бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра педагогического и специального образования

Рабочая программа

2021-22 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Н.С. Боталова директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Oct. 1, 2021 утверждено Oct. 26, 2021
А.А. Ниязова заведующий кафедрой
согласовано Oct. 4, 2021
Н.В. Ганущак декан факультета
согласовано Oct. 6, 2021

Б1.О.05.03 Педагогика, 3 семестр

Б-0081, 44.03.05, Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)(направленность Русский язык и Литература), зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов
Э.П. Бакшеева ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
ОПК-1: Способность осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики Знание законодательства в области образования. Конвенции о правах ребенка знаниевый
Знание назначения, структуры «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Базовые национальные ценности знаниевый
Знание назначения, структуры основной образовательной программы и требований к содержанию ее компонентов знаниевый
Знание назначения, структуры системы образования. Особенностей образования как социального института; Особенностей функционирования системы образования как социального института знаниевый
Знание назначения, структуры ФГОС, требований к образовательным результатам и условиям реализации ФГОС знаниевый
Знание особенностей функционирования системы образования как социального института знаниевый
Знание способов использования нормативных правовых актов при анализе, планировании образовательного процесса в ОО знаниевый
Умение анализировать и оценивать взаимодействие с участниками образовательного (обучающиеся, родители, коллеги) процесса исходя из правовых и этических норм ориентировочный
Умение анализировать профессиональную деятельность исходя из правовых и этических норм ориентировочный
Умение оценивать профессиональную деятельность на соответствие нормам профессиональной этики ориентировочный
Умение оценивать профессиональную деятельность на соответствие нормативно-правовым актам ориентировочный
Умение планировать профессиональную деятельность исходя из нормативно-правовых актов в области образования ориентировочный
Умение осуществлять поиск актуальных нормативных актов в области образования операциональный
ОПК-2: Способность участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационно – коммуникационных технологий) Знание назначения, структуры ФГОС, требований к образовательным результатам и условиям реализации ФГОС знаниевый
Знание содержания и структуры образовательных программ по ступеням образования знаниевый
Знание способов разработки дополнительных образовательных программ знаниевый
Знание способов разработки основной образовательной программы знаниевый
Умение анализа и оценки основных и дополнительных образовательных программ ориентировочный
Умение анализировать и оценивать компоненты основной образовательной программы ориентировочный
Умение определять состав и последовательность действий по разработке основных и дополнительных образовательных программ ориентировочный
Умение определять состав и последовательность действий по разработке отдельных компонентов основной образовательной программы ориентировочный
ОПК-3: Способность организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями ФГОС Знание методов организации индивидуальной и совместной учебной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья знаниевый
Знание назначения, структуры образовательной системы (воспитательной, учебной) знаниевый
Знание направлений воспитательной деятельности в ОО знаниевый
Знание особенностей индивидуальной учебной деятельности. Методов организации индивидуальной учебной деятельности знаниевый
Знание особенностей коллективной учебной деятельности. Методов организации коллективной учебной деятельности знаниевый
Знание способов анализа и оценки результатов проведения учебного занятия, воспитательного мероприятия знаниевый
Знание способов выбора организационных форм проведения учебных занятий, воспитательных мероприятий знаниевый
Знание способов планирования учебных занятий в различных формах, воспитательных мероприятий знаниевый
Знание теорий обучения. Технологий обучения. знаниевый
Знание требований ФГОС к результатам, структуре и условиям освоения основной образовательной программы знаниевый
Умение анализировать и оценивать результаты выбранной формы организации учебного занятия ориентировочный
Умение анализировать эффективность применения различных форм воспитательных занятий в зависимости от решаемых воспитательных задач ориентировочный
Умение выбирать организационные формы проведения учебных занятий и воспитательных мероприятий ориентировочный
Умение контролировать процесс реализации учебного и воспитательного процесса ориентировочный
Умение определять состав и последовательность действий по разработке воспитательных занятий в различных формах в соответствии с воспитательными задачами и направлениями воспитательной деятельности ориентировочный
Умение определять состав и последовательность действий по разработке учебных занятий в различных формах в соответствии с учебными задачами ориентировочный
Умение оценивать результаты выбранной формы организации воспитательного занятия ориентировочный
ОПК-4: Способность осуществлять духовно – нравственное воспитание обучающихся в учебной и внеучебной деятельности Знание базовых национальных ценностей. Знание основ духовно-нравственного воспитания обучающихся знаниевый
Знание методов организации учебной деятельности для решения задач духовно-нравственного развития обучающихся знаниевый
Знание назначения, структуры «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» знаниевый
Знание способов анализа учебно-воспитательного процесса исходя из задач духовно-нравственного воспитания обучающихся знаниевый
Знание способов выбора методов воспитания для решения задач духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности знаниевый
Знание способов духовно-нравственного воспитания в учебной и внеучебной деятельности знаниевый
Знание способов планирования, организации, оценки результатов духовно- нравственного воспитания ребенка в учебной и внеучебной деятельности знаниевый
Знание условий социализации детей на разных возрастных этапах знаниевый
Знание характеристики и условий реализации воспитательной деятельности. Методов организации воспитательной работы в школьном, классном коллективе для решения задач духовно-нравственного развития обучающихся знаниевый
Понимание значимости духовно-нравственного воспитания личности ориентировочный
Умение анализировать образовательный процесс исходя из задач духовно-нравственного воспитания обучающихся ориентировочный
Умение выбирать адекватные методы воспитания для решения задач духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности ориентировочный
Умение оценивать результаты духовно-нравственного воспитания обучающихся в учебной и внеучебной деятельности ориентировочный
Умение планировать духовно-нравственное воспитание ребенка в учебной и внеучебной деятельности ориентировочный
Умение ставить задачи духовно-нравственного воспитания обучающихся ориентировочный
Умение реализовать действия, необходимые для решения задач духовно-нравственного воспитания в учебной и внеучебной деятельности операциональный
ОПК-5: Способность осуществлять контроль и оценку формирования результатов образования обучающихся, и выявлять и корректировать трудности в обучении Знание назначения, структуры системы контроля и оценки знаниевый
Знание способов выбора средств контроля и оценки результатов образовательной деятельности знаниевый
Знание способов выбора форм и методов контроля и оценки результатов образовательной деятельности знаниевый
Знание способов выявления причин и преодоления учебной неуспешности знаниевый
Знание способов планирования действий по контролю и оценке результатов образовательной деятельности знаниевый
Знание форм и методов контроля и оценки результатов образовательной деятельности знаниевый
Умение выбирать адекватные средства оценки и контроля результатов образовательной деятельности ориентировочный
Умение выбирать формы и методы контроля и оценки результатов образовательной деятельности ориентировочный
Умение планировать действия по контролю и оценке результатов образовательной деятельности ориентировочный
ОПК-6: Способность использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями Знание особенностей реализации технологий обучения и воспитания знаниевый
Знание способов выбора различных технологий обучения, направленных на развитие обучающихся знаниевый
Знание способов оценки эффективности технологий воспитания в решении задач развития обучающихся знаниевый
Знание способов оценки эффективности технологий обучения в решении задач развития обучающихся знаниевый
Знание способов планирования воспитательных занятий с использованием различных технологий, направленных на развитие обучающихся знаниевый
Знание способов планирования учебных занятий с использованием технологий обучения, направленных на развитие обучающихся знаниевый
Знание характеристики и условий реализации индивидуальных форм обучения и воспитания. Методов и форм индивидуализации обучения и воспитания знаниевый
Умение оценивать эффективность технологий воспитания в решении задач развития обучающихся ориентировочный
Умение оценивать эффективность технологий обучения в решении задач развития обучающихся ориентировочный
Умение планировать воспитательные занятия с использованием различных технологий, направленных на развитие обучающихся ориентировочный
Умение планировать учебные занятия с использованием технологий обучения, направленных на развитие обучающихся ориентировочный
ПК-1: Способен осуществлять обучение по образовательной программе на основе использования современных подходов и образовательных технологий Знание современных образовательных технологий и методики преподавания по программам общего образования знаниевый
Знание современных требований к образовательным результатам, отраженным в нормативной документации знаниевый
Знание современных условий реализации учебного процесса в образовательной организации знаниевый
ПК-2: Способен осуществлять целенаправленную воспитательную деятельность Знание теоретико-методических основ организации воспитательной (внеучебной) деятельности в соответствии с требованиями ФГОС, ООП и с учетом культурных различий, половозрастных и индивидуальных особенностей обучающихся знаниевый
Владение действиями по конструированию содержания воспитательной (внеучебной) деятельности в соответствии с требованиями ФГОС, ООП и с учетом культурных различий, половозрастных и индивидуальных особенностей обучающихся ориентировочный

Цели изучения дисциплины

Формирование умений по проектировнанию образовательного процесса на основе знаний о его сущности, структурных компонентах и особенностей его организации с учетом требований деятельностного подхода

Задачи

  1. Формировать знания о сущности, целях, структуре целостного образовательного процесса, его организационно-деятельностной и нормативно-правовой основе и роли педагогической науки в его совершенствовании
  2. Формировать ориентировочные умения по проектированию воспитательного процесса на основе знаний о его сущности, особенностях, принципах, содержании, формах и методах организации с учетом требований деятельностного подхда

Числовые характеристики

Трудоемкость 108 ч.
Аудиторная работа 44.0 ч.
Лекция 16.0 ч.
Семинар 10.0 ч.
Практическая работа 6.0 ч.
КСР 12.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 64.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 13.5 ч. из 13.0 ч.
Часов в неделю 2.75 ч. (3.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1.Теоретико-методологические основы современной педагогики как условие реализации деятельностного подхода Формировать знания о сущности, целях, структуре целостного образовательного процесса, его организационно-деятельностной и нормативно-правовой основе и роли педагогической науки в его совершенствовании; Знания о сущности, целях, структуре целостного образовательного процесса, его организационно-деятельностной и нормативно-правовой основе и роли педагогической науки в его совершенствовании
  • Педагогика как наука об образовании, педагогических системах и процессах.
  • Взаимосвязь педагогической науки и практики.
  • История развития образования и педагогической мысли в различные исторические периоды.
  • Образование как социокультурный феномен и педагогический процесс.
  • Система образования Российской Федерации. Непрерывный характер образования.
  • Нормативно-правовое обеспечение в сфере образования РФ.
  • Содержание образования. Документы, отражающие содержание образования.
  • Назначение, структура и особенности ФГОС общего образования.
  • Образовательная среда и ее возможности в достижении образовательных результатов, обеспечении качества учебно-воспитательного процесса.
  • Педагогическая задача как единица образовательного процесса.
  • Рубежный контроль по Модулю 1.
  • Методология педагогической науки
Модуль 2.Теоретические основы воспитательного процесса Формирование ориентировочных умения по проектированию воспитательного процесса на основе знаний о его сущности, особенностях, принципах, содержании, формах и методах организации с учетом деятельностного подхода. Владение общей схемой проектирования воспитательрного процесса на основе знаний о его сущности, особенностях, принципах, содержании, формах и методах организации с учетом деятельностного подхода.
  • Сущность воспитания и воспитательного процесса.
  • Современные концепции и подходы к воспитанию.
  • Закономерности и принципы воспитания.
  • Методы воспитания как способы достижения задач духовно-нравственного воспитания, развития обучающихся в воспитательном процессе школы.
  • Формы организации воспитательного процесса.
  • Основные направления воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся.
  • Социальное воспитание и социализация личности.
  • Педагогическое взаимодействие в воспитательном процессе.
  • Функции и основные направления деятельности классного руководителя.
  • Семья как социокультурная среда воспитания и развития личности.
  • Рубежный контроль по Модулю 2
  • Промежуточная аттестация

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Педагогика как наука об образовании, педагогических системах и процессах. Лекция 2.0 1
2 Взаимосвязь педагогической науки и практики. Семинар 2.0 1
3 Методология педагогической науки Лекция 2.0 2
4 История развития образования и педагогической мысли в различные исторические периоды. Конференция 2.0 4
5 Нормативно-правовое обеспечение в сфере образования РФ. Практическая работа 2.0 4
6 Нормативно-правовое обеспечение в сфере образования РФ. Индивидуальная работа 1.0 4
7 Образование как социокультурный феномен и педагогический процесс. Семинар 2.0 5
8 Система образования Российской Федерации. Непрерывный характер образования. Семинар 2.0 5
9 Образовательная среда и ее возможности в достижении образовательных результатов, обеспечении качества учебно-воспитательного процесса. Лекция 2.0 5
10 Образовательная среда и ее возможности в достижении образовательных результатов, обеспечении качества учебно-воспитательного процесса. Индивидуальная работа 1.0 5
11 Содержание образования. Документы, отражающие содержание образования Лекция 2.0 6
12 Назначение, структура и особенности ФГОС общего образования. Практическая работа 2.0 6
13 Педагогическая задача как единица образовательного процесса. Практическая работа 2.0 7
14 Рубежный контроль по Модулю 1. Коллоквиум 2.0 7
15 Рубежный контроль по Модулю 1. Индивидуальная работа 1.0 8
16 Сущность воспитания и воспитательного процесса. Лекция 2.0 8
17 Современные концепции и подходы к воспитанию. Самостоятельное изучение 2.0 8
18 Современные концепции и подходы к воспитанию. Индивидуальная работа 1.5 8
19 Закономерности и принципы воспитания. Самостоятельное изучение 8.0 9
20 Закономерности и принципы воспитания. Индивидуальная работа 2.0 9
21 Социальное воспитание и социализация личности. Лекция 2.0 10
22 Социальное воспитание и социализация личности. Индивидуальная работа 2.0 10
23 Семья как социокультурная среда воспитания и развития личности. Семинар 2.0 10
24 Семья как социокультурная среда воспитания и развития личности. Индивидуальная работа 1.0 10
25 Основные направления воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся. Коллоквиум 2.0 10
26 Педагогическое взаимодействие в воспитательном процессе. Лекция 2.0 11
27 Функции и основные направления деятельности классного руководителя. Семинар 2.0 11
28 Методы воспитания как способы достижения задач духовно-нравственного воспитания, развития обучающихся в воспитательном процессе школы. Лекция 2.0 12
29 Методы воспитания как способы достижения задач духовно-нравственного воспитания, развития обучающихся в воспитательном процессе школы. Другое 2.0 12
30 Формы организации воспитательного процесса. Самостоятельное изучение 6.0 13
31 Формы организации воспитательного процесса. Индивидуальная работа 2.0 13
32 Рубежный контроль по Модулю 2 Контрольная работа 2.0 14
33 Рубежный контроль по Модулю 2 Индивидуальная работа 2.0 14
34 Промежуточная аттестация зачет Промежуточная аттестация (зачет) 2.0 15

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Педагогика как наука об образовании, педагогических системах и процессах. Лекция Уметь демонстрировать знания о сущности, целях, структуре целостного образовательного процесса, его организационно-деятельностной и нормативно-правовой основе и роли педагогической науки в его совершенствовании Воспроизведение
2 Взаимосвязь педагогической науки и практики. Семинар Уметь объяснять взаимозависимости педагогической науки и педагогической практики, стимулирующие процессы обновления педагогической теории и педагогической практики Воспроизведение
3 Методология педагогической науки Лекция Знать компоненты методологической культуры педагога и умение проектировать способ их саморазвития Воспроизведение
Понимание значения научного исследования в совершенствовании образовательного процесса Воспроизведение
4 История развития образования и педагогической мысли в различные исторические периоды. Конференция Уметь воспроизводить основные этапы развития педагогической науки Воспроизведение
Уметь раскрывать особенности систем воспитания и обучения в различные исторические периоды Воспроизведение
Уметь выявлять тенденции развития школы и педагогических учений в России Воспроизведение
Уметь описывать особенности современного мирового образовательного пространства Воспроизведение
5 Нормативно-правовое обеспечение в сфере образования РФ. Практическая работа Уметь перечислять основные нормативно-правовые документы, регламентирующие функционирование системы образования в РФ Воспроизведение
Уметь называть нормативные документы, регламентирующие профессиональную деятельность педагога, объяснять их значимость. Воспроизведение
Уметь называть перечень нормативных документов, обеспечивающих защиту прав детей, характеризовывать содержание и объяснять значение нормативных документов в жизни ребенка. Воспроизведение
6 Нормативно-правовое обеспечение в сфере образования РФ. Индивидуальная работа Уметь перечислять основные нормативно-правовые документы, регламентирующие функционирование системы образования в РФ Воспроизведение
Уметь называть нормативные документы, регламентирующие профессиональную деятельность педагога, объяснять их значимость. Воспроизведение
Уметь называть перечень нормативных документов, обеспечивающих защиту прав детей, характеризовывать содержание и объяснять значение нормативных документов в жизни ребенка. Воспроизведение
7 Образование как социокультурный феномен и педагогический процесс. Семинар Уметь объяснять сущность образования как социокультурного феномена Воспроизведение
Уметь выделять структуру и этапы образовательного процесса Воспроизведение
Уметь объяснять зависимость закономерностей образовательного процесса и его результативность Воспроизведение
8 Система образования Российской Федерации. Непрерывный характер образования. Семинар Уметь называть современную структуру системы образования и факторы ее развития Воспроизведение
Уметь объяснять сущность и значение непрерывного образования Воспроизведение
Уметь описывать формы и виды непрерывного образования Воспроизведение
Уметь называть проблемы российского образования Воспроизведение
Уметь объяснять взаимосвязь проблем российского образования и социально-экономической ситуации в стране Воспроизведение
9 Образовательная среда и ее возможности в достижении образовательных результатов, обеспечении качества учебно-воспитательного процесса. Лекция Уметь давать определение понятию "образовательная среда" Воспроизведение
Уметь давать характеристику образовательной среды как основы реализации требований ФГОС общего образования Воспроизведение
10 Образовательная среда и ее возможности в достижении образовательных результатов, обеспечении качества учебно-воспитательного процесса. Индивидуальная работа Уметь давать определение понятию "образовательная среда" Воспроизведение
Уметь давать характеристику образовательной среды как основы реализации требований ФГОС общего образования Воспроизведение
11 Содержание образования. Документы, отражающие содержание образования Лекция Уметь давать определение понятию "Содержание образования" Воспроизведение
Уметь перечислять документы, отражающие содержание образования Воспроизведение
Уметь давать характеристику структурным компонентам Основной образовательной программы общего образования и учебной программы Воспроизведение
Уметь называть требования к учебной литературе Воспроизведение
Уметь давать характеристику теориям формирования содержания образования Воспроизведение
12 Назначение, структура и особенности ФГОС общего образования. Практическая работа Уметь давать определение понятия Федерального государственного образовательного стандарта Воспроизведение
Уметь описывать систему требований Федерального государственного образовательного стандарта общего образования Воспроизведение
Уметь раскрывать роль педагога в реализации Федерального государственного образовательного стандарта общего образования Воспроизведение
Уметь объяснять сущность системно-деятельного подхода Воспроизведение
13 Педагогическая задача как единица образовательного процесса. Практическая работа Уметь раскрывать сущность понятий «педагогическая задача», «способ решения задачи», «процесс решения задачи» Воспроизведение
Уметь называть виды педагогических задач и их отличительны особенности Воспроизведение
Уметь называть обобщенную схему (алгоритм) решения педагогической задачи Воспроизведение
Уметь решать педагогические задачи с опорой на обобщенную схему решения Применение
14 Рубежный контроль по Модулю 1. Коллоквиум Уметь демонстрировать знания о сущности, целях, структуре целостного образовательного процесса, его организационно-деятельностной и нормативно-правовой основе и роли педагогической науки в его совершенствовании Воспроизведение
15 Рубежный контроль по Модулю 1. Индивидуальная работа Уметь демонстрировать знания о сущности, целях, структуре целостного образовательного процесса, его организационно-деятельностной и нормативно-правовой основе и роли педагогической науки в его совершенствовании Воспроизведение
16 Сущность воспитания и воспитательного процесса. Лекция Уметь раскрывать сущность, основные свойства, движущие силы и логику воспитательного процесса. Воспроизведение
Уметь характеризовать воспитание как компонент образовательного процесса. Воспроизведение
17 Современные концепции и подходы к воспитанию. Самостоятельное изучение Уметь давать определение понятиям "концепция воспитания", "парадигма воспитания" Воспроизведение
Уметь называть характерные признаки современных подходов и концепций воспитания, выделять прогрессивные идеи Воспроизведение
18 Современные концепции и подходы к воспитанию. Индивидуальная работа Уметь давать определение понятиям "концепция воспитания", "парадигма воспитания" Воспроизведение
Уметь называть характерные признаки современных подходов и концепций воспитания, выделять прогрессивные идеи Воспроизведение
19 Закономерности и принципы воспитания. Самостоятельное изучение Уметь объяснять зависимость успешности воспитательного процесса от закономерностей воспитательного процесса Воспроизведение
Уметь давать характеристику принципам воспитания и условиям их успешной реализации Воспроизведение
Уметь решать педагогические задачи с учетом принципов воспитания Применение
20 Закономерности и принципы воспитания. Индивидуальная работа Уметь объяснять зависимость успешности воспитательного процесса от закономерностей воспитательного процесса Воспроизведение
Уметь давать характеристику принципам воспитания и условиям их успешной реализации Воспроизведение
Уметь решать педагогические задачи с учетом принципов воспитания Применение
21 Социальное воспитание и социализация личности. Лекция Уметь давать характеристику сущности понятий «социализация», «социальное воспитание» Воспроизведение
Уметь давать характеристику этапов, факторов, механизмов социализации Воспроизведение
22 Социальное воспитание и социализация личности. Индивидуальная работа Уметь давать характеристику сущности понятий «социализация», «социальное воспитание» Воспроизведение
Уметь давать характеристику этапов, факторов, механизмов социализации Воспроизведение
23 Семья как социокультурная среда воспитания и развития личности. Семинар Уметь объяснять основы педагогического взаимодействия с семьей воспитанника и факторы, влияющие на поведение человека. Воспроизведение
Уметь называть типичные ошибки семейного воспитания и объяснять причины их возникновения. Воспроизведение
Знать основные приемы и методы педагогического просвещения родителей. Воспроизведение
Уметь проектировать общую схему организации сотрудничества с родителями Применение
24 Семья как социокультурная среда воспитания и развития личности. Индивидуальная работа Уметь объяснять основы педагогического взаимодействия с семьей воспитанника и факторы, влияющие на поведение человека. Воспроизведение
Уметь называть типичные ошибки семейного воспитания и объяснять причины их возникновения. Воспроизведение
Знать основные приемы и методы педагогического просвещения родителей. Воспроизведение
Уметь проектировать общую схему организации сотрудничества с родителями Применение
25 Основные направления воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся. Коллоквиум Уметь интерпретировать базовые национальные ценности, соотносить их с основными направлениями воспитания. Воспроизведение
Уметь раскрывать сущность, особенности, задачи, методы, технологии духовно-нравственного развития обучающихся. Воспроизведение
Уметь определять общую схему постановки цели и задач, выбора методов, технологий, форм воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся во внеучебной (внеурочной и воспитательной) деятельности. Воспроизведение
Уметь давать характеристику современным направлениям воспитания Воспроизведение
26 Педагогическое взаимодействие в воспитательном процессе. Лекция Уметь давать характеристику способов организации сотрудничества обучающихся, поддержки их активности, инициативности и самостоятельности, развития творческих способностей Воспроизведение
Уметь определять способ анализа и оценки взаимодействия с участниками образовательного процесса, исходя из правовых и этических норм Воспроизведение
27 Функции и основные направления деятельности классного руководителя. Семинар Уметь давать характеристику функциям классного руководителя Воспроизведение
Уметь описывать содержание основных направлений деятельности классного руководителя Воспроизведение
28 Методы воспитания как способы достижения задач духовно-нравственного воспитания, развития обучающихся в воспитательном процессе школы. Лекция Уметь давать определение понятия "метод воспитания" Воспроизведение
Уметь выбирать методы воспитания в зависимости от задач воспитания Воспроизведение
Раскрывать сущность и назначение методов воспитания и организации взаимодействия и сотрудничества детей и детей и взрослых Воспроизведение
29 Методы воспитания как способы достижения задач духовно-нравственного воспитания, развития обучающихся в воспитательном процессе школы. Другое Уметь давать определение понятия "метод воспитания" Воспроизведение
Уметь выбирать методы воспитания в зависимости от задач воспитания Воспроизведение
Раскрывать сущность и назначение методов воспитания и организации взаимодействия и сотрудничества детей и детей и взрослых Воспроизведение
30 Формы организации воспитательного процесса. Самостоятельное изучение Уметь давать характеристику современным формам и средствам организации воспитательной работы и условиям их выбора и реализации Воспроизведение
Уметь описывать отличительные особенности и методику проведения классного часа как формы организации воспитательного процесса. Воспроизведение
Уметь определять состав и последовательность действий по разработке воспитательных занятий в различных формах в соответствии с воспитательными задачами и направлениями воспитательной деятельности Применение
31 Формы организации воспитательного процесса. Индивидуальная работа Уметь давать характеристику современным формам и средствам организации воспитательной работы и условиям их выбора и реализации Воспроизведение
Уметь описывать отличительные особенности и методику проведения классного часа как формы организации воспитательного процесса. Воспроизведение
Уметь определять состав и последовательность действий по разработке воспитательных занятий в различных формах в соответствии с воспитательными задачами и направлениями воспитательной деятельности Применение
32 Рубежный контроль по Модулю 2 Контрольная работа Уметь демонстрировать умения по проектированию общей схемы отбора современного содержания, методов, форм, средств при проектировании образовательного процесса в образовательных организациях общего образования. Применение
33 Рубежный контроль по Модулю 2 Индивидуальная работа Уметь демонстрировать умения по проектированию общей схемы отбора современного содержания, методов, форм, средств при проектировании образовательного процесса в образовательных организациях общего образования. Применение
34 Промежуточная аттестация зачет Промежуточная аттестация (зачет) Уметь интерпретировать сущность объекта, предмета, функций, задач педагогики Воспроизведение
Уметь перечислять традиционные и новые отрасли педагогики Воспроизведение
Уметь объяснять связь педагогики с другими науками Воспроизведение
Уметь объяснять взаимозависимости педагогической науки и педагогической практики, стимулирующие процессы обновления педагогической теории и педагогической практики Воспроизведение
Уметь объяснять сущность образования как социокультурного феномена Воспроизведение
Уметь выделять структуру и этапы образовательного процесса Воспроизведение
Уметь объяснять зависимость закономерностей образовательного процесса и его результативность Воспроизведение
Уметь называть современную структуру системы образования и факторы ее развития Воспроизведение
Уметь объяснять сущность и значение непрерывного образования Воспроизведение
Уметь описывать формы и виды непрерывного образования Воспроизведение
Уметь называть проблемы российского образования Воспроизведение
Уметь объяснять взаимосвязь проблем российского образования и социально-экономической ситуации в стране Воспроизведение
Уметь перечислять основные нормативно-правовые документы, регламентирующие функционирование системы образования в РФ Воспроизведение
Уметь называть нормативные документы, регламентирующие профессиональную деятельность педагога, объяснять их значимость. Воспроизведение
Уметь называть перечень нормативных документов, обеспечивающих защиту прав детей, характеризовывать содержание и объяснять значение нормативных документов в жизни ребенка. Воспроизведение
Уметь давать определение понятию "Содержание образования" Воспроизведение
Уметь перечислять документы, отражающие содержание образования Воспроизведение
Уметь давать характеристику структурным компонентам Основной образовательной программы общего образования и учебной программы Воспроизведение
Уметь называть требования к учебной литературе Воспроизведение
Уметь давать характеристику теориям формирования содержания образования Воспроизведение
Уметь давать определение понятия Федерального государственного образовательного стандарта Воспроизведение
Уметь описывать систему требований Федерального государственного образовательного стандарта общего образования Воспроизведение
Уметь раскрывать роль педагога в реализации Федерального государственного образовательного стандарта общего образования Воспроизведение
Уметь раскрывать сущность понятий «педагогическая задача», «способ решения задачи», «процесс решения задачи» Воспроизведение
Уметь раскрывать сущность, основные свойства, движущие силы и логику воспитательного процесса. Воспроизведение
Уметь характеризовать воспитание как компонент образовательного процесса. Воспроизведение
Уметь давать определение понятиям "концепция воспитания", "парадигма воспитания" Воспроизведение
Уметь называть характерные признаки современных подходов и концепций воспитания, выделять прогрессивные идеи Воспроизведение
Уметь объяснять зависимость успешности воспитательного процесса от закономерностей воспитательного процесса Воспроизведение
Уметь давать характеристику принципам воспитания и условиям их успешной реализации Воспроизведение
Уметь решать педагогические задачи с учетом принципов воспитания Применение
Уметь давать определение понятия "метод воспитания" Воспроизведение
Уметь выбирать методы воспитания в зависимости от задач воспитания Воспроизведение
Раскрывать сущность и назначение методов воспитания и организации взаимодействия и сотрудничества детей и детей и взрослых Воспроизведение

Литература

Основная

  1. Методика воспитательной работы : учеб. пособие для студентов и бакалавров, обучающихся по направлению подгот. 051000 "Профессиональное обучение (по отраслям)", а также техн. и гуманитар. профиля / [А. М. Руденко и др.] ; под ред. А. М. Руденко. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2015. - 283, [2] с. - (Высшее образование). - Гриф УМО. - ISBN 978-5-222-24384-8 - и предыдущие издания. - Текст: непосредственный
  2. Педагогика в 2 т. Том 1. Общие основы педагогики. Теория обучения : учебник и практикум для вузов / М. И. Рожков, Л. В. Байбородова, О. С. Гребенюк, Т. Б. Гребенюк ; под редакцией М. И. Рожкова. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 402 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06487-2. — URL: https://urait.ru/bcode/472911 (дата обращения: 25.06.2021). - Режим доступа: по подписке. – Текст: электронный.
  3. Педагогика в 2 т. Том 2. Теория и методика воспитания : учебник и практикум для вузов / М. И. Рожков, Л. В. Байбородова, О. С. Гребенюк, Т. Б. Гребенюк ; под редакцией М. И. Рожкова. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 252 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06489-6. — URL: https://urait.ru/bcode/472926 (дата обращения: 25.06.2021). - Режим доступа: по подписке. – Текст: электронный.
  4. Педагогика : учеб. и практикум для акад. бакалавриата : для студентов вузов, обучающихся по гуманитар. направлениям и специальностям / [Подымова Л. С. и др.] ; Моск. пед. гос. ун-т ; под общ. ред. Л. С. Подымовой, В. А. Сластёнина. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Юрайт, 2018. - 245, [2] с. : ил. - (Бакалавр. Академический курс). - Гриф МО. - Гриф УМО. - ISBN 978-5-534-01032 - и предыдущие издания - Текст: непосредственный
  5. Педагогика : учебник и практикум для вузов / Л. С. Подымова [и др.] ; под общей редакцией Л. С. Подымовой, В. А. Сластенина. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 246 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-01032-9. — URL: https://urait.ru/bcode/468553 (дата обращения: 25.06.2021). - Режим доступа: по подписке. – Текст: электронный.

Дополнительная

  1. Беликова, Е. В. Теория и методика воспитания : учебное пособие / Е. В. Беликова, О. И. Битаева, Л. В. Елисеева. — 2-е изд. — Саратов : Научная книга, 2019. — 159 c. — ISBN 978-5-9758-1787-7. — URL: https://www.iprbookshop.ru/81057.html (дата обращения: 25.06.2021). — Режим доступа: по подписке.- Текст: электронный
  2. Дрозд, К. В. Проектирование образовательной среды : учебное пособие для вузов / К. В. Дрозд, И. В. Плаксина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 437 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06592-3. — URL: https://urait.ru/bcode/474272 (дата обращения: 28.09.2021). –Режим доступа: по подписке. –Текст : электронный
  3. Загвязинский, В. И. Теория обучения и воспитания : учебник и практикум для вузов / В. И. Загвязинский, И. Н. Емельянова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 230 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-9916-9831-3. — URL: https://urait.ru/bcode/468605 (дата обращения: 25.06.2021). — Режим доступа: по подписке.- Текст: электронный
  4. Засобина, Г. А. Педагогика : учебное пособие / Г.А. Засобина, И.И. Корягина, Л.В. Куклина. - Москва|Берлин : Директ-Медиа, 2015. - 250 с. : ил. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-4475-3744-9.- URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=272316 (дата обращения: 14.09.2021). – Режим доступа: по подписке. – Текст: электронный
  5. Канке, В. А. Теория обучения и воспитания : учебник и практикум / В. А. Канке. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 297 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-01217-0. —URL: https://urait.ru/bcode/469387 (дата обращения: 25.06.2021). — Режим доступа: по подписке.- Текст: электронный
  6. Панфилова, А. П. Взаимодействие участников образовательного процесса : учебник и практикум для вузов / А. П. Панфилова, А. В. Долматов ; под редакцией А. П. Панфиловой. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 487 с. — ISBN 978-5-534-03402-8. — URL: https://urait.ru/bcode/468767 (дата обращения: 28.09.2021). – Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный.
  7. Подласый, И. П. Педагогика : учебник для вузов / И. П. Подласый. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 576 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-03772-2. — URL: https://urait.ru/bcode/468332 (дата обращения: 17.09.2021). –Режим доступа: по подписке. –Текст : электронный
  8. Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса : учебник и практикум для вузов / А. С. Обухов [и др.] ; под общей редакцией А. С. Обухова. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 422 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-02531-6. — URL: https://urait.ru/bcode/469109 (дата обращения: 17.09.2021). –Режим доступа: по подписке. –Текст : электронный.
  9. Столяренко, А. М. Общая педагогика : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям (030000) / А. М. Столяренко. — Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 479 c. — ISBN 5-238-00972-0. — URL: http://www.iprbookshop.ru/71029.html (дата обращения: 14.09.2021). – Режим доступа: по подписке. – Текст: электронный
  10. Теория обучения и воспитания, педагогические технологии : учебник и практикум для вузов / Л. В. Байбородова, И. Г. Харисова, М. И. Рожков, А. П. Чернявская ; ответственный редактор Л. В. Байбородова. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 223 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08189-3. —URL: https://urait.ru/bcode/471107 (дата обращения: 25.06.2021). — Режим доступа: по подписке.- Текст: электронный
  11. Щуркова, Н. Е. Жизнь и воспитание : учебное пособие / Н. Е. Щуркова. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 139 с. — (Открытая наука). — ISBN 978-5-534-12034-9. —URL: https://urait.ru/bcode/476495 (дата обращения: 25.06.2021). — Режим доступа: по подписке.- Текст: электронный
  12. Щуркова, Н. Е. Педагогика. Воспитательная деятельность педагога : учебное пособие для вузов / Н. Е. Щуркова. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 319 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06546-6. —URL: https://urait.ru/bcode/472237 (дата обращения: 25.06.2021). — Режим доступа: по подписке.- Текст: электронный

Цифровые ресурсы

  1. Иванов, И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел / И.П. Иванов. - Текст: электронный / Игорь Петрович Иванов и коммунарская методика: [сайт] – URL: http://kommunarstvo.ru/biblioteka/bibivaent.html (дата обращения: 16.09.2021)

Источники

  1. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. - 4-е изд. - Москва : Просвещение, 2014. - 23 с. - 21 см. - (Стандарты второго поколения) (ФГОС); ISBN 978-5-09-033553-9. - Текст: непосредственный
  2. Профессиональный стандарт "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" : Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н. – Текст: электронный // Информационно-правовой портал "КонсультантПлюс" [сайт]. - URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/01.001.pdf
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 N 1897. - Текст: электронный // Федеральные государственные образовательные стандарты [сайт]. - URL: https://fgos.ru/ (дата обращения: 16.09.2021).
  4. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации": утвержден от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ и введен в действие 1 сентября 2013 года. - Текст: электронный //Законодательство Российской Федерации [сайт]. - URL: https://fzrf.su/zakon/ob-obrazovanii-273-fz/ (дата обращения: 16.09.2021).

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа Б1.О.05.03 Педагогика: Направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (Направленность Русский язык и Литература), экзамен / БУ ВО «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. Э.П. Бакшеева, О.Г. Балина, Т.А. Власова, А.А. Ниязова, Е.Н. Подковко, М.Г. Худенева, И.В. Чуйкова. – Электрон. дан. – Сургут: БУ ВО «Сургутский государственный педагогический университет», 2021. – URL: http://wp.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.