бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра социально-художественного образования

Рабочая программа

2021-22 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Н.С. Боталова директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Oct. 11, 2021 утверждено Oct. 21, 2021
Г.И. Белошапка заведующий кафедрой
согласовано Oct. 12, 2021
Р.А. Белошапка декан факультета
согласовано Oct. 12, 2021

Б1.В.01.03 Перспектива, 1 семестр

Б-1031, 44.03.01, Педагогическое образование (направленность Изобразительное искусство), зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
Р.Р. Алиакбаров ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
ПК-5: Способен создавать художественный образ графическими, живописными, конструктивно-пространственными, объемно-пластическими и формально-композиционными методами построения Знать основные законы построения перспективы, перспективные масштабы, способы построения перспективных изображений, построение теней и отражения в зеркальной поверхности. знаниевый
Уметь моделировать интерьер по законам перспективы, перспективу улиц, строить тени при естественном и искусственном освещении, выполнять перспективный анализ картины художника. операциональный
Владеть различными способами построения перспектив. опыт

Цели изучения дисциплины

Формирование у обучающихся теоретических основ и практических навыков линейного перспективного изображения и теней различных объектов.

Задачи

  1. Сформировать у обучающихся базовые знания и умения по теории основ перспективы в процессе построения чертежей.
  2. Сформировать у обучающихся навыки линейно-конструктивного построения и применение принципов выбора техники исполнения.

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 36.0 ч.
Лекция 0 ч.
Семинар 0 ч.
Практическая работа 32.0 ч.
КСР 4.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 36.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 7.5 ч. из 7.5 ч.
Часов в неделю 2.0 ч. (2.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1. Основы теории о законах перспективных изображения предметов в пространстве. Изучение особенностей процесса перспективного изображения предметов в пространстве. Уметь на практике использовать различные методы перспективного изображения.
  • Дидактическая единица (1). Виды перспективных изображений. Проецирующий аппарат. Элементы картины.
  • Дидактическая единица (2). Перспектива точки и прямой.
  • Дидактическая единица (3). Изображение плоскости в перспективе.
  • Дидактическая единица (4). Перспективные масштабы: широт, высот, глубин и прямой произвольного направления.
Модуль 2. Графическое изображение интерьера в перспективе. Сформировать навыки графического изображения предметов в перспективе. Предоставить графические изображения предметов в перспективе.
  • Дидактическая единица (5). Перспектива плоских фигур (квадрат, прямоугольник, окружность).
  • Дидактическая единица (6). Изображение геометрических тел в перспективе.
  • Дидактическая единица (7). Построение теней в перспективе. Виды освещения.
  • Дидактическая единица (8). Построение отражений объектов.

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Виды перспективных изображений. Предмет, задачи линейной перспективы. Аппарат проецирования. Элементы картины. Практическая работа 2.0 1
2 Перспективное изображение плоскости. Контрольная работа 2.0 1
3 Применение перспективных масштабов для построения изображений предметов по заданным размерам. Самостоятельное изучение 3.0 1
4 Перспектива точки и прямой. Практическая работа (АК) 2.0 2
5 Перспектива точки и прямой. Индивидуальная работа 2.0 2
6 Перспективное изображение плоскости. Практическая работа (АК) 4.0 3
7 Перспективное изображение плоскости. Индивидуальная работа 2.0 3
8 Перспективные масштабы: широт, высот, глубин и прямой произвольного направления. Практическая работа (АК) 4.0 4
9 Перспективные масштабы: широт, высот, глубин и прямой произвольного направления. Индивидуальная работа 1.5 4
10 Применение перспективных масштабов для построения изображений предметов по заданным размерам. Практическая работа 4.0 5
11 Перспектива плоских фигур (квадрат, прямоугольник, окружность). Практическая работа (АК) 4.0 7
12 Изображение геометрических тел в перспективе. Практическая работа 4.0 8
13 Изображение геометрических тел в перспективе. Индивидуальная работа 2.0 8
14 Тени в перспективе. Виды освещения. Практическая работа (АК) 4.0 9
15 Построение отражений объектов. Практическая работа 4.0 9
16 Тени в перспективе. Виды освещения. Контрольная работа 2.0 9
17 Построение отражений объектов. Самостоятельное изучение 2.0 9

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Виды перспективных изображений. Предмет, задачи линейной перспективы. Аппарат проецирования. Элементы картины. Практическая работа Знать основные законы построения перспективы. Воспроизведение
2 Перспективное изображение плоскости. Контрольная работа Дать характеристику особенностям построения плоскости с учётом пространственного положения. Воспроизведение
3 Применение перспективных масштабов для построения изображений предметов по заданным размерам. Самостоятельное изучение Выполнить изображение предметов и объектов по заданным размерам с применением перспективных масштабов. Воспроизведение
4 Перспектива точки и прямой. Практическая работа (АК) Владеть навыками моделирования предметов в перспективе. Применение
5 Перспектива точки и прямой. Индивидуальная работа Владеть навыками моделирования предметов в перспективе. Применение
6 Перспективное изображение плоскости. Практическая работа (АК) Дать характеристику особенностям построения плоскости с учётом пространственного положения. Воспроизведение
Выполнить изображение предмета с учётом линейной перспективы. Творчество
7 Перспективное изображение плоскости. Индивидуальная работа Дать характеристику особенностям построения плоскости с учётом пространственного положения. Воспроизведение
Выполнить изображение предмета с учётом линейной перспективы. Творчество
8 Перспективные масштабы: широт, высот, глубин и прямой произвольного направления. Практическая работа (АК) Владеть навыками построения перспективных изображений плоских фигур. Творчество
9 Перспективные масштабы: широт, высот, глубин и прямой произвольного направления. Индивидуальная работа Владеть навыками построения перспективных изображений плоских фигур. Творчество
10 Применение перспективных масштабов для построения изображений предметов по заданным размерам. Практическая работа Дать характеристику перспективным масштабам: широт, высот, глубин и прямой произвольного направления. Воспроизведение
Выполнить изображение предметов и объектов по заданным размерам с применением перспективных масштабов. Воспроизведение
11 Перспектива плоских фигур (квадрат, прямоугольник, окружность). Практическая работа (АК) Владеть навыками построения перспективных изображений плоских фигур. Творчество
Выполнить перспективное изображение плоских фигур (квадрат, прямоугольник, окружность). Творчество
12 Изображение геометрических тел в перспективе. Практическая работа Объяснить особенности изображения геометрических тел в перспективе. Воспроизведение
Выполнить изображение геометрических тел в перспективе. Творчество
13 Изображение геометрических тел в перспективе. Индивидуальная работа Владеть навыками построения перспективных изображений плоских фигур. Творчество
14 Тени в перспективе. Виды освещения. Практическая работа (АК) Владеть навыками построения теней в перспективе. Применение
Построить перспективное изображение предметов и их теней. Применение
15 Построение отражений объектов. Практическая работа Владеть навыками построения изображений предметов и их отражений. Применение
Выполнить перспективное изображение предметов и их отражений. Творчество
16 Тени в перспективе. Виды освещения. Контрольная работа Объяснить особенности изображения геометрических тел в перспективе. Воспроизведение
Построить перспективное изображение предметов и их теней. Применение
17 Построение отражений объектов. Самостоятельное изучение Выполнить перспективное изображение плоских фигур (квадрат, прямоугольник, окружность). Творчество

Литература

Основная

  1. Макарова, М. Н. Практическая перспектива : учебное пособие для художественных вузов / М. Н. Макарова. — 3-е изд. — Москва : Академический проект, 2020. — 395 c. — ISBN 978-5-8291-2584-4. — URL: https://www.iprbookshop.ru/110181.html (дата обращения: 07.10.2021). – Режим доступа: по подписке. – Текст: электронный.
  2. Ростовцев, Н. Н. Техническое рисование : учеб. пособие для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов / Н. Н. Ростовцев, С. А. Соловьев. - Стер. изд. - М. : Альянс, 2018. - 158, [1] с. : ил. - (Издаём Учебники Прошлых Лет!). - ISBN 978-5-00106-097-0 : 407-00. – Текст : непосредственный

Дополнительная

  1. Бакушинский, А. В. Линейная перспектива в искусстве и зрительном восприятии реального пространства : учеб. пособие [для студентов художеств. учеб. заведений] / А. В. Бакушинский; А. В. Бакушинский. - Изд. 2-е, стер. - Санкт-Петербург [и др.] : Лань [и др.], 2017. - 62, [2] с. : ил. - (Учебники для вузов. Специальная литература). - ISBN 978-5-8114-2137-4. - Текст : непосредственный.
  2. Макарова, М. Н. Пленэрная практика и перспектива : пособие для художественных учебных заведений / М. Н. Макарова. — Москва : Академический Проект, 2020. — 249 c. — ISBN 978-5-8291-2587-5. — URL: https://www.iprbookshop.ru/94867.html (дата обращения: 07.10.2021). – Режим доступа: по подписке. – Текст: электронный.
  3. Овчинникова, Р. Ю. Дизайн в рекламе. Основы графического проектирования : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям 070601 «Дизайн», 032401 «Реклама» / Р. Ю. Овчинникова ; под редакцией Л. М. Дмитриева. — Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 239 c. — ISBN 978-5-238-01525-5. — URL: https://www.iprbookshop.ru/74886.html (дата обращения: 07.10.2021). – Режим доступа: по подписке. – Текст: электронный.

Цифровые ресурсы

  1. Учебно-методический комплекс учеебников. http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/ (дата обращения: 18.09.2020). – Режим доступа: свободный. – Текст: электронный

Источники

  1. Государственная программа Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Развитие культуры и туризма в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» на 2014-2020 годы»: http://www.hmao-museums.ru/upload/iblock/98c/98c71710b416c458f4ad281863a5c701.pdf (дата обращения: 18.09.2020). – Режим доступа: по подписке. – Текст: электронный
  2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2020 г. : Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. №1726-р – Текст : непосредственный

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. "Перспектива" Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО «Сургут. гос. пед. ун-т»; сост. Ю.Ю.Левдик. – Элек-трон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2021. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана. (дата обращения: 18.09.2021). – Режим доступа: по подписке. – Текст: электронный