бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра социально-художественного образования

Рабочая программа

2021-22 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Н.С. Боталова директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Oct. 11, 2021 утверждено Oct. 21, 2021
Г.И. Белошапка заведующий кафедрой
согласовано Oct. 12, 2021
Р.А. Белошапка декан факультета
согласовано Oct. 12, 2021

Б1.В.01.02 Живопись, 3 семестр

Б-0031, 44.03.01, Педагогическое образование (направленность Изобразительное искусство), экзамен

Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов
Р.Р. Алиакбаров ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
ПК-4- Способен формировать у обучающихся специальные умения в области изобразительной деятельности. Знать основные средства, используемые в произведениях изобразительного искусства (линия, точка, пятно, цвет, штрих). знаниевый
Владеть специальными умениями в области изобразительной деятельности. операциональный
Иметь опыт оценки и интерпретации содержания произведений изобразительного искусства. опыт
ПК-5 - Способен создавать художественный образ живописными, конструктивно-пространственными, объемно-пластическими и формально-композиционными методами построения. Знать этапы работы над созданием художественного образа в материале. знаниевый
Владеть выразительными средствами материала при создании художественного образа. операциональный
Владеть колористическими методами и приемами построения художественного образа в материале. операциональный
Владеть правилами и законами композиции при создании художественного образа. операциональный
Владеть приемами и закономерностями создания художественного образа. операциональный
Иметь опыт реализации художественного образа при разработке композиции. опыт

Цели изучения дисциплины

Научить создавать художественный образ выразительными средствами живописи.

Задачи

  1. Научиться методически грамотно применять специальные умения в живописи на практике.
  2. Научиться создавать художественный образ в живописной композиции натюрморта объемно-пластическими и формально-композиционными методами построения.

Числовые характеристики

Трудоемкость 108 ч.
Аудиторная работа 44.0 ч.
Лекция 0 ч.
Семинар 0 ч.
Практическая работа 34.0 ч.
КСР 10.0 ч.
Контроль 2.0 ч.
Самостоятельная работа студента 62.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 5.5 ч. из 5.5 ч.
Часов в неделю 2.59 ч. (3.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Выразительные средства живописи в создании живописной композиции. Развитие навыков работы с выразительными средствами живописи. Владеть навыками выполнения живописного этюда натюрморта; владеть навыками создания этюда натюрморта с конкретизацией колористического решения света и теней; владеть навыками построения предметных форм с учетом пропорций композиции и контрастности живописно-пластических масс; владеть навыками создания контрастности в этюде натюрморта; владеть навыками конструктивного построения этюда натюрморта; владеть навыками композиционного, конструктивного построения этюда натюрморта; владеть навыками создания набросков ясного по форме натюрморта в цвете.
  • Дидактическая единица (1) Конструктивное построение натюрморта с птицей.
  • Дидактическая единица (2) Конкретизация конструкции натюрморта с птицей.
  • Дидактическая единица (3) Натюрморт с птицей.
  • Дидактическая единица (4) Определение акцентов в натюрморте с птицей.
  • Дидактическая единица (5) Композиция постановки с выраженной конструктивной структурой.
  • Дидактическая единица (6) Композиция постановки с выраженной конструктивно-тональной структурой.
Художественный образ в живописной композиции натюрморта. Развитие навыков создания художественного образа в живописном этюде натюрморта. Владеть навыками выполнения живописно-пластической схемы натюрморта; создать акценты в цветотональной проработке живописно-пластического образа в натюрморте (по фактуре, цвету, форме); владеть навыками конструктивного построения этюда натюрморта с проработкой контрастов и нюансов; владеть навыками создания колорита в этюде натюрморта; создать колорит живописного образа в этюде натюрморта с построением тональных отношений; владеть навыками живописного обобщения предметных форм в этюде натюрморта; владеть навыками создания этюда натюрморта с предметами схожими по колориту.
  • Дидактическая единица (1) Конструктивное построение композиции натюрморта.
  • Дидактическая единица (2) Композиция натюрморта, сбалансированного по цвето-теневому контрасту.
  • Дидактическая единица (3) Конкретизация акцентов по композиция натюрморта, сбалансированного по цвето-теневому контрасту.

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Конструктивное построение натюрморта с птицей. Практическая работа 4.0 1
2 Конкретизация конструкции натюрморта с птицей. Практическая работа (АК) 2.0 2
3 Натюрморт с птицей. Практическая работа 4.0 3
4 Натюрморт с птицей. Индивидуальная работа 1.5 3
5 Натюрморт с птицей. Самостоятельное изучение 1.0 3
6 Определение акцентов в натюрморте с птицей. Практическая работа 4.0 4
7 Определение акцентов в натюрморте с птицей. Индивидуальная работа 2.0 4
8 Определение акцентов в натюрморте с птицей. Контрольная работа 2.0 4
9 Композиция постановки с выраженной конструктивной структурой. Практическая работа 4.0 5
10 Композиция постановки с выраженной конструктивно-тональной структурой. Практическая работа (АК) 4.0 6
11 Композиция постановки с выраженной конструктивно-тональной структурой. Контрольная работа 2.0 6
12 Конструктивное построение композиции натюрморта. Практическая работа (АК) 4.0 7
13 Конструктивное построение композиции натюрморта. Контрольная работа 4.0 7
14 Композиция натюрморта, сбалансированного по цвето-теневому контрасту. Практическая работа 4.0 8
15 Конкретизация акцентов по композиция натюрморта, сбалансированного по цвето-теневому контрасту. Практическая работа 4.0 9
16 Конкретизация акцентов по композиция натюрморта, сбалансированного по цвето-теневому контрасту. Промежуточная аттестация (экз.) 2.0 9
17 Конкретизация акцентов по композиция натюрморта, сбалансированного по цвето-теневому контрасту. Контрольная работа 2.0 9

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Конструктивное построение натюрморта с птицей. Практическая работа Владеть умениями конструктивно-пластического построения этюда натюрморта с птицей. Применение
2 Конкретизация конструкции натюрморта с птицей. Практическая работа (АК) Владеть умениями конкретизации конструкции и композиции натюрморта. Применение
3 Натюрморт с птицей. Практическая работа Владеть умениями колористической проработки натюрморта с птицей. Применение
4 Натюрморт с птицей. Индивидуальная работа Владеть умениями колористической проработки натюрморта с птицей. Применение
5 Натюрморт с птицей. Самостоятельное изучение Владеть умениями колористической проработки натюрморта с птицей. Применение
6 Определение акцентов в натюрморте с птицей. Практическая работа Владеть умениями конкретизации форм в материале в натюрморте с птицей. Применение
7 Определение акцентов в натюрморте с птицей. Индивидуальная работа Владеть умениями конкретизации форм в материале в натюрморте с птицей. Применение
8 Определение акцентов в натюрморте с птицей. Контрольная работа Владеть умениями конкретизации форм в материале в натюрморте с птицей. Применение
9 Композиция постановки с выраженной конструктивной структурой. Практическая работа Владеть умениями выстраивать выразительную конструкцию в композиции. Применение
10 Композиция постановки с выраженной конструктивно-тональной структурой. Практическая работа (АК) Владеть умениями выстраивать выразительную тональную конструкцию в композиции. Применение
11 Композиция постановки с выраженной конструктивно-тональной структурой. Контрольная работа Владеть умениями выстраивать выразительную тональную конструкцию в композиции. Применение
12 Конструктивное построение композиции натюрморта. Практическая работа (АК) Владеть умениями создания органичной композиции в натюрморте. Применение
13 Конструктивное построение композиции натюрморта. Контрольная работа Владеть умениями создания органичной композиции в натюрморте. Применение
14 Композиция натюрморта, сбалансированного по цвето-теневому контрасту. Практическая работа Владеть умениями создания органичной композиции в натюрморте. Применение
15 Конкретизация акцентов по композиция натюрморта, сбалансированного по цвето-теневому контрасту. Практическая работа Владеть умениями выделять акценты по цвето-теневому контрасту в композиции натюрморта. Применение
16 Конкретизация акцентов по композиция натюрморта, сбалансированного по цвето-теневому контрасту. Промежуточная аттестация (экз.) Владеть умениями выделять акценты по цвето-теневому контрасту в композиции натюрморта. Применение
17 Конкретизация акцентов по композиция натюрморта, сбалансированного по цвето-теневому контрасту. Контрольная работа Владеть умениями выделять акценты по цвето-теневому контрасту в композиции натюрморта. Применение

Литература

Основная

  1. Васнецов, А. М. Художество : опыт анализа понятий, определяющих искусство живописи : учеб. пособие [для искусствоведов] / А. М. Васнецов. - Изд. 3-е, стер. - СПб. [и др.] : Лань [и др.], 2017. - 95, [1] с. ISBN 978-5-396-00324-8. - Текст: непосредственный
  2. Коробейников, В.Н. Академическая живопись: учебное пособие / В.Н. Коробейников, А.В. Ткаченко ; Министерство культуры Российской Федерации, Кемеровский государственный институт культуры, Институт визуальных искусств, Кафедра декоративно-прикладного искусства. - Кемерово : Кемеровский государственный институт культуры, 2016. - 151 с.- Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Университетская библиотека онлайн». - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=472649 –Загл. с экрана (дата обращения: 22.09.2021). – Режим доступа: по подписке. – Текст: электронный
  3. Штаничева, Н. С. Живопись : учебное пособие для вузов / Н. С. Штаничева, В. И. Денисенко. — Москва : Академический проект, 2020. — 303 c. — ISBN 978-5-8291-3058-9. — URL: https://www.iprbookshop.ru/110049.html (дата обращения: 07.10.2021). – Режим доступа: по подписке. – Текст: электронный.

Дополнительная

  1. Ермаков Г. И. Пленэр: учебно-методическое пособие - Москва: Прометей, 2013 Ермаков, Г.И. Пленэр : учебно-методическое пособие / Г.И. Ермаков. - Москва : Прометей, 2013. - 182 с. - ISBN 978-5-7042-2428-0 ; То же. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=240532 (дата обращения: 22.09.2021). – Режим доступа: по подписке. – Текст: электронный
  2. Свет в ночи : ноктюрн в живописи - Москва: Белый город, 2013 Свет в ночи: ноктюрн в живописи / сост. И.А. Маневич. - Москва : Белый город, 2013. - 241 с. : ил. - ISBN 978-5-7793-2371- 0 ; То же. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=441941 (дата обращения: 22.09.2021). – Режим доступа: по подписке. – Текст: электронный
  3. Хейкер, Е.Д. Методика работы гуашью в декоративной живописи: учебно-методическое пособие по дисциплине «Спецживопись» / Е.Д. Хейкер ; Институт бизнеса и дизайна. - Орел : Издательство Орловского филиала РАНХиГС, 2017. - 45 с. : ил. - Библиогр. в кн. ; То же. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=488281 (дата обращения: 22.09.2021). – Режим доступа: по подписке. – Текст: электронный
  4. Шарапов, И.А. Работа с плоскостным изображением: натюрморт: методические рекомендации по выполнению задания «Плоскостной характер изображения» дисциплина «Живопись» / И.А. Шарапов ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уральский государственный архитектурно-художественный университет» УрГАХУ. - Екатеринбург : Архитектон, 2017. - 30 с. : ил. - Библиогр.: с. 23. ; То же. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=482021 (дата обращения: 22.09.2021). – Режим доступа: по подписке. – Текст: электронный

Цифровые ресурсы

  1. Виртуальный музей живописи. - URL: http://www.museum-online.ru (дата обращения: 22.09.2020). – Режим доступа: свободный. – Текст: электронный
  2. Реализм и условность в истории, теории и практике изобразительного искусства. - URL: http://fantasy-art.boom.ru/ (дата обращения: 22.09.2020). – Режим доступа: свободный. – Текст: электронный

Источники

  1. Закон об образовании РФ последняя редакция 2015 : - URL: http://www.federalniy-zakon.ru/zakon-ob-obrazovanii-rf-poslednyy-redakciya-2015/
  2. Федеральный Государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата): - URL: http://минобрнауки.рф/документы/7995

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. Б1.В.01.02 Живопись [Электронный ресурс]: Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.01 Изобразительное искусство /БУ ВО ХМАО-Югры «Сургут. гос. пед. ун-т»; сост. Ю.Ю.Левдик. – Элек-трон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2020. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.