О. В. Психологическое консультирование и психологическая коррекция : учеб. и практикум для акад. бакалавриата : учеб. для студентов и [аспирантов] вузов, обучающихся по гуманитар. направлениям и специальностям / О. В. Хухлаева, О. Е. Хухлаев. - Москва : Юрайт, 2016. - 422, [2] с. : ил. - (Бакалавр. Академический курс). - Гриф УМО. - ISBN 978-5-9916-7746-2.- Текст: непосредственный
  4. Шаповаленко, И. В. Психология развития и возрастная психология : учебник и практикум для вузов / И. В. Шаповаленко. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 457 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11341-9. — URL: https://urait.ru/bcode/468606 (дата обращения: 16.09.2021). — Режим доступа: по подписке. — Текст : электронный

Дополнительная

  1. Ишкова, М.А. Основы психологического консультирования : учебно-методическое пособие / М.А. Ишкова. – 3-е изд., стер. – Москва : Флинта, 2020. – 115 с. – ISBN 978-5-9765-2427-9. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=461088 (дата обращения: 09.09.2021).– Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный
  2. Кочюнас, Р. Психологическое консультирование : учебное пособие для вузов / Р. Кочюнас. — Москва : Академический Проект, Трикса, 2015. — 224 c. — ISBN 978-5-8291-1789-4. — URL: http://www.iprbookshop.ru/36513.html (дата обращения: 09.09.2020). — Режим доступа: по подписке. — Текст : электронный
  3. Психология детей младшего школьного возраста : учеб. и практикум для акад. бакалавриата, студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по гуманитар. направлениям / [Айгумова З. И. и др.] ; под общ. ред. А. С. Обухова ; Моск. пед. гос. ун-т. - М. : Юрайт, 2018. - 423, [2] с. - (Бакалавр. Академический курс). - Гриф УМО. - ISBN 978-5-534-00595-0.– Текст: непосредственный
  4. Якиманская, И. С. Психологическое консультирование : учебное пособие / И. С. Якиманская, Н. Н. Биктина. — Оренбург : Оренбургский государственный университет, ЭБС АСВ, 2015. — 230 c. — ISBN 978-5-7410-1253-6. — URL: http://www.iprbookshop.ru/52329.html (дата обращения: 09.09.2021). — Режим доступа: по подписке. — Текст : электронный

Цифровые ресурсы

  1. Глэддинг, С. Психологическое консультирование. Режим доступа: http://nashaucheba.ru/v56701.
  2. Тарабрина Н.В. Практикум по психологии посттравматического стресса. / Н.В. Тарабрина // Практикум по психологии посттравматического стресса. Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/366098/.
  3. Хараш А.У. Социально-психологические механизмы коммуникативного воздействия / А.У. Хараш. Режим доступа: http://www.childpsy.ru/upload/dissertations

Источники

Учебно-методические материалы

  1. Учебная программа. Возрастное консультирование: Направление подготовки 44.04.02. Психолого - педагогическое образование / ГОУ ВПО «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. Берестовая А.Ф. – Электрон. дан. - Сургут: СурГПУ, 2020. – Режим доступа: http://els.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.