бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра медико-биологических дисциплин и безопасности жизнедеятельности

Рабочая программа

2021-22 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Н.С. Боталова директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Oct. 5, 2021
А.А. Говорухина заведующий кафедрой
согласовано Oct. 6, 2021
В.В. Толмачева декан факультета

Б1.О.02.02 Основы медицинских знаний, 1 семестр

Б-01063, 44.03.05, Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)(направленность Дошкольное образование и Начальное образование), зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
Е.А. Багнетова ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов (УK-8) Перечислять основные направления профилактики заболеваний, признаки неотложных состояний знаниевый
Определять возможные варианты отклонений функционального состояния и нормальной жизнедеятельности человека при возникновении неотложных состояний ориентировочный
Уметь выявлять отклонения в образе жизни и показателях функционального состояния человека при возникновении неотложных состояний операциональный
Опыт оказания первой помощи при жизнеугрожающих ситуациях опыт

Цели изучения дисциплины

Формировать умение анализировать факторы здоровья человека, использовать приемы первой помощи при развитии неотложных состояний

Задачи

  1. Научиться выделять и характеризовать факторы, определяющие здоровье человека
  2. Научиться определять виды и признаки неотложных состояний и оказывать первую помощь при их возникновении

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 8.0 ч.
Лекция 4.0 ч.
Семинар 0 ч.
Практическая работа 4.0 ч.
КСР 0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 60.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 12.0 ч. из 12.0 ч.
Часов в неделю 0.47 ч. (2.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Биологические и социальные аспекты сохранения здоровья и жизни человека Формировать готовность к сохранению и укреплению здоровья человека Знать и уметь применять в повседневной жизнедеятельности приемы сохранения здоровья человека
  • Принципы сохранения и укрепления здоровья человека.
  • Основы микробиологии, эпидемиологии и иммунологии.
Основы медицинских знаний Формировать навыки оказания первой помощи при возникновении неотложных состояний Знать главные симптомы угрожающих жизни и неотложных состояний Уметь оказать первую помощь при развитии жизнеопасных состояний
  • Понятие о неотложных состояниях и их причинах. Оказание первой помощи
  • Базовая сердечно-легочная реанимация.
  • Характеристика и профилактика травматизма.

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Биологические и социальные аспекты сохранения здоровья и жизни человека Лекция 2.0 1
2 Биологические и социальные аспекты сохранения здоровья и жизни человека Самостоятельное изучение 6.0 2
3 Биологические и социальные аспекты сохранения здоровья и жизни человека Индивидуальная работа 2.0 2
4 Принципы сохранения и укрепления здоровья человека Самостоятельное изучение 6.0 3
5 Принципы сохранения и укрепления здоровья человека Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 4
6 Принципы сохранения и укрепления здоровья человека Индивидуальная работа 2.0 4
7 Основы микробиологии, эпидемиологии и иммунологии Самостоятельное изучение 6.0 5
8 Основы микробиологии, эпидемиологии и иммунологии Индивидуальная работа 2.0 5
9 Рубежный контроль Реферат 2.0 7
10 Рубежный контроль Индивидуальная работа 2.0 7
11 Неотложные состояния при заболеваниях сердечно-сосудистой системы и помощь при них Лекция 2.0 8
12 Неотложные состояния при заболеваниях сердечно-сосудистой системы и помощь при них Самостоятельное изучение 6.0 8
13 Неотложные состояния при заболеваниях сердечно-сосудистой системы и помощь при них Индивидуальная работа 2.0 8
14 Неотложные состояния при заболеваниях дыхательной, эндокринной систем, желудочно-кишечного тракта и помощь при них Самостоятельное изучение 6.0 9
15 Терминальные состояния и клиническая смерть. Современный алгоритм базовой сердечно-легочной реанимации Самостоятельное изучение 4.0 10
16 Терминальные состояния и клиническая смерть. Современный алгоритм базовой сердечно-легочной реанимации Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 11
17 Несчастные случаи: солнечный и тепловой удары, утопления, поражения дымом и угарным газом, укусы животными, пауками и змеями, ужаление насекомыми Самостоятельное изучение 6.0 12
18 Характеристика, виды травматизма, его профилактика Реферат 6.0 14
19 Промежуточный контроль Реферат 2.0 17
20 Промежуточный контроль Индивидуальная работа 2.0 17
21 Первая помощь при травмах Самостоятельное изучение 6.0 17

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Биологические и социальные аспекты сохранения здоровья и жизни человека Лекция Знать структуру ЗОЖ, основные принципы и подходы к формированию ЗОЖ и сохранению здоровья человека. Воспроизведение 1-20
Понимать особенности феномена здоровья и основные факторы, влияющие на здоровье человека. Воспроизведение 21-25
Уметь анализировать поведенческие привычки с точки зрения соответствия понятию «здоровый». Воспроизведение 26-35
2 Биологические и социальные аспекты сохранения здоровья и жизни человека Самостоятельное изучение Знать структуру ЗОЖ, основные принципы и подходы к формированию ЗОЖ и сохранению здоровья человека. Воспроизведение 1-20
Понимать особенности феномена здоровья и основные факторы, влияющие на здоровье человека. Воспроизведение 21-25
3 Биологические и социальные аспекты сохранения здоровья и жизни человека Индивидуальная работа Знать структуру ЗОЖ, основные принципы и подходы к формированию ЗОЖ и сохранению здоровья человека. Воспроизведение 1-20
Понимать особенности феномена здоровья и основные факторы, влияющие на здоровье человека. Воспроизведение 21-25
Уметь анализировать поведенческие привычки с точки зрения соответствия понятию «здоровый». Воспроизведение 26-35
4 Принципы сохранения и укрепления здоровья человека Самостоятельное изучение Знать структуру ЗОЖ, основные принципы и подходы к формированию ЗОЖ и сохранению здоровья человека. Воспроизведение 1-20
Понимать особенности феномена здоровья и основные факторы, влияющие на здоровье человека. Воспроизведение 21-25
Уметь анализировать поведенческие привычки с точки зрения соответствия понятию «здоровый». Воспроизведение 26-35
5 Принципы сохранения и укрепления здоровья человека Практическая работа (К-т. 50/50) Знать структуру ЗОЖ, основные принципы и подходы к формированию ЗОЖ и сохранению здоровья человека. Воспроизведение 1-20
Понимать особенности феномена здоровья и основные факторы, влияющие на здоровье человека. Воспроизведение 21-25
Уметь анализировать поведенческие привычки с точки зрения соответствия понятию «здоровый». Воспроизведение 26-35
6 Принципы сохранения и укрепления здоровья человека Индивидуальная работа Знать структуру ЗОЖ, основные принципы и подходы к формированию ЗОЖ и сохранению здоровья человека. Воспроизведение 1-20
Понимать особенности феномена здоровья и основные факторы, влияющие на здоровье человека. Воспроизведение 21-25
Уметь анализировать поведенческие привычки с точки зрения соответствия понятию «здоровый». Воспроизведение 26-35
7 Основы микробиологии, эпидемиологии и иммунологии Самостоятельное изучение Знать основные понятия эпидемиологии, микробиологии и иммунологии. Воспроизведение 36-43
Знать определение, виды и способы формирования иммунитета. Воспроизведение 56-60
8 Основы микробиологии, эпидемиологии и иммунологии Индивидуальная работа Знать основные понятия эпидемиологии, микробиологии и иммунологии. Воспроизведение 36-43
Уметь выделять особенности отдельных групп инфекционных заболеваний и основные причины их возникновения. Узнавание 44-49
Уметь устанавливать взаимосвязь между инфекционным и эпидемиологическим процессом; оценивать эпидемическую опасность инфекционного заболевания. Узнавание 50-55
9 Рубежный контроль Реферат Знать основные причины остановки кровообращения и алгоритм базовой СЛР Воспроизведение 116-131
Уметь проводить базовую СЛР Воспроизведение 132-150
10 Рубежный контроль Индивидуальная работа Знать структуру ЗОЖ, основные принципы и подходы к формированию ЗОЖ и сохранению здоровья человека. Воспроизведение 1-20
Понимать особенности феномена здоровья и основные факторы, влияющие на здоровье человека. Воспроизведение 21-25
Уметь анализировать поведенческие привычки с точки зрения соответствия понятию «здоровый». Воспроизведение 26-35
Знать основные понятия эпидемиологии, микробиологии и иммунологии. Воспроизведение 36-43
Уметь выделять особенности отдельных групп инфекционных заболеваний и основные причины их возникновения. Узнавание 44-49
Уметь устанавливать взаимосвязь между инфекционным и эпидемиологическим процессом; оценивать эпидемическую опасность инфекционного заболевания. Узнавание 50-55
Знать определение, виды и способы формирования иммунитета. Воспроизведение 56-60
11 Неотложные состояния при заболеваниях сердечно-сосудистой системы и помощь при них Лекция Знать виды и признаки неотложных состояний при заболеваниях ССС, дыхательной и эндокринной системы, желудочно-кишечного тракта. Воспроизведение 61-70
Уметь оказывать первую помощь при обмороке, гипертоническом кризе, стенокардии, инфаркте миокарда. Воспроизведение 90-102
12 Неотложные состояния при заболеваниях сердечно-сосудистой системы и помощь при них Самостоятельное изучение Знать виды и признаки неотложных состояний при заболеваниях ССС, дыхательной и эндокринной системы, желудочно-кишечного тракта. Воспроизведение 61-70
Уметь оказывать первую помощь при обмороке, гипертоническом кризе, стенокардии, инфаркте миокарда. Воспроизведение 90-102
Несчастные случаи: солнечный и тепловой удары, утопления, поражения дымом и угарным газом, укусы животными, пауками и змеями, ужаление насекомыми Воспроизведение 103-115
13 Неотложные состояния при заболеваниях сердечно-сосудистой системы и помощь при них Индивидуальная работа Знать виды и признаки неотложных состояний при заболеваниях ССС, дыхательной и эндокринной системы, желудочно-кишечного тракта. Воспроизведение 61-70
Уметь оказывать первую помощь при обмороке, гипертоническом кризе, стенокардии, инфаркте миокарда. Воспроизведение 90-102
Несчастные случаи: солнечный и тепловой удары, утопления, поражения дымом и угарным газом, укусы животными, пауками и змеями, ужаление насекомыми Воспроизведение 103-115
14 Неотложные состояния при заболеваниях дыхательной, эндокринной систем, желудочно-кишечного тракта и помощь при них Самостоятельное изучение Знать виды и признаки неотложных состояний при заболеваниях ССС, дыхательной и эндокринной системы, желудочно-кишечного тракта. Воспроизведение 61-70
15 Терминальные состояния и клиническая смерть. Современный алгоритм базовой сердечно-легочной реанимации Самостоятельное изучение Знать основные понятия эпидемиологии, микробиологии и иммунологии. Воспроизведение 36-43
Знать основные причины остановки кровообращения и алгоритм базовой СЛР Воспроизведение 116-131
Уметь проводить базовую СЛР Воспроизведение 132-150
16 Терминальные состояния и клиническая смерть. Современный алгоритм базовой сердечно-легочной реанимации Практическая работа (К-т. 50/50) Знать основные причины остановки кровообращения и алгоритм базовой СЛР Воспроизведение 116-131
Уметь проводить базовую СЛР Воспроизведение 132-150
17 Несчастные случаи: солнечный и тепловой удары, утопления, поражения дымом и угарным газом, укусы животными, пауками и змеями, ужаление насекомыми Самостоятельное изучение Несчастные случаи: солнечный и тепловой удары, утопления, поражения дымом и угарным газом, укусы животными, пауками и змеями, ужаление насекомыми Воспроизведение 103-115
18 Характеристика, виды травматизма, его профилактика Реферат Знать виды и способы профилактики травматизма Воспроизведение 151-190
Знать способы первой помощи при травмах. Воспроизведение 191-250
19 Промежуточный контроль Реферат Знать структуру ЗОЖ, основные принципы и подходы к формированию ЗОЖ и сохранению здоровья человека. Воспроизведение 1-20
Понимать особенности феномена здоровья и основные факторы, влияющие на здоровье человека. Воспроизведение 21-25
Уметь анализировать поведенческие привычки с точки зрения соответствия понятию «здоровый». Воспроизведение 26-35
Знать основные понятия эпидемиологии, микробиологии и иммунологии. Воспроизведение 36-43
Уметь выделять особенности отдельных групп инфекционных заболеваний и основные причины их возникновения. Узнавание 44-49
Уметь устанавливать взаимосвязь между инфекционным и эпидемиологическим процессом; оценивать эпидемическую опасность инфекционного заболевания. Узнавание 50-55
Знать определение, виды и способы формирования иммунитета. Воспроизведение 56-60
Знать виды и признаки неотложных состояний при заболеваниях ССС, дыхательной и эндокринной системы, желудочно-кишечного тракта. Воспроизведение 61-70
Уметь оказывать первую помощь при обмороке, гипертоническом кризе, стенокардии, инфаркте миокарда. Воспроизведение 90-102
Несчастные случаи: солнечный и тепловой удары, утопления, поражения дымом и угарным газом, укусы животными, пауками и змеями, ужаление насекомыми Воспроизведение 103-115
Знать основные причины остановки кровообращения и алгоритм базовой СЛР Воспроизведение 116-131
Уметь проводить базовую СЛР Воспроизведение 132-150
Знать виды и способы профилактики травматизма Воспроизведение 151-190
Знать способы первой помощи при травмах. Воспроизведение 191-250
20 Промежуточный контроль Индивидуальная работа Знать структуру ЗОЖ, основные принципы и подходы к формированию ЗОЖ и сохранению здоровья человека. Воспроизведение 1-20
Понимать особенности феномена здоровья и основные факторы, влияющие на здоровье человека. Воспроизведение 21-25
Уметь анализировать поведенческие привычки с точки зрения соответствия понятию «здоровый». Воспроизведение 26-35
Знать основные понятия эпидемиологии, микробиологии и иммунологии. Воспроизведение 36-43
Уметь выделять особенности отдельных групп инфекционных заболеваний и основные причины их возникновения. Узнавание 44-49
Уметь устанавливать взаимосвязь между инфекционным и эпидемиологическим процессом; оценивать эпидемическую опасность инфекционного заболевания. Узнавание 50-55
Знать определение, виды и способы формирования иммунитета. Воспроизведение 56-60
Знать виды и признаки неотложных состояний при заболеваниях ССС, дыхательной и эндокринной системы, желудочно-кишечного тракта. Воспроизведение 61-70
Уметь оказывать первую помощь при обмороке, гипертоническом кризе, стенокардии, инфаркте миокарда. Воспроизведение 90-102
Несчастные случаи: солнечный и тепловой удары, утопления, поражения дымом и угарным газом, укусы животными, пауками и змеями, ужаление насекомыми Воспроизведение 103-115
Знать основные причины остановки кровообращения и алгоритм базовой СЛР Воспроизведение 116-131
Уметь проводить базовую СЛР Воспроизведение 132-150
Знать виды и способы профилактики травматизма Воспроизведение 151-190
Знать способы первой помощи при травмах. Воспроизведение 191-250
21 Первая помощь при травмах Самостоятельное изучение Знать виды и способы профилактики травматизма Воспроизведение 151-190
Знать способы первой помощи при травмах. Воспроизведение 191-250

Литература

Основная

  1. Айзман,Р.И. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни [Электронный ресурс] : учебное пособие / М.А. Суботялов; В.Б. Рубанович; Р.И. Айзман. - Основы медицинских знаний и здорового образа жизни ; 2020-05-22. - Новосибирск : Сибирское университетское издательство, 2017. - 214 c. - ISBN 978-5-379-02007-1. URL:http://www.iprbookshop.ru/65284.html (дата обращения: 10.09.2021). - Режим доступа: по подписке. – Текст: электронный.
  2. Айзман, Р. И. Основы медицинских знаний : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям / Р. И. Айзман, И. В. Омельченко. - Москва : КноРус, 2016. - 243 с. - (Бакалавриат). - Гриф УМО. - ISBN 978-5-406-02131-6 .- Текст: непосредственный

Дополнительная

  1. Алешина, Л. И. Основы медицинских знаний. Первая помощь. В 2 частях. Ч.1 : учебно-методическое пособие / Л. И. Алешина, Т. Г. Щербакова, О. В. Грибанова. — Волгоград : Волгоградский государственный социально-педагогический университет, «Перемена», 2020. — 118 c. — URL: https://www.iprbookshop.ru/96743.html (дата обращения: 15.09.2021). — Режим доступа: по подписке. — Текст : электронный
  2. Алешина, Л. И. Основы медицинских знаний. Первая помощь. В 2 частях. Ч.2 : учебно-методическое пособие / Л. И. Алешина, Т. Г. Щербакова, О. В. Грибанова. — Волгоград : Волгоградский государственный социально-педагогический университет, «Перемена», 2020. — 118 c. — URL: https://www.iprbookshop.ru/96744.html (дата обращения: 15.09.2021). — Режим доступа: по подписке. — Текст : электронный
  3. Багнетова, Е. А. Гигиенические основы физкультурно-спортивной деятельности : учеб. пособие. Направление подгот. 44.03.01 Педагогическое образование (профиль Физкультурное образование, профиль "Образование в области безопасности жизнедеятельности"), 49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) / Е. А. Багнетова ; Департамент образования и молодеж. политики Ханты-Манс. авт. округа - Югры, Бюджет. учреждение высш. образования Ханты-Манс. авт. округа - Югры "Сургут. гос. пед. ун-т". - Сургут : РИО СурГПУ, 2017. - 268, [1] с. - Гриф УМО. - ISBN 978-5-93190-351-4.- Сведения также доступны по URL:https://lib.rucont.ru/efd/670821/info .- Текст: непосредственный
  4. Балаян,С.Е. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учебно-методическое пособие / С.Е. Балаян. - Набережные Челны : Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2014. - 80 c. URL:http://www.iprbookshop.ru/49923.html (дата обращения: 16.09.2021). - Режим доступа: по подписке. – Текст: электронный.
  5. Кувшинов,Ю.А. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учебное пособие / Ю.А. Кувшинов. - Кемерово : Кемеровский государственный институт культуры, 2013. - 183 c. - ISBN 978-5-8154-0275-1. URL:http://www.iprbookshop.ru/55248.html (дата обращения: 16.09.2021). - Режим доступа: по подписке. – Текст: электронный.
  6. Мисюк, М. Н. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни : учеб. и практикум для приклад. бакалавриата : учеб. для студентов вузов / М. Н. Мисюк. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва : Юрайт, 2018. - 499, [1] с. - (Бакалавр. Прикладной курс). - Гриф МО. - ISBN 978-5-534-00710-7 .- Текст: непосредственный
  7. Орехова,Т.Ф. Теоретические основы формирования здорового образа жизни субъектов педагогического процесса в системе современного общего образования : монография / Т.Ф. Орехова. - 3-е изд., стер. - Москва : Флинта, 2021. - 355 с. - ISBN 978-5-9765-1211-5. URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=83457 (дата обращения: 10.09.2021). - Режим доступа: по подписке. – Текст: электронный.
  8. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни : практикум / сост. С. С. Давыдова, А. И. Петкевич ; Липецкий государственный педагогический университет им. П. П. Семенова-Тян-Шанского. – Липецк : Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2019. – 95 с. : ил.- URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=577084 (дата обращения: 15.09.2021). – Режим доступа: по подписке. — Текст : электронный
  9. Пауткин,Ю.Ф. Первая доврачебная медицинская помощь: учебное пособие / В.И. Кузнецов; Ю.Ф. Пауткин. - Москва : Российский университет дружбы народов, 2013. - 164 c. - ISBN 978-5-209-04360-7. URL:http://www.iprbookshop.ru/22204.html(дата обращения: 10.09.2021). - Режим доступа: по подписке. – Текст: электронный.
  10. Щанкин,А.А. Курс лекций по основам медицинских знаний и здорового образа жизни : учебное пособие / А.А. Щанкин. - Москва|Берлин : Директ-Медиа, 2015. - 97 с. - ISBN 978-5-4475-4855-1. URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=362685(дата обращения: 10.09.2021). - Режим доступа: по подписке. – Текст: электронный.

Цифровые ресурсы

  1. Изменение заболеваемости российских детей, подростков и взрослого населения болезнями основ-ных классов в постсоветский период. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vestnik.mednet.ru/content/view/383/30/lang,ru/.
  2. Медик В.А. Общественное здоровье и здравоохранение [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vmede.org/sait/Obshesyvennoe_3d_medik
  3. Медик В.А. Общественное здоровье и здравоохранение [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vmede.org/sait/Obshesyvennoe_3d_medik
  4. Павлова М. Методические рекомендации по «Основам здорового образа жизни» [Электронный ре-сурс]. – Режим доступа: http://best-host.ru/.

Источники

Учебно-методические материалы

  1. Учебная программа. Б1.О.02.02 Основы медицинских знаний [Электронный ресурс]: 44.03.05, Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)(направленность Дошкольное образование и Начальное образование) / БУ «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. Е.А. Багнетова. – Электрон. дан. - Сургут: СурГПУ, 2021. – Режим доступа: http://els.surgpu.ru/