бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра социально-художественного образования

Рабочая программа

2021-22 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Н.С. Боталова директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Oct. 11, 2021 утверждено Oct. 21, 2021
Г.И. Белошапка заведующий кафедрой
согласовано Oct. 12, 2021
Р.А. Белошапка декан факультета
согласовано Oct. 12, 2021

Б1.О.06.05 Рисунок, 3 семестр

Б-0031, 44.03.01, Педагогическое образование (направленность Изобразительное искусство), экзамен

Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов
Р.Р. Алиакбаров ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
ПК-5 - Способен создавать художественный образ графическими, живописными, конструк-тивно-пространственными, объемно-пластическими и формально-композиционными мето-дами построения. Знать способы и приемы конструктивного построения пространственной геометрии предметных форм. знаниевый
Знать способы и приемы светотональной, цветотональной, пластической моделировки объемной пластики предметных форм. знаниевый
Ориентироваться в специфике экспрессивных средств графического, живописного, скульптурного языка. ориентировочный
Уметь проектировать процесс построения графического, живописного, скульптурного образов на основе логики пространственной структуры предметных объектов. ориентировочный
Владеть способами и приемами создания графического построения конструктивно-пластического образа разного рода предметных объектов. операциональный
Владеть техникой создания графического образа наброска, зарисовки, эскиза, живописного этюда, станковой композиции. операциональный
Иметь опыт реализации художественного замысла в различных техниках станковой графики, живописи, скульптуры. опыт
Иметь опыт создания станкового графического, живописного, скульптурного произведений в различных жанрах искусства. опыт

Цели изучения дисциплины

Развитие у обучающихся навыков конструктивно-схематического построения, передачи фактуры, форм, обьема при выполнении рисунка гипсовой модели головы.

Задачи

  1. Развитие у обучающихся навыков конструктивно-схематического построения модели черепа.
  2. Развитие у обучающихся навыков выполнения рисунка с натуры с учетом форм, обьема и фактуры гипсовой (обрубовочной) модели головы.

Числовые характеристики

Трудоемкость 108 ч.
Аудиторная работа 44.0 ч.
Лекция 0 ч.
Семинар 0 ч.
Практическая работа 34.0 ч.
КСР 10.0 ч.
Контроль 2.0 ч.
Самостоятельная работа студента 62.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 5.5 ч. из 5.5 ч.
Часов в неделю 2.59 ч. (3.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Построение модели черепа в пространстве. Развитие у обучающихся навыков построения модели черепа в процессе выполнения рисунка. Рисунки модели черепа в разных положениях.
  • Дидактическая единица (1). Методическая последовательность изображения модели черепа.
Методическая последовательность изображения гипсовой (обрубовочной) модели головы. Развитие навыков построения в процессе рисунка гипсовой (обрубовочной) модели головы. Выполнение конструктивного построения гипсовой (обрубовочной) модели головы.
  • Дидактическая единица (1). Изображение гипсовой (обрубовочной) модели головы.

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Рисунок модели черепа в анфас. Конструктивное построение. Практическая работа 4.0 1
2 Рисунок модели черепа в анфас. Конструктивное построение. Контрольная работа (< 1 часа) 2.0 1
3 Рисунок модели черепа в 3/4. Конструктивное построение. Практическая работа 4.0 3
4 Рисунок модели черепа в 3/4. Конструктивное построение. Другое 2.0 3
5 Рисунок модели черепа в 3/4. тональный разбор. Практическая работа 4.0 4
6 Рисунок модели черепа в профиль. Конструктивное построение. Практическая работа 4.0 5
7 Рисунок модели черепа в профиль. тональный разбор. Практическая работа 4.0 5
8 Рисунок модели черепа в профиль. тональный разбор. Другое 2.0 5
9 Рисунок модели черепа в 3/4. тональный разбор. Контрольная работа (< 1 часа) 2.0 5
10 Рисунок модели черепа в 3/4. тональный разбор. Индивидуальная работа 2.0 5
11 Рисунок модели черепа в профиль. Конструктивное построение. Индивидуальная работа 1.5 5
12 Рисунок гипсовой (обрубовочной) модели головы. Практическая работа 6.0 6
13 Рисунок модели черепа в анфас. тональный разбор. Практическая работа 4.0 7
14 Рисунок гипсовой (обрубовочной) модели головы, тональный разбор. Практическая работа 4.0 7
15 Рисунок гипсовой (обрубовочной) модели головы, тональный разбор. Промежуточная аттестация (экз.) 2.0 7
16 Рисунок модели черепа в анфас. тональный разбор. Контрольная работа (< 1 часа) 2.0 7

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Рисунок модели черепа в анфас. Конструктивное построение. Практическая работа Выполнять рисунок модели черепа с натуры. Творчество
2 Рисунок модели черепа в анфас. Конструктивное построение. Контрольная работа (< 1 часа) Выполнять рисунок модели черепа с натуры. Творчество
Уметь последовательно выполнять рисунок гипсовой (обрубовочной) модели головы. Применение
3 Рисунок модели черепа в 3/4. Конструктивное построение. Практическая работа Выполнять рисунок модели черепа с натуры. Творчество
4 Рисунок модели черепа в 3/4. Конструктивное построение. Другое Выполнять рисунок модели черепа с натуры. Творчество
5 Рисунок модели черепа в 3/4. тональный разбор. Практическая работа Выполнять рисунок модели черепа с натуры. Творчество
6 Рисунок модели черепа в профиль. Конструктивное построение. Практическая работа Выполнять рисунок модели черепа с натуры. Творчество
7 Рисунок модели черепа в профиль. тональный разбор. Практическая работа Выполнять рисунок модели черепа с натуры. Творчество
8 Рисунок модели черепа в профиль. тональный разбор. Другое Выполнять рисунок модели черепа с натуры. Творчество
9 Рисунок модели черепа в 3/4. тональный разбор. Контрольная работа (< 1 часа) Выполнять рисунок модели черепа с натуры. Творчество
10 Рисунок модели черепа в 3/4. тональный разбор. Индивидуальная работа Выполнять рисунок модели черепа с натуры. Творчество
11 Рисунок модели черепа в профиль. Конструктивное построение. Индивидуальная работа Выполнять рисунок модели черепа с натуры. Творчество
12 Рисунок гипсовой (обрубовочной) модели головы. Практическая работа Уметь последовательно выполнять рисунок гипсовой (обрубовочной) модели головы. Применение
13 Рисунок модели черепа в анфас. тональный разбор. Практическая работа Выполнять рисунок модели черепа с натуры. Творчество
Уметь последовательно выполнять рисунок гипсовой (обрубовочной) модели головы. Применение
14 Рисунок гипсовой (обрубовочной) модели головы, тональный разбор. Практическая работа Уметь последовательно выполнять рисунок гипсовой (обрубовочной) модели головы. Применение
15 Рисунок гипсовой (обрубовочной) модели головы, тональный разбор. Промежуточная аттестация (экз.) Уметь последовательно выполнять рисунок гипсовой (обрубовочной) модели головы. Применение
16 Рисунок модели черепа в анфас. тональный разбор. Контрольная работа (< 1 часа) Уметь последовательно выполнять рисунок гипсовой (обрубовочной) модели головы. Применение

Литература

Основная

  1. Казарин, С. Н. Академический рисунок : практикум / С.Н. Казарин; Министерство культуры Российской Федерации; Кемеровский государственный институт культуры; Институт визуальных искусств; Кафедра дизайна. - Кемерово : Кемеровский государственный институт культуры, 2017. – 87 с.- ISBN 978-5-8154-0347-5. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=472647 (дата обращения: 29.09.2021). – Режим доступа: по подписке. – Текст: электронный
  2. Ломакин, М. О. Академический рисунок : учебное пособие / М. О. Ломакин ; Высшая школа народных искусств (институт). – Санкт-Петербург : Высшая школа народных искусств, 2017. – 138 с. : ил. –ISBN 978-5-906697-27-1. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=499576 (дата обращения: 07.10.2021). – Режим доступа: по подписке. – Текст: электронный.
  3. Шауро, Г. Ф. Рисунок : учебное пособие / Г. Ф. Шауро, А. А. Ковалёв. — Минск : Республиканский институт профессионального образования (РИПО), 2018. — 188 c. — ISBN 978-985-503-833-8. — URL: https://www.iprbookshop.ru/93412.html (дата обращения: 07.10.2021).– Режим доступа: по подписке. – Текст: электронный.

Дополнительная

  1. Рисунок головы : метод. рекомендации : направление подгот. 54.03.01 "Дизайн", направленность "Графический дизайн" / Департамент образования и молодеж. политики Ханты-Манс. авт. округа - Югры, Бюджет. учреждение высш. образования Ханты-Манс. авт. округа - Югры "Сургут. гос. пед. ун-т " ; сост. С. С. Кыбукевич. - Сургут : РИО БУ "Сургутский государственный педагогический университет", 2019. - 36, [1] с. - Сведения доступны также по URL: https://lib.rucont.ru/efd/715623. – Текст: непосредственный.
  2. Скакова, А. Г. Рисунок и живопись : учебник для вузов / А. Г. Скакова. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 128 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-10876-7. —URL: https://urait.ru/bcode/475737 (дата обращения: 07.10.2021). – Режим доступа: по подписке. – Текст: электронный.

Цифровые ресурсы

  1. Академический рисунок [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.artprojekt.ru/School/index.html
  2. Искусства цвета [Электронный ресурс]. -Режим доступа : http://fantasy-art.boom.ru/

Источники

  1. Государственная программа Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Развитие культуры и туризма в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» на 2014-2020 годы» [Электронный ресурс]: http://www.hmao-museums.ru/upload/iblock/98c/98c71710b416c458f4ad281863a5c701.pdf
  2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2020 г. [Электронный ресурс]: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. №1726-р

Учебно-методические материалы

  1. Инструкция методическая о порядке разработки и требованиях к структуре, содержанию и оформлению рабочей программы учебной дисциплины (модуля) - СМК ИМ 04