бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра филологического образования и журналистики

Рабочая программа*

2021-22 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Н.С. Боталова директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
Е.И. Бреусова заведующий кафедрой
Н.В. Ганущак декан факультета

Б1.В.15 Методы филологического исследования, 7 семестр

Б-08081, 44.03.05, Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (направленность Русский язык и литература), зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
Е.А. Авдеева ____________
* — данная рабочая программа еще не согласована, содержание может меняться.

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
владение знаниями о различных стилях, типах и жанрах и приемами анализа текстов (ПК-19) Называет филологические методы исследования и виды анализа текста знаниевый
Описывает принципы анализа текстов различных стилей и жанров в зависимости от выбранного метода исследования знаниевый
Владеет схемой выбора вида и метода филологического анализа текста в соответствии с целью; ориентировочный
Характеризует филологические методы исследования и виды анализа текста операциональный
Опыт обоснования методологии проводимого исследования лингвистического и литературоведческого модулей опыт
Опыт подготовки аппарата научного исследования по теме курсовой работы лингвистического и литературоведческого модулей опыт
готовность использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования (ПК-11) Владеет принципами выбора методов исследования ориентировочный
Выявляет логическую связь элементов аппарата исследования ориентировочный
Оценивает качество отбора методов исследования ориентировочный
Оценивает качество проблематизации исследований ориентировочный
Выбирает методы исследования, исходя из темы, цели, предмета и объекта исследования операциональный
Умеет работать в составе исследовательского коллектива, в том числе и международного операциональный
способность использовать основы философских и социогуманитарных знаний для формирования научного мировоззрения (ОК-1); Владеет принципами комплексного анализа литературного произведения в общегуманитарной парадигме ориентировочный
Опыт подготовки комплексного анализа литературного произведения в общегуманитарной парадигме опыт

Цели изучения дисциплины

сформировать у студентов основы научно-методологического мышления в области теоретической и экспериментальной филологии

Задачи

  1. Знать основные лингвистические методы, уметь их выбирать и строить исследование на их основе
  2. Знать основные литературоведческие методы, уметь их выбирать и строить исследование на их основе

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 8.0 ч.
Лекция 4.0 ч.
Семинар 0 ч.
Практическая работа 4.0 ч.
КСР 0.0 ч.
Контроль 4.0 ч.
Самостоятельная работа студента 60.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 4.0 ч. из 4.0 ч.
Часов в неделю 0.57 ч. (2.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль № 1 (Лингвистический) Знать основные лингвистические методы, уметь их выбирать и строить исследование на их основе Применяет основные лингвистические методы, строит исследование на их основе.
  • Методологическая основа филологического исследования
  • Исследовательские методы и школы в лингвистике
Модуль № 2 (Литературоведческий) Знать основные литературоведческие методы, уметь их выбирать и строить исследование на их основе Знает основные литературоведческие методы, умеет их выбирать, строит исследование на их основе
  • Исследовательские методы и школы в литературоведении

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Филология в системе гуманитарных наук Самостоятельное изучение 4.0 1
2 Методологические ориентиры исследователя-филолога: общенаучный и филологический инструментарий Лекция 1.0 1
3 Методологические ориентиры исследователя-филолога: общенаучный и филологический инструментарий Самостоятельное изучение 4.0 1
4 Сравнительно-исторический, сопоставительный и описательный методы в лингвистике Самостоятельное изучение 4.0 2
5 Этимологический, стилистический, дефиниционный методы Лекция 1.0 2
6 Структурные методы в лингвистике Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 2
7 Структурные методы в лингвистике Самостоятельное изучение 4.0 2
8 Этимологический, стилистический, дефиниционный методы Самостоятельное изучение 4.0 2
9 Методы контекстуального, интертекстуального анализа. Трансформационный анализ Самостоятельное изучение 2.0 3
10 Психолингвистические экспериментальные методы. Самостоятельное изучение 4.0 3
11 Методы коммуникативных исследований Самостоятельное изучение 4.0 4
12 Рубежный контроль. Методы лингвистических исследований. Промежуточная аттестация (заоч.) 2.0 4
13 Биографический анализ книги Ф.М. Достоевского "Записки из мертвого дома" Практическая работа (К-т. 50/50) 2.0 5
14 Биографический метод. Мифологический метод и мифокритические концепции литературы Самостоятельное изучение 4.0 5
15 Мифокритический анализ повести Н.В. Гоголя "Ревизор" Самостоятельное изучение 4.0 6
16 Сравнительно-исторический метод. Компаративистика. Культурно-исторический метод Самостоятельное изучение 2.0 6
17 Авторская интерпретация «онегинского» сюжета в творчестве И.С. Тургенева Самостоятельное изучение 2.0 7
18 Феноменологический, социологический методы в литературоведении. Методы теоретической и описательной поэтики Лекция 1.0 8
19 Феноменологический анализ рассказа В.М. Гаршина "Ночь" Самостоятельное изучение 3.0 8
20 Феноменологический, социологический методы в литературоведении. Методы теоретической и описательной поэтики Самостоятельное изучение 5.0 8
21 Семиотический, структуральный, герменевтический методы. Рецептивная эстетика. Лекция 1.0 9
22 Семиотический, структуральный, герменевтический методы. Рецептивная эстетика. Самостоятельное изучение 4.0 9
23 Структурно-семантический анализ рассказа А.П. Чехова "Черный монах" Самостоятельное изучение 2.0 9
24 Рубежный контроль. Литературоведческие методы исследования. Промежуточная аттестация (заоч.) 2.0 14
25 Промежуточная аттестация (зачет) Промежуточная аттестация (зачет) 0.0 14

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Филология в системе гуманитарных наук Самостоятельное изучение Знать основные виды познания Воспроизведение
Уметь определять основные черты научного знания Воспроизведение
Знать основные виды научных исследований Воспроизведение
Знать общефилологические методы исследования Воспроизведение
2 Методологические ориентиры исследователя-филолога: общенаучный и филологический инструментарий Лекция Знать функциональную структуру филологии как науки Воспроизведение
Знать основные виды филологических научных дисциплин Воспроизведение
Знать основные этапы становления филологической науки Воспроизведение
Знать общефилологические методы исследования Воспроизведение
3 Методологические ориентиры исследователя-филолога: общенаучный и филологический инструментарий Самостоятельное изучение Знать основные виды филологических научных дисциплин Воспроизведение
Знать общефилологические методы исследования Воспроизведение
Выделять принципы проведения исследования с использованием общефилологических методов Применение
Владеть критериями оценки качества отбора общефилологических методов для исследования Применение
4 Сравнительно-исторический, сопоставительный и описательный методы в лингвистике Самостоятельное изучение Знать особенности применения сравнительно-исторического метода в лингвистике Воспроизведение
Проводить сравнительно-исторические исследования в лингвистике Применение
Знать типологию сопоставительных методов, особенности их применения в лингвистике Воспроизведение
Проводить сопоставительные лингвистические мини-исследования Применение
Знать принципы дескриптивно-аналитического метода Воспроизведение
Проводить учебные исследования с использованием описательного метода Применение
5 Этимологический, стилистический, дефиниционный методы Лекция Знать принципы конструктивного метода в лингвистике Воспроизведение
Знать особенности трансформационного метода Воспроизведение
Знать технику и принципы дефиниционного анализа Воспроизведение
6 Структурные методы в лингвистике Практическая работа (К-т. 50/50) Знать типологию структурных методов, особенности их применения в лингвистике Воспроизведение
Проводить структуральные лингвистические мини-исследования Применение
Знать принципы конструктивного метода в лингвистике Воспроизведение
Проводить учебные исследования с использованием конструктивных методов Применение
Знать особенности трансформационного метода Воспроизведение
7 Структурные методы в лингвистике Самостоятельное изучение Знать типологию структурных методов, особенности их применения в лингвистике Воспроизведение
Проводить структуральные лингвистические мини-исследования Применение
Знать принципы конструктивного метода в лингвистике Воспроизведение
Проводить учебные исследования с использованием конструктивных методов Применение
Знать особенности трансформационного метода Воспроизведение
8 Этимологический, стилистический, дефиниционный методы Самостоятельное изучение Знать принципы конструктивного метода в лингвистике Воспроизведение
Проводить учебные исследования с использованием конструктивных методов Применение
Знать особенности трансформационного метода Воспроизведение
Знать технику и принципы дефиниционного анализа Воспроизведение
Проводить учебное исследование с использованием дефиниционного анализа Применение
9 Методы контекстуального, интертекстуального анализа. Трансформационный анализ Самостоятельное изучение Знать виды и принципы контекстуального и интертекстуального линвистического анализа Воспроизведение
10 Психолингвистические экспериментальные методы. Самостоятельное изучение Знать виды и принципы психолингвистических экспериментов Воспроизведение
Проводить ассоциативный эксперимент в рамках учебного исследования Применение
11 Методы коммуникативных исследований Самостоятельное изучение Знать языковедческие методы, используемые в коммуникативистике Воспроизведение
Проводить в рамках учебного исследования контент-анализ Применение
Проводить в рамках учебного исследования концептологический анализ Применение
12 Рубежный контроль. Методы лингвистических исследований. Промежуточная аттестация (заоч.) Выделять принципы проведения исследования с использованием общефилологических методов Применение
Владеть критериями оценки качества отбора общефилологических методов для исследования Применение
Проводить сравнительно-исторические исследования в лингвистике Применение
Проводить структуральные лингвистические мини-исследования Применение
Проводить учебные исследования с использованием конструктивных методов Применение
Использовать общенаучные методы в ходе лингвистического анализа Применение
Проводить сопоставительные лингвистические мини-исследования Применение
Проводить учебные исследования с использованием описательного метода Применение
Проводить учебное исследование с использованием дефиниционного анализа Применение
Проводить ассоциативный эксперимент в рамках учебного исследования Применение
13 Биографический анализ книги Ф.М. Достоевского "Записки из мертвого дома" Практическая работа (К-т. 50/50) Знать основные принципы биографического метода Воспроизведение
Уметь анализировать художественный текст на основе биографического метода Применение
14 Биографический метод. Мифологический метод и мифокритические концепции литературы Самостоятельное изучение Знать основные принципы биографического метода Воспроизведение
15 Мифокритический анализ повести Н.В. Гоголя "Ревизор" Самостоятельное изучение Разрабатывает аппарат собственного научного курсового исследования лингвистического и литературоведческого модулей Применение
Оценивает качество разработки аппарата филологического исследования Применение
Уметь анализировать художественный текст с позиций мифокритического метода Применение
16 Сравнительно-исторический метод. Компаративистика. Культурно-исторический метод Самостоятельное изучение Знать основные принципы сравнительно-исторического метода Воспроизведение
Знать основные принципы культурно-исторического метода Воспроизведение
17 Авторская интерпретация «онегинского» сюжета в творчестве И.С. Тургенева Самостоятельное изучение Разрабатывает аппарат собственного научного курсового исследования лингвистического и литературоведческого модулей Применение
Оценивает качество разработки аппарата филологического исследования Применение
Знать основные принципы сравнительно-исторического метода Воспроизведение
Уметь анализировать художественный текст с использованием принципов компаративистики Применение
18 Феноменологический, социологический методы в литературоведении. Методы теоретической и описательной поэтики Лекция Знать основные принципы феноменологического метода Воспроизведение
Знать основные принципы структурной и постструктуралистской поэтики Воспроизведение
19 Феноменологический анализ рассказа В.М. Гаршина "Ночь" Самостоятельное изучение Разрабатывает аппарат собственного научного курсового исследования лингвистического и литературоведческого модулей Применение
Оценивает качество разработки аппарата филологического исследования Применение
Знать основные принципы феноменологического метода Воспроизведение
20 Феноменологический, социологический методы в литературоведении. Методы теоретической и описательной поэтики Самостоятельное изучение Знать основные принципы феноменологического метода Воспроизведение
Знать основные принципы структурной и постструктуралистской поэтики Воспроизведение
21 Семиотический, структуральный, герменевтический методы. Рецептивная эстетика. Лекция Знать основные принципы семиотического метода Воспроизведение
Знать основные принципы структурной и постструктуралистской поэтики Воспроизведение
Знать основные принципы филологической герменевтики Воспроизведение
22 Семиотический, структуральный, герменевтический методы. Рецептивная эстетика. Самостоятельное изучение Знать основные принципы семиотического метода Воспроизведение
Знать основные принципы структурной и постструктуралистской поэтики Воспроизведение
Уметь анализировать художественный текст с точки зрения его структурной семантики Применение
Знать основные принципы филологической герменевтики Воспроизведение
Уметь анализировать художественный текст с позиций герменевтики Применение
23 Структурно-семантический анализ рассказа А.П. Чехова "Черный монах" Самостоятельное изучение Разрабатывает аппарат собственного научного курсового исследования лингвистического и литературоведческого модулей Применение
Оценивает качество разработки аппарата филологического исследования Применение
Знать основные принципы семиотического метода Воспроизведение
24 Рубежный контроль. Литературоведческие методы исследования. Промежуточная аттестация (заоч.) Разрабатывает аппарат собственного научного курсового исследования лингвистического и литературоведческого модулей Применение
Оценивает качество разработки аппарата филологического исследования Применение
Уметь анализировать художественный текст на основе биографического метода Применение
Уметь анализировать художественный текст с позиций мифокритического метода Применение
Уметь анализировать художественный текст с использованием принципов компаративистики Применение
Уметь анализировать художественный текст с точки зрения его структурной семантики Применение
Уметь анализировать художественный текст с позиций герменевтики Применение
Уметь анализировать художественный текст инструментами культурно-исторического метода Применение
25 Промежуточная аттестация (зачет) Промежуточная аттестация (зачет) Результаты не указаны

Литература

Основная

  1. Афанасьев, В. В. Методология и методы научного исследования : учебное пособие для вузов / В. В. Афанасьев, О. В. Грибкова, Л. И. Уколова. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 154 с. – ISBN 978-5-534-02890-4. – URL: https://urait.ru/bcode/472343 (дата обращения: 14.09.2021). – Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный.
  2. Тарланов, З. К. Методы лингвистического анализа : для вузов / З. К. Тарланов. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 236 с. – ISBN 978-5-534-07101-6. – URL: https://urait.ru/bcode/455559 (дата обращения: 20.09.2021). – Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный.
  3. Турышева, О.Н. Теория и методология зарубежного литературоведения : учебное пособие / О.Н. Турышева. – 3-е изд., стер. – Москва : Флинта, 2017. – 161 с. – ISBN 978-5-9765-1232-0. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115145 (дата обращения: 1.09.2021). – Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный.

Дополнительная

  1. Болотнова, Н. С. Филологический анализ текста : учебное пособие / Н. С. Болотнова. – 6-е изд., стер. – Москва : ФЛИНТА, 2021. – 520 с. – ISBN 978-5-9765-0053-2. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=83071 (дата обращения: 13.09.2021). – Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный.
  2. Есин, А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения : учебное пособие / А.Б. Есин. – 13-е изд., стереотип. – Москва : Флинта, 2017. – 248 с. – ISBN 978-5-89349-049-7. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=103362 (дата обращения: 1.09.2021). – Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный.
  3. Казарин, Ю. В. Лингвистический анализ текста : учебное пособие для вузов / Ю. В. Казарин ; под научной редакцией Л. Г. Бабенко. – 2-е изд. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 132 с. – ISBN 978-5-534-07556-4. – URL: https://urait.ru/bcode/473552 (дата обращения: 20.09.2021). – Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный.
  4. Кентбаева, Б. А. Методология научных исследований : учебник / Б. А. Кентбаева. – Алматы : Нур-Принт, 2014. – 209 c. – ISBN 978-601-241-535-3. – URL: http://www.iprbookshop.ru/69140.html (дата обращения: 1.09.2021). – Режим доступа: по подписке. – Текст : электронный.
  5. Комарова, З. И. Методология, метод, методика и технология научных исследований в лингвистике : учеб. пособие [предназначено для бакалавров, магистров и преподавателей вузов] / З. И. Комарова. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Флинта [и др.], 2013. - 818, [2] с. - ISBN 978-5-9765-1683-0. – Текст: непосредственный.
  6. Москвин, В. П. Методы и приемы лингвистического анализа : монография / В. П. Москвин. - 3-е изд., стер. - М. : Флинта [и др.], 2017. - 220, [2] с. - ISBN 978-5-9765-2133-9. - Текст: непосредственный.

Цифровые ресурсы

  1. E-Лингво — крупнейшая в российском сегменте Интернета гуманитарная он-лайн библиотека [Электронный ресурс]. – URL: http://e-lingvo.net/ (дата обращения: 1.09.2021). – Режим доступа: свободный. – Текст: электронный.
  2. TextoLogia.ru: Журнал о русском языке и литературе. – URL: http://www.textologia.ru/literature/teoria-literatury/?q=411 (дата обращения: 1.09.2021). – Режим доступа: свободный. – Текст: электронный.
  3. Энциклопедический словарь филолога. – URL: http://slovarfilologa.ru/ (дата обращения: 1.09.2021). – Режим доступа: свободный. – Текст: электронный.

Источники

Учебно-методические материалы

  1. Методы филологического исследования: Рабочая программа: Учебно-методическое обеспечение дисциплины // Образовательный портал СурГПУ [Электронный ресурс]: 44.03.05 «Педагогическое образование», направленность «Русский язык и литература», зачет / БУ «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. Е.А.Авдеева. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2021. – URL: http://els.surgpu.ru// (дата обращения 1.09.2021) - Режим доступа: для авторизованных пользователей. – Текст : электронный.