бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра филологического образования и журналистики

Рабочая программа*

2021-22 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Н.С. Боталова директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
Е.И. Бреусова заведующий кафедрой
В.В. Толмачева декан факультета

Б1.В.01.01 Основы теории детской литературы, 2 семестр

Б-01063, 44.03.05, Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)(направленность Дошкольное образование и Начальное образование), экзамен

Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов
Е.А. Авдеева ____________
* — данная рабочая программа еще не согласована, содержание может меняться.

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач (УК-1) Знание ряда текстов детской литературы наизусть знаниевый
Знание текстов детской литературы как средства формирования культурных потребностей ребенка. знаниевый
Понимание значимости детской литературы как средства формирования культурных потребностей ребенка. ориентировочный
Умение логически верно интерпретировать стилистические особенности произведений для детей операциональный
Умение определять возрастную предназначенность художественного произведения операциональный
Умение создавать устные и письменные интерпретации произведений детской литературы операциональный
Опыт выразительного чтения произведений детской литературы наизусть опыт
Опыт интерпретации произведений детской литературы в устной и письменной формах опыт

Цели изучения дисциплины

Научить студентов интерпретировать произведения детской литературы с точки зрения их художественной и воспитательной ценности.

Задачи

  1. Описать особенности литературы для детей, выделить существенные признаки ее стилей и направлений, сформировать навыки интерпретации фольклорного произведения для детей. Сформировать навыки интерпретации литературной сказки в ее жанровой специфике и индивидуальной поэтике
  2. Сформировать навыки интерпретации сказа, учебной книги, детской поэзии в их жанровой специфике и индивидуальной поэтике
  3. Сформировать навыки интерпретации природоведческой, психологической, исторической, юмористической, приключенческой, фантастической литературы для детей

Числовые характеристики

Трудоемкость 108 ч.
Аудиторная работа 12.0 ч.
Лекция 4.0 ч.
Семинар 0 ч.
Практическая работа 8.0 ч.
КСР 0 ч.
Контроль 9.0 ч.
Самостоятельная работа студента 87.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 9.0 ч. из 12.0 ч.
Часов в неделю 0.6 ч. (2.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль №1. Фольклор для детей и в детском чтении. Фольклорная и литературная сказки. Эволюция жанровых форм отечественной и зарубежной литературной сказки XIX-XXI веков Описать особенности литературы для детей, выделить существенные признаки ее стилей и направлений, сформировать навыки комплексного анализа фольклорного произведения для детей. После освоения данного модуля студенты будут распознавать особенности книг, входящих в круг детского чтения, описывать тенденции развития русской и зарубежной литературы для детей, оперировать понятиями, описывающими фольклорные произведения для детей. После освоения данного модуля студенты будут анализировать литературные сказки в их жанровой специфике и индивидуальной поэтике, описывать вязь литературной сказки с фольклорной традицией, давать характеристику основных этапов и тенденций развития русской и зарубежной литературной сказки.
  • Круг детского чтения. Система жанров детской литературы. Фольклорная и литературная сказки
Модуль №2 Литературная сказка в круге детского чтения Сформировать навыки анализа литературной сказки Умеет анализировать литературные сказки, определять модификации жанра
  • Эволюция жанровых форм отечественной и зарубежной литературной сказки XIX-XX вв.
Модуль № 2. Несказочная проза в детском чтении Закрепить навыки анализа несказочной прозы После изучения данного модуля студенты будут формулировать познавательную и воспитательную идею произведения для детей, анализировать его художественное своеобразие, соспоставлять художественный текст и произведение другог вида искусства на тот же сюжет.
  • Стилевые особенности литературной сказки и сказа.
  • Детская учебная книга.
  • Поэзия для детей.
Модуль № 3. Природоведческая, историческая, юмористическая, приключенческая, фантастическая литература для детей Сформировать навыки анализа природоведческой, психологической, исторической, юмористической, приключенческой, фантастической литературы для детей в ее жанровой специфике и индивидуальной поэтике Формирование аналитических подходов, дающих возможность системного изучения детской книги
  • Природоведческая, историческая, юмористическая, приключенческая, фантастическая литература для детей.

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Детская литература, ее специфика и функции. Основные этапы развития детской литературы Лекция 2.0 1
2 Фольклор и миф в детском чтении. Жанры фольклора. Народная сказка Самостоятельное изучение 4.0 1
3 Детская литература, ее специфика и функции. Основные этапы развития детской литературы Самостоятельное изучение 4.0 1
4 Волшебная сказка. Практическая работа 2.0 2
5 Фольклор и миф в детском чтении. Жанры фольклора. Народная сказка Практическая работа 2.0 2
6 Волшебная сказка. Самостоятельное изучение 4.0 2
7 Литературная сказка. Ш.Перро - основоположник литературной сказки. Романтизм и развитие жанра сказки в Германии. Самостоятельное изучение 6.0 3
8 Художественное своеобразие сказок Г.Х. Андерсена. Промежуточная аттестация (заоч.) 2.0 5
9 Художественное своеобразие сказок Г.Х. Андерсена. Самостоятельное изучение 4.0 5
10 Жанровые и стилевые особенности прозаической литературной сказки русских писателей Самостоятельное изучение 4.0 7
11 Стихотворная литературная сказка Лекция 2.0 8
12 Стихотворная литературная сказка Самостоятельное изучение 2.0 8
13 Философская сказка–притча А.Сент-Экзюпери «Маленький принц». Промежуточная аттестация (заоч.) 1.0 9
14 Русская литературная сказка XX-XXI вв. Самостоятельное изучение 4.0 9
15 Сказки английских писателей в детском чтении (Л.Кэррол, А.Милн, П.Трэверс, Д.Барри, Р.Киплинг, О.Уайльд). Самостоятельное изучение 4.0 10
16 Рубежный контроль. Модуль 1 Промежуточная аттестация (заоч.) 2.0 10
17 Учебная книга для детей Самостоятельное изучение 6.0 11
18 Художественные открытия К.И. Чуковского Практическая работа 2.0 11
19 Художественные открытия К.И. Чуковского Самостоятельное изучение 6.0 11
20 Поэзия для детей и юношества в 19 - 20 века Самостоятельное изучение 6.0 13
21 Стихи современных поэтов для детей и подростков Самостоятельное изучение 6.0 14
22 Рубежный контроль. Модуль 2 Промежуточная аттестация (заоч.) 2.0 15
23 Природоведческая литература в детском чтении. Практическая работа 2.0 15
24 Природоведческая литература в детском чтении. Самостоятельное изучение 4.0 15
25 Юмористическая литература для детей. Самостоятельное изучение 6.0 16
26 Рубежный контроль. Модуль 3 Промежуточная аттестация (заоч.) 1.0 20
27 Рубежный контроль. Модуль 3 Самостоятельное изучение 5.0 20
28 Промежуточная аттестация (экзамен) Промежуточная аттестация (экз.) 1.0 21

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Детская литература, ее специфика и функции. Основные этапы развития детской литературы Лекция Дает определение понятий "детская литература", "круг детского чтения", "детская литература как учебная дисциплина" Воспроизведение
Называет основные функции детской литературы. Воспроизведение
2 Фольклор и миф в детском чтении. Жанры фольклора. Народная сказка Самостоятельное изучение Дает определение фольклора как вида словесного творчества, детского фольклора. Воспроизведение
Описывает жанровую классификацию детского фольклора Воспроизведение
Описывает поэтику произведений детского фольклора. Воспроизведение
Перечисляет основные жанровые разновидности фольклорной сказки Воспроизведение
3 Детская литература, ее специфика и функции. Основные этапы развития детской литературы Самостоятельное изучение Дает определение понятий "детская литература", "круг детского чтения", "детская литература как учебная дисциплина" Воспроизведение
Называет основные функции детской литературы. Воспроизведение
4 Волшебная сказка. Практическая работа Описывает жанровую специфику волшебной сказки Применение
Описывает систему сказочных персонажей Воспроизведение
Оценивает композиционное и стилистическое своеобразие волшебных сказок Применение
5 Фольклор и миф в детском чтении. Жанры фольклора. Народная сказка Практическая работа Дает определение фольклора как вида словесного творчества, детского фольклора. Воспроизведение
Описывает жанровую классификацию детского фольклора Воспроизведение
Описывает поэтику произведений детского фольклора. Воспроизведение
Перечисляет основные жанровые разновидности фольклорной сказки Воспроизведение
6 Волшебная сказка. Самостоятельное изучение Описывает жанровую специфику волшебной сказки Применение
Описывает систему сказочных персонажей Воспроизведение
Оценивает композиционное и стилистическое своеобразие волшебных сказок Применение
7 Литературная сказка. Ш.Перро - основоположник литературной сказки. Романтизм и развитие жанра сказки в Германии. Самостоятельное изучение Дает определение понятию "литературная сказка" Воспроизведение
Называет отличия фольклорной и литературной сказки Воспроизведение
Дает определение понятия "романтическая сказка" Воспроизведение
Перечисляет западноевропейских писателей-сказочников 18-19 вв.и их произведения Воспроизведение
8 Художественное своеобразие сказок Г.Х. Андерсена. Промежуточная аттестация (заоч.) Интепретирует содержание сказок Андерсена Применение
Анализирует проблематику сказок Андерсена Применение
Выявляет стилистические особенности сказок Андерсена Применение
Выявляет особенности героев в сказках Андерсена Применение
Формулирует новаторский подход Г.Х. Андерсена к сказочному творчеству Применение
Выявляет традиции, которых придерживается Г.Х. Андерсен Применение
9 Художественное своеобразие сказок Г.Х. Андерсена. Самостоятельное изучение Дает определение понятию "литературная сказка" Воспроизведение
Анализирует проблематику сказок Андерсена Применение
Выявляет стилистические особенности сказок Андерсена Применение
Выявляет особенности героев в сказках Андерсена Применение
Формулирует новаторский подход Г.Х. Андерсена к сказочному творчеству Применение
Выявляет традиции, которых придерживается Г.Х. Андерсен Применение
10 Жанровые и стилевые особенности прозаической литературной сказки русских писателей Самостоятельное изучение Дает определение понятия "романтическая сказка" Воспроизведение
Пересказывает содержание прозаических русских литературных сказок, входящих в список для обязательного чтения. Воспроизведение
Комментирует жанровое своеобразие русской литературной прозаической сказки Применение
Описывает художественное своеобразие русской литературной прозаической сказки Применение
Описывает функции фантастических элементов в литературной сказке. Применение
11 Стихотворная литературная сказка Лекция Пересказывает содержание произведений Жуковского, Ершова и Пушкина Воспроизведение
Описывает жанровые признаки сказок Воспроизведение
12 Стихотворная литературная сказка Самостоятельное изучение Описывает особенности художественного методав сказочном творчестве Жуковского, Ершова, Пушкина Применение
Описывает на конкретных примерах связь сказок Жуковского, Ершова, Пушкина с фольклорными традициями Применение
Анализирует проблематику сказочного творчества Жуковского, Ершова, Пушкина Применение
13 Философская сказка–притча А.Сент-Экзюпери «Маленький принц». Промежуточная аттестация (заоч.) Дает определение понятиям "философская сказка", "сказка-притча", "афоризм" Воспроизведение
Описывает идейное содержание сказки "Маленький принц" Воспроизведение
Анализирует проблематику сказки "Маленький принц" Применение
Соотносит по смыслу текст и авторские иллюстрации сказки Применение
14 Русская литературная сказка XX-XXI вв. Самостоятельное изучение Пересказывает содержание произведений русских писателей-сказочников (Д.Н. Мамин-Сибиряк, В.М. Гаршин) Воспроизведение
Описывает развитие литературной сказки в 20-60-е гг. (Ю. Олеша, Л. Лагин, В. Катаев, Е. Шварц) Воспроизведение
Описывает стилевое своеобразие сказочного творчества конкретного художника слова Воспроизведение
15 Сказки английских писателей в детском чтении (Л.Кэррол, А.Милн, П.Трэверс, Д.Барри, Р.Киплинг, О.Уайльд). Самостоятельное изучение Описывает в общих чертах традиции жанра нонсенса в английской детской литературе Воспроизведение
Анализирует проблематику сказок Д.Барри, П. Треверс, К. Льюиса Применение
Описывает своеобразие языковой игры Применение
Описывает способы организации художественного времени и пространства сказки-нонсенса Применение
16 Рубежный контроль. Модуль 1 Промежуточная аттестация (заоч.) Интепретирует содержание сказок Андерсена Применение
Анализирует проблематику сказок Андерсена Применение
Описывает жанровую специфику скандинавских сказок Воспроизведение
Комментирует жанровое своеобразие русской литературной прозаической сказки Применение
Описывает художественное своеобразие русской литературной прозаической сказки Применение
Описывает особенности художественного методав сказочном творчестве Жуковского, Ершова, Пушкина Применение
Описывает жанровые признаки сказок Воспроизведение
Анализирует проблематику сказочного творчества Жуковского, Ершова, Пушкина Применение
Описывает развитие литературной сказки в 20-60-е гг. (Ю. Олеша, Л. Лагин, В. Катаев, Е. Шварц) Воспроизведение
Описывает стилевое своеобразие сказочного творчества конкретного художника слова Воспроизведение
Описывает существенные признаки нонсенса как жанра и творческого метода Воспроизведение
Интерпретирует художественное своеобразие сказки Кэрролла (проблематика, способы организации художественного времени и пространства) Применение
Описывает в общих чертах традиции жанра нонсенса в английской детской литературе Воспроизведение
Анализирует проблематику сказок Д.Барри, П. Треверс, К. Льюиса Применение
Описывает способы организации художественного времени и пространства сказки-нонсенса Применение
17 Учебная книга для детей Самостоятельное изучение Пересказывает содержание произведений П.Бажова, Б Шергина, С Писахова. Воспроизведение
Описывает жанровые признаки сказа Воспроизведение
Комментирует текст сказа с точки зрения фольклорных традиций. Применение
Дает определение понятия "учебная книга для детей" Воспроизведение
Описывает жанровые признаки детской учебной книги Применение
Формулирует познавательную и нравственную идею прочитанного произведения Применение
18 Художественные открытия К.И. Чуковского Практическая работа Пересказывает содержание детских произведений Чуковского , включенных в список для обязательного чтения. Воспроизведение
Описывает художественное своеобразие сказок Чуковского Воспроизведение
Сопоставляет художественный текст и мультипликацию. Применение
19 Художественные открытия К.И. Чуковского Самостоятельное изучение Пересказывает содержание детских произведений Чуковского , включенных в список для обязательного чтения. Воспроизведение
Описывает художественное своеобразие сказок Чуковского Воспроизведение
Сопоставляет художественный текст и мультипликацию. Применение
20 Поэзия для детей и юношества в 19 - 20 века Самостоятельное изучение Перечисляет поэтов 19-нач. 20 вв., писавших для детей и юношества Воспроизведение
Описывает жанровые особенности прочитанных стихотворений Воспроизведение
Анализирует идейное своеобразие стихотворения Применение
21 Стихи современных поэтов для детей и подростков Самостоятельное изучение Перечисляет современных русских и зарубежных поэтов, пишущих для детей и юношества. Воспроизведение
Описывает жанровые особенности, тематику и проблематику прочитанных стихотворений Воспроизведение
Описывает в общих чертах признаки "экспериментальной" поэзии Применение
Характеризует особенности стиля поэтов. Применение
22 Рубежный контроль. Модуль 2 Промежуточная аттестация (заоч.) Анализирует специфику образов в сказочном творчестве скандинавских писателей. Применение
Описывает жанровую специфику скандинавских сказок Воспроизведение
Описывает проблематику сказок Киплинга и Уайльда. Воспроизведение
Описывает существенные признаки нонсенса как жанра и творческого метода Воспроизведение
Интерпретирует художественное своеобразие сказки Кэрролла (проблематика, способы организации художественного времени и пространства) Применение
Описывает в общих чертах традиции жанра нонсенса в английской детской литературе Воспроизведение
Анализирует проблематику сказок Д.Барри, П. Треверс, К. Льюиса Применение
Описывает своеобразие языковой игры Применение
Описывает способы организации художественного времени и пространства сказки-нонсенса Применение
Комментирует жанровое своеобразие литературной сказки Применение
Перечисляет современных русских и зарубежных поэтов, пишущих для детей и юношества. Воспроизведение
Описывает жанровые особенности, тематику и проблематику прочитанных стихотворений Воспроизведение
Описывает в общих чертах признаки "экспериментальной" поэзии Применение
23 Природоведческая литература в детском чтении. Практическая работа Перечисляет русских и зарубежных авторов, пишуших на природоведческие темы. Воспроизведение
Описывает жанровые особенности прочитанных произведений Воспроизведение
Анализирует проблематику природоведческих книг Применение
Соотносит тематику и проблематику произведений с задачами экологического воспитания детей. Применение
24 Природоведческая литература в детском чтении. Самостоятельное изучение Перечисляет русских и зарубежных авторов, пишуших на природоведческие темы. Воспроизведение
Описывает жанровые особенности прочитанных произведений Воспроизведение
Анализирует проблематику природоведческих книг Применение
Соотносит тематику и проблематику произведений с задачами экологического воспитания детей. Применение
25 Юмористическая литература для детей. Самостоятельное изучение Знает содержание юмористических книг, входящих в список для обязательного чтения. Воспроизведение
Описывает признаки различных видов комического и типов комизма. Воспроизведение
Распознает традиции смеховой культуры в юмористическом произведении для детей Воспроизведение
26 Рубежный контроль. Модуль 3 Промежуточная аттестация (заоч.) Описывает идейное содержание сказки "Маленький принц" Воспроизведение
Анализирует проблематику сказки "Маленький принц" Применение
Пересказывает содержание сказок Коллоди, Толстого, Баума , Волкова. Воспроизведение
Описывает жанровые особенности изучаемых произведений Воспроизведение
Описывает жанровые признаки детской учебной книги Применение
Формулирует познавательную и нравственную идею прочитанного произведения Применение
Перечисляет современных русских и зарубежных поэтов, пишущих для детей и юношества. Воспроизведение
Описывает жанровые особенности, тематику и проблематику прочитанных стихотворений Воспроизведение
Перечисляет русских и зарубежных авторов, пишуших на природоведческие темы. Воспроизведение
Анализирует проблематику природоведческих книг Применение
Соотносит тематику и проблематику произведений с задачами экологического воспитания детей. Применение
Знает содержание юмористических книг, входящих в список для обязательного чтения. Воспроизведение
Пересказывает содержание исторических книг, входящих в список для обязательного чтения. Воспроизведение
Описывает жанровые особенности, тематику и проблематику прочитанных произведений Воспроизведение
Соотносит историческую правду и художественный вымысел в историческом произведении для детей Творчество
Формулирует познавательную и нравственную идею прочитанного произведения Применение
Пересказывает содержание приключенческих и фантастических произведений, входящих в список для обязательного чтения Воспроизведение
Формулирует познавательную и нравственную идею прочитанного произведения Применение
27 Рубежный контроль. Модуль 3 Самостоятельное изучение Пересказывает содержание сказок Коллоди, Толстого, Баума , Волкова. Воспроизведение
Перечисляет виды "чужого слова" в тексте (пересказ, стилизация, пародия, шаржирование) Воспроизведение
Описывает жанровые особенности изучаемых произведений Воспроизведение
Пересказывает содержание произведений П.Бажова, Б Шергина, С Писахова. Воспроизведение
Описывает жанровые признаки сказа Воспроизведение
Описывает жанровые признаки детской учебной книги Применение
Формулирует познавательную и нравственную идею прочитанного произведения Применение
Перечисляет современных русских и зарубежных поэтов, пишущих для детей и юношества. Воспроизведение
Описывает жанровые особенности, тематику и проблематику прочитанных стихотворений Воспроизведение
Описывает в общих чертах признаки "экспериментальной" поэзии Применение
Характеризует особенности стиля поэтов. Применение
Перечисляет русских и зарубежных авторов, пишуших на природоведческие темы. Воспроизведение
28 Промежуточная аттестация (экзамен) Промежуточная аттестация (экз.) Результаты не указаны

Литература

Основная

  1. Детская литература : учебник для вузов / В. К. Сигов [и др.]. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 532 с. – ISBN 978-5-534-12356-2. – URL: https://urait.ru/bcode/475864 (дата обращения: 17.09.2021). – Режим доступа: по подписке. – Текст: электронный.
  2. Минералова, И. Г. Детская литература + хрестоматия в ЭБС : учебник и практикум для вузов / И. Г. Минералова. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 333 с. – ISBN 978-5-534-00343-7. – URL: https://urait.ru/bcode/469512 (дата обращения: 17.09.2021). – Режим доступа: по подписке. – Есть печатный аналог. – Текст: электронный.
  3. Прозоров, В. В. Введение в литературоведение : учебное пособие / В. В. Прозоров. – 4-е изд., стер. – Москва : ФЛИНТА, 2017. – 224 с. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=103822 (дата обращения: 08.09.2021). – Библиогр.: с. 218-221. – ISBN 978-5-9765-1113-2. – Текст : электронный.
  4. Светловская, Н. Н. Методика обучения творческому чтению : учеб. пособие для вузов : для студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по гуманитар. направлениям и [аспирантов] / Н. Н. Светловская, Т. С. Пиче-оол. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Юрайт, 2018. - 292, [2] c. - ISBN 978-5-534-06561-9. – Текст: непосредственный.

Дополнительная

  1. Арзамасцева, И.Н. Детская литература : учеб. для студентов учреждений высш. проф. образования, обучающихся по направлению подгот. "Педагогическое образование" (профиль "Начальное образование") / И. Н. Арзамасцева, С. А. Николаева. - 9-е изд., стер. - М. : Академия, 2013. - 574, [2] с. - (Высшее профессиональное образование) (Бакалавриат. Педагогическое образование). - Гриф МО. - ISBN 978-5-4468-0421-4 : 591-80. !). - Текст: непосредственный.
  2. Кравцов, Н. И. Русское устное народное творчество : учеб. для студентов филол. специальностей ун-тов / Н. И. Кравцов, С. Г. Лазутин. - Изд. 2-е, испр. и доп. ; репр. изд. - М. : Альянс, 2016. - 446, [2] с. - (Издаём Учебники Прошлых Лет!). - ISBN 978-5-91872-052-3. – Текст: непосредственный.
  3. Неживая, Е. А. Детская литература: теоретический и практический материал : учебное пособие для студентов-иностранцев / Е. А. Неживая. – 2-е изд. – Комсомольск-на-Амуре, Саратов : Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет, Ай Пи Ар Медиа, 2019. – 162 c. – ISBN 978-5-85094-448-3, 978-5-4497-0113-8. – URL: https://www.iprbookshop.ru/85810.html (дата обращения: 20.09.2021). – Режим доступа: по подписке. – Текст: электронный.

Цифровые ресурсы

  1. Пропп, В.Я. Исторические корни волшебной сказки. [Электронный ресурс] -URL: http://www.lib.ru/CULTURE/PROPP/skazki.txt?/(дата обращения: 07.09.2021). – Режим доступа: свободный. – Загл. с экрана.

Источники

  1. Список детских книг по авторам [Электронный ресурс]. - URL: http://www.book-illustration.ru/book.html (дата обращения: 07.09.2021). – – Режим доступа: свободный. – Загл. с экрана.
  2. Тексты фольклорных сказок [Электронный ресурс] – URL: http://www.nskazi.narod.ru/(дата обращения: 07.09.2021). – – Режим доступа: свободный. – Загл. с экрана.
  3. Тексты художественных произведений [Электронный ресурс] – URL: http://www.kidsbook.ru/(дата обращения: 07.09.2021). – Режим доступа: свободный. – Загл. с экрана.

Учебно-методические материалы