бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра педагогического и специального образования

Рабочая программа

2021-22 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Н.С. Боталова директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Oct. 11, 2021
А.А. Ниязова заведующий кафедрой
согласовано Oct. 25, 2021
Р.А. Белошапка декан факультета
согласовано Oct. 28, 2021

Б1.О.05.07 Практикум по работе с детьми с ОВЗ по предмету "Изобразительное искусство", 5 семестр

Б-9031, 44.03.01, Педагогическое образование (направленность Изобразительное искусство), зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
О.Г. Балина ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
ОПК-3 - cпособность организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями ФГОС Знает особенности организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной работы с обучающимися с ОВЗ в условиях организации инклюзивного образования знаниевый
Умеет планировать и оргнизовывать совместную и индивидуальную работу с обучающимися с ОВЗ по предмету Изобразительное искусство, в том числе и в условиях организации инклюзии операциональный
ОПК-6 - cпособность использовать психолого – педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями Знает психолого-педагогические технологии профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания детей с ОВЗ (тьюторство, пед. сопровождение, индивидуальный образовательнвый маршрут и т.д.) в рамках преподавания предмета Изобразительное искусство знаниевый
Владеет обобщенным способом отбота той или иной психолого-педагогической технологии для индивидуализации образовательного процесса ребенка с ОВЗ по предмету Изобразительное искусство ориентировочный
ПК-1 - cпособен осуществлять обучение по образовательной программе на основе использования современных подходов и образовательных технологий Знает требования к структуре, направления и возможности построения адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ по предмету Изобразительное искусство знаниевый
Владеет обощенным способом выбора образовательной технологии, форм и методов организации образовательного процесса с детьми с ОВЗ по предмету Изобразительное искусство в соответствии с образовательными потребностями обучающихся и профессиональными задачами ориентировочный
Умеет планировать учебные и воспитательные занятия с детьми с ОВЗ по предмету Изобразительное искусство операциональный

Цели изучения дисциплины

Формирование способностей организации образовательного процесса с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования (по предмету Изобразительное искусство)

Задачи

  1. Формировать знания о теоретико-методологических основах инклюзивного образования
  2. Формировать способность планировать образовательный процесс с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации инклюзивного образования (по предмету Изобразительное искусство)

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 36.0 ч.
Лекция 0 ч.
Семинар 0 ч.
Практическая работа 32.0 ч.
КСР 4.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 36.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 5.5 ч. из 5.5 ч.
Часов в неделю 2.4 ч. (2.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Понятие и сущность инклюзивного подхода и инклюзивного образования Формировать знания о теоретико-методологических основах инклюзивного образования Знать теоретико-методологические основы организиации инклюзивного образования
  • Сущность интеграции иинклюзивного образования
  • Современное нормативно-правовое обеспечение образования детей с ОВЗ
  • Организация образовательных условий для детей с ОВЗ в зависимости от образовательных потребностей
  • Роль педагога в развитии детей с ОВЗ
Особенности организации педагогом процесса обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательной организации формировать способность планировать образовательный процесс с детьми с ОВЗ в условиях реализации инклюзивного образования (по предмету Изобразительная деятельность) Способен планировать образовательный процесс с детьми с ОВЗ в условиях реализации инклюзивного образования (по предмету Изобразительное искусство)
  • Планирование и организация образовательного процесса в условиях инклюзивного образования
  • Содержание и специфика психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ. Духовно-нравственное воспитание детей с ОВЗ
  • Деятельность тьютора в инклюзивном образовании
  • Планирование учебных занятий в инклюзивном классе
  • Планирование воспитательных мероприятий в инклюзивном классе (группе)
  • Проектирование адаптированной образовательной программы для обучающихся детей с ОВЗ
  • Мониторинг реализации образовательного процесса в условиях инклюзивного образования

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Сущность интеграции и инклюзивного образования Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 1
2 Современное нормативно-правовое обеспечение общего образования детей с ОВЗ Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 2
3 Организация образовательных условий для детей с ОВЗ в зависимости от образовательных потребностей Практическая работа (К-т. 50/50) 4.0 3
4 Личность педагога в условиях инклюзивного образования Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 4
5 Рубежный контроль 1 Другое 2.0 5
6 Рубежный контроль 1 Индивидуальная работа 2.0 5
7 Планирование и организация образовательного процесса в условиях инклюзивного образования Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 6
8 Содержание и специфика психолого-педагогического сопровождения школьников с ОВЗ. Духовно-нравственное развитие детей с ОВЗ Практическая работа (К-т. 50/50) 4.0 7
9 Деятельность тьютора в инклюзивном классе Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 8
10 Планирование учебных занятий в инклюзивном классе Практическая работа (К-т. 50/50) 4.0 9
11 Планирование учебных занятий в инклюзивном классе Индивидуальная работа 1.0 9
12 Планирование воспитательных мероприятий в инклюзивном классе (группе) Практическая работа (К-т. 50/50) 4.0 10
13 Проектирование адаптированной образовательной программы для обучающихся с ОВЗ Практическая работа (К-т. 50/50) 4.0 11
14 Мониторинг реализации образовательного процесса в условиях инклюзивного образования Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 12
15 Рубежный контроль 2 Промежуточная аттестация (зачет) 2.0 15
16 Рубежный контроль 2 Индивидуальная работа 2.5 15

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Сущность интеграции и инклюзивного образования Практическая работа (К-т. 50/50) Знает современные изменения в общественном отношении к людям с ОВЗ Воспроизведение
Знает основные характеристики инклюзивного образования, составляющие и правила инклюзии. Воспроизведение
Знает проблемы и перспективы развития инклюзивного образования в России Воспроизведение
Знает становление и развитие системы инклюзивного образования в России и за рубежом Воспроизведение
Знает современные концептуальные подходы иклюзивного образования детей с ОВЗ Воспроизведение
2 Современное нормативно-правовое обеспечение общего образования детей с ОВЗ Практическая работа (К-т. 50/50) Знает основные международные правовые акты, регламентирующие образвоание детей с ОВЗ Воспроизведение
Знает федеральные и региональные документы, регламентирующие обучение и воспитание ддетей с ОВЗ Воспроизведение
Знает ведомственные нормативно-превовые документы по организации образовательного процесса детей с ОВЗ Воспроизведение
3 Организация образовательных условий для детей с ОВЗ в зависимости от образовательных потребностей Практическая работа (К-т. 50/50) Знает психолого-педагогическую типологию нарушений у детей с ОВЗ Воспроизведение
Знает сущность понятия "особые образовательные потребности" Воспроизведение
Знает содержание и методику организации инклюзивного образования различных категорий детей с ОВЗ (по предмету Изобразительное искусство) Воспроизведение
Умеет характеризовать особые образовательные потребности различных категорий детей с ОВЗ Воспроизведение
4 Личность педагога в условиях инклюзивного образования Практическая работа (К-т. 50/50) Характеризует необходимые профессионально-личностные качества педагога, работающего в условиях инклюзивного образования Воспроизведение
Знает основные виды профессиональной деятельности педагога инклюзивного образования и квалификационную характеристику Воспроизведение
Знает требования профессионального стандарта и правовые основы аттестации педагогов инклюзивного образования Воспроизведение
Дает характеристику модели личности и профессиональной компетентности педагога инклюзивного образования Воспроизведение
Умеет определять и анализировать собственный уровень развития профессионально-личностных качеств, необходимых в работе с детьми с ОВЗ Применение
5 Рубежный контроль 1 Другое Знает современные изменения в общественном отношении к людям с ОВЗ Воспроизведение
Знает основные характеристики инклюзивного образования, составляющие и правила инклюзии. Воспроизведение
Знает проблемы и перспективы развития инклюзивного образования в России Воспроизведение
Знает становление и развитие системы инклюзивного образования в России и за рубежом Воспроизведение
Знает современные концептуальные подходы иклюзивного образования детей с ОВЗ Воспроизведение
Знает основные международные правовые акты, регламентирующие образвоание детей с ОВЗ Воспроизведение
Знает федеральные и региональные документы, регламентирующие обучение и воспитание ддетей с ОВЗ Воспроизведение
Знает ведомственные нормативно-превовые документы по организации образовательного процесса детей с ОВЗ Воспроизведение
Знает сущность понятия "особые образовательные потребности" Воспроизведение
Характеризует необходимые профессионально-личностные качества педагога, работающего в условиях инклюзивного образования Воспроизведение
Знает требования профессионального стандарта и правовые основы аттестации педагогов инклюзивного образования Воспроизведение
6 Рубежный контроль 1 Индивидуальная работа Знает современные изменения в общественном отношении к людям с ОВЗ Воспроизведение
Знает основные характеристики инклюзивного образования, составляющие и правила инклюзии. Воспроизведение
Знает проблемы и перспективы развития инклюзивного образования в России Воспроизведение
Знает современные концептуальные подходы иклюзивного образования детей с ОВЗ Воспроизведение
Знает основные международные правовые акты, регламентирующие образвоание детей с ОВЗ Воспроизведение
Знает федеральные и региональные документы, регламентирующие обучение и воспитание ддетей с ОВЗ Воспроизведение
Знает ведомственные нормативно-превовые документы по организации образовательного процесса детей с ОВЗ Воспроизведение
Знает содержание и методику организации инклюзивного образования различных категорий детей с ОВЗ (по предмету Изобразительное искусство) Воспроизведение
Умеет характеризовать особые образовательные потребности различных категорий детей с ОВЗ Воспроизведение
7 Планирование и организация образовательного процесса в условиях инклюзивного образования Практическая работа (К-т. 50/50) Умеет планировать образовательный процесс в услових инклюзивного образования по предмету Изобразительное искусство Применение
Знает специфику организации индивидуальных и групповых занятий с детьми с ОВЗ по предмету Изобразительное искусство Воспроизведение
Умеет отбирать оптимальные методы и приемы рабооты с детьми с ОВЗ по предмету Изобразительное искусство Применение
8 Содержание и специфика психолого-педагогического сопровождения школьников с ОВЗ. Духовно-нравственное развитие детей с ОВЗ Практическая работа (К-т. 50/50) Знает особенности содержания и организации психолого-педагогического сопровождения в ОО Воспроизведение
Знает содержание деятельности специалиста системы сопровождения по решению проблем реьенка с ОВЗ Воспроизведение
Знает технологии организации сопровождения учащихся с ОВЗ Воспроизведение
Знает особенности организации духовно-нравственного воспитания детей с ОВЗ Воспроизведение
Знает возможности предмета Изобразительное искусство в духовно-нравственном воспитании детей с ОВЗ Воспроизведение
9 Деятельность тьютора в инклюзивном классе Практическая работа (К-т. 50/50) Знает особенности организации, содержание и технологии тьюторского сопровожденитя в ОО Воспроизведение
Знает функции и компетенции тьютора Воспроизведение
Знает особенности тьюторского сопровождения различных категорий детей с ОВЗ Воспроизведение
Знает особенности взаимодействия тьютора с другими специалистами и субъектами образовательного процесса Воспроизведение
10 Планирование учебных занятий в инклюзивном классе Практическая работа (К-т. 50/50) Знает технологии организации учебных занятий в условиях инклюзии Воспроизведение
Знает особенности режима занятий в инклюзивной группе Воспроизведение
Умеет планировать содержание занятия по предмету Изобразительное искусство в инклюзивной группе Применение
Умеет отбирать формы и методы организации учебных занятий по предмету Изобразительное искусство Применение
11 Планирование учебных занятий в инклюзивном классе Индивидуальная работа Знает технологии организации учебных занятий в условиях инклюзии Воспроизведение
Знает особенности режима занятий в инклюзивной группе Воспроизведение
Умеет планировать содержание занятия по предмету Изобразительное искусство в инклюзивной группе Применение
12 Планирование воспитательных мероприятий в инклюзивном классе (группе) Практическая работа (К-т. 50/50) Знает особенности воспитания детей с ОВЗ Воспроизведение
Знает формы и методы организации воспитательных занятий с детьми с ОВЗ Воспроизведение
Умеет планировать воспитательную работу с детьми с ОВЗ по предмету Изобразительное искусство Применение
13 Проектирование адаптированной образовательной программы для обучающихся с ОВЗ Практическая работа (К-т. 50/50) Знает особенности, структуру и содержание адаптированной образовательной программы Воспроизведение
Знает методы организации индивидуальной образовательной деятельности Воспроизведение
Знает направления работы по адаптации образовательной программы и принципы ее реализации Воспроизведение
Умеет определять возможности и направления работы по адаптации образовательной программы для детей с ОВЗ по предмету Изобразительное искусство Применение
14 Мониторинг реализации образовательного процесса в условиях инклюзивного образования Практическая работа (К-т. 50/50) Знает особенности, структуру и содержание адаптированной образовательной программы Воспроизведение
Знает методы организации индивидуальной образовательной деятельности Воспроизведение
Знает направления работы по адаптации образовательной программы и принципы ее реализации Воспроизведение
Умеет определять возможности и направления работы по адаптации образовательной программы для детей с ОВЗ по предмету Изобразительное искусство Применение
15 Рубежный контроль 2 Промежуточная аттестация (зачет) Умеет планировать образовательный процесс в услових инклюзивного образования по предмету Изобразительное искусство Применение
Знает специфику организации индивидуальных и групповых занятий с детьми с ОВЗ по предмету Изобразительное искусство Воспроизведение
Умеет отбирать оптимальные методы и приемы рабооты с детьми с ОВЗ по предмету Изобразительное искусство Применение
Знает технологии организации учебных занятий в условиях инклюзии Воспроизведение
Умеет планировать содержание занятия по предмету Изобразительное искусство в инклюзивной группе Применение
Умеет отбирать формы и методы организации учебных занятий по предмету Изобразительное искусство Применение
Умеет планировать воспитательную работу с детьми с ОВЗ по предмету Изобразительное искусство Применение
Умеет определять возможности и направления работы по адаптации образовательной программы для детей с ОВЗ по предмету Изобразительное искусство Применение
16 Рубежный контроль 2 Индивидуальная работа Умеет планировать образовательный процесс в услових инклюзивного образования по предмету Изобразительное искусство Применение
Умеет отбирать оптимальные методы и приемы рабооты с детьми с ОВЗ по предмету Изобразительное искусство Применение
Умеет планировать содержание занятия по предмету Изобразительное искусство в инклюзивной группе Применение
Умеет отбирать формы и методы организации учебных занятий по предмету Изобразительное искусство Применение
Умеет планировать воспитательную работу с детьми с ОВЗ по предмету Изобразительное искусство Применение

Литература

Основная

  1. Лапп, Е. А.  Коррекционная педагогика. Проектирование и реализация педагогического процесса : учебное пособие для вузов / Е. А. Лапп, Е. В. Шипилова. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 147 с. – ISBN 978-5-534-08411-5. – URL: https://urait.ru/bcode/472223 (дата обращения: 30.09.2021). – Режим доступа: по подписке. – Есть печатный аналог. – Текст : электронный.
  2. Педагогика инклюзивного образования : учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлениям подгот. 44.03.01 "Педагогическое образование", 44.03.02 "Психолого- педагогическое образование", 44.03.04 "Профессиональное обучение" (квалификация (степень) "бакалавр") / [Богданова Т. Г. и др.] ; под ред. Н. М. Назаровой. - Москва : ИНФРА- М, 2017. - 333, [2] с. - ISBN 978-5-16-011182-7. – Текст: непосредственный.
  3. Подольская, О. А. Основы коррекционной педагогики и психологии : учебное пособие / О. А. Подольская, И. В. Яковлева. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2018. – 169 с. – ISBN 978-5-4475-9772-6. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=495845 (дата обращения: 30.09.2021). – Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный.
  4. Специальная педагогика : учебник для вузов / Л. В. Мардахаев [и др.] ; под редакцией Л. В. Мардахаева, Е. А. Орловой. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 448 с. – ISBN 978-5-534-04114-9. – URL: https://urait.ru/bcode/468533 (дата обращения: 30.09.2021). – Режим доступа: по подписке. – Есть печатный аналог. – Текст : электронный.
  5. Специальная психология в 2 т. Том 1 : учебник для вузов / В. И. Лубовский [и др.] ; ответственный редактор В. И. Лубовский. – 7-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 428 с. – ISBN 978-5-534-01961-2. – URL: https://urait.ru/bcode/470748 (дата обращения: 30.09.2021). – Режим доступа: по подписке. – Есть печатный аналог. – Текст : электронный.

Дополнительная

  1. Колесникова, Г. И.  Специальная психология и специальная педагогика. Психокоррекция нарушений развития : учебное пособие для вузов / Г. И. Колесникова. – 2-е изд., стер. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 215 с. – ISBN 978-5-534-06551-0. – URL: https://urait.ru/bcode/470828 (дата обращения: 30.09.2021). – Режим доступа: по подписке. – Есть печатный аналог. – Текст : электронный.
  2. Основы специальной педагогики и психологии : учебное пособие / составители О. В. Липунова. – Комсомольск-на-Амуре, Саратов : Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет, Ай Пи Ар Медиа, 2019. – 126 c. – ISBN 978-5-4497-0094-0. – URL: https://www.iprbookshop.ru/86450.html (дата обращения: 30.09.2021). – Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный.
  3. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата : учебное пособие / составители О. В. Липунова. – Комсомольск-на-Амуре, Саратов : Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет, Ай Пи Ар Медиа, 2019. – 102 c. – ISBN 978-5-4497-0098-8. – URL: https://www.iprbookshop.ru/85897.html (дата обращения: 30.09.2021). – Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный.
  4. Психология детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения : учебное пособие / составители О. В. Липунова. – Комсомольск-на-Амуре, Саратов : Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет, Ай Пи Ар Медиа, 2019. – 102 c. – ISBN 978-5-4497-0099-5. – URL: https://www.iprbookshop.ru/85898.html (дата обращения: 30.09.2021). – Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный.
  5. Сухонина, Н. С. Психолого-педагогическая помощь детям с ограниченными возможностями здоровья методами арт-терапии : учебное пособие / Н. С. Сухонина, В. Р. Ушакова. – Саратов : Вузовское образование, 2020. – 127 c. – ISBN 978-5-4487-0596-0. – URL: https://www.iprbookshop.ru/87588.html (дата обращения: 30.09.2021). – Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный.

Цифровые ресурсы

  1. Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»: http://www.consultant.ru

Источники

  1. Закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Текст] [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://minobrnauki.gov.ru/

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа Б1.О.05.07 Практикум по работе с детьми с ОВЗ по предмету Изобразительное искусство [Электронный ресурс]: Направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (Направленность Изобразительное искусство), зачет / БУ «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. О.Г. Балина. – Электрон. дан. – Сургут: БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2021. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.