бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра теории и методики дошкольного и начального образования

Рабочая программа

2021-22 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Н.С. Боталова директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Oct. 4, 2021
Н.В. Абрамовских заведующий кафедрой
согласовано Oct. 12, 2021
В.В. Толмачева декан факультета

Б1.О.03.01 Основы учебной деятельности, 1 семестр 1 полусеместр

Б-01063, 44.03.05, Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)(направленность Дошкольное образование и Начальное образование), зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
А.Т. Асланова ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
УК-1 Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач Знание методов системного подхода для решения учебных задач знаниевый
Знание специфики учебной деятельности и ее решаемых задач. знаниевый
Знание сущности понятия «цель» и требований к ней. знаниевый
Владение способами выбора методов и средств поиска информации ориентировочный
Владение способом разработки требований к оценке результатов решения учебных задач ориентировочный
Умение выбирать средства, необходимые для анализа и обобщения информации операциональный
Умение выделять в объекте характерные свойства систем и учитывать их при изучении объекта операциональный
Умение выделять результат поиска, критического анализа и синтеза информации, требования к нему операциональный
Умение оценивать результат поиска, критического анализа и синтеза информации операциональный
Умение применять методы системного подхода для решения поставленных учебных задач операциональный
Умение формулировать цель поиска, критического анализа и синтеза информации операциональный
Опыт анализа специальной литературы при решении учебных задач опыт
Опыт поиска и критического анализа информации опыт
УК-2 Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений Знание способов планирования действия по целеполаганию и постановке задач знаниевый
Знание требований к плану действий знаниевый
Знание требований к цели, видов учебных задач знаниевый
Влание способом оценки плана действий по постановке целей и задач ориентировочный
Умение определять и решать круг задач в рамках поставленной цели с учетом правовых норм операциональный
Умение планировать действия по решению определенного круга задач операциональный

Цели изучения дисциплины

Научить студентов осуществлять собственную учебную деятельность в условиях обучения в высшей школе.

Задачи

  1. Научить студентов приемам работы с учебными (научными) текстами, необходимым в условиях обучения в высшей школе.
  2. Формирование у студентов основных учебных умений (строить понятие, сравнивать, классифицировать, анализировать), необходимых для осуществления учебной деятельности.

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 8.0 ч.
Лекция 4.0 ч.
Семинар 0 ч.
Практическая работа 4.0 ч.
КСР 0 ч.
Контроль 4.0 ч.
Самостоятельная работа студента 60.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 12.0 ч. из 12.0 ч.
Часов в неделю 0.89 ч. (3.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1. Работа с учебными (научными) текстами Научить студентов приемам работы с учебными (научными) текстами, необходимым в условиях обучения в высшей школе. Смысловой анализ текста. Сокращение объема текста. Преобразование учебного текста в таблицу. Преобразование учебного текста в схемы.
  • Конспект текста
  • Преобразование учебного текста в условно-графические формы
  • Направления развития ВО в России
Модуль 2. Основные учебные умения Формирование у студентов основных учебных умений (строить понятие, сравнивать, классифицировать, анализировать), необходимых для осуществления учебной деятельности. Структурные компоненты учебной деятельности и условия формирования умственных действий. Действие "строить понятие" при решении учебно-практических задач. Действие "сравнение" при решении учебно-практических задач. Действие "классификация" при решении учебно-практических задач. Действие "анализ" при решении учебно-практических задач.
  • Структурные компоненты учебной деятельности и условия формирования умственных действий
  • Основные универсальные учебные действия в процессе обучения в вузе.

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Основные тенденции развития современной высшей школы Самостоятельное изучение 4.0 1
2 Конспект текста. Смысловой анализ текста. Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 1
3 Конспект текста. Смысловой анализ текста. Самостоятельное изучение 4.0 2
4 Конспект текста. Смысловой анализ текста. Индивидуальная работа 2.0 2
5 Сокращение объема текста. Самостоятельное изучение 6.0 3
6 Преобразование учебного текста в таблицу. Индивидуальная работа 2.0 3
7 Преобразование учебного текста в схемы. Индивидуальная работа 2.0 4
8 Преобразование учебного текста в таблицу. Самостоятельное изучение 4.0 4
9 Структурные компоненты учебной деятельности и условия формирования умственных действий. Самостоятельное изучение 10.0 5
10 Преобразование учебного текста в схемы. Самостоятельное изучение 6.0 5
11 Действие "строить понятие". Самостоятельное изучение 10.0 6
12 Структурные компоненты учебной деятельности и условия формирования умственных действий. Индивидуальная работа 2.0 6
13 Действие "сравнение". Самостоятельное изучение 10.0 7
14 Действие "классификация". Лекция 2.0 8
15 Действие "анализ". Лекция 2.0 8
16 Действие "анализ". Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 9
17 Действие "анализ". Самостоятельное изучение 2.0 9
18 Промежуточная аттестация. Промежуточная аттестация (заоч.) 4.0 9

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Основные тенденции развития современной высшей школы Самостоятельное изучение Уметь характеризовать основные принципы государственной политики в области образования Воспроизведение
Уметь ориентироваться в основных понятиях современной системы образованив в РФ Воспроизведение
Уметь выделять основные характеристики высшего образования в России Воспроизведение
2 Конспект текста. Смысловой анализ текста. Практическая работа (К-т. 50/50) Уметь составлять различные виды (вопросный, назывной, тезисный) плана учебного (научного) текста Применение
Уметь выделять в тексте ключевые слова (словосочетания) Применение
3 Конспект текста. Смысловой анализ текста. Самостоятельное изучение Уметь выявлять композицию учебного (научного) текста Применение
уметь формулировать основную мысль учебного (научного) текста Применение
Уметь составлять различные виды (вопросный, назывной, тезисный) плана учебного (научного) текста Применение
Уметь выделять в тексте ключевые слова (словосочетания) Применение
4 Конспект текста. Смысловой анализ текста. Индивидуальная работа Уметь составлять различные виды (вопросный, назывной, тезисный) плана учебного (научного) текста Применение
5 Сокращение объема текста. Самостоятельное изучение Уметь сокращать текст разными способами Применение
Уметь составлять конспект текста Применение
6 Преобразование учебного текста в таблицу. Индивидуальная работа Уметь составлять связный текст на основании предложенной таблицы Применение
7 Преобразование учебного текста в схемы. Индивидуальная работа Уметь составлять текст на основании предложенной схемы Применение
8 Преобразование учебного текста в таблицу. Самостоятельное изучение Уметь составлять различные виды таблиц на основании предложенного текста Применение
Уметь составлять связный текст на основании предложенной таблицы Применение
9 Структурные компоненты учебной деятельности и условия формирования умственных действий. Самостоятельное изучение Уметь выделять основные элементы структуры учебной деятельности Воспроизведение
Уметь выделять условия формирования умственных действий Воспроизведение
10 Преобразование учебного текста в схемы. Самостоятельное изучение Уметь составлять различные виды схем на основании предложенного текста Применение
Уметь составлять текст на основании предложенной схемы Применение
11 Действие "строить понятие". Самостоятельное изучение Уметь строить ориентировочную основу действия по построению понятия Применение
12 Структурные компоненты учебной деятельности и условия формирования умственных действий. Индивидуальная работа Уметь выделять основные элементы структуры учебной деятельности Воспроизведение
Уметь выделять условия формирования умственных действий Воспроизведение
13 Действие "сравнение". Самостоятельное изучение Уметь строить ориентировочную основу действия "сравнение" Применение
14 Действие "классификация". Лекция Уметь строить ориентировочную основу действия "классификация" Применение
Уметь осуществлять универсальное учебное действие "классификация" Применение
15 Действие "анализ". Лекция Уметь строить ориентировочную основу действия "анализ" Применение
16 Действие "анализ". Практическая работа (К-т. 50/50) Уметь осуществлять универсальное учебное действие "анализ" Применение
17 Действие "анализ". Самостоятельное изучение Уметь строить ориентировочную основу действия "анализ" Применение
18 Промежуточная аттестация. Промежуточная аттестация (заоч.) уметь формулировать основную мысль учебного (научного) текста Применение
Уметь составлять различные виды (вопросный, назывной, тезисный) плана учебного (научного) текста Применение
Уметь осуществлять универсальное учебное действие "строить понятие" Применение
Уметь осуществлять универсальное учебное действие "сравнение" Применение
Уметь осуществлять универсальное учебное действие "классификация" Применение
Уметь осуществлять универсальное учебное действие "анализ" Применение

Литература

Основная

  1. Горовая, В. И. Научно-исследовательская работа : учебное пособие для вузов / В. И. Горовая. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 103 с. – ISBN 978-5-534-14688-2. – URL: https://urait.ru/bcode/479051 (дата обращения: 16.09.2021). – Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный.
  2. Данилова, И.И. Введение в проектную и научно-исследовательскую деятельность : учебное пособие / И.И. Данилова, Ю.В. Привалова. – Ростов-на-Дону ; Таганрог : Южный федеральный университет, 2019. – 107 с. – ISBN 978-5-9275-3125-7. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=577704 (дата обращения: 10.09.2021). – Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный.
  3. Захожая, Т. М. Основы учебной деятельности : учеб.-метод. пособие в модул. технологии обучения : для студентов, обучающихся по направлению подгот. 44.03.05 "Педагогическое образование", направленность "Историческое и обществоведческое образование (квалификация "бакалавр") / Т. М. Захожая, З. В. Степаненкова, Н. В. Фролова ; Департамент образования и молодеж. политики Ханты-Манс. авт. округа - Югры, Бюджет. учреждение высш. образования Ханты-Манс. авт. округа - Югры "Сургут. гос. пед. ун- т". - Сургут : РИО БУ "Сургут. гос. пед. ун-т", 2017. - 94, [1] с. - Сведения доступны также по URL: https://lib.rucont.ru/efd/684362/info - Текст : непосредственный.
  4. Федорова, М. А. Формирование учебной самостоятельной деятельности студентов : учебное пособие для вузов / М. А. Федорова. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 331 с. – ISBN 978-5-534-12292-3. – URL: https://urait.ru/bcode/476481 (дата обращения: 15.09.2021). – Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный

Дополнительная

  1. Мандель, Б.Р. Инновационные процессы в образовании и педагогическая инноватика: учебное пособие для обучающихся в магистратуре / Б.Р. Мандель. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2017. – 343 с. – ISBN 978-5-4475-9050-5. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=455509 (дата обращения: 15.09.2021).– Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный.
  2. Неумоева-Колчеданцева, Е. В. Основы научной деятельности студента. Курсовая работа : учебное пособие для вузов / Е. В. Неумоева-Колчеданцева. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 119 с. – ISBN 978-5-534-09443-5. – URL: https://urait.ru/bcode/474267 (дата обращения: 16.09.2021). – Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный.
  3. Резник, С. Д. Студент вуза: технологии обучения и профессиональной карьеры : учеб. пособие рекомендовано к использованию для орг. учеб. процесса в вузах / С. Д. Резник, И. А. Игошина ; под общ. ред. С. Д. Резника. - Изд. 3-е, перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 507, [2] c. - (Менеджмент в высшей школе). - Гриф УМО. - ISBN 978-5-16-004587-0. Текст: непосредственный.
  4. Самостоятельная работа студентов. Виды, формы, критерии оценки : учебно-методическое пособие / А.В. Усачева; И.Ю. Вороткова; Т.И. Гречухина; С.В. Куньщиков; А.В. Меренков; ред. Т.И. Гречухина; А.В. Меренков. - Екатеринбург : Уральский федеральный университет, 2016. - 80 c. - ISBN 978-5-7996-1680-9. – URL: http://www.iprbookshop.ru/66592.html (дата обращения: 04.09.2021). - Режим доступа: по подписке. – Текст: электронный.
  5. Солопова, Н. С. Самостоятельная работа студентов в современном вузе: теория, проблемы, инновационные технологии : монография / Н.С. Солопова, А.В. Киселева; Министерство образования и науки Российской Федерации; «Уральский государственный архитектурно-художественный университет» (УрГАХУ). - Екатеринбург : Архитектон, 2016. - 185 с. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-7408-0182-7. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=455477 (дата обращения: 04.09.2021).- Режим доступа: по подписке. – Текст: электронный

Цифровые ресурсы

  1. Аналитический обзор международных тенденций развития высшего образования. – URL: http://charko.narod.ru/tekst/an4/3.html. – Текст: электронный.
  2. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция) // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174. – Текст: электронный.

Источники

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа Б1.О.03.01 Основы учебной деятельности : Б-0062, Направление подготовки Дошкольное образование (с двумя профилями подготовки), зачет / БУ ВО «Сургут.гос.пед.ун-т», сост. А.Р. Филиппова. – Электрон.Дан. – Сургут: СурГПУ, 2020. Режим доступа: // els.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл.с экрана.– Текст: электронный.