бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра педагогического и специального образования

Рабочая программа

2021-22 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Н.С. Боталова директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Oct. 18, 2021
А.А. Ниязова заведующий кафедрой
согласовано Oct. 25, 2021
В.В. Толмачева декан факультета

Б1.О.05.07 Проектная деятельность педагога , 5 семестр

Б-9062, 44.03.05, Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (направленность Дошкольное образование и дополнительное образование), экзамен

Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов
О.Г. Балина ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
ОПК-2 - способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий) Знает специфику и особенности проектирования оснонвных и дополнительных образовательных программ и их отдельных компонентов знаниевый
Умеет проектировать образовательную программу и разрабатывать отдельные ее компоненты в соответствии с решаемыми профессиональными задачами операциональный
ОПК-8 - способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний Знает специфику и особенности организации проектной деятельности в сфере образования знаниевый
Умеет проектировать образовательную деятельность в соответствии с решаемыми профессиональными задачами операциональный
ПК-3 - способен проектировать организацию учебного процесса по предмету, содержание учебных дисциплин, результатов образования, индивидуальных образовательных маршрутов и траектории профессионального роста Знает специфику проектирования организации учебного процесса, содержания учебных дисциплина, результатов образования, индивидуальных образвоательных маршрутов и траектории профессионального роста знаниевый
Умеет проектировать учебный процесс, содержание учебной дисциплины, результаты образования, ИОМ и траеторию профессионального ростапрограмму личностного развития и профессионального роста операциональный

Цели изучения дисциплины

Формирование умения осуществлять реализацию последовательности проектных действий в сфере образования для решения профессиональных задач.

Задачи

  1. Формирование знаний о педагогическом проектировании и основах организации проектной деятельности
  2. Формирование умений организовывать проектную деятельность в сфере образования и проводить оценку ее результатов

Числовые характеристики

Трудоемкость 108 ч.
Аудиторная работа 44.0 ч.
Лекция 8.0 ч.
Семинар 10.0 ч.
Практическая работа 16.0 ч.
КСР 10.0 ч.
Контроль 2.0 ч.
Самостоятельная работа студента 62.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 11.0 ч. из 10.5 ч.
Часов в неделю 2.93 ч. (3.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Психолого-педагогические основы проектной деятельности педагога Формирование знаний о сущности проектной деятельности, ее функциях, принципах организации, основных субъектах ПД и объектах проектирования: видах проектов и логике организации ПД Знает сущность и характеристики проектной деятельности, особенности разных объектов проектирования; владеет основными понятиями проектирования; понимает преимущества проектной деятельности и ее значимость; умеет выделять и характеризовать различные виды проектов; знает логику организации проектной деятельности; умеет характеризовать специфику деятельности субъектов проектной детяльености на каждом из ее этапов
  • Введение в проектную деятельность
  • Педагогическая сущность проектирования
  • История проектирования в образовании
  • Субъекты проектной деятельности
  • Основные объекты проектирования в сфере образования
  • Виды педагогических проектов
  • Логика организации проектной деятельности
  • Требования к участникам проектной деятельности
Психолого-педагогические основы проектной деятельности педагога Формирование умений организовывать проектную деятельность в сфере образования и проводить оценку ее результатов Умеет осуществлять целеполагание, проблематизацию и планирование проектной деятельности; владеет способами разработки различных объектов проектирования (содержания образования, программы, индивидуального образовательного маршрута и траектории профессионального роста); знает основные требования к оформлению результатов проектной деятельности; умеет осуществлять оценку и рефлексию проектной деятельности
  • Проектирование содержания образования
  • Разработка и реализация практических проектов
  • Разработка и реализация исследовательских проектов
  • Проектирование индивидуального образовательного маршрута
  • Проектирование траектории профессионального роста
  • Результаты и оценка проектной деятельности в сфере образования
  • Оформление и защита проектов в сфере образования

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Введение в проектную деятельность Лекция 2.0 1
2 Педагогическая сущность проектирования Лекция 2.0 2
3 Педагогическая сущность проектирования Семинар 2.0 2
4 История проектирования в образовании Коллоквиум 2.0 3
5 Основные объекты проектирования в сфере образования Лекция 2.0 4
6 Субъекты проектной деятельности Индивидуальная работа 2.0 4
7 Субъекты проектной деятельности Семинар 2.0 4
8 Субъекты проектной деятельности Другое 2.0 4
9 Основные объекты проектирования в сфере образования Семинар 2.0 5
10 Виды педагогических проектов Конференция 2.0 5
11 Логика организации проектной деятельности Лекция 2.0 6
12 Логика организации проектной деятельности Семинар 2.0 6
13 Требования к участникам проектной деятельности Семинар 2.0 7
14 Рубежный контроль 1 Контрольная работа 2.0 8
15 Рубежный контроль 1 Индивидуальная работа 2.0 8
16 Проектирование содержания образования Практическая работа 4.0 9
17 Разработка и реализация практических проектов Практическая работа 2.0 9
18 Разработка и реализация исследовательских проектов Индивидуальная работа 2.0 9
19 Разработка и реализация исследовательских проектов Практическая работа 2.0 9
20 Проектирование индивидуального образовательного маршрута Практическая работа 2.0 10
21 Проектирование траектории профессионального роста Практическая работа 2.0 10
22 Результаты и оценка проектной деятельности Практическая работа 2.0 11
23 Результаты и оценка проектной деятельности Индивидуальная работа 1.0 11
24 Оформление и защита проектов Практическая работа 2.0 12
25 Рубежный контроль 2 Другое 2.0 13
26 Рубежный контроль 2 Индивидуальная работа 2.0 13
27 Рубежный контроль 2 Промежуточная аттестация (экз.) 2.0 14

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Введение в проектную деятельность Лекция Знает сущность и отличия проектирования как вида деятельности Воспроизведение
Знает основные понятия проектной деятельности (проект, проектирование, конструирование, прогнозирование, моделирование и т.д.) Воспроизведение
Умеет анализировать основные подходы к проектированию: проектно-целевой, проектно-программный, проектно-модульный Воспроизведение
Знает особенности и составляющие проектной культуры Воспроизведение
2 Педагогическая сущность проектирования Лекция Понимает специфику педагогического проектирования Воспроизведение
Знает основные роли и функции педагога в организации проектной деятельности Воспроизведение
Знает и понимает специфику использования метода проенктов на разных возрастных ступенях Воспроизведение
Знает основные функции проектирования Воспроизведение
Знает основные уровни педагогического проектирования Воспроизведение
Знает основные виды педагогического проектирования (образовательный, социально-педагогический и психолого-педагогический) Воспроизведение
3 Педагогическая сущность проектирования Семинар Понимает специфику педагогического проектирования Воспроизведение
Умеет описывать педагогический потенциал проектной деятельности Воспроизведение
Знает основные роли и функции педагога в организации проектной деятельности Воспроизведение
Знает алгоритм деятельности педагога при организации проектной деятельности Воспроизведение
Знает и понимает специфику использования метода проенктов на разных возрастных ступенях Воспроизведение
Знает основные функции проектирования Воспроизведение
Знает основные уровни педагогического проектирования Воспроизведение
Знает основные виды педагогического проектирования (образовательный, социально-педагогический и психолого-педагогический) Воспроизведение
4 История проектирования в образовании Коллоквиум Знает основные этапы развития идей проектирования как метода организации образовательного процесса Воспроизведение
Умеет анализировать вклад известных педагогов в развитие проетирования как современной технологиии Воспроизведение
5 Основные объекты проектирования в сфере образования Лекция Знает сущность понятий "объект" и "предмет" проектной деятельности Воспроизведение
Умеет характеризовать специфические свойства предмета проектирования Воспроизведение
Знает основные объекты и предметы педагогического проектирования Воспроизведение
6 Субъекты проектной деятельности Индивидуальная работа Знает и умеет характеризовать основные проектные роли Воспроизведение
Знает специфику различных субъектов проектной деятельности (проектная группа, пилотная группа, тьюторы и т.д.) Воспроизведение
7 Субъекты проектной деятельности Семинар Знает и умеет характеризовать основные проектные роли Воспроизведение
Знает специфику различных субъектов проектной деятельности (проектная группа, пилотная группа, тьюторы и т.д.) Воспроизведение
Умеет анализировать основные проблемы организации совокупного субъекта проектной деятельности и роль педагога Воспроизведение
8 Субъекты проектной деятельности Другое Знает специфику различных субъектов проектной деятельности (проектная группа, пилотная группа, тьюторы и т.д.) Воспроизведение
Умеет анализировать основные проблемы организации совокупного субъекта проектной деятельности и роль педагога Воспроизведение
9 Основные объекты проектирования в сфере образования Семинар Знает сущность понятий "объект" и "предмет" проектной деятельности Воспроизведение
Умеет характеризовать специфические свойства предмета проектирования Воспроизведение
Знает основные объекты и предметы педагогического проектирования Воспроизведение
Умеет выделять и анализировать специфику некоторых объектов и предметов педагогического проектирования (образовательные программы, образовательная среда, социальное проектировани и т.д.) Применение
10 Виды педагогических проектов Конференция Знает основные виды проектов в сфере образвоания Воспроизведение
Умееет выделять сущностные характестики различных видов педагогических проектов (исследовательских, учебных, досуговых и т.д.) Воспроизведение
Знает специфику учебного проектирования, требования к его оргнанизации Воспроизведение
11 Логика организации проектной деятельности Лекция Знает общий алгоритм деятельности педагога при организации проектной деятельности Воспроизведение
Знает специфику каждого этапа проектной деятельности Воспроизведение
12 Логика организации проектной деятельности Семинар Знает общий алгоритм деятельности педагога при организации проектной деятельности Воспроизведение
Знает специфику каждого этапа проектной деятельности Воспроизведение
Умеет отбирать проектные процедуры, характерные для каждого этапа проектной деятельности Применение
Знает специфику работы педагога-руководителя проекта на каждом этапе проектирования Воспроизведение
13 Требования к участникам проектной деятельности Семинар Знает условия эффективной работы команды Воспроизведение
Знает основные требования к участникам ПД Воспроизведение
Умеет отбирать наиболее эффективные формы и методы взаимодействия для решения задач проектной деятельности на каждом этапе (мотивация участников, предотвращение конфликтов и т.д.) Применение
14 Рубежный контроль 1 Контрольная работа Знает основные понятия проектной деятельности (проект, проектирование, конструирование, прогнозирование, моделирование и т.д.) Воспроизведение
Умеет характиризовать основные принципы проектной деятельности Воспроизведение
Знает основные функции проектирования Воспроизведение
Знает основные уровни педагогического проектирования Воспроизведение
Знает основные виды педагогического проектирования (образовательный, социально-педагогический и психолого-педагогический) Воспроизведение
Знает специфику различных субъектов проектной деятельности (проектная группа, пилотная группа, тьюторы и т.д.) Воспроизведение
Умеет отбирать проектные процедуры, характерные для каждого этапа проектной деятельности Применение
15 Рубежный контроль 1 Индивидуальная работа Знает основные понятия проектной деятельности (проект, проектирование, конструирование, прогнозирование, моделирование и т.д.) Воспроизведение
Умеет характиризовать основные принципы проектной деятельности Воспроизведение
Знает основные уровни педагогического проектирования Воспроизведение
Знает основные виды педагогического проектирования (образовательный, социально-педагогический и психолого-педагогический) Воспроизведение
16 Проектирование содержания образования Практическая работа Знает специфику проектирования содержания образвоания как объекта ПД Воспроизведение
Умеет проектировать содержание образования Применение
17 Разработка и реализация практических проектов Практическая работа Знает особенности практических проектов в сфере образования Воспроизведение
Умеет определять проблему и цели практикоориентированных проектов Применение
Умеет планировать деятельность при выполнении практических проектов в соответствии с требованиями к качеству плана Применение
18 Разработка и реализация исследовательских проектов Индивидуальная работа Знает специфику исследовательских проектов Воспроизведение
Умеет определять проблему и ставить цель исследовательских проектов Применение
Умеет формулировать объект, предмет, гипотезу исследовательких проектов Применение
19 Разработка и реализация исследовательских проектов Практическая работа Знает специфику исследовательских проектов Воспроизведение
Умеет определять проблему и ставить цель исследовательских проектов Применение
Умеет формулировать объект, предмет, гипотезу исследовательких проектов Применение
Умеет планировать исследователькие проекты Применение
20 Проектирование индивидуального образовательного маршрута Практическая работа Знает специфику ИОМ как объекта проектирования Воспроизведение
Умеет проектировать ИОМ Применение
21 Проектирование траектории профессионального роста Практическая работа Знает специфику проектирования программы и траектории профессионального роста Воспроизведение
Умеет проектировать траекторию профессионального роста Применение
22 Результаты и оценка проектной деятельности Практическая работа Знает основные результаты ПД Воспроизведение
Умеет характеризовать основные результаты ПД Применение
Умеет планировать результаты ПД Применение
Знает основные требовавния к оценке результатов ПД Воспроизведение
Умеет разрабатывать критерии оценки результатов ПД Применение
23 Результаты и оценка проектной деятельности Индивидуальная работа Знает основные результаты ПД Воспроизведение
Знает основные требовавния к оценке результатов ПД Воспроизведение
Умеет разрабатывать критерии оценки результатов ПД Применение
24 Оформление и защита проектов Практическая работа Знает основные требования к оформлению проектной документации Воспроизведение
Умеет оформлять проектную документацию в соответствии с требованиями Применение
Знает требования к публичному выступлению и докладу Воспроизведение
Знает требования к мультимедийному сопровождению процедуры защиты Воспроизведение
Умеет использовать мультимедийную презентацию Применение
25 Рубежный контроль 2 Другое Знает специфику проектирования содержания образвоания как объекта ПД Воспроизведение
Умеет проектировать содержание образования Применение
Умеет планировать деятельность при выполнении практических проектов в соответствии с требованиями к качеству плана Применение
Умеет определять проблему и ставить цель исследовательских проектов Применение
Умеет формулировать объект, предмет, гипотезу исследовательких проектов Применение
Знает специфику ИОМ как объекта проектирования Воспроизведение
Знает основные результаты ПД Воспроизведение
26 Рубежный контроль 2 Индивидуальная работа Знает специфику проектирования содержания образвоания как объекта ПД Воспроизведение
Знает особенности практических проектов в сфере образования Воспроизведение
Умеет определять проблему и цели практикоориентированных проектов Применение
Умеет планировать деятельность при выполнении практических проектов в соответствии с требованиями к качеству плана Применение
Знает специфику исследовательских проектов Воспроизведение
27 Рубежный контроль 2 Промежуточная аттестация (экз.) Умеет проектировать содержание образования Применение
Умеет определять проблему и цели практикоориентированных проектов Применение
Умеет планировать деятельность при выполнении практических проектов в соответствии с требованиями к качеству плана Применение
Умеет формулировать объект, предмет, гипотезу исследовательких проектов Применение
Умеет планировать исследователькие проекты Применение
Умеет проектировать ИОМ Применение
Умеет планировать результаты ПД Применение

Литература

Основная

  1. Кузнецов, И. Н. Основы научных исследований : учеб. пособие [для студентов бакалавриата и магистратуры, аспирантов] / И. Н. Кузнецов. - 2-е изд. - Москва : Дашков и К, 2016. - 282, [1] с. - (Учебные издания для бакалавров). - ISBN 978-5-394-02653-9 : 311-85. – Текст: непосредственный. - 30 экз.
  2. Михалкина, Е. В. Организация проектной деятельности : учебное пособие / Е. В. Михалкина, А. Ю. Никитаева, Н. А. Косолапова. – Ростов-на-Дону : Южный федеральный университет, 2016. – 146 с. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=461973 (дата обращения: 03.06.2020). – ISBN 978-5-9275-1988-0. – Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный.
  3. Организация проектной деятельности : учебное пособие / Л.М. Тухбатуллина, Л.А. Сафина, В.В. Хамматова и др. – Казань : Казанский научно-исследовательский технологический университет (КНИТУ), 2018. – 100 с. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=561106 (дата обращения: 30.09.2021). – ISBN 978-5-7882-2373-5. – Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный.

Дополнительная

  1. Балина, О. Г. Оформление и защита проекта : метод. рекомендации : направление подгот.: 44.03.01 - Педагогическое образование, 44.03.05 - Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки). Уровень бакалавриата / О. Г. Балина, Е. Н. Подковко ; Департамент образования и молодеж. политики Ханты-Манс. авт. округа - Югры, Бюджет. учреждение высш. образования Ханты-Манс. авт. округа - Югры "Сургут. гос. пед. ун-т". - Сургут : РИО СурГПУ, 2017. - 40 с. - ISBN 978-5-9909952-8-4. – Текст: непосредственный. - 20 экз.
  2. Губанова, М. И. Организация инновационной и проектной деятельности педагога : учебное пособие : в 2 частях / М. И. Губанова, Н. А. Шмырёва. – Кемерово : Кемеровский государственный университет, 2019. – Ч. 2. Проектная деятельность в образовательном процессе: от теории к практике. – 139 с. – ISBN 978-5-8353-2357-9 (Ч. 2). - ISBN 978-5-8353-2355-5. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=600311 (дата обращения: 24.09.2021). – Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный.
  3. Данилова, И. И. Введение в проектную и научно-исследовательскую деятельность : учебное пособие / И. И. Данилова, Ю. В. Привалова. – Ростов-на-Дону ; Таганрог : Южный федеральный университет, 2019. – 107 с. – ISBN 978-5-9275-3125-7. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=577704 (дата обращения: 24.09.2021). – Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный.
  4. Дрозд, К. В.  Проектирование образовательной среды : учебное пособие для вузов / К. В. Дрозд, И. В. Плаксина. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 437 с. – ISBN 978-5-534-06592-3. – URL: https://urait.ru/bcode/474272 (дата обращения: 24.09.2021). – Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный.
  5. Зеленская, Ю. Б. Инновационные педагогические технологии : учебно-методическое пособие / Ю. Б. Зеленская, О. В. Милованова. – Санкт-Петербург : Институт специальной педагогики и психологии, 2015. – 48 с. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=438777 (дата обращения: 01.10.2021). – Режим доступа: по подписке. – ISBN 978-5-8179-0203-7. – Текст : электронный.
  6. Организация проектной деятельности обучающихся : хрестоматия / Е. С. Полат, А. М. Болдырева, Е. А. Пеньковских [и др.] ; составители В. Л. Пестерева, И. Н. Власова. — Пермь : Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2017. — 164 c. — ISBN 2227-8397. — URL: http://www.iprbookshop.ru/86374.html (дата обращения: 03.06.2020). — Режим доступа: по подписке. — Текст : электронный.
  7. Пахомова, Н. Ю. Проектная деятельность: методическое пособие для учителя начальных классов. 3 класс / Н. Ю. Пахомова, И. В. Суволокина, И. В. Денисова. – 2-е изд. – Москва : Русское слово — учебник, 2017. – 162 с. : схем., табл. – (ФГОС. Внеурочная деятельность).– URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=486134 (дата обращения: 30.09.2021). – ISBN 978-5-533-00170-0. – Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный.
  8. Пахомова, Н. Ю. Проектная деятельность. Оценивание достижений обучающихся: методическое пособие для учителя начальных классов. 2 класс / Н. Ю. Пахомова, Н. В. Дмитриева, Е.В. Кузьмина. – Москва : Русское слово — учебник, 2017. – 73 с. : табл. – (ФГОС. Внеурочная деятельность). – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=486095 (дата обращения: 30.09.2021). – ISBN 978-5-533-00130-4. – Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный.
  9. Подругина, И. А. Проектно-исследовательская деятельность: развитие одаренности / И. А. Подругина, И. В. Ильичева. – 2-е изд., исправ. и доп. – Москва : Московский педагогический государственный университет (МПГУ), 2017. – 300 с.– URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=469696 (дата обращения: 30.09.2021). – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-4263-0463-5. – Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный.
  10. Смирнова, С. В. Основы проектной и исследовательской деятельности учащихся : учебное пособие / С. В. Смирнова. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2021. – 144 с. – ISBN 978-5-4499-2613-5. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=619034 (дата обращения: 24.09.2021). – Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный.
  11. Татаринцева, Н. Е. Педагогическое проектирование: история, методология, организационно-методическая система : монография / Н. Е. Татаринцева. — Ростов-на-Дону, Таганрог : Издательство Южного федерального университета, 2019. — 150 c. — ISBN 978-5- 9275-3080-9. —URL: http://www.iprbookshop.ru/87747.html (дата обращения: 22.06.2020). – Режим доступа: по подписке.– Текст : электронный.

Цифровые ресурсы

  1. Яковлева, Н.Ф. Проектная деятельность в образовательном учреждении [Электронный ресурс]: учеб. пособие. – 2-е изд., стер. – М. : ФЛИНТА, 2014. - 144с. – Режим доступа: http://www.kspu.ru.

Источники

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. Б1.О.05.06 Проектная деятельность педагога [Электронный ресурс: Б-9062 Направление 44.03.05 Педагогическое образование (профиль: Дошкольное образование и Начальное образование) / БУ ВО "Сургутский гос. пед. университет"; сост. Балина О.Г. - Электрон. дан. - Сургут: СурГПУ, 2021. - Режим доступа: http://wp.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. - Загл. с экрана.