бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра медико-биологических дисциплин и безопасности жизнедеятельности

Рабочая программа

2021-22 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Н.С. Боталова директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Oct. 4, 2021
А.А. Говорухина заведующий кафедрой
согласовано Oct. 4, 2021
В.В. Толмачева декан факультета

Б1.В.ДВ.14.01 ДВ: Факторы здоровья человека, 7 семестр

Б-8271, 44.03.02, Психолого-педагогическое образование, зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
Е.А. Багнетова ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
способностью использовать здоровьесберегающие технологии в профессиональной деятельности, учитывать риски и опасности социальной среды и образовательного пространства (ОПК-12) Перечислять социальные факторы здоровья обучающихся знаниевый
Объяснять взаимосвязь социальных характеристик с показателями здоровья обучающихся ориентировочный
Интерпретировать роль образовательных учреждений в формировании здоровья обучающихся операциональный
Опыт анализа используемых в образовательных организациях здоровьесберегающих технологий опыт
способностью использовать приемы оказания первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций (ОК-9) Описывать факторы здоровья человека знаниевый
Объяснять механизм действия факторов, определяющих здоровье человека ориентировочный
Анализировать особенности образа жизни человека и факторы риска здоровью в образовательной среде операциональный
опыт оценки соответствия образ жизни понятию "здоровый" опыт

Цели изучения дисциплины

Формировать умение анализировать и характеризовать факторы здоровья человека.

Задачи

  1. Научиться характеризовать индивидуальные и социальные факторы, определяющие здоровье человека
  2. Научиться характеризовать способы сохранения здоровья в повседневной жизни и чрезвычайных ситуациях

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 36.0 ч.
Лекция 4.0 ч.
Семинар 28.0 ч.
Практическая работа 0 ч.
КСР 4.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 36.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 9.5 ч. из 9.0 ч.
Часов в неделю 2.4 ч. (2.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1. Индивидуальные факторы здоровья Формировать готовность использовать знание индивидуальных факторов здоровья для анализа степени соответствия образа жизни обучающихся понятию "здоровый" Применение знаний об индивидуальных факторах здоровья для диагностики образа жизни
  • Дидактическая единица (1). Здоровье и факторы его определяющие
  • Дидактическая единица (2). Виды неотложных состояний и первая помощь при них
  • Дидактическая единица (3). Здоровый образ жизни
  • Дидактическая единица (4). Питание и здоровье
  • Дидактическая единица (5).Движение и здоровье
  • Дидактическая единица (6). Биологические ритмы
  • Дидактическая единица (7). Сознание и здоровье. Психическое здоровье
  • Дидактическая единица (8).Основы иммунитета
  • Дидактическая единица (9). Рубежный контроль
Модуль 2. Социальные факторы здоровья Формировать готовность использовать знание социальных факторов здоровья для анализа степени соответствия образовательной среды здоровьесберегающим критериям Применение знаний о социальных факторах здоровья для диагностики показателей здоровьесбережения обучающихся в образовательной организации
  • Дидактическая единица (1). Социум и здоровье
  • Дидактическая единица (2). Общественная профилактика развития заболеваний
  • Дидактическая единица (3). Школьные факторы здоровья
  • Дидактическая единица (4). Роль учителя в профилактике заболеваний учащихся
  • Дидактическая единица (5). Здоровьесберегающие технологии в школе
  • Дидактическая единица (6). Профилактика развития вредных привычек
  • Дидактическая единица (7). Семейные факторы здоровья
  • Дидактическая единица (8). Воспитания здорового образа жизни в семье
  • Дидактическая единица (9). Промежуточная аттестация

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Здоровье и факторы его определяющие Лекция 2.0 1
2 Виды неотложных состояний и первая помощь при них Семинар (Коэффициент - 50/50) 2.0 1
3 Виды неотложных состояний и первая помощь при них Индивидуальная работа 2.0 1
4 Здоровье и факторы его определяющие Семинар (Коэффициент - 50/50) 2.0 1
5 Здоровый образ жизни Семинар (Коэффициент - 50/50) 2.0 2
6 Питание и здоровье Индивидуальная работа 2.0 2
7 Питание и здоровье Семинар (Коэффициент - 50/50) 2.0 2
8 Движение и здоровье Семинар (Коэффициент - 50/50) 2.0 3
9 Биологические ритмы Семинар 2.0 3
10 Биологические ритмы Индивидуальная работа 2.0 3
11 Сознание и здоровье. Психическое здоровье Семинар (Коэффициент - 50/50) 2.0 4
12 Основы иммунитета Лекция 2.0 5
13 Рубежный контроль Контрольная работа 2.0 5
14 Социум и здоровье Семинар (Коэффициент - 50/50) 2.0 6
15 Общественная профилактика развития заболеваний Семинар (Коэффициент - 50/50) 2.0 6
16 Роль учителя в профилактике заболеваний учащихся Семинар (Коэффициент - 50/50) 2.0 7
17 Школьные факторы здоровья Семинар (Коэффициент - 50/50) 2.0 7
18 Здоровьесберегающие технологии в школе Индивидуальная работа 2.0 8
19 Семейные факторы здоровья Семинар (Коэффициент - 50/50) 2.0 8
20 Здоровьесберегающие технологии в школе Семинар (Коэффициент - 50/50) 2.0 8
21 Воспитание здорового образа жизни в семье Индивидуальная работа 1.5 9
22 Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация (зачет) 2.0 9
23 Воспитание здорового образа жизни в семье Семинар (Коэффициент - 50/50) 2.0 9
24 Воспитание здорового образа жизни в семье Самостоятельное изучение 2.0 9

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Здоровье и факторы его определяющие Лекция Уметь анализировать образ жизни (свой и обучающихся) с точки зрения соответствия его понятию "здоровый" Воспроизведение
2 Виды неотложных состояний и первая помощь при них Семинар (Коэффициент - 50/50) Уметь анализировать образ жизни (свой и обучающихся) с точки зрения соответствия его понятию "здоровый" Воспроизведение
3 Виды неотложных состояний и первая помощь при них Индивидуальная работа Уметь анализировать образ жизни (свой и обучающихся) с точки зрения соответствия его понятию "здоровый" Воспроизведение
Характеризовать неотложные состояния и первую помощь при них Воспроизведение
4 Здоровье и факторы его определяющие Семинар (Коэффициент - 50/50) Уметь анализировать образ жизни (свой и обучающихся) с точки зрения соответствия его понятию "здоровый" Воспроизведение
Характеризовать неотложные состояния и первую помощь при них Воспроизведение
5 Здоровый образ жизни Семинар (Коэффициент - 50/50) Уметь анализировать образ жизни (свой и обучающихся) с точки зрения соответствия его понятию "здоровый" Воспроизведение
Объяснять компоненты здорового образа жизни Воспроизведение
6 Питание и здоровье Индивидуальная работа Характеризовать неотложные состояния и первую помощь при них Воспроизведение
Анализировать структуру, состав, режим и качество питания Воспроизведение
7 Питание и здоровье Семинар (Коэффициент - 50/50) Характеризовать неотложные состояния и первую помощь при них Воспроизведение
Анализировать структуру, состав, режим и качество питания Воспроизведение
8 Движение и здоровье Семинар (Коэффициент - 50/50) Характеризовать неотложные состояния и первую помощь при них Воспроизведение
Обяснять критерии адекватной возрасту, полу и состоянию здоровья физической активности. Воспроизведение
9 Биологические ритмы Семинар Объяснять компоненты здорового образа жизни Воспроизведение
10 Биологические ритмы Индивидуальная работа Объяснять компоненты здорового образа жизни Воспроизведение
11 Сознание и здоровье. Психическое здоровье Семинар (Коэффициент - 50/50) Анализировать структуру, состав, режим и качество питания Воспроизведение
Выделять критерии здоровья психики и ее влияния на состояние здоровья Воспроизведение
12 Основы иммунитета Лекция Анализировать структуру, состав, режим и качество питания Воспроизведение
13 Рубежный контроль Контрольная работа Уметь анализировать образ жизни (свой и обучающихся) с точки зрения соответствия его понятию "здоровый" Воспроизведение
Характеризовать неотложные состояния и первую помощь при них Воспроизведение
Объяснять компоненты здорового образа жизни Воспроизведение
14 Социум и здоровье Семинар (Коэффициент - 50/50) Выделять ведущие социальные влияния, определяющие формирование здоровья людей Воспроизведение
15 Общественная профилактика развития заболеваний Семинар (Коэффициент - 50/50) Определять первичную, вторичную и третичную профилактики заболеваний Узнавание
16 Роль учителя в профилактике заболеваний учащихся Семинар (Коэффициент - 50/50) Объяснять роль учителя в формировании здоровья обучающихся Воспроизведение
17 Школьные факторы здоровья Семинар (Коэффициент - 50/50) Уметь анализировать вредные поведенческие привычки в образе жизни (как собственном так и учащихся) Воспроизведение
18 Здоровьесберегающие технологии в школе Индивидуальная работа Объяснять роль учителя в формировании здоровья обучающихся Воспроизведение
Перечислять здоровьесберегающие технологии, используемые в образовательных организациях Узнавание
19 Семейные факторы здоровья Семинар (Коэффициент - 50/50) Объяснять роль учителя в формировании здоровья обучающихся Воспроизведение
Объяснять семейные факторы, определяющие здоровье детей Воспроизведение
20 Здоровьесберегающие технологии в школе Семинар (Коэффициент - 50/50) Объяснять роль учителя в формировании здоровья обучающихся Воспроизведение
Перечислять здоровьесберегающие технологии, используемые в образовательных организациях Узнавание
21 Воспитание здорового образа жизни в семье Индивидуальная работа Выделять ведущие социальные влияния, определяющие формирование здоровья людей Воспроизведение
Определять первичную, вторичную и третичную профилактики заболеваний Узнавание
Уметь анализировать вредные поведенческие привычки в образе жизни (как собственном так и учащихся) Воспроизведение
Объяснять роль учителя в формировании здоровья обучающихся Воспроизведение
22 Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация (зачет) Объяснять виды факторов здоровья и способы формирования культуры здоровья обучающихся Воспроизведение
23 Воспитание здорового образа жизни в семье Семинар (Коэффициент - 50/50) Выделять ведущие социальные влияния, определяющие формирование здоровья людей Воспроизведение
Определять первичную, вторичную и третичную профилактики заболеваний Узнавание
Уметь анализировать вредные поведенческие привычки в образе жизни (как собственном так и учащихся) Воспроизведение
Объяснять роль учителя в формировании здоровья обучающихся Воспроизведение
Объяснять роль семьи в формировании навыков здорового образа жизни обучающихся Воспроизведение
24 Воспитание здорового образа жизни в семье Самостоятельное изучение Выделять ведущие социальные влияния, определяющие формирование здоровья людей Воспроизведение
Определять первичную, вторичную и третичную профилактики заболеваний Узнавание

Литература

Основная

  1. Айзман, Р. И. Здоровьесберегающие технологии в образовании : учебное пособие для вузов / Р. И. Айзман, М. М. Мельникова, Л. В. Косованова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 282 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07354-6. — URL: https://urait.ru/bcode/471229 (дата обращения: 15.09.2021).- Режим доступа: по подписке. — Текст : электронный
  2. Комплексная оценка здоровья участников образовательного процесса : учебное пособие для вузов / Р. И. Айзман, А. В. Лебедев, Н. И. Айзман, В. Б. Рубанович ; под общей редакцией Р. И. Айзмана. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 207 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12545-0. — URL: https://urait.ru/bcode/476674 (дата обращения: 15.09.2021). — Режим доступа: по подписке. — Текст : электронный
  3. Мисюк, М. Н. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни : учебник и практикум для вузов / М. Н. Мисюк. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 332 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14054-5. — URL: https://urait.ru/bcode/467573 (дата обращения: 15.09.2021). — Режим доступа: по подписке. — Текст : электронный

Дополнительная

  1. Вдовина, Н. В. Организм человека: процессы жизнедеятельности и их регуляция : монография / Н. В. Вдовина. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 391 с. — (Актуальные монографии). — ISBN 978-5-534-09214-1. — URL: https://urait.ru/bcode/474931 (дата обращения: 15.09.2021). — Режим доступа: по подписке. — Текст : электронный
  2. Никольский, А. В. Психология здоровья. Специфика и пределы адаптивности человека : учебник для вузов / А. В. Никольский. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 303 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11748-6. — URL: https://urait.ru/bcode/476272 (дата обращения: 15.09.2021). — Режим доступа: по подписке. — Текст : электронный
  3. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни : практикум / сост. С. С. Давыдова, А. И. Петкевич ; Липецкий государственный педагогический университет им. П. П. Семенова-Тян-Шанского. – Липецк : Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2019. – 95 с. : ил.- URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=577084 (дата обращения: 15.09.2021). – Режим доступа: по подписке. — Текст : электронный

Цифровые ресурсы

  1. Изменение заболеваемости российских детей, подростков и взрослого населения болезнями основ-ных классов в постсоветский период. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vestnik.mednet.ru/content/view/383/30/lang,ru/.
  2. Медик В.А. Общественное здоровье и здравоохранение [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vmede.org/sait/Obshesyvennoe_3d_medik

Источники

Учебно-методические материалы

  1. Учебная программа. Б1.В.ДВ.14 Факторы здоровья человека [Электронный ресурс]: 46.03.02, Психолого-педагогическое образование / БУ «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. Е.А. Багнетова. – Электрон. дан. - Сургут: СурГПУ, 2021. – Режим доступа: http://els.surgpu.ru/