бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра филологического образования и журналистики

Рабочая программа*

2021-22 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Н.С. Боталова директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
Е.И. Бреусова заведующий кафедрой
Н.В. Ганущак декан факультета

Б1.О.03.04 Современные методы исследования, 5 семестр

Б-09081, 44.03.05, Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (напрвленность Русский язык и Литература), зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
Е.А. Авдеева ____________
* — данная рабочая программа еще не согласована, содержание может меняться.

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
ОПК-8 Способность осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний. ОПК. 8.1.1. Знать закономерности развития научного познания. знаниевый
ОПК. 8.1.2. Знать сущность приемов и методов педагогического исследования. знаниевый
ОПК. 8.1.3. Знать способы планирования педагогического исследования. знаниевый
ОПК. 8.1.4. Знать способы оценки результатов педагогического исследования. знаниевый
ОПК. 8.1.5. Знать методы и методики педагогического исследования. знаниевый
ОПК. 8.1.6. Знать методы обработки данных педагогического исследования. знаниевый
ОПК. 8.1.8. Знать способы поиска решения проблемы. знаниевый
ОПК. 8.2.1. Уметь формулировать научную проблему. операциональный
ОПК. 8.2.2. Уметь формулировать цель педагогического исследования. операциональный
ОПК. 8.2.3. Уметь определять методы исследовательской деятельности в области педагогики. операциональный
ОПК. 8.2.4. Уметь планировать деятельность в области педагогических исследований. операциональный
ОПК. 8.2.5. Уметь оценивать результаты исследовательской деятельности в области педагогики. операциональный
ОПК. 8.2.7. Уметь решать задачи научного исследования. операциональный
УК-1 Способность осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач УК. 1.1.1. Знать сущность понятия «информация» в рамках исследовательской деятельности. знаниевый
УК. 1.1.1. Знать сущность понятия «информация» в рамках исследовательской деятельности. знаниевый
УК. 1.1.2. Знать современные методы научного исследования в рамках профессиональной деятельности. знаниевый
УК. 1.1.2. Знать современные методы научного исследования в рамках профессиональной деятельности. знаниевый
УК. 1.1.5. Знать принципы системного подхода в исследовательской деятельности. знаниевый
УК. 1.1.5. Знать принципы системного подхода в исследовательской деятельности. знаниевый
УК. 1.1.6. Знать методы системного подхода для решения исследовательских задач. знаниевый
УК. 1.1.6. Знать методы системного подхода для решения исследовательских задач. знаниевый
УК. 1.2.2. Владеть способом оценки результатов работы с информацией в рамках исследовательской деятельности. ориентировочный
УК. 1.2.3. Владеть пониманием необходимости использования современных методов исследования в профессиональной деятельности. ориентировочный
УК. 1.2.4. Владеть способом выбора методов системного подхода для решения поставленных задач. ориентировочный
УК. 1.3.1. Уметь формулировать цель исследования в рамках профессиональной деятельности. операциональный
УК. 1.3.3. Уметь оценивать результат поиска информации для решения исследовательских задач. операциональный
УК. 1.3.5. Уметь обосновывать выбор и применять методы системного подхода для решения поставленных задач. операциональный
УК. 1.3.6. Уметь применять методы и средства поиска информации в рамках исследовательской деятельности. операциональный
УК. 1.3.7. Уметь выделять свойства системы в объекте исследовательской деятельности. операциональный
УК. 1.3.8. Уметь применять системный подход при решении исследовательских задач. операциональный
УК. 1.3.9. Уметь применять методы системного подхода для решения исследовательских задач. операциональный
УК. 1.4.2. Опыт анализа специальной литературы при решении исследовательских задач. опыт
УК. 1.4.5. Опыт применения специальных методов при анализе и интерпретации данных исследований. опыт
УК-2 Способность определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений. УК. 2.1.3. Знать требования к постановке цели и задач исследования. знаниевый
УК. 2.3.2. Уметь планировать действия по решению исследовательских задач. операциональный
УК. 2.3.5. Уметь осуществлять выбор оптимальных методов исследования для решения профессиональных задач. операциональный

Цели изучения дисциплины

Сформировать умения по организации и проведению эффективной научно-педагогической работы, знание и технологию работы в рамках общенаучных и психолого-педагогических методов.

Задачи

  1. Сформировать у студентов компетентности в проведении научных исследований по актуальным проблемам методики обучения
  2. Объективно представить студентам логику применения теоретических и эмпирических методов научно-поискового исследования в методике обучения русскому языку и литературе.

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 8.0 ч.
Лекция 4.0 ч.
Семинар 0 ч.
Практическая работа 4.0 ч.
КСР 0 ч.
Контроль 4.0 ч.
Самостоятельная работа студента 60.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 4.0 ч. из 5.5 ч.
Часов в неделю 0.4 ч. (1.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1. Методология как основа организации современного научного исследования Сформировать у студентов компетентности в проведении научных исследований по актуальным проблемам методики обучения Знает основы и принципы проведения научных исследований по актуальным проблемам методики обучения
  • Методология научного исследования. Виды исследовательских задач.
  • Анализ компонентов научного аппарата.
  • Логика и особенности организации научного исследования.
  • Разработка и освоение способа анализа научно-исследовательской работы.
Модуль 2. Теоретические и эмпирические методы современного научного исследования Объективно представить студентам логику применения теоретических и эмпирических методов научно-поискового исследования в методике обучения русскому языку и литературе. Демонстрирует владение логикой применения теоретических и эмпирических методов научно-поискового исследования в методике обучения русскому языку и литературе.
  • Педагогический эксперимент
  • Опросные методы изучения педагогических проблем.
  • Методы эмпирического познания педагогических явлений.
  • Разработка и защита проекта мини исследования.

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Методология научного исследования. Виды исследовательских задач. Лекция 2.0 1
2 Методология научного исследования. Виды исследовательских задач. Самостоятельное изучение 4.0 3
3 Методология научного исследования. Анализ компонентов научного аппарата. Самостоятельное изучение 4.0 5
4 Освоение способов определения компонентов научного аппарата Самостоятельное изучение 6.0 7
5 Характеристики научной деятельности. Логика и особенности организации научного исследования. Самостоятельное изучение 6.0 9
6 Разработка и освоение способа анализа научно-исследовательской работы. Самостоятельное изучение 6.0 11
7 Освоение способов определения компонентов научного аппарата Самостоятельное изучение 4.0 12
8 Разработка и освоение способа анализа научно-исследовательской работы. Самостоятельное изучение 6.0 13
9 Методы теоретического познания педагогических явлений и их характеристика. Лекция 2.0 14
10 Методы теоретического познания педагогических явлений и их характеристика. Самостоятельное изучение 2.0 14
11 Рубежный контроль Промежуточная аттестация (заоч.) 2.0 15
12 Педагогический эксперимент: назначение, модели, структура, методика и условия применения. Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 16
13 Педагогический эксперимент: назначение, модели, структура, методика и условия применения. Самостоятельное изучение 4.0 16
14 Опросные методы изучения педагогических проблем. Самостоятельное изучение 6.0 17
15 Разработка и защита проекта мини-исследования. Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 18
16 Разработка и защита проекта мини-исследования. Самостоятельное изучение 2.0 18
17 Методы эмпирического познания педагогических явлений. Самостоятельное изучение 6.0 19
18 Промежуточная аттестация – зачет Промежуточная аттестация (заоч.) 2.0 20

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Методология научного исследования. Виды исследовательских задач. Лекция Перечистяет способы познания Воспроизведение
Знает критерии научности Воспроизведение
Знает теоретические методы научного исследования Воспроизведение
Знает эмпирические методы научного исследования Воспроизведение
Знает варианты классификации методов научного исследования Воспроизведение
2 Методология научного исследования. Виды исследовательских задач. Самостоятельное изучение Отличает научное познание от других способов Воспроизведение
Оценивает получаемую информацию с точки зрения соответствия критериям научности Применение
Характеризует методы педагогических исследований Применение
3 Методология научного исследования. Анализ компонентов научного аппарата. Самостоятельное изучение Характеризует методы педагогических исследований Применение
Знает виды исследовательских задач Воспроизведение
Умеет выбирать методы в зависимости от вида исследовательской задачи Применение
Знает состав и логику научного аппарата Воспроизведение
Разрабатывает элементы аппарата педагогического исследования Применение
Анализует компонены научного аппарата на соответствие требованиям Применение
4 Освоение способов определения компонентов научного аппарата Самостоятельное изучение Характеризует методы педагогических исследований Применение
Знает виды исследовательских задач Воспроизведение
Умеет выбирать методы в зависимости от вида исследовательской задачи Применение
Знает состав и логику научного аппарата Воспроизведение
Разрабатывает элементы аппарата педагогического исследования Применение
Анализует компонены научного аппарата на соответствие требованиям Применение
5 Характеристики научной деятельности. Логика и особенности организации научного исследования. Самостоятельное изучение Знает состав и логику научного аппарата Воспроизведение
Разрабатывает элементы аппарата педагогического исследования Применение
Знает принципы организации фундаментального научного исследования Воспроизведение
Знает принципы организации прикладного научного исследования Воспроизведение
Владеет принципами работы в научном коллективе Применение
6 Разработка и освоение способа анализа научно-исследовательской работы. Самостоятельное изучение Анализует компонены научного аппарата на соответствие требованиям Применение
Знает принципы организации фундаментального научного исследования Воспроизведение
Знает принципы организации прикладного научного исследования Воспроизведение
Владеет принципами работы в научном коллективе Применение
Выделяет критерии анализа НИР Применение
Проверяет выделенные критерии анализа НИР Применение
Анализирует НИР и собственную аналитическую деятельность Применение
7 Освоение способов определения компонентов научного аппарата Самостоятельное изучение Анализует компонены научного аппарата на соответствие требованиям Применение
Выделяет критерии анализа НИР Применение
Проверяет выделенные критерии анализа НИР Применение
Анализирует НИР и собственную аналитическую деятельность Применение
8 Разработка и освоение способа анализа научно-исследовательской работы. Самостоятельное изучение Анализует компонены научного аппарата на соответствие требованиям Применение
Выделяет критерии анализа НИР Применение
Проверяет выделенные критерии анализа НИР Применение
Анализирует НИР и собственную аналитическую деятельность Применение
9 Методы теоретического познания педагогических явлений и их характеристика. Лекция Знает теоретические методы научного исследования Воспроизведение
Знает эмпирические методы научного исследования Воспроизведение
Знает варианты классификации методов научного исследования Воспроизведение
Знает принципы организации фундаментального научного исследования Воспроизведение
Знает принципы организации прикладного научного исследования Воспроизведение
10 Методы теоретического познания педагогических явлений и их характеристика. Самостоятельное изучение Характеризует методы педагогических исследований Применение
Знает принципы организации фундаментального научного исследования Воспроизведение
Знает принципы организации прикладного научного исследования Воспроизведение
Владеет принципами работы в научном коллективе Применение
11 Рубежный контроль Промежуточная аттестация (заоч.) Перечистяет способы познания Воспроизведение
Отличает научное познание от других способов Воспроизведение
Знает критерии научности Воспроизведение
Оценивает получаемую информацию с точки зрения соответствия критериям научности Применение
Умеет выбирать методы в зависимости от вида исследовательской задачи Применение
Знает состав и логику научного аппарата Воспроизведение
Разрабатывает элементы аппарата педагогического исследования Применение
Анализует компонены научного аппарата на соответствие требованиям Применение
12 Педагогический эксперимент: назначение, модели, структура, методика и условия применения. Практическая работа (К-т. 50/50) Знает виды педагогического эксперимента Воспроизведение
Знает принципы проведения, условия и этапы педагогического эксперимента Воспроизведение
Организует проведение педагогического эксперимента в рамках собственной научно-исследовательской деятельности Применение
Анализирует эффективность и достоверность проведенных педагогических экспериментов, как собственных, так и сторонних. Применение
13 Педагогический эксперимент: назначение, модели, структура, методика и условия применения. Самостоятельное изучение Знает виды педагогического эксперимента Воспроизведение
Знает принципы проведения, условия и этапы педагогического эксперимента Воспроизведение
Организует проведение педагогического эксперимента в рамках собственной научно-исследовательской деятельности Применение
Анализирует эффективность и достоверность проведенных педагогических экспериментов, как собственных, так и сторонних. Применение
14 Опросные методы изучения педагогических проблем. Самостоятельное изучение Знает опросные методы изучения педагогических проблем Воспроизведение
Изучает педагогические проблемы с применением опросных методов Применение
15 Разработка и защита проекта мини-исследования. Практическая работа (К-т. 50/50) Разрабатывает проект исследования в области педагогики/ методики преподавания русского языка и литературы Применение
Проводит исследование в области педагогики/ методики преподавания русского языка и литературы Применение
Презентует результаты мини исследования в области педагогики/ методики преподавания русского языка и литературы Применение
Оценивает результаты мини исследований в области педагогики/ методики преподавания русского языка и литературы. Применение
16 Разработка и защита проекта мини-исследования. Самостоятельное изучение Разрабатывает проект исследования в области педагогики/ методики преподавания русского языка и литературы Применение
Проводит исследование в области педагогики/ методики преподавания русского языка и литературы Применение
Презентует результаты мини исследования в области педагогики/ методики преподавания русского языка и литературы Применение
Оценивает результаты мини исследований в области педагогики/ методики преподавания русского языка и литературы. Применение
17 Методы эмпирического познания педагогических явлений. Самостоятельное изучение Знает эмпирические методы познания педагогических явлений Воспроизведение
Описывает технологию проведения нескольких эмпирических методов для исследования педагогических явлений Воспроизведение
Выбирает эмпирический метод для исследования педагогических явлений Применение
18 Промежуточная аттестация – зачет Промежуточная аттестация (заоч.) Знает виды педагогического эксперимента Воспроизведение
Знает принципы проведения, условия и этапы педагогического эксперимента Воспроизведение
Организует проведение педагогического эксперимента в рамках собственной научно-исследовательской деятельности Применение
Анализирует эффективность и достоверность проведенных педагогических экспериментов, как собственных, так и сторонних. Применение
Разрабатывает проект исследования в области педагогики/ методики преподавания русского языка и литературы Применение
Проводит исследование в области педагогики/ методики преподавания русского языка и литературы Применение
Презентует результаты мини исследования в области педагогики/ методики преподавания русского языка и литературы Применение
Оценивает результаты мини исследований в области педагогики/ методики преподавания русского языка и литературы. Применение

Литература

Основная

  1. Горелов, Н. А. Методология научных исследований : учеб. и практикум для бакалавриата и магистратуры, студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по всем направлениям, [аспирантов и докторантов] / Н. А. Горелов, Д. В. Круглов, О. Н. Кораблева. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Юрайт, 2018. - 364, [2] с. - (Бакалавр и магистр). - Гриф УМО. - ISBN 978-5-534-03635-0 : 876-18. – Текст: непосредственный.
  2. Кузнецов, И. Н. Основы научных исследований : учебное пособие : [16+] / И. Н. Кузнецов. – 5-е изд., перераб. – Москва : Дашков и К°, 2020. – 282 с. – (Учебные издания для бакалавров). – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=573392 (дата обращения: 28.10.2021). – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-394-03684-2. – Текст : электронный.
  3. Шкляр, М.Ф. Основы научных исследований : учебное пособие / М.Ф. Шкляр. – 7-е изд. – Москва : Дашков и К°, 2019. – 208 с. – ISBN 978-5-394-03375-9. - URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=573356 (дата обращения: 19.10.2021). – Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный.

Дополнительная

  1. Загвязинский, В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования : учеб. пособие для студентов вузов по специальностям: 050706 (031000) - Педагогика и психология; 050701 (033400) - Педагогика / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. - 7-е изд., стер. - Москва : Академия, 2012. - 206, [2] с. - (Высшее профессиональное образование). - Гриф УМО. - ISBN 978-5-7695-8735-1 : 323-40 . – Текст: непосредственный.
  2. Крулехт, М. В. Методология и методы психолого-педагогических исследований. Практикум: учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры : для студентов вузов, обучающихся по гуманитар. направлениям / М. В. Крулехт. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Юрайт, 2019. - 192, [4] с. - (Бакалавр и магистр). - ISBN 978-5-534-05461-3 : 534-45. – Текст: непосредственный
  3. Мокий, М. С. Методология научных исследований : учеб. для магистров, студентов, [аспирантов] высш. учеб. заведений / М. С. Мокий, А. Л. Никифоров, В. С. Мокий ; под ред. М. С. Мокия. - Москва : Юрайт, 2018. - 255, [1] с. - (Магистр). - Гриф УМО. - ISBN 978-5-9916-1036-0 : 519-18. – Текст: непосредственный.
  4. Полонский, В. М. Оценка качества научно-педагогических исследований : учеб. пособие [для бакалавров, магистрантов, аспирантов] / В. М. Полонский. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : ИНФРА-М, 2018. - 219, [1] с. - (Высшее образование. Магистратура). - ISBN 978-5-16-012472-8 : 388-50. – Текст: непосредственный.
  5. Рузавин, Г. И. Методология научного познания : учебное пособие для вузов / Г. И. Рузавин. – Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. – 287 c. – ISBN 978-5-238-00920-9. – URL: http://www.iprbookshop.ru/81665.html (дата обращения: 19.09.2020). – Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный

Цифровые ресурсы

  1. Ивин А.А. Логика: учебник для гуманитарных факультетов: сайт. - http://logic-books.info/sites/default/files/ivin_a._logika.doc (дата обращения: 10.10.2021). – Текст: электронный.
  2. Основные виды умственных операций: сайт. - http://www.shsgroup.ru/mishlenie/4_1.php (дата обращения: 01.10.2021). – Текст: электронный.

Источники

Учебно-методические материалы

  1. Инструкция методическая о порядке разработки и требованиях к структуре, содержанию и оформлению рабочей программы учебной дисциплины (модуля) - СМК ИМ 04