бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра педагогического и специального образования

Рабочая программа

2021-22 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Н.С. Боталова директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Oct. 1, 2021
А.А. Ниязова заведующий кафедрой
согласовано Oct. 4, 2021
В.В. Толмачева декан факультета

Б1.О.01.02 Методология и методы научного исследования, 1 семестр

М-1272, 44.04.02, Психолого-педагогическое образование (направленность Методическое сопровождение в дошкольном образовании), экзамен

Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов
Э.П. Бакшеева ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
ОПК-1 - Способность осуществлять и оптимизировать профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики Знание критериев и способов оптимизации профессиональной и научно-исследовательской деятельности для достижения поставленных целей знаниевый
Владение способом оптимизации профессиональной деятельности на основе результатов научного исследования в рамках ВКР ориентировочный
Умение анализировать современные нормативно- правовые акты, регламентирующие научно-исследовательскую деятельность операциональный
Умение выбирать методы исследования в соответствии с темой и гипотезой исследования операциональный
Умение планировать научное исследование операциональный
ОПК-8 - Способность проектировать педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний и результатов исследований Умение анализировать этапы научно-исследовательской деятельности на основе требований, предъявляемых к ним. ориентировочный
Умение ставить научные и практические проблемы при обосновании актуальности темы ВКР ориентировочный
Умение определять актуальность, формулировать проблему исследования, цель, гипотезу, задачи, этапы исследования в соответствии с проблемой исследования операциональный
Умение определять компоненты научно-исследовательской деятельности в соответствии с научной проблемой в рамках ВКР операциональный
ПК-3 - Способен осуществлять совместно с другими участниками процесса научно-исследовательскую деятельность для решения профессиональных задач умение осуществлять научно-исследовательскую деятельность для решения профессиональных задач операциональный
УК-1 - Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий Знание методов критического анализа научных теорий, концепций, гипотез знаниевый
Знание назначения и структуры исследовательской деятельности знаниевый
Знание способов организации исследовательской деятельности, деятельности по решению проблемы знаниевый
Знание способов оценки результатов исследовательской деятельности, деятельности по решению проблемы знаниевый
Знание способов постановки и решения научной и практической проблемы в ходе научно-исследовательской деятельности знаниевый
Знание сущности научной и практической проблемы знаниевый
Знание сущности проблемной ситуации знаниевый
Владение способом определения состава и последовательности действий по разработке стратегии решения проблемы и проблемной ситуации в рамках темы ВКР ориентировочный
Владение способом осуществления критического анализа проблемы и проблемных ситуаций на основе системного подхода ориентировочный
Владение способом постановки научной и практической проблемы ориентировочный
УК-6 - Способен определять и реализовывать приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки Знание психолого-педагогических основ самооценки, саморазвития и самореализации методологической культуры знаниевый

Цели изучения дисциплины

Развитие методологической культуры обучающихся магистратуры

Задачи

  1. Совершенствовать знания магистрантов в области методологии науки
  2. Формировать умение моделировать, проектировать и планировать теоретическое и экспериментальное исследование в сфере профессиональной деятельности с учетом методологических основ и инновационных подходов в организации научного исследования и требований нормативных правовых актов и норм профессиональной этики

Числовые характеристики

Трудоемкость 108 ч.
Аудиторная работа 28.0 ч.
Лекция 10.0 ч.
Семинар 12.0 ч.
Практическая работа 0 ч.
КСР 6.0 ч.
Контроль 2.0 ч.
Самостоятельная работа студента 78.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 4.0 ч. из 4.0 ч.
Часов в неделю 1.87 ч. (3.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1. Теоретические основы методологии научного исследования Развитие и систематизация знаний магистрантов об организации эффективного научного исследования, позволяющего получить достоверные результаты для продуктивного использования их в образовательной практике; Умение анализировать и оценивать современные проблемы методологии науки и образования; Умение обосновывать роль теории в научном исследовании, соотношение научной теории, метода и предмета исследования. Умение давать характеристику сущности, видов, структуры научного исследования, общей схемы и специфики построения научного исследования, требований к исследовательской деятельности в сфере образования.
  • Общая характеристика исследовательской деятельности человека в сфере научного исследования
  • Общая методология научного исследования. Современные проблемы методологии науки и образования
  • Сущность теории и ее роль в научном исследовании. Связь научной теории, метода и предмета исследования.
  • Понятийно-категориальный аппарат научно-исследовательской деятельности (компоненты научного аппарата)
  • Понятийно-категориальный аппарат научно-исследовательской деятельности: Научная гипотеза.
  • Этапы научного исследования: подготовка, организация, проведение
  • Рубежный контроль: контрольная работа
Модуль 2. Способы организации и реализации научно-исследовательской деятельности для решения профессиональных задач Способствовать овладению научными методами получения современных научных знаний и формированию умений по проектированию и осуществлению научного исследования, организации продуктивного взаимодействия с коллегами по решению научных и научно-исследовательских задач. Умение определять компоненты научно-исследовательской деятельности в соответствии с научной проблемой в рамках ВКР; Умение использовать экспериментальные и теоретические методы исследования в профессиональной деятельности; Умение проектировать и планировать научное исследование в соответствии с его структурой и логикой.
  • Общая характеристика методов научного исследования.
  • Методы теоретического исследования
  • Методы эмпирического исследования. Наблюдение как метод исследования, методика его реализации.
  • Методы эмпирического исследования. Педагогический эксперимент.
  • Структура исследовательской работы, характеристика её основных компонентов
  • Научный текст как продукт научно - исследовательской деятельности. Смысловое преобразование научного текста.
  • Язык и стиль научного рассуждения.
  • Библиографический аппарат в научном документе.
  • Публичная защита текста научно-исследовательской работы: учебная конференция
  • Промежуточная аттестация - экзамен

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Общая методология научного исследования. Современные проблемы методологии науки и образования Лекция 2.0 1
2 Общая характеристика исследовательской деятельности человека в сфере научного исследования Лекция 2.0 1
3 Понятийно-категориальный аппарат научно-исследовательской деятельности (компоненты научного аппарата). Лекция 2.0 2
4 Понятийно-категориальный аппарат научно-исследовательской деятельности (компоненты научного аппарата). Семинар 2.0 2
5 Сущность теории и ее роль в научном исследовании. Связь научной теории, метода и предмета исследования. Самостоятельное изучение 6.0 3
6 Сущность теории и ее роль в научном исследовании. Связь научной теории, метода и предмета исследования. Вариативное задание 4.0 3
7 Сущность теории и ее роль в научном исследовании. Связь научной теории, метода и предмета исследования. Индивидуальная работа 1.5 3
8 Понятийно-категориальный аппарат научно-исследовательской деятельности: Научная гипотеза. Лекция 2.0 4
9 Понятийно-категориальный аппарат научно-исследовательской деятельности: Научная гипотеза. Семинар 2.0 4
10 Этапы научного исследования: подготовка, организация, проведение Семинар 2.0 5
11 Этапы научного исследования: подготовка, организация, проведение Вариативное задание 3.0 5
12 Общая характеристика методов научного исследования Лекция 2.0 6
13 Общая характеристика методов научного исследования Вариативное задание 4.0 6
14 Методы теоретического исследования Самостоятельное изучение 6.0 7
15 Методы теоретического исследования Вариативное задание 4.0 7
16 Методы эмпирического исследования. Наблюдение как метод исследования, методика его реализации. Семинар 2.0 8
17 Методы эмпирического исследования. Педагогический эксперимент. Обработка результатов эмпирического этапа исследования. Семинар 2.0 8
18 Структура исследовательской работы, характеристика её основных компонентов Самостоятельное изучение 6.0 9
19 Структура исследовательской работы, характеристика её основных компонентов Индивидуальная работа 0.5 9
20 Научный текст как продукт научно - исследовательской деятельности. Смысловое преобразование научного текста. Самостоятельное изучение 6.0 10
21 Язык и стиль научного рассуждения. Семинар 2.0 11
22 Библиографический аппарат в научном документе. Самостоятельное изучение 6.0 12
23 Публичная защита текста научно-исследовательской работы: учебная конференция Конференция 4.0 14
24 Рубежный контроль: Контрольная работа Контрольная работа 2.0 14
25 Промежуточная аттестация - экзамен Промежуточная аттестация (экз.) 2.0 15

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Общая методология научного исследования. Современные проблемы методологии науки и образования Лекция Умение анализировать и оценивать современные проблемы методологии науки и образования, моделировать способы их решения, прогнозировать результаты, оценивать последствия и риски Воспроизведение
Умение объяснять зависимость успешности научного исследования от соблюдения исследователем методологических принципов при организации исследовательской деятельности. Воспроизведение
Умение обосновать этические нормы осуществления психолого-педагогического исследования Воспроизведение
2 Общая характеристика исследовательской деятельности человека в сфере научного исследования Лекция Понимание требований научно-исследовательской деятельности к ее субъекту Воспроизведение
Умение интерпретировать подходы к соотношению репродуктивного и творческого начал в деятельности исследователя, особенности творческой деятельности. Воспроизведение
Умение применять знания психологической структуры деятельности при построении научного исследования Воспроизведение
3 Понятийно-категориальный аппарат научно-исследовательской деятельности (компоненты научного аппарата). Лекция Владение способами выбора и постановки компонентов аппарата научного исследования; Воспроизведение
Владение умениями проектировать и планировать научное исследование в соответствии с его структурой и логикой Воспроизведение
4 Понятийно-категориальный аппарат научно-исследовательской деятельности (компоненты научного аппарата). Семинар Владение способами выбора и постановки компонентов аппарата научного исследования; Воспроизведение
Владение умениями проектировать и планировать научное исследование в соответствии с его структурой и логикой Воспроизведение
Умение осуществлять выбор и постановку компонентов аппарата научного исследования; Применение
Умение проектировать и планировать научное исследование в соответствии с его структурой и логикой Применение
5 Сущность теории и ее роль в научном исследовании. Связь научной теории, метода и предмета исследования. Самостоятельное изучение Умение обосновывать роль теории в научном исследовании, соотношение научной теории, метода и предмета исследования Воспроизведение
6 Сущность теории и ее роль в научном исследовании. Связь научной теории, метода и предмета исследования. Вариативное задание Умение обосновывать роль теории в научном исследовании, соотношение научной теории, метода и предмета исследования Воспроизведение
7 Сущность теории и ее роль в научном исследовании. Связь научной теории, метода и предмета исследования. Индивидуальная работа Умение обосновывать роль теории в научном исследовании, соотношение научной теории, метода и предмета исследования Воспроизведение
8 Понятийно-категориальный аппарат научно-исследовательской деятельности: Научная гипотеза. Лекция Владение способом постановки и проверки научной гипотезы Воспроизведение
9 Понятийно-категориальный аппарат научно-исследовательской деятельности: Научная гипотеза. Семинар Владение способом постановки и проверки научной гипотезы Воспроизведение
10 Этапы научного исследования: подготовка, организация, проведение Семинар Умение проектировать психолого-педагогическое исследование Применение
11 Этапы научного исследования: подготовка, организация, проведение Вариативное задание Умение проектировать психолого-педагогическое исследование Применение
12 Общая характеристика методов научного исследования Лекция Знание методов критического анализа научных теорий, концепций, гипотез Воспроизведение
Владение способом осуществления критического анализа проблемы и проблемных ситуаций на основе системного подхода Воспроизведение
13 Общая характеристика методов научного исследования Вариативное задание Умение осуществлять выбор методов исследования в зависимости от цели, предмета и гипотезы исследования Применение
Знание методов критического анализа научных теорий, концепций, гипотез Воспроизведение
Владение способом осуществления критического анализа проблемы и проблемных ситуаций на основе системного подхода Воспроизведение
14 Методы теоретического исследования Самостоятельное изучение Умение использовать теоретические методы для анализа и обобщения теорий, концепций и результатов научного исследования Воспроизведение
15 Методы теоретического исследования Вариативное задание Умение использовать теоретические методы для анализа и обобщения теорий, концепций и результатов научного исследования Воспроизведение
16 Методы эмпирического исследования. Наблюдение как метод исследования, методика его реализации. Семинар Умение планировать научное исследование Применение
Умение выбирать методы исследования в соответствии с темой и гипотезой исследования Применение
Владение способом оптимизации профессиональной деятельности на основе результатов научного исследования в рамках ВКР Применение
Владение способами определения последовательности и состава действий совместно с другими участниками при выборе методов организации научно-исследовательской деятельности в области психолого-педагогических и гуманитарных исследованиях Применение
17 Методы эмпирического исследования. Педагогический эксперимент. Обработка результатов эмпирического этапа исследования. Семинар Умение планировать научное исследование Применение
Умение выбирать методы исследования в соответствии с темой и гипотезой исследования Применение
Владение способом оптимизации профессиональной деятельности на основе результатов научного исследования в рамках ВКР Применение
Владение способами определения последовательности и состава действий совместно с другими участниками при выборе методов организации научно-исследовательской деятельности в области психолого-педагогических и гуманитарных исследованиях Применение
Умение проектировать педагогический эксперимент Применение
18 Структура исследовательской работы, характеристика её основных компонентов Самостоятельное изучение Владение способом проектирования структуры исследовательской работы Воспроизведение
Умение планировать научное исследование Применение
19 Структура исследовательской работы, характеристика её основных компонентов Индивидуальная работа Владение способом проектирования структуры исследовательской работы Воспроизведение
Умение планировать научное исследование Применение
20 Научный текст как продукт научно - исследовательской деятельности. Смысловое преобразование научного текста. Самостоятельное изучение Владение способом составления научного текста, научной статьи, рецензии на научную статью Применение
21 Язык и стиль научного рассуждения. Семинар Владение способами публичной речи, аргументации, ведения дискуссии Применение
22 Библиографический аппарат в научном документе. Самостоятельное изучение Владение способом составления библиографических записей Применение
23 Публичная защита текста научно-исследовательской работы: учебная конференция Конференция Знание психолого-педагогических основ самооценки, саморазвития и самореализации методологической культуры Воспроизведение
Владение способами публичной речи, аргументации, ведения дискуссии Применение
24 Рубежный контроль: Контрольная работа Контрольная работа Понимание требований научно-исследовательской деятельности к ее субъекту Воспроизведение
Умение интерпретировать подходы к соотношению репродуктивного и творческого начал в деятельности исследователя, особенности творческой деятельности. Воспроизведение
Умение применять знания психологической структуры деятельности при построении научного исследования Воспроизведение
Умение анализировать и оценивать современные проблемы методологии науки и образования, моделировать способы их решения, прогнозировать результаты, оценивать последствия и риски Воспроизведение
Умение объяснять зависимость успешности научного исследования от соблюдения исследователем методологических принципов при организации исследовательской деятельности. Воспроизведение
Умение обосновать этические нормы осуществления психолого-педагогического исследования Воспроизведение
Умение обосновывать роль теории в научном исследовании, соотношение научной теории, метода и предмета исследования Воспроизведение
Владение способами выбора и постановки компонентов аппарата научного исследования; Воспроизведение
Владение умениями проектировать и планировать научное исследование в соответствии с его структурой и логикой Воспроизведение
Владение способом постановки и проверки научной гипотезы Воспроизведение
Умение проектировать психолого-педагогическое исследование Применение
Умение применять знания психологической структуры деятельности при построении научного исследования. Умение анализировать и оценивать современные проблемы методологии науки и образования; Умение обосновывать роль теории в научном исследовании, соотношение научной теории, метода и предмета исследования. Владение умениями проектировать и планировать научное исследование в соответствии с его структурой и логикой. Умение давать характеристику сущности, видов, структуры научного исследования, общей схемы и специфики построения научного исследования, требований к исследовательской деятельности в сфере образования. Применение
25 Промежуточная аттестация - экзамен Промежуточная аттестация (экз.) Знание сущности научной и практической проблемы Воспроизведение
Знание назначения и структуры исследовательской деятельности Воспроизведение
Знание методов критического анализа научных теорий, концепций, гипотез Воспроизведение
Знание способов постановки и решения научной и практической проблемы в ходе научно-исследовательской деятельности Воспроизведение
Знание способов организации и оценки результатов исследовательской деятельности, деятельности по решению проблемы Воспроизведение
Знание методологических основ организации научно-исследовательской деятельности в области психолого-педагогических и гуманитарных исследованиях Воспроизведение
Знание требований к планированию научно-исследовательской деятельности в области психолого-педагогических и гуманитарных исследованиях Воспроизведение
Знание сущностных характеристик теоретических и эмпирических методов организации научно-исследовательской деятельности в области психолого-педагогических и гуманитарных исследованиях Воспроизведение
Умение проектировать научное исследование на основе учета требований современных нормативно- правовых актов, регламентирующие научно-исследовательскую деятельность Применение
Умение определять актуальность, формулировать проблему исследования, цель, гипотезу, задачи, этапы исследования в соответствии с проблемой исследования Применение
Умение определять компоненты научно-исследовательской деятельности в соответствии с научной проблемой в рамках ВКР Применение
Умение выбирать методы исследования в соответствии с темой и гипотезой исследования Применение
Умение планировать научное исследование Применение

Литература

Основная

  1. Горелов, Н. А. Методология научных исследований : учеб. и практикум для бакалавриата и магистратуры, студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по всем направлениям, [аспирантов и докторантов] / Н. А. Горелов, Д. В. Круглов, О. Н. Кораблева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2018. - 364, [2] с. - (Бакалавр и магистр). - Гриф УМО. - ISBN 978-5-534-03635-0 – Текст : непосредственный
  2. Кузнецов, И.Н. Основы научных исследований : учебное пособие / И.Н. Кузнецов. – 5-е изд., перераб. – Москва : Дашков и К°, 2020. – 282 с. – ISBN 978-5-394-03684-2. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=573392 (дата обращения: 14.09.2021). – Режим доступа: по подписке. – Текст: электронный
  3. Мандель, Б.Р. Методология и методы организации научного исследования в педагогике: учебное пособие для обучающихся в магистратуре / Б.Р. Мандель. - Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2018. - 340 с.- ISBN 978-5-4475-9665-1. –URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=486259 (дата обращения: 14.09.2021). – Режим доступа: по подписке. – Текст: электронный
  4. Мокий, М. С. Методология научных исследований : учеб. для магистров, студентов, [аспирантов] высш. учеб. заведений / М. С. Мокий, А. Л. Никифоров, В. С. Мокий ; под ред. М. С. Мокия. - Москва : Юрайт, 2018. - 255, [1] с. - (Магистр). - Гриф УМО. - ISBN 978-5-9916-1036-0.- Текст: непосредственный
  5. Полонский, В. М. Оценка качества научно-педагогических исследований : учеб. пособие [для бакалавров, магистрантов, аспирантов] / В. М. Полонский. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ИНФРА-М, 2018. - 219, [1] с. - (Высшее образование. Магистратура). - ISBN 978-5-16-012472-8.- Текст: непосредственный

Дополнительная

  1. Афанасьев, В. В. Методология и методы научного исследования : учебное пособие для вузов / В. В. Афанасьев, О. В. Грибкова, Л. И. Уколова. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 154 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-02890-4. — URL: https://urait.ru/bcode/472343 (дата обращения: 17.09.2021). – Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный.
  2. Байбородова, Л. В. Методология и методы научного исследования : учебное пособие для вузов / Л. В. Байбородова, А. П. Чернявская. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 221 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06257-1. —URL: https://urait.ru/bcode/471112 (дата обращения: 17.09.2021). – Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный.
  3. Дрещинский, В. А. Методология научных исследований : учебник для вузов / В. А. Дрещинский. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 274 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07187-0. —URL: https://urait.ru/bcode/472413 (дата обращения: 17.09.2021). – Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный.
  4. Крулехт, М. В. Методология и методы психолого-педагогических исследований. Практикум : учебное пособие для вузов / М. В. Крулехт. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 195 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-05461-3. —URL: https://urait.ru/bcode/473188 (дата обращения: 17.09.2021). – Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный.
  5. Методология педагогики : монография [для студентов вузов, обучающихся по направлениям подгот. 44.03.01 "Педагогическое образование", 44.03.05 "Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)" ] / [Е. А. Александрова и др.] ; под общ. ред. В. Г. Рындак. - Москва : ИНФРА-М, 2018. - 294, [2] с. - (Научная мысль). - ISBN 978-5-16-012947-1.- Текст: непосредственный
  6. Старикова, Л. Д. Методология педагогического исследования : учебник для вузов / Л. Д. Старикова, С. А. Стариков. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 287 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06813-9. —URL: https://urait.ru/bcode/470458 (дата обращения: 17.09.2021). – Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный.

Цифровые ресурсы

  1. Методы и средства научных исследований: учеб. посо бие / Ю. Н. Колмогоров [и др.]. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2017.— 152 с. ISBN 978-5-7996-2256-5. URL: file:///C:/Users/User/Desktop/978-5-7996-2256-5_2017.pdf (дата обращения 17.09.2021). – Режим доступа свободный. - Текст: электронный.
  2. Сайт ВАК Минобрнауки РФ. – URL: http://vak.ed.gov.ru/ (дата обращения 17.09.2021). – Режим доступа свободный. - Текст: электронный.

Источники

  1. ГОСТ Р 7.0.100 - 2018 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. библиографическое описание. Общие требования и правила составления. Москва: Стандартинформ, 2018. - URL: https://www.rsl.ru/photo/!_ORS/5-PROFESSIONALAM/7_sibid/%D0%93%D0%9E%D0%A1%D0%A2_%D0%A0_7_0_100_2018_1204.pdf (дата обращения 17.09.2021). – Режим доступа свободный. - Текст: электронный.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование : утвержден и введен в действие Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 февраля 2018 г. N 126. - Текст : электронный // Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования: официальный сайт. - URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Mag/440401_M_3_16032018.pdf (дата обращения: 16.09.2021).

Учебно-методические материалы

  1. Б1.О.01.02 Методология и методы научного исследования: Рабочая программа: АРМ преподавателя СурГПУ [Электронный ресурс]: Направление подготовки 44.04.01 Педагогическое образование, экзамен / БУ «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. Э.П. Бакшеева. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2021. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.